Программа - Сольфеджио для восьмого класса - файл n1.doc

приобрести
Программа - Сольфеджио для восьмого класса
скачать (175.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc176kb.08.07.2012 14:58скачать

n1.doc



Министерство культуры Республики Татарстан

Рассмотрено и рекомендовано на УТВЕРЖДАЮ

заседании теоретического Зав теоретическим отделением

отделения __________________________

(подпись)

протокол № _________________ __________________________

«___» ________________ 20 __г. И.О.Фамилия

«____» _____________ 20 __г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


СОЛЬФЕДЖИО
восьмого (профилирующего) класса
ОДОБРЕНО педагогическим советом школы

Директор Детской школы искусств
__________

(подпись)

«____» ________________ 20 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая программа Сольфеджио 8 класса

для учащихся музыкального отделения «Детской школы искусств» г.

составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе программы, составленной известным педагогом-методистом Т.А.Калужской, одобренной и утверждённой в 1984 году Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации, опубликованной в сборнике примерных образовательных программ Республиканским методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства (Казань, 2000).

СОСТАВИТЕЛИ
_______________ .

(подпись)

«____» ______________ 20 _ г.

Оглавление




I.Пояснительная записка ……………………………………………………..4

II.Содержание учебной дисциплины ………………………………………...7

1.Учебно-методическая карта ………….……………………………………7

2.Методические рекомендации ……………….………………...………….10

3.Содержание разделов …………………………….……………………….20

III.Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………..25

1.Учебная и методическая литература …………………………………….25

2.Перечень учебно-методических материалов ……………………………26

IV.Экзаменационные требования ……………….………………………...27


1. Пояснительная записка



Основной целью предмета сольфеджио является развитие всех музыкальных способностей учащихся – музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма, музыкального мышления.

Учебные задачи современного предмета сольфеджио заключаются в следующем:

- воспитание интонационно-ладового слуха, вокально-интонационных навыков, чувства метроритма;

- формирование у учащихся навыков сольфеджирования и чтения с листа;

- обучение детей осознанно и грамотно анализировать музыку на слух и по нотам;

- формирование у учащихся навыков импровизации, сочинения, подбора мелодии и аккомпанемента;

- развитие творческих способностей учащихся.

Программа 8 класса предназначена для учащихся, окончивших отделения с 7-летним сроком обучения, рекомендованных школой к поступлению в средние специальные учебные заведения, но не имеющих к моменту окончания ДМШ общего образования в объёме обязательной девятилетней школы.

Учащиеся окончившие отделения с 5-летним сроком обучения, рекомендованные к поступлению в средние специальные учебные, но не имеющие общего восьмилетнего образования, могут заниматься сольфеджио в одной из групп выпускного класса.
Основные требования к уровню освоения содержания дисциплины:

— учащиеся должны освоить навыки, необходимые при поступлении в средние специальные заведения;

— учащиеся должны знать все основные теоретические понятия, основные музыкальные термины, темповые обозначения и т.д.

— учащиеся должны уметь правильно и интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию, петь один из голосов несложного двухголосного произведения; записать по слуху мелодию, интервальную и аккордовую последовательность; подобрать на инструменте мелодию и аккомпанемент к ней; анализировать музыкальное произведение на слух и по нотам; импровизировать и сочинять.

— учащиеся должны владеть навыками сольфеджирования, чтения с листа.
Сольфеджио проводится один раз в неделю (два часа). На контрольных уроках в конце полугодия, четверти или в связи с проверкой знаний по какому-либо разделу курса проводится индивидуальный опрос учащихся, как в устной форме, так и в письменной (письменная контрольная работа).

Экзамен проводится в соответствии с утвержденным действующим учебным планом.

Наряду с мажоро-минорной системой русской и западноевропейской музыки, в программу включены примеры на диатонические лады, современные хроматические лады, примеры татарской музыки (народной и профессиональной).

Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:

1.Вокально-интонационные навыки.

2.Сольфеджирование и пение с листа.

3.Воспитание чувства метроритма.

4.Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

5.Музыкальный диктант.

6.Воспитание творческих навыков.

7.Теоретические сведения.
Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления учащихся в классе сольфеджио может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи. Через развитие практических навыков осуществляется функция повторения и закрепления теоретического материала, через развитие практических навыков в большей степени осуществляется и функция развития музыкальных способностей в целом. Необходимость освоения учащимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков, определенных программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы и трудолюбия. Задача педагога состоит главным образом в том, чтобы сделать урок живым, интересным, динамичным, добиться активности учащихся.

Хорошим подспорьем в педагогической практике служит учебно-методическая литература последних лет. К примеру, учебные пособия по сольфеджио из трёх тетрадей Е. Золиной, Л. Синяевой, Л. Чустовой (Москва, 2004), рабочие тетради Калининой Т., учебные пособия Фроловой Ю. (6-7-го класса), Белой Т., Шахназаровой Н., В. Середы и многие другие.


2. Содержание учебной дисциплины

Учебно-методическая карта


№ п/п

Тема

Количество часов




ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ





1.

Работа в мажорных и минорных тональностях. Построение, пение интервалов, аккордов. Чтение с листа. Диктант.

2 ч

2.

Интервалы. Тритоны. Построение, определение, пение. Слуховой анализ.

2 ч

3.

Характерные интервалы. Построение, определение, пение, игра на ф-но. Слуховой анализ.

2 ч

4.

Трезвучия и их обращения. Построение, определение, пение, игра на ф-но. Слуховой анализ.

2 ч

5.

Доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями. Построение, определение, пение, игра на ф-но от звуков и в ладу. Слуховой анализ.

2 ч

6.

Все септаккорды. Построение, определение, пение, игра на ф-но от звуков и в ладу. Слуховой анализ.

4 ч

7.

Хроматическая гамма. Чтение с листа. Игра на ф-но. Диктанты.

2 ч





Форма итогового контроля
ИТОГО:

Контрольный урок 2.ч

18 часов




ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ





1.

Лады народной музыки. Пентатоника. Пение. Импровизация на ф-но. Чтение с листа. Слуховой анализ: определение вида лада.

4 ч

2.

Составные интервалы. Построение, определение, игра на ф-но. Двухголосные диктанты. Чтение с листа. Диктант.

2 ч

3.

Группировка в размерах 2/4, ѕ, 3/8. Определение размера. Ритмические диктанты.

2 ч

4.

Размеры 9/8, 12/8. Чтение с листа. Метро-ритмические упражнения. Группировка. Диктанты.

2 ч

5.

Проходящие и вспомогательные хроматические звуки. Чтение с листа. Импровизация на ф-но. Диктанты.

2 ч




Форма итогового контроля
ИТОГО:

Контрольный урок 4 ч

16 часов




ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ





1.

Мелодии с альтерациями, отклонениями. Чтение с листа. Транспонирование. Игра на ф-но. Диктант.

2 ч

2.

Модуляция в первую степень родства. Слуховой анализ: аккордовые последовательности. Техника выполнения модуляции.

2 ч

3.

Увеличенное трезвучие в тональности и от звука. Пение, игра на ф-но. Слуховой анализ. Диктант.

2 ч

4.

Септаккорд второй ступени с обращениями и разрешениями в мажоре и миноре. Построение, пение, определение на слух.


2 ч

5.

Септаккорд седьмой ступени с обращениями и разрешениями в мажоре и миноре. Построение, игра на ф-но, определение. Слуховой анализ.

2 ч

6.

Энгармоническая замена.


2 ч

7.

Транспонирование с листа.


2 ч

8.

Синкопы внутри- и междутактовые.


2 ч




Форма итогового контроля
ИТОГО:

Контрольный урок 4 ч

20 часов




ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ





1.

Широкое расположение звуков в аккорде. Первые навыки гармонизации.

2 ч

2.

Работа по подбору подголосков и аккомпанемента.


2 ч

3.

Стилевые и жанровые особенности прослушиваемых произведений.

2 ч

4.

Двухголосная интервальная последовательность.


2 ч

5.

Транспонирование двухголосных примеров в разных тональностях.

2 ч

6.

Закрепление пройденного материала.

2 ч





Форма итогового контроля
ИТОГО:

Контрольный урок 4 ч

16 часов





ВСЕГО:



70 ЧАСОВ


Методические рекомендации



Вокально-интонационные навыки

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т. д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио.

При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании (в двух- и трехголосном).

Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука. Учащиеся старших классов должны уметь разрешать интервалы, аккорды и их обращения, мысленно представив себе ту или иную тональность.

Вокально-интонационные упражнения чаще всего исполняются в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием.
Сольфеджирование и пение с листа

Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность; сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.

Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале — выученных на слух мелодий, а в дальнейшем — незнакомых мелодий, песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и четкость дирижерского жеста ученика.

Несмотря на то, что основная работа по воспитанию вокально-хоровых навыков проводится на хоровых занятиях, педагогу-теоретику необходимо с первых же уроков следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку учащихся при пении и т. д.

На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a cappella); не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах или потере ощущения лада, можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением.

Пение с листа — один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии или двухголосия без предварительного разучивания.

Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к моменту начала работы наличия у учащегося значительного слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность, а в дальнейшем — перестраиваться из одного лада в другой.

В процессе работы особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха (научить учащихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует приучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Желательно, чтобы она проводилась самими учащимися от данной тоники или от ноты «ля», взятой с помощью камертона или фортепиано. Возможны и другие формы настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность) или дает первый звук исполняемого примера, а учащиеся сами настраиваются в соответствующей тональности и т. д.

Музыкальные примеры для пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые учащимся мелодические и ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма

Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.

Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда, вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторение (простукивание хлопками, карандашом, на ударных музыкальных инструментах) ритмического рисунка, исполненного» педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмические остинато, аккомпанемент к песням; двух- и трехголосные ритмические упражнения, ритмические каноны с текстом, без текста; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном инструменте и т. д.). Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые. Необходимо помнить, что каждая новая ритмическая фигура, оборот должны быть, прежде всего, восприняты эмоционально, затем практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для учащегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Воспитание музыкального восприятия

(Анализ на слух)

Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача — научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой учащихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

а) целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков; б) анализ отдельных элементов музыкального языка.

Целостный анализ

Основная задача этого вида анализа — научить учащихся слушать музыкальные произведения.

При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т. д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т. д. и дать всему словесное объяснение.

При анализе многоголосной музыки учащиеся музыкальных школ должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре -(мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).

Решающую роль при этом играет подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическим особенностям. Это могут быть примеры из русской, советской и западной музыкальной литературы.

Желательно максимально использовать произведения, исполняемые учащимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условий для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в механической записи.

Анализ элементов музыкального языка

Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм; отдельных ступеней лада; мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, от звука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании, в тональности и от звука; последовательностей из нескольких аккордов.

Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.

В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодии с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов, аккордов и т. д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.
Музыкальный диктант

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Не менее важно для учащегося уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи.

Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2—3 раза подряд (учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом в 2—3 минуты (к концу реже).

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся, в частности, для домашней работы, самодиктант, запись знакомой мелодии по памяти. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов), ритмический и другие.

Перед началом записи необходима ладовая настройка, которая дается несколькими; способами (см. раздел «Сольфеджирование»).

Для развития ладо-функционального слуха полезно первоначально проигрывать мелодию диктанта с гармоническим сопровождением. Проигрывание диктанта может осуществляться не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах; запись диктанта возможна также с голоса (тембровые диктанты).

Необходимо научить учащихся записывать диктант, в разных „регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка,- фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, учащиеся проверяют тетради друг друга, один из учащихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т. д.).

Дома можно выучивать диктанты наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, в некоторых случаях, мелодии, сочиненные педагогом.
Воспитание творческих навыков

За последние годы на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха.

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений — не только развивать у учащихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков — пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся.

Можно рекомендовать и другие упражнения: импровизация ритмического аккомпанемента к песне, мелодии; коллективное сочинение мелодии (цепочкой); сочинение мелодии определенного жанра, характера (песня, марш, танец) с использованием для этого различных выразительных средств (лад, размер, темп, регистр, ритмический рисунок и т. д.); импровизация на заданную тему; свободная импровизация; сочинение вариации на данную или собственную тему и т. д.

К творческой работе относятся также импровизация подголосков к данной или сочиненной мелодии, подбор аккомпанемента. Эти формы работы, особенно на начальном этапе, должны быть тесно связаны и опираться, в основном, на слуховое ощущение. В дальнейшем в работе над аккомпанементом можно использовать пройденные аккорды.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т. д.
Теоретические сведения

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

Органическая связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой учащихся и изучением музыкально-теоретических дисциплин.

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т. д.) на фортепиано.

Учащиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, поэтому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения.

Содержание разделов



Вокально-интонационные навыки

Пение:

гамм ажор и минор) от разных ступеней вверх и вниз;

звукорядов семиступенных диатонических народных ладов, пентатоники от заданного звука;

всех ранее пройденных интервалов, включая характерные в ладу (мажор и минор) и от звука вверх и вниз;

интервалов с энгармонической заменой звуков и разрешениями;

пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, септаккорд II ступени, с разрешениями в пройденных тональностях;

всех пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорд от звука с разрешениями (как септаккорды II и VII ступеней);

септаккордов II и VII ступеней (как перемещений) в тональностях и от звука (на усмотрение педагога);

интервальной последовательности двухголосно;

аккордовой последовательности трехголосно.

Сольфеджирование и пение с листа

Разучивание и пение с листа:

более сложных одноголосных мелодий с альтерациями, отклонениями, модуляциями;

мелодий, написанных в семиступенных диатонических народных ладах;

более сложных двухголосных примеров группами и дуэтами.

Пение выученных мелодий с собственным аккомпанементом и по нотам.

Транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров

в различные тональности.

Транспонирование с листа.

Ритмические длительности и размеры - ранее пройденные.

Размеры: 9/8 и 12/8.

Воспитание чувства метроритма

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных тональностей и размеров.

Размеры: 9/8,12/8.

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров и с листа.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Определение на слух и осознание:

стилевых и жанровых особенностей прослушанного произведения, его лада, формы (период различных типов, половинная, прерванная каденции, кульминация; простая двух- и трехчастчастная формы), особенности мелодии, гармонии, фактуры;

функций аккордов и гармонических оборотов;

более сложных мелодических оборотов, включающих интонации характерных интервалов, движения по звукам увеличенного трезвучия, септаккордов II ступени;

мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными звуками;

интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей интервалов в разных регистрах; составных интервалов (на усмотрение педагога);

аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей аккордов;

аккордов в разных регистрах;

аккордов и последовательностей в широком расположении (на усмотрение педагога).

Рекомендуемый музыкальный материал

Произведения российских композиторов

Бородин А. Пролог к опере "Князь Игорь" (55).

Глинка М. "Не искушай" (62).

Гречанинов А. Соч. 61 № 1. Прелюд (64).

Даргомыжский А. "Я Вас любил" (68).

Лядов А. Соч. 15 № 2. Мазурка (81).

Мусоргский М. Полонез из оперы "Борис Годунов" (87).

Чайковский П. Благословляю вас, леса (76).

Баснер В. "С чего начинается Родина?" (97).

Дунаевский И. "Весна идет" из к/ф "Весна" (72).

Выходной марш из к/ф "Весна" (72).

Выходной марш из к/ф "Цирк" (74).

Кабалевский Д. Медленный вальс (77).

Новелла (78).

Крейн Ю. На берегу ручейка (104).

Пахмутова А. Беловежская пуща (98).

Прокофьев С. Колыбельная из оратории "На страже мира"(102).

Шаинский В. Багульник (117).

Шостакович Д. Родина слышит (124).

Произведения зарубежных композиторов

Григ Э. Люблю тебя. Сюита "Пер Гюнт" (66).

Дебюсси К. Колыбельная слонов. Моя матушка гусыня (69).

Шопен Ф. Вальсы: соч. 69 № 2, соч. 70 № 2(121). Мазурки: соч. 7 № 1, соч. 7 № 3, соч. 24 № 1, соч. 60 № 2 и др. (122). Баллада соль минор (120).

Шуберт Ф. Серенада (126).

Шуман Р. Май, милый май (127).

Музыкальный диктант

Запись более сложных мелодий в объеме 8-16 тактов, включающих все пройденные мелодические и ритмические обороты, с отклонениями, модуляциями.



Запись интервальной последовательности. Запись аккордовой последовательности.

Письменный диктант (объем 8 тактов) в пройденных тональностях с усложненными мелодическими оборотами и ритмическими группами, модуляциями.

Мелодические устные и ритмические письменные диктанты.

Диктанты с досочинением каденции, ответного предложения.

Например: Фридкин Г. Музыкальные диктанты, ч. I:

404, 482; ч. 2: №№ 1, 4, 58

Металлиди Ж., Перцовская А, Музыкальные диктанты для ДМШ: № 364

Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 2, стр. 1, 2,3.

Воспитание творческих навыков

Импровизация и сочинение:

мелодий в пройденных тональностях и размерах;

мелодий в старинных народных ладах;

мелодий различного характера, формы;

мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

мелодий с альтерациями, отклонениями, модуляциями.

Запоминание и запись сочиненных мелодий.

Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения.

Продолжение работы по подбору подголосков и аккомпанемента.

Другие формы работы (на усмотрение педагога).

Теоретические сведения

Повторение и закрепление материала, пройденного в 7-ом классе, на более сложном музыкальном материале.

Понятия:

простые и составные интервалы; энгармоническая замена; широкое расположение звуков в аккорде. Тональности (все употребительные). Семиступенные диатонические лады, пентатоника. Письменные упражнения на транспонирование музыкальных отрывков различной фактуры. Письменные упражнения на группировку длительностей в различных размерах. Интервалы: все пройденные, включая характерные, в тональности и от звука. Аккорды (все пройденные, включая увеличенное трезвучие) в тональности и от звука; септаккорды II ступени в основном виде в мажоре и миноре. Понятие об обращениях септаккордов II и VII ступеней. Принцип построения и названия всех септаккордов.
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Учебная и методическая литература:

Блюм Дм., Алексеев В. Систематический курс музыкального диктанта. М., 1976.

Блок В. Ладовое сольфеджио. М., 1987.

Боголюбова Н., Германова Е. и др. Двухголосное сольфеджио для учащихся II-VII классов ДМШ, М., 1974.

Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М., 1979.

Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1971.

Вахромеев В. Сольфеджио. М., 1968.

Далматов Н. Музыкальный диктант. М., 1972.

Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М., 1965.

Ёжикова Г. Музыкальные диктанты V-VII классы ДМШ. М., 1977.

Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио 6 – 8 классы.

Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. М., 2006.

Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч.1. М., 1979.

Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч.2. М., 1988.

Лопатина И. Сборник диктантов. М., 1973.

Металлиди Ж., Перцовская Н. Музыкальные диктанты для ДМШ. Л., 1986.

Нигмедзянов М. Музыкальный Татарстан. Казань, 1970.

Ромм Р. Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов к нотным примерам. М., 1994.

Рубец А. Одноголосное сольфеджио. М., 1981.

Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 2. М., 1984.

Середа В. Музыкальная грамота. Сольфеджио. 7 класс.

Филатова О. Пособие по теории музыки для музыкальных школ. М., 1993

Фролова Ю. Сольфеджио 6 – 7 классы. М., 2007.

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1976.

Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М., 1973.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., 1974.

Хвостенко В. Задачи и упражнения по ЭТМ. М., 1973.
Перечень учебно-методических материалов

1. Схемы, таблицы по теоретическому разделу предмета на темы:

«Ступени лада», «Обращение интервалов», «Трезвучия и их обращения», «Тритоны и характерные интервалы», «Доминантовый септаккорд и его обращения», «Аккорды в ладу», «Родство тональностей», «Альтерация ступеней», «Квинтовый круг тональностей» и др.

2. Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио. Комплект № 1, 15 плакатов: Строение гаммы. Мажор. Минор. Виды мажора. Виды минора. Хроматическая гамма. Лады народной музыки. Ступица (пятиступенная). Ступица (восьмиступенная). Диатоническая столбица. Хроматическая столбица. Клавиатура. Устойчивые и неустойчивые ступени. Главные и побочные ступени. Буквенные обозначения звуков. Квинтовый круг тональностей. Тональный «градусник».М., Издательский дом «Классика- XXI».

3. Ритмические карточки, ритмическое лото.

4. Кроссворды, ребусы, музыкальные загадки, музыкальное домино, музыкальное лото и др.

5. Карточки музыкальных обозначений.

6. Карточки для индивидуальной работы.


4. Экзаменационные требования

I вариант

1. Написать одноголосный диктант (объем 8-10 тактов) в одной из употребительных тональностей (натуральном, гармоническом мажоре или одном из трех видов минора), включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы, элементы хроматизма, модуляцию в тональности диатонического родства. Размеры 6/8, 9/8, ѕ, 4/4.

Например:

Металлиди Ж., Перцовская Н. Музыкальные диктанты для ДМШ: № 326, 355, 364, 371, 374, 391

Русяева И. Музыкальные диктанты: №№ 87,114,140,148,197

Фридкин Г. Музыкальные диктанты: № 536, 542, 550

Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта: №№ 99,102, 142,186

Металлиди Ж., Перцовская Н. диктанты для ДМШ: № 381

Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 2: №693

2. Проанализировать элементы музыкальной речи мелодии в одной из пройденных тональностей; спеть е

Например:

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 363, 371, 376, 377

Драгомиров П. Учебник сольфеджио: №№ 237,243

Агажанов А. Курс сольфеджио. Вып. II: №№ 152,171

Рубец А. Одноголосное сольфеджио: №№ 81, 90,10

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№ 294, 296, 306

3. Исполнить (дуэтом) один из выученных двухголосных номеров.

Например:

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. II: №№170,180,199, 201, 210, 215

Боголюбова Н., Германова Е. и др. Двухголосное сольфеджио для учащихся II-VII классов ДМШ: №№ 204,207,249, 313

4. Спеть, определить на слух в любой из пройденных тональности элементы музыкальной речи: гаммы, отдельные тетрахорды, диатонические и хроматические ступени, интервалы и аккорды с разрешениями, диатонические и модулирующие секвенции, последовательности из 8-10 интервалов, аккордов и др.

а) интервалы – диатонические, характерные: ув. 2, ув. 5, ум.7, ум. 4, тритоны на IV, VII, II, VI ступенях в мажоре и миноре (натуральном и гармоническом);

б) аккорды: трезвучия главных ступеней и их обращения, увеличенное трезвучие на III и VI ступенях гармонического минора и мажора, уменьшенное трезвучие на VII и II ступенях мажора и минора, Д7 с обращениями, септаккорды VII и II ступеней в мажоре и миноре (натуральном и гармоническом).

  1. Спеть, сыграть от звука вверх или вниз отдельные интервалы, аккорды, разрешить их в разных тональностях.

  2. Повторить голосом с названием звуков или на инструменте небольшую мелодию (2-4 такта), включающую пройденные
    мелодические обороты и ритмические группы, транспонировать
    ее (по усмотрению педагога). Спеть выученную песню, романс с авторским аккомпанементом по нотам.


II вариант

1. Написать одноголосный диктант (объем 8-10 тактов) в I из употребительных тональностей, включающий прой-мелодические и ритмические обороты, элементы ютизма, отклонения и модуляции в родственные тональ-

Например:

Блюм Дм., Алексеев В. Систематический курс музыкального диктанта: №№ 216, 246

Лопатина И. Сборник диктантов: №№ 48, 59

Русяева И. Одноголосные диктанты. Вып. 2: № 693

Андреева М. и др. Методическое пособие по музыкальному диктанту: №№ 445, 501

Далматов Н. Музыкальный диктант: №№ 652, 666, 681

2. Проанализировать элементы музыкальной речи и строение мелодии в одной из пройденных тональностей (мелодические и ритмические трудности в соответствии с программными требованиями). Спеть ее с листа.

Например:

Драгомиров П. Учебник сольфеджио: №№ 254,,287

Рубец А. Одноголосное сольфеджио: №№ 115, 120, 125,126

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№312,316, 320

3. Спеть и определить на слух в тональности и от звука элементы музыкальной речи.

4. Повторить голосом с названием звуков или на инструменте небольшую мелодию с элементами хроматизма. Транспонировать её.

5. Спеть выученные песню, романс с авторским аккомпанементом на фортепиано. Проанализировать нотный текст этого произведения, определить форму (тип периода), тональный план, найти в нём изученные мелодические и гармонические обороты.

6. Спеть дуэтом двухголосный пример с листа.

7. Проанализировать нотный текст незнакомого музыкального отрывка.

Например:

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. 2: №№ 208, 211, 225, 235, 246

Боголюбова Н., Германова Е. и др. Двухголосное сольфеджио для учащихся II-VII классов ДМШ: №№ 341, 347, 363.




Министерство культуры Республики Татарстан
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации