Девятова М.В., Карлова К.С., Панова Г.И., Смирнов Г.И. Избранные лекции по ЛФК. Курс лекций - файл n1.doc

Девятова М.В., Карлова К.С., Панова Г.И., Смирнов Г.И. Избранные лекции по ЛФК. Курс лекций
скачать (643.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc644kb.08.07.2012 15:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА

Избранные лекции по ЛФК
Курс лекций

Санкт-Петербург

2004
УДК 615.825 + 615,851.83 (033)

М.В. Девятова, К.С. Карлова, Г.И.Панова, Г.И, Смирнов. Избранные лекции по ЛФК. Курс лекций/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. 111 с.


Печатается по решению Редсовета СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта.

Представленный курс включает в себя 5 лекций: «Классификация и характеристика физических упражнений, используемых с лечебной целью. Двигательные режимы» - проф. Девятова М.В., доц. Смирнов Г.И.. ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при компрессионных переломах позвоночника» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при невритах конечностей» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С. ; «ЛФК при поясничном остеохондрозе позвоночника» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при диафизарных пере­ломах» - доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Панова Г.И.

Лекции предназначены студентам СПбГАФК (специальности «Фи­зическая культура и спорт» и «Лечебная физическая культура»).

Библиогр. 22
© Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2004.

© М.В.Девятова, Н.С.Карлова, Г.И.Панова, Г.И. Смирнов, 2004


ВВЕДЕНИЕ

Лечебная физическая культура, являясь интегральной дисциплиной, включает в себя знания как медицинских, так и педагогических наук. Находясь на стыке многих дисциплин, ЛФК предъявляет высокие требования к уровню знании своих специалистов.

Тенденция развития клинических дисциплин, педагогики, биомеханики, теории и методики физической культуры, специальной и общей психологии, спортивных специализаций ведет к повышению требований в подготовке специалистов ЛФК.

Достижения смежных дисциплин должны быть учтены в научно-практической деятельности специалистов ЛФК и отражены в учебно-методической литературе. На кафедре спортивной медицины разработан ряд научно обоснованных методик, отвечающих указанным требованиям. Прежде всего, в отличие от существующей учебно-методической литера­туры методики впервые разработаны на основе унифицированных двига­тельных режимов. Критерием этих режимов является сопоставление патоморфологических изменений в больном органе с соответствующими им клиническими проявлениями. Такой подход позволяет грамотно ставить четкие задачи, определять средства и особенности методики в занятиях с больными на любом этапе заболевания, при любой патологии.

В настоящем пособии представлен ряд избранных лекций. Выбор тематики определялся актуальностью и отсутствием научно-обоснованных методик по данной патологии.

В написание лекций принимали участие преподаватели цикла ЛФК кафедры спортивной медицины:

«Классификация и характеристика физических упражнений, исполь­зуемых с лечебной целью. Двигательные режимы» - проф. Девятова М.В., доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при компрессионных переломах позвоночника» - проф. Девя­това М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при невритах конечностей» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при поясничном остеохондрозе позвоночника» - проф. Девя­това М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при переломах костей верхних конечностей» - доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Панова Г.И.
ЛЕКЦИЯ 1

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ С ЛЕЧЕБНОЙ ЦЕЛЬЮ

Физические упражнения являются основным лечебным средством физической реабилитации больных. В настоящее время имеется более 200 классификаций физических упражнений по различным признакам. По лечебному воздействию все упражнения, прежде всего, делятся на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие упражнения оказывают лечебное действие на всех больных независимо от имеющейся у них патологии. Например, упражнения на координацию и равновесие полезны больным с сосудистой патологией, травмами опорно-двигательного аппарата, нарушением мозгового кровообращения и т.д.

Специальные упражнения направлены на решение частных задач при различных заболеваниях. Например, больным бронхолегочной патологией требуется усиление оттока мокроты. Это осуществляется с помощью специальных, так называемых, дренажных упражнений. Во избежание развития контрактур при травмах суставов необходимы специальные упражнения на увеличение их подвижности. Без использования специальных упражнений лечебное воздействие общеразвивающих резко снижается. Специальные упражнения при патологии различных систем приводятся в соответствующей литературе по ЛФК.

В настоящей лекции представлена характеристика общеразвивающих упражнений. К таким упражнениям относятся: дыхательные, лечебно-гимнастические, лечебно-бытовые, лечебно-спортивные упражнения и лечебные игры.

Ни одно занятие не может проходить без дыхательных упражнений. Под дыхательными упражнениями подразумевается произвольное изменение дыхательного акта (вдох - выдох - пауза). В качестве общеразвивающих дыхательные упражнения используются или для снижения нагрузки, как расслабляющие, или для увеличения вентиляции после нагруз­ки. К дыхательным упражнениям, обладающим расслабляющем эффектом, относятся упражнения на урежение и изменение фаз дыхания. Наиболее простым способом урежения дыхания является мысленный подсчет дыхательных движений. Изменить фазы дыхания можно, произвольно изменяя продолжительности вдоха к выдоху составляет 1:1,3. Это соотношение можно изменить, укорачивая вдох, удлиняя выдох или, одновременно, укорачивая вдох и удлиняя выдох, например, до соотношения 1:1,5 или 1:2 и т.п. Во избежание гипервентиляции при урежении дыхания не следует допускать его углубления. Усилить эффект расслабления можно сочетанием дыхания с одновременным расслаблением мимической мускулатуры. Например, шумный выдох через "улыбающиеся" губы.

Увеличение вентиляции достигается упражнениями с вовлечением в акт дыхания вспомогательной дыхательной мускулатуры. Это - большая группа крупных и выносливых мышц шеи, плечевого пояса и спины. Их основные функции: 1) обеспечение движений плечевого пояса, головы и туловища, 2) фиксация перечисленных частей тела при работе руками. При выполнении основных функций они должны иметь опору на позвоночнике или грудной клетке, то есть там, где они начинаются. Этот процесс сопровождается "закрепощением" грудной клетки и компрессией позвоночника. Дыхание при этом осуществляют лишь главные мышцы вдоха (диафрагма и межреберные мышцы). При этом они вынуждены работать в затрудненных условиях. Таким образом, тяжесть рук, а, тем более, работа руками затрудняет грудное дыхание. Вспомогательные мышцы вдоха при этом не только сами не участвуют в акте дыхания, но и затрудняют работу главных мышц вдоха. В связи с этим нецелесообразно относить к дыхательным уп­ражнениям упражнения с движением рук. Ни улучшения вентиляции, ни отдыха для снижения нагрузки они обеспечить не могут. «Закрепощение» грудной клетки при работе вспомогательной дыхательной мускулатуры, наоборот, ухудшает дыхание. Вовлечение же в работу больших мышечных групп не дает желаемого расслабления. Если вспомогательные дыхательные мышцы освободить от основных функций, они начинают участвовать в акте дыхания. Для этого необходимо обеспечить опору местам их прикрепления (лопаткам, голове, туловищу). При этом мобильной частью становятся ребра, что увеличивает размеры грудной клетки. Руки можно фиксировать как на внутренней (на поясе, тазовых костях, бедрах), так и внешней опоре (на подлокотниках, спинке стула и т.д.). Опорой для головы, шеи и туловища может быть подголовник, высокая спинка стула и т.д. При этом в корне меняется работа вспомогательных дыхательных мышц, они сокращаются на вдохе и расслабляются на выдохе. Мышцы начинают работать в ритме дыхания, что создаст условия для их расслабления и отдыха.

Увеличению вентиляции способствует и диафрагмальное дыхание. Как правило под диафрагмальным дыханием понимается дыхание животом (брюшное дыхание). Между брюшным и диафрагмальным дыханием проводится знак равенства. Однако их следует различать. По отношению друг к другу брюшная диафрагма и передняя стенка живота - антагонисты, так что один тип дыхания никак не может быть синонимом другого. Брюшная диафрагма - самая мощная мышца вдоха, передняя стенка живота - выдоха. Сокращение диафрагмы требует расслабления передней стен­ки, иначе ее купол не сможет опускаться вниз. И, наоборот, втягивание брюшной стенки вынуждает диафрагму, расслабляясь, подниматься вверх. Совместно они работают лишь в том случае, когда нужно повысить внутрибрюшное давление, например, при поднятии тяжестей, при натуживании, при родах. Итак, есть брюшное дыхание с помощью передней стенки живота и диафрагмальное. При брюшном дыхании передняя стенка живота втягивается на выдохе и расслабляется на вдохе. При диафрагмальном опускающийся купол диафрагмы выпячивает переднюю брюшную стенку на вдохе. Оптимальный вариант - сочетание того и другого типа дыхания. На вдохе передняя брюшная стенка выпячивается, на выдохе - втягивается. Это - так называемое диафрагмально-брюшное дыхание.

Эффективность такого дыхания зависит от выбора исходного положения. Максимальная амплитуда движений диафрагмы достигается при соблюдении ряда условий. Во-первых, органы брюшной полости должны смещаться вниз, чтобы не ограничивать ее движений. Во-вторых, передняя стенка живота - антагонист диафрагмы - должна быть слегка расслаблена, и, наконец, диафрагма должна иметь опору для своего сокращения. Мы­шечная часть диафрагмы начинается от поясничных позвонков, из которых и следует создать опору. Для этого необходимо хоть небольшое напряжение мышц спины. Итак, оптимальным для диафрагмального дыхания является положение стоя с небольшим наклоном туловища вперед при опоре рук. Однако такое положение неприемлемо для многих больных. Вариантами для них яв­ляются положение лежа на спине с согнутыми ногами или положение сидя с опорой для спины. В положении лежа выполняется единственное условие - расслабление передней брюшной стенки. Более выгодно положение лежа на спине с одной - согнутой, другой - выпрямленной ногой, либо лежа на боку с согнутыми ногами. В положении сидя нарушены все условия для оптимального участия диафрагмы в акте дыхания.

При выполнении дыхательных упражнений не следует допускать ги­первентиляции, Гипервентиляция ведет к спазму гладкой мускулатуры (сосудов головного мозга, коронарных сосудов, желчных протоков, брон­хов и т.д.) Соответственно, ее проявлениями могут быть головокружение, сердечные боли, приступ печеночной или почечной колики и т.п. Для по­жилых, ослабленных больных и людей физически слабо развитых количе­ство повторений дыхательных упражнений не должно превышать 2-4 раза.

Наиболее широко с лечебной целью используются гимнастические упражнения. Они характеризуются искусственным сочетанием движений, выполняемых из определенных исходных положений, с точно предусмот­ренными направлениями, амплитудой, скоростью движения. Широта их использования обусловлена рядом особенностей. Во-первых, они просты и доступны всем больным независимо от возраста и физической подготов­ленности. Вторая особенность состоит в возможности их локального воз­действия на определенные суставы или мышечные группы, что особенно важно для травматологических и неврологических больных. Третья осо­бенность заключается в возможности строгого дозирования нагрузки, что делает их незаменимыми при лечении многих заболеваний. Прежде всего, это касается больных с патологией сердечно-сосудистой системы и нару­шением мозгового кровообращения. Нагрузка определяется содержанием упражнений, исходным положением (и.п.), количеством упражнений, ко­личеством повторений каждого, интервалами отдыха, темпом выполнения, амплитудой движений. И, наконец, выполнение гимнастических упражне­ний не требует специально оборудованного места и специальных приспо­соблений. Они могут использоваться больными, находящимися на по­стельном режиме, в зале ЛФК, в парке, на берегу моря и т.д.

В свою очередь, лечебно-гимнастические упражнения подразделяют:

Характеристика по анатомическому признаку не требует специаль­ных пояснений.

По характеру работы мышц упражнения подразделяются:

Характеристика по режиму работы мышц. Различают три режима работы мышц: изотонический, ауксотонический и изометрический.

В изотоническом режиме мышца свободно укорачивается при не­изменном напряжении. В чистом виде так сокращаются только мышцы языка. Они закреплены только одним своим концом. Отсутствие напряже­ния мышц при работе языка делает его неутомимым.

Скелетные мышцы имеют фиксацию с двух сторон. Поэтому их уко­рочение сопровождается преодолением веса перемещаемой части тела. При этом непрерывно изменяется напряжение мышц. Такой режим работы называется ауксотиническим. В этим режиме мышцы и укорачиваются, и напрягаются. Возможны разные формы ауксотонического режима - с пре­обладанием укорочения или напряжения мышц. Форму работы мышц с преобладанием укорочения принято называть динамической и, соответст­венно, упражнения - динамическими. Как правило, они направлены на усиление кровообращения. Их эффективность зависит от исходного поло­жения, количества повторений, амплитуды, темпа выполнения и плеча ры­чага конечности. Так, неправильно выбранное и.и. может привести к неже­лательному результату. Например, движения туловища в положении стоя сопровождаются значительным усилением кровотока при небольшом на­пряжении мышц. И, наоборот, те же движения в положении лежа ведут к выраженному мышечному напряжению при ухудшении кровообращения. Количество повторений должно соответствовать величине мышц, т.к. чем крупнее мышцы, тем сильнее кровоток. Так, для достижения минимально­го эффекта при работе мелких мышц количество повторений должно быть от 10 до 12, средних - от 6 до. 8 и крупных - от 4 до 6.

Большое значение имеет темп выполнения. Неправильно выбранный темп может включить в работу совсем не те мышцы. Например, медленное как сгибание, так и разгибание руки в локтевом суставе выполняется за счет только сгибателей предплечья. При сгибании - преодолевая вес пред­плечья, при разгибании - ему уступая. И, наконец, чем больше амплитуда движения и плечо рычага конечности, тем сильнее лечебное воздействие. Кровоток резко усиливается при движении выпрямленными конечностями по максимально возможной амплитуде. Работа мышц в ауксотоническом режиме с преобладанием напряжения используется в силовых упражнениях Сила мышц зависит от ряда морфологических, физиологических и биомеханических факторов. Для вовлечения в работу максимально возможного количества мышечных волокон напряжение можно увеличить с использованием отягощения или сопротивления. Эти упражнения направ­лены на увеличение динамической силы мышц. Диапазон использования сопротивления и отягощения мышц очень широк, поскольку сильно раз­нится исходное состояние мышц. Например, у неврологических больных силы паретичных мышц порою хватает лишь на перемещение сегмента ко­нечности в облегченных условиях. Таким мышцам сопротивлением может служить палец или тонкая резинка. У травматологических больных на за­ключительных этапах реабилитации используются тренажеры со значительным сопротивлением. Также широк диапазон использования отягощения (от нескольких граммов до десятка килограммов). Наращивание дина­мической силы возможно за счет увеличения количества повторений, за­медления темпа, увеличения веса отягощения или сопротивления. Чем медленнее темп, тем большее усилие развивают мышечные волокна. Кро­ме того, медленный темп позволяет прочувствовать напряжение. Работа мышц при этом возможна как в преодолевающем, так и уступающем ре­жимах движения. Например, при медленном приседании разгибатель голе­ни (четырехглавая мышца) работает в уступающем режиме, уступая тяже­сти тела; при выпрямлении ног работает эта же мышца, преодолевая эту же тяжесть. При одинаковом темпе работа в уступающем режиме значи­тельно тяжелее, чем в преодолевающем. Когда все меньшее количество повторений требуется для достижения одинакового эффекта (например, амплитуды), целесообразно увеличить вес отягощения или силу сопротив­ления. В настоящее время с целью отягощения кроме привычных гантелей и гирей используют современные утяжелители на конечности с различны­ми вариантами веса. В упражнениях с сопротивлением противодействие может оказывать методист или партнер (в групповых занятиях). Исполь­зуются также эспандеры, резиновые бинты и различные тренажеры с дози­руемой силой сопротивления.

В изометрическом режиме мышцы не укорачиваются, изменяется лишь их напряжение. Такая форма работы мышц называют статической, и соответст­венно, упражнения - статическими. Они направлены на повышение статиче­ской силы. Примером может быть сохранение определенной позы, упоры, висы, удержание груза и т. д. Выполнение статических упражнений сопровождается ухудшением кровообращения мышц вследствие пережимания их капилляров даже при 50% от максимально возможного сокращения мышц. Поэтому, как до так и после статического напряжения необходимо расслабление мышц. Чем лучше расслабление, тем эффективнее последующее напряжение. Необходи­мость расслабления обусловливает темп выполнения. При быстром темпе рабо­ты мышцы не успевают расслабиться, и последующее напряжение выполняется уже напряженной мышцей, что уменьшает степень ее напряжения.

Время удержания напряжения следует постепенно увеличивать, но не чрезмерно. Начинать с 1-2 секунд, доводя до оптимального времени на­пряжения 7-8 секунд. Значительное напряжение настолько ухудшает кро­воснабжение мышц, что они длительное время не могут восстановиться после занятий. При статической работе мышц максимальные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы наблюдаются на 2-4 минутах после окончания выполнения упражнений. По этой причине ста­тические упражнения целесообразно чередовать с динамическими.

Следует отметить, что удержание напряжения в статических упраж­нениях иногда путают с удержанием позы в тестах на статическую вынос­ливость. Например, статическую выносливость мышц спины определяют по времени удержания «ласточки» в положении лежа на животе. В поло­жении лежа на спине проверяется статическая выносливость мышц живота по времени удержания выпрямленных ног, поднятых под углом 45°.

С повышением статической и динамической силы восстанавливается общая выносливость человека к нагрузкам.

По степени активности физические упражнения подразделяются на пас­сивные, идеомоторные и различной степени выраженности активные.

При полном отсутствии активных движений используют пассивные, являющиеся прообразом восстанавливаемых активных. Движение выпол­няется методистом или больным с помощью здоровых конечностей. По своему воздействию на организм они являются наиболее щадящими. Пас­сивные упражнения оказывают незначительное физиологическое воздей­ствие, улучшая крово- и лимфоток в больной конечности. Кроме того, они противодействуют развитию контрактур в суставах. Особенно широко они применяются у травматологических и неврологических больных.

Идеомоторные упражнения выполняются мысленно, они вызывают возбуждение корковых и подкорковых центров, повышают эмоциональный тонус. Улучшая трофику мышц при отсутствии активных сокращений, идеомоторные упражнения косвенно способствуют восстановлению ак­тивных движений. При их выполнении больной должен иметь четкое представление об отсутствующем движении. Поэтому перед выполнением идеомоторного упражнения целесообразно выполнение реального иден­тичного движения здоровой конечностью.

Активные упражнения следует начинать с упражнений, выполняе­мых с помощью. Помощь может быть оказана инструктором или самим больным (здоровой конечностью). За счет помощи уменьшается вес сег­мента конечности и увеличивается амплитуда движения. Эти упражнения целесообразно выполнять в горизонтальной плоскости для устранения тормозящего влияния тяжести конечности.

При возможности осуществления движении в этой плоскости без помощи начинают использовать активные свободные упражнения. Вначале в облегченных условиях: в горизонтальной плоскости, на укороченном плече рычага силы тяжести конечности, с уменьшением силы трения (с применением роликовых устройств, подвесов и т.п.). По мере освоения движений переходят к упражнениям в обычных условиях.

При появлении возможности движений в направлении снизу вверх с преодолением веса сегмента конечности используют упражнения с затруд­нением выполнения (увеличение силы трения, удлинение плеча рычага си­лы тяжести сегмента конечности, отягощение предметами и снарядами, тренажеры).
Упражнения с предметами

В качестве предметов используются булавы, гантели, палки и мячи, утяжелители. Воздействие подобных упражнений на организм и их лечеб­ное влияние усиливается в сравнении с аналогичными движениями без предметов за счет веса снаряда, удлинения рычага перемещаемого сегмен­та. Разнообразие предметов позволяет решать различные задачи - увели­чение силы, улучшение координации, ловкости.
Упражнения на снарядах

Снарядами могут быть стенка, скамейка, блоки, специальные аппара­ты. В зависимости от техники выполнения эти упражнения воздействуют изолированно на отдельные сегменты опорно-двигательного аппарата. Лечёбный эффект усиливается за счет точной локализации и дозирования. Особое место занимают упражнения на аппаратах маятникового типа (для восстановления подвижности в суставах), блокового типа (как для облег­чения движений, так и для увеличения силы мышц. о последние годы широко используются тренажеры для повышения общей работоспособно­сти. Методика тренажерной гимнастики зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов, степени их функциональной не­достаточности, а также от особенностей мышечно-связочного аппарата. Занятия проводятся при поражении пораженного сустава и с постепенным увеличением нагрузки.

По целевой направленности можно выделить упражнения на рас­слабление, растягивание, координацию, равновесие, силу мышц. Упраж­нения на увеличение силы мышц подробно описаны в разделе о характере работы мышц.
Упражнения на расслабление

Эти упражнения сопровождаются снижением тонуса мышц, что, в свою очередь, снижает поток импульсов в центральную нервную систему. В таких упражнениях нуждаются не только больные, но и практически здоровые люди. Одним из показателей низкого уровня физической культу­ры является перенапряжение почти всех мышечных групп. Порою мышцы настолько напряжены, что невозможно добиться расслабления конкретных мышечных групп. В таких случаях начинать следует с общего расслабле­ния. Из всех мышечных групп наибольший эффект общего расслабления оказывает мимическая мускулатура.

Наряду с мимической мускулатурой большое представительство в коре головного мозга имеют мышцы кисти и пальцев. Для расслабления этих мышц рекомендуются упражнения, основанные на максимальном их напряжении с последующим потряхиванием.

Общему расслаблению способствует и звуковая гимнастика, посколь­ку мышцы, обеспечивающие речь, также имеют большое представительст­во в центральной нервной системе.

И, наконец, общему расслаблению содействуют упражнения на рас­слабление мышц пояса верхних конечностей. Из 4-х мышечных групп поя­са верхних конечностей чаще всего в напряженном состоянии находится группа мышц, удерживающих вес рук. Именно в зоне этих мышц лежат зоны нервно-рефлекторной проекции большинства внутренних органов. Соответственно, постоянное напряжение указанных мышц отрицательно сказывается на функционировании этих органов. И, наоборот, расслабле­ние мышц сопровождается улучшением их работы.

Локальное расслабление мышц может осуществляться с помощью разнообразных приемов:

• за счет свободного «падения» отведенной верхней конечности

В результате расслабления в мышцах улучшается крово- и лимфообращение. Соответственно, улучшаются и именные процессы.

Упражнения на растягивание мышц широко используются в ле­чебной практике. Однако характеристики данных упражнений нет ни в од­ном пособии по ЛФК. Значение этих упражнений трудно переоценить не только для больных, но и здоровых людей. Как сказано выше, многие мы­шечные группы находятся в состоянии длительного перенапряжения. От рецепторов таких мышц и связочного аппарата идет повышенный поток импульсов в различные отделы центральной нервной системы. Нарушается взаимодействие двигательных центров. Одни находятся в состоянии по­стоянного возбуждения, другие - торможения. В связи с этим в улучшении функционального состояния нуждаются не только мышцы, но и нервные центры. Именно этой цели служат упражнения на растягивание мышц. При их выполнении точки начала и прикрепления мышц отдаляются друг от друга. Тонус растягиваемых мышц снижается, и, наоборот, тонус мышц-антагонистов повышается. Изменяется характер потока импульсов в ЦНС. Это ведет к устранению скованности у больных и способствует общему расслаблению. Последующее за растягиванием расслабление мышц усили­вает их кровоснабжение, что ведет к улучшению трофики. Растягивание может осуществляться как активно, так и пассивно. Активное растягива­ние имеет место при работе мышц в уступающем режиме. Примером тако­го растягивания может служить работа задних мышц шеи при медленном наклоне головы вперед. Пассивно мышцы могут растягиваться как внеш­ними, так и внутренними силами. Внешними силами могут быть усилия партнера, методиста, различные тренажеры. К внутренним силам можно отнести работу мышц-антагонистов. Например, растягивание ягодичных мышц осуществляется при работе мышц сгибателей бедра. Упражнения на растягивание мышц имеют свои методические особенности. Так, активное растягивание может производиться только в медленном темпе. Ускорение движений включает в работу другие мышцы. Например, медленный на­клон туловища вперед осуществляют мышцы спины, удерживая его от па­дения. Быстрый наклон производят мышцы живота. Пассивное растягива­ние следует выполнять также в медленном темпе. Быстрое растягивание с использованием внешних сил может привести к микротравмам мышц. При быстром растягивании мышцами-антагонистами возникает охранительное напряжение растягиваемых мышц. Оптимальная амплитуда растягивания достигается постепенно. Каждому растягиванию должно предшествовать расслабление. Достижение оптимального растяжения мышц совпадает с ее «комфортным ощущением>>. Как правило, не требуется большого количе­ства повторений (не более 2-4 раз). Стремиться к максимальному растяги­ванию мышц нецелесообразно. Если растягивание здоровой мышцы воз­можно до 20% от ее первоначальной длины, то мышцы, находящиеся дли­тельное время в состоянии перенапряжения, следует растягивать только до их «комфортного состояния». Длительность растягивания зависит от функционального состояния мышц и их величины и не должна превышать 10-12 секунд.

Координация осуществляется при одновременной работе мозжечка, вестибулярного аппарата и других отделов ЦНС. Ведущую роль играет ко­ра больших полушарий головного мозга.

Упражнения на координацию выполняются с целью согласования от­дельных движений в единое целое в пространстве и во времени. Они способ­ствуют совершенствованию механизмов управления движениями. Упражне­ния на координацию представляют собой непривычные сочетания простых движений. Эти сочетания могут быть чрезвычайно разнообразными. Так, воз­можны одновременные движения в различных суставах конечностей. Причем движения могут выполняться либо в одном, либо в различных направлениях как одноименными, так и разноименными конечностями. Кроме упражнений с одновременными движениями упражнения на координацию могут представ­лять собой последовательное выполнение движений в различных сочетаниях. Чем непривычнее сочетания движений, тем выше эффективность упражнений. При использовании упражнений на координацию необходимо добиваться точности их выполнения. Их общее воздействие на организм значительно выше, чем пей раздельном выполнении аналогичных движений. Кроме того, эффект усиливается положительными эмоциями.

Сохранение равновесия при выполнении различных движений и по­ложений тела является жизненно необходимым навыком. При многих за­болеваниях и длительном постельном режиме этот навык исчезает.

Упражнения на равновесие, в первую очередь, повышают устойчи­вость вестибулярного аппарата. Как известно, он состоит из полукружных каналов и отолитового аппарата. Раздражителями для рецепторов полу­кружных каналов являются угловые ускорения, которые возникают при сгибании, разгибании, наклонах, поворотах головы и туловища, произво­димых в среднем и быстром темпе, а также при ходьбе с изменениями направления движения (на 90, 180, 360 градусов и более).

Раздражителями для рецепторов отолитового аппарата являются прямолинейные ускорения и замедления движений тела с резкими оста­новками. Возможность воздействия на вестибулярный аппарат зависит от положения тела. Устойчивость уменьшается при повышении общего цен­тра тяжести тела над опорой и при уменьшении площади опоры. Кроме то­го, сохранение равновесия и координация движений затрудняются при ис­ключении фактора зрительного контроля (при выполнении упражнений с закрытыми глазами).

Лечебно-бытовые упражнения направлены на обучение элементам самообслуживания, необходимым в быту (умывание, переодевание, прием пищи, передвижения, работа на кухне, в ванне и т.д.). Для восстановления и закрепления необходимых полезных навыков используют специальные переносные стенды для лежачих больных. В кабинетах и залах ЛФК широ­ко используются усложненные стенды, бытовые приборы и приспособле­ния для обучения двигательным производственно-бытовым навыкам (газо­вая плита, кухонная посуда, телефонный аппарат, выключатели, наборы дверных замков с ключами), одновременно, предлагаются элементы быто­вой механотерапии: собирание и сортировка мелких предметов и мозаики, лепка, шитье на ручной и ножной машинке, работа на столярно-слесарных приспособлениях.

Выполнение данных упражнений восстанавливает силу определенных мышечных групп, способствует развитию координации, автоматизма и форми­рованию двигательных компенсаций. В дальнейшем больные переходят к трудотерапии общеукрепляющей, восстановительной и профессиональной.

Лечебная ходьба обеспечивает возможность передвижения. Ходьба может быть с подвижной опорой (костыли, канадские палочки, ходунки трость), с неподвижной опорой (брусья, монорельсовая дорожка). Продолжительность ходьбы и темп дозируется в зависимости от состояния и двигательных возможностей больного, резуцльтатом реабилитации является восстановление прежнего двигательного навыка (походка) или формиро­вание различных компенсаций передвижения.

К лечебно-спортивным упражнениям относятся упражнения с ис­пользованием элементов спорта.

Ходьба в лечебных целях используется для повышения уровня общей физической работоспособности при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, при нарушении обмена веществ и при последствиях травм опорно-двигательного аппарата, проводится как на уроках ЛФК, так и в виде самостоятельных занятий.

Бег как разновидность физических упражнений может быть рекомендо­ван лицам любого возраста с удовлетворительными функциональными воз­можностями. Занятия бегом предъявляют значительные требования к состоя­нию организма и вызывают значительные функциональные сдвиги, особенно в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Темп, длительность, скорость бега определяются имеющейся патологией и физическим состоянием.

Плавание с лечебной целью используется в виде упражнений в воде, собственно плавания, игр в воде. Физиологическое воздействие плавания тесно связано с созданием в воде облегченных условий для совершаемых движений. Плавание применяется при лечении различных заболеваний, последствиях травм опорно-двигательного аппарата, дефектах осанки и сколиотической болезни, а также у выздоравливающих с целью восстанов­ления работоспособности.

Лыжи с лечебной целью используются ходьба и бег на лыжах. Этот вид деятельности широко используется для улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, при нарушении обмена веществ, у больных с функциональными нарушениями нервной системы. При организации занятий необходимо учитывать уровень владе­ния техникой передвижения на лыжах.

Гребля оказывает всестороннее воздействие на организм. В работу включаются все группы мышц. В первую очередь, нагрузка сказывается на позвоночнике. Рационально использовать элементы гребного спорта для повышения уровня силовой выносливости мышц туловища. Эмоциональ­ный фон усиливается положительным влиянием чистого воздуха и воды.

Метание с лечебной целью широко используется на занятиях лечеб­ной гимнастикой. Это - броски и ловля мячей различного размера и веса. Этот вид упражнений развивает координацию движений, силу, ловкость, точность. Метания создают положительные эмоции, повышают интерес к занятиям, разрешают ряд специальных задач.

Лазание с лечебной целью проводится по гимнастической лестнице, гимнастической скамейке, наклонной плоскости. Используется для улуч­шения координации движений, увеличения силы мышц.

Ползание осуществляется, как правило, стоя в упоре на коленях. Изменяя соотношения высоты положения тела и пояса верхних конечностей в сочетании с движениями рук и ног, можно оказывать локальное воздействие на различные отделы позвоночника. Целесообразно использование этого упражнения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, патологии почек, гинекологических заболеваниях и др.

Прыжки - сложные по координации упражнения, требующие ловко­сти, быстроты. Можно применять подскоки, прыжки со скакалкой. Вызы­вая ритмическое сотрясение органов брюшной полости, подскоки активи­зируют перистальтику кишечника.

С лечебной целью иногда используют езду на велосипеде, катание на коньках, но сложность использования этих видов упражнений ограничива­ет их лечебное применение.

Лечебные игры как средство лечебной физкультуры используют для улучшения функции ряда анализаторов с целью совершенствования двига­тельных навыков, повышения эмоционального тонуса.

Малоподвижные игры оказывают незначительное влияние на сер­дечно-сосудистую и дыхательную системы. Их можно использовать в па­лате, во вводной и заключительной части урока с конкретной педагогиче­ской и лечебной направленностью. Чаще всего это - игры на внимание и координацию, равновесие, ловкость, быстроту реакции.

Подвижные игры, как правило, являются частью группового занятия ЛФК. Тренируют такие качества, как ловкость, подвижность, внимание, равно­весие, быстрота реакции. Игра дает возможность больному отвлечься от заболе­вания. При этом следует следить за тем, чтобы больные не утомлялись, а эмоциональный подъем и азарт не приводил к перенапряжению и утомлению.

Спортивные игры с лечебной целью используются в виде упрощен­ного варианта волейбола, баскетбола, городков, тенниса большого и на­стольного. Ограничиваются размеры полей, количество участников, про­должительность игры. Выбор игр и их дозирование определяются врачом в зависимости от заболевания.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ

Многовековой опыт применения физических упражнений показал их значимость при лечении больных. Лечебное воздействие физических уп­ражнений многообразно. Прежде всего, уменьшается неблагоприятное влияние сниженной двигательной активности. Физические упражнения усиливают защитные реакции организма, ускоряют регенеративные про­цессы в больных органах, формируют оптимальные компенсаторные меха­низмы, у многих больных восстанавливают нарушенные патологическим процессом функции. Такое лечебное воздействие физических упражнений возможно лишь при грамотном их использовании.

Эффективность воздействия физических упражнений находится в прямой зависимости от адекватности нагрузки. Адекватность физической нагрузки зависит от объема и своевременности её назначения.

Несвоевременная физическая нагрузка может усугубить патоло­гические процессы. Например, преждевременная нагрузка при обширном инфаркте миокарда может привести к смерти. С другой стороны, позднее назначение нагрузки задерживает выздоровление больных или приводит к различным осложнениям, например, к чрезмерному разрастанию соедини­тельной ткани, что может, в свою очередь, привести к нарушению прово­димости и сократимости сердечной мышцы.

В травматологии позднее назначение занятий при лечении переломов задерживает восстановление подвижности в суставах, вплоть до развития контрактур. С другой стороны, раннее применение физических упражне­ний может вызвать различные осложнения в виде синовиита, расхождения послеоперационных швов, повторных вывихов, формирования ложных суставов.

Неадекватный объем нагрузки также снижает эффективность лече­ния. Например, чрезмерная нагрузка на коленный сустав при статическом напряжении четырехглавой мышцы после менискэктомии приводит к раз­витию артроза. Недостаточная нагрузка при восстановлений функции ко­ленного сустава - к его тугоподвижности.

Объем и своевременность физической нагрузки определяется двига­тельными режимами.

Под двигательным режимом подразумевается часть общего режи­ма, регламентирующая в соответствии с медицинскими показаниями сум­марную двигательную активность больного. Она складывается из необхо­димых бытовых нагрузок, нагрузок, получаемых при различных медицин­ских манипуляциях и дозированных физических упражнений на занятиях ЛФК. Основное лечебное воздействие оказывают дозированные физиче­ские упражнения.

До сих пор в системе физической реабилитации отсутствуют единые двигательные режимы, понятия, вкладываемые в них, широко варьируют, порой принципиально отличаются и даже исключают друг друга. Так, в травматологии и хирургии они определены под названием периодов, эта­пов или фаз лечения. Такая же картина наблюдается в неврологии. В тера­пии при всех заболеваниях ориентируются на режимы, разработанные для лечения больных с инфарктом миокарда. Такое положение можно объяс­нить отсутствием единого подхода к обоснованию режимов. Как правило, речь идет об эмпирическом подходе к расширению двигательной активно­сти больных.

Естественно, такая ситуация не может не сказываться отрицательно на результатах лечения. Вышесказанное побудило нас искать единые кри­терии для обоснования унифицированных двигательных режимов. На наш взгляд, наиболее целесообразным критерием является сопоставление кли­нических проявлений заболевания с патоморфологическими изменениями в тканях пораженных органов. Нельзя ориентироваться только на клиниче­ские симптомы, поскольку не всегда наблюдается их соответствие патоморфологической картине заболевания. Так, известно, что при артрозах острота симптомов может исчезнуть в течение 1-2 недель, в то время как процесс регенерации хрящевой ткани сустава продолжается в течение не­скольких месяцев в зависимости от глубины поражения.

Разработанные двигательные режимы регламентируют физическую нагрузку в соответствие с патоморфологическими изменениями в больном органе и обеспечивают условия для патогенетического функционального лечения. Методику ЛФК, построенную лишь на основании остроты забо­левания, то есть по периодам заболевания можно отнести к симптома, и нескорому лечению, что широко используется в существующей практике.

Кроме того, использование двигательных режимов облегчает работу и взаимопонимание врачей и инструкторов ЛФК, поскольку при сущест­вующей системе подготовки специалистов ЛФК, врачи обладают знаниями по этиопатогенезу и клинике заболеваний, а инструктора - по теории и ме­тодике использования физических упражнений.

Диапазон двигательной активности больных широко варьирует и за­висит в одном и том же периоде заболевания от активности процесса, от пола и возраста, физического состояния, профессиональной деятельности.

Предлагаемые режимы учитывают многообразие патологических из­менений, уровень повреждения, период заболевания, а также соотношение общих и местных реакции, и сопоставление морфофункциональных изме­нений с клиническими проявлениями заболевания является ключевым мо­ментом для смены режима и строгой индивидуализации нагрузки.

С учетом сказанного, нами выделено 4 двигательных режима: ща­дящий, тонизирующий, восстановительный и тренирующий.

Щадящий режим совпадает с острым периодом заболевания. В больном органе превалируют катаболические процессы, т.е. процессы рас­пада клеток. Расход энергии в нем превышает накопление. В ход идут за­пасы жировой и мышечной ткани. Этим частично объясняется наблюдаю­щаяся в дальнейшем гипотрофия мышц.

В течение острого периода выделяется две фазы стрессовых реакций -тревоги и стабилизации. Фаза тревоги проявляется выраженной общей ре­акцией организма в виде резкой боли, высокой температуры, заторможен­ности и рассогласованности деятельности всех систем организма. Приме­ром может быть острый период нарушения мозгового кровообращения, острые проявления травматической болезни и т.д. Такое состояние наблю­дается от нескольких часов до нескольких дней. На этой фазе речь идет лишь о поддержании жизненных процессов и профилактике осложнений.

Для решения этих задач используются только общеразвивающие уп­ражнения.

При угрозе кровотечения, резчайших неустранимых болях, множест­венных травмах, воспалительном процессе в стадии выраженной инфильт­рации ЛФК противопоказана. В фазе стабилизации происходит повышение уровня функционального состояния организма. Появляется возможность выполнения физических упражнений за счет экономизации и стабилизации функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем. Начинают превалировать локальные патологические процессы. По времени эта фаза широко варьирует.

ЛФК в этой фазе направлена на ускорение стабилизирующих процес­сов - рассасывание продуктов распада, восстановление гомеостаза, началь­ных этапов замещения погибших клеток и т.д.

Поскольку в этом периоде преимущественно протекают катаболические процессы, целью режима, соответственно, является ускорение процессов рас­пада и рассасывания поврежденных клеток, восстановление гомеостаза.

Например, у больных с повреждениями спинного мозга преобладает процесс рассасывания поврежденных тканей спинного мозга, корешков спинномозговых нервов, мягких тканей, окружающих позвоночник. Клинические проявления при этих патоморфологических изменениях могут варьировать от состояния полной атонии мышц ниже места повреждения до появления в них спастики.

Учитывая нарушение анатомической целостности тканей, ЛФК должна проводиться на фоне поражения больного органа. Воздействие на него осуществ­ляется опосредовано через общеразвивающие упражнения. По продолжитель­ности этот режим весьма многообразен, что зависит от структуры и степени по­вреждения больного органа. Например, при компрессионном переломе позво­ночника III степени превалирование некроза и рассасывания разрушенных ко­стных клеток наблюдается до трех месяцев, при переломе фаланги - 2-3 дня.

Объем и интенсивность физической нагрузки также широко варьиру­ет, что связано с соотношением общих и местных реакций. Например, за­нятия в отделениях реанимации характеризуются небольшими нагрузками. Примером значительных нагрузок может быть использование большого объема общеразвивающих упражнений на тренировочных занятиях спорт­сменов со щажением травмированной конечности.

Занятия в этом режиме проводятся в стационарах, поликлиниках, на дому, в центрах и отделениях реабилитации.

Тонизирующий режим совпадает с подострым периодом заболева­ния. В этом периоде продолжаются процессы рассасывания продуктов распада. Постепенно начинают превалировать процессы регенерации - об­разования новых клеток. Этим заканчивается восстановление анатомической целостности по­врежденного органа.

Варианты регенерации могут быть различными: за счет новых клеток той же ткани (гиперплазия за счет разрастания сохранившихся (гипертрофия); за счет разрастания клеток соединительной ткани. Образование костной мозоли при переломах может быть примером гиперплазии. Примером гипертрофии могут быть процессы, происходящие при инфаркте миокарда. Замена нейро­нов на клетки нейроглии при инсульте является примером замещения диффе­ренцированных клеток соединительной тканью.

Во всех случаях имеется сочетание этих вариантов. Например, у больных с повреждениями спинного мозга возможна как специфическая регенерация за счет тканей спинного мозга, так и неспецифическая - за счет разрастания соединительной ткани. Клиническими проявлениями ре­генерации являются реакции мышц в виде спастических сокращений.

Соответственно, целью режима является стимуляция анаболических процессов в поврежденном органе. Постепенно увеличивается объем спе­циальных упражнений.

По времени этот режим также широко варьирует, что связано с осо­бенностями структуры поврежденного органа и обширностью поврежде­ния. Так, при переломе позвоночника III степени восполнение сломанного позвонка новыми костными клетками отмечается лишь к 6 месяцам. При переломе фаланги без смещения - к 10-12 дню.

Сохраняется различие по величине физической нагрузки. Например, больные с обширным инфарктом миокарда занимаются индивидуально в палатах стационаров. С больными пневмонией проводятся групповые за­нятия в залах ЛФК с включением в них большого количества специальных упражнений. Как правило, этот режим заканчивается анатомическим за­мещением нарушенных структур больного органа. Однако гиподинамия, в частности при отсутствии адекватной физической нагрузки, приводит к снижению уровня трофических и энергетических процессов. Возникающее при этом кислородное голодание сопровождается разрастанием соедини­тельной ткани, превышающим потребность замены погибших клеток.

Результатом могут быть различные осложнения в виде спаек, грубых рубцов и различных склеротических проявлений. Спайки и рубцы у трав­матологических больных ведут к тугоподвижности суставов; у неврологи­ческих - к болям; у гинекологических - к бесплодию и т.д. Затянувшееся воспаление бронхолегочной ткани приводит к тяжелом осложнению в ви­де пневмосклероза печеночной ткани — к склеротическим проявлениям вплоть до цирроза (полного замещения печеночных клеток соединительной тканью).

Из сказанного вытекает неоценимое значение ЛФК в предупрежде­нии осложнений при многих заболеваниях.

Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, центрах и отделе­ниях реабилитации.

Восстановительный режим совпадает с периодом функциональной перестройки поврежденных тканей больного органа и заканчивается, соот­ветственно, восстановлением поврежденного органа, например, распреде­ление клеток по силовым линиям при переломе костей или уплотнение рубцовой ткани при инфаркте миокарда.

Так, у больных с повреждениями спинного мозга клиническим про­явлением функциональной перестройки анатомических структур является переход от синкинезий (содружественных непроизвольных сокращений) к произвольным дифференцированным движениям.

Целью режима является восстановление функций поврежденных ор­ганов или систем. Ведущую роль в восстановлении функции играют спе­циальные упражнения.

Продолжительность режима зависит от структуры, локализации и уровня повреждения. Например, восстановление функции нижней конечности при переломе шейки бедренной кости варьирует от I месяца при латеральных пе­реломах до нескольких месяцев (и даже лет) - при медиальных.

В случае восстановления анатомической целостности с дефектами за­болевание принимает хроническое течение. Например, формирование руб­цов при ожогах и травмах или спаек при воспалительных процессах. В та­ких случаях полное функциональное выздоровление невозможно. Физиче­ская реабилитация направлена на адаптацию к жизнедеятельности с имеющейся патологией.

Восстановление функций невозможно также у больных при утрате тех или иных органов или повреждениях, связанных с утратой функций органа. Примером могут служить больные, с ампутацией конечностей, травмами спинного мозга. В подобных случаях речь может идти лишь о компенсации утраченных функций. ЛФК направлена на адаптацию к жиз­ни в новых условиях. Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, отделениях и цен­трах реабилитации, санаториях.

Тренирующий режим совпадает с функциональной перестройкой Rcex систем организма., ЛФК направлена на совершенствование функций больного органа и согласование деятельности всех систем организма. У больных с травмами спинного мозга этот режим клинически проявляется переходом от отдельных дифференцированных движений к целостным двигательным актам. Примером может служить формирование нормально­го стереотипа ходьбы при травмах нижних конечностей. В противном слу­чае длительное время сохраняется и даже закрепляется хромота.

Величина физической нагрузки увеличивается за счет как специаль­ных, так и общеразвивающих упражнений.

Занятия проводятся в амбулаторных центрах реабилитации, загородных специализированных санаториях и на дому.

Лица, профессиональная деятельность которых связана с тонким дви­гательным стереотипом (артисты балета, цирка, спортсмены и др.), про­должают занятия по тренировочному режиму. Цель режима - адаптация к специализированной деятельности.

Занятия с ними проводят тренеры, режиссеры и другие специалисты в условиях их профессиональной деятельности.

Представленные двигательные режимы являются алгоритмом ЛФК при различных заболеваниях.

На основе этого алгоритма имеется возможность при любой патоло­гии в конкретный период заболевания поставить задачи, определить сред­ства для их решения и обосновать особенности методики.
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации