Реферат - Изменения, развитие и упадок организаций - файл n1.doc

Реферат - Изменения, развитие и упадок организаций
скачать (102.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc103kb.08.07.2012 15:40скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc


СОДЕРЖАНИЕ



Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Жизненный цикл организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Определение жизненного цикла организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Этапы жизненного цикла организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3. Стадии развития жизненного цикла организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Законы развития организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
3. Фаза упадка в жизненном цикле организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.1. Особая роль фазы упадка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3.2. Возможность перехода организации в новое качество . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14


Введение



Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.1 У организаций есть свой облик, культура, жизненный цикл, традиции и репутация. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий — теории жизненных циклов. Жизненный цикл организации — ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Знание жизненного цикла, позволяет отчетливо увидеть этапы, через которые проходит организация, и понять, что переходы от одного этапа к другому являются определенными, а не случайными. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

Данный реферат содержит три основных раздела. В первом из которых раскрывается понятие жизненного цикла организации. Анализируются основные направления и этапы, определяются соответствующие им цели и методы, а также значения достигаемых результатов. Во втором разделе описываются законы развития организации. Опираясь на литературные источники, определяются необходимые меры по руководству организацией на различных стадиях, что позволяет предотвратить упадок организации, а также выбирать и проводить нужную и верную стратегию управления. В заключительном разделе рассказывается об особой роли фазы упадка: умирании или возрождении организации.

1. Жизненный цикл организации

1.1. Определение жизненного цикла организации



Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции — временным интервалом, включающим несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать полный жизненный цикл продукции, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления.2

В полный жизненный цикл продукции входит: время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие необходимо для: планирования маркетинга; планирования снабженческо-сбытовой деятельности; выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

1.2. Этапы жизненного цикла организации



Концепции жизненного цикла организации уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости или упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

  1. Этап предпринимательства. Создание организации: становление и формирование жизненного цикла продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

  2. Этап коллективности. Рост. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

  3. Этап формализации и управления. Зрелость организации. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным.

  4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

  5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Основные этапы жизненного цикла фирмы можно представить графически:



Рис. 1 Жизненный цикл организации

1.2. Стадии развития жизненного цикла организации



Существует еще один подход к рассмотрению жизненного цикла организации — это стадии развития организации. Каждой из стадий соответствуют определенные особенности состояния организации. Эти особенности характеризуют и тип организации.

Рождение — это стадия образования организации, ее становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в первый год своего существования выдерживают конкуренцию около 40%, остальные становятся банкротами. По этой причине государство поддерживает малые и совместные предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями.

Вторая стадия развития — детство. Она характеризуется зарождением организации в рыночной экономической среде и формированием ее первоначальной структуры. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха.

Следующая стадия — отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода — экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала — более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивают свои успехи и возможности.

Когда наступает полная зрелость, организация действует практически сама по себе. Несмотря на то, что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения.

Этап старения никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий».

Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

Стадия обновления. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

2. Законы развития организации



С философской позиции, развитием можно называть не всякие, а лишь качественные изменения в структуре объекта. При этом важно также направление изменений. В этом смысле распад организации — есть качественное изменение, но уже не развитие. Также, имеет смысл различить две взаимосвязанные формы развития: эволюцию и революцию.3 Первая — медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые — внезапные, резкие, скачкообразные изменения. При этом эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею; а революция, напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Простое и понятное стремление членов организации выжить и сохранить её дееспособность в кризисной ситуации — необходимая, но далеко не достаточная составляющая реального успеха организации. Остро необходим надежно работающий инструментарий диагностики стадии развития и «рецептурный» справочник мер по устранению отклонений, задержек и дисфункций.

Развитие бывает прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное — переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регрессивное — обратное движение, переход от высшего к низшему, деградация, возврат к изжившим себя формам и структурам. Регресс играет не только отрицательную, но и положительную роль в жизни человека или компании. Регресс часто сопровождается отсеиванием детальных и концентрацией общих представлений, исходя из опыта и интуиции. Прогресс и регресс сопутствуют развитию любой компании, поскольку в них идут процессы внедрения новых технологий (прогресс) и накопления опыта, упорядочения производственных отношений и укрепления традиций (регресс).

Развитие организации обуславливают следующие факторы: изменение на рынке спроса и предложения; изменения внешней и внутренней среды; изменения приоритетов потребностей и интересов человека или общества; старение и моральный износ имущественного и интеллектуального комплекса компании; изменение экологии; глобальное состояние цивилизации. Одна часть перечисленных факторов неподвластна руководству компаний, другая — может служить инициатором грядущих в компании перемен.

Закон развития опирается на ряд принципов:

– принцип инерции реализуется в двух основных направлениях. Изменение потенциала организации должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия. Внедрение некоторого ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового. В компании инерция проявляется в использовании физически и морально устаревшего оборудования, в деятельности отживших организационных структур. Инерция свойственна человеку независимо от возраста и проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения Обычно компании, имеющие большой технический, интеллектуальный и финансовый потенциал, быстрее реагируют на новые потребности и интересы потенциальных покупателей, чем небольшие общества или товарищества.

– принцип эластичности. Каждая компания пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий. Компании по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от имиджа, профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровней самой организации. Эластичность в свою очередь может иметь три уровня: высокая, средняя и низкая эластичность. Высокая эластичность характеризуется быстрым и плавным реагированием на возмущающие воздействия. Низкая эластичность проявляется в длительном ожидании и принятии неадекватных решений.

– принцип непрерывности. Процесс изменения потенциала компании идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Приобретение компанией новых ресурсов постепенно изменяет общий потенциал компании. Кажущаяся дискретность (прерывистость) его изменения чаще объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая к новому качеству или количеству.

– принцип стабилизации. Компания стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла. К ним относятся этапы зрелости и насыщенности. Этот принцип основан на потребности человека, коллектива и общества в стабильности. За время существования компании эффективность ее деятельности претерпевает значительные изменения, а на этапе «крах» уменьшается до нуля. Улучшение работы компании и временное расширение этапов зрелости и насыщения должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения новых ресурсов на каждом этапе развития компании. Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой жизненный цикл, сдвинутый по времени относительно других изделий.

Таким образом, руководствуясь знаниями о законе развития, можно прогнозировать и предотвращать нежелательные события в жизни организации.

3. Фаза упадка в жизненном цикле организации
3.1. Особая роль фазы упадка
Необходимо сказать, что в жизненном цикле организации особое место принадлежит фазе упадка — старению организации. В результате конкуренции, сокращении рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Растет конфликтность. К руководству приходят новые люди, которые пытаются сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован. Главной целью организации является обеспечение стабильности за счет сохранения существующих позиций.

Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это — слияние и поглощение компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как с более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и с более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).
3.2. Возможность перехода организации в новое качество


Не следует думать, что стадия умирания организации является необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса.

Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.

В данном разделе нас интересует общая постановка проблемы и общий подход к ее решению. Принципиальным в этой связи представляется, что «основной строительный материал» организаций, переходящих в новое качество (развивающихся), — это капитал. Необходимое уточнение — собственный капитал, который у современных крупнейших концернов составляет миллиарды долларов, что, безусловно, открывает самые широкие возможности для фирмы. Возрастание капитала позволяет развиваться фирме, переходить в новое качество, осваивать новые товары, захватывать новые рынки.

Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна — то переход в фазу умирания. В финансовом цикле успешная деятельность — это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность — прямой путь в направлении банкротства компании.
Заключение
Управленческая деятельность в организации всегда связана с риском невыполнения намеченных планов и принимаемых решений. Менеджмент — это управление рисками. Это управление невозможно без знания законов, регламентирующих функционирование социальных организаций, и механизмов их действия. Знание этих законов позволяет осуществить эффективное управление рисками, выбирать варианты достижения поставленной цели, наиболее оптимальное с точки зрения материальных и временных затрат при наиболее рациональном использовании социально-психологического ресурса членов коллектива.

Законы играют решающую роль в теории организации, поскольку они образуют фундамент этой дисциплины, способствуют переходу от эмпирического к логическому методу познания, позволяют использовать в процессах управления конкретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий. Изучение законов дает возможность менеджменту составить представление о возможных путях достижения поставленной цели, полагаясь не только на собственный опыт и интуицию, но и с учетом опыта, накопленного человечеством за многовековую историю развития организационных систем.

Список использованных источников и литературы


  1. Веснин В.Р. Теория организации: Учебник. — М.: Проспект, 2008. — 272 с.

  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002. — 704 с.

  3. Мильнер Б.З. Теория организаций. Учебник, 7-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 864 с.

  4. Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. 2004. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации. Российский журнал менеджмента 2 (4): 19–34

  5. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций. В кн.: Менеджмент: век XX — век XXI. — М.: Экономист, 2004, с. 304–320.

  6. Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса и российская действительность // Социологические исследования. 1996. № 10. С. 63-71.

1 Мильнер Б.З. Теория организаций. Учебник, 7-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.\стр. 69

2 Мильнер Б.З. Теория организаций. Учебник, 7-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.\стр. 83

3 Грейнер Л. Е. 2002. Эволюция и революция в процессе роста организаций. Вестник С. Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 76–92.



СОДЕРЖАНИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации