Вопросы и ответы - Менеджмент организации - файл n1.doc

приобрести
Вопросы и ответы - Менеджмент организации
скачать (1040 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1040kb.08.07.2012 16:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Вопросы государственного междисциплинарного экзамена


  1. Понятие стабилизационного менеджмента.

  2. Банковская кредитная система. Центральный банк России и коммерческие банки.

  3. Инвестиционный климат в России и меры по его улучшению.

  4. Кредит как форма движения ссудного капитала. Основные принципы и функции кредита.

  5. Источники финансовых ресурсов предприятия и направления их использования.

  6. Ценообразование и разработка ценовой стратегии. Выбор метода ценообразования.

  7. Лизинговые операции коммерческих банков.

  8. Жизненный цикл товаров: понятие, основные этапы. Достижение конкурентоспособности товаров на различных этапах жизненных циклов.

  9. Функции банковского капитала и факторы его роста.

  10. Организационно- управленческая структура банка. Функции основных подразделений банка.

  11. Виды и типы организационных структур управления.

  12. Сущность и назначение внебюджетных фондов.

  13. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей. Факторы, влияющие на поведение потребителей.

  14. Банковский баланс. Виды счетов.

  15. Финансовый рынок и его структура.

  16. Финансовые и валютные кризисы в мировой экономике: причины, сущность, меры преодоления.

  17. Каналы распределения товаров, их виды. Организации – посредники.

  18. Роль международных экономических организации в мировой экономике

  19. Управление многоуровневым маркетингом

  20. Виды транснациональных корпораций. Формы освоения мирового рынка транснациональными корпорациями.

  21. Ценные бумаги и их классификация.

  22. Ситуационный подход в менеджменте.

  23. Причины миграции капитала и его основные формы.

  24. Показатели работы банков , их устойчивости и надежности.

  25. Фондовая биржа и фондовый рынок

  26. Экономическое содержание бюджета. Доходы и расходы бюджета.

  27. Мировая экономика: основные черты и особенности развития

  28. Понятие ситуационного менеджмента.

  29. Принципы внешнеторговой политики.

  30. Современные (послевоенные) направления экономической мысли: кейсианство, монетаризм, институционализм.

  31. Экономические последствия для финансового рынка изменения показателей резервной нормы, учетной ставки, курсов государственных ценных бумаг

  32. Инфляция ее виды. Причины инфляции.

  33. Активные и пассивные операции банков. Забалансовые операции банков.

  34. Основные функции налоговой системы в рыночной экономике. Виды налогов.

  35. Формы денежного обращения наличный и безналичный оборот. Основы организации безналичных расчетов.

  36. Бюджетный дефицит и источники его покрытия.

  37. Основные инструменты политики Центрального банка. Политика дорогих и дешевых денег.

  38. Рекламная цель и рекламная стратегия. Концепция продукта и ее место в рекламной компании.

  39. Основы финансового анализа на предприятии.

  40. Номинальный и реальный ВНП (валовый национальный продукт)

  41. Сущность финансового контроля, его виды, формы и методы его проведения.

  42. Формы кредитных отношений. Виды кредита.

  43. Основные задачи и этапы проведения аттестации персонала.

  44. Деньги и их функции. Виды денег.

  45. Становление и развитие аудиторского контроля.

  46. Понятие и этапы деловой карьеры.

  47. Понятие системного менеджмента.

  48. Содержание и значение финансовой политики государства.

  49. Управление финансами на предприятии.

  50. Миссия и базовые цели на предприятии.

  51. Методы переподготовки и программа повышения квалификации персонала.

  52. Школы управления в менеджменте.

  53. Методы, формы и виды обучения персонала.

  54. Стратегия поведения в конфликте.

  55. Менеджер и его функции. Уровни управления.

  56. Сущность контрактной системы и найма персонала.

  57. Основные понятия конфликтологии. Типология конфликта.

  58. Спрос и предложение в рыночной экономике. Равновесная цена.

  59. Сущность и содержание «паблик рилейшенз». Общественное мнение и PR.

  60. Фирменный стиль и его составляющие. Концепция брэндинга.

  61. Показатели работы фирмы.

  62. Менеджмент непроизводственной сферы.

  63. Формы организации предпринимательства. Их преимущества и недостатки.

  64. Методы построения системы управления персоналом.

  65. Бизнес-план организации.

  66. Разработка управленческих решений и их эффективность.

  67. Концепция и принципы маркетинга.

  68. Процесс управления паблик рилейшенз: четырехэтапный процесс решения проблемы.

  69. Этапы разработки и принятия управленческих решений.

  70. Концепции и принципы менеджмента.

  71. Бюджетно-налоговая политика государства.

  72. Маркетинг: сущность, цели, принципы и функции.

  73. Классификация видов менеджмента.

  74. Особенности маркетинга в государственном управлении.

  75. Кадровое планирование.

  76. Социальное партнерство.

  77. Сущность открытой экономики. Проблемы вступления России в ВТО.

  78. Понятие социально-этического менеджмента.

  79. Современные системы оплаты труда.

  80. Основные показатели внешнеторговой деятельности. Торговый платежный баланс.

  81. Организационные отношения в системе менеджмента.

  82. Понятие платежеспособности и ликвидности банка.

  83. Эволюция теории управления.

  84. Социофакторы и этика менеджмента.

  85. Структура целей менеджмента. Миссия, цель, задачи организации. Понятие о дереве целей.

  86. Маркетинговая среда. Макро и микро среда организации.

  87. Валютные курсы и методы их регулирования.

  88. Менеджмент как разновидность хозяйственного управления. Функции менеджмента.

  89. Методы распространения товаров. Организации-посредники.

  90. Организация кредитования предприятий.

0 1. Понятие стабилизационного менеджмента


Стабилизационный менеджмент – управление предприятием в условиях достижения фирмой устойчивого положения на рынке.

Стабилизация – предотвращение, торможение спада, закрепление и поддержание показателей функционирования фирмы на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Часто стабилизация достигается посредством мер, предусматриваемых программой стабилизации (оздоровления), которые разрабатываются менеджерами с учетом специфики фирмы, условий внешней среды и т.д.
Стабилизационный менеджмент представляет собой такую совокупность действий по управлению, которая предусматривает обеспечение устойчивости состояния предприятия, путем принятия мер, направленных на поддержание нахождения объектов управления в рамках заданных параметров и недопущение их перехода в состояние бесконтрольности. Он обеспечивает устойчивость системы, в том числе финансовую.

Алгоритм принятия решений при стабилизационном менеджменте может включать следующие операции:

- обнаружение финансовой проблемы;

- сбор информации об изменении параметров;

- исследование динамики изменения параметров объекта управления;

- распределение времени на операции подготовки, принятия и исполнение решений с целью обеспечения нахождения объекта управления в управляемом состоянии с вероятностью не менее заданной;

- системный анализ информации;

- диагностика финансовой проблемы;

- определение целей финансового менеджмента при решении проблемы;

- декомпозиция этой цели на цели финансового менеджмента каждым из объектов, находящихся в финансовых отношениях;

- разработка критерия оценки эффективности финансового менеджмента;

- генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к каждому из объектов финансового менеджмента, являющихся источником проблемы;

- прогноз последствий их применения;

- принятие, оформление, доведение до исполнителей, контроль выполнения и времени выполнения решений.


В менеджменте известны следующие методические подходы: традиционный, системный, ситуационный.

Традиционный менеджмент разрабатывает и использует принципы и правила управления, пригодные для любых организаций.

Системный менеджмент концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого.

Ситуационный менеджмент основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов, который мог бы использоваться во всех ситуациях.

Позднее было предложено выделять еще три типа менеджмента: социально-этический, морально-этический, стабилизационный.

Социально-этический менеджмент находится в тесной связи с социальными процессами и может быть использован для управления ими, а также обеспечением безопасности жизнедеятельности, правового регулирования и других областей жизнедеятельности.

Морально-этический – японский, в отношении работников.

02. Банковская кредитная система. ЦБ и КБ.


Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.

В кредитной системе целесообразно выделить 5 основных структурных подразделений:

I. Банковская система (1 и 2):

1. Коммерческие банки (КБ)

2. Небанковские кредитные организации (НКО)

Парабанковская система (3 и 4):

3. СКФИ – специализированные кредитно-финансовые институты.

4. Объединения СКФО – специализированные кредитно-финансовые организации.

5. Организации инфраструктуры (аудит, кредитные бюро, коллекторские агенства, рейтинговые организации)

СКФИ, образующие вторую подсистему кредитной системы, целесообразно разделить на два вида:

1. СКФО, аналоги НКО

2. СКФО небанковского типа (страховые, пенсионные, инвестиционные фонды и компании, валютные, товарные биржи, клиринговые платежи, расчетные палаты).

Центральным звеном БС является Центральный Банк или банк банков, который имеет право выпуска денежных средств, осуществляет регулирование БС, выполняет контрольные, санирующие функции.

Деятельность КО подлежит лицензированию и пруденциальному надзору со стороны ЦБ РФ, деятельность СКФО – нет.
В наст. время зак.основу БС формируют Федеральные законы:

1) №395ФЗ «О банках и БД»

2) №86ФЗ «О ЦБ РФ»

3) №40 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) КО»

4) №177 ФЗ «О страховании вкладов ФЛ в банках РФ»

Эти законы определяют понятие БС, КО, банков, устанавливают цели деятельности и f банков и НКО, определяют порядок создания, реорганизации, и ликвидации КО, их оздоровление и банкротство, регламентируют порядок страхования вкладов физ.лиц и др.
Совр. БС, в соответствии с зак-м, может быть охарактеризована как двухуровневая.

I БР

II КО (Банки и Н КО)

I Филиалы и представительства инобанков.

В наст. время в БС РФ филиалы инобанков не представлены, что связано с политикой ЦБ, направленной на защиту интересов нац.банков. Инобанки могут присутствовать на росс. рынке только путем создания дочерних структур, кот. регистрируются на тер-рии РФ и становятся ее резидентами.

Принципы БС:

-двухуровневой структуры БС реализуется путем четкого законодательного разделения f ЦБ и др.КО

- универсальности банков – все действующие на тер-рии РФ банки имеют универсальные f-ональные возможности, т.е. имеют право совершать все банк.операции, предусмотренные банк.зак-вом и наличием соответствующих лицензий.

- коммерческой направленности деят-ти банков 2-го уровня – согласно действ.зак-ву осн. целью КО явл. получение прибыли.
КО – юр. лицо, кот. для извлечения прибыли как основной цели деят-ти на основании спец.разрешения (лицензии ЦБ) имеет право осуществлять банк.операции, предусмотренные законом.

2 вида: КБ и НКО.

Банк – КО, кот. имеет исключ. право осуществлять совокупность след. банк. операций:

1. привлечение во вклады ден.ср-в ФиЮЛ

2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет

3. открытие и ведение счетов ФиЮЛ

Роль: выполняют f посредников, трансформируют сбережения в инвестиции, аккумулятивная ф – собиратели ср-в, эмиссия план. ср-в и посредничество в расчетах.

Классификация банков.

по принадлежности капитала: гос, част, банки с участием инокапитала

Банки с гос. участием – банки, в капитале кот. участвуют орг-ции, представленные гос-вом (Сбербанк, ВТБ, 51-60%)

Частные – банки, контролируемые одним собственником или группой связанных собственников, а так же банки с диверсифицированной структурой собственности (много собственников) – большинство частные.

Банки с участием инокапитала – банки, в УК кот. определенная доля принадлежит нерезидентам (ФиЮЛ).

F КБ:

1. Посредническая (Кб – институты-посредники)

2. Трансформационная – процесс перелива сбережений в инвестиции

3. Аккумулятивная – собиратели ден.ср-в

4. Эмиссия платежных ср-в и посредничество в расчетах.

Принципы:

1. f-онирование банков в рамках имеющихся ресурсов

2. полная эк. самостоятельность (имеет право выбирать направление своей деят-ти, направление использования прибыли)

3. Построение взаимоотношений с клиентами на рын. основе (взаимовыгодные отношения – привлечение прибыли)

4. Регулирование деят-ти банков эконом.методами (налогообложение, ставка рефинансирования и др)
Орг.устройство, цели деятельности и функции БР.

Цели: 1. Защита и обеспечение устойчивости рубля; 2. Развитие и укрепление БС РФ

3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

F БР:

1. разработка и проведение ДК политики

2. Монопольно осуществляет эмиссию денег

3. Является кредитором последней инстанции для Ко (рефинансирование КО)

4. Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ

5. Управление золотовалютным резервом РФ

6. организация и осуществление валют. регулирования и контроля. Устанавливает офиц. курсы валют по отношению к рублю.
Ключевым элементом правового статуса БР явл. принцип независимости, кот.проявл. в том, что:

1. БР выступает как особый публично-правовой институт, обладающий правом ден.эмиссии и организует ден.обращение

2. БР не является органом гос.власти, но его полномочия относятся к таковым

3. БР имеет исключительное право на нормотворческую деятельность (издает НПА, обязат. к исполнению Кб и иными органами, указания, положения, инструкции)

4. БР явл. ЮЛ, однако не попадает ни под 1 ОПФ, регламент. ГК РФ.

БР некоммерческая организация. УК и иное имущество БР находится в фед.собственности. БР не отвечает по обязат. гос-ва и наоборот. БР не зависит от органов гос.власти, однако по отдельным вопросам он подотчетен госдуме.

ЦБ РФ реализует свои компетенции по след. направлениям:

1. БР – орган регулирования и надзора

2. Организует наличное ДО

3. Орган разработки и реализации ДКП

4. КО особого вида

5. Организ. безналичных расчетов в РФ
03. Инвестиционный климат в РФ и меры по его улучшению

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции разделяют на прямые и портфельные.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ — экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны.

В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка. Объём инвестиций – около 10 триллионов рублей. Простота получения разрешения на строительство – 182 место из 183.

Иностранные инвесторы более требовательны к прозрачности законодательной базы. Наша законодательная база им кажется совсем не прозрачной.

Показательна отраслевая структура прямых иностранных инвестиций. Это, прежде всего, сектор добычи полезных ископаемых, финансовый сектор, торговля, недвижимость. В обрабатывающих отраслях доминирует металлургия.
Риск вложений капитала в российскую экономику пока слишком велик. Среди препятствий для инвестиционной деятельности основными названы: недостаток собственных финансовых средств; высокий % коммерческого кредита; высокие инвестиционные риски; недостаточный спрос на выпускаемую продукцию.

Заметного улучшения наша страна добилась в области регулирования финансовых рынков и защиты прав кредиторов. Но по уровню защиты прав акционеров динамика оценок с 2004 г. отрицательная, что связано с «делом ЮКОСа».
Главная форма иностр инвестиций в РФ – создание совместных предприятий, благодаря этому улучшилось положение в авиационной и космической промышленности, возрос выпуск компьютеров, модернизирована система связи.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач. Обращение к зарубежным источникам капитала необходимо стране по нескольким причинам:

*- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга);

*- привносимые иностранными инвесторами в российскую экономику современные технологии способны существенно повысить конкурентоспособность отечественного производства (что особенно важно для экспортно-ориентированных отраслей);

*- предприятия с иностранными инвестициями, создавая новые рабочие места, способствуют повышению уровня занятости населения и снижению социальной напряженности;

*- в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда
Наиболее существенные факторы, формирующие ИК РФ:

Макроэкономика, состояние госдолга, госуправление и эк. политика, интеллектуальная собственность, законодательство и судебная защита, соблюдение обязательств по контрактам, преступность и коррупция, налоги, банк. система, валютная и торговая политики, различия в ИК для местных и иностранных инвесторов.

Снижение инфляции, макроэкономическая стабильность – это базовые вещи. Приоритетами должно стать упрощение процедур получения разрешений на строительство и улучшение регионального инвестиционного климата.

Необходимо преодолеть такие негативно влияющие на инвестиционный климат факторы, как низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение и коррупцию, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.

Меры: 1. Снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов;

2. улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции;

3. оптимизацию механизмов администрирования расходов на НИОКР;

4. введение облегчённого порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию.

5. Активно формировать промышленные площадки с выделением специальных зон под развитие инвестиций.

6. Улучшение таможенного администрирования. Речь идёт не только о нормах законодательства, но и о правоприменении. Это прежде всего экспорт высокотехнологичной продукции и импорт необходимых комплектующих, оборудования для модернизации.

7. Введение страхования ответственности вместо разрешений и лицензирования.

8. Фактором инвестиционного климата является и доля государства в отраслях экономики. Доля государства и государственных компаний достаточно большая. Поэтому необходимо определение стратегии выхода государства по определённым секторам.
04. Кредит как форма движения ссудного капитала. Осн принципы и f кредита

Ссуда — передача денег, вещей и другого имущества ссудодателем ссудополучателю по договору займа или по договору безвозмездного пользования на условиях возврата.

Кредит – это передача одной стороны другой стороне только денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, где кредитором выступают только КО, имеющие лицензию на ведение данного вида деятельности.

F кредита:

1. Перераспределительная

2. f экономии издержек обращения

3. ускорение концентрации и централизации капитала

4. ускорение оборачиваемости оборотных средств

5. стимулирующая f кредита

Структура кредита: кредитор - кредитный договор (ссуженная стоимость и обеспечение кредита) – заемщик

Принципы кредита:

1. принцип срочности

2. принцип платности

3. принцип возвратности

4. принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам

5. принцип неизменности условий кредитования

6. принцип взаимовыгодности сделки

7. принцип дифференцированного подхода

8. принцип целевого характера кредита
Класификация кредита:

1. По экономическому назначению: целевые (напр, на финансирование затрат) и нецелевые;

2. По форме предоставления: в безналичной форме и в налично-денежной;

3.По технике предоставления:

- одной суммой на счет заемщика;

- кредиты овердрафт – схема кредитования, дающая клиенту право оплачивать расчетные документы в сумме, превышающей объем кредитовых поступлений на их счет;

- кредитная линия – кредитование текущих и инвестиционных нужд заемщика в пределах установленного лимита сумм и срока действия кредитного соглашения;

- синдицированный кредит – банки, чтобы выдать кредит, объединяют свои ресурсы, выдается на длительное время.

4. По сфере применения кредитов: в сферу производства, обращения, потребительские кредиты.

5. По срокам кредитования: краткосрочные (до года), средне (1-3года), долго (более трех).

6. По обеспечению: обеспеченные и необеспеченные.

Обеспечение кредита: неустойка, удержание имущества должника, залог, банк.гарантия, поручительство, страхование, цессия – уступка прав требования долга.
05. Источники финансовых ресурсов предприятия и направления их использования

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.

Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных (внутренние источники) и заемных средств (внешние источники), мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения.

Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. Однако, таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, называемая чистой прибылью. Она используется для формирования фондов накопления и резервного фонда.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фондов накопления.

Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.
Еще один источник внутренних резервов - добавочный капитал -образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер).

Внешние источники финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и другие) и кредитных инвестиций.

Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, состоят из:

• страховых возмещений по искам;

• реализации страховых полисов и залоговых свидетельств;

• финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности);

• дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов;

• финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур;

• бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций.

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей. Эти средства передаются предприятию на основе платности и возвратности.

Основное направление использования финансовых средств — инвестирование в расширенное воспроизводство.

Использование финансовых средств осуществляется по следующим направлениям:

инвестирование в капитальные вложения на расширение производства;

инвестирование в ценные бумаги;

платежи в бюджет, банковскую систему, взносы во внебюджетные фонды;

образование денежных фондов и резервов.
06. Ценообразование и разработка ценовой стратегии. Выбор метода ценообразования

Цена – денежное выражение стоимости товара. Рыночные условия создают возможность свободного ценообразования.

Основные функции цен в рыночной экономике:

  1. обеспечение эффективного распределения факторов производства

  2. выравнивание уровней спроса и предложений

  3. обеспечение стабильности распределения доходов, т.е. все доходы в экономике могут быть покрыты предложенными услугами

Ценообразование установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и др. факторов.

Этапы ценообразования:

1.Постановка задачи и цели (выживаемость фирмы, максимизация прибыли, стабилизация доли рынка)

2. Определение спроса (верхняя граница цены)

3. Расчет издержек производства (нижняя граница цены)

4. Анализ цен и товара конкурентов (цены и товары конкурентов)

5. Выбор метода ЦО (на основе текущих цен при данной себестоимости, средние издержки + прибыль, безубыточность с целевой прибылью, «ощущаемая ценность товара», на основе закрытых торгов)

6. Установление варианта окончательной цены (первоначальная цена предложения)

7. Установление окончательной цены (окончательная продажная цена)

8. Корректировка цены товара (корректировка цены товара в зависимости от стадии его ЖЦ)
Три основные цели ценовой политики:

1. Обеспечение сбыта – гл. цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Выбирается, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также когда предприятие ставит задачу добиться макс роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие использует так называемые цены проникновения - специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.

2. Цель максимизации прибыли означает, что предприятие стремится максимизировать текущую прибыль. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.

3. Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Методики расчета цены.

1. на основе наценок (средние издержки плюс прибыль)– наиболее распространенная, т.к. продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Признано, что это самый справедливый метод по отношению и к покупателям, и к продавцам. Метод уменьшает ценовую конкуренцию, т.к. фирмы отрасли рассчитывают цену по тому же принципу, поэтому их цены очень близки друг к другу.

2. на основе издержек, направлен на получение целевой прибыли (метод безубыточности). В этом случае цена сразу устанавливается фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но не меньшее ее количество. Здесь особую важность приобретает ценовая эластичность спроса.

3. на основе «ощущаемой ценности» товара. В данном методе затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателями товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара продавцы используют неценовые приемы воздействия; предоставляют сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право использования товарной марки в случае перепродажи и т.д. Цена в этом случае подкрепляет ощущаемую ценность товара.

4. Установление цены на уровне текущих цен. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Этот метод используется как инструмент политики цен в первую очередь на тех рынках, где продаются однородные товары.

Виды ценовой стратегии:

Стратегия высоких цен (стратегия снятия сливок) при начальной продаже товара;

Стратегия низких цен (стратегия проникновения на рынок). Постепенное снижение цен после того как основные затраты будут возмещены.

Стратегия дифференцированных цен (система скидок, наценок с цены).

Стратегия льготных цен.
07. Лизинговые операции коммерческих банков

В соответствие с ФЗ №164-ФЗ от 29.10.98 «О финансовой аренде (лизинге)»:

Лизинг – особый вид инвестиционной предпринимательской деятельности, характеризующийся тем, что предприниматель-лизингодатель приобретает в собственность определенное имущество производственного назначения и на основе договора лизинга передает его другому лицу во временное владение и пользование за определенную плату и на иных договорных условиях с переходом/без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Основные элементы лизинга:

1. Объект лизинговой сделки (предмет) – любой вид материальных ценностей, используемых в производстве, если он не уничтожается в ходе одного производственного цикла.

2. Субъекты сделки (лизингодатель, лизингополучатель, продавец/поставщик имущества, инвестор или кредитор, гарант/поручитель, посредник, который сотрудничает с лизингодателем, страховщик).

3. Срок договора – срок действия договора. На установление этого срока оказывают влияние следующие моменты:

- срок службы оборудования;

- период амортизации оборудования;

- цикл появления более дешевого/производительного оборудования

- динамика инфляции

- конъюнктура рынка ссудных капиталов и тенденции его развития

4. Лизинговые платежи = амортизация + % по кредиту + оплата за доп.услуги + комиссионное вознаграждение + налог на имущество (если объект находится на балансе лизингодателя)

5. Услуги, предоставляемые по лизингу:

1) Технические услуги (транспортировка, монтаж, наладка, техобслуживание, ремонт)

2) Консультационные (напр., в вопросах налогообложения)
Способы участия банка в лизинговых операциях:

1. Прямое участие – банк выступает либо в роли лизингодателя, либо в роли лизингополучателя.

2. Косвенное – в роли кредитора лизинговых компаний, в роли гаранта (поручителя), в роли участника создания собственной дочерней лизинговой компании и др.)
Виды лизинга

1. Лизинг движимого и недвижимого имущества;

2. По объему услуг: с полным набором дополнительных услуг, с неполным (определяется договором);

3. По особенностям организации отношений между сторонами: прямой (поставщик = лизингодатель) и косвенный (имуществе передается в лизинг через посредника).

Сублизинг возникает в том случае, когда первый лизингополучатель, не разрывая договорных отношений с лизингодателем, передает права пользования полученным предметом лизинга третьему лицу (договор сублизинга). При этом должно быть получении согласие лизингодателя на эту сделку.

4. В зависимости от возмещения стоимости лизингового оборудования: лизинг с полной выплатой – финансовый (лизингодатель полностью возвращает себе стоимость предмета лизинга в течение срока договора, т.е. срок договора совпадает со сроком службы объекта сделки) и с частичной – оперативный (только часть в течение срока одного договора т.е. срок договора пользования короче чем срок нормативного пользования имуществом).
Банк, осуществляющий лизинг, расширяет круг своих операций и снижает риск потерь от неплатежеспособных клиентов. Кроме того, он имеет право начислять на имущество, сдаваемое в аренду, амортизационные отчисления, которые не облагаются налогом и могут быть направлены на приобретение оборудования
08. ЖЦ товаров: понятие, основные этапы. Достижение конкурентоспособности на различных этапах ЖЦ

Жизненный цикл товара - это время существования товара  на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая определенные рамки. Стадии жизненного цикла товара.

Жизненные циклы товаров очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные фазы. В классическом жизненном цикле товара  можно выделить пять стадий или фаз:

Внедрение или выход  на  рынок. Это  фаза появления нового товара на рынке. Начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. На  этой стадии товар еще является новинкой. Технология еще недостаточно освоена. Модификации товара отсутствуют. Цены на товар обычно несколько повышены. Объем реализации  очень мал и увеличивается медленно. Конкуренцию на этой фазе могут составить только товары-заменители. Целью  всех маркетинговых мероприятий является создание рынка нового товара. Фирма несет большие расходы, так как на  этой фазе большие издержки производства, а расходы на стимулирование сбыта достигают наивысшего уровня. Потребителями здесь являются новаторы, готовые идти на риск в апробировании нового товара. На этой фазе очень высока  степень  неопределенности. 

Фаза роста. Сбыт начнет существенно расти. Происходит признание товара  покупателями  и быстрое увеличение спроса на него. Охват рынка увеличивается. Конкурирующие фирмы обращают внимание на товар и предлагают свои аналогичные. Прибыли высоки. Емкость рынка значительно увеличивается. Цены снижаются, так как производитель производит  большой объем продукции по опробованной технологии. Маркетинговые расходы распределяются на возросший объем продукции. Потребителями на этом этапе являются люди, признающие новизну.

Фаза зрелости. Характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Темпы роста продаж падают. Товар переходит в разряд традиционных. Появляется большое количество модификаций и новых марок. Увеличивается качество товара и отлаженность производства. Достигается максимум объема продаж. Прибыль растет медленно. Обостряется ценовая конкуренция. Продажи по сниженным ценам. Слабые конкуренты уходят с рынка. Мероприятия по стимулированию сбыта достигают максимума эффективности. Потребители здесь - медленно признающие люди и консерваторы. Этот этап является самым протяженным по времени.

Фаза насыщения.   Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Охват рынка  очень высок. Компании стремятся увеличить  свой   сектор  на  рынке. Технология едина. На этом  этапе  высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости.

Спад.  Спад является периодом резкого снижения продаж и прибыли. Основная причина: появление нового, более совершенного товара или изменение предпочтений потребителей. Многие фирмы уходят с рынка. Ассигнования на стимулирование сбыта уменьшаются или совсем прекращаются. Потребители теряют интерес к товару. Основная масса потребителей - консерваторы с низкой платежеспособностью. Руководство в отношении каждого товара, находящегося в стадии упадка, должно решить, поддерживать ли его, «собрать последний урожай», или поставить на нем крест.

Бостонская матрица (матрица рост/доля рынка)

Можно выделить четыре типа продуктов:

«Звезды». Быстро развивающиеся направления деятельности (товары, находящиеся в фазе роста ЖЦ), имеющие большую долю рынка. Они требуют обычно мощного инвестирования для поддержания своего быстрого роста. Со временем их рост замедляется и они превращаются в «дойных коров».

«Дойные коровы». Направления деятельности или товары с низкими темпами роста и большой долей рынка (фаза зрелости). Этим устойчивым и преуспевающим товарам для удержания их доли рынка  требуется меньше инвестиций. При этом они приносят высокий доход, который компания может использовать для поддержки других направлений.

«Темные лошадки (трудный ребёнок)» - продукты, находящиеся в начальной фазе ЖЦ. Они обещают высокие темпы роста, но имеют небольшую долю рынка. Поэтому менеджеры пытаются с помощью наступательных стратегий добиться увеличения доли рынка. Они требуют большого количества средств даже для поддержания своей доли рынка, не говоря уже о ее увеличении.

«Собаки» относятся к фазе насыщения и спада. Они не имеют ни большой доли рынка, ни высоких темпов роста. Они могут приносить достаточный доход для поддержания самих себя, но не более. Пока они приносят прибыль, рекомендуется инвестировать ее в «темных лошадок» или в «звезды». При наступлении опасности, что эти товары попадут в зону убытка, их следует снять с производства.

Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д. 
09. Функции банковского капитала и факторы его роста

Собственный капитал банка – это денежное выражение всего реально имеющегося имущества, принадлежащего банку. СК – средства, полученные от участников (владельцев) банка при его создании, а так же средства, образованные в процессе его деятельности, кот находится в распоряжении банка без ограничения сроков.

> уставный капитал – ЦБ установлен мин 5 млн.евро. Вклад в УК может быть в виде: д средств в руб и ин.вал.; зданий, принадлежащих учредителю, в которых должен располагаться банк; др имущество. Но размер вкладов в неденежной форме не может превышать 20% от УК.

> добавочный капитал – переоценка основных фондов, эмиссионный доход, курсовые разницы

> резервный капитал – предназначен для возмещения убытков по А опер, служит источником выплаты % по облигациям и дивидендов по привелег акциям. Формируется за счет ежегодных отчислений от прибыли. Для КБ в форме АО предусмотрено обязательное формирование резервного капитала в виде 5% от УК.

> страховые резервы – создаются КБ в соответствии с нормативными документами ЦБР для покрытия возможных убытков от проведения А опер на ссуды, обесценение.

> нераспределенная прибыль – КБ могут создавать фонд накопления и фонд распределения.

1. Резервный фонд (формир из чистой прибыли, мин размер определяется УК. Отчисления не менее 5% до достижения установл. величины)

2. Фонды спец назначения - явл источником мат поощрения и соц обеспечения работников банка (фонды потребления), форм из ЧП

3. Фонды накопления. По сути реинвестированная (зарезервированная) прибыль, направленная на развитие банка.
Ф:

1. Защитная (абсорбирующая) – капитал абсорбирует убытки. СК служит поглотителем убытков банка и источником выплат кредиторам и вкладчикам в случае его банкротства.

2. Регулирующая – капитал явл. регулятором деят-ти банка, посредством которого госорганы задают ему нормы эк.поведения. Эк.нормативы устанавл. БР и регулируют деят-ть КБ в соответствие с величиной СК. 110-И «Об обязат нормативах банков» СК к активам, взвешенным с учетом риска для КБ с СК более 5 милл – 10%, менее – 11% - коэффициент Кука

3. Оперативная – СК явл. источником мат-техн базы.

4. Ценообразующая. Для акционеров СК – фактор, определяющий курс его акций. При оценке стоимости КБ исходят из величины его чистых активов – реал. величина СК.
В настоящее время для расчёта СК банка используется методика, основанная на концепции его двухуровневой структуры. Эта концепция впервые выдвинута Базельским комитетом по банковскому надзору 1988 г.

Исходя из этого соглашения, в составе капитала банков выделяют капитал 1-го уровня (основной капитал) и капитал 2-го уровня (добавочный капитал).

Величина СК определяется в соответствии с положением Банка России от №215-П “О методике определения собственных средств (капитала) КО”.

В соответствии с этой методикой в состав основного капитала входят:

1) УК;

2) эмиссионный доход;

3) резервный фонд, сформированный за счёт прибыли текущего года и за счёт прибыли прошлых лет, подтверждённый аудиторской организацией;

4) прибыль текущего года в части, подтверждённой заключением аудитора;

5) прибыль предшествующих лет, данные о которой подтверждены аудиторской организацией.

В состав дополнительного капитала входят:

1) прирост стоимости имущества за счёт переоценки;

2) резервный фонд в части, сформированной за счёт прибыли текущего года без подтверждения аудитора;

3) резервный фонд, сформированный за счёт прибыли предшествующего года при наличии заключения аудитора;

4) прибыль текущего года, не подтверждённая аудиторами и не включённая в состав основного капитала;

5) прибыль предшествующих лет, не подтверждённая аудиторами;

6) субординированный кредит (срок предоставления не менее 5 лет, невозможен досрочный возврат кредита, а также уплаты процентов по нему, невозможно досрочное расторжение договора такого кредита, процентная ставка не больше ставки рефинансирования).
Существуют два основных пути увеличения СК банка:

1) накопление прибыли;

2) привлечение дополнительного капитала.

Увеличение УК акционерного банка происходит двумя способами:

1) путём уменьшения номинальной стоимости акций;

2) за счёт размещения дополнительных акций (размещаются среди акционеров пропорционально уже имеющимся акциям).

 
10. Организационно-управленческая структура банка. Функции основных подразделений банка

Оргструктуру банка составляют его внеш. и внут. подразделений.

Внутренние по своему построению мб условно разделены на 2 группы:

1. Классические (относятся 1) функциональные подразделения и службы – подразделения, реализующие опред. ф в соответствие со всей деят-тью банка – кредитная, расчетно-кассовая) 2) дивизиональные - подразделения ориентированы на конкретные виды банк. продуктов или на потребности отдельных групп клиентов.

2. Адаптивные – оргструктуры, создаваемые банками на временной или постоянной основах для решения опред. задач (как правило, дополнительных), позволяющие верно реагировать на изменения, происходящие в экономике (напр, проектное финансирование).

Среди внутренних структурных подразделений следует выделить внутренние организационные структуры, находящиеся вне местонахождения КО (дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, передвижные пункты кассовых операций.
Внешние подразделения:

Дочерний банк – самостоятельное ЮЛ, в кот. головной банк явл.держателем более 50 % акций (паев) или в соответствии с условиями заключенного дог-ра имеет право определять решения, выносимые дочерним банком.

Филиал – обособленное подразделение банка, находящееся вне места его нахождения и осуществляющее от его имени все или часть банк.операций, предусмотренные лицензией.

Представительство – обособленное подразделение КО, расположенное вне места его нахождения и представляющее интересы головной КО и осуществляющее их защиту но опред. территории (не ведет БО).
Структуру управления банком составляют общебанковские органы управления банком и рук-во всех его внут. и внеш. подразделений.

Общебанк. рук-во: высшим органом управления КБ явл. общее собрание акционеров. Между собраниями деят-тью банка руководят совет банка (совет директоров, наблюдательный совет), а так же руководящий исполнительный орган (коллегиальный или единоличный – правление или председатель правления)
Общее рук-во банка осуществляет совет банка или совет директоров за исключением тех вопросов, кот. относятся к компетенции общего собрания.

1. Созыв общего собрания

2. Утверждение повестки дня общего собрания

3. Образование общего исп.органа банка

4. Выплата вознаграждений исполнит. органу

5. Порядок использования резервов

6. Участие банка в др. орг-циях

7. Заключение крупных сделок

Полномочия правления банка: утверждает подбор кадров, отпределяет структуру банка и порядок организации труда, определяет %политику банка, рассматривает отчеты о работе подразделений банка.

Оргструктура банка

I Блок общих вопросов. Назначение: обеспечение целенаправленной деят-ти банка, выполнение поставленных перед банком задач, организация планир, прогнозирования деят-ти банка, подготовка методологий

Управление планирования и развития банк операций (отделы):

- организации коммерч деят-ти и управ-я Б ликвидностью

- эконом анализа и улучшения кредитоспособности клиентов

- разработки основ и планов коммерч деят-ти Б

- маркетинга и связи с клиентурой
II Блок коммерческой деятельности. Орг-ция различных банк услуг – кредитование, инвестирование, валютные операции, трастовые операции и др.

1. Управление депозитных операций (отделы): депозитных операций, фондовый отдел.

2. Управление кредитных операций (отделы): краткосрочного/долгосрочного кредитования, кредитования населения, нетрадиционных банк операций по кредит-ю (лизинг).

3. Управление посреднических и др операций (отделы): гарантированных операций и операций по доверенности, отд банковских услуг, операций с цен бумагами.

4. Управление орг-ции междунар-х банк операций (отделы): валютных и кредитных операций, международных расчетов

5. Учетно-операционное управление: гарантированных операций и операций по доверенности, отд банковских услуг, операций с цен бумагами
III Службы банка: админ-хоз отд, юр отдел, ревизионный отдел, отд эксплуат, отд кадров, бух-рия
11. Виды и типы организационных структур управления

Организационная структура  — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач

Бюрократические организационные структуры:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Вопросы государственного междисциплинарного экзамена
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации