Ответы - Основы бизнеса - файл n1.docx

приобрести
Ответы - Основы бизнеса
скачать (150.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx151kb.08.07.2012 16:13скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5

1. БИЗНЕС КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деят-ть, занятие. Однако дать однозначное определение термину «бизнес» сложно.

Существует множество определений, характеризующих бизнес с экон-ой, правовой, управленческой и других точек зрения. Бизнес определяется как «деят-ть, осуществляемая частными лицами или организ-ми для извлечения природных благ произв-ва или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.

Бизнес - это не только появление новых технологий, товаров и рынков. Успешность бизнеса определяется и способностью к разработке и накоплению опыта социального взаимодействия, правил и процедур ведения дела. Различают: 1)процедурный (рациональный) бизнес - бизнес, в основе к-го лежат формальные правила и процедуры, применимые в стандартных ситуациях.

Большинство крупных фирм в современных развитых рыночных экономиках можно отнести к этому типу бизнеса. Поэтому, когда экономисты анализируют поведение современной крупной фирмы, то используют термин «рациональное поведение. Рутины позволяют снизить риск и неопределенность ведения бизнеса в динамично изменяющихся условиях, снижают трансакционные издержки, позволяют фирмам активно усваивать и рационально перерабатывать огромный поток внешней и внутренней информации. Рациональный бизнес является ведущим в развитых странах.

2)интуитивный бизнес. Интуитивный бизнес характерен для периода становления рыночной экономики, Интуитивное предпринимательство часто встречается и в развитых рыночных странах в фирмах, которые проходят этап становления или находятся в кризисном состоянии. В основе интуитивного предпринимательства лежит личный опыт и интуиция бизнесмена. Эти два вида бизнеса связаны между собой. Интуитивные находки предпринимателей по мере становления бизнеса постепенно формализуются и превращаются в формальные правила

Эконом-я деят-ть представляет собой ту или иную форму активного участия человека в общественном производстве.

Формы эк-ой деят-ти человека:

собственник разнообразных материальных благ и финансовых активов, которые позволяют ему получать доход от предоставления их в аренду или кредит (собственник земельного участка, сдаваемого в аренду, кредитор и т.д.)

наемный работник, работающий по найму на частном предприятии, получающий за свой труд заработную плату (токарь на заводе, преподаватель в университете и т.д.)

предприниматель (бизнесмен) - организатор собственного бизнеса, получающий доход в виде прибыли за счет комбинации различных ресурсов. менеджер, занятый организаций управления на чужом предприятии. Самой активной формой экономической деятельности человека является предпринимательство или бизнес.

Бизнес - это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая своими целями получение прибыли и развитие собственного дела.

В ходе предпринимательской деятельности создаются новые блага и услуги, рынки, технологии, изменяются формы организации и самого бизнеса и условия воспроизводства всех остальных участников экономической деятельности. Под воздействием бизнеса меняется вся экономическая, социальная и даже правовая структура общества.


12 Понятие и сущность предпринимательской среды. Общая характеристика предпринимательской среды.

Предпр. среда - это сов-ть внеш. и внут. факторов, оказывающих влияние на функ-ие фирмы и треб-х принятие реш-й, направ-х либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предп. среда характерна для процедурного биз-са. Неуст-ть среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предп-ем прибыли и делает бизнес крайне рискованным Всю предп. среду делят на две части: внутренняя и внешняя.

Внутр. предп. средой фирмы наз-ся ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутр. факторы явл-ся в осн. рез-том управленческих решений, но не все факторы м.контролир-ся с пом. управленч-х решений. К внутр. факторам относят: цели, стр-ру, технологию и людей. Под внеш. предп. средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окруж. среде, независимо от деят-сти конкретной фирмы, но оказывающие, или могущие оказать на нее значит. влияние и поэтому треб-е управлен-х решений. Выделяют след. категории факторов внешней предпринимат. среды:Факторы прямого воздействия :1.Макроэконом. состояние экономики: уровень, структура предложения и спроса на товары

-структура, избыток или недостаток рабочих мест; -объёмы, структура доходов населения и фирм; -размеры, доступность свободных денежных средств, уровень дохода на инвестиционный капитал, структура спроса и предложения на финансовом рынке.

2.Инфраструктура бизнеса - система институтов и их взаимосвязей, с пом. кот бизнес получает возможность устанавливать деловые взаим-ия и вести комм. операции: производственная инфрастр-ра - транспортные ср-а, дороги; рын. инфрастр-ра - услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины); финансовая инфрастр-ра - оказание финансовых услуг (банки, страх. компании); информационная инфрастр-ра - система учреждений, оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной инф-ции (консалтинговые, аудиторские фирмы; маркетинговые исследования, юридические и т.д.).

Факторы косвенного воздействия: 1.Политика гос-ва.На условия ведения предпринимательской деят-сти большое влияние оказывают изменения в политике гос-ва. Особенно важн. явл-ся налоговая, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства и т.д.2.Соц.-культурная среда. К соц. инфрастр-ре относят с-му образов-я, сложившиеся в экономике модели поведения хозяйствующих субъектов, образ жизни. Большую роль играют также нравственные и религиозные нормы, отношение населения к работе и т.д.

3.Правовая среда Правовая среда явл-ся важным фактором, обеспечив-м условия функционирован-я предпринимат-й деят-сти. Она включает в себя: законы, регулирующие предпринимательскую деят-сть; особенности неформал-х, традиционных норм права; особенности юридич. сопровождения б-са. В стране, под воздейств. истории становления правовой системы, складывается специфическая страновая модель правовой инфрастр-ры бизнеса.

27. Экономические методы обоснования принятия предприн-го решения.

Эконом. методы принятия реш-й, необходимых для разрешения предприним-ких проблем, представляют

собой совокуп-сти этапов и процедур, базирующихся на исп-нии экономич. показателей. В предпринимат. практике выделяют след. этапы решения проблем: постановки проблем; решения проблем; выбора решений; орг-ции выполнения принятых решений.Методы, исп-мые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиб. полное описание, выявление и а/з воздействия внутр. и внеш. факторов, дают возмож-сть оценить ситуацию и сформулировать на этом основании проблемную ситуацию. В их составе существенная роль принадлежит методам:1)сбора, хранения, обработки и анализа инф-ции;2)фиксации важнейших событий; 3)факторного анализа; 4)сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования и т. п На этапе решения проблемы, т. е. разработки его вариантов. К таким методам, н-р, относят метод номинальной групповой техники, метод Дельфы и метод мозговой атаки. Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия реш-я, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Метод Дельфы чаще всего исп-ся в тех случаях, когда сбор группы невозможен. Ее разработка осущ-ся в след. последовательности. 1)Членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме.2)Каждый член группы отвечает на вопросы независимо и анонимно. 3)Рез-ты ответов собираются в центре, и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты реш-й. 4)Каждый член группы получает копию этого материала. 5)Ознакомление с предложениями других участников м.изменить мнение по поводу возможных вариантов решения проблемы. 6)Шаги 4 и 5 повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения. Суть метода мозговой атаки заключ-ся в предоставлении кажд. участнику группы права высказывать самые различ. идеи по поводу вариантов решения проблемы вне завис-сти от их обоснованности, осуществимости и даже логичности. На этапе выбора решения необходимо определить методы формирования критериев выбора. Наиб. полно они разработаны для хорошо структурированных реш-й. Применение экономико-математических методов к решению предпринимат. проблем позволяет исп-ть в качестве критерия выбора целевую функцию, кот обычно надо максимизировать или минимизировать. Этап орг-ции выполнения реш-я начинается после его принятия и утверждения. Большое значение имеет разработка и исп-ние методов контроля выполнения работ, связанных с реализацией реш-я. К методам контроля м.отнести: метод сравнения, метод дублирования части работы, знакомство с полученным результатом и т.п. Комплексное технико-экономическое обоснование явл-ся завершающим этапом процесса разработки реш-я. Одновременно этот этап явл-ся самым ответственным. К принципам экономич. обоснования реш-я относятся: 1) учет фактора времени; 2) учет затрат и результатов за ж.ц. товара;3) применение системного подхода к расчетам;4) применение комплексного подхода к расчетам;5) обеспечение вариантности технических и организац-х реш-й; 6) обеспечение сопоставимости вариантов по исходной инф-ции. 4 целесообразных метода расчета экономич. эффекта принимаемого реш-я.1) Мероприятия по повышению качества входа системы: качества сырья, материалов. Экономич. эффект от внедрения этих меропр-й проявл-ся: а) у изготовителя б) у потребителя товара. 2) Мероприятия по повышению качества процесса в системе – это мероприятия по совершенствованию технологии, орг-ции произв-ва, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. 3) Ожидаемый экономич. эффект от разработки и внедрения мероприятий по повышению кач-ва товара (повышение производит-сти, надежности) организационно-технического развития произв-ва. 4) Ожидаемый экономический эффект от приобретения потребителем нового товара – орудия труда, с пом. кот. им выпускается продукция.
33. Этапы разработки оптимальной структуры

предпринимательской деятельности

Для успешной деяте-ти необходима хорошо продуманная внутренняя функц структура, рациональная система упр-я. У предприятия должны быть четко поставленные цели, соотнесенные с его ресурсами и возможностями. Предприятие должно быть хорошо организовано.

Организация– форма объединения людей для их совместной деят-ти в рамках определенной структуры; система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач. Структура организации разделение орг-ии на подразделения, отделы, участки, цеха, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев; установление подчиненности и соподчиненности, ответственности.Оптимальная стр-ра орг-ии – стр-ра орг-ии, наилучшим образом удовлетворяющая достижению цели орг-и с минимальными издержками произв ресурсов.Структура организационно-правовая – установление вида, типа предприятия, компании, фирмы в соответствии с правовыми нормами, предусмотренными законодательством – Гражданским кодексом .

Как работает предприятие – прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом показателей эффективности. Для этого целесообразно построить производ-ый процесс по принципу безотходности:

где R – входящие материальные ресурсы; V – продукция (услуги). При этом должно соблюдаться условие R ~ V. Для того, чтобы осуществлялось преобразование ресурсов, предприятие должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы

Структура предприятия: - подразделения основного производства - подразделения вспомогательного производства - управленческие службы и подразделения- подразделения, обслуживающие

побочные и подсобные подразделения -подразделения вспомогательного производства - управлкен-е службы и подразделения

Процессы, осуществляемые на предприятии- научные иссл-ия - транспортировка - проектирование, конструирование - утилизация - изготовление - восстановлении - ремонт и модернизация - консервация и упаковка - контроль и профилактика брака - очистка и обезвреживание - обслуживание - профилактика безопасности - хранение - управление

Функции управления на предприятии - учет, статистика - мотивация - анализ - контроль исполнения - планирование - регулирование - принятие решений и их реализация

Функции организации на предприятии- нормирование - маршрутизация предметов труда -координация во времени и пространстве - планирование рабочих мест - оперативное планирование - создание благоприятных условий труда - диспетчеризация - исполнение функций управления - реализация готовой продукции - разделение и кооперирование труда - выявление резервов и рационализация производства - ресурсообеспечение

Важным элементом производственного процесса на предприятии является выбранный вариант технологии.

Предприятие, в зависимости от характера производимой продукции, масштабов, имеющихся у него возможностей инвестирования выбирает ту или иную технологию. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции.

38. Сущность, значение и понятие культуры предпр-ва. Деловая и профессиональная этика

Культура предприн-ва – это определенная, сложившаяся совок-ть принципов, приемов, методов осуществления предпринимат. деят-сти субъектами в соответствии с действующими в стране (об-ве) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.Первым всеобщим элементом культуры предпринимат-ва, предпринимат. деят-сти явл-ся ее законность. Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям. След. важным элементом культуры предпринимат-ва явл-ся честное ведение его субъектами своего биз-са. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, гос-ву – это действительно ведущий признак культуры предпринимат-ва.Деловая и профессиональная этикаДля нас этика – прежде всего, отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с т.зр. их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Деловые отношения.

Любой предприниматель д.овладеть навыками корректного поведения, а для этого надо следовать этикету делового человека. Последний включает:

1)правила представления и знакомства; 2)правила проведения деловых контактов; 3)правила поведения на переговорах; 4)требования к внешнему облику, деловой одежде, служебному помещению; 5)требования к речи и т. п. Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Предпочтительно обращаться к сослуживцам по имени и отчеству, либо по фамилии. В нашей стране принято уважительно наз-ть людей по имени и отчеству.

По именам можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения. В деловой обстановке обращайтесь к подчиненным только на «Вы». Обращение на «ты» допустимо лишь тогда, когда оно м.б. взаимным либо обусловлено неформал-ми отношениями. Ведение деловых бесед. Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Не следует во время разговора без нужды перебирать бумаги, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать присутствие третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и т. п. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, попросите извинения, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помните, о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком разговорчив, попросите его быть точнее и ближе к сути дела.Чтобы научиться эффективному деловому общению, необходимо обратить внимание на риторику, или искусство говорить убедительно, и на дикцию, т. е. произношение, и интонацию. Предприниматель, вступающий в деловые отношения, д. помнить о том, что знание нац. и психологических особенностей партнеров есть необходимое условие успешных контактов.
4. Сущность и цели предпринимательства.

Предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска.

Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию.

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества.

Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период.

Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.).

Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.

Преимущества предпринимательства:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов предпринимательства;

  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

  • большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В то же время, субъектам предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

  • зависимость от крупных компаний – естественных монополистов;

  • недостатки в управлении делом, слабая компетентность руководителей;

  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

  • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Главными причинами неудач в предпринимательской деятельности чаще всего называют:

  • некомпетентность;

  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.


7. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.

Производственное предпринимательство - ведущий вид предпринимательства. Его основная функция - организация производства. К производственному бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фирмы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды и многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно оно формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом оно использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

Производственное предпринимательство не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, одновременно, более чем, какая-либо другие виды предпринимательства нуждается в значительных инвестициях для организации бизнеса. Поэтому этот вид предпринимательства нуждается в серьезной государственной поддержке для своего успешного развития. Она может выступать в форме программ поддержки тех или иных форм бизнеса, налоговых льгот, предоставлении гарантий и т.д. Желание части предпринимателей получать сиюминутный доход, ведет к тому, что многие бизнесмены, занимающиеся производственным предпринимательством в неблагоприятных условиях, идут на снижение качества и фальсификацию товаров, используют опасные технологии, начинают хищнически использовать природные ресурсы и рабочую силу. Поэтому производственное предпринимательство помимо государственной поддержки, как правило, испытывает очень серьезное государственное регулирование в форме: лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. На регулирование производственного бизнеса в наибольшей степени направлено трудовое и экологическое законодательство.

Коммерческий предпринимательство


Полем деятельности коммерческого бизнеса являются операции по купле продаже товаров. В этом виде бизнеса предприниматель выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Примерами коммерческого бизнеса могут служить разнообразные оптовые торговцы и посредники, магазины, бензоколонки, аптеки и т

Коммерческий бизнес занят тем, что приобретает товары у производителей, перевозит ее в разные уголки страны и мира, складируют и доставляют другим посредникам или потребителям. При прохождении товара от производителя к потребителю товар не изменяется, но потребители получают возможность не заботиться о доставке товаров и, в то же время, более равномерно потреблять необходимую продукцию. Коммерческий предприниматель берет на себя и риски связанные с изменением спроса, цен и т.д. Этот вид бизнеса проще производственного. К его достоинствам можно отнести также быстроту создания. В России, в первые годы перехода к рынку, этот вид предпринимательства получил наиболее быстрое развитие.

Финансовое предпринимательство


Особым видом предпринимательской деятельности является финансовый бизнес. Сфера его деятельности денежное обращение и кредит. Финансовая деятельность выступает в таких формах как банковская деятельность, страховой и венчурный бизнес. Оно распространяется на такой круг операций как продажа и покупка иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, валюту или другие ценные бумаги. К этой сфере относятся услуги разнообразных финансовых посредников: брокеров, дилеров и т.д. Прибыль предпринимателя возникает в результате операций с финансовыми ресурсами и получением процентов.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.

15.Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.

Рынок является формой взаимоотношений между отдельными самостоятельными, принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок – это сложное и многостороннее экономическое явление; это соединение спроса и предложения; это форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями.

Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров, ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.

Современный рынок классифицируется по различным категориям:

а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.;

б) по географическому положению местный, региональный, национальный, мировой;

в) по степени ограничения конкуренции монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный;

г) по отраслям автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.;

д) по характеру продаж оптовый, розничный.

Рынок имеет, по сравнению с командно-административной экономикой, значительные преимущества:

- посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг);

- рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, количестве производства;

- высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления;

- участники рынка оптимально используют результаты научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами;

- предприниматель и потребители обладают свободой выбора
и действий. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т. д.;

- рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.

В то же время, рынок имеет и негативные стороны. Можно выделить следующие недостатки рынка:

- рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;

- рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу);

- в рынке не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;

- рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;

- рынок не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке;

- рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги;

- рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя государство.

Важнейшим обязательным признаком рынка является его конкурентный характер. Конкуренция — это механизм функционирования предпринимателей, которые конкурируют между собой, а также с покупателями. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения на соответствующем товарном рынке. Поэтому действующим законодательством запрещается прибегать к недобросовестной конкуренции на рынке, занимать доминирующее положение, осуществлять монополистическую деятельность, устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены.


21. Внутрифирменное предпринимательство.
Сущность внутрифирменного предпринимательства состоит в организации в крупнейших компаниях (корпорациях) внутрифирменных рискованных предприятий на основе предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения внутренними предпринимателями высоких конечных результатов.

Внутрифирменное предпринимательство может развиваться при соблюдении следующих условий:

- свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта;

  • самостоятельный выход на рынок с законченными продуктами труда;

  • возможность проведения собственной кадровой политики
    и особой мотивации работников, необходимых для реализации собственного предпринимательского проекта;

  • распоряжение частью прибыли, полученной от реализации личного проекта;

  • принятие на себя части риска при осуществлении проекта.

Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно, внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть поступательно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конкретного конечного результата.

Но руководство фирмы (корпорации) для развития внутреннего предпринимательства должно создать своего рода сеть для поддержки интрапредприятий, специальные структурные подразделения – венчурные группы, отделы нововведений и др.

Первое слагаемое создаваемой сети – формирование финансового обеспечения рискованных проектов внутрифирменных предпринимателей.

Как показывает зарубежная практика, это могут быть общекорпоративные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, самостоятельные средства внутренних подразделений, специальные фонды для финансирования рискованных проектов.

Внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство корпорации (фирмы) в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав свой бизнес-план. Отдельные фирмы разрешают внутренним предпринимателям выпускать собственные акции (своего внутрифирменного рискованного предприятия) и продавать их внутри фирмы. Правда, по российскому законодательству, акции могут выпускать только акционерные общества. Прообразом организации внутрифирменного предпринимательства на российских фирмах можно считать организацию арендного подряда, организацию внутреннего хозрасчета.

14. Внутренняя предпринимательская среда.
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации