Лекции - Корпоративное право - файл n1.doc

Лекции - Корпоративное право
скачать (866.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc867kb.08.07.2012 15:40скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ЛЕКЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО»
Целью конспекта лекций «Корпоративное право» является обучение студентов навыкам анализа и толкования отечественного законодательства, конкретизирующего и развивающего положения, связанные с регулированием общественных отношений, касающихся создания, деятельности и правового статуса хозяйственных организаций.

В результате изучения студенты должны:

а) знать:

основные понятия, цели, задачи, методы и систему изучаемой дисциплины, институты действующего законодательства, нормы которых направлены на урегулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций.
б) уметь (владеть):

правильно применять нормы корпоративного права при необходимом детальном корпоративном регулировании, а так же составления корпоративных актов и умения работать с ними, анализировать юридические понятия, решать задачи-казусы, задачи-вопросы
в) иметь навыки:

самостоятельной работы по составлению корпоративных актов и их систематизации, повышению качественного правового оформления предпринимательской деятельности компании. Самостоятельно обновлять правовые знания в условиях экономических, политических и юридических реформ.

Конспект лекций «Корпоративное право» изучает:

Общие положения корпоративного права, понятие, предмет, метод корпоративного права, функции, цели корпоративного права, система корпоративного права; источники корпоративного права; корпоративные нормы и правоотношения, понятие корпоративных норм, понятие, виды корпоративных правоотношений, субъекты корпоративных правоотношений, объекты корпоративных правоотношений; понятие юридического лица, признаки юридического лица, основания классификации, правосубъектность юридического лица, ответственность юридического лица, образование, реорганизация, ликвидация юридического лица; теории юридического лица; понятие хозяйственных товариществ и обществ, права и обязанности хозяйственных товариществ и обществ, преобразование хозяйственных товариществ и обществ; промышленные корпорации, организационно – правовые формы, объединение предприятий, концерны, тресты, синдикаты, картели, холдинги, ассоциации, финансово – промышленные группы; корпорации в зарубежных правовых и экономических системах; банкротство хозяйственных товариществ и обществ, предупреждение банкротства; полное товарищество, товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество; дочерние и зависимые общества; производственный кооператив.

Лекция № 1. Общие положения корпоративного права РФ


  1. Понятие, предмет и метод КП.

  2. Признаки корпоративных отношений.

  3. Функции и цели КП.

  4. Система КП.

  5. КП как наука и учебная дисциплина.

  6. Соотношение КП и других отраслей права.


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

  1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

  2. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30 ноября 1994 г. № 51 –ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Гражданское право. Учебник. Часть первая. Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 1997.

  2. Гражданское право. Учебник. Том 1,2. Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998.

  3. Кашанина Т.В. Корпоративное право. Учебник. М., 1999.

  4. Суязов Е.Е. Корпорации в российском гражданском праве. // Юрист. 2002. № 6.

  5. Шабунова И.Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права. // Журнал российского права. 2004. № 2.

  6. Тихомиров М.Ю. Юридические лица. М., 2003.


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ


  1. Понятие, предмет и метод КП.

Понятие Корпоративного права.

Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.

Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.

Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.

В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Предмет КП.

Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.

При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.

Метод КП.

К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Диспозитивный метод означает, что законодатель предоставляет субъектам правоотношений право самостоятельного выбора между несколькими вариантами поведения. Например, диспозитивный метод может выражаться в том, что законодатель предоставил субъектам корпоративной деятельности полную свободу в выборе конкретной организационно – правовой формы деятельности корпорации. Императивный метод предполагает обязанность субъекта поступать каким либо определенным в законе образом или запрещает совершать определенные действия, т.е. для корпорации остается один вариант поведения, определенный законодателем. Императивные методы интегрируются в КП из отраслей публичного права – административного, финансового и т.п.

  1. Признаки корпоративных отношений.


К хозяйственным субъектам, в корпоративно – правовом смысле относятся коллективные субъекты (организации), занимающиеся коммерческой деятельностью. Для вхождения в сферу правового регулирования КП эти субъекты должны обладать специфическими признаками «корпоративности отношений» - понятия сложного и многогранного.

Существует несколько признаков корпоративных отношений.

  1. Признак социальности корпоративных отношений.

Социальность корпоративных отношений включает в себя элементы социальной организации субъектов и упорядочивания их поведения. "Социальность" отношения может рассматриваться двояко: как отношение между конкретными субъектами и как некий тип отношений, сложившихся и существующих в обществе. И в том и в другом случае наличие отношения предполагает взаимодействие субъектов. Корпоративная социальность – это часть общественных связей в сфере экономики, что позволяет выделять эти отношения из общей массы «квазикорпоративных отношений».

2. Волевой признак.

Волевой признак корпоративных отношений представляет собой форму ограничения воль субъектов – участников, которая отражает перераспределение между ними экономических возможностей в сфере отношений собственности, т.е. как отношения собственности с множественным составом субъектов – участников (собственников). Иными словами, собственники должны желать образования волевой организации, с которой они и мыслят цель своей деятельности. При этом социально – экономические отношения формируются как волевые, направленные на установление связи до этого не связанных субъектов. Согласованность воль субъектов по поводу имущества ведет к взаимной утрате независимости по отношению к вещи.

3. Признак перераспределения власти на имущественные объекты.

Данный признак означает распределение объемов власти и установление степени обобщенности имущественных объектов.

Под обобщением имущественного объекта следует понимать перераспределение власти между субъектами на этот объект, в результате чего имущество конкретного участника (по общему правилу) становится "подвластным" всем участникам корпоративных отношений.

Обобщенность имущественных объектов участников может быть различной. Помимо того, что участники обладают одинаковыми или разными (основной и зависимой) степенями власти (присвоения), обобщенность имущественных объектов в корпоративных отношениях может возникать либо через ограничения власти участников без формирования общего (единого) имущественного объекта, либо через формирование общего (единого) имущественного объекта. Соответственно, следует выделить, в зависимости от степени обобщенности имущества участников, корпоративные отношения без формирования общего (единого) имущества и корпоративные отношения с формированием такого.

4. Признак саморегулятивности корпоративных отношений.

Данный признак предполагает алгоритмизацию последовательности и порядка действий субъектов – участников и введение внутрикорпоративных санкций за неисполнение корпоративно – принятых общих решений.

5. Признак обобщения имущества и обобщения деятельности участников.

Данный признак предполагает высшую степень партнерства, т.к. соединяет и объединение имущества (единую корпоративную собственность) и объединение деятельности (единой корпоративной деятельности участников).

6. Признак самостоятельной гражданско – правовой ответственности.

Каждая корпорация самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам.

7. Выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Использование корпорацией собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности корпорации.

3. Функции и цели КП.

Функции правового регулирования корпоративных отношений – это деятельность по решению стоящих перед подотраслью права задач, которые осуществляются компетентными государственными органами, полномочными в соответствии с законодательством решать вопросы регулирования корпоративных отношений. Функции тесно связаны с целями и задачами.

Целями КП являются:

  1. Установление правового статуса хоз. организаций.

  2. Определение порядка образования хоз. организаций.

  3. Определение порядка деятельности хоз. организаций.

Целям КП соответствует ряд задач, которыми, прежде всего, являются определение правовых статусов хоз. организаций, а именно: АО, ООО, товариществ и т.д.

4. Система КП.

Говоря о КП как подотрасли ГП можно утверждать, что КП право является подсистемой ГП, касающейся не всех юридических лиц вообще, а определенной группы организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью в качестве основной. Система корпоративного права как подотрасли ГП включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения о хозяйственных товариществах и обществах.

  2. Правовое положение полного товарищества.

  3. Правовое положение товарищества на вере.

  4. Правовое положение ООО.

  5. Правовое положение ОДО.

  6. Правовое положение АО.

  7. Правовое положение дочерних и зависимых обществ. Относительно места ПК в системе корпоративного права существуют противоположные мнения. Одни ученые считают ПК корпорацией, другие нет, в силу наличия в ПК личного трудового участия.

Система КП включает в себя необходимые элементы – принципы, институты, нормы. К принципам КП можно отнести рассмотренные выше признаки корпоративных отношений. Институты КП представляют собой, такие как: учредительный договор, гос. регистрация, ответственность и т.п.

Нормы КП содержаться в ГК и специальных законах.

Система корпоративного законодательства является выражением системы права. Традиционно выделяют общую и особенную части, различающиеся по сфере регулирования. Общая часть содержит нормы общего характера, относящиеся ко всем или большинству субъектов. К общим нормам корпоративного законодательства относятся вопросы об общем статусе коммерческих организаций. Особенная часть содержит конкретные положения о статусе отдельных видов товариществ и обществ, зависимых организаций и т.д.

  1. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина.

Как наука и учебная дисциплина КП иные функции, нежели как подотрасль права. Наука изучает те общественные явления, которые подотрасль регулирует. Наука КП выполняет следующие функции:

  1. Прогностическую. Выделяет закономерности развития определенных правовых явлений и прогнозирует последующие этапы их развития.

  2. Гносеологическая. Накапливает сумму определенных знаний о предмете, а именно отличительных признаков, закономерностей, теоретической базы, понятийного аппарата, правовых категорий.

  3. Идеологическая. Формирует правовые взгляды и правовую идеологию.

Система науки КП содержит все разделы системы подотрасли КП + дополнительные разделы – история КП, история КП зарубежных стран, предмет, метод, место КП в системе российского права и т.д.

Как учебная дисциплина КП по ряду признаков отличается от науки. Цель учебной дисциплины состоит в научении, выработке способности к необходимому анализу законодательства в сфере корпоративных отношений, практики его применения.

6.Соотношение КП и других отраслей права.

Выделяют следующие направления соотношения:

  1. Соотношение с другими подотраслями гражданского права.

Соотношение с данными подотраслями проявляется в регулировании правового положения субъектов предпринимательской деятельности различных организационно – правовых форм.

2. Соотношение с финансовым правом.

Объекты налогообложения у корпораций формируются на основе гражданского права и являются объектами гражданских правоотношений, на основе которых строятся налоговые правоотношения, в соответствии с налоговым правом.

3. Соотношение с административным и уголовным правом.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте понятие корпоративного права.

  2. Предмет КП

  3. Метод КП.

  4. Дайте характеристику признаков корпоративных отношений.

  5. Дайте характеристику функций КП.

  6. Дайте характеристику система КП.

  7. Соотносите КП и другие отрасли права.


Лекция №2. История развития корпораций.
1.Коллективные образования в древнем мире.

2. Корпорации в средние века.

3. Корпорации в новое время и в новейшей истории.

4.Понятие корпорации в зарубежном праве.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Кашанина Т.В. Корпоративное право. Учебник. М., 1999.

  2. Суязов Е.Е. Корпорации в российском гражданском праве. // Юрист. 2002. № 6.

  3. Тихомиров М.Ю. Юридические лица. М., 2003.



Историки права видят зарождение корпоративных отношений еще в древнем мире, т.е. до н.э.Так, примерно в середине II тыс. до н.э. в Месопотамии, Древнем Египте, Китае появились объединения лиц для осуществления земледельческой и ремесленной деятельности, преследовавшие общие экономические цели и предполагавшие добровольное участие в них индивидов.

В середине V в. до н.э. в Древней Греции существовали торговые товарищества. Совместная деятельность купцов, занимавшихся торговлей, основывалась как на собственных, так и на заемных ресурсах и сопровождалась заключением товарищеского договора. Были известны также земельные товарищества, товарищества для совместного сбыта товаров.

Правовая основа корпорации впервые появились в Риме, термин "корпорация" происходит от латинского выражения, обозначающего права юридической личности, однако окончательного признания гражданско-правовых союзов как равных с физическими лицами субъектов права в Риме так и не произошло.

Первоначально в Риме частные корпорации, религиозные общины и профессиональные союзы ремесленников представляли собой не юридические лица, а объединения, напоминающие простые товарищества. Отношения третьих лиц строились не с корпорацией в целом, а с каждым участником, общее же имущество корпораций рассматривалось как принадлежащее каждому из его участников в определенной доле либо как принадлежащее одному из участников - казначею, ведущему дела объединения и ответственному перед его членами. Но уже тогда выделялись различия между римскими союзами и гражданско-правовыми товариществами.

Наибольшее развитие товарищеские объединения получили в Древнем Риме. В IV - I вв. до н.э. здесь стали возникать финансовые объединения римских граждан, желающих за счет различных финансовых предприятий увеличить собственные капиталы. Так было положено начало образованию объединений, не только преследующих общие цели, но и предусматривающих объединение финансовых ресурсов, концентрацию капиталов. Однако своего расцвета товарищеские объединения достигли в период Римской Империи (I - IV вв. н.э.), приобретая формы финансовых товариществ, товариществ по организации морских предприятий и т.д. Товарищеские объединения уже тогда основывались на договорах, заключавшихся для достижения общей хозяйственной цели, предполагавших личное участие и, главное, - объединение имущества. Организация таких товариществ предусматривала внесение вкладов, распределение долей участия, действия каждого участника, хотя и в интересах всех товарищей, но от своего имени. Эти товарищеские объединения получили название "societas" и не представляли собой еще единого субъекта.

В Древнем Риме существовали и иные организации, которые имели с товарищескими объединениями ряд сходных признаков. Данные организации также создавались для реализации общих целей их участников, для чего производилось объединение имущества и деятельности последних. Между тем эти организации базировались на несколько других организационных началах, чем товарищества, а потому назывались "corpus" или "universitas", что означало единство данных объединений как объединений совокупности лиц.

Поэтому значение слова "corpus" можно рассматривать как тождественное значению слова "объединение", а сам термин "corpus" (или однокоренные с ним термины) - использовать при характеристике различного рода объединений лиц (их имущества и деятельности), именуя подобные объединения общим названием - объединения корпоративного типа.
Корпорации в средние века.
Историческое понятие корпораций относится к цеховому способу организации деятельности в средневековой Западной Европе, истоком корпораций являются торговые гильдии, которые возникали для организации торговли и продвижения товара в чужие страны, ассоциации купцов пока не ставили своей целью ведение за общий счет совместного дела, а только стремились к тому, чтобы добиться покровительства.

Гильдии имели выборных руководителей и совет, через которые велась их деятельность. Имущество формировалось за счет объединения взносов участниками гильдии.

Не было понятия об общем капитале, хотя существовали общие платежи, по размеру напоминавшие государственные или общинные повинности. Торговые гильдии не были целостными хозяйственными единицами, так как им была присуща солидарная ответственность участников, основанная на общих условиях совместной деятельности, торговая гильдия отвечала за долги каждого из своих членов.

В средние века существовали иные разного рода объединения, отвечающие указанным признакам корпоративности

К таким объединениям можно отнести средневековые товарищества, имеющие целью постоянную общую деятельность для получения прибыли (например, совместная постройка и эксплуатация кораблей, горное дело, пиратские экспедиции), базирующиеся на объединении капиталов и усилий индивидов, закрепляемом договором. Здесь уместно вспомнить и каменды (commenda), позволяющие участвовать в морской торговле, получая выгоды и не имея личного риска, связанного с опасностями путешествий. Финансовые участники каменд несли лишь имущественные риски за общее дело в соответствии с соглашением между ними и купцом, осуществлявшим торговые операции.

Разновидностью подобных объединений являлись также средневековые компании, имеющие одну отличительную особенность организации - глава компании действовал от имени всех членов и одновременно от собственного имени.

Второй организационной формой, близкой к римским "corpus", была средневековая европейская ремесленная корпорация (цех). Ее единство обусловливалось необходимостью обеспечения защиты членов и совместного удовлетворения их религиозных потребностей. Подтверждалось же такое единство для целей оборота и права особыми документами - грамотами на инкорпорацию. Кроме того, корпорация имела устав, определяющий ее организационную структуру, а также предполагала наличие общего собрания и руководящих органов.

Помимо этого средневековая экономическая обстановка создала предпосылки для возникновения объединений, не известных римлянам, - первых акционерных компаний.
Корпорации в новое время и в новейшей истории.
Свою историю акционерные компании, по мнению большинства ученых, начинают с колониальных компаний и, прежде всего, с Голландской Ост-Индской компании (XVI - XVII вв.). Она обладала обособленным от участников имуществом, распределенным на равные доли, получившие название акций, а также имела своего рода органы - камеры и высший совет <*>. Можно назвать также Английскую Ост-Индскую компанию (XVI в.), участники которой получали по подписке свидетельства об участии, дающие право на получение прибыли .

Дальнейшее развитие торговых товариществ привело к тому, что, хотя в них общее имущество обособлено и товарищи действуют под единой фирмой, такое товарищество может быть представлено в обороте любым из товарищей и они несут солидарно субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом.

В XIX в. промышленный подъем и развитие в целом социально-экономических отношений привели к образованию устойчивой системы организационных форм отношений корпоративного типа. Эти формы получили признание на законодательном уровне и стали подробно исследоваться в науке.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что в XIX в. сложились определенные устойчивые организационные формы отношений корпоративного типа. Отвечая историческим признакам корпоративности, эти формы приобрели названия, адекватные соответственно концептуальным основам континентального и общего права. Между тем уже тогда наметилась тенденция сближения континентального и общего права в регламентации корпоративных отношений, которая может быть усмотрена в следующем:

- в разграничении организационных форм корпоративных отношений на объединения, не являющиеся корпорациями (юридическими лицами), и на корпорации (юридические лица);

- в разграничении корпораций, в зависимости от особенностей организационного устройства, на товарищества и общества.

Бурное развитие производства в XIX - XX вв. усилило процесс его концентрации и централизации, процесс образования монополистических объединений. Сращивание промышленного и банковского капиталов привело к образованию крупнейших финансовых групп, занявших ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Начался процесс развития государственно-монополистического капитализма, приобретший особый размах в период Первой и Второй мировых войн.

В ХХ в. организационные формы корпоративных отношений получили существенное развитие: появились новые виды корпораций, в частности, компании одного лица.

Понятие корпорации в зарубежном праве.
И в течение достаточно долгого времени термин "корпорация" служил синонимом термина "юридическое лицо", в гражданском праве не было известно понятие учреждения; все образования, даже те, которые наполнялись институтным содержанием, трактовались как корпорация. Лишь вследствие разработки Ф.К. Савиньи и германскими цивилистами понятия "учреждение" понятие "корпорация" приобрело более современное значение - юридическое лицо, основанное на членстве, участии.

Трактовка корпорации как союза, под которым долгое время подразумевалось юридическое лицо, привела к появлению так называемой корпоративной теории учреждения, в соответствии с которой учреждение рассматривалось не как иная, противоположная корпорации, организационная форма, а как корпорация с неопределенным числом участников, под которыми, по сути, понимались все пользователи данного учреждения.

В современных условиях термин "корпорация" в национальных отношениях понимается по-разному. Так, в Швейцарии корпорациями называют один из двух основных типов юридических лиц наряду с учреждениями. В Англии корпорация может быть определена как само юридическое лицо, поскольку юридические лица здесь делятся на корпорации, представляющие собой совокупность лиц, и единоличные корпорации. В США корпорация хотя и не является единственной формой юридического лица, включает самые разные организации. Корпорации здесь бывают четырех видов: публичные, квазипубличные, предпринимательские и непредпринимательские. К публичным относятся государственные и муниципальные органы. К квазипубличным - корпорации, служащие общим нуждам населения. Предпринимательские преследуют в качестве основной цели получение прибыли и сравнимы с акционерными обществами в странах континентальной системы права. Непредпринимательские корпорации не стремятся к получению прибыли. Во Франции и Германии при классификации юридических лиц термин "корпорация" не используется вовсе: во Франции юридические лица подразделяются на товарищества и ассоциации, а в Германии - на союзы и учреждения. В России юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

В англосаксонской системе права современное определение корпорации: "Деловая организация, рассматриваемая как независимое образование, - искусственное лицо, отличающееся от его владельцев в глазах закона. Собственность представлена долями в капитале".
Понятие корпорации в современном российском праве.
Понятие корпорации в России трактуется весьма неоднозначно. Так, среди юристов существует ряд точек зрения, согласно одной из которых к корпорациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве, другой - лишь хозяйственные общества и товарищества, третьей - только акционерные общества, четвертой - хозяйствующие субъекты, образованные несколькими юридическими лицами, правда, не исключая участия физических лиц. В современном отечественном праве помимо объективных проблем нормативно-правового характера существует ряд проблем теоретического плана, которые не позволяют говорить о соответствии классического понимания корпорации пониманию российскому. В современном российском праве понятие корпорации используется в нескольких значениях. Условно можно говорить о значении понятия корпорации в легальном и доктринальном смыслах. С одной стороны, в юридической литературе часто упоминается о корпорациях, причем это понятие используется в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимизируется в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.) в качестве некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Вопросы для самоконтроля:

1.Где произошло зарождение корпораций?

2. Виды корпораций в средние века.

3. Виды корпораций в новое время В США.

4.Понятие корпорации в зарубежном праве.

Лекция №3. Корпоративные нормы и правоотношения
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: Ознакомление студентов с понятием, признаками, основными видами корпоративных норм и правоотношений.
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:


  1. Понятие корпоративных норм.

  2. Признаки корпоративных норм.

  3. Виды корпоративных норм.

  4. Понятие корпоративных правоотношений.

  5. Виды корпоративных правоотношений.


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

  1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

  2. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30 ноября 1994 г. № 51 –ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Хужокова И.М. Корпоративное право Российской Федерации. М., 2004.

  2. Кашанина Т.В. Корпоративное право. Учебник. М., 1999.

  3. Гражданское право. Учебник. Том 1,2. Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998.

  4. Шабунова И.Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права. Журнал российского права. 2004. № 2.

  5. Алейник С.А. Корпоративные нормы: определение понятия. // Вестник Российской правовой академии. 2003. № 3.

  6. Антонова Е.С. Понятие, содержание и особенности корпоративных прав. // Юридический мир. 2002. № 11.

  7. Козлова Н.В. Юридические лица в современном российском гражданском праве. // Законодательство. 2002.№ 2.


СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
1. Понятие корпоративных норм.
Все образования внутри отрасли права и сама отрасль состоит из исходных элементов – норм права. Составными единицами корпоративного права как подотрасли права являются корпоративные нормы. При объединении группы норм в подотрасли характерным является то, что в подотрасль объединяются нормы, имеющие сходные черты, регулирующие определенную группу общественных отношений.

Нормой корпоративного права признается установленное или санкционированное государством правило поведения, являющееся общеобязательным и формально – определенным, которое устанавливает обязанности и определяет права участников корпоративных отношений. С.А. Алейник определяет корпоративные нормы как правила поведения участников искусственно создаваемых социальных групп, которые имеют двойное значение: с одной стороны, дополняют нормы права, а с другой - декларируют правовой статус корпоративного объединения и иную юридически значимую информацию

Можно сказать, что корпоративные нормы создают модель корпоративных отношений.

Корпоративные нормы регулируют типичные ситуации или вид отношений имеющих место в корпорации. Типичность проявляется в существующих отношениях, а так же может касаться и новых связей, повторяемость в будущем которых предполагается.

Корпоративные нормы рассчитаны на многократное повторение, т.е. урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь при аналогичных обстоятельствах.

Корпоративные нормы носят общий характер. Им присуща неперсонифицированность, в них отсутствуют указания на конкретного адресата, наоборот, они действуют в отношении многих лиц.

2. Признаки корпоративных норм.

Существуют специальные признаки корпоративных норм. В науке не существует однозначного толкования признаков корпоративных норм. Так В.К. Самигуллин выделяет следующие признаки:

  1. Корпоративные нормы исходят, в конечном счете, от государства.

  2. Они гарантированы принудительной силой государства.

  3. Нормы действуют в конкретной организации.

  4. Нормы не имеют той степени общности, которая свойственна централизованным (общегосударственным) нормам.

Л.И. Антонова предлагает следующие признаки корпоративных норм:

  1. Нормы принимаются в организации и действуют в ее пределах.

  2. Субъектом принятия корпоративных норм является администрация либо трудовой коллектив.

  3. Нормы имеют дополнительный характер по отношению к нормам общегосударственным.

  4. Своим предметом они имеют трудовые или организационно – управленческие отношения.

Так же выделяют следующие признаки:

  1. Признак точной количественной определенности КН.

Субъект корпоративной нормы всегда точно определен и имеет точную количественную характеристику: - количеством акционеров, товарищей, участников и т.д.

  1. Признак согласования воль в нормах КП.

В корпоративных нормах возможно выражение тех, кто их разрабатывает, принимает и обязуется им повиноваться.

Однако, корпоративные нормы, имея самостоятельное регулирующее значение, не могут выходить за рамки права. В теории принято говорить о соподчиненности корпоративных и общегосударственных норм.

Во первых, локальные корпоративные нормы имеют предел регулирования. Такой предел закреплен в нормах общегосударственных.

Во вторых, корпоративные нормы должны соответствовать природе права.

В третьих, нормы изданные государством, в определенных случаях диктуют процедуру принятия корпоративных норм.

В четвертых, корпоративные нормы по своему содержанию не могут противоречить нормам общегосударственным.

Наконец, корпоративные нормы могут обеспечиваться государственным принуждением.

3. Виды корпоративных норм.

Различают локальные несоциальные, социальные и договорные корпоративные нормы, а так же общегосударственные нормы, прежде всего – нормы гражданского права.

Несоциальные нормы. Данные нормы регулируют отношения членов корпорации, к каким либо материальным объектам, используемым в деятельности корпорации. Среди них выделяют:

  1. Технические нормы (правила, инструкции и т.д.).

  2. Санитарные нормы.

  3. Физиологические (правила ношения форменной одежды и т.п.).

Т.о. несоциальные нормы конкретизируют правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир.

Социальные нормы.

Социальные корпоративные нормы закрепляют правила поведения, изданные в организации и регулирующие отношения между коллективом. Иными словами социальная норма представляет собой правило поведения или стандарт, образец поведения одного человека по отношению к другому.

Можно сказать, что социальные нормы формируют т.н. организационную культуру, т.е. свод ключевых ценностей, норм, убеждений, которые понимаются и разделяются всеми членами организации.

Выделяют следующие социальные корпоративные нормы:

  1. Корпоративные обычаи.

  2. Корпоративные традиции.

  3. Этические нормы.

  4. Эстетические нормы.

  5. Деловые обыкновения.

  6. Правовые нормы.

Договорные нормы. Договорным нормам присуща добровольность изъявления воли на совершение указанных в договорной норме действий.

Когда отношения между участниками полностью совпадают с внутренними отношениями в юридическом лице или составляют саму организационную форму корпоративных отношений, т.е. когда корпоративные отношения могут регулироваться в своей основе договором (в пределах, установленных законом), применительно к таким организационным формам корпоративных отношений корпоративный договор должен рассматриваться как акт локального регулирования, содержащий нормы корпоративного права, распространяющийся на определенный субъектный состав и сферу отношений. В подобных случаях все иные соглашения между участниками должны соответствовать корпоративному договору.

Как локальный акт, корпоративный договор приобретает свое функциональное значение и в отношениях с третьими лицами, поскольку необходимо учитывать не только интересы участников, но и требования делового оборота.

Общегосударственные нормы.

Корпоративное право, прежде всего, есть совокупность гражданско-правовых норм. В более широком смысле это совокупность не только норм гражданского законодательства, но и локальных норм, регламентирующих корпоративные отношения. Корпоративным правом может быть обозначено также корпоративное законодательство, которое включает в себя законодательные акты различных отраслей права.

Понимание корпоративного права как совокупности гражданско-правовых норм акцентирует внимание на том, что первое место в иерархии регулирования корпоративных отношений занимает гражданское законодательство и, соответственно, ГК РФ.

Учитывая сказанное, ГК РФ можно считать главным источником корпоративного права, так как именно при помощи его императивных норм "создаются" организационно-правовые формы корпоративных отношений, закрепляются критерии их разграничения и индивидуализации. Все иные нормативные акты, в том числе других отраслей права, носят "обслуживающий" характер, поскольку опосредуют корпоративные отношения дополнительно к "основам" их регулирования, установленным ГК РФ.

4. Понятие корпоративных правоотношений.

Корпоративные отношения необходимо, прежде всего, понимать как комплексные - имущественные и связанные с ними неимущественные (организационные) отношения.

Субъекты, вступая в корпоративные отношения (особые отношения собственности), выступают как равные, свободные, неконсолидированные собственники. С этих позиций корпоративные отношения основываются на реализации субъектами-участниками их равных экономических статусов. Такая реализация может предусматривать и "неравенство" субъектов, которое должно характеризоваться как относительное, поскольку оно "рождается" из согласования воль субъектов-участников корпоративных отношений.

Кроме того, в корпоративных отношениях через перераспределение экономических возможностей субъекты как участники (по общему правилу) "уравниваются" в целях рационального сочетания их интересов (в праве это отражается в закреплении механизма защиты прав меньшинства, институтов преимущественных прав). Существенное значение при этом приобретает "саморегулируемость" корпоративных отношений (их локальное и индивидуальное регулирование).

В корпоративных правоотношениях права и обязанности участников выступают формами противоположности друг друга. Можно сказать, что корпоративным отношениям присущ встречный характер, состоящий в том, что "должника" побуждает к определенному поведению не столько его обязанность, в форме требования со стороны управомоченного субъекта, сколько возможность осуществления собственного права, удовлетворения собственного интереса.

Вместе с тем обязанности участников в корпоративных правоотношениях - не просто формы реализации их прав. "Обязательственные" элементы выполняют здесь организационные функции, так как организуют перераспределение вещных возможностей

Корпоративные отношения есть отношения, основанные на автономии воль субъектов-участников.

Корпоративные отношения как имущественные и связанные с ними организационные отношения основываются на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности участников. Т.о. в науке подчеркивается "смешанная" юридическая природа корпоративных отношений. Т.е. подотрасль "Право собственности" регулирует статику собственности, т.е. устанавливает статус собственника, закрепляет вещное, абсолютное право собственности, а подотрасль "Обязательственное право" опосредует реализацию собственности в отношениях оборота, закрепляет обязательственные относительные отношения. Корпоративные же отношения не могут быть отнесены ни к той, ни к другой подотрасли, так как ввиду своей экономической и юридической природы представляют собой иные, чем регулируемые в этих двух подотраслях, отношения.

Итак, место корпоративных отношений в предмете гражданско-правового регулирования обусловливается их экономической сущностью и юридической природой, а также особенностями (степенью) выражения приемов и способов гражданско-правового регулирования этих отношений, а поэтому они могут быть обозначены как предмет самостоятельной подотрасли гражданского права - корпоративного права

Таким образом, корпоративные правоотношения, как и обязательственные правоотношения и правоотношения собственности, есть правоотношения, основанные на реализации действия принципа равенства, в которых это равенство преобразуется в баланс прав и обязанностей участников, формируя их статусы - статусы участников конкретных гражданско-правовых отношений.

5. Виды корпоративных правоотношений.

Виды корпоративных правоотношений классифицируют в зависимости от оснований.

Относительные. В относительных правоотношениях субъекты определяются с достаточной четкостью, для того чтобы их индивидуализировать. В относительных правоотношениях налицо несколько субъектов, наделенных правами и обязанностями по отношению друг к другу. Например, в товариществе само товарищество и его участники связаны между собой отношениями участия.

Абсолютные правоотношения предполагают наличие указания лишь на одного субъекта, наделенного определенными правами по отношению к неопределенному кругу лиц. Этот субъект обладает субъективным правом и этому праву противостоит юридическая обязанность неопределенного круга лиц.

Простые правоотношения характеризуются наличием двух субъектов, сложные – включают трех и более субъектов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте понятие локальных норм

  2. Дайте понятие несоциальных норм

  3. Дайте понятие социальных норм

  4. Дайте понятие договорных норм

  5. Дайте понятие технических норм

  6. Дайте понятие санитарным нормам.

  7. Дайте понятие физиологическим нормам

  8. Дайте понятие корпоративным обычаем.

  9. Дайте понятие корпоративным традициям.

  10. Дайте понятие этическим нормам.

  11. Дайте понятие эстетическим нормам.

  12. Дайте понятие деловым обыкновениям.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ЛЕКЦИИПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации