Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства - файл n1.rtf

приобрести
Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства
скачать (15.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf150kb.07.11.2004 04:07скачать

n1.rtf

Филиппова Галина Григорьевна

доктор психологических наук, профессор,

Московский Гуманитарный Университет

Медико-психологический центр «Семья +»

Телефон: 374-67-20 (раб.), 8-916-118-53-65 (личный)

E-mail: filippova_galina@mail.ru

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА -

НОВАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
Перинатальная психология и психология родительства – как области исследования в психологии – сформировались относительно недавно и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования этих областей психологического знания. Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Именно эти области медицины во-первых, обращаются к «стыковке» раннего онтогенеза и соматических проблем у взрослого человека, а во-вторых, активно востребуют психологические знания и включение психологической помощи в свою работу. Объединяет данные области психологии и медицины еще два обстоятельства. Во-первых, исследования в детской психосоматике и психиатрии свидетельствуют о том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве, а это в свою очередь связано с качеством материнской заботы. Такое же мнение существует в психологии относительно развития личности. Во-вторых, в перинатальном периоде развития ребенка соединяются проблемы соматического здоровья родителей и ребенка (в медицине) и психологических проблем родителей и будущего ребенка (в психологии). Более того, в детской психосоматике к концу ХХ века сложилось устойчивое мнение, что соматические проблемы ребенка являются соматизированной формой проявления депрессии, как следствия материнской депривации (разных ее форм и выраженности). А это уже проблемы психологии, в которой изучается взаимодействие матери с ребенком и его влияние на развитие ребенка. Таким образом, и медицина, и психология сходятся к тому, что основным объектом исследования и воздействия становится не ребенок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, которая на ранних этапах развития детско-родительского взаимодействия представлена диадой (система «мать-дитя», как ее определил Р. Шпиц).

Такая ориентация перинатальной психологии и психологии родительства и ее связь с медициной усугубляются запросом со стороны населения на оказание психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка, и той территорией профессиональной деятельности, где этот запрос может быть удовлетворен. В нашей стране для родителей именно в период беременности, родов и раннего развития ребенка психологическая помощь оказывается наименее доступной по целому ряду причин: отсутствие развитой психологической службы; не сформированность традиций обращения за психологической помощью; недостаточная психологическая грамотность медицинского персонала соответствующих учреждений. Это, наряду с другими обстоятельствами, привело к тому, что перинатальная психология с самого начала стала развиваться «на территории» медицины: как психологическая помощь и поддержка родителям в период беременности, родов и раннего развития ребенка. Это же послужило основанием для объединения ее с психологией родительства, развивавшейся в русле психологии личности, психологии семьи и детской психологии, и эта общая теперь область все больше «внедряется» в медицинские учреждения (роддома, женские консультации, детские поликлиники, центры медико-психолого-социальной помощи населению и т.п.) как в плане практики, так и в плане научно-исследовательской работы. Об этом свидетельствуют и постоянно проводящиеся в России в течение последних уже почти десяти лет конференции по перинатальной психологии и медицине. В целом, такая же взаимосвязь перинатальной психологии и соответствующих областей медицины существует за рубежом и имеет уже двадцатилетнюю традицию (первый международный конгресс по пренатальной психологии проходил в Торонто в 1983 году).

Взаимосвязь перинатальной психологии и психологии родительства с медициной в нашей стране еще нельзя назвать гармоничной, к сожалению, здесь еще встречается недостаточное взаимопонимание между медиками и психологами. Особенно остро эта проблема выражена в той области, где перинатальная психология и психология родительства (в первую очередь – материнства) соприкасаются с акушерством, гинекологией и перинатологией, то есть в области проблем репродуктивного здоровья человека. Именно здесь объединены функции родителя – быть способным родить и вырастить здоровое потомство, и здоровье самого ребенка – как будущего родителя, который в будущем будет способен родить и вырастить здоровое потомство.

Единство перинатальной психологии и психологии родительства становится еще более явным при рассмотрении основных областей психологи, занимающихся проблемами раннего развития ребенка и осуществлением родительских функций.
Области психологии, занимающиеся проблемами родительства и раннего развития ребенка

Перинатальная психология

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; клиническая психология

Предмет: развитие психики ребенка

Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»

Цель: оптимизация развития ребенка

Область исследования: психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; мать (родители) как условие психического развития ребенка; детско-родительские и семейные отношения; терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического развития ребенка, психического и физического состояния матери (родителей) и детско-родительских отношений.

Задачи: диагностика готовности к материнству и отцовству; выявление связи психического состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.

Средства воздействия: оптимизация состояния матери и отца; принятие беременности, ребенка и материнства (родительства); повышение материнской компетентности; гармонизация семейных отношений.

Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка

Основные достижения: разработаны теоретические основы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции психического развития ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами родителей и особенностями психического развития ребенка; предложены методы диагностики психологической готовности к материнству (родительству); разработаны методы и средства психологической помощи ребенку, матери и семье в подготовке к родительству и преодолению психологических и психосоматических проблем зачатия, беременности, родов, лактации и развития ребенка.

Психология родительства

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; социальная психология; клиническая психология

Предмет: родительство (материнство и отцовство) как часть личностной сферы женщины и мужчины;

Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»

Область исследования: родитель (мать, отец) как субъект родительства (материнства, отцовства); детско-родительские и семейные отношения; кризисы и внутренние конфликты в родительской сфере; онтогенез родительства (материнства, отцовства); терапевтические и коррекционные методы оптимизации родительской сферы, психического и физического состояния родителей и детско-родительских отношений.

Цель: оптимизация родительской сферы женщины и мужчины

Задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем.

Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция родительской сферы и детско-родительских отношений.

Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы женщины и мужчины; разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование готовности к родительству.

Основные достижения: разработаны теоретические основы психологии родительства и оказания психологической помощи в этой области; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами в материнской сфере и состоянием репродуктивного здоровья женщины; показана взаимосвязь между психологическими проблемами и нарушением функционирования репродуктивной системы в разных фазах ее развития (онтогенез, половое созревание, зачатие, гестация, роды, послеродовый период, лактация, менопауза); предложены методы диагностики готовности к родительству, нарушений психологической составляющей беременности, прогноза нарушений беременности, родов, послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов; разработаны методы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции зачатия, гестации, родов, послеродового периода и лактации, материнско-детских отношений.

Психосоматика

Отрасль психологии: клиническая психология; общая психология и психология личности;

Предмет: взаимосвязь психических и соматических механизмов жизнедеятельности

Объект: формы соматизации психологических проблем; нарушение психического и физического здоровья и отношение человека к этим нарушениям.

Цель: профилактика и коррекция психосоматических проблем.

Область исследования: психосоматические нарушения; отношение человека к болезни и психологическая помощь в преодолении физических и вторичных психических проблем; психологическая помощь в клинических условиях; формирование психосоматического способа реагирования на фрустрирующую ситуацию; стрессовые и постстрессовые состояния.

Задачи: диагностика психосоматического способа реагирования и его форм; профилактика и коррекция психосоматических проблем; разработка методов и форм оказание психологической помощи больным, людям в кризисной ситуации, жертвам насилия и катастроф.

Средства воздействия: выявление, профилактика и коррекция психосоматических проблем средствами психотерапии и оптимизации условий жизнедеятельности. Результаты воздействия: симптоматическое решение психосоматических проблем; формирование запроса на выявление психологических причин возникновения соматических проблем и соответствующую психологическую помощь; профилактика и коррекция формирования психосоматического способа реагирования.

Основные достижения: разработано теоретическое обоснование взаимосвязи нарушений психологических условий развития ребенка и формирования его вегето-соматического статуса и ведущего способа нервно-психического реагирования; предложены объяснительные модели и методы психотерапии нарушений общего психического и физического, в том числе и репродуктивного здоровья (в период раннего развития, полового созревания, зачатия, гестации, родов, послеродовых расстройств, лактации, менопаузы).

Психотерапия

Отрасль психологии: клиническая психология; общая психология и психология личности; психология развития.

Предмет: коррекция психологических и психосоматических проблем, психических нарушений психотерапевтическими средствами.

Объект: все виды психологических проблем, неврозов и пограничных состояний, психическая патология, психосоматические проблемы.

Цель: диагностика и коррекция деструктивных для психического и физического состояния человека психологических проблем.

Область исследования: личностные проблемы и их коррекция; проблемы межличностных, в том числе детско-родительских и семейных отношений и их коррекция; нарушение психического развития ребенка и его коррекция; неврозы, пограничные состояния и психическая патология и их коррекция.

Задачи: диагностика форм проявления патологизирующих психологических проблем; разработка методов и форм применения психотерапевтических воздействий.

Средства воздействия: индивидуальная и групповая психотерапия психологического направления (терапия личностных и межличностных проблем); индивидуальная и групповая психотерапия лечебного направления (терапия неврозов, пограничных состояний, психических расстройств и психосоматических проявлений).

Результаты воздействия: симптоматическое разрешение психологических, психических и психосоматических проблем; стабилизация и поддержание адаптивного состояния; в сочетании с психологической помощью коррекция и реабилитация психологических проблем, психических и психосоматических нарушений.

Основные достижения: разработаны теоретические основания диагностики и психотерапии нарушений развития и функционирования психики и соматики; разработаны методы диагностики и психотерапии психологического и клинического направления различных нарушений репродуктивного здоровья (психосексуального развития, зачатия, гестации, родов, послеродовых расстройств, лактации).

Семейная психология

Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; педагогическая психология; социальная психология.

Предмет: психология семейных отношений и психотерапия.

Объект: семья как система и ее подсистемы: супружеская, родительская, сиблинговая.

Цель: диагностика и коррекция психологических проблем, являющихся причиной и следствием нарушений семейных отношений.

Область исследования: личностные проблемы, нарушение межличностных отношений в семье; семейные кризисы; психосоматические проблемы, связанные с семейными отношениями; особенности психического развития ребенка.

Задачи: диагностика и коррекция семейных отношений, личностных и межличностных проблем, нарушений психического и физического здоровья, связанных с семейными отношениями; разработка методов психотерапевтической помощи семье.

Средства воздействия: индивидуальная и семейная психотерапия и психокоррекция.

Результаты воздействия: оптимизация психического и физического состояния каждого члена семьи, оптимизация семейной ситуации и психологического климата в семье; преодоление семейных кризисов и разрешение семейных конфликтов.

Основные достижения: разработаны методы и средства психотерапии и психокоррекции семейных проблем, связанных с физическим и психическим (в том числе и репродуктивным) здоровьем (планирование рождения ребенка, зачатие, беременность, послеродовый период, взаимодействие в ребенком в разные возрастные периоды).
Вышеперечисленные особенности различных областей психологии позволяют заключить, что каждое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и координации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психология родительства. Именно они в настоящее время представляют собой единую область психологии, направленную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до окончания раннего развития ребенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психологии родительства является (помимо задач оптимизации и коррекции актуальных проблем психического и физического репродуктивного здоровья родителей и развития ребенка) ее превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству; супружеских пар к зачатию, беременности, родам и воспитанию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы с самых ранних этапов развития ребенка.
Теперь обратимся к характеристике перинатальной психологии и психологии родительства как общей области исследования и практики в психологии. Как показывает само название, эта область представлена двумя взаимопроникающими и взаимодополняющими «частями», которые правильнее назвать двумя аспектами исследования. Действительно, невозможно рассматривать ребенка на ранних стадиях развития без матери (и шире – родителей). Это нашло отражение в диадическом подходе, который является общепринятым в той области психологии развития, которая занимается ранним онтогенезом. С другой стороны, родители – это вообще то, чего без ребенка «не бывает». Это социальная роль, личностная позиция и т.п., существующая только как отнесенная к ребенку. Более того, в период своего раннего развития (от зачатия до конца раннего возраста) ребенок сначала находится внутри матери, затем связан с ней физически и психически, и лишь постепенно отделяется во всех планах, проходя этот основной путь отделения (стадии сепарации) до трех лет (с разной успешностью и завершенностью каждого этапа). Все это и ведет к объединению в общую область теоретического изучения и практической работы проблем, связанных с ранним развитием ребенка и его взаимоотношений с родителями, в первую очередь с матерью (и, соответственно, проблем самих родителей). Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь физическая, послужила основанием выделения в самостоятельную область исследования первоначально одной части психологии родительства – психологии материнства. Но в настоящее время уже можно говорить о психологии родительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства, общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития – постродительство, и т.п. Рассмотрим коротко эти три составляющих части – перинатальную психологию, психологию материнства и психологию родительства
«Перинатальная психология».

Существует узкое и широкое значение термина «перинатальная психология». В узком смысле перинатальный – это период индивидуального развития от 28 недель после зачатия до 7 дней после рождения. Однако, в психологии невозможно рассматривать развитие психики на таком изолированном возрастном участке. Период возрастного развития в психологии очерчивается исходя из определенных критериев, как частных, так и системных (в зависимости от предмета исследования). В данном случае речь идет о становлении основных психических процессов и базовых личностных структур. В этом смысле перинатальный период в его узком значении может быть выделен только в рамках более общего, который, исходя их всех психологических подходов и теорий, следует определить от зачатия до окончания стадий сепарации ребенка с матерью – то есть до становления его как «отдельного, самостоятельного субъекта» (появление «внутреннего Я»). Такая логика выделения этого возрастного периода подтверждается и практикой: все теоретические и практические исследования в данной области охватывают именно этот возраст, хотя более концентрируются на периоде от зачатия до конца первого года. Однако, возрастные рамки – это еще не все ограничения (точнее – расширения) названия данной области психологии. В нее с полным основанием включено и исследование условий развития ребенка в этом возрасте – а это в первую очередь мать (и шире – родители). Поэтому сюда же входит все, что касается проблем зачатия, беременности, родов и послеродового периода у матери, ее отношений с отцом ребенка (и ребенка с отцом тоже). Это понятно, так как зачатие – это ведь зачатие ребенка, а беременность женщины - одновременно внутриутробный период развития ребенка. Роды тем более их общий процесс.

На конференциях по перинатальной психологии, психотерапии и медицине неоднократно обсуждалась проблема «границ» и определения перинатальной психологии (доклады Г.И. Брехмана, И.В. Добрякова, Г.Г. Филипповой и др.). Основываясь на этих работах и изложенных выше ограничениях и определениях можно охарактеризовать современную перинатальную психологию как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения основных возрастных стадий сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет ограничение от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узкими – от зачатия до конца первого года жизни.

Перинатальная психология как самостоятельная область науки и практики начала формироваться в последней четверти ХХ века, а в России - практически в последнее десятилетие ХХ века. Первые конференции по проблемам перинатальной психологии проходили в 1996 году в Москве (Первая конференция по психотерапии) и в Санкт-Петербурге (Первая конференция по перинатальной психологии). Несколько ранее, в 1994 году, в Иваново было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

Перинатальная психология возникла на стыке нескольких наук и видов практики. Основные научные отрасли: медицина (акушерство и гинекология, перинатология, психиатрия), психотерапия, психология, педагогика, социология. Из видов практики в развитии перинатальной психологии участвовали родительские объединения, духовные практики (как христианского направления, так и других конфессий, а также основанные на не традиционных религиозных взглядах и нередко эклектически объединяющие различные духовные подходы), «альтернативные» направления воспитания, обучения, оздоровления и лечения тела и души. Это не очень традиционный путь в выделении самостоятельной отрасли науки, так как помимо чисто научных дисциплин в становлении перинатальной психологии принимали активное участие и такие отрасли практики, которые не всегда основываются на научном подходе, то есть не имеют научного теоретического обоснования и разработанных методик приложения научных знаний. Все это и определяет современную специфику перинатальной психологии, используемых в ней теоретических подходов и ее практического приложения, а также перспективы ее дальнейшего развития.
«Психология материнства».

Изучение материнства с разных позиций целенаправленно началось в зарубежной психологии во второй половине ХХ века и в первую очередь связано с психоанализом, теорией привязанности и теорией объектных отношений. Использовались разные термины, в основном mathering (материнствование, состояние быть матерью) и matherhood (материнство, выполнение материнских функций). В отечественных исследованиях речь шла о детско-родительских отношениях, слово «мать» в научных публикациях практически не встречалось, использовался термин «близкий взрослый». Ситуация изменилась в 80-е годы, появился интерес к зарубежным исследованиям и развернулись работы по изучению особенностей матери и ее отношений с ребенком. Как самостоятельная область исследования психология материнства стала оформляться в 90-х годах, тесно взаимодействуя с психотерапией, акушерством и гинекологией (вследствие практического запроса на психологическую помощь в беременности и родах), педагогикой. Термин «Психология материнства» для определения этой области исследования как самостоятельной был предложен Г.Г. Филипповой в конце 90-х годов (доклады на 1 Всероссийской конференции РПО, 1996г.; на Психотерапевтических конференциях в Москве, 1997, 1998гг; конференциях по перинатальной психологии и медицине в Иваново, 1998, 1999г.; конференциях по перинатальной психологии и психотерапии в Санкт-Петербурге, 1998, 1999гг.; в публикациях: Г.Г. Филиппова «Материнство: сравнительно - психологический подход» \ Психологический журнал, 1999, №5; Г.Г. Филиппова «Психология материнства: концептуальная модель» монография, М.: Ин-т молодежи, 1999).
Психология родительства

Психология родительства – более широкая область и общая по отношению к психологии материнства как частной. То, что она выделилась в самостоятельную область раньше и заложила основы теоретической разработки всей психологии родительства – это следствие логики развития всей психологической науки, так как в первую очередь необходимо было разобраться в самом близком и определяющем все развитие ребенка «условии» - матери. Основными теоретическими истоками психологии материнства, конечно, является диадический подход, психоанализ и его современные направления (в частности, теория объектных отношений), а также сравнительная психология. Это также определило приоритет именно «материнских» проблем.

Современное состояние данной области исследования свидетельствует, что теперь уже пришло время, когда можно и должно говорить о психологии родительства, в которой психология материнства является составной частью. Можно следующим образом охарактеризовать структуру и содержание психологии родительства.

Структура и содержание психологии родительства

Предмет: родительство как часть личностной сферы мужчины и женщины

Объект: диада (система «мать-ребенок»); система «отец-ребенок», триада «мать-ребенок-отец».

Подобласти: психология материнства; психология отцовства; психология межродительских отношений (и их связи с другими типами межличностных отношений в семье); общие проблемы родительства (возрастные, социально-культурные и др.).

Исследовательские задачи: изучение родительской сферы, ее структуры, содержания, развития в онтогенезе, культурных особенностей, девиантных проявлений, методов и средств оптимизации и коррекции.

Практические задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей родительской сферы с различными типами межличностных отношений в семье: супружескими, детско-родительскими разных уровней, сиблинговыми и т.п.); психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем родителей.

Цель: оптимизация родительской сферы мужчины и женщины

Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в родительской сфере; коррекция родительской сферы, межродительских и детско-родительских отношений.

Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы мужчины и женщины; разрешение диадических проблем; гармонизация семейных и межличностных отношений.



Охарактеризованные области исследования – перинатальная психология и психология родительства - тесно связаны между собой в истории развития и в современном состоянии, а главное – по самой своей сущности:

Области исследования и междисциплинарные связи перинатальной психологии

  1. психология развития личности

  2. психотерапия и психологическое консультирование

  3. психология материнства

  4. психология родительства

  5. семейная психология

  6. перинатология

  7. акушерство и гинекология

  8. психосоматика

  9. психолого-педагогическое направление

  10. сознательное родительство

Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии - на стыке психологии развития и психологии роительства

Области исследования и междисциплинарные связи психологии родительства

  1. психология развития личности

  2. психотерапия и психологическое консультирование

  3. психология детско-родительских отношений

  4. семейная психология

  5. перинатология

  6. акушерство и гинекология

  7. психолого-педагогическое направление

  8. психосоматика

Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии - на стыке психологии развития, семейной психологии перинатальной психологии и психосоматики

Современная концепция психологии родительства основывается на генеральной идее о том, что родительство, с одной стороны, должно рассматриваться с позиций его функций, а с другой стороны – как часть личностной сферы женщины и мужчины, то есть с позиции субъекта, эти функции выполняющего.

Функция родительства: обеспечение условий для развития ребенка

Родительство как часть личностной сферы женщины и мужчины: системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации.
Таким образом видно, что перинатальная психология и психология родительства – две взаимодополняющие области, различающиеся по предмету исследования и целям, совпадающие по объекту исследования, частично перекрывающиеся по задачам, средствам воздействия и по результату. Это обуславливает ориентацию исследователей и область их интересов и знаний, определяет различие в используемых средствах и ожидаемых результатах.

Необходимость рассматривать ребенка и родителей как единую систему и перекрытие интересов и направленности усилий специалистов свидетельствует о том, что в настоящее время перинатальная психология и психология родительства может быть охарактеризована как единая междисциплинарная область исследования и психологической практики, состоящая из нескольких «составных частей»:

  1. психология (основные отрасли: психология развития; психология личности; психология родительства и детско-родительских отношений; психосоматика; медицинская психология; психотерапия психологического направления)

  2. медицина (основные отрасли: акушерство, гинекология и перинатология; педиатрия; психиатрия взрослая и детская; психотерапия медицинского направления)

  3. педагогика (основные отрасли: воспитание и обучение детей и родителей; семейная педагогика; дефектология)

  4. социология (социально-культурные проблемы детства и родительства; социальная работа с населением; социальная педагогика)

  5. оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка.

Все эти отрасли направлены на одну общую цель: обеспечение репродуктивного здоровья населения и оптимизация физического и психического развития детей и личности родителей, однако имеют разные конкретные цели, задачи, предмет и объект работы, методологию и методы, несмотря на то, что тесно переплетаются между собой. Соответственно, они используют разную терминологию, теоретические подходы, практические методики. Для продуктивной интеграции этих наук и практик в единую эффективно работающую отрасль необходимо четко представлять себе специфику каждого направления, области их пересечения, специальные и общие задачи работы. Коротко охарактеризуем выделенные направления по следующим параметрам: цели; задачи; предмет деятельности; объект деятельности; теоретические подходы; терминология; методы работы с семьей и ребенком.

  1. Психология

  2. Цели: оптимизация психического здоровья и создание условий для полноценного развития личности

  3. Задачи: психологическая подготовка к родительству; коррекция личностных проблем родителей; психологическое просвещение, психологическое сопровождение и психологическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка; оптимизация психического развития ребенка; психопрофилактика и терапия психологических проблем, связанных с репродуктивной сферой и детско-родительскими отношениями.

  4. Предмет деятельности: развитие личности ребенка и психологические особенности репродуктивной сферы родителей.

  5. Объект деятельности: диада «мать-дитя», триада «мать-дитя-отец», взаимодействия в семье.

  6. Теоретические подходы: естественно-научный; психотерапевтические практики, основанные на научном подходе.

  7. Терминология: субъект; личность; развитие психики; психологические проблемы; психологическая помощь; психологическое взаимодействие.

  8. Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление и стимуляцию собственных возможностей человека, помощь в овладении средствами работы с собой и оптимизации своего психического и физического состояния.

Основные методы: психологическое просвещение; психодиагностика; психопрофилактика; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психотерапия психологического направления; психологическая подготовка индивидуальная и групповая; психокоррекция индивидуальная, семейная, групповая; психологическое консультирование индивидуальное и семейное.


  1. Педагогика

  2. Цели: формирование знаний, умений и навыков (у родителей и ребенка)

  3. Задачи: педагогическая подготовка к родительству; освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания ребенка; педагогическое просвещение, педагогическое сопровождение и педагогическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка.

  4. Предмет деятельности: процесс и методики обучения и освоения родителями и ребенком необходимых знаний, умений и навыков.

  5. Объект деятельности: ребенок; родители; диада «мать-дитя», триада «мать-дитя-отец».

  6. Теоретические подходы: естественно-научный; методики обучения и воспитания, основанные на научном подходе.

  7. Терминология: человек как объект и субъект обучения и воспитания; обучение; проблемы учения и воспитания; методики обучения и воспитания.

  8. Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на формирование знаний, умений и навыков, помощь в овладении средствами научения, обучения и воспитания.

Основные методы: педагогическое просвещение; обучающие и развивающие методики; педагогическая коррекция групповая и индивидуальная.


  1. Медицина

  2. Цели: оптимизация и лечение нарушений физического и психического здоровья

  3. Задачи: выявление, профилактика и лечение нарушений физического и психического здоровья ребенка и репродуктивного здоровья родителей; создание условий для оптимизации физического и психического здоровья ребенка и репродуктивного здоровья населения; медицинское просвещение, медицинское сопровождение и медицинская помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка.

  4. Предмет деятельности: физическое и психическое здоровье ребенка и родителей; репродуктивное здоровье родителей.

  5. Объект деятельности: ребенок; женщина; мужчина.

  6. Теоретические подходы: естественно-научный; медицинские практики, основанные на научном подходе.

  7. Терминология: здоровье; нарушение здоровья; болезнь; факторы нарушения здоровья; медицинские методы диагностики, профилактики и лечения.

  8. Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление, профилактику и лечение нарушений или риска нарушений в физическом и психическом здоровье ребенка и репродуктивной сферы родителей

Основные методы: медицинское просвещение; медицинская диагностика; медицинские меры профилактики нарушений здоровья; медицинские методы лечения; медицинское наблюдение и сопровождение; психотерапия медицинского направления.


  1. Социология

  2. Цели: оптимизация социального здоровья населения и создание условий для полноценного функционирования семьи

  3. Задачи: обеспечение социальных условий для оптимального функционирования семьи и воспитания детей; профилактика социальной дезадаптации; социальная помощь населению.

  4. Предмет деятельности: семья и ребенок как члены социальной структуры общества.

  5. Объект деятельности: семья; ребенок; родители.

  6. Теоретические подходы: естественно-научный; культурологический; духовный.

  7. Терминология: общество; личность как член общества; семья как ячейка общества; социальные проблемы личности и семьи; социальная помощь; факторы, влияющие на социальную адаптацию личности и семьи.

  8. Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на выявление и оптимизацию факторов, влияющих на социальное благополучие личности и семьи.

Основные методы: социологическое обследование населения; проектирование и осуществление мероприятий по социальной поддержке и помощи личности и семье; профилактика социальной дезадаптации личности и семьи.


  1. Оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка.

  2. Цели: оптимизация и коррекция психического, физического и духовного здоровья человека и создание условий для полноценного развития личности.

  3. Задачи: физическая, психическая и духовная подготовка к родительству; помощь в преодолении личностных проблем родителей; просвещение, сопровождение и психолого-педагогическая помощь семье в период планирования, ожидания и раннего развития ребенка; оптимизация отношений человека с миром, самим собой и отношениями в семье.

  4. Предмет деятельности: физическое, психическое и духовное здоровье человека.

  5. Объект деятельности: родители; ребенок; семья.

  6. Теоретические подходы: естественно-научный; культурно-исторический; традиционно-обрядовый; духовные практики, основанные на религиозных, мистических подходах и собственном жизненном опыте.

  7. Терминология: физическое, психическое и духовное здоровье; личность; ребенок; семья; родительское предназначение, долг, ответственность; саморазвитие; самореализация и достижение идеала.

  8. Методы работы с семьей и ребенком: методы ориентированы на предложение правил и средств достижения поставленных целей, в большинстве случаев используется принцип веры и обязательного следования предложенным стратегиям воздействия, обучения, воспитания и т.п.

Основные методы: предложение определенной парадигмы понимания и действий; убеждение; внушение; организация групповой поддержки и контроля; обучение конкретным приемам и методам работы с собой, обучения, воспитания;
Как видно, все составляющие современную перинатальную психологию и психологию родительства отрасли частично перекрываются по многим параметрам (особенно практическое направление, которое стремится решать все задачи сразу), но тем не менее имеют свою специфику. Собственно, эта специфика и определяет необходимость их объединения в единую область, предметом которой в широком смысле является обеспечение успешности рождения и развития личности, осуществляющееся в семье в процессе детско-родительского взаимодействия. Предложенная классификация свидетельствует о том, что продуктивное сотрудничество столь разных направлений возможно только на основе четкого понимания специфики задач и методов работы каждого из них. Это позволит избежать распространенной сейчас ситуации расширения полномочий отдельных специалистов (в первую очередь это касается педагогов и психологов, которые нередко стремятся решать задачи медиков) с одной стороны, и достаточно выраженной позиции конфронтации специалистов разных направлений с другой стороны (это больше относится к медикам, нередко весьма настороженно воспринимающих психологов и педагогов). Серьезной проблемой является дифференциация задач психологии и педагогики, которые имеют разный предмет и методы работы. В немалой степени описанное положение базируется на разнице в терминологии, что усугубляется применением одних и тех же понятий как в разных науках, так и в бытовом языке (что еще больше обостряет сложность взаимопонимания между разными специалистами, работающими в области перинатальной психологии). Примером конструктивного сотрудничества является взаимодействие педагогов и психологов в психологии образования.
Все вышеизложенное позволяет сказать, что первоочередными стратегическими задачами развития перинатальной психологии и психологии родительства являются два взаимосвязанных процесса:

  1. Дальнейшая конкретизация предметов, объектов и методов каждого направления (в первую очередь это касается психологии, педагогики и социологии, осваивающие эту область как новую для себя).

  2. Выработка единого концептуального и категориального аппарата, позволяющего достичь взаимопонимания и разработать единую стратегию взаимодействия в достижении общей цели обеспечения репродуктивного здоровья населения и оптимизации физического и психического развития ребенка.


Литература.

  1. Брехман Г.И. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего. Экология Земли – экология лона – экология Земли. Мат. конф. по проблемам перинатальной психологии медицины, Иваново, 21-22 мая 19998г., Иваново: 1998С. 12-18

  2. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2000. – С. 11 – 15.

  3. Добряков И.В. Перинатальная психотерапия: состояние и перспективы // «Психология и психотерапия семьи»: материалы Международной Конференции. СПб, 2001. – С. 45 – 50.

  4. Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Системная семейная психотерапия под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – С.265 – 285.

  5. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства. \ Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Межвуз. сборник научн. трудов. Пермь: 1995, с. 31-36

  6. Филиппова Г.Г. Эволюция структуры материнского поведения. \ Психология сегодня. Еж. Рос. Пс. об-ва т.2, вып.3, М.: 1996, с. 126-127

  7. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе. \Психология сегодня. Еж. Рос. Пс. об-ва т.2, вып.3, М.: 1996, с. 133

  8. Филиппова Г.Г. Материнская потребностно-мотивационная сфера поведения: структура и содержание.\Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. Сб. мат. конф. по перинатальной психологии. С-Пт.:1999, с. 12-18

  9. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Концептуальная модель. Монография .М.: Ин-т Молодежи, 1999

  10. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход \Психологический журнал, 1999, № 5, с. 81-88

  11. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие. М.: Жизнь и Мысль, 1999

  12. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии \Вопросы психологии, 2001, № 2, с. 24-35

  13. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. М.: Изд-во иститута психотерапии, 2002


Филиппова Галина Григорьевна
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации