Гурович Л.И. и др. Спортивные и подвижные игры - файл n1.doc

приобрести
Гурович Л.И. и др. Спортивные и подвижные игры
скачать (5452 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc5452kb.08.07.2012 16:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


















7А8 С 73

Предисловие


Коллектив авторов: Л. И. Гурович Г. П. Иванова Н "*"™> Г С. Ласин, Ю. И. Портных, П. А. Чумаков, И. М. Таланов, Д. П. Рыбаков, В. И. Смирнов

Спортивные и подвижные игры. Учебник для

С73 физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб. Под ред.

Ю. И. Портных. М., «Физкультура и спорт», 1У//.

382 с. с ил.

На обороте тит. л. авторы: Л. И. Гурович, Г. П. Иванова, Н. М. Люкшинов, Г. С. Ласин, Ю. И. Портных и др.

В учебнике освещены вопросы техники, методики обучения и спор-ТИВНОучеТбРНеикРнаписан в соответствии с программой для техникумов физи-ческой культуры.

60902-036 7А8

С1|09(0ТНГ66-77

Настоящий учебник представляет собой переработанное и допол­ненное переиздание пособия, вышедшего в 1970 г. Необходимость переработки была вызвана введением в 1973 г. новой программы подготовки учащихся в техникумах физической культуры. Учебник предназначен главным образом для изучающих общий курс спортив­ных и подвижных игр.

В нем дается характеристика современного развития и содержания техники и тактики таких популярных спортивных игр, как баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, гандбол. Кроме того, описывается основное содержание тенниса, бадминтона и настольного тенниса, изучаемых как дополнительные виды спортивных игр.

Помимо изложения техники и тактики рассматриваются вопросы методики обучения и тренировки. В отличие от прошлого издания гораздо шире освещается методика работы с детьми и подростками, дается описание технических средств и тренажеров.

В отдельную главу выделена методика преподавания подвижных игр, переработанная в соответствии с новой программой физического воспитания в школе.

Вопросы, относящиеся к методике обучения и тренировки, общие для всех спортивных игр, представлены отдельной главой. Здесь же рассматриваются основные определения теории игр.

Учебник подготовлен бригадой преподавателей Ленинградского государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта доцентами Л. И. Гурович, Г. П. Ивановой, Н. М. Люкшиновым, Г. С. Ласиным, Ю. И. Портных, П. А. Чумаковым и мастерами спорта И. М. Талановым, Д. П. Рыбаковым, В. И. Смирновым.

Авторы выражают благодарность всем лицам и организациям, ко­торые пришлют свои замечания и предложения по улучшению ка­чества учебника.

© Издательство «Физкультура и спорт», 1977 г.

Глава I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Среди большого разнообразия средств физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимают спортивные игры.

Спортивные игры в их современном виде начали складываться в конце XIX и начале XX века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых ка­честв. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.

Круг игр, используемых в настоящее время в целях физического воспитания, довольно широк. Их принято делить на две большие, группы: подвижные и спортивные.

К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями.

Спортивные игры — это единоборство двух сторон, протекающее в рамках правил, преимущество в котором оценивается по количеству достижений обусловленной цели. Спортивные игры отличаются еди­ными правилами, четко определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и ин­вентарь и т. п. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Спортивными играми занимаются в школах, техникумах и вузах, на предприятиях и в рядах Советской Армии, в колхозах и совхозах, в домах отдыха, санаториях и т. д. Сложная техника игровых приемов и тактических действий определяет-необходимость длительной специальной подготовки игроков.

В техникумах физической культуры спортивные и подвижные игры — это специальный предмет, который включает историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники, тактики от­дельных игр и воспитание педагогических навыков.

В СССР наибольшее распространение получили футбол, баскетбол, волейбол, хоккей (с шайбой и с мячом), гандбол, теннис, настольный теннис, водное поло, городки, регби. В последнее время большую популярность приобрел бадминтон, стал культивироваться хоккей на траве.

Каждая спортивная игра имеет характерные особенности. Вместе с тем у различных игр имеются и схожие признаки, позволяющие

4

разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с соприкосновением с соперником и без соприкосновения, с дополни­тельным снарядом (клюшка, ракетка, бита) и без него.

Движения и действия, используемые в спортивных играх, разно­образны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы, совместно со своими партнерами добиться преимущества над соперником, который оказывает активное сопротивление.

Активное противодействие соперника постоянно изменяет условия осуществления задуманных действий отдельного игрока и команды в целом. Быстрая смена игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие быстрейшего решения, Для этого необходимо в кратчайшие промежутки времени увидеть создав­шуюся обстановку (расположение партнеров и соперника, положение мяча, шайбы), оценить ее, выбрать наиболее целесообразные действия и применить их. Все это можно осуществить лишь имея определенные знания, навыки, умения.

Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отли­чаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину и т. п. различными способами и в самых разнообразных ус­ловиях.

Важной особенностью спортивных игр являются сложные кол­лективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр — командные, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенной последовательности выполне­ния игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации дейст­вия отдельных игроков команды различны, но они должны быть вза­имообусловлены и направлены на решение общей задачи. От спорт­сменов требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовывать свои действия с партнерами и добиваться успеха.

Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь. Своевременная и правильная помощь партнеру — важный фактор для достижения победы над соперником. Помогая друг другу как в на­падении, так и в защите, .игрокам необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество.

Рамки деятельности в игре ограничены соответствующими прави­лами, за нарушение которых положены определенные наказания. Спортсмены должны не только определять, какой технический прием или какое тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и оценивать его с позиций правил игры.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, актив­ность, чувство ответственности и т. п.

В спортивных играх занимающиеся выполняют работу переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. Относитель-

5

ная мощность ее в различных видах игр различна. Увеличение скорости передвижения и быстроты действий, повышение интенсивности игровой деятельности, происшедшее в последние годы во всех видах спортивных игр, значительно повысили нагрузку на организм игрока. Поэтому в таких играх, как хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, широко используют замены игроков.

В ходе каждой игры возможна работа любой мощности. Поэтому тренировка должна быть направлена на развитие у спортсменов высо­кого уровня аэробной и анаэробной производительности.

Довольно большие энергетические затраты (футбол — 1500 ккал, баскетбол — 900 ккал), высокая частота пульса (180—190 и больше ударов в 1 мин.), потеря веса (2—3 кг за игру) говорят о высоких тре­бованиях к организму занимающихся спортивными играми. У них наблюдается повышенная емкость легких (у футболистов и баскетбо­листов в среднем 5 л), брадикардия (у футболистов и волейболистов 48—54 удара в 1 мин.), умеренная гипертрофия сердца, увеличение содержания гемоглобина в крови*.

По показателям основных физических качеств представители спор­тивных игр занимают высокие места среди спортсменов других видов. Так, по прыгучести (прыжок в высоту) волейболисты занимают третье место (58 см), баскетболисты — шестое (53 см), футболисты — восьмое (49 см), хоккеисты, гандболисты и теннисисты — девятое (48 см).

Разнообразные движения и действия, выполняемые в спортивных играх, в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают большое оздоровительное влия­ние: способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппа­рата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, служат средством активного отдыха для многих категорий трудящихся, особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.

Значительное влияние оказывают спортивные игры на централь­ную нервную систему. Быстрота выполнения движений, частая их смена и постоянное варьирование интенсивности мышечной деятель­ности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы.

У квалифицированных игроков скрытый период двигательной реак­ции значительно укорочен. Если у новичков он равен 217 м/сек, то у подготовленных баскетболистов ■— 162 м/сек, у футболистов — 180 м/сек **.

Занятия спортивными играми положительно сказываются на раз­витии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализато­ров. У занимающихся наблюдается- увеличение поля зрения, разви­вается глубинное зрение. Под влиянием систематических тренировок и соревнований по спортивным играм улучшаются функции мышечного

аппарата глаз. Если у не занимающихся спортивными играми в 60% случаев отмечаются нарушения мышечного баланса глаз, то у квалифи­цированных игроков они встречаются реже (50—22%).

Соревнования по спортивным играм интересны не только для участ­ников. Они доставляют огромное удовольствие и зрителям. Острые, быстро меняющиеся ситуации, ловкость играющих захватывают зри­телей и являются хорошей агитацией за систематические занятия спортом.

В последнее время представители всех видов спорта в тренировоч­ных занятиях стали широко использовать различные спортивные игры.

Для более полной характеристики и значения спортивных игр следует отметить их популярность и массовость. Так, по статистическим данным 1967 г.*, в СССР только баскетболом, волейболом, футболом и настольным теннисом занималось 17,4 млн. человек (волейбол — 6 628 200, баскетбол — 3 790 300, футбол — 4 255 700, настольный теннис — 2 684 000), в то время как легкой атлетикой занималось 8 042 400, лыжным спортом — 6 240 200 человек *. Цифры эти в на­стоящее время значительно выросли. Подобная тенденция прослежи­вается и в мировом масштабе. По данным 1971 г., количество занимаю­щихся волейболом составляло 40 млн., футболом — 35 млн., легкой атлетикой — 20 млн. человек.

Итак, спортивные игры занимают видное место в системе физиче­ского воспитания, являются прекрасным средством улучшения здо­ровья, повышения работоспособности и решения воспитательно-обра­зовательных задач.

Однако решить весь комплекс задач разностороннего физического развития они не могут. Поэтому необходимо целесообразно сочетать в тренировочных занятиях средства и методы из других видов спорта.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

Под спортивной тренировкой понимают многолетний процесс все­стороннего физического воспитания, который направлен на достиже­ние высоких спортивных результатов, а также подготовку к общест­венно полезной деятельности.

Важнейшей составной частью учебно-тренировочного процесса яв­ляется воспитание занимающихся, формирование их личности, нрав­ственных убеждений и коммунистического мировоззрения.

Учебно-тренировочный процесс в каждой спортивной игре имеет свои особенности, вытекающие из ее содержания. Однако есть и много общего, что позволяет излагать некоторые положения методики тре­нировки, характерные для всех игр.

Совокупность задач учебно-тренировочного процесса решается с помощью разнообразных физических упражнений. Они подразде­ляются на основные и вспомогательные.


?«Физиология человека». Под ред. Н. В. Зимкина. М., ФиС, 1970. ** «Физиология человека». Под ред. проф. Е. К. Жукова. М., ФиС, 1959.

* НА. Макарцев, П. А. Соболев. Говорят цифры и фак­ты. М., ФиС, 1968.


6

7



Основными считают упражнения, взятые непосредственно из арсе­нала изучаемой игры.

Вспомогательные упражнения подразделяют на две группы — общеподготовительные и специальные подготовительные. С помощью

8

общеподготовительных упражнений создаются необходимые пред­посылки для овладения основным содержанием игровой деятельности, достигается всесторонняя физическая подготовленность и оздоровле­ние занимающихся. Ведущую роль здесь играют общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы. Специальные подготовитель­ные упражнения направлены на приобретение необходимых для дан-, ного вида игры физических качеств и овладение специальными двига­тельными навыками. Используемые с этой целью упражнения подраз­деляют на собственно подготовительные и подводящие. Они тесно связаны друг с другом. Подготовительными являются разнообразные упражнения без предметов и с предметами, игры и эстафеты. В качестве подводящих упражнений используют отдельные части сложнокоорди-нированного движения или всего движения в облегченных условиях. Иногда с этой целью применяют имитационные упражнения и упраж­нения на тренажерах. Методическая последовательность использова­ния упражнений показана на рис. 1.

Физическая подготовка

Физическая подготовка — важнейший раздел учебно-тренировоч­ного процесса. Ее основные задачи — укрепление здоровья, всесто­роннее физическое и специальное развитие, повышение общей и спе­циальной работоспособности организма.

Практика и научные исследования убедительно показывают огром­ную роль физической подготовки в спортивных достижениях. Она тесно связана с технической, тактической и психологической подго­товкой. Без достаточного развития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость и ловкость, невозможно успешно использовать техни­ческие приемы, осуществлять задуманные тактические действия.

Физическую подготовку принято делить на общую и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на воспитание разно­сторонних физических способностей, необходимых для гармонического развития занимающихся, повышения работоспособности организма, создания прочной базы для плодотворной трудовой деятельности и достижения высокого спортивного мастерства.

Для решения задач общей физической подготовки используют ши­рокий круг средств, и прежде всего упражнения из комплекса ГТО, гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, плавания, акроба­тики, борьбы, тяжелой атлетики, различные виды игр.

Большое значение имеет правильный подбор физических упражне­ний. Не все средства общей физической подготовки положительно сказываются на развитии специальных качеств. Различают три типа физических упражнений: содействующие друг другу, нейтральные и противоположные, дающие отрицательный результат.

Исходя из этого, в занятиях по спортивным играм из гимнастики используют элементарные общеразвивающие упражнения без снаря­дов, на снарядах (гимнастической стенке, скамейке, канате, коне) и с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, ган­телями, скакалками).

9

Из легкой атлетики берут кроссы, бег на короткие и средние ди­станции, метание гранаты, толкание ядра, прыжки в высоту и длину; из тяжелой атлетики — различные подготовительные упражнения со штангой; из акробатики — стойки, кувырки, сальто и пр.

Общеразвивающие упражнения подбирают с таким расчетом, чтобы вовлечь в работу основные группы мышц и одновременно до­биться общего воздействия на организм занимающихся.

Недостаточно подобрать определенные средства общей физической подготовки, необходимо установить их объем и правильно распределить в годичном цикле тренировки.

Специальная физическая подготовка — это процесс, направленный на развитие физических качеств, необходимых для данного вида спор­тивных игр.

Каждая спортивная игра имеет отличительные особенности, но в то же время характер действий в той или иной игре имеет много общего: ацикличность, разнообразность, переменность интенсивности нагрузки. Продолжительная деятельность в таких условиях требует развития специфической выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости.

С этой целью используют специальные подготовительные упражне­ния, по своей структуре сходные с основными игровыми действиями, а также упражнения в технике и тактике изучаемого вида игры, под­вижные игры и игру, в которой специализируются занимающи­еся.

Сила. Под силой понимают способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Сила является важ­ной основой для проявления других качеств. Она необходима во всех видах игр: в большей степени для футболистов, регбистов, хоккеистов, в меньшей — для играющих в настольный теннис, бадминтон, го­родки.

Для всех видов спортивных игр первостепенное значение имеет развитие силы мышц ног. Развитие силы других мышечных групп имеет преимущественное значение для конкретной игры. Например для гандболистов и теннисистов не менее важно развивать силу мышц рук; для хоккеистов — силу мышц рук и туловища и т. п.

Развитие специальной силы в отдельных видах спортивных игр направлено на увеличение быстроты и точности движений. Чрезмерное увеличение размеров физиологического поперечника основных групп мышц для занимающихся спортивными играми нежелательно.

Для развития силы и быстроты мышечных сокращений применяют разнообразные упражнения с отягощениями: подъем штанги весом 50% и больше максимального результата; упражнения с партнером и преодолением собственного веса; упражнения в метании предметов различного веса; упражнения с эспандером, резиной, утяжеленными поясами, манжетами на голени и предплечье. Выполняют упражнения с отягощениями небольшого веса сериями, повторяя до отказа, со средним весом (70—75% максимального результата) сериями, с боль­шим числом повторений до отказа; постепенно увеличивают вес до предельного (начиная с 50—60% максимального результата спорт-

смена). Для развития силы применяют упражнения с динамическим, статическим и уступающим режимом работы.

В занятиях с женщинами и детьми упражнения на силу следует использовать осторожно.

Быстрота — одно из ведущих качеств в спортивных играх. Под быстротой понимают способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. История развития игр пока­зывает, что успех в соревнованиях во многом зависит от умения вести игру в быстром темпе.

В спортивных играх это качество проявляется как быстрота реак­ции, быстрота выполнения движений и смена одного движения дру­гим — скорость передвижения.

Быстрота реакции как ответ на изменившееся положение партнеров и действие соперника, а также умение переключаться с одного действил на другое зависят от степени подвижности нервных процессов. Совер­шенствование этой стороны быстроты должно идти по пути уменьше­ния затраты времени на оценку обстановки, принятие решений и их выполнение.

Быстрота выполнения движений важна в различных игровых прие­мах (передачи, удары, броски и т. п.) и передвижении игрока. Развитие быстроты выполнения движений во многом зависит от подготовлен­ности нервно-мышечной системы.

Для развития быстроты используют следующие упражнения: бег на короткие дистанции с высокого старта, повторный бег с ускорением на дистанции, бег по коротким отрезкам с изменением направления (например, 4 раза по 20 м), бег с остановками, ускорением, поворотами, прыжками, передачами мяча, бег с отягощением, бег по песку, снегу, воде, бег под уклон и в гору, старты по зрительному и слуховому сиг­налам, разнообразные эстафеты и подвижные игры, упражнения в тех­нике и тактике игры, а также двусторонние игры в футбол, хоккей, баскетбол, гандбол и пр.

Основным методом развития быстроты является повторный метод. Так как упражнения с большой интенсивностью невозможно выпол­нять длительное время, то перед повторением необходимо делать паузы для отдыха. Количество повторений и величина паузы определяются временем выполнения упражнения. При резком снижении быстроты занимающемуся нужно перейти к другому упражнению или отдохнуть, поскольку продолжение данного упражнения будет направлено уже на воспитание выносливости, а не быстроты.

Выносливость — это способность организма проявлять большую работоспособность в специфической деятельности, т. е. преодолевать утомление в течение длительного времени, действуя с необходимой интенсивностью, сохраняя точность, маневренность и быстроту до конца состязания. Большое значение для этого имеют волевые усилия играющих.

Развитие специальной выносливости в спортивных играх затруд­няется ацикличностью игровых действий. Чем точнее удается смоде­лировать характер игры, тем успешнее развивается выносливость в той или иной игре.


ю

11

В качестве средств развития выносливости используют кроссы по пересеченной местности, бег с изменением темпа и преодолением пре­пятствий, бег на отрезках на скорость с повторением упражнений в технике и тактике, с различными по характеру и интенсивности дей­ствиями (например, атака ворот или с сопротивлением одного защит­ника, удары на точность, игра в квадрате 2x2, 3x2, 3x3), игру в ба­скетбол, футбол, хоккей и др.

Используя непосредственно спортивную игру как средство разви­тия выносливости, увеличивают продолжительность ее (по времени или по счету), количество игр за неделю, проводят двусторонние игры в повышенном темпе, но в небольшие промежутки времени (10— 15 мин.), повторяя их несколько раз и изменяя фазы отдыха.

Сейчас для развития этого качества широко применяют также так называемую круговую тренировку.

Одной из форм круговой тренировки является поточный метод, используемый при совершенствовании технико-тактического мастерст­ва: упражнения в уроке выполняют одновременно все занимающиеся, двигаясь поточно и выполняя на различных участках площадки раз­ные упражнения.

Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие в игре ситуации, владеть движениями в сложных изменяющихся условиях. Без развитой в достаточной сте­пени ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей ни в одной игре.

Ловкость — комплексное качество. Оно зависит от двигательного опыта игрока. Развитие ловкости лучше всего начинать с раннего детства, используя широкий круг двигательных навыков. Осваивая любой двигательный навык, занимающийся должен добиваться точ­ности движений, что будет способствовать развитию ловкости.

Для развития ловкости используют гимнастические и акробатиче­ские упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно меняющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.

Гибкость. Умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять дви­жения с большой амплитудой весьма необходимо для совершенствова­ния техники движений. Так, при недостаточной подвижности в луче-запястном суставе невозможно добиться высокой техники в бросках в корзину (баскетбол) и нападающих ударов (волейбол). Одновременно правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энерге­тические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного ап­парата.

Для развития гибкости используют специальные упражнения для растягивания. Выполняют их, постепенно увеличивая амплитуду движений. При выполнении упражнений по технике изучаемого вида игры необходимо акцентировать внимание на увеличении подвижности в суставах и своевременном расслаблении мышц.

Методы развития физических качеств. В процессе систематически повторяемых упражнений физические качества развиваются, организм занимающихся подготавливается к выполнению специфических физи­ческих нагрузок.

Для развития физических качеств в спортивных играх в основном применяют следующие методы: равномерный, интервальный, повтор­ный, переменный, до отказа, соревновательный, игровой, сопря­женный.

Одной из разновидностей сопряженного метода принято также считать совершенствование технических приемов на фоне высокой ин­тенсивности двигательной деятельности, позволяющей добиться устой­чивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления.

Интервальный метод используют для развития ско-ростно-силовой выносливости. Занимающиеся выполняют упражнения или бег по отрезкам (например, 10x20 м) на время с определен­ными уменьшающимися интервалами отдыха, проводят интенсивные двусторонние игры по 10—15 мин. с постепенным уменьшением пауз активного отдыха или относительно постоянными интервалами отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособ­ности, или выполняют упражнения, повторяя их сериями.

Повторный метод предполагает многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, обеспечивающего достаточное восстановление.

Переменный метод наиболее соответствует самому харак­теру действий в играх. Применяя его, тренер чередует упражнения, требующие большого напряжения, и упражнения с небольшой нагруз­кой, варьирует длительность их выполнения.

Равномерный метод заключается в длительном непре­рывном выполнении упражнений. Применяют его для развития общей выносливости. Как правило, это бег в невысоком темпе с одинаковой скоростью на всей дистанции (в основном кросс).

Метод до отказа предполагает выполнение упражнений до полного утомления, когда спортсмен отказывается продолжать его из-за невозможности повторить. Он используется главным образом для развития специальной силовой выносливости.

Игровой метод наиболее широко распространен в трениров­ках по спортивным играм. Суть его состоит в использовании разнооб­разных игр, чаще всего подвижных, для развития двигательных ка­честв, и прежде всего ловкости и быстроты.

Соревновательный метод также широко используют при развитии двигательных качеств. С этой целью проводят соревно­вания в беге, прыжках, метаниях, плавании, лыжных гонках, спортив­ных играх.

В последнее время все большее распространение находят сопряжен­ный и круговой методы.

Сопряженный метод состоит в том, что специальные двигательные навыки совершенствуют с помощью специальных отяго­щений на руках (манжеты на запястье), ногах (утяжеленные ботинки, отягощения на голени) и туловище (утяжеленные жилеты, пояса). Он позволяет одновременно развивать силу, быстроту и выносливость. При этом очень важна величина отягощений (чрезмерная величина их ведет к искажениям структуры совершенствуемого движения).

Одной из разновидностей сопряженного метода принято также счи>


12

13



тать совершенствование технических приемов на фоне высокой интен­сивности двигательной деятельности, позволяющее добиться устой­чивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления.

Круговой метод (или, правильнее, круговая форма тренировки) может включать все перечисленные методы. Суть его состоит в следую­щем: на площадке или в зале по кругу размечаются станции — места для выполнения определенных упражнений, известных занимающимся и подобранных таким образом и в таком порядке, чтобы они разносто­ронне влияли на развитие физических качеств.

Предлагаемые упражнения проводят с максимальной для каждого занимающегося интенсивностью в ограниченное время и с чередованием пауз отдыха, которые изменяют в зависимости от состояния и подго­товленности занимающихся.

14

Сначала продолжительность и интенсивность работы на каждой станции, а следовательно, и при прохождении всего комплекса состав­ляет не более 50—60% возможностей занимающихся. В дальнейшем общая нагрузка увеличивается за счет увеличения интенсивности работы на станциях, уменьшения пауз отдыха и повторения всего ком­плекса до трех и более раз. Пример круговой тренировки для развития физических качеств приводится на рис. 2.

Круговая форма тренировки может применяться и для совер­шенствования специальных навыков техники игры в сочетании с фи­зическими качествами. Для этого в комплексы необходимо включить изученные упражнения и игровые приемы в таком порядке, чтобы упражнения с большой нагрузкой чередовались с менее нагрузочными. При этом не следует включать более 6—8 станций.

Приведем пример. Станция № 1 — передачи мяча в мишень на стене на большее количество раз за 30—60 сек.; станция № 2 — лежа на мате, набивной мяч (3 кг) зажат между стопами: поднимать ноги, доставая мячом пол за головой; станция № 3 — напрыгивание с мячом в руках на тумбочку (60—80 см), после спрыгивания бросок мяча в стену двумя руками сверху в прыжке; станция № 4 — ведение мяча вокруг разметки в области штрафного броска с броском по корзине после поворота; станция № 5 — подъем штанги 50—60 кг; станция № 6— жонглирование двумя мячами; станция № 7 — бег по отрезкам от угла до центра площадки; станция № 8 — добивание мяча, три удара в щит и один в корзину. Время выполнения упражнения на каждой станции сначала 30 сек., а затем 60 сек. (отдых 30 сек.). Количество повторений прохождения всех станций постепенно увеличивают.

Особое значение в таких играх, как волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, имеет прыгучесть. Она зависит от силы мышц нижних конечностей, быстроты сокращения, координированности и гибкости. Необходимость совершать большое количество прыжков в одной игре требует соответствующей выносливости.

Основными средствами развития прыгучести являются серийные прыжки на обеих ногах и на одной, прыжки со скакалкой, прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки с отягощением, присе­дания и выпрыгивание с весом, партнером, бег с отягощением, напры­гивание и спрыгивание со специальных подставок и т. п.

Все физические качества взаимосвязаны и проявляются комп­лексно. Поэтому нужно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного качества в ущерб другому отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Техническая и тактическая подготовка

Спортивные игры отличаются сложностью и разнообразием дейст­вий играющих. Чтобы принять участие в игре, нужно предварительно изучить эти действия.

Каждая игра предполагает использование действий, получивших название игровых приемов. Внешнюю форму каждого приема опреде­ляет его техника или совокупность элементов движения, позволяющая

15




рршать двигательную задачу. Содержание составляют психические процессы, определяющие рациональность выбора и эффективность выполнения игрового действия.

Техника игровых приемов вариативна и обусловливается индиви­дуальными качествами спортсмена и условиями их применения. Но вместе с тем каждый способ передачи, броска, удара имеет обобщенный характер, определяющийся общими биомеханическими закономерно­стями рациональности движения.

Различают игровые приемы, общие для всех участников, и специаль­ные, применяемые игроками, выполняющими определенные функции в команде (например, вратаря). В каждом приеме различают три фазы— подготовительную, основную, заключительную, а также внешнюю (кинематическую) и внутреннюю (динамическую) структуру движения.

Для успешного участия в игре совершенно недостаточно овладеть техникой выполнения игровых приемов. Очень важно теоретическое и практическое освоение тактики игры. Каждый должен научиться не только обдумывать, но и применять.

Под тактикой понимают выбор и целесообразное использование средств, форм и способов ведения игры для достижения наилучшего результата.

Тактика проведения отдельных игр разрабатывается на основе общего стратегического плана, поэтому является частью общей страте­гии ведения спортивной борьбы. Под стратегией в спорте понимают систему управления и регулирования развитием спорта, подготовки спортсменов и ведения спортивной борьбы. Стратегия непосредственно связана с тактикой, но имеет более широкие сферы действия. С по­мощью тактики создаются оптимальные условия для достижения стра­тегических целей.

Тактические задачи в ходе игры решают с помощью игровых прие­
мов, которые являются средством тактики. Оказавшись в какой-то
игровой ситуации, участники прежде всего ищут решение, а затем
осуществляют его в форме какого-либо игрового приема. Такое дейст­
вие ответного характера получило название индивидуального такти-
I ческого действия.

В игре каждый участник непрерывно выбирает наиболее подходя­щее место на площадке и способ, с помощью которого он может решить возникшую игровую ситуацию. Индивидуальные тактические дейст­вия — это основная форма решения тактических задач ведения игры. Но поскольку большинство спортивных игр являются командными, индивидуальные действия дополняются другими формами тактической деятельности — групповыми и командными действиями.

Групповые действия — это взаимодействия игроков, согласованные по цели, месту и времени и направленные на решение частных задач. В игре они осуществляются в виде тактических комбинаций, которые можно разучивать заранее или создавать стихийно по ходу игры.

Командные действия — это организованные действия всех игро­ков команды в отдельные фазы игры.

Для достижения наилучшего результата в игре соревнующиеся должны определить основные способы своих действий. Такими спосо-

16

бами являются так называемые тактические системы игры и их сочета­ния. Тактическая система — это рациональное расположение играю­щих и распределение функций между ними, определяющее использо­вание наиболее целесообразных тактических форм ведения игры.

Техническая подготовка предполагает овладение техникой выпол­нения игровых приемов. Чем выше техническая подготовленность игрока, тем больше у него возможностей для успешной, творческой игры.

Изучение и совершенствование техники осуществляются в процессе использования специальных упражнений (отдельные приемы игры) и упражнений, в которых одновременно осуществляются и определен­ные тактические замыслы. Условия выполнения приемов нужно по­стоянно менять. Закрепляются изученные приемы в учебных играх и соревнованиях.

Приступая к обучению технике отдельных приемов, необходимо назвать учащимся изучаемый прием, показать и объяснить его выпол­нение, рассказав об исходном положении, направлении усилий, ампли­туде движений в основной фазе и заключительном усилии. Обучение начинается с основных, наиболее часто применяемых в игре приемов.

Тактическая подготовка предполагает освоение индивидуальных, групповых и командных действий. Приобретение теоретических зна­ний чаще всего предшествует практическому освоению тактического действия.

Занимающихся необходимо научить правильно выбирать место для выполнения определенного приема (с учетом складывающейся обста­новки), определять наиболее целесообразный способ действий. Для этого каждый игрок должен знать, в каких случаях и как применять различные удары, передачи, броски, финты и т. п.

Индивидуальная тактическая подготовка является продолжением технической подготовки. Так, если ведение мяча без сопротивления относится к разделу технической подготовки, то обводка защитника связана уже и с освоением тактических навыков индивидуального характера.

Для обучения индивидуальным тактическим действиям используют упражнения в бросках, ударах, ведении мяча, финтах с обыгрыванием соперника. Совершенствуют эти действия в более сложных упражне­ниях и двусторонних играх.

Изучение групповых действий начинают со взаимодействий двух игроков сначала в условиях численного перевеса, а затем — числен­ного равенства. После этого осваивают взаимодействия трех и более игроков. В упражнения с самого начала подключают защитников (их действия определяет тренер). Закрепление и совершенствование изу­ченных групповых действий осуществляются в игровых упражнениях (2x2, 3x3, 4X4 и т. д.), в учебных играх и соревнованиях.

В большинстве спортивных игр игровые действия отличаются кол­лективным характером. Правильше ваанмодгйпции всех игроков и совместное решение тактическирс зацва, индаряютигвтго'е испфльзование знаний и умений каждого — абяааж&я*ийс_цаяивдБ теикниных дей­ствий.

17

После того как будут освоены необходимые индивидуальные и групповые действия, приступают к обучению командным действиям. Для этого сначала используют двусторонние игры в упрощенных условиях. На первом этапе важно научить играющих находиться на определенных местах и действовать в ограниченной площади. Посте­пенно условия их действия усложняют, проводят двусторонние игры с определенными тактическими задачами и соблюдением правил игры.

В тактической подготовке одинаково важно уделять внимание изу­чению нападающих и защитных действий. Следует помнить, что наи­большие затруднения начинающие испытывают в действиях с мячом в нападении.

Психологическая подготовка

Психологическое состояние спортсмена во многом определяет воз­можности достижения высоких результатов. Имеется много примеров, когда более сильная в физическом, техническом и тактическом отно­шении команда проигрывала менее подготовленной, но проявившей большую волю к победе, стойкость и огромную энергию.

Психические функции и качества личности исключительно важны при овладении техникой, тактикой и воспитании физических качеств. Высокоразвитые волевые качества, мышление, память, внимание, наблюдательность и двигательная чувствительность необходимы для „ овладения всеми сторонами спортивной подготовки.

Психологическую подготовку сейчас принято делить на общую и подготовку к предстоящему соревнованию. Общая психологическая подготовка спортсмена ведется на протяжении всех периодов трени­ровки. Ее основными задачами являются воспитание моральных и во­левых качеств, развитие и совершенствование специализированных восприятий (внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями).

Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена должно осу­ществляться в единстве. К моральным относят такие качества, как идейность, коллективизм, патриотизм, дисциплинированность и пр.; к волевым — целеустремленность, настойчивость, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самооб­ладание.

Воспитание всегда являлось важной стороной учебно-тренировоч­ного процесса. Особенно возросло его значение в настоящий период, период строительства коммунизма. В Программе КПСС указывается: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков бур­жуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения» *.

* Программа КПСС. М., Госполитиздат, 1961, стр. 117. 18

«Сердцевиной всей идейно-воспитательной работы партии является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения, воспитание их на идеях марксизма-ленинизма» *.

Воспитание моральных качеств на основе коммунистической нрав­ственности необходимо как в трудовой, так и в спортивной деятель­ности. Очень часто успех команды в соревнованиях зависит от мо­рально-волевого состояния участников.

Спортивные игры являются важным средством решения воспита­тельных задач.

Центральной фигурой учебно-тренировочного процесса является преподаватель. Его личность и повседневная деятельность имеют боль­шое значение в воспитательной работе.

Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Ма­каренко писал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас» **.

Воспитательный эффект деятельности преподавателя будет положи­тельным, если он любит свою работу, хорошо знает предмет, обладает педагогическим тактом и объективностью, если он требователен и справедлив к своим воспитанникам, пользуется авторитетом среди них.

Воспитание занимающихся осуществляется в процессе организо­ванных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах.

Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные воспитательные задачи, например: воспитание смелости (при изучении силовых приемов в хоккее), дисциплинированности (при выполнении сложных групповых упражнений), настойчивости (в специальных упражнениях при работе над недостатками в физической подготовлен­ности или технике отдельных приемов), трудолюбия (поручая зани­мающимся подготовку инвентаря, разметку площадки, уборку помеще­ний, ремонт и строительство спортивных площадок). Продуманное в со­ответствии с задачами содержание занятий оказывает положительное воспитательное воздействие на занимающихся.

Повседневное наблюдение преподавателя за сохранностью инвен­таря и спортивной формы помогает воспитанию у его учеников береж­ного отношения к общественной собственности.

Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества учащихся. Для этого используют такие упражнения, в ко­торых они имеют возможность решать тактическую задачу различными путями.

Очень важны своевременное начало и окончание занятий, система­тическое их проведение, хорошая организация, постоянный учет посе­щаемости и успеваемости.

* Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., Изд. Политиче­ской литературы, 1971.

** А. С. Макаренко. Избранные педагогические произведения» М., 1946, стр. 120.

19


Моральные и волевые качества в еще большей степени совершенст­вуются в условиях состязаний. Соревнования по спортивным играм отличаются большой эмоциональностью, поэтому очень серьезное внимание следует обращать на их организацию и проведение.

Обоснованная установка на игру, разумное руководство игрой, спокойные и уверенные замечания тренера в перерывах положительно сказываются на поведении спортсменов. Игрока, который недостойно ведет себя на поле, необходимо сразу же заменить (если это разре­шается правилами игры). Желание выиграть любыми путями и сред­ствами, «погоня за очками» не должны иметь место в среде советских

тренеров.

Соревнования воспитывают коллективизм, дружбу и товари­щество. «Все за одного — один за всех» — это правило, на котором строятся действия советских спортсменов.

Весьма эффективно воспитательное воздействие соревнований в дет­ских коллективах. В практике секционной работы школ немало слу­чаев, когда хорошо организованные соревнования по спортивным играм помогали улучшить дисциплину учащихся, их успеваемость.

Воздействие спортивных соревнований на нравственное воспитание спортсменов возможно лишь при условии, если организация и прове­дение их подчиняются задачам коммунистического воспитания.

Полноценное решение задач воспитания невозможно без индивиду­ального подхода к занимающимся. Наблюдая за поведением своих воспитанников в занятиях, быту и особенно на соревнованиях, тренер может составить довольно точное представление об их характерах. Личные беседы позволяют ближе узнать каждого члена команды.

Воспитание занимающихся — сложный и трудоемкий процесс. Преподавателю необходимо, опираясь на комсомольскую и обществен­ные организации, создать здоровый, крепкий коллектив, способный помогать ему во всех вопросах в процессе учебно-тренировочных занятий. Большую помощь здесь оказывает организация лекций, дискуссий, коллективных походов в кино и театр, на соревнования, проведение вечеров и т. п.

В работе с коллективом необходимо опираться на актив, и в первую очередь на комсомольцев.

Дисциплинарные нарушения должны рассматриваться на заседа­ниях секции или общем собрании коллектива, освещаться в стенной газете. Недостатки в поведении отдельных игроков легче исправить при активном содействии всего коллектива. В качестве наказаний мо­гут использоваться замечания, выговор, временное запрещение посе­щения занятий и участия в соревнованиях, исключение из коллектива.

Успехи отдельных игроков и команд поощряют благодарностями, грамотами, ценными призами и пр.

Не следует перехваливать отдельных игроков, ибо это может при­вести к зазнайству, кичливости и недисциплинированности.

Воспитание коммунистической морали тесно связано с воспитанием волевых качеств. Волевая подготовка играет огромную роль в дости­жении высоких спортивных результатов.

Развитие волевых качеств происходит в процессе преодоления

19

определенных трудностей. В спортивных играх спортсмену приходится сталкиваться с большим количеством разнообразных по характеру трудностей.

  1. Наступающее утомление. Для преодоления этой трудности в процессе официальных соревнований необходимо повысить работо­способность занимающихся. С этой целью в отдельных тренировочных занятиях дается нагрузка, превышающая нагрузку в состязаниях (увеличивается продолжительность занятий, проводятся игры с более сильным соперником, с численным преимуществом команды-сопер­ницы, с заранее установленным счетом и ограниченным временем, даются дополнительные упражнения после окончания занятий и т. д.).

  2. Новизна и неожиданность действий. В ходе соревнований игроки могут столкнуться с неожиданными действиями соперника (изменен­ный состав команды, новые тактические приемы, необычная для данной команды активность и т. п.), непредвиденными действиями и поведе­нием игроков своей команды (слабая игра ведущего игрока, травма, удаление игрока с поля и пр.), осложнением действий из-за непривыч­ных условий соревнований (площадка, инвентарь, активное вмешатель­ство зрителей, метеорологические условия и др.).

Поэтому в тренировочных занятиях создаются усложненные усло­вия: команда играет без ведущего игрока, недостаточно устойчивому игроку специально даются неточные передачи и т. п.

3. Боязнь ответственности за свои действия. Проявляется это
в том, что игрок даже в выгодных условиях не атакует (ворота, кор­
зину) или атакует очень неуверенно, допуская ошибки. Неуверенность
возникает либо из-за плохой подготовленности, либо после нескольких
неудачных заключительных действий (бросков в корзину, ударов по
воротам, выполнения нападающих ударов в волейболе и т. п.). Здесь
преподаватель должен постоянно внушать игроку, что в подобных

итуациях необходимо играть активно; в тренировочных играх в за­ключительных моментах атаки вводить игру на игрока, который боится

рать ответственность на себя, и не делать ему критических замечаний в случае ошибок.

4. Боязнь травмы. Она обычно возникает после травмы, полученной
на занятиях или соревнованиях. Такой игрок впоследствии становится

олее осторожным, нерешительным. Для преодоления этой трудности необходимы определенные "ограничения в тренировочных занятиях и внушения тренера. В тренировках необходимо ставить перед спорт­сменом определенную задачу на какой-либо срок и требовать обяза­тельного ее выполнения: например, освоить удар левой ногой (в фут­боле) или нападающий удар с короткой передачи (в волейболе).

Воспитание воли во многом зависит от усилий самого спортсмена, его морального и психического состояния, технико-тактической и

изической подготовленности. Общие рекомендации для воспитания волевых качеств:

  1. Ставить ясные и конкретные задачи, начиная с несложных, твечающих возможностям спортсмена.

  2. Каждое задание обязательно выполнять вовремя и хорошо.

  3. Соблюдать режим дня и питания.

21

4. Заставлять работать над слабыми сторонами физической и тех­нико-тактической подготовленности.

Развитие и совершенствование специализированных восприятий, внимания, наблюдательности, мышления, способности управлять своими эмоциями осуществляется в процессе тренировочных занятий и соревнований. Важной стороной технического мастерства в спортив­ных играх является овладение специализированным восприятием мяча («чувство мяча»), действиями с мячом (ногой, рукой, ракеткой), направлением и дальностью его полета в зависимости от цели. Ведущее значение в восприятии мяча имеют мышечно-двигательные и зритель­ные ощущения. В процессе длительной, систематической тренировки у игроков вырабатывается тонкая дифференциация ощущений, что позволяет определить особенности полета мяча, его вес, упругость, форму, силу своего удара по мячу и т. п.

Известно, что квалифицированные теннисисты, футболисты, баскет­болисты определяют вес мяча с точностью до нескольких граммов. При хорошо развитом «чувстве мяча» движения во время удара отли­чаются легкостью и свободой, уверенностью и непринужденностью *. В качестве специальных средств для развития этих качеств рекомен­дуются удары по мишеням, специальные упражнения в быстрых уда­рах, удары по мишени с завязанными глазами, после прыжков с вра­щением, ракеткой и мячами различного веса и т. п.

Развитие специализированных восприятий особенно важно в так­тической подготовке. Правильный выбор решений в сложной игровой обстановке зависит от быстрой и правильной ориентировки, что, в свою очередь, зависит от степени развития зрительного анализатора (объема поля зрения, глубинного зрения-, состояния глазодвигатель­ных мышц) **.

Проявление психических возможностей в трудных условиях игры требует высокой сосредоточенности внимания, которое не может длиться неограниченное время. Поэтому важно развивать его устой­чивость, умение мобилизоваться в решающие моменты.

Успех игровых действий в значительной степени зависит от наблю­дательности, умений быстро оценить игровую ситуацию и контроли­ровать свои действия. Нередки случаи, когда неудачный исход игры объясняется неумением преодолевать отрицательные эмоции (расте­рянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и т. п.).

Установлено, что неблагоприятное влияние отрицательных эмоций на исход соревновательной борьбы проявляется в потере уверенности, снижении остроты тактического мышления, чрезмерной возбудимости или апатии.

Для преодоления отрицательных эмоций очень важно воспитание чувства долга и ответственности, закрепление положительных дейст­вий в тренировочном процессе. При проведении разбора занятий и со-

* А. Л. Вайнштейн. Исследование «чувства мяча» у игроков в настольный теннис. Психологическая подготовка спортсмена. Под ред. П. А. Рудика и А. Ц. Пуни. М., ФиС, 1965. ** Г. М. Г а г а е в а. Психология футбола. М., ФиС, 1969.

22

ревнований рекомендуется указывать на недостатки, проводить трени­ровочные занятия и игры в условиях, близких к игровым, непременно планировать выступления в ответственных соревнованиях.

Теоретическая подготовка

Решение задач физической, технической, тактической и психоло­гической подготовки не может проходить успешно без определенной суммы знаний учащихся. В процессе практических и теоретических занятий занимающиеся усваивают необходимые знания по гигиене, физиологии, режиму питания и тренировки, технике и тактике игры и т. п.

С этой целью используют лекции, просмотр кинофильмов, беседы, наблюдения и разбор игр и практических занятий.

Теоретические занятия способствуют формированию коммунисти­ческого мировоззрения, развитию познавательных способностей, умения самостоятельно мыслить и обобщать полученные знания.

Организационно-методическая и судейская подготовка

Спортивные игры — массовый спорт. Тренерскому составу трудно обеспечить подготовку большого количества команд и тем более орга­низованно провести массовые соревнования в коллективе, школе, вузе или обществе. Поэтому очень важно подготовить помощников, способных проводить тренировочные занятия и судейство. Для этого необходимо выбрать наиболее активных и способных игроков и си­стематически готовить их к такого рода деятельности. Эта подготовка начинается на тренировочных занятиях в форме несложных поручений по проведению отдельных упражнений и судейству вместе с тренером. Постепенно будущим помощникам тренер поручает более сложные задания, уже самостоятельные. В дальнейшем подготовка осущест­вляется на специальных семинарах судей и инструкторов-обществен­ников.

Обучение и тренировка

В процессе обучения и тренировки занимающиеся приобретают определенные знания, осваивают навыки и умения. Здесь принято выделять следующие этапы:

  1. Создание предпосылок.

  2. Начальное обучение.

  3. Совершенствование.

Создание предпосылок. Техника и тактика спортивных игр отли­чаются определенной сложностью. Для их освоения и применения в соревнованиях необходима предварительная подготовка двигатель­ного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма. Важное значение имеет и психологическая подго­товка занимающихся. Поэтому прежде, чем переходить к изучению

23

техники и тактики игры, необходимо, чтобы занимающиеся приобрели разностороннюю физическую подготовленность. Одновременно с этим необходимо привить любовь к систематическим занятиям, подготовить занимающихся в психологическом отношении.

Начальное обучение — это первичное овладение навыками и зна­ниями. Обучение технике нового игрового приема или тактического действия следует начинать с создания представления о нем. С этой целью занимающимся объясняют назначение данного приема и пока­зывают его. Одновременно акцентируют внимание на наиболее важных деталях движения. Для создания представления о приеме используют схемы, рисунки, кино- и фотоматериалы, специальные макеты.

Важно, чтобы учащиеся поняли, осмыслили материал. После объ­яснения и показа они выполняют прием или действие под наблюдением преподавателя. Занимающийся должен осознать движение и самостоя­тельно контролировать его выполнение.

Первые упражнения проводят в простейших условиях, затем их усложняют — спортсменам дается больше возможности для развития самостоятельности. Однако следует учесть, что как только общая схема изучаемого движения освоена, следует переходить к его совер­шенствованию в условиях, близких к игровым.

В овладении отдельными приемами игры выделяют следующие взаимосвязанные фазы: ознакомление с приемом, выполнение в упро­щенных условиях, выполнение в условиях, приближенных к игровым, совершенствование в двусторонних играх.

Совершенствование. Этап совершенствования предполагает спор­тивную тренировку скомплектованных команд и спортсменов. Овла­дение техникой и тактикой игры осуществляется в ходе многократных повторений, в результате которых движения становятся более четкими, экономичными.

Двигательный навык должен быть доведен до известной степени автоматизации, чтобы в процессе игры разгрузить сознание для реше­ния тактических задач.

У занимающихся спортивными играми должны быть сформированы подвижные навыки. Для этого необходимо разнообразить условия вы­полнения приемов, использовать различные упражнения тактического характера, упражнения в отдельных приемах игры (передачах и ловле, бросках, ударах, ведении мяча) и более сложные — с тактиче­ской направленностью. Последняя группа упражнений имеет большее значение: именно они позволяют совершенствовать технические при­емы в условиях, приближенных к игровым, шлифовать технику одно­временно с тактикой.

Постепенное усложнение условий выполнения технических приемов на определенном этапе, когда вводится сопротивление соперника, поз­воляет совершенствовать и индивидуальные тактические действия. Так, когда учащиеся овладели ведением мяча с изменением направле­ния и быстрым передвижением, им дают упражнения в обводке защит­ника, т. е. они осваивают индивидуальные тактические действия. В дальнейшем занимающиеся совершенствуют групповые тактические действия с участием двух, трех и более игроков, преодолевая сопро-

24

тивление защитников, сначала при численном перевесе, а затем при численном равенстве и меньшинстве. В дальнейшем совершенствова­ние техники и тактики осуществляется в двусторонних играх.

Процесс совершенствования двигательных навыков тесно связан с развитием физических и волевых качеств. Поэтому на данном этапе большая часть упражнений и игр проводятся с большой интенсив­ностью и продолжительностью.

Процесс обучения и совершенствования должен осуществляться с учетом дидактических принципов и принципов, специфичных для спортивной тренировки.

Принцип сознательности и активности. Сознательное, активное отношение занимающихся к тренировкам, понимание изучаемого мате­риала является обязательным условием. Для этого необходимо разъ­яснять им важность регулярных тренировок и ставить конкретные задачи перед каждым занятием.

При выполнении игровых приемов следует акцентировать внима­ние на самостоятельном анализе своих действий и действий партнеров.

В тактических упражнениях нужно создавать такие условия, при которых решить поставленную задачу можно несколькими путями. Выбор этих путей нужно предоставлять самим занимающимся.

Принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что преподаватель, используя показ и различ­ные наглядные пособия, создает у учащихся представление об изучае­мом материале, помогает понять его.

Принцип систематичности и последовательности предполагает опре­деленную систему в обучении, логическую связь между отдельными разделами и последовательность прохождения материала. Реализуя этот принцип в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному, от главного к второстепенному.

Если правило «от простого к сложному» вполне применимо к такти­ческой и физической подготовке, то в технической обучение начинается с основного, главного приема.

Любая спортивная игра для начинающего представляет значитель­ные трудности из-за большого числа раздражителей, действующих на его центральную нервную систему. Поэтому при изучении игры при­ходится прибегать к упрощению ее. Когда в процессе объяснений, демонстраций и показа у занимающихся создано общее представление об изучаемой игре, переходят к изучению ее отдельных сторон: тех­ники игровых приемов, индивидуальных тактических действий, кол­лективных действий в защите и нападении.

Принято начинать обучение с основных технических приемов в простейших условиях. Следует заметить, что предлагаемый в ряде методических пособий путь усложнения — начинать выполнение каж­дого нового приема на месте, затем на шагах, на бегу и т. д. — не всегда обязателен. Каждый прием занимающийся должен выполнить сразу же в движении (на месте его выполняют, когда создаются пер­вичные представления). И только в тех случаях, когда занимающиеся делают серьезные ошибки, нарушающие общую структуру движения, следует упростить условия его выполнения.

25

Усложнение осуществляется различными путями: увеличением силы и точности ударов (бросков), скорости выполнения, количества участвующих в упражнении и усложнением их функций, введением пассивного и активного сопротивления защитника.

Принцип доступности требует подбора упражнений в соответствии с индивидуальными возрастно-половыми особенностями и степенью подготовленности. Они должны быть доступны занимающимся и в то же время в определенной степени трудны.

Принцип прочности состоит в том, что изученный прием (действие) в процессе повторений переходит в прочный навык. Поскольку в спор­тивных играх навыки отличаются большой подвижностью, не следует длительное время повторять один и тот же материал в одинаковых условиях. Например, длительное повторение упражнений в позицион­ном нападении в баскетболе создает большие затруднения при нападе­нии быстрым прорывом.

К специфическим принципам спортивной тренировки относятся всесторонность, непрерывность, цикличность, постепенное и макси­мальное увеличение нагрузок.

Всесторонность — это важнейший принцип спортивной тренировки. Разностороннее физическое и духовное развитие в единстве со специ­альной подготовкой создает необходимую основу для высоких спор­тивных достижений.

Непрерывность предполагает систематические тренировочные заня­тия. Успешная реализация данного принципа во многом зависит от умелого чередования нагрузки и отдыха, в результате чего работо­способность спортсмена повышается.

Цикличность предполагает построение тренировочного процесса в рамках определенных отрезков времени (циклов). Различают много­летние, годичные и малые — недельные — циклы (микроциклы). По­строение и содержание циклов зависят от конкретных условий и строятся с учетом закономерностей процесса снижения и восстанов­ления работоспособности.

Постепенное и максимальное увеличение нагрузки. Для достиже­ния большой работоспособности необходимо систематически повышать нагрузку. Однако прямолинейное увеличение ее не дает должного эффекта. Лучших результатов достигают при использовании волно­образных тренировочных нагрузок (малые чередуются со средними и максимальными)1.

Принципы обучения и тренировки определяют основное направле­ние в организации и проведении учебно-тренировочного процесса, успешность которого во многом зависит от методов обучения.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, с помощью которых осваиваются знания, навыки, умения и развиваются различные качества (двигательные, моральные и волевые).

Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержа­нием учебного материала, условиями проведения занятий (место, обо­рудование, инвентарь), состоянием и подготовленностью зани­мающихся.

В учебно-тренировочном процессе используют словесные методы, методы наглядности, методы упражнений.

Словесные методы. В усвоении занимающимися систематических знаний и двигательных навыков большое значение имеет устное изло­жение материала (лекции, рассказы, объяснения, беседы и краткие замечания). При изучении нового приема или действия преподаватель объясняет сущность его выполнения, придерживаясь следующего плана: название приема (действия), его суть, особенности выполнения и применение в игре.

Краткое, но точное и образное объяснение помогает учащимся понять не только форму и характер движения, но и причины, влияю­щие на качество его выполнения. При первом объяснении не следует акцентировать внимание занимающихся на деталях, нужно остано­виться на главном. Объяснение и рассказ выступают ведущим методом при изучении групповых и командных тактических действий. Рассказ и беседа используются для пополнения знаний занимающихся о тех­нике, тактике, методике тренировки, о современных достижениях луч­ших команд страны и т. д.

Беседы — установки на предстоящую встречу и разборы проведен­ных игр — расширяют круг знаний по технике и тактике, способст­вуют развитию умения анализировать ошибки и продумывать план предстоящих встреч. В таких беседах активное участие принимают все 'игроки команды.

Указания используют при непосредственном выполнении учащи­мися упражнений в технике и тактике. Особенно велико их значение в процессе учебных двусторонних игр.

Методы наглядности. К этой группе методов относится показ изу­чаемого в натуре или в изображении на схеме, кинограмме, макете, фотографии или в кинокольцовке приема.

Показывает изучаемый прием преподаватель или один из занимаю­щихся. Важно, чтобы он был продемонстрирован образцово.

Вначале показывают весь прием и в полную силу, а затем, если есть необходимость,— с замедленной скоростью и по частям, сопро­вождая действия пояснениями.

Наибольшую трудность в спортивных играх представляют демон­страции групповых тактических действий и различных систем игры. Здесь используют просмотр игр на соревнованиях, схем и специальных макетов, фотографий и кинофильмов.

Методы упражнений. Чтобы овладеть техникой и тактикой игры, необходимо применять методы упражнений, т. е. организованно пов­торять определенные приемы и действия.

Повторение может осуществляться различно: в целом, по частям, в соревнованиях и в игре.

Отдельные технические приемы целесообразно изучать целиком, ибо структура их такова, что расчленение на мелкие части усложняет разучивание. При появлении ошибок преподаватель акцентирует вни­мание учащегося на недостатках в ходе целостного выполнения приема или упрощения условий его выполнения (без мяча, в замедленном темпе, в подводящем упражнении).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации