Ответы по психологии творческой личности - файл n1.doc

приобрести
Ответы по психологии творческой личности
скачать (511.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc512kb.08.07.2012 14:51скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Предмет психологии творческой личности

Сама по себе творческая личность, ее деятельность и творение. Психологию интересует внутренний мир личности, а указывающий на особенности этого внутреннего мира результат деятельности, характеризуемый как «объективно новый» или «субъективно новый» это уже внешняя характеристика, имеющая лишь опосредованное отношение к психике.

Объект: творческие личности и их творчество.

Предмет: психологические закономерности, мыслительные процессы.

Сама по себе творческая личность, ее деятельность и творение. Психологию интересует внутренний мир личности, и указывающий на особенности этого внутреннего мира результат деятельности.


2. Междисциплинарные связи в исследовании творческой личности

История, искусствоведение, социальная психология, социология, мифология, психология мышления, психология способностей, философия, литература.
3. Этапы развития психологии творческой личности

1-ый – Древняя Греция. Платон: Вдохновение музой и связь с Богами; вдохновение иррационально. Аристотель: вдохновение порождается душой человека и последовательностью ассоциаций.

2-ой – Возрождение: подъем искусства и литературы –> интерес к творческой личности.

3-ий – 18 век. Споры об истоках творческого гения. Дафф описал различия между гением (врожденная способность, ассоциативное мышление, поиск новых идей, креативность).

4-ый – 19 век. Гениальность – это выдающийся уровень оригинальности. Психодинамический подход: подсознание – это двигатель. Рибо: связь интеллекта и эмоций с творчеством. Вертгеймер – инсайт – это двигатель.

5-ый – вторая половина 20 века. Гилфорд: Для творчества необходим ряд интеллектуальных способностей. Различные личностные черты, уверенность в себе коррелируют с креативностью.

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества». На рубеже XIX – XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества». Ситуация научно–технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы, к которым не применимы старые подходы; НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей.

Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось».


4. Основные направления исследований творческой личности

  1. Продукты творчества через анализ текста.

  2. Когнитивные представления (дивергентное и конвергентное мышление).

  3. Исследование креативных личностей: черты и мотивы, образ я и креативности, психотехнологии.

Научно-техническая революция, произошедшая в середине XX в., дала толчок и изучению психологами закономерностей творчества в науке, которая превратилась в производительную силу, существенно влияющую на экономику. На повестке дня встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это породило в 1950-х гг., прежде всего в США, многочисленные исследования, направленные на поиск критериев творческих способностей, в качестве которых выступила креативность, путей ее развития и на выявление творческих личностей (креативов). Все эти аспекты можно объединить в проблему управления творчеством.

Другим направлением явилось стремление создать алгоритмы решения творческих задач. Например, Г. С. Альтшуллер (1961, 1973) пытался разработать эвристики для изобретателей (алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ). Однако процесс творчества, хотя и подчиняется определенным закономерностям, все же носит печать индивидуальности. Поэтому справедливы упреки в адрес Альтшуллера, сделанные В. И. Орловым: «Напрасно думать, что заменой слова «изобрести» на слова «преодолеть противоречие» облегчаются или снимаются творческие трудности… никакие наставления по изобретательскому творчеству никогда не родят идею, несущую в мир прометеев пламень. Великие изобретения рождаются не из схем, а в могучем течении и кипении жизни. Признаемся откровенно, не мороча читателям голову, нет еще в природе методики изобретательства» (1964).
5. Методы исследования творческой личности

Источники: мемуарная литература, труды, интервью, наблюдения, воспоминания,

Методы: 1. Когнитивные аспекты: тесты на дивергентное мышление; инсайт и определенные ассоциации.

2. Аспекты: личностные черты; список прилагательных; когнитивные стили.

3. Эмоциональные аспекты: IQ; список прилагательных; самооценка.

4. Среда: биография; контекст; среда.

Методики изучения креативности: Торренс «Творческое мышление»; Джонсон «Экспресс метод»; Свободные ассоциации; Лангенс «Гибкость мышления»; Гиллфорд «Вербальная и невербальная креативность»; Социальная креативность; Берлинский тест.

Ведущее место в методах изучения творческого процесса многими авторами отводилось самонаблюдению творцов. Они делятся на преднамеренное и непреднамеренное самонаблюдение.

Что касается преднамеренного самонаблюдения, наблюдать за процессом собственного творчества может каждый человек. Но таким способом можно выявить лишь незначительную аналогию подлинных оснований для суждения

об этом процессе. Поэтому гораздо большее внимание, по мнению Лезина, нужно уделять «признаниям» знаменитых творцов (писателей, музыкантов, удожников), обладающих по сравнению с обычными людьми необыкновенной чуткостью, впечатлительностью.

Другие же полагали, что свидетельства самих творцов – единственное основание для суждения о том, как протекает процесс творчества.

Были и такие ученые, которые полагали, что процесс творчества недоступен преднамеренному наблюдению. Поэтому сведения о нем можно получить только из автобиографий, мемуаров и других видов «самоотчетов», в которых творцами воспроизводятся факты непреднамеренного самонаблюдения.

Однако самонаблюдение не отражает процесс творчества в его последовательном развитии, поэтому ученые посчитали, что его необходимо дополнять объективными данными – наблюдениями со стороны. Появилось много исследований такого плана, в которых описывались события, сопровождающие творческий процесс, извлекаемые из трудов по истории науки и техники, литературы и искусства. Однако со временем все более очевидной становилась ограниченность этого метода. Было понятно, что бессознательные процессы, сопутствующие творчеству, таким методом выявить нельзя. Да и достоверность описания некоторых обстоятельств протекания творческого процесса подвергалась сомнениям. Во-первых, могут сказаться ошибки памяти творцов, во-вторых, как писал И. И. Лапшин, «весьма любопытно отметить умышленное стремление даровитых ученых…выдавать свой дар за мистическую интуицию, дарованную небом свыше».

Поэтому С. О. Грузенберг настойчиво подчеркивал необходимость разработки объективных методов исследования творчества, сочетаемых с методами самонаблюдения. Стали использоваться методы интервьюирования (вариант – «методически построенное собеседование») для реставрации событий и анкетирования, а из общей психологии – экспериментальные методы изучения мышления, памяти, воображения, креативности (дивергентного мышления). Большинство этих методов (тестов) скорее выявляли степень выраженности психических процессов (способностей), но не касались изучения психологии процесса творчества.

Для изучения последнего, и в частности – неосознаваемого в нем, стали разрабатываться специальные методы. К их числу относятся анализ результата предметного действия путем выявления в нем прямого и побочного продуктов (Я. А. Пономарев), кинорегистрация движения глаз и другие методы изучения перцептивных процессов


6. Понятие творчества и его психологические механизмы

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.


7. Современные концепции творчества

  1. Торренс:

Интересны результаты американского психолога Поля Торренса, исследовавшего развитие креативности детей. Из его трудов следует, что высокие показатели творческой креативности у детей не гарантируют высоких творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности проявления их (достижений). Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей: творческие способности, творческие умения и творческая мотивация.

Другими словами, без творческой мотивации, стремления к новому, высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в какой-либо другой области деятельности даже при условии полного овладения новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.




2. Шадриков:

Инструментальные

Мотивационные и избирательные мотивы



(2) Это интеллект и креативность. Точка их пересечения- одаренность

3. Рензулли:

При условии благоприятной окружающей среды в точке их пересечения будет одаренность.


О. В. Назаров (2007) полагает, что в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств (1989).

Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает два
аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это десексуализация, т. е. перенос секс. энергии в творческую созидательную деятельность. Происходит сублимация этой энергии в творчество. Бессознательное– самая «творческая» часть психики.
К. Юнг утверждал, что бессознательное является источником творческого дара и творческого вдохновения. В человеке есть 2 начала: личностное и творческое(они могут даже бороться). Творческое живет и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого он забирает нужные соки. Это обособившаяся часть души, ведущая автономную жизнь.
Таким образом, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это рок, не подвластный сознанию и воле человека.
С позиций гештальтпсихологии творчество – когда в единое целое все гештальты сходятся и происходит озарение.
Когнитивная теория творчества Дж. Келли(не использует понятие творчества). творчество – альтернатива банальному. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют.
Взгляд на творчество представителей гуманистической психологии.
А. Адлер полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. Чел- архитектор собственной жизни с помощью творческого Я. Компенсационная теория творчества: наука, искусство и как способ компенсации человеком своих недостатков.
Фромм: ТВ-во- способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения». способность к творчеству является врожденной
и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть все. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.
С. Медник: суть творчества – в способности преодолевать стереотипы. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.
К. Роджерс: сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт.
Причина в недостатке творчества – существующая система образования, ориентированная на усредненные стандарты. «Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми». Тво-во- универсальное явление.
Теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер).
способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма
человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но сами по себе не откроются, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека.
Главное – не развитие способностей, а создание мотивации на творчество.


  1. Творчество как деятельность

Творчество – это деятельность, порождающая новое. Функциональные блоки деятельности: цели, мотивы, принятие решений, информационная основа.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.



  1. Творчество как процесс

Классическая модель: подготовка (сознательный анализ); инкубация; озарение; сознательная работа (проверка).

Вертгеймер: возникновение темы; восприятие темы и осознание ситуации; осуществление поиска решений; возникновение новой идеи; исполнение.

Рибо – «Проблема воображения»: сознательная работа (подготовка для интуитивного поиска новой идеи); бессознательная работа (созревание идеи); переход от бессознательной к сознательной работе (вдохновение); сознательная работа, развитие идеи.

Симонов: замесел; рождение догадки; генерация гипотез; критический отбор; озарение.

Беляева – «Сущность творчества»: реорганизация информации или переформулировка задач; завершение схемы и восстановление проблемы; случайная рекомбинация идей; взаимодействие логического и интуитивного мышления; функционирование нейронной сети; функционирование семантической сети; выход за пределы себя.

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано.

Если процесс деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта. Несложно заметить, что здесь допускается возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся активность. Например, деятельность людей имеющих психические расстройства, рисование приматов, исследовательское поведение крыс или ворон и т.п. Такая активность не требует особых напряжений ума, больших знаний, мастерства, природного дара и всего того, с чем обычно ассоциируется человеческое творчество, в его высшем понимании.

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано.
10.Творчество как продукт

Зазыкин: 1) Гуманистическая направленность создаваемых произведений; 2) Художественная ценность; 3) Истина, неподвластная времени; 4) Высочайший уровень мастерства исполнителя; 5)общественное признание; 6) новаторство творчества; 7) индивидуальность.

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано.

Продукты творчества – это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.

Творческий продукт - функц. решение, воплощенное в его реализации. (т.е. в задачах Дункера в функциональном решении говорим – принцип фокусировки, про абстрактный принцип мы не думаем). Основные характеристики Т.П. По строкам – 2 способа представления творческого продукта: объективную и субъективную (как воспринимает событие сам субъект) структуру задачи (2 столбика). По строчкам 3 признаки ТП (получение, сохранение и воспроизведение). 1) получение и создание творческого продукта (полная определенность ситуации): есть инсайт, функциональное решение, реализацию, и понимание ситуации и ее конфликта. 2) Получение объективно - когда обращ. ТП – это интуитивный характер продукта, это неполное понимание оснований. Наглядная интуиция – это принятие части за целое. 3). Творческий продукт сохраняется. Смысл сохраняется в ф. образа. Эти образы амодальны (полное собрание деталей, полное собрание всех деталей творческого события) 4) неполное понимание причины. Если полностью сохраняются все детали, сопровождавшие событие, то возн. комплекс. Между 3 и 4 - встреча комплексов с потенциальными понятиями, которые имеют возможность развития. 5 Воспроизведение ТП (эмоциональной закрепленности и о готовности к познавательным действиям). Первое – это чувственно определенное и эмоционально закрепленное понимание (допускающее возможность действий). Справа – резервы понимания или потенции нового знания. Если эти аспекты объединить, то ТП - это чувственно реализованный принцип решения какой-то задачи.


11.Принцип субъекта в психологии творческой личности

Брушлинский: Субъект – это наиболее широкое понятие человека, раскрывающее все характеристики (социальные и индивидуальные). Создатель ценностей + мера активности.

Абульханова: способ самовыражения; способ самореализации в жизни и социальной действительности; способ развития индивидуальности.


12.Творческая жизнедеятельность и самодеятельность личности (по С.Л. Рубинштейну)

В статье "Принцип творческой самодеятельности Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода и начинает разрабатывать его философский, педагогический и психологический аспекты. Сущность этого подхода сам автор прежде всего усматривает в том, что " субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере педагогики в большом стиле".

В этой статье Рубинштейн проанализировал такие наиболее существенные особенности деятельности, как: 1) ее субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется личностью как субъектом или субъектами (например, учение как "совместное исследование" учителем и учениками познаваемого объекта); 2) ее содержательность, реальность, предметность; 3) ее творческий и развивающий личность характер.

13. Личность как субъект научного и педагогического творчества

Научное творчество – открытие явлений реального мира. Особенности: опора на абстрактное и словесно логическое мышление; продукт – новое знание; процесс – исследование непознанного.

Педагогическое творчество – поиск нового в педагогической деятельности.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духов ной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

14.Личность как субъект технического творчества и изобретательства

Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия.

1. Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления.

2. Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.

3. То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.

Техническое творчество специфично, так как предполагает переход от абстрактного мышления к производственной практике и результатом является технический объект. Творческой активности всегда предшествует возникновение проблемной ситуации, она стимулирует поиск решения, который зависит от стиля мышления и культуры личности

Техническое творчество - основа технического прогресса.

Исследование психологии изобретательского творчества не может вестись в отрыве от изучения основных закономерностей развития техники. Деятельность изобретателя направлена на создание новых технических объектов, изобретатель - участник технического прогресса. Поэтому психология изобретательского творчества становится понятной только при глубоком знании законов развития техники.

Процесс создания изобретения имеет две стороны: материально-предметную и психическую. Для выявления материально-предметной стороны изобретательства необходимо знание истории развития техники, понимание основных закономерностей технического прогресса. Изучение материалов по истории техники, анализ конкретных изобретений являются одним из важнейших источников психологии технического творчества.

Техническое творчество как вид практической деятельности — специфическое общественное явление. Его специфика определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его.

В отличие от научного техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. В техническом творчестве тесно переплетены практические и духовные моменты деятельности.

Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, воплощенных в реальных технических объектах.

Процесс творческого решения новой технической задачи обычно включает три - отличные по цели и методу - стадии, которые мы условно назовем аналитической, оперативной и синтетической.

Творческая работа изобретателя начинается уже на первом этапе аналитической стадии - при выборе задачи. Творческий процесс в технике, охватывая как поиск идеи, так и ее реализацию, как развитие духовных потенций человека, так и создание объекта, есть своеобразный синтез духовного и материального производства.


15.Личность как субъект художественного творчества

(лекции)

Художественное творчество – эстетическое освоение действительности.

Специфика:


(инет)

В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта.

Все формы творческой активности художника в конечном итоге подчинены целям одного типа - созданию произведения искусства, предвосхищением возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система. Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих целей способствуют, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность художника, в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка намеченных целей  С другой стороны, едва ли не большее значение в подготовке и осуществлении творческого акта у художника приобретает так называемая непроизвольная активность.

Спонтанной активности художника всегда присуща определенная интенция. Известный германский психолог Х. Хекхаузен истолковывает интенцию как своего рода намерение, вписанное в природу самого творца, несущее на себе отпечаток особой окрашенности его таланта.

Мотивы творчества, которые, так или иначе, провоцируют действие интенции художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника. Уже внутри творческой интенции живет нечто, что позволяет выбирать между различными вариантами художественного претворения, не апеллируя к сознанию, нечто, что запускает творческое действие, направляет, регулирует и доводит его до конца.

Особо важно отметить, что как и у любого человека, переживание художника - это борьба, прежде всего, против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем, работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (естественная потребность большинства людей), а скорее на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать таким образом не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его художественного воплощения. Внутренние импульсы, которые получает творческий дух его натуры гораздо сильнее и действеннее, чем те, что диктуют реальные необходимости жизни. Более того, смысловое принятие бытия у художника, только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению природы его дарования. Таким образом, приоритетное стремление художника не просто в том, чтобы выжить, адаптируясь и приспосабливаясь к окружающему миру, а чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.

Особая проблема психологии творчества - проблема изношенности и истощенности психики как результат продолжительных творческих усилий. От её разработки зависит эффективность профилактики творческого труда, имеющей значение как для художника, так и для ученого. Главное состоит в умении рассчитывать свои силы и дозировать напряжение. Одни стремятся в момент интенсивного творчества делать периоды между одиночеством и общением, другие чередуют творческий процесс с прогулками на природе, для третьих очень важен режим труда, четвертые могут сочинять только в определенные периоды года и т.п.

16.Общие психологические характеристики творческих личностей

Пономарев: 1. Перцептивные качества: направленность внимания; восприимчивость.

2. Интеллектуальные: дар предвидения, обширность знаний, развитая интуиция, фантазия.

3. Характериологические: оригинальность, инициативность, упорство, воля, высокая самоорганизация, отклонение от шаблона.

Каждый из нас наделен способностями решать проблемы, однако людям, ис пользующим творческий подход при решении проблем, свойственны определен ные черты характера.

Во-первых, они впитывают опыт окружающих, как губка. Они обладают громадным личным запасом: вещей, которые они прочитали, увиде ли или услышали, мест, в которых они бывали или работали, и людей, которых они знают.

Исследование обнаружило, что творческие люди стремятся к независимости, самодостаточности, самодисциплине, настойчивости, самоутверждению, в большой степени толерантны к неопределенности. Они идут на риск и обла дают мощным «эго». Другими словами, они руководствуются внутренним импульсом. Им нет дела до стандартов и мнений, их мало интересуют меж личностные взаимоотношения. Творческие люди обычно обладают врожденным скептицизмом и очень острым умом.Они активны, наблюдательны и исполнительны, делают выводы скорее с помощью интуиции, чем логики. Они обладают легкостью, которая позволяет им находить новые ассоциации. Они черпают вдохновение в ежед невных мечтах и фантазиях и обладают хорошим чувством юмора. В общем, творческие люди выполняют сложные задачи так, как будто в них нет ничего трудного, и бывают несчастливы и подавлены, когда им не удается творить. Обладая многими положительными чертами характера, они, однако, не лишены недостатков: с ними трудно иметь дело, они резки и замкнуты.

Какие черты характера не присущи творческим людям? Они не бывают догматиками (хотя могут проявлять упрямство) и теряют терпение при общении с людьми властного склада характера. Эти люди не следуют за толпой, им нравится быть в одиночестве. Они не застенчивы, и им нет никакого дела до того, что думают о них окружающие.


17.Творческое «Я» и его сила.

Творческое «Я» - Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность. Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, – свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Другими словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет методы достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Эта же творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Однако люди, говорил он, это нечто большее, чем просто результаты действия наследственности и окружающей среды. Люди являются созидающими существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности. Однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль.

«Творческое Я» Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить каждому человеку осуществление его уникального стиля жизни. Свою теорию личности Адлер хорошо структурировал и объяснил. Она основывается на нескольких положениях, в частности на стремлении к превосходству, на чувстве неполноценности, на чувстве общности, на стиле жизни и «творческом Я».

Говоря о творческой силе «Я» Адлер подчеркивал: «Не забудьте наиболее важный факт: ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Оба они только обеспечивают исходную основу для развития и то влияние, на которое индивидуум отвечает, используя свою творческую силу».

18.Модель «Я» творцов культуры (по Е.Б. Старовойтенко)

Поддержка современного человека в наисложнейшем труде над собой требует построения интегральных психологических моделей личности, целостно собирающих и развивающих канонические и нарождающиеся идеи об индивидуальности. При этом должны сочетаться научные, феноменологические и индивидуально - рефлексивные установки культурной психологии личности.

Одна из таких моделей ( модель «я» творцов культуры) построена по принципу выделения и синтеза культурно – исторических констант «я», присущих личности, продуктивной в духовной деятельности.

Оригинальная разработка культурно – психологического интеграла личности была предпринята в русле герменевтического анализа рефлексивных текстов, авторы которых представляли собой «исключительные случаи творческой индивидуальности», состоявшиеся в Европе Y, ХII, ХYIII и ХХ веков (65). Исследование показало, что, несмотря на значительное пространственно-временное отстояние друг от друга и выраженную уникальность талантов, субъекты рефлексии обнаружили множество сходных психологических тенденций, формирующих устойчивые отношения «я» к надличному – другим – своей жизни – себе.

Найденные константные я – отношения были представлены как взаимопроникающие аспекты единой Личности, возрождающейся во многих лицах для культурного творчества и масштабных культурных влияний.

Комплексно применялись следующие принципы и возможности герменевтических процедур:

1) воссоздавать явные психологические содержания текста, активно их преобразовывать, соединять их с культурным и личностным контекстом, выявлять их новые связи, извлекать скрытые планы текста, заключающие тайные смыслы автора;

2) сочетать приемы интуитивного понимания, вчувствования, рациональной интерпретации содержания текста, строить неявный диалог интерпретатора и автора текста, посвященный разгадке тайны «я» автора;

3) истолковывать тексты, получившие статус «больших произведений культуры» и вместе с тем остающиеся во многом непонятыми, нераскрытыми, представляющими проблему в аспекте личности автора;

4) находить ключи или «смысловой эквивалент» к исследованию текстовых выражений субъективного внутреннего и внешнего мира автора, например, использовать при интерпретации предложенный Р. Бартом принцип культурных кодов текста: знания, коммуникации, символов, рефлексии, загадки и т. д.;

5) разрабатывать «смысловой эквивалент» интерпретации как сложную психологическую модель выявления тонких нюансов субъективности автора, привлекая соответствующие теории и концепции индивидуальной личности. (В данном случае при построении смыслового эквивалента применялись концепции личностной рефлексии, теории творческой личности, концепции жизненного пути личности, социальные теории личности.)

19.О содержании понятий «одаренность» и «творческий потенциал»

Одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.

Одаренность обеспечивающие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

– общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

-совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Творческий потенциал — совокупность качеств человека,

определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.
20.Современные концепции одаренности и классификация человеческих

дарований

Штерн различал два вида одаренности – реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне, и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития.

И. П. Павлов выделял два типа людей«художников» и «мыслителей». Первые отличаются преобладанием наглядно-образного мышления над словесно-логическим (преобладание первой сигнальной системы). Вторые, наоборот, имеют преобладание словесно-логического мышления над образным (преобладание второй сигнальной системы); у них ведущую роль в мышлении играют обобщения, понятия.

В настоящее время доказано, что эти типы одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» – левое полушарие. Отсюда: одни люди более одарены в художественном творчестве, а другие – в науке и изобретательстве.

В настоящее время западные психологи различают несколько видов одаренности:

• общая интеллектуальная;

• специфическая академическая;

• творческая: художественное и исполнительское искусство;

• психомоторная;

• лидерская;

• социальная.

Выделяют также «практическую» одаренность, противопоставляя ее «художественной» одаренности.

С. Л. Рубинштейн выделяет общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая – с требованиями специальных ее видов. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется благодаря специальным способностям (правда, неясно, как это конкретно происходит).

Теплов уточнил: «Рразрыв между понятием общей и специальной одаренности проявляется в том, что общая одаренность рассматривается абстрактно и из понятия «специальная одаренность» в свою очередь тщательно изгоняются все общие признаки».

21.Диагностика творческой одаренности личности

Существуют два метода оценки творческой одаренности. Первый – психометрический, связанный с тестированием, психодиагностикой способностей и особенностей личности, с оценкой (количественной и качественной) творческой продуктивности человека, с подсчетом количества упоминаний в энциклопедиях и пр. Второй – субъективный, связанный с мнением экспертов, общества, коллег, с самооценкой.

Психометрический метод. Из практического применения этого метода прежде всего надо указать на измерение креативности. До недавнего времени в исследовании креативности как показателя творческости человека преобладало когнитивное направление. Поэтому использовавшиеся для ее изучения тесты характеризовали дивергентное мышление, для которого типично выдвижение многочисленных и необычных путей решения задачи. Однако результаты такого тестирования плохо предсказывают креативные достижения в обыденной жизни. Кроме того, они ничего не говорят о личностных чертах, мотивации и внешних обстоятельствах, влияющих на креативный потенциал. Выявление одаренности представляет собой особую проблему, так как, несмотря на эффективность психометрических тестовых методик, ни одна из них не дает полной картины психического развития ребенка и достаточной уверенности в надежности оценки одаренности. Главная причина этого заключается в том, что эти методики ориентированы на результативную сторону проявления психических процессов, деятельности и одаренности индивида. В то время как процессуальная сторона этих психических явлений, которая, собственно, и предопределяет возможность быть одаренным, остается «вне поля зрения» подобных методик.

Метод сопоставления авторитетных мнений. Субъективность этого метода очевидна. Эксперты обладают разными вкусами, к тому же меняющимися в зависимости от времени и моды. В итоге в ходе истории оценки меняются весьма кардинально. Да и сами творцы не всегда объективно оценивали свое собственное творчество. Люди, в том числе выдающиеся, не всегда объективно оценивают сделанное ими и самих себя. Ньютон наиболее значительным созданием своей жизни считал «Замечания на книгу пророка Даниила». В науке мнение коллег тоже не всегда объективно. И. П. Павлов и В. М. Бехтерев принижали значимость достижений друг друга. Когда нобелевский комитет предложил Павлову оценить работы Бехтерева, Иван Петрович дал такой отзыв, что о Нобелевской премии нечего было и мечтать.

Эмпирические методы оценки способностей. Восемь приемов, помогающих ему отбирать молодых талантливых сотрудников.

1. Спросить у пришедшего, считает ли он себя творчески одаренным. Люди, как правило, трезво оценивают себя в этом отношении.

2. Выяснить количество запатентованных изобретений и оригинальных статей претендента.

3. Если вновь поступающий молод и не имеет еще собственных трудов, надо выяснить, в какой мере его мышление шаблонно. Пусть вспомнит те лабораторные работы, которые занимали его в бытность студентом и произвели на него впечатление необычностью и красотой.

4. Необходимо проверить, насколько новичок использует свое зрительное воображение. Одаренные люди в области техники широко используют зрительные образы и представления в процессе мышления.

5. Установить направленность личности. Есть люди, ориентированные на физическую активность (спорт) или на эмоциональную (музыка). Потенциально одаренные в техническом отношении люди испытывают удовольствие от умственной работы.

6. Коснуться в личной беседе какой-нибудь профессиональной проблемы. Иной претендент охотно приводит мнение высокопоставленных лиц, ссылается на авторитетные источники, но не стремится высказать собственное суждение. Такой человек может иметь высокий коэффициент интеллекта, но очень мала вероятность того, что у него развиты творческие способности.

7. Предложить новичку конкретную задачу. Творчески одаренные люди обычно предлагают множество идей, в том числе шутливых.

8. Сотрудника, творческая одаренность которого уже доказана, знакомят с вновь поступающим и предлагают поговорить на профессиональные темы. Если через 30 минут собеседники продолжают горячо обсуждать свои замыслы и трудности их воплощения, можно смело зачислять претендента в штат.
22.Структура и психодиагностика творческого потенциала личности

Творческий потенциал  включает компоненты:

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

– мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

– мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

23.Условия раскрытия творческого потенциал в личности

К. Роджерс определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил: 1) экстенсиональность (открытость новому опыту); 2) внутренний локус оценивания; 3) способность к необыкновенным сочетаниям. Внешними условиями творчества являются: 1) психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание); 2) психологическая свобода самовыражения. Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отъединенности»).


24.Понятие «творческое мышление» и «рефлексия»

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи.

Для творческого мышления характерно:

а) Продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью.

б) Мыслительный процесс также отличается новизной и требует отказа или преобразования ранее принятых идей.

в) Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течении значительного периода либо с большой интенсивностью.

Т.о., творческое мышление можно определить как вид мышления, характеризующееся новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы. Пример - латеральное мышление.

Так, одним из первых выделил особенности творческого мышления Дж.Гилфорд:

1) Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение

2) Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3) Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

4) Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде:

1) Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2) Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.


25.Роль мышления в творческом акте

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скры­тые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.

2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и при­менить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обна­ружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.

4. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обыч­но связанному с риском для собственного “Я”. В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллек­туальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задачдостигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

6. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1) склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;

2) боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

3) боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека - значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

4) боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступаетв качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления;

5) завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе;

6) высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи;

7) есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышленue связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человек высказывает собственную идею, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.

26.Принцип творческой самодеятельности С. Л. Рубинштейна

Система, в основу которой было положено пассивное восприятие готовых результатов, копирование данных образцов - одна лишь бездеятельная и бесплодная рецептивность, - должна быть заменена системой, основа и цель которой - развитие творческой самодеятельности. На основе творческой самодеятельности субъекта стремится современная педагогика построить процесс и всю систему образования. Правомерность этой попытки и, значит, судьба на принципе творческой самодеятельности построенной педагогики зависят, однако, от решения одной радикальной философской проблемы.

Все данное в опыте представляет из себя комплекс содержаний, отношения которых и связь между которыми сами не суть содержания того же комплекса. Оно оказывается несамостоятельным в своем содержании именно потому, что оно предполагалось независимым. Независимость, в которой ищут критерий объективности, есть лишь негативное выражение самостоятельности. Чем значительнее творческая деятельность художника, его создавшего, тем более самостоятельным целым является его творение. Это отношение художника-творца к его произведению может служить прототипом для определения истинного соотношения творческой самодеятельности субъекта к объективному миру на основе намеченной здесь концепции объективности. Объективность какой-либо совокупности содержаний зависит от того, замыкается ли оно в завершенное самостоятельное целое. Тем самым преодолевается конфликт между объективностью и творческой самодеятельностью. Она необходимо включает в себя элемент творческой самодеятельности.

Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Деятельность, определяющая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъекта, который ее производит; работая над объектом, субъект определяет не только его, но и себя. Индивидуальность большого художника не только проявляется, она и создается в процессе творчества. Такова вообще отличительная особенность всего органического: функционируя, организм сам формируется. Создавая свое произведение, художник тем самым создает и собственную свою эстетическую индивидуальность. В творчестве созидается и сам творец. Лишь в созидании из тех обломков и осколков человечества, которые одни нам даны, этического, социального целого созидается нравственная личность. Есть только один путь - если есть путь - для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет, и чем завершеннее этот последний, тем более завершенной является она сама. Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая и его и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое. Завершенная индивидуальность не значит изолированная единичность.


27. Объектные, рефлексивные и феноменологические установки мышления

  1   2   3


1. Предмет психологии творческой личности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации