Шпоры по геополитике - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по геополитике
скачать (177.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc178kb.08.07.2012 15:39скачать

n1.doc

1 что изучает геополитика Предмет исследования:

1. Пространство. Виды геополитического поля:

- Энденическое поле – территория, которая давно находится под контролем данного государства, но экономически, политически и демографически освоена слабо.

- Перекрестное поле находится под контролем двух или более государств.

- Тотальное – сплошная территория с прочным всесторонним контролем данного государства.

- Геополитическая опорная точка – калининградская область.

- Метополе – свободная зона для всех (Антарктида).

2. Баланс сил – геополитическая структура мира.

3. Границы (политическое пространство) – территория, специально контролируемая конкретным государством. Колосов и Мироненко выделили

4. Интересы: национальные, государственные, коалиционные, классовые и другие.

5. Механизм реализации интересов.

6. Экспансия.

2 метода геопол исследований практич геопол-ка служит созданию геопол-их кодов – это опертивные своды законов, состоящие из набора полт-гео предпол-ий, к-ые лежат в основе внеш политики страны. Они включают:определение внешних интересов, идентифик-ию внешних угроз этим интересам. Для каждой страны этот код уникален.Академ геопол-ка предполагает суждения свободные от нац-ых предубеждений, она выявляет общие геополит закономерности. Она изуч-ет геопол-ие циклы, трансформацию мирового прядка, коды и векторы государств, причины взлетов и падения великих государств.

Место геопо-ки в системе наук: связана с физ, экон и соц-полит геогр-ей, этногеогр-ей, демографией, историей и политологией, экономикой, воен-стратег науками.


2 определение понятия


Геополитика – это концепция, которая провозглашает зависимость внешней политики страны от её географических факторов.

До 80х гг геополитика определялась как лженаука, основанная на извращенно истолкованных данных физической и астрономической географии, провозглашающая господствующее влияние физико-географических факторов в жизни человеческого общества.

1989 г. западная политологическая концепция утверждает, что политика государств, в особенности внешняя, предопределена различными факторами: пространственным расположением, наличием или отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения, темпом его прироста и т.д.

Хаус Хоффер: геополитика – это наука об отношениях земли и политических процессов, зарождается на широком фундаменте географии, в основных политических функциях есть наука о политических организмах в правительстве и об их структуре. Наука имеет целью обеспечить надлежащими инструментами политические действия и придать направление политической жизни в целом, тем самым геополитика становится искусством руководства практической политикой. Геополитика – это географический разум государств. Взаимодействие между окружающим человека пространством и политическими формами его жизни.

Челлен: Геополитика – это доктрина, рассматривающая государство как географический организм или пространственный феномен. Учение о зависимости политических событий от особенностей поверхности земли, ландшафта, страны.

Геополитика - наука, изучающая в единстве географический, исторический, политический и другие взаимодействующие факторы, влияющие на стратегический потенциал государства.

Геополитика – направление, изучающее взаимосвязанность внешней политики государств, международных отношений, системы политических, экономических отношений и иных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны (региона) и другие физико- и экономико-географическими факторами.

Геополитика подразделяется на фундаментальную (глобальную), оценочно-концептуальная (прикладная, практическая).

3 Функции геополитики Ф-ии Познавательная. (Познает отношения государств по поводу пространства для того, чтобы анализировать и делать прогноз.)Прогностическая, идеологическая. (На 1 месте – интересы той или иной страны). Функция социализации.(Усвоение накопленного по поводу отношений государства, усвоение ценностей.). Политико-управленческая.


4. методы геополитики. Методы средства получения новых знаний.

  1. Исторический. (Анализируя сегодняшнюю политику, не надо забывать, как было раньше).

  2. Сравнительный.

  3. Системно-структурный. (Отношения между элементами, которые могут состоят в системе, а могут и не состоять в системе. Необходимо исследовать элементы и отношения между ними. Пример: семья. В каждой системе есть главные и второстепенные элементы.)

  4. Функциональный. (Функция, которую выполняет каждый элемент.)

  5. Методы моделирования.

  6. Контент-анализ. (Текстовый анализ выступлений и т.п.)



5 понятие геополитического поля гос-ва.

Основным принципом геополитики является контроль над пространством,, пространство контролируемое государством называется геополитическим полем.

Тотальное поле - непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. В него входит большая часть территории современной России (исключение составляет пока Чечня). Эндемическое поле - пространство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи. (Не все соседи безоговорочно признают исторические земли России.)Пограничное поле - территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего пространства, населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таковых полей относятся огромные Азиатский, Северо-Восточный, Дальневосточный регионы России, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия и мусульманский анклав на Волге.

Перекрестное поле - пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие территории бывшего СССР, населенные преимущественно русскими и русскоязычными народами, не по своей воле оказавшимися в составе «независимых государств» СИГ. Геополитическая опорная точка - место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к этой территории контролируются другим или другими государствами. Например, опорной точкой России сейчас выступает Калининградская область. Метаполе - пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами. Чаще всего это освоение идет в условиях геополитического давления извне. Так сейчас идет «освоение» России (экономическое, идеологическое, культурное, религиозное и т.д.) Западом.
6 Рацель, де ла бланш.

Ратцель -(1844-1904) Германия. Работы: «Политическая география», «О законах пространственного роста государств».

Идеи: 1 Государство как организм (маленькие государства отмирали, крупные – развивались), Пространство как политический ресурс, Пространство – это не условие, а политическая сила.Рост государств направлен к охвату «политически ценных мест».Рост государств связан с врастанием их в естественно-замкнутые пространства.Рост государств осуществляется путем соединения и поглощения малых государств.Большие государства имеют тенденцию к максимальной географической экспансии (идея мировой державы).Типология границ:искусственные, естественные (сухопутные, морские).Законы: Выгодность естественных сухопутных границ обратно пропорциональна их длине.Выгодность естественных морских границ прямо пропорциональна их длине.Граница – периферийный орган государства и служит показателем роста, силы и слабости и изменений в этом организме.Выдвинул идею океанических циклов (перемещение стратегических центров мира из Средиземноморья к Атлантическому, и далее к Тихому океану).

Видаль де ла Вланш (1845-1918).

Главный труд вышел посмертно 1922 г. "Принципы географии человека".

Принял идеи Ратцеля, взял на вооружение его методику. 1898 г в статье, посвященной Ратцелю, поставил под сомнение один из главных выводов Ратцеля: "географическая индивидуальность – не есть что-то данное заранее природой, она лишь резервуар, где спит заложенная природой энергия, которую может разбудить только человек". Человек – важный географический фактор, т.е. носитель инициативы.

В истории выделял 2 аспекта: пространственный (географический), отраженный в окружающей среде и временной (исторический), отраженный в человеке относительно инициативы, т.е. второй аспект важнее, а географическое положение – данная природой возможность. Теория пассибилизма Подробно исследовал механизм расширения, распространения цивилизации. В рамках каждого конкретного пространственного ареала со своими особыми географическими условиями человек вступал во взаимодействие с природой, в результате чего на протяжении определенного временного отрезка вырабатывался определенный "образ жизни", замкнутый в этом ареале – очаг или ячейка цивилизации. В процессе взаимодействия между ячейками цивилизаций происходит обмен её достижениями, вследствие чего осуществляется распространение цивилизации. Выделял особое "счастливое" положение Европы: климат, а главное – географическое многообразие, следовательно, многообразие очагов цивилизации, образа жизни, происходит интенсивный обмен достижениями, т.к. очаги плотно расположены. В Европе развитие цивилизаций осуществлялось непрерывно, а в Африке и Азии ячейки цивилизации подвергались разрушению, а после перерыва частично возобновлялись. Считал, что главный район мировой цивилизации – "Северная полусфера" от Средиземноморья до Китайского моря. Считал, что Франция – самый удачный пример взаимопроникновения очагов цивилизации и выполняет в мире важную цивилизующую миссию.

До начала Первой мировой войны отмечал, что Германия – единственная в мире великая держава, не имеющая выхода для экспансии, территориально оттеснена великими соседями, а следовательно – потенциально опасна, и нужно препятствовать её усилению.


7. взгляды макиндера.

(1861-1947) Англия. Работы: «Географическая ось истории» (Попытка найти в мире элементы, вокруг которых вращается история.) Идея осевого региона мировой политики:

HEARTLAND – сердце мира, сердцевинная земля

ХАРТЛЕНД = Россия + Восточная и Центральная Европа + Тибет и Монголия

СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ – Германия

СЕРДЦЕ МИРА – Россия

ВНУТРЕННИЙ ПОЛУМЕСЯЦ = Германия, Австрия, Турция, Индия, Китай

ВНЕШНИЙ ПОЛУМЕСЯЦ = Англия, Канада. США, Япония, Австралия, Южная Африка.

Закономерности:

  1. Тот, кто правит Восточной Европой. Господствует над Хартлендом

  2. Тот, кто правит Хартлендом, господствует над мировым островом.

  3. Тот, кто правит мировым островом, господствует над миром.


Снижение эффективности морской мощи (появление авиации, ж/д).

8 Бжезинский

Работа: «Великая шахматная доска» (1998). После развала СССР США стали единственной и действительно первой подлинно глобальной державой.Евразия является шахматной доской, на которой продолжается борьба за мировое господство.Предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической Евразийской державы остается центральным вопросом в плане способности США осуществить свое мировое господство.Окончательная цель США – создать готовое к сотрудничеству мировое сообщество. Однако, жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии.Геостратегия – стратегическое управление геополитическими интересами.


9 Хаусхофер

В фашистской Германии геополитика получила официальное признание как наука.

Военный дипломат. Был связан с фашистским движением со времен его зарождения. 1924 г – основание журнала "Геополитика", который стал главным органом геополитической мысли для фашистских режимов Европы.

Идеи Хаусхофера предшествовала концепция "Срединной Европы", выдвинутая в начале первой Мировой Войны. Суть её: Германия как самая развитая и сильная страна на континенте должна объединить вокруг себя малые страны центральной Европы в порядке конфедерации. Это должен быть экономический, политический союз, где Германия – гегемон и гарант военной защиты. 1946 г "Апология немецкой геополитики" – главный труд. Основные идеи:

Идея жизненного пространства, необходимого народу для существования: "народ без пространства имеет право на пространство без народа".

Концепцию "Больших пространств" предложил Антаниочи. Выделял 3 периода экспансии:

1. Древние государства расширяли границы вдоль меридиан и большое пространство замыкалось в рамках средиземного моря.

2. Экспансия вдоль параллелей.

3. Меридианная экспансия в планетарном масштабе. Большое пространство делил на ядро и периферию. Ядро – базовая держава в большом пространстве, на котором основывается экономическая, политическая структура пространства.

Есть Американское большое пространство, ядро США. Евроафрика, центр – Европа, а в ней центр – Германия. Остальной мир – Восточная Азия, ядро – Япония. Японию находил близко с Германией, называл её Пруссией.

Считалось, что Хартленд должен быть единым, чтобы противостоять экспансии внешнего полумесяца и предполагал союз сильнейших держав Хартленда по оси: Берлин-Москва-Токио. Эту идею изложил в статье "Континент".

В 1939 году во время недолгого немецко-советского сближения предложил вариант, что пусть Панроссия остается при своем, считал, что Россия – широтная страна и может произойти столкновение. Приветствовал объявление войны России.

10 Ханктинтон
Он выступил со ста­тьей «Столкновение цивилизаций» (1993). Главная мысль - если XX столетие являлось веком столк­новения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий ста­рый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.

В 1996 г. С.Хантингтон опубликовал книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка ми­рового порядка», которая явилась попыткой привести дополни­тельные факты и аргументы, подтверждающие основные поло­жения и идеи статьи и придать им академический лоск. Главная мысль: «В мире по­сле холодной войны самые важные различия между народами — не идеологические, политические или экономические, а культур­ные». Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием — ци­вилизацией, т.к. цивилизационные различия, сложившиеся сто­летиями, «более фундаментальны, чем различия между полити­ческими идеологиями и политическими режимами. Религия раз­деляет людей сильнее, чем этническая принадлежность.».

Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций — индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую и западную.африканскую и латиноа­мериканскую. Облик нарождающегося мира, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций. В наступающем веке именно они станут домини­рующим фактором мировой политики. Это создает радикально иной по сравнению с прежним мировой порядок, в котором кон­фликты между различными цивилизациями преобладают над кон­фликтами внутри отдельно взятых цивилизаций. Вывод: Следующая миро­вая война, если она разразится, будет войной между цивили­зациями, причем самые значительные конфликты будуще­го развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями.

Главный смысл его рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему ос­тальному миру. По схеме Хантингтона, господству Запада приходит конец. На мировую арену выступают несколько незападных государств, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. По его мнению, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрожде­ния и отсутствия центрового государства, вокруг которого мог­ли бы объединиться все исламские страны. Вторая серьез­ная опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Если ислам­ская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов ак­тивных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Хантингтон выступает за дальнейшее спло­чение, политическую, экономическую и военную интеграцию за­падных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Аме­рики в орбиту Запада и предотвращение движения Японии в сто­рону Китая. Поскольку же главную опасность представляют ис­ламская и китайская цивилизации. Западу следует поощрять ге­гемонию России в православном мире.

11 Ф. Фукулма.

Работа: «Конец истории».

Идея окончательной победы и дальнейшего утверждения либерализма в мировом масштабе, т. к. все страны «пойдут за Западом».

«Мы – свидетели не просто окончания холодной войны, но и конца истории как таковой, завершения идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления…»

Эта тенденция актуализирует необходимость Мирового правительства, ядром которого могли бы стать организации типа ООН.

В 89-91 г. изменилась геополитическая картина мира: единственной сверхдержавой остаются США. Поэтому возникли причины пересмотра геополитических моделей развития концепции атлантизма и мондиализма. Проявлением этой тенденции стала книга амер геопол Френсиса Фунуямы «Конец итории». Чел-я история развивалась под воздействием иррациональных (деструктивных) факторов, подчиняясь закону силы, существовало нерациональное менеджирование социальной реальности. Сов союз был последним бастионом иррационализма и с его падением окончательно произошел необратимый переход к разумному строю, который воплощен в совеменной западной атлантической цивилизации.

12 Евразийство (от К.Н. Леоньтьева до Н.С. Трубецкого).

Возникло на почве идей Леонтьева. 20-е годы 20 века – оформление и расцвет концепций евразийства в среде русской национальной эмиграции. Русская революция состоялась под знаменем марксистской идеологии, которая распространялась на Россию и весь мир. Общественные законы Запада считал универсальными. Евразийство своей задачей ставило доказать особый исторический путь России.. Основные постулаты:1. Континент Евразию можно делить не на привычную Европу и Азию, а выделить в нем срединный континент – Россию и 2 периферических мира – азиатский (Китай, Индия, Иран) и европейский (Север, Запад, центральная Европа до линии реки Неман в устье Дуная). 2. Подчеркивалась специфика этнического происхождения России (россияне – продукт синтеза славянского и тюркского этноса, поэтому не принадлежит ни к тому, ни к другому). 3. Европа враждебна России – Евразии, т.к. её общественное устройство основано на индивидуализме и правах личности, России – на правах общества, государства, коллективизм. - её понятия прогресса эгоцентричны, у России прогресс – пучок мнений и не связка параллелей. - основа экономики в Европе – частная собственность, в России – собственность, обусловленная государством, т.е. проистекающая от него и связанная с обязанностью по отношению к нему. - в Европе основа государства – парламентский строй, в России – идеократия (господство какой-либо высшей идеи, принятой всем обществом). - Революция 1917 года есть возвращение России к себе, т.е. Россия выбывает из Европы, куда все время пыталась войти, и становится самодостаточной державой в рамках континента.И.Л. Солоневич (1891-1953)Объясняя особенность исторического развития России её географической обездоленностью. "История России есть исторически преодоленная география России". Считал, что относительно неблагоприятные географические условия и огромные пространства создали особый строй жизни, Россия не защищена от внешнего вторжения. "Независимость США и Англии гарантирована проливами, независимость России – воинской повинностью". Этим и объясняется особая роль государства и его права. П.Н. Савицкий Ввел понятие "место развития" – синтез территории социально-политической среды. Предложил понятие "идеократии" (управляет обществом географическая личность, которая умеет охватить геополитические интересы общества в целом и духовные вожди). Считал, что Монголо-Татарское иго спасло российскую цивилизацию от поглощения её западно-европейской цивилизацией, т.к. степная цивилизацяи монголов в отличие от цивилизации Европы терпима к отличающейся от неё формой жизни.


13 Граници: функции и классиикация

Государственная границалиния и проходящая по этой линии воображаемая вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территориисуши, вод, недр, воздушного пространства — т. е. пределы распространения государственного суверенитета. виды границ: а) сухо-путная, б) морская, в) воздушная, г) подземная. Классификация границ по разным признакам: 1 Морфологическая (алометрические – полинейке, астрономические – США и канн к зап от вел озер, с разл степенью извилистости) 2 По прир особ-ям (орографические(горные-кит-инд, арг-чили), равнинные(росс – эстон, латв, кз), речные, озерные(США Канада), морские(Рос – США, япон))3 по их историческим условиям и последовательности возникновения(колониальные, послевоенные, интерационные - объед неск территорий, диференциональные – в результате раздела страны, компенсационные - сложились в результате обмена территориями)Функции границ: разделительная или барьерная и соединительная или контактная


14 геополитическое положение

— оценка места страны на политической карте, её отношение к различным государствам. Положение страны можно оценивать на: макроуровне — относительно мировых центров экономики и политики; мезоуровне — относительно крупных регионов и групп стран; микроуровне — относительно пограничных стран и отношений с ними.

15 Геополитическое положение России

Геополитическое положение страны— это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным государствам или группам государств. После распада СССР геополитическое положение Российской Федерации заметно ухудшилось. СССР по суше граничил с 12-ю странами, а после его распада Россия приобрела новые границы — с бывшими союзными республиками, которые в большинстве случаев не оборудованы должным образом, что наносит ущерб ее экономической и государственной безопасности. Сейчас 48 из 89 субъектов федерации являются пограничными, а два из них имеют границы даже с тремя государствами: Псковская обл. — с Эстонией, Латвией и Белоруссией и Республика Алтай — с Казахстаном, Китаем и Монголией.

Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Большая часть бывших социалистических стран-союзников СССР уже вступила в ЕЭС и военный блок НАТО, лидером которого являются США. Вслед за ними в западное сообщество потянулись и некоторые бывшие союзные республики СССР (Эстония, Латвия и Литва). В итоге всех этих геополитических изменений Россия по отношению к Западу практически вернулась к состоянию времен Ивана Грозного (XVI век).

В результате распада СССР Россия лишилась удобных выходов к морям, хорошо оборудованных портов на Балтике (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) и на Черном море (Одесса, Ильичевск,Николаев, Севастополь) и многих военно-морских баз. Утратив значительные территории ранее единого государства Россия потеряла и часть ресурсного потенциала (месторождения), и огромные основные фонды в виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзного подчинения, мощностей космодрома Байконур (за них теперь приходится платить Казахстану годовую арендную плату в 115 млн долларов) и т.п. Чтобы компенсировать эти утраты, пришлось во многом заново создавать промышленную инфраструктуру (строительство нового нефтеналивного порта на Балтийском море в Усть-Луге, расширение портовых мощностей в оставшихся в Европейской части страны портах— С.-Петербурге, Мурманске и Новороссийске, строительство обходных железнодорожных веток и ниток трубопроводов и др.


16(СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская , Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизская, Молдова, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют СНГ.Основными целями организации являются:

сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

взаимная правовая помощь;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта


17 геополит-ие проблемы постсоветского пространства

Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах. При этом одни авторы считают, что “крушение СССР является геополитической катастрофой, которая выходит за рамки понятия “системы международных отношений” и могут быть оценены лишь на уровне истории взаимодействия цивилизаций”. Другие же оценивают распад СССР как “конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовывали итоги Второй мировой войны, а также идеологическое и военно-политическое противоборство двух систем, и прежде всего их государств-лидеров: СССР и США”. После распада СССР наблюдается “возвращение к многополюсному миру и менее крупных держав”. Происходит перестройка глобальной системы международных отношений, что порождает нестабильность в отдельных районах мира.Нынешняя Россия находится в границах, которые были у нее в 17 веке. Она как бы отодвинута в северную и северо-восточную часть Евразии. Резко выросла ее изоляция от Европы, с которой у СССР были тесные экономические и политические связи. Теперь Россия отделена от Европы двойным поясом — бывших республик СССР и бывших союзных государств Восточной Европы, стремящихся интегрироваться в западноевропейское экономическое и политическое пространство. Сузился выход России к западным незамерзающим морским портам. Она оказалась в стороне от главных мировых коммуникаций.Быстрое социально-экономическое и промышленное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока крайне затруднительно из-за их отдаленности и низкой плотности населения и требует огромных капиталовложений. В политическом и социально экономическом плане все постсоветское пространство в начале 90-х гг. было фрагментировано на множество очагов государственности, обретших политический суверенитет, но бывших не в состоянии самостоятельно выстроить самодостаточную экономическую систему и полностью реально обеспечить собственную безопасность, включая ее военную составляющую.


18 Евразийское экономическое сообщество. В число основных задач Сообщества входит:завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка;Состав ЕврАзЭС. Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.К числу руководящих органов Сообщества относятся Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества.Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех странах - членах Сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

К числу приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:Транспорт - решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение вВ число основных задач Сообщества входит:завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля; создание общей унифицированной системы таможенного регулирования; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы; формирование общего энергетического рынка;Состав ЕврАзЭС. Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан.К числу руководящих органов Сообщества относятся Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех странах - членах Сообщества. Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

19 НАТО военно-политический блок. Появился 4 апреля 1949 в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

члены: Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. первое расширение: Греция, Турция. второе расширение: Германия. третье расширение: Испания. четвёртое расширение: Венгрия, Польша, Чехия,

пятое расширение: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, шестое расширение: Албания, Хорватия. Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Структура НАТО: Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО)

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).,
20 ГУАМ. Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ. ГУАМ — военно-политический блок, созданный в октябре 1997

является международной региональной организацией, в состав которой входят Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Молдова и Украина. Согласно Уставу основными целями ГУАМ являются: - утверждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважения прав человека; - обеспечение устойчивого развития; - укрепление международной и региональной безопасности и стабильности; - углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; - развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; - активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Структура Организации включает в себя Совет и Секретариат. Совет является основным органом Организации. Он проводит свою работу на уровнях глав государств (саммит), министров иностранных дел, национальных координаторов и постоянных представителей.

Секретариат осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности ГУАМ и функционирует под руководством Генерального секретаря.


21.Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — субрегиональная международная организация взаимозащиты, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами Шанхайской пятёрки, основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы; после включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию. Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб-квартира организации расположена в Пекине. Структура ШОС: «Шанхайская пятёрка» возникла в 1996 году как естественная реакция ряда государств Центральной Азии на серьёзную опасность превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма, религиозного экстремизма и этнического сепаратизма. В качестве объединяющего фактора основную роль сыграла гражданская война в Афганистане между войсками «Северный альянс» и движением «Талибан», создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

Ко времени проведения Бишкекского саммита для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной. Для борьбы с приграничной преступностью была создана «Бишкекская группа», куда вошли главы правоохранительных органов и спецслужб.

В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или Шанхайскую шестёрку). Декларация о её создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и "Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».

Структура ШОС


22 Международные транспортные коридоры, проходящие в границах России: «Восток-Запад» или «Транссиб»: Европа-Российская Федерация-Япония с ответвлениями из Российской Федерации на: Казахстан-Китай; Монголию и Китай; Корейский полуостров.Средним и основным звеном этого коридора является мощная, двухпутная, электрифицированная Транссибирская магистраль.Восточным – морское плечо на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также выход на северо-восточные провинции Китая и Корейский полуостров.Последнее ответвление способно обеспечить значительный грузовой контейнерный транзит из Южной Кореи. Сейчас Корея поставляет контейнеры в Россию морским путем через Владивосток объемом в несколько десятков тысяч штук, и в состоянии его увеличить на порядок за счет собственной промышленности. Но нужно учитывать и то, что Корея значительно выигрывает, когда собирает в своем порту Пусан международный транзит на Европу из других прибрежных стран Азии и становится серьезной транзитной страной со всеми вытекающими отсюда последствиями.Япония поставляет на Транссиб для транзита символический объем контейнеров, менее 10 тыс. шт., несопоставимый с тем количеством контейнеров, которое она отправляет водным кружным путем.Возможность организации экономически выгодной сухопутной связи с Кореей, практически без посредников, дает 17-километровый участок сухопутной границы между Россией и Корейской Народно-Демократической Республикой.Западным выходом Транссиба» является широкий распределенный выход на сухопутную границу России с европейскими государствами.Важным для России в условиях мировой конкуренции, является выход непосредственно на балтийское побережье. Он дает возможность прямой торговли с балтийскими государствами, а также обеспечивает выход в Мировой океана. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: Северная Европа-Россия-Иран-Индия имеет ответвления на Кавказ-Персидский залив; Центральную Азию. На этом коридоре используется глубоководная Волго-Донская речная система.

Третьим международным коридором, пролегающим в границах России является «Северный морской путь» (СМП): Европа-страны Азиатско-Тихоокеанского региона.Коридор проходит вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Он способен обеспечить не только международный транзит между Европой и Азией, но и беспрепятственный выход продукции территорий Сибири и Дальнего Востока через великие сибирские реки Обь, Лену и особенно Енисей, на внешнеэкономических партнеров России.

Следует отметить, что на территории России исторически сложилось самое крупное транспортное перекрестие континента «Транссиб-ТрансВолга», когда самая мощная евроазиатская железнодорожная магистраль широким фронтом выходит одновременно на целый каскад крупных волжских городов, ведущих научно-промышленных центров страны, таких как: Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград.


23 ООН и ее органы. Число государств — членов ООН составляет 192.Дата создания ООН: 24 октября 1945 года.Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Ее уникальный характер и возложенные Уставом полномочия дают Организации возможность осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов, являясь для своих 192 государств-членов форумом, который позволяет им через Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет и другие органы и комитеты высказывать свою точку зрения.Деятельность Организации многогранна и охватывает широкий круг важных проблем от устойчивого развития и борьбы с терроризмом, поощрения демократии и развития системы управления до охраны окружающей среды и решения глобальных медицинских проблем; от разминирования до развития производства продуктов питания. Плюс, многое другое в направлении достижения поставленных целей и координации деятельности в интересах глобальной безопасности и судеб будущих поколений. Главные органы:

Генеральная Ассамблея (Генеральная Ассамблея является главным рабочим органом Организации Объединенных Наций, который состоит из представителей всех государств-членов). Совет Безопасности (Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций)

Совет по Опеке (В 1945 году в соответствии с Уставом был учрежден Совет по Опеке, на который была возложена задача по наблюдению за управлением 11 подопечными территориями, подпадающими под систему опеки 7 государств-членов. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года). Международный Суд (Международный Суд является форумом для мирного урегулирования юридических споров между государствами. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и ее специализированных учреждений)

24 Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов”

Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства” . Для вступления в состав Европейского Союза необходимо, кроме того, наличие в стране достаточно высокого уровня экономического развития, сопоставимого со средними показателями ЕС, и осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привести внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза. Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту - евро - и укрепить роль Союза в мире.Государства-члены ЕС Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Основные четыре института Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд. Россия и ЕС в силу географической близости, наличия общих эконом. интересов, интересов в области безопасности заинтересованы в поддержании и развитии контактов друг с другом. Этим во многом и объясняется заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС») между РФ и ЕС, которое было подписано в июне 1994 г. на о. Корфу. Оно вступило в силу лишь 1 декабря 1997 г. по причине того, что процесс ратификации этого документа затягивался ЕС в связи с событиями в Чечне. Соглашение охватывает обширный комплекс торгово-экономических отношений и направлено на установление тесных контактов в различных областях между двумя партнерами. Соглашение предусматривает создание Совета сотрудничества на уровне министров, Комитета сотрудничества (на официальном уровне) и Комитета парламентского сотрудничества. Совет сотрудничества РФ и ЕС проводит периодические встречи для оценки состояния и планирования совместной деятельности на очередной отрезок времени. "Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия: Реализация этой "карты" преследует цель содействовать контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы и пребывание на территориях РФ и ЕС. Общие принципы: 1) равенство между партнерами и взаимное уважение интересов; 2) приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; 3) уважение прав человека; 4) уважение и соблюдение принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; 5) уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению эффективности судебной системы России и членов ЕС и независимости суда, развивать судебное сотрудничество. "Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности: Россия и ЕС активизируют сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через консультации в Москве и Брюсселе. Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности. "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования: Россия и ЕС договорились содействовать упрощению государствами ЕС визовых процедур в отношении граждан России. Стороны намерены содействовать принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом. В сфере культуры Россия и ЕС изъявили желание продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовать повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы.

25 роль Рос в СНГ. Хотя в политических отношениях России со странами СНГ регулярно возникают определенные пертурбации, а временами и мини-кризисы, в целом они уже на протяжении довольно длительного времени сохраняют весьма высокую степень инерционности.Страны СНГ—зона стратегических интересов России. Эти интересы, в частности, предполагают, чтобы:с территории стран СНГ не исходили угрозы безопасности России, в том числе и угрозы "транзитные", возникающие за пределами СНГ;сами страны СНГ занимали дружественную в отношении России позицию независимо от того, кто находится в них у власти;в странах СНГ была обеспечена внутренняя стабильность, а между ними не возникали конфликты, т.е. были бы исключены политические катаклизмы, чреватые прямым, а потому обременительным вовлечением России.В отношениях с каждой из стран СНГ обеспечение российских интересов имеет, разумеется, свою специфику, которая здесь не рассматривается. Но в целом России необходимо стремиться к тому, чтобы в постсоветском пространстве постепенно складывались социально сбалансированные, экономически динамичные и по крайне мере умеренно демократические, с допустимой поправкой на местную специфику, национальные государства.Для достижения этой цели Россия должна быть готова:оказывать странам СНГ любую посильную политическую поддержку и экономическую помощь;при необходимости гарантировать их безопасность;в случае расхождения взглядов или возникновения конфликтных ситуаций пройти более значительную часть дистанции к компромиссу, чем соответствующая страна СНГ;предельно тактично, но твердо и последовательно, т.е. без конъюнктурных исключений, увязывать такую свою позицию с готовностью стран СНГ учитывать российские пожелания, в том числе в части, касающейся проведения их внутренних экономических и политических реформ, а также обеспечения прав граждан;поддерживать интенсивные и ровные отношения со всеми политическими и общественными силами в странах СНГ, не связывая себя однобокой поддержкой какой-то из них;сохраняя приверженность СНГ как организации, а также соблюдая договоренности, выработанные в ее рамках, уделять повышенное внимание углублению двусторонних отношений с каждой из стран СНГ.Политика России в отношении стран СНГ могла бы, очевидно, определяться не только ее стратегическими интересами, но и особым положением как государства-продолжателя СССР. Россия не должна быть безучастна к судьбе бывших соотечественников, где бы они ни находились и к какой бы национальности ни принадлежали. При этом нравственный долг нашей страны совпадает с ее обусловленным демографическими перспективами практическим интересом. Всем родившимся на территории Советского Союза до его распада необходимо предоставить право приобретения российского гражданства в упрощенном порядке, равно как и реальную возможность долгосрочного пребывания на российской территории или переселения в Россию. Для этого необходимо:внести поправки в действующее законодательство с учетом опыта других стран (например, иммиграционной политики Великобритании в отношении граждан из стран Британского Содружества);всемерно поощрять сохранение или введение во всех странах СНГ института двойного гражданства, одновременно сохраняя его в России;гарантировать право бывших соотечественников на переселение в Россию и свободный выбор места проживания всеми доступными средствами (при том, однако, понимании, что реализация этого права не может предусматривать создания на территории России новых национальных автономий);разработать и внедрить общенациональную программу, экономически мотивирующую желающих переселиться в Россию выбирать в качестве места постоянного проживания районы Восточной Сибири и Дальнего Востока.Отношения со странами СНГ должны занять понятное место в общей внешнеполитической стратегии России. В частности, они должны не противостоять, а органически встраиваться в основные направления новой российской политики, включая курс на создание единого экономического пространства с Европейским Союзом и формирование партнерства с ЕС и НАТО в области безопасности. Это, в числе прочего, может стать дополнительным внешнеполитическим ресурсом страны—причем как в отношениях с государствами СНГ, так и в отношениях с Западом.

26 У Японии и России даже спустя 50 с лишним лет после окончания второй мировой войны нет мирного договора. Причина этого в том, что между Японией и бывшим СССР не был урегулирован ерриториальный вопрос. В Японии спорные острова называют "Северными территориями", а в России - "Южными Курилами". перспективах переговоров по мирному договору между Японией и Россией В апреле 1991 года Японию посетил тогдашний Президент СССР М. Горбачев. В опубликованном в то время заявлении стороны согласились, что мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая решение территориального вопроса». После Августовской демократической революции Президент России Б. Ельцин предложил новый подход к территориальному вопросу, унаследованному Россией от СССР, важными принципами которого становятся законность и справедливость. Японское правительство приветствует такой подход. Во-первых, будут в полной мере уважаться и после возвращения Северных территорий права человека, интересы и чаяния россиян, проживающих на Северных территориях в настоящее время. Во-вторых, при условии признания суверенитета Японии над Итурупом, Кунаширом, Шикотаном и грядой Хабомаи она намерена проявить гибкость по поводу сроков и формы их фактического возвращения.


27 интеграция России с Белоруссией Отношения между Россией и Белоруссией складываются также нелегко. Геополитическая картина Белоруссии существенно отличается от Украинской геополитической картины. Поэтому интеграция с Белоруссией идет с весны 1996 года, когда был подписан Договор об образовании Сообщества. В мае

1997 года был подписан Устав Союза Белоруссии с Россией. По Уставу Белоруссия имеет разные права с Россией, создаются союзные органы, будет вводиться единая валюта, и государственные границы между двумя странами признаются внутренними. Данный нтеграционный союз представляет выгоду, как для Белоруссии, так и для России. Союз создает прецедент, который может привести к появлению новой континентальной державы.

28 Страны Балтии Атлантические геополитики прекрасно осознают стратегическую опасность союза России с Европой (в первую очередь с Германией) и традиционно стремятся всячески помешать этому. Самым эффективным методом талассокрагии является установление «санитарных кордонов» блокирующих действия потенциального геополитического противника. «Санитарные кордоны» успешно действовали на протяжении всего XX века и приводили к столкновениям континентальных государств между собой. Пока Германия и Россия взаимно истощали друг друга стратегические геополитические победы доставались талассократам. В конце XX века такой «санитарный кордон» возник из малых прибалтийских государств, пользуясь поддержкой США, противостоят как Европейскому Союзу, так и Российской Федерации. Появилась целая геополитическая полоса между Балтийским морем и Черным морем. Эти государства не могут войти полноценными партнерами в Европейский Союз и обязанные США своим суверенитетом усиленно отталкиваются от Европы и от России. Первая линия «санитарного кордона» состоит из стран: Дании, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии. Вторая линия включает ь себя Эстонию, Латвию, Литву и Украину. Россия прорывает вторую линию через Калининградскую область и Белоруссию. Задача будущей континентальной державы состоит з разрушении «санитарных кордонов» между государствами. С вхождением Болгарии в НАТО появляется православный фактор в католической и протестантской Европе, что способствует единению европейской культуры. Важным объединяющим фактором является Балтийское море. В Центральной Европе мощным геополитическим государством является Германия. Чтобы противостоять ей Дания создала Балтийскую Федерацию в составе: Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Литвы. Задача Балтийской Федерации геополитический контроль над Балтийским морем. Исторически через Балтийское море налаживались торговые отношения между Россией и Западом. При соблюдении определенных условий балтийский регион может стать одним из генераторов мира и сотрудничества для всей Европы. Геополитические интересы России на Балтийском море объективно совпадают с интересами большинства европейских стран. Поэтому Россия заинтересована в налаживании геополитических связей со странами балтийского региона. Россия твердо настроена развивать добрососедские отношения с Литвой, Латвией, Эстонией и скандинавскими странами. Вхождение Прибалтики в НАТО ар1уме1гпфуется необходимостью оградить свой суверенитет от потенциальной угрозы с Востока и открыть простор для интеграции стран Латвии, Литвы, Эстонии в западную цивилизацию. Прием в НАТО затрагивает оборонные интересы России и Белоруссии. Однако, возможное вхождение России в Европейский Союз может стабилизировать геополитическую обстановку на Балтийском море. Торговля приносит немалые доходы балтийским государствам и России, обеспечивая их прогресс в экономике. Разделяет Россию и прибалтийские государства «ближнего зарубежья» внутригосударственный сепаратизм, воинствующий национализм, неконтролируемая миграция и сложные экологические проблемы. Нейтралитет Швеции, Финляндии предполагает превращение балтийского региона в зону устойчивого развития, безопасности и стабильности. Россия готова в одностороннем порядке гарантировать безопасность Латвии, Литве, Эстонии. США оказывают балтийским странам помощь в рамках проекта «Поддержка восточноевропейской демократии», предусматривающей передачу технологического опыта, капиталовложений и долгосрочного кредитования. Поэтому прибалтийские государства проводят антироссийскую политику. Прибалтика используется как плацдарм для силового давления на Россию. Во всех прибалтийских республиках идет процесс активного вытеснения русскоязычного населения из важнейших сфер политической и социальной жизни.
29Отношения России с Казахстаном. Перспективы успешной интеграции стран постсоветского пространства во многом зависят от уровня контактов между Россией и Казахстаном. В казахстанской нефтедобыче заинтересованы страны Украина, Европа и Китай, После распада СССР национальная элита Казахстана пошла на прямое сотрудничество с США, подписав в 1997 году серию соглашений. Крупнейшие уникальные производственные мощности Казахстана за бесценок были распроданы зарубежным фирмам, в надежде получить огромные дивиденды. Однако национальная элита Казахстана просчиталась. Страна совершила скачок не вперед, а назад. Мощным объективным фактором интеграции Российской Федерация со странами Средней Азии является необходимость создания единого внутреннего рынка. Война с Афганистаном негативно сказалась на отношениях России с исламским миром, где до сих пор происходит ассоциация России с Советским Союзом. Российской Федерации чрезвычайно важно проводить самостоятельную внешнюю политику в отношении исламских стран. Для этого необходимо России закрепиться в среднеазиатском регионе. Совещание глав государств России и республик СНГ в Средней Азии способствует консолидации стран и выработке единой экономической политики взаимовыгодной для всех сторон. Мировой цивилизации в XXI веке брошен вызов террористами, стремящимися путем насилия и запугивания населения добиться создания единого исламского мирового государства. Если России не сможет закрепиться на Востоке, то роль континенталыюй державы возьмет на себя исламский мир и возможной может стать Ш мировая война.

1 что изучает геополитика Предмет исследования
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации