Шпаргалка по навигации - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по навигации
скачать (7429.3 kb.)
Доступные файлы (29):
n1.doc709kb.22.06.2005 02:16скачать
n2.doc709kb.30.05.2006 20:15скачать
n3.doc54kb.23.06.2005 15:46скачать
n4.doc72kb.22.06.2005 07:12скачать
n5.doc606kb.23.06.2005 15:59скачать
3.10-3.12.doc5134kb.22.06.2005 18:55скачать
3.2-3.4 .doc212kb.23.06.2005 15:54скачать
n9.doc145kb.23.06.2005 15:15скачать
4.4.doc86kb.23.06.2005 16:20скачать
n11.doc159kb.23.06.2005 16:26скачать
4.8 .doc24kb.23.06.2005 15:07скачать
n13.doc98kb.23.06.2005 16:05скачать
n14.doc161kb.23.06.2005 16:19скачать
n15.doc119kb.23.06.2005 16:21скачать
n16.doc76kb.23.06.2005 16:24скачать
n17.doc77kb.23.06.2005 16:27скачать
n18.doc107kb.23.06.2005 14:55скачать
n19.doc71kb.23.06.2005 14:57скачать
n20.doc45kb.20.06.2005 18:36скачать
n21.doc46kb.21.06.2005 17:14скачать
n22.doc71kb.21.06.2005 16:50скачать
4.2..doc35kb.21.06.2005 03:52скачать
4.4.doc68kb.21.06.2005 11:27скачать
4.6.doc87kb.21.06.2005 13:55скачать
4.8.doc21kb.21.06.2005 23:57скачать
n28.doc25kb.22.06.2005 14:47скачать
n29.doc709kb.21.06.2005 23:16скачать
n30.doc40kb.16.06.2005 00:00скачать
n31.doc72kb.22.06.2005 04:12скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3

1.1 Предметы и назначение лоции.

Предметом морской лоции является установление оптимального и безопасного пути морского судна в предстоящем плавании. Являясь одной из дисциплин комплексной науки судовождения, морская лоция учит методам использования морских карт. навигационных руководств и пособий для изучения, района плава­ния и навигационного обеспечения методов судовождения в целом. Кроме того, морская лоция дает указания о способе под­держания материала таких карт, руководств и пособий на совре­менном уровне, содержит рекомендации по методике сбора сведе­ний для их обновления, пополнения, корректировки. назначение морской лоции как предмета - выбор пути морского судна.




1.2 Обеспечение судовождения.

Судово­дитель должен быть всегда информирован о всех происходящих и вероятных изменениях навигационно-гидрографических и гидро­метеорологических элементов как в качественном, так и в количественном отношениях. Часть информации о таких изменениях приводится в навигационных пособиях.Для поддержания пособий на современном уровне необходимо пользоваться специальной навигационной информацией. Для оповещения о текущей гидрометеорологической обстановке служит специальная гидрометеорологическая информация.

Морские карты, навигационные руководства и пособия, информация об изменениях навигационно-гидрографических и гидрометеорологических элементов морской обстановки, предупрежде­ния о навигационных опасностях, навигационное оборудование морских путей, оборудование судов техническими средствами — все это направлено на создание условий для правильного выбора пути судна и безопасной проводки его по этому пути в оптималь­ные сроки. Совокупность же таких средств и методов называется обеспечением судовождения.

В СССР обеспечение судовожде­ния в части, касающейся гидрографического изучения морей и океанов, составления и издания навигационных пособий всех видов, строительства и обслуживания средств навигационного оборудования и т. п., возлагается на Главное управление навига­ции и океанографии Министерства обороны (ГУНиО МО) СССР, а также на специальные органы министерств, ведомств и органи­заций, ведающих эксплуатацией транспортных, промысловых, на­учно-исследовательских и других судов.



1.3.1 Морская навигационного гидрографическая терминология (океаны, моря, заливы, проливы, прибрежная зона)

Мировой океан — непрерывная водная оболочка Земли, окружающая все материки и острова и обладающая общностью солевого состава.

Океан — часть Мирового океана, расположенная среди материков, обладающая самостоятельной системой циркуляции вод и специфическими особенностями гидрологического режима.

Море — часть океана, вдающаяся в сушу или отделенная от других его частей островами, в которой вследствие ее обособленности формируются специфические черты гидрологического режима. Различают моря: средиземные, окраинные, межостровные.

Средиземное — это море, глубоко вдающееся в сушу и соединенное с океаном, одним или несколькими проливами; окраинное — расположено по окраинам материков и обычно отделено от океана или от другого моря полуостровами или островами; межостровное — окружено более или менее тесным кольцом островов, пороги между которыми препятствуют свободному водообмену с океаном

Залив — часть океана (моря), вдающаяся в сушу и слабо отчлененная от основного водного бассейна, вследствие чего ее режим мало отличается от ре-жима прилегающего бассейна.

Пролив — относительно узкая часть океана (моря), простирающаяся между двумя участками суши и соединяющая водные пространства.

Бухта — небольшой залив, значительно отчлененный мысами или островами от основного водоема и обладающий специфиче­ским режимом.

Вход в залив (бухту) — внешняя, примыкающая к океану или морю часть залива (бухты).

Вершина залива (бухты) — внутренняя, наиболее вдающаяся в сушу часть залива (бухты).

Губа — местное название заливов вытянутой формы, образо­ванных обычно речными устьями.

Лиман — мелководный, глубоко вдающийся в сушу залив с косами и пересыпями, представляющий собой затопленную морем долину устьевой части реки или затопленную прибрежную низ­менность.

Лагуна — акватория, отделенная от океана (моря) косою постоянно или временно.

Фиорд - узкий, глубокий и далеко вдающийся в гористую су­шу залив (бухта) с высокими и очень крутыми берегами; фиорд имеет корытообразное ложе и часто отделяется от моря подвод­ным порогом. Типичен для гористых побережий, обычно имеет пороги и впадины по продольному профилю; встречаются группа­ми. Иногда два фиорда, соединяясь своими вершинами, образуют пролив фиордового типа.

Фиорд (фиерд) — узкий, неглубокий, далеко вдающийся в сушу и обычно сильно разветвленный залив (бухта) с невысоки­ми пологими берегами, имеющий веерообразные расширения и внутренние острова.

Устьевая область реки — переходная зона от реки к морю, для которой характерно взаимодействие и смешение вод реки и моря и дельтообразование, включающая устьевой участок реки с частью ее бассейна и устьевое взморье.

Устьевое взморье — часть прибрежной зоны моря, в которой проявляется влияние речного стока и происходит формирование подводной части дельты.

Дельтообразование — процесс отложения и переотложения речных и морских наносов, приводящий к формированию гидрографической сети и подводного и надводного рельефа устьевой области реки.

Дельта реки — устьевой участок реки, в пределах которого происходит ее деление на водотоки.

Участок реки с обратным течением — часть нижнего течения реки, на которой бывают вызванные влиянием моря обратные течения.

Устьевой лиман — часть устьевого взморья в виде залива, отделенная косой и превратившаяся в проточный водоем с пресными или солоноватыми водами, сформированный при отсутствии приливных явлений.

Эстуарий — часть устьевого взморья в виде глубоко вдающегося в сушу залива, сформированного при воздействии приливных явлений.


1.4 Навигационное оборудование (назначение и задачи, виды средств, методы нав. оборудования)

Под навигационным оборудованием подразумевают совокупность рационально спроектированных и размещенных на берегу и в прибрежных водах различных технических средств, предназначенных для решения следующих ocновных задач: обеспечение опознания районов морского побережья, а также навигационных определений места судна; обеспечение следования судна по фарватерам или рекомендованными курсами, по каналам, в узкостях и на акваториях портов;

указания положения навигационных опасностей, отдельных точек и районов на воде.

Виды средств навигационного оборудования. Средства нави гационного оборудования представляют собой специальные со­оружения, конструкции или устройства* предназначенные для ориентирования или определения места судна в море, для ограж­дения каналов, фарватеров и навигационных опасностей, а так­же для определения маневренных элементов, производства де-виационных и радиодевиационных работ, обозначения' различных полигонов, районов и отдельных точек на воде. Таким образом, СНО являются средствами внешней коррекции, действующими вне судна.

Системы навигационного оборудования можно классифици­ровать по различным признакам. Так, например, по месту распо­ложения СНО различают береговые, плавучие и космические.

Береговые СНО представляют собой сооружения, конструк­ции или устройства, устанавливаемые на суше или на гидротех­нических основаниях в море. Они являются стационарными (не­подвижными), с точно определенными координатами, оснащен­ными, как правило, мощным и эффективным оборудованием, обеспечивающим значительную дальность действия и надеж­ность навигационного обеспечения (маяки, знаки, огни, башни, створы, пятна, естественные пункты, объекты и сооружения).

Плавучие предостерегательные знаки (ППЗ) — это сооруже­ния, способные держаться на плаву (плавмаяки, буи, бакены и вехи), устанавливаемые на якорях в пунктах с точно определен­ными координатами. Плавучие СНО непосредственно ограждают ту или иную навигационную опасность. По устройству эти СНО проще и дешевле береговых. В силу специфики установки плаву­чие СНО не могут использоваться для надежного определения места судна, так как практически никогда нет уверенности в том, что они находятся в точно предназначенном для них штатном месте.

Космические средства делятся на естественные (светила) и искусственные источники излучения радиоволн.

Навигационное оборудование данного моря обязательно ба­зируется на совместном применении всех видов СНО.

В зависимости от технических принципов построения совре­менные СНО разделяются на зрительные, радиотехнические, зву­косигнальные, гидроакустические, электромагнитные.

Зрительные СНО для использования в темное время суток оборудуются светооптическими аппаратами, создающими круго­вое, направленное или секторное освещение, с определенным ха­рактером и цветом огня.

К зрительным СНО относятся маяки, светящие и несветящие знаки, огни, створы, плавучие предостерегательные знаки.

Радиотехнические СНО, используя радиосигналы, позво­ляют определять направления и расстояния до них; отдель­ные виды РТСНО позволяют определять разность или сумму расстояний до двух радиостанций специального на­значения.

В отличие от визуальных СНО такие средства размещают не только на берегу, но и частично на борту судна (в виде при-емоиндикаторов). Радионавигационные устройства, установлен­ные на борту, относятся к судовым средствам навигации (при-емоиндикатары или запрещающие устройства), а установлен­ные на берегу — входят в состав РТСНО. Звукосигнальные СНО устанавливаются, как правило, на маяках, знаках и буях; их дальность действия зависит от состо­яния погоды и колеблется от нескольких кабельтовых до несколь­ких миль. Гидроакустические СНО используются для определения ко­ординат места судна с помощью судовых технических средств навигации.

Методы навигационного оборудования. Их можно классифицировать по принципу решения трех основных задач навигационного оборудования Для решения первой задачи по обеспечению опознания различных районов побережья и навигационных определений места судна применяют метод «обеспечения по площади», заключающийся в развитии сети зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО для покрытия рабочими золами этих средств наибольших площадей. Зона действия любого СНО — это район моря, в пределах которого возможно измерение навигационного параметра по этому СНО.

Рабочей зоной СНО называют ту часть зоны действия, в пределах которой возможно определение места судна с заданной точностью. Таким образом, рабочие зоны СНО показывают те районы моря, которые обеспечиваются данными средствами; более того, они же указывают характер распределения CKП в границах этих районов моря.

Обеспечение следования судна по рекомендованным курсам или фарватерам, каналам, в узкостях и на акваториях портов, т. е. решение второй задачи навигационного оборудования , осуществляется методом «обеспечения по направлению (маршруту)», установкой зрительных, радиотехнических и звукосигнальных СНО вдоль фарватеров и рекомендованных путей, установкой створов и секторных огней, а также указанием реко- мендованных курсов, границ М = 0, 5 мили фарватеров, бровок каналов и зон разделения движения с по­мощью ППЗ.

При решении третьей задачи, связанной с указанием положе­ния навигационных опасностей, отдельных точек и районов на , воде, применяют: ППЗ, автома­тические электрорадиомаяки (на отдельно лежащих в море опас­ностях), РНС ближнего действия, секторное освещение на маяках и светящих знаках, створное оборудование.


1.3.2 Морская навигационного гидрографическая терминология (рельеф морского дна)

Дно водного объекта — часть поверх­ности земной коры, находящаяся в пределах водного объекта ни­же его уровня.

Грунт дна — материал, составляющий верхний слой дна вод­ного объекта.

Глубина — расстояние по вертикали от поверхности воды до поверхности дна водного объекта.

Подводный рельеф — совокупность всех форм поверхности дна.

Материковая отмель (шельф) — подводное продолжение по­верхности «материков до бровки материковой отмели.

Бровка материковой отмели — линия перегиба материковой отмели, за которой начинается значительное понижение дна.

Материковый склон — часть морского дна, круто опускаю­щаяся от бровки материковой отмели к ложу океана или моря.

Ложе океана или моря — центральная, самая обширная и преимущественно равнинная часть морского дна, расположенная на глубинах свыше 2000—4000 м.

Отрицательные формы рельефа — впадины морского дна.

Впадина — любая замкнутая отрицательная форма рельефа дна, если она не имеет определенного термина.

Глубоководная океаническая впадина — наиболее глубокое, узкое, вытянутое и замкнутое понижение ложа океана с крутыми склонами.

Котловина — обширное, замкнутое, невытянутое понижение океанического ложа округлой или неправильной формы, с по­логими склонами, оконтуриваемое глубинами 5000 м и несколь­ко менее.

Желоб — длинное и узкое, большей частью незамкнутое уг-лубление с относительно крутыми склонами, расположенное в

пределах материковой отмели и заходящее часто на материко-вый склон.

Подводный каньон - глубокая, крутосклонная долина, V-об-paзная в поперечном профиле, рассекающая материковый склон и заходящая своей вершиной в материковую отмель.

Подводная долина - узкое углубление на материковой отмели с пологими склонами, иногда подводное продолжение русла крупной реки

Яма - незначительный участок дна с резким увеличением глубины. Этот же термин употребляется также для указания са­мой глубокой части подводного углубления дна открытых морей,

Свал глубинзона резкого увеличения глубин на устьевом взморье.

Положительные формы рельефа — возвышенности морского дна.

Хребет (подводный) вытянутое в определенном направлении узкое возвышение океанического ложа с расчлененными и относительно крутыми склонами.

­Поднятие - обширное вытянутое возвышение океанического ложа, сходное с хребтом, но обладающее менее расчлененные рельефом и более пологими склонами.

Плато-обширное по площади, невытянутое возвышение океанического ложа, характеризующееся относительно ровной поверхностью и сравнительно крутыми склонами.

Порог - подводный перешеек, соединяющий или два участка

суши (берега проливов, фиордов, острова), или такие подвод­ные возвышенности, глубины над которыми меньше, чем над са-мим подводным перешейком.

Подводная, гора - отдельное, с крутыми склонами подводное возвышение морского дна глубокой части океанов и морей.

Подводный вулкан - любое место подводного извержения; иногда гора вулканического происхождения.

Возвышенность - общий термин, относящийся к тем положи-гельным формам подводного рельефа, для которых затруднитель­но установить другой, более определенный термин.

Банка - общий навигационный термин, относящийся ко всем

изолированным и ограниченным по площади резким поднятиям морского дна Банка может располагаться в любой части дна Мирового океана в отличие от подводной горы, являющейся фор­мой рельефа дна только глубокой частя океана иди моря. Таким образом, подводная гора это частный вид банки, хотя послед­няя преимущественно свойственна материковой отмели.

Глубины над банками могут быть самыми различными, т. е. от близких к 0 м до 200 м и более.

Мель - общий навигационный термин, относящийся ко всем

более или менее обширным по площади возвышениям на мате­риковой отмели, глубины над которыми относительно малы.

Отмель — мель, простирающаяся от берега, глубины над ко­торой постепенно увеличиваются от берега в море.

Осушка — часть берега или отмели, обнажающаяся в малую воду.

Подводная коса — узкая длинная отмель, являющаяся под­водным продолжением полуострова, мыса или надводной косы.

Устьевой бар— подводные отмели, созданные в результате осаждения наносов реки и моря на устьевом взморье. Различают два типа устьевых баров: речной — в месте втекания речных вод в море и морской — в месте стыка стокового и морского те­чений.

Устьевая коса — аккумулятивное образование, направленное вдоль боковой границы струи речного потока при его впадении в море и сдерживающее интенсивное боковое растекание речных вод.

Риф — опасное для плавания надводное или осыхающее воз­вышение морского дна со скалистым грунтом или скопление надводных или осыхающих камней.

Коралловый риф — подводное, осыхающее или надводное об­разование из коралловых полипняков и других организмов, по­крывающее или окаймляющее в некоторых районах Мирового океана твердые (скалистые) участки морского дна на глубинах до 70 м.

Буруны — пенящиеся волны, разбивающиеся на некотором удалении от берега, иногда и в открытом море над банками и рифами.

Мелководье — часть моря с малыми или относительно ма­лыми глубинами, независимо от того, обеспечивают или не обес­печивают эти глубины плавание надводных судов.

Отличительная глубина — глубина, резко отличающаяся от окружающих глубин в большую или меньшую сторону.

Пятно (отличительное) — совокупность отличительных глубин.



1.5.1 Зрительные средства СНО (береговые– классификация, принципы расстановки)

Обслуживаемые маяки, светящие, знаки и огни необслуживаемые, если на них не установлены световые выключатели, светят круглосуточно, маячные сооружения ( должны обладать прочной и устойчивой конструкцией, противодействующей ветровой нагрузке и разрушительной силе волн), маячные башни (имеют различную геометрическую форму — цилиндрическую, коническую, призматическую, пирамидальную и т. п; они бывают со сплошными стенками, ажурные, смешанной конструкции), для обеспечения дальности видимости не более 3—4 миль применяют щиты треугольной, трапециевидной или ромбовидной формы. . В зависимости от назначения маяки и знаки оборудуются светооптическими аппаратами кругового и направленного действия, а также газосветными маячными установками и прожекторами. Устройство светооптического аппарата должно быть таким, чтобы исключить возможность спутать световой сигнал маяка с другим случайным огнем.. Для этого, кроме различной цветности, огонь маяка отличается определенной характеристикой. При плавании в особо стесненных в навигационном отношении районах, когда судно вынуждено строго придерживаться оси или бровки узкого канала или фарватера, появляется необходимость иметь такое СНО, которое позволяло бы простейшим образом удерживать движение судна на прямой линии, совпадающей с осью прямолинейного колена (участка) канала или фарватера. Таким СНО является навигационный створ. Створ представляет собой дорогостоящее сооружение. По­этому в тех случаях, когда вполне достаточно обеспечить дви­жение судна ночью по ряду радиально расположенных направ­лений со значительно меньшей точностью, используют относи­тельно более простое и дешевое СНО — секторный огонь.

Секторный огонь — специальное светотехническое устройст­во, устанавливаемое на маяке или навигационном знаке и обес­печивающее возможность обозначения зон (секторов) путем ос­вещения их огнями различного цвета.

Расстановка. Сеть береговых маяков, огней и знаков для обеспечения судовождения создается (развивается) с учетом навигационных, гидрографических, гидрометеорологических и топографических особенностей оборудуемого района. Расстанов­ка маяков и знаков осуществляется исходя из обеспечения следования судов наиболее рациональными курсами, с учетом данных о глубинах, течениях, ледовой обстановке, господ­ствующих ветрах, условий видимости и других факторов, влияющих на безопасность мореплавания. Исходя из положения мореплавателя, подходящего с моря, принцип развития сети береговых маяков и знаков можно пояснить следующим об­разом.

Для приема судна с моря строят сеть береговых СНО с наи­более мощными светооптичеcкими системами. Эти маяки позво­ляют мореплавателю получить первые навигационные определе­ния места судна в значительном удалении от берега и таким образом своевременно осуществить первую корректуру своего счисления, предупреждая от грубых ошибок направление подхо­да к месту назначения. В общем случае в подобной ситуации мо­реплаватель может быть удовлетворен определением своего мес­та способом крюйспеленга по единственному маяку. В этой свя­зи, а также учитывая экономические соображения, сеть таких мощных маяков, как правило, частой не бывает; расстояния между ними могут быть довольно значительными (40—50 м. миль), что зависит от конфигурации береговой черты и характе­ра рельефа берега.

По мере приближения к берегу развивается сеть СНО, обес­печивающая более точные навигационные определения места судна по двум, трем и более объектам и дающая мореплавате­лю более конкретное представление о конфигурации береговой черты. Такие маяки устанавливают более часто через 25—30 м. миль с расчетом перекрытия дальностей их действия.

Дальнейшие навигационные определения на ближайших к берегу дистанциях обеспечивают сетью СНО, расположенных до­статочно близко друг к другу с целью безопасного судовожде­ния в прибрежных водах.

Такая расстановка маяков, огней и знаков является услов­ной; она меняется в зависимости от навигационно-гидрографиче-ских и прочих особенностей данного моря.


1.3.3 Морская навигационного гидрографическая терминология (порт, сооружения в порту)

Порт (морской) — прибрежная акватория, естественно или искусственно защищенная от волнения, заносимости и наносного льда, и прилегающая к этой акватории полоса берега (портовая территория), оборудованная причальными сооружениями и устройствами для швартовки судов под грузовые операции. Различают торговые, военные порты и порты-убежища.

Торговый порт — порт, предназначенный для передачи грузов и пассажиров с суши на воду или обратно.

Военный порт — порт, предназначенный для стоянки, ремонта и снабжения исключительно военных кораблей.

Порт-убежище — бухта или рейд, где под искусственной или естественной защитой могут становиться на якоря или швартовные бочки небольшие суда.

По географическому положению различают береговые, устьевые и островные порты. По влиянию приливав на устройство морских портов выделяют порты открытые, закрытые и смешанного типа.

Открытый порт — порт, расположенный на море, где приливы не более 5 м, и потому не изолированный никакими закрывающими его от моря устройствами (шлюзами, воротами и т. п.).

Закрытый порт — порт, расположенный на море, где большие приливы (более 5 м), и имеющий отдельные бассейны и гавани, которые отделяются от моря дамбами со специальными устройствами (воротами, шлюзами и т. п.) для приема морских судов: внутри таких бассейнов и гаваней уровень воды сохраняется на постоянной высоте.

Порт смешанного типа — порт, в котором, помимо закрытых бассейнов, имеются и открытые районы.

Аванпорт — рейд, находящийся за пределами или внутри акватории порта (но за пределами внутренних гаваней), защищенный молами, волноломами или имеющий естественное укрытие и предназначенный для стоянки судов в ожидании входа в порт или для их частичной разгрузки.

Иногда под аванпортом подразумевают также особый порт, расположенный на подходе к главному порту и связанный с ним в своей работе. Глубины такого аванпорта обычно больше и его замерзаемость менее продолжительная, чем в основном порту.

Дамба — гидротехническое сооружение в виде укрепленной насыпи (вала) на берегу или вблизи бере­га, предназначенное для предохранения берега от затопления и размывания морем, защиты каналов и рейдов от волнения и за­носов, регулирования течения рек и соединения различных уча­стков суши между собой.

Внешнее оградительное сооружение — сооружение в виде дамбы или стены, возвышающейся над уровнем воды, для защи­ты акватории порта от волнения, течений, заносим ости и льда. Эти сооружения обычно возводятся из грунта, бетонных масси­вов, крупных деревянных ряжей или бетонных ящиков.

Волнолом — не связанное с берегом внешнее оградительное сооружение порта. Кроме такого, обычно надводного волнолома, различают также подводный, возводимый параллельно берегу, на некотором расстоянии от него, для защиты от волнения и для накопления между волноломами и берегом наносов и образования пляжей; плавучий — из ряда понтонов, закрепленных на якорях, гасящий наиболее интенсивные поверхностные волны; пневмати­ческий — в виде притопленного трубопровода со сжатым возду­хом, использующего волногасящий эффект восходящих токов во­ды, образующихся под влиянием пузырьков воздуха.

Мол — связанное с берегом внешнее оградительное сооруже­ние. Мористая оконечность мола называется головой, а берего­вая в месте сопряжения мола с портовой территорией — корнем.

Пирс, или погрузочный (оперативный) мол, — широкая дам­ба, выступающая от берега во внутренней акватории «орта и слу­жащая для швартовки судов (с трех сторон) и погрузочных опе­раций.

Причальное сооружение — обобщающий термин, охватываю­щий все конструктивные виды набережных и других обделок, служащих для причала судов.

Набережная — синоним термина «причальное сооружение».

Набережная стенка, или стенка, — причальное сооружение со сплошной вертикальной передней гранью.

Эстакада — сквозная (на сваях или колоннах) конструкция, вытянутая вдоль берега (продольная эстакада) или расположен­ная под углом к нему (поперечная эстакада), служащая для швартовки судов и производства перегрузочных работ.

Дебаркадер (пристань) — понтон, расположенный у берега, | связанный с ним мостиком на сваях или стойках и служащий для причаливания судов (обычно небольших) и для перегрузочных операций.

Причал береговой — участок берега портовой территории, предназначенный для непосредственной швартовки судов и для производства перегрузочных операций. Причалы устраиваются у береговой линии, по периметру погрузочных молов, пирсов, эста- кад.

Терминал — участок порта, включающий один или несколь­ко смежных причалов, использующихся для переработки одно-родного груза.

Причал рейдовый — участок акватории (защищенного рей­да) порта, предназначенный для установки судов при производ­стве перегрузочных операций на плаву с судов на лихтеры и обратно.

Причальное приспособление — всякое приспособление, служа­щее для швартовки судов и для смягчения удара судов о причал.

Бон — плавучее заграждение в военных портах, представля­ющее препятствие для прохода подводных и надводных судов, а также преграждающее доступ торпедам. Это также плавучее за­граждение в торговых портах, предназначенных для ограждения акватории нефтяных гаваней от разлития нефти по поверхности воды за пределы гавани. Обычно это устройство из бревен, по­плавков, проволочных сетей и грузов.

Укрепление берега — сооружение, имеющее целью предохра­нить берег от разрушения под действием волнения и льда.

Буна — сооружение в виде короткой дамбы из каменной на­броски или оплошной свайной стенки, выдвинутое по откосу бе­рега под прямым или косым углом к берегу до глубины в не­сколько метров.

Шлюз — сооружение в виде камеры, куда вводится судно для подъема с одного уровня воды на другой уровень.

Причальная тумба — изготовленное из металла или желе­зобетона приспособление на любом причале, служащее для креп­ления судовых швартовов.

Причальный рым — металлическое кольцо или крюк, или сочетание кольца с крюком, вделанное в конструкцию при­чального сооружения для крепления швартовов небольших судов.

Свая •— прямолинейный стержень, деревянный, металличе­ский или железобетонный, погружаемый на определенную глу­бину в грунт и входящий в состав несущих (поддерживающих) конструкций и гидротехнических сооружений.

Пал — конструкция в виде куста из небольших свай, забитых в грунт, или в виде железобетонной полой башни, наполняемой песком, установленная на дне и возвышающаяся над водой на­столько, чтобы на ней можно было крепить швартовы при самом высоком уровне воды. Иногда палом называют также конструкцию в виде ряда отдельных свай или кустов свай, забитых в грунт и служащих для ограждения от навала судна на откос берега.

Отбойная рама — деревянная рама из брусьев, прикрепляе­мая к лицевой поверхности набережной для смягчения удара суд­на при швартовке.

Ледорез — сооружение, служащее для защиты судов и легких портовых сооружений (эстакад) от нажима льда.

Массивы — искусственные бетонные блоки для кладки вол­ноломов, молов и набережных.

Массивы-гигантыкрупные пустотелые ящики с железобе­тонными стенками и днищем, строящиеся на берегу и спускаемые в воду как суда; после отбуксировки на место возведения соору­жения массивы-гиганты затопляют и затем заполняют песком, камнем или бетоном; входят в состав волнолома мола или на­бережной.

Ряж затопленный сруб из бревен, разделенный промежу­точными перегородками на клетки («банки»), загруженные кам­нем.

Парапет — невысокая стенка, возводимая на гребне огради­тельного сооружения (волнолома, мола) в форме изогнутого ко­зырька для защиты его от всплесков волн


1.5.2 Зрительные средства СНО (плавучиеклассификация, принципы расстановки)

Плавучий маяк (ПМ) — это судно специальной постройки, конструкция которого позволяет использовать его длительное время на якоре в открытом море (рис. 14), с размещенными на борту средствами навигационного оборудования, предназначенное для обозначения входа в узкости, ограждения навигационных опасностей и ориентирования по нему судов. Плавучие маяки применяются для ограждения опасностей или для указания подходных точек фарватеров и каналов в таких районах, где эта задача не может быть решена другими СНО.

Для ограждения навигационных опасностей, сторон каналов и фарватеров и рекомендованных путей применяют буи и вехи, представляющие собой плавучие конструкции определенной формы и размеров, установленные в заданныхточках на якорях; к ним также относятся знаки, устанавливаемые на морском грунте. ППЗ предназначены также для обозначения отдельных точек на воде, границ полигонов, зон разделения движения и центра района кругового движения в системах разделения движения и для других подобных целей. В зависимости от назначения буи и вехи различаются между собой конструкцией, окраской, видом топовых фигур, а буи, кроме того, еще цветом и характером огня. Кроме светооптических аппаратов и топовых фигур, ППЗ часто оборудуются также звукосигнальными установками , маркерными радиомаяками , радиолокационными отражателями.

Расстановка: Постановка и съемка ППЗ, а также систематический контроль и поддержание их на месте в должном состоянии возложены на ГУНиО МО, Гидрографическое предприятие ММФ и В/О «Совсудоподъем», а также на их местные органы. Ограждению, как правило, подлежат все опасности, расположенные в зонах прибрежного плавания, в районах интенсивных судопотоков, вблизи каналов, фарватеров, рекомендованных путей, полос движения, а также в районах рыбной ловли или другого морского промысла, в районах специальных работ. Ограждение бывает штатным и нештатным. Штатное — это постоянное ограждение, установленное в определенном месте и нанесенное на карты; для него составляют специальные постановочные ведомости штатных ППЗ. Нештатное — это ограждение, выставляемое периодически, когда этого требует навигационная обстановка: Положение относительно навигационной опасности и дальность видимости ППЗ должны обеспечивать зрительное обнаружение знака днем и ночью, опознание его, принятие решения и своевременное уклонение от опасности. Поэтому минимальное расстояние Dmin до границы опасности, на которой устанавливается ППЗ, определяется по формуле Dmin =r + M ,где г — радиус циркуляции ППЗ, м; М — предельная погрешность определения места с вероятностью 99,7%.


1.3.4 Морская навигационного гидрографическая терминология (морские пути плавания, отдельные участки водного пространства, СНО)

Проход — стесненный, но доступный для сквозного плавания участок водного пространства между берегами, островами и навигационными опасностями, В отличие от пролива всегда судоходен. В проливе может быть несколько проходов.

Узкость — очень узкий и сложный в навигационном отношении проход.

Морской канал — канал, искусственно прорытый в морском дне для прохода судов через мелководье и обозначенный средствами навигационного оборудования. Различают следующие элементы морского канала: ось — средняя (осевая) линия морского канала; правая и левая стороны, считая их по ходу судов в порт с моря; бровки — верхние ребра его стенок; колено — прямолинейный или почти прямолинейный участок морского канала между поворотами.

Фарватер — безопасный путь плавания судов среди различного рода препятствий (между островами, подводными, опасностями, в минных полях и т. п ), обозначенный средствами навигационного оборудования.

Проход может иметь несколько фарватеров, которые представляют собой узкие, строго определенные судоходные полосы моря, в то время как сам проход — более или менее широкий участок водного пространства. Элементы фарватера: ось —его средняя (осевая) линия; ветвь — фарватер, отходящий в сторону от главного. Среди фарватеров различают: открытые для плавания всех судов; открытые для плавания только специальных судов; подходные, обеспечивающие подход к внешней части порта или гавани; главные, обеспечивающие проходы в порты с моря или плавания между портами в шхерах; соединительные, соединяющие между собой главные или другие фарватеры; створные, в отличие от фарватеров, огражденных плавучими ; средствами навигационного оборудования; протраленные гидрографическими тралами, обследованные и недостаточно обследованные промером фарватеры; морские, шхерные и минные, называемые так по своему местоположению; северные, южные, восточные и западные, по своему расположению относительно стран света.

Талc — отрезок пути судна, меняющего направление собственного движения в навигационных целях.

Рекомендованный курс -— указанный в каком-либо навигационном пособии путь судна, проверенный на практике как наиболее безопасный и выгодный для плавания в данном районе.

Отдельные участки водного пространства. Рейд — участок водного пространства у берега или среди островов, расположенный обычно перед портом, гаванью, приморским населенным (пунктом или устьем реки, используемый для стоянки, а в некоторых случаях и для перегрузки судов).Различают рейды: открытые — не защищенные или плохо защищенные от ветра и волнения; закрытые — защищенные от ветра и волнения естественными или искусственными преградами; внешние (при наличии внутреннего) — более мористые и обычно открытые, и внутренние (при наличии внешнего) — закрытые, расположенные внутри залива, бухты или порта. Якорное место — небольшой участок водного пространства у берега (на рейде, в бухте), удобный для постановки судов на якорь. Плес — сравнительно обширный и безопасный для плавания район, расположенный среди островов, скал, банок и других препятствий и допускающий свободное маневрирование судов. Иногда под этим термином понимают расширенные части водных пространств, нешироких водных проходов, как, например, в шхеpax, реках и т. п. Район нечистого грунта — всякий район в море, порту, гавани, в пределах которого по причине неровного (скалистого) дна | или из-за наличия на дне кабелей, утерянных якорей и других предметов постановка судов на якорь и лов рыбы тралом не рекомендуются. Район свалки грунта — определенный район в море, в пределах которого производится свалка грунта, извлеченного при дноглубительных работах, а также мусора, вывезенного из порта.

Морской полигон — определенный район в море, выделенный для испытания технических и (или) боевых средств, для проведения военных учений.

Средства навигационного оборудования морей (СНО). В зависимости от вида используемого оборудования различают зрительные, радиотехнические, электромагнитные, гидроакустические и звукосигнальные СНО.

Зрительные СНО — специальные стационарные или плавучие сооружения, конструкции, устройства, предназначенные для определения координат судна в море или для ориентирования судна путем зрительного восприятия их формы и окраски или излучаемых световых сигналов.

Радиотехнические СНО (РТСНО) — специальные наземные или плавучие станции, работающие в радиочастотном диапазоне, предназначенные для решения задач навигации совместно с судовыми техническими средствами навигации.

Электромагнитные СНО — устройства, создающие в воде и в приводном слое атмосферы электромагнитное поле, используемое для определения координат судна с помощью судовых технических средств навигации.

Гидроакустические СНО - устройства, излучающие подводные звуковые сигналы, используемые для определения координат судна с помощью судовых технических средств навигации.

Звукосигнальные СНО — устройства, излучающие в воздушной среде звуковые сигналы, предназначенные для предупреждения мореплавателей о навигационных опасностях в условиях плохой видимости путем слухового восприятия этих сигналов.

СНО, координаты места и режимы работы которых указаны в официальном навигационном пособии и нанесены на навигационные карты, называются штатными СНО. СНО, работа которых находится под постоянным контролем обслуживающего персонала, называются обслуживаемыми СНО.

Автоматически действующие СНО, обслуживание которых производится периодически, называются необслуживаемыми СНО.

СНО, устанавливаемые временно для обеспечения гидрографических работ или решения специальных задач судами, называются нештатными СНО; координаты таких СНО указываются в «Извещениях мореплавателям» (см. § 68).

Навигационный морской ориентир — объект, координаты которого известны, используемый для определения координат судна или для его ориентирования.

Морской маяк — СНО, представляющее собой специальное капитальное сооружение, с дальностью видимости белого или приведенных к нему цветных огней не менее 10 миль.

Светящийся морской навигационный знак — СНО, представляющее собой капитальное сооружение, имеющее светооптический аппарат с дальностью видимости белого или приведенных к нему цветных огней менее 10 миль.

Необслуживаемый светящийся навигационный знак с электри­ческим светооптическим аппаратом и автоматическим радиомая­ком называют автоматическим электрорадиомаяком (АЭРМК).

Знак навигационный несветящий — дневной навигационный ориентир, представляющий собой такое же сооружение, как и светящийся навигационный знак, но не имеющий светотехниче­ской аппаратуры. Часто такой знак оборудуется радиолокацион­ным и реже оптическим отражателем.

Морской навигационный огонь — СНО, представляющее со­бой световой прибор, устанавливаемый на естественных объек­тах или сооружениях неспециальной постройки (пирс, здание и т. п.). Такое СНО часто действует автоматически.

Портовый огонь — огонь, установленный в пределах аквато­рии порта.

Морской навигационный створ — створ, образованный сред­ствами навигационного оборудования морей, предназначенный для обеспечения судовождения в пределах створной зоны.

Морские плавучие предостерегательные знаки (ППЗ) — пла­вучие СНО в виде буев или вех, устанавливаемые на якорь для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения по­ложения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, ры­боловных снастей, мест якорных стоянок.

Веха постоянная — закрепленный в грунте (деревянный или металлический) шест с топовыми фигурами, иногда со светотехни­ческим устройством, предназначенный для обозначения каналов, фарватеров или границ специальных водных районов, а также для ограждения отдельных опасных для судовождения препятст­вий.

Плавучий маяк — специально построенное судно с размещен­ными на борту средствами навигационного оборудования, предназ­наченное для ограждения навигационных опасностей и ориен­тирования по нему судов.

Радиомаяк — передающая радиостанция с фиксированным, известным мореплавателям положением, который излучает в ус­тановленное время присвоенные ему опознавательные знаки и сигналы на заданных частотах.

Аэромаяк — навигационный зрительный ориентир для само­летов, оборудованный светотехнической установкой, позволяю­щей в ряде случаев использовать ее для морских судов.

Береговые пеленгаторные и дальномерные станции — радио­технические, теплотехнические или гидроакустические устройст­ва, установленные на берету и предназначенные для уточнения места судна, в море.



1.6 Радиотехнические средства навигационного наблюдения (РТСНО)-классификация и назначение



Береговые радиопеленгаторные станции (БРПС). Эти станции по запросу судна пеленгуют его и по радио передают на судно значение радиопеленга. Обычно такие станции, работая в группе из нескольких БРПС, передают на судно его географические координаты на определенный момент времени; БРПС не несут ответственности за правильность сообщенных судну координат. Особо широкого развития БРПС не получили.

Радиомаяки — это передающие радиостанции с известным мореплавателям положением. В установленное время радиомаяки (РМ) излучают присвоенные им опознавательные знаки и сигналы на заданных частотах для определения направления на них. Все обслуживающие мореплавателей радиомаяки (см. рис. 22) делятся на две основные группы — кругового (КРМ) и направленного (НРМ.) излучения. В первом случае для определения направления на судне должен быть установлен радиопеленгатор; во втором вместо радиопеленгатора можно использовать обычный широковещательный радиоприемник, имеющий средневолновый диапазон. Круговые радиомаяки* разделяют на радиомаяки дальнего действия (свыше 100 миль), ближнего действия (менее 100 миль) и маркерные маломощные автоматические, применяемые для ограждения опасностей, обозначения подходных точек, точек поворотов, отдельных пунктов в труднодоступных для обслуживания районах, а также для сгущения сети КРМ ближнего действия. КРМ, как правило, входят в состав маячного комплекса совместно со световым маяком и другими видами СНО. Особое место занимают так называемые комбинированные радиомаяки или радиоакустические СНО. Этот вид СНО широкого распространения не получил. Радиомаяки направленного излучения (НРМ) по виду характеристики разделяют на створные (СРМ), вращающиеся — с вращающейся характеристикой направленности (NSPM) и с веером вращающихся равносигнальных зон (ВРМ), часто называемых секторными. Створные радиомаяки (СРМ) работают на основе равносигнального способа определения направления и применяются для проводки судов по прямолинейным фарватерам. Вращающиеся радиомаяки (NSPM) имеют диаграмму излучения в форме восьмерки или кардиоиды, которая равномерно вращается в горизонтальной плоскости. Эти радиомаяки работают по принципу приема минимума сигнала. При этом в момент совпадения угла молчания с одним из характерных направлений, например N или S (рис. 24), подается специальный сигнал и вслед за ним подаются точки, каждая из которых соответствует повороту диаграммы на 1 или 2°; подача точек избавляет наблюдателя пользоваться секундомером. Сосчитав точки от момента начала работы маяка до момента полного пропадания их слышимости (когда через положение наблюдателя проходит минимум слышимости), можно определить пеленг на судно из положения NSPM. Секторные радиомаяки работают по установленному расписанию. Цикл работы трехмачтовых ВРМ — 60 с (1 мин): первые 30 с радиомаяк работает, как KPM, вторые 30 с излучение становится направленным и радиомаяк передает 60 сигналов (точек и тире).

РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ОТРАЖАТЕЛИ: Пассивные радиолокационные отражатели (РЛП). Их приме нягот для повышения отражательной способности навигационных знаков, ППЗ, а также для обозначения отдельных точек, расположенных на водной поверхности или на низменном берегу, не имеющем характерных радиолокационных ориентиров. По конструктивному исполнению РЛП представляют собой плоскую металлическую пластину, либо две плоские пластины, расположенные друг к другу под углом, в 90° (двугранный уголковый отражатель), либо три пластины, образующие, трехгранный уголковый отражатель. Радиолокационные маяки-ответчики (РМО). РМО — устройство, излучающее импульсные радиосигналы в ответ на облучение его импульсами («запросный» сигнал) работающей судовой НРЛС. Для опознания различных РМО их ответные сигналы (импульсы) кодируются. В качестве кодового сигнала используют буквы азбуки Морзе

РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: Фазовые РНС основаны на сравнении фаз электромагнитных колебаний, прошедших измеряемые расстояния. В зависимости от вида получаемого навигационного параметра выделяют дальномерные, азимутальные и гиперболические системы. Наибольшее применение из таких РНС получили «Декка» и «Омега». Импульсные и импульсно-фазовые РНС являются одними из распространенных средств определения места судна на больших расстояниях от берегов. Наибольшее практическое применение из таких РНС имеют импульсная РНС «Лоран А» и импульсно-фазовая РНС «Лоран-С». Перспективной представляется космическая навигационная система, позволяющая обеспечить определение места в любом районе океана, в любое время суток и независимо от состояния погоды с погрешностями порядка 0,1—0,2 мили.


1.7 Звукосигнальные СНО

Звукосигнальные СМО 1 воздушные туманные сигналы —-предназначены для ориентировки мореплавателей относительно береговой черты в условиях пониженной видимости. Они лишь предупреждают о приближении опасности и никогда не могут служить средством для точного определения места судна.. Последнее обусловливается особенностями распространения звуковой энергии в воздушной среде. Поэтому воздушные туманные сигналы и на-зываютс я. предостерегательными.

Прибрежные навигационные опасности, как правило, ограждаются береговыми установками, а удаленные от береговой черты буями с ревунами, Сектор слышимости береговой сигнальной установки обычно полностью охватывает участок, расположения прибрежной навигационной опасности.

Колокол благодаря ограниченному распространению его звука применяется редко, преимущественно в портах на концах молов, в узкостях, на рейдах и вообще в местах, где от сигнала не требуется большой слышимости. Его используют также на буях и на плавучих маяках, но на последних только в случае порчи других, более эффективных сигнальных средств. Встречаются установки из нескольких (двух - четырех) колоколов. Гонг, как и колокол, обыкновенно ручной, применяется также только в портах на молах и волноломах,, когда нет необходимо­сти в дальнем распространении звука. Как сигнал гонг слабее колокола. Свисток употребляется очень редко ввиду плохой его слышимо­сти в тумане. Звук производится паром или сжатым воздухом, на­правленным через кольцевую щель в цилиндрическую звуковую камеру. Горн применяется главным образом на плавучих маяках в ка­честве запасного сигнального средства. Представляет собой длин­ную коническую трубу, у которой в узком конце находится метал­лическая эластичная пластинка-аибратор, получающая колебание от сильной струи воздуха, пропускаемого через трубу посредством ручного насоса. Труба горна часто имеет приспособление для вращения в горизонтальной плоскости. Ревун применяется преимущественно на буях; по принципу устройства напоминает горн, автоматически приводимый в дей­ствие колебаниями: волн. Пушка — сигнальное средство, распространяющее звуки выст­релов, которые слышны относительно хорошо, но слишком корот­кой продолжительности. Автоматически действующая ацетилено­вая пушка позволяет производить выстрелы через интервалы в 30 сек. Она состоит из взрывной камеры в виде кольцевого про­странства. Поступающий в эту камеру ацетилен взрывается электрической искрой; удобна для маяков с ацетиленовым ос­вещением. Сирена излучает мощный звук одного (или разного) тона. Звукопередающее устройство современных сирен, как правило, пнев­матического типа, состоит из статора—неподвижного цилиндра с частыми вертикальными прорезями в стенках — и ротора — тоже цилиндра с прорезями, быстро вращающегося внутри статора. Внутрь ротора подается сжатый воздух (или пар), и когда про­рези двух цилиндров совпадают, то сильные струи воздуха, про­рываясь в прорези, образуют ряд последовательных сжатий и раз­ряжений в ближайших слоях воздуха, порождающих звук воюще­го характера. Описанный принцип устройства сирены обусловли­вает быстроту ее ввода в действие. Дополнительно придаваемые аппарату вращающиеся рупоры позволяют слышать непрерывные сигналы сирены на значительных расстояниях (свыше 5 миль). Сирены используются на береговых и плавучих маяках в каче­стве основного звукопроизводящего устройства; иногда на маяках устанавливают несколько остронаправленных с помощью рупоров сирен, обслуживающих определенные секторы. Диафон по устройству сходен с сиреной. У сирены звук созда­ется за счет вращения ротора, а у диафона — за счет прямоли­нейного движения поршня с отверстиями. Сильный прерывистый звук возникает в то время, когда отверстия поршня совпадают с отверстиями камеры. Продолжительность звука колеблется от 2 до 25 с. Диафон отличается большой звуковой мощностью и характерным рычащим звучанием, что позволяет выделять его среди ряда других звуковых сигналов. Тифон (тайфон) представляет собой чугунный корпус с зажа­той в нем наборной мембраной, обращенной выпуклостью к впускной трубе подачи сжатого воздуха. Последний заставляет мембрану колебаться; колебания мембраны через резонансную камеру, поступают в направляющий рупор. Из всех воздушных туманных сигналов тифон является наибо­лее мощным и обладающим значительно большим коэффициен­том полезного действия. Недостатком тифона является то, что его легко/ спутать с судовым, туманным сигналом. Вибрирующий якорь также относится к средствам, действую­щим от сжатого воздуха. Звук здесь производится с помощью якоря, вибрирующего под действием сжатого воздуха. Кроме пневматических установок, для подачи звуковых туман­ных сигналов используют также электромеханические средства с электромагнитным или электродинамическим принципом созда­ния колебаний мембраны. Более широко распространены электро­магнитные мембранные отправители, представителем которых является наутофон.



1.8 Гидроакустические СНО

Гидроакустические СНО — подводные сигналы, с помощью которых определяют места (линии положения) судна в тех случаях, когда более точные методы определении использованы быть не могут. Сигналы гидроакустических СНО для определения места могут быть использованы не всегда, например при малых глубинах или, наоборот, в случае очень больших глубин, при тяжелой ледовой обстановке и др. Подводный колокол (для подачи подводных сигналов) отлича­ется от обыкновенного тем, что масса его сосредоточена но краям в целях уменьшения затухания колебаний. Подводные колокола устанавливают на буях, плавучих маяках и у берегов. Колокола на буях действуют различно: одни автоматически от колебания буя на волнении, а другие — посредством особого пнев­матического механизма. Благодаря особой конструкции ударного механизма колокол звонит не только в бурную погоду, но и при относительно спокойном состоянии моря, с той только разницей, что на сильном волнении звонит чаще. Хотя частота ударов и за­висит от степени волнения, но их сила все время остается одина­ковой. На плавучих маяках колокола обычно действуют за счет сжа­того воздуха, поэтому их часто называют пневматическими под­водными колоколами. Находят применение и электрические при­воды, используемые преимущественно при установках вблизи береговой черты. Каждой из установок придается свой характерный отличительный сигнал. Подводный излучатель (осциллятор) бывает двух видов: электродинамический и электромагнитный. Главная их часть — стальная мембрана или две мембраны (двухмембранные), приво­дящаяся в колебание под действием электрического устройства с частотой 1050 кол/с. Колебания мембраны передаются упругой среде — воде, порождая звуковые колебания. Применяют одиноч­ные излучатели и группу, состоящую обычно из двух излучате­лей. Преимущество осцилляторов как мембранных передатчиков состоит в том, что с их помощью можно передавать сигналы по азбуке Морзе. Слышимость осцилляторов приблизительно в 2 ра­за лучше, чем подводного колокола. Подводный колокол и осциллятор устанавливают при берего­вых маяках на специальной донной треноге. Глубина моря над донной треногой должна быть не менее 15—20 м, грунт твердый. Точное место треноги указывают на карте. Для приема подводных сигналов на судне устанавливают специальные звукоприемные аппараты — гидрофоны. Подводные звуковые сигналы слышны тем лучше, чем глубже сидит судно, чем оно медленнее продвигается в воде и чем спо­койнее море. Лучше всего слышен звук, когда звукоотправительная станция находится на траверзе судна или на два румба впереди траверза.

Звук почти вовсе не улавливается, если доходит до судна под углом около 4° от диаметральной плоскости с носа и около 6 рум­бов позади траверза; указанные величины существенно меняются в зависимости от типа судна и места установки приемных устройств гидрофона.






1.9 Дальность обнаружения зрительных СНО( определение, классификация, расчет ожидаемой дальности видимости днем и ночью)

Дальность видимости. Обслуживаемые маяки, светящие, зна­ки и огни включают с заходом и выключают с восходом солнца; необслуживаемые, если на них не установлены световые вы­ключатели, светят круглосуточно. Некоторые из них (установ­ленные на подходах к портам, в районах интенсивного судоходст­ва и оборудованные источниками света большой мощности) све­тят и днем. Для оценки дальности действия используются: геог­рафическая, метеорологическая и оптическая (ночная и дневная) дальности видимости.

Географическая дальность видимости Дп — расстояние в мор­ских милях, на котором объект заданной высоты появляется из-за линии видимого горизонта. Для маяка, знака такая даль­ность видимости слагается из дальностей видимого горизонта

с высоты е, м, глаза наблюдателя и с высоты h, м, наблюдаемо­го маяка и определяется по известной из навигации формуле Дп=2,08(h + e).При определении географической дальности видимости мая­ков, знаков их высоты принимают: на морях без приливов — от среднего уровня моря; на морях с приливами — от среднего уровня полных сизигийных вод [ср. ПВсз — при правильных при­ливах, ср. ВПВ — при неправильных приливах (см. гл. 19)]. Вы­соту маячных сооружений от основания определяют как рассто­яние от уровня спланированной территории до вершины купола фонарного сооружения, а при отсутствии фонарного сооруже­ния — до верхней площадки башни. Высотой огня от основания считается расстояние от спланированной территории до центра огня.

Метеорологическая дальность видимости S — наибольшее расстояние, на котором под воздействием атмосферной дымки теряется видимость абсолютно черной поверхности, имеющей на этом расстоянии угловые размеры не меньше 0,3° и проектирую­щейся на фоне неба у горизонта. Такая видимость S зависит от прозрачности атмосферы  : S=ln / ln , где — порог контрастной чувствительности глаза (безразмер­ная величина).

Оптическая дальность видимостинаибольшее расстояние, с которого глазу наблюдателя становится видим наблюдаемый объект. Такая дальность видимости определяется силой света огня, прозрачностью атмосферы, геометрическими размерами сооружения, яркостью фона, окраской, контрастом фона местно­сти и маяка (знака) и, наконец, остротой зрения наблюдателя. Различают ночную и дневную оптическую дальность видимости.

Ночная оптическая дальность видимости — наибольшее рас­стояние от маяка, с которого освещенность, создаваемая на зрачке глаза наблюдателя маячным огнем, равна пороговой ос­вещенности.

Дневная оптическая дальность видимости объекта — наи­большее расстояние, с которого объект, доступный для наблю­дения при данных условиях погоды, полностью сливается с фо­ном и становится невидимым.

На картах и в руководствах для плавания приводится мень­шая из дальностей видимости огней (в милях): оптическая даль­ность видимости (ночью), полученная расчетным путем при  0,8/1 милю*; географическая дальность видимости (днем), вы­численная для высоты глаза наблюдателя над уровнем моря 5 м.

В практике навигационного оборудования для определения дневной дальности видимости при проектировании маяков прини­маются в расчет только геометрические размеры сооружения — высота и ширина. На самом же деле, дневная дальность види­мости маяка Дп зависит также от: коэффициента прозрачности атмосферы т, освещенности, цвета окраски маяка, контрастности фона местности и маяка, остроты зрения наблюдателя. Поэтому Дп составляет, как правило, 50—60% от метеорологической дальности видимости S в данный момент. Этот важный факт не­обходимо учитывать при практической работе в море.



  1   2   3


1.1 Предметы и назначение лоции
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации