Созинов В.А. Исследование систем управления. Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Созинов В.А. Исследование систем управления. Учебное пособие
скачать (4928.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4929kb.08.07.2012 15:15скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Министерство образования Российской Федерации



Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

________________________________________________________



В.А. Созинов




ИССЛЕДОВАНИЕ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ



Учебное пособие


Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов специальностей 061100 «Менеджмент орга­низации», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» вузов региона

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2004

ББК 60.550.373

  С 54
Рецензенты: Д.К. Шевченко, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. экономики производства Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, академик Международной академии наук;

В.Г. Степанов, канд. экон. наук, ст. науч. сотр., доцент, каф. экономики и менеджмента ВГУЭС;

В.А. Осипов, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. экономики и производственного менеджмента Дальневосточного технического университета


Созинов В.А.

С 54 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. – 292 с.
ISBN 5–8224–0094–9
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине «Исследование систем управления» на основе современных отечественных и зарубежных исследований в области систем, функций и процессов управления, методологии и методов исследования систем управления. Представляет собой вторую, доработанную и исправленную редакцию конспекта лекций в двух частях, опубликованных в 2000 г.

Для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии», 061100 «Менеджмент организации» всех форм обучения, аспирантов, менеджеров-практиков, специалистов в области управления для повышения образовательного уровня и эффективности мышления.
Печатается по решению РИСО ВГУЭС
ББК 60.550.373

ISBN 5–8224–0094–9 © Издательство Владивостокского
государственного университета

экономики и сервиса, 2004

Система управления – это со­вокупность подсистем, элементов и компонентов, а также связей и отношений между ними в процессе функционирования, настраиваемая по результату.

Предисловие


Учебное пособие «Исследование систем управления» предназначено для самостоятельного изучения и преподавания теоретической части учебной дисциплины «Исследование систем управления», ориентировано на студентов и аспирантов различных специальностей дневной и заочной форм обучения, менеджеров-практиков, специалистов в области управления (в т.ч. государственного и муниципального).

Пособие разработано в соответствии с требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине «Исследование систем управления» и отвечает основным задачам его освоения: исследование и его роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления, приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления.

В основу настоящего издания положен доработанный и исправленный конспект лекций в двух частях, опубликованный автором в 2000 г.1 Данная публикация отличается от ранее выпущенных учебных изданий аналогичного характера комплексностью и системностью подхода, полнотой охвата тематических материалов, переосмыслением имеющихся в этой области знаний, авторскими трактовками отдельных методологических и методических положений в структуризации, оценке эффективности и исследовании систем.

Особенностью авторской концепции является то, что изучение самих систем управления, теории и практики их исследования – это две стороны единого целого, не зная одного, невозможно разбираться в другом. Эти компоненты в полной мере в современных программах обучения не представлены. При этом надо иметь в виду, по крайней мере, три обстоятельства. Во-первых, в отношении структуризации систем управления, их исследования, методологии и методики оценки эффективности их функционирования у специалистов пока не существует единства мнений. Поэтому в работе приведен спектр позиций разных авторов по этим вопросам, что побуждает читателя к самостоятельному осмыслению излагаемых проблем. Во-вторых, для исследования конкретного объекта и предмета целесообразно иметь системное и многостороннее представление о нем. В-третьих, для того чтобы исследовать что-либо, надо иметь как минимум общее представление о научном методе.

Пособие структурировано по тематическим разделам, которые завершаются общими выводами, новыми терминами и понятиями, тренировочными заданиями и вопросами для обсуждения, способствующими закреплению изученного материала. В приложении приведены 18 организационных структур реальных организаций и предприятий различных отраслей экономики (промышленность, транспорт, финансы, государственное и муниципальное управление и др.) и форм собственности. Книга характеризуется изобилием иллюстративного материала (рисунки, схемы, таблицы, графики, 20 приложений), что делает эту работу дидактически направленной на различные категории читателей и обучающихся.

Автор надеется, что данное учебное пособие позволит читателю получить необходимые знания и навыки, ориентироваться в многообразии современных знаний в данной области, заранее приносит извинения за допущенные ошибки и просит направлять свои отзывы, замечания и пожелания.

Автор выражает большую признательность В.А. Осипову, В.Г. Сте­панову и Д.К. Шевченко за ценные замечания и пожелания по написанию данной работы.

Введение


Известная трактовка понятия «исследование» определяет его как научный поиск в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверка гипотез, установление закономерностей, экспериментальное и научное подтверждение возможности повышения эффективности управления достижением поставленных организацией целей и задач. Сообразуясь с этой трактовкой, сформулируем целевые установки курса «Исследование систем управления» следующим образом:

цель курса – овладение специалистом методологией научного исследования, развитие аппарата мышления и применение этих знаний в практике изучения действующих систем управления (СУ), их совершенствования и проектирования новых;

объект курса – совокупность знаний в области общей теории систем, теории систем управления, типологии, классификации, принципов формирования СУ, эффективности их функционирования, методологии проведения исследования;

предмет курса:

1) свойства, функции, структуры систем управления, взаимодействие подсистем управления, их составных частей в процессе функционирования, а также алгоритм, виды (способы) и методы проведения исследования, критерии эффективности;

2) объективные закономерности, присущие СУ с целью совершенствования их функционирования и развития.

В качестве основной гипотезы, определяющей существо курса «Исследование систем управления», может быть использована следующая: имеется некая методология, позволяющая исследовать существующие системы, выявить отклонения в их функционировании, определить критерии эффективности, сформулировать принципы построения оптимальных структур.

Изучение СУ, изучение теории и практики ее исследования – это две стороны единого целого, не зная одного, невозможно разбираться в другом. При этом надо иметь в виду, по крайней мере, три обстоятельства.

1. В отношении структуризации СУ и ее исследования у специалистов пока не существует единства мнений.

2. Для исследования конкретной СУ целесообразно иметь системное и многостороннее представление о ней.

3. Для того чтобы исследовать что-либо, надо иметь как минимум общее представление о научном методе.

Концепция учебного курса «Исследование систем управления» (ИСУ) представлена на рис. 1, а логика и компоновка материалов этого курса – на рис. 2. В приложении представлены организационные структуры 19 организаций различных отраслей (промышленность, транспорт, финансы и кредит, государственное управление и др.), производящих рыночные и нерыночные товары, услуги (горнорудное предприятие, коммерческий банк, администрация района и др.). Это организации различных форм собственности (частные, государственные, муниципальные), что позволяет не только представить, что объединяет и разъединяет СУ различных организаций, но и улучшить восприятие теоретического материала.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65


Министерство образования Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации