Политическая психология - файл n1.docx

приобрести
Политическая психология
скачать (632.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx633kb.08.07.2012 14:46скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ



МАУП

М. Ф. Головатий

политическая психология

Утверждено Министерством образования и науки Украины как учебник для студентов высших учебных заведений

Киев 2006

ББК 88.5я73 Г61

Рецензенты: О. В. Антонюк, д-р полет. наук, проф.

О. В. Бабкина, д-р полет. наук, проф. М. М. Логунова, канд. філос. наук, доц.

Утверждено Министерством образования и науки Украины (письмо № 14/18.2-2487 от 10.11.05)

Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол № 8 от 28.09.05)

Головастый М. Ф.

Г61 Политическая психология: Пидруч. для студ. вищ. навч. закл. — К. : МАУП, 2006. — 400 с. — Библиогр.: с. 386-397. I8ВN 966-608-652-2

В предлагаемом учебном пособии рассматривается феномен "политическая психология" как малоисследованная и малосистематизированная в Украине научная и прикладная дисциплина. Раскрываются сущность, предмет и цель политической психологии, ее структура, особенности и основные формы изучения. Анализируются психологические аспекты формирования общественного мнения, политического поведения и участия, особенности формирования национальной елиті но др.

Для студентов, преподавателей, научных работников и всех, кто желает получить и углубить знание в сфере политической психологии, политики вообще.

ББК 88.5я73

© М. Ф. Головастый, 2006 © Межрегиональная Академия управления I8ВN 966-608-652-2 персоналом (МАУП), 2006

Предисловие

Политическая психология как научная дисциплина зародилась на порубіжжі науки о политике, с одной стороны, и психологии, в первую очередь социальной, — из другого. Этот процесс был слишком длителен, поскольку не сразу сложилось осознание того, что человек является социальным существом и в общественной, общественной деятельности много зависит непосредственно от нее, ее составу характера, индивидуальных особенностей.

Сначала человека мыслители рассматривали как единственное целое с Космосом (Сократ), потом начали задумываться и определять ее общие особенности (Платон), а еще впоследствии утверждались в убеждении, что человека отличают от животного прежде всего ее умность, наличие чувств (Аристотель). Следовательно, человек достал наименование существа политического — Ното роїііісиз.

Формально политическая психология как собственно научная дисциплина началась в 1968 г., когда в Американской ассоциации политических наук было создано отделение политической психологии. В то же время в Йельскому университете США была внедрена специальная учебная программа углубленной подготовки политологов именно в сфере психологических знаний. Однако как самостоятельное и специфическое направление исследований политическая психология сформировалась намного раньше — еще в начале XX ст. в пределах исследования политики и политических процессов именно для того, чтобы определить, в какой мере они зависят от психологического состояния субъектов политического процесса.

Политику творят и реализуют люди. При этом в своей деятельности, поведению они руководствуются определенными представлениями, мотивами, целями, настроениями и эмоциями. Исходя из этого политика в целом, как и отдельные политические события и явления, в значительной мере зависит от природы, психики конкретных людей. И если это так, то исследовать политику, ее проявления и результаты целесообразно именно через исследование людей, преимущественно их психологического состояния. Относительно политической теории это значит, что невозможно объяснить определенную форму политического поведения (реакции) только как результат непосредственного влияния экономических, политических и других факторов. Стимулы, которые направляют поведение личности, могут быть одни и те же, но поведение людей разной. Поэтому все формы отображения политики в психике людей опосредствованных их деятельностью, условиями жизни, личными целями [153, с. 79].

Внешняя среда определенным способом и непосредственно влияет на всех людей, однако каждый реагирует на его влияние в зависимости от собственных, личностных механизмов, основу которых составляют именно психологические особенности, эмоциональное состояние человека. При этом следует помнить, что политической сполна человек стал тогда, когда сформировались специфические сообщества-общины, города, государства, когда люди научились понимать и реализовывать не только собственные интересы и потребности, но и интересы и потребности других людей, соотносить их с собственными. Постепенно политический человек научился также принимать решение, организовывать их выполнение, управлять другими людьми, учитывая не только их подготовку, образованность, но и психологическое состояние и особенности.

В свое время Е. Фромм отмечал необходимость психологического анализа в политике мыслей или идеологий, которые приводят человека в политику, с тем, чтобы обнаружить психологические корни этих мыслей и идеологий [205, с. 65].

Определенным политическим процессам, явлениям, событиям всегда предшествуют соответствующие психологические явления. В частности, идет речь о повышении популярности идей и лидеров, которые эти идеи распространяют и пропагандируют. Можно вспомнить одновременное, внезапное и полное изменение соответствующих идеалов, ценностей, норм морали — то есть всего, что касается психологии многих людей, большого человеческого сообщества. Яркими примерами таких изменений были предреволюционная ситуация в царской России в канун октября в 1917 г. и психологическая ситуация в прежнем СССР на время его фактического распада, когда интенсивно начали создаваться самостоятельные государства на территориях прежних республик. Такие метаморфозы психолого-політичного характера в конце 90-х годов ХХ ст. наблюдались и в большинстве прежних социалистических стран Западной и Центральной Европы.

Если психологические состояния и явления в соответствующий способ предопределяют определенные политические события и процессы, то полностью логично, что и

политические процессы, в свою очередь, способствуют изменению психологического состояния их участников. Возможно, самым показательным и самым ярким примером тесных связей психологии и политики, их взаимовлияния является ситуация, которая в свое время возникла при объединении Западной и Восточной Германии. Как известно, эти две части Германии отличались не только уровнем и качеством жизни их граждан. Намного сложнее оказались и доныне дают о себе знать процессы, предопределенные психологической несовместимостью граждан, в которых мировоззрение сформировалось на основе фактически диаметрально противоположных идеологий. Это самое наблюдается и в отечественной истории, когда становление украинской государственности и сегодня значительно осложняется именно через особенности психологического состава, разную ментальность граждан, скажем, Западной и Восточной Украины. Учитывая это автор, готовя предлагаемое учебное пособие, особенное внимание акцентировал именно на том, какую роль играют в политике, а следовательно, и во всей истории человечества конкретные психологические феномены: ощущение, надежда, разочарованность, ожидание, свобода воли граждан или ее отсутствие но др.

При случае следует заметить, что в политической психологии является порочным путь определения определенной обобщенной психологической характеристики, скажем, электорату накануне или во время избирательных кампаний, референдумов и тому подобное.

При всей позірної единству, в том числе и духовной, психологической, люди (граждане) абсолютно отличаются конкретными ценностями, потребностями, запросами и социально-политическими ориентациями. Следовательно, общая точка зрения, единственное общественное мнение ни при каких обстоятельствах и характеристиках не является определенной искусственной суммой таких точек зрения. Единственное общественное мнение — явление слишком подвижно и переменчиво. Поэтому политическая психология, по нашему мнению, повинная изучать психологические компоненты конкретного политического поведения именно отдельных социальных, этнических групп граждан, избегая исключительных, обобщающих оценок их поведения и психологического состояния.

Общеизвестно, что в демократических обществах или тех, которые перешли от тоталитаризма к перестройке демократического общества, абсолютно невозможно общее одобрение действий политиков, общественных деятелей, определенных общественных явлений. Другими словами, демократизация общественных отношений на первый план выдвигает потребность в личностном развитии граждан, а следовательно, учет их индивидуального психологического состояния и особенностей. Забегая кое-что заранее, отметим, что успеху в политической борьбе, деятельности достигают в первую очередь те политики и политические силы — субъекты политического процесса, которые учитывают эти состояния и особенности.

Политическая психология — наука достаточно новая, молодая, а следовательно, нуждается в обстоятельных научных разработках из-за того, что действительно трудно установить реальную роль человеческих чувств, устремлений, желаний в жизни человека, в историческом процессе. Мало того, в политологии доныне доминируют концепции, которые ставят развитие общества, отдельных стран в зависимость от определенных научных, технологических достижений людей, объясняют политические процессы борьбой отдельных классов, социальных групп не благодаря их психологии, а исключительно благодаря социальным интересам. Вместе с тем все чаще придется сталкиваться с попытками, попытками объяснить политические явления и процессы, особенно те, что радикально повлияли на социально-политическую жизнь, использованием психологических и социологических методов. Именно благодаря этому отдельные известные политологи мира признали и утверждают, что в политологии в целом состоялась в последней трети XX ст. своеобразная поведінська революция. Другими словами, в исследовании политики, отдельных политических явлений все большего значения приобретает изучение психологических механизмов, которые реально побуждают людей к политической деятельности. Такие известны политологи, как Г. Даль, К. Дойч, утверждают, что современная политическая наука должна существенно обогатиться знаниями непосредственно о поведении отдельного человека, индивида, который будет способствовать более объективному оцениванию политических действий социальных групп, классов, сообществ. Такая точка зрения достаточно актуальна и объективно предопределенная.

Рассматривая политическую психологию как науку в целом, а также ее отдельные составляющие, следует помнить, что политика является хотя и многоплановой, однако все же одним из видов человеческой деятельности, которая существенно отличается от деятельности в сфере экономики, культуры, то есть имеет свойственные только ей особенности. Именно поэтому не только политологи-теоретики, но и практические политические, общественные деятели часто различают экономическую, социальную, культурную, техническую, военную сферы политики как специфические и отличные политические явления.

Развитие политической психологии как науки имеет нерядовое значение и объективно предопределенный именно в посттоталитарных странах, к которым принадлежит и Украина. В подтверждение этого приведем несколько примеров. Распад СССР рядом с другими сложными процессами фактически спровоцировал и сделал возможными такие політико-психологічні, социальные и духовные процессы, которые раньше были не только неизвестные, но и невозможные. В частности, это взрыв экстремизма, терроризма, наступление исламского фундаментализма и тому подобное. В настоящее время всестороннее исследование источников зарождения, появления и последствий проявления таких явлений приобретает общемировое значение. Еще один пример. Известно, что коммунистическая идеология (в практической ее плоскости) для формирования мировоззрения миллионов граждан активно использовала так называемый феномен группового мышления и уже потом действия. Особенно эффективно срабатывал этот феномен на высших уровнях власти, породжуючи коллективную безответственность. В настоящее время изучение это феномену должен способствовать переходу к принципиально новой системе формирования общественного мнения. Необходимо изучать и обобщать механизмы формирования сознания, в том числе и политической, в первую очередь на уровне личности. Только благодаря этому можно сформировать индивидуальную ответственность как отдельного гражданина, так и большого политика или группы политических деятелей за положение, которое сложилось в обществе.

И — о принципиальнее всего. Политику творят конкретные люди, личности. Как личностям им свойственные специфические, уникальные конкретные черты. А потому необходимо учитывать, что действия и поступки людей непосредственно связаны с их психологическими особенностями.

Предлагаемое учебное пособие автор не считает истиной в последней инстанции. Однако в настоящее время учебной литературы из политической психологии в Украине практически нет. Исключением является небольшое по объему учебное пособие, подготовленное и выданный автором в 2001 г. [53]. Это была первая попытка більш- менее целостного, комплексного рассмотрения феномену "политическая психология", учитывая, что в отдельных странах зарубежья ближнего, в частности Российской Федерации, на то время уже было выдано несколько специальных трудов по этой тематике. О Европе, США нечего и вспоминать — проблемы политической психологии там прорабатываются давно и фундаментально.

Предлагаемое издание сравнительно с предыдущими трудами автора значительно расширено и дополнено, отдельные положения в ней уточнены и доработаны. Читателю предложено більш- менее целостный труд, в котором сделана попытка ответить на вопрос, что такое политическая психология, как она формируется, существует, оказывается в жизни общества, влияет на его существование и развитие.

Однако не исключено, что отдельные приведенные утверждения, сентенции могут казаться недостаточно обоснованными или и спорными. Учитывая это рекомендуем обратиться к списку литературных источников, который приводится в конце пособия, к другим изданиям из общественных наук, что будет способствовать расширению и углублению знания из политической психологии — молодой, однако достаточно интересной и перспективной науки.

Раздел 1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Понятие и генезис политической психологии

Перед тем как рассмотреть феномен политической психологии, следует выяснить в первую очередь сущность психологии и политики, особенности их взаимоотношений и отличия.

Психология как наука, научная дисциплина возникла в древние времена. В самом общем значении психология (от старо- грецьк. рзусНе — душа, психика и Иодоз — слово, учение) — это учение о душе.

Размышления о том, которыми должны быть гражданин и власть, их взаимоотношения, которым должен быть правитель и какие качества иметь, которого мерой его правления зависит от подчиненных, находим еще в Аристотеля, Макиавелли, Сенеки, Же. Же. Руссо, Гоб- бса, А. Смита, Грамм. Гегеля, Г. Лебона и многих других выдающихся философов прошлого, труду которых можно считать источниками и принципами политической психологии как науки. Понятно, что их труды являются лишь попытками психологического подхода к политике, поскольку собственно политической психологии тогда еще не существовало. Разве что можно выделить труды Г. Лебона "Психология народов и масс", "Психология толпы", "Психология социализма", где большой французский мыслитель попробовал доказать, что незаурядную роль в жизнедеятельности обществ, держал, народов кроме вождей, королей и президентов играют народные массы, рядовые граждане.

Значительно позже появились труды итальянца С. Сигеле "Преступная толпа", француза Г. Тарда "Социальная логика" но др. Важно, что эти и другие философы, социологи, историки начали исследовать именно психологические аспекты в политике, их роль и влияние на деятельность людей, представителей политической элиты. Да, Г. Ле- бон заметил важную особенность: масса при соответствующих условиях может угрожать неповторимости личности, а неорганизованное, несознательное поведение толпы вообще может повлечь непоправимые ситуации в общественной жизни.

Еще позже, в конце XIX — в начале XX ст. появились труды, которые обогатили источники формирования политической психологии как отдельной и достаточно многоаспектной науки. Да, Г. Лассуелл в труде "Психопатология и политика" первого обратил внимание на то, что любые политические процессы следует рассматривать не изолировано от конкретных лиц, групп людей, которые в них задействованы, а наоборот, учитывая в первую очередь героев, участников таких процессов, их личностные черты, характер, поведение, психологический состав. Следовательно, политическая психология постепенно начала обогащаться достижениями специалистов по психологическому анализу, мастерам воссоздания исторических портретов. В России одним из первых в этом плане был П. Ковалевский, который выдал со временем весьма популярный труд "Психиатрические этюды из истории", в Австрии — З. Фрейд ("Я и Оно", "Психология масс и анализ человеческий Я", "Тотем и табу" но др.).

В 60-ые годы, особенно в США и отдельных европейских странах, под воздействием так называемого поведінського движения, студенческих беспорядков, изменения политической системы отдельных обществ политическая психология достала еще более интенсивного развития как теоретико-прикладна наука, поскольку появилась потребность глубже, чем политологическое, объяснение сложных общественно-политических проблем, которые возникли в мире.

Фактически за подобной периодизацией можно охарактеризовать развитие российской и украинской политической психологии, начиная с трудов П. Милюкова ("Очерки из истории российской культуры"), П. Сорокина, П. Ковалевского и Г. Чулкова и завершая трудами современных ученых-политологов, психологов, социальных психологов.

В настоящее время под политической психологией понимается наука о закономерностях, механизмах, условиях и факторах проявления политики как социально психологического феномену [135, с. 14]. Концептуально как обобщающее такое определение достаточно точное.

Часто под политической психологией по определению словарей понимается также отрасль общей психологии, которая изучает психологические компоненты (настроения, позиции, чувства, ценностные ориентации но др.) в политической жизнедеятельности общества, которые формируются и оказываются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

И хотя первые упоминания о психологии наводятся в трудах выдающегося Аристотеля (трактат "О душе"), собственно срок "психология" в науке появился значительно позже. Одним из первых в своих трудах этот термин употребил известный чешский психолог Й. Прохазка в конце XVI ст., а от философии как самостоятельная отрасль психология отделилась лишь в XVIII ст.

Такое выделение было объективно предопределено при том принципиальном обстоятельстве, что любые социально психологические феномены в политике связаны с отношением человека к существующим общественным институтам власти. Идет речь об основном понятии в политической психологии — политическое сознание.

Носители политического сознания есть в каждом обществе. Именно тип, характер политического сознания определяют отношения субъекта политики к системе власти в целом и отдельных ее ответвлений, составляющих, субъектов.

Доминирующее значение в политике, политических процессах, а следовательно и в политической психологии имеют основные типы политического сознания: тоталитарная, авторитарная, демократическая, анархическая.

Среди всех определений понятия психология, которая отличается несущественно, наведем наймісткіше: психология — это наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

Поскольку предметом психологии является такая сложная сфера жизнедеятельности человека, как ее психика, среди наук о человеке психология является самой многогранной и самой сложной. Возможно, потому, что свойственные человеку психические явления зависят в первую очередь от биологических, а затем от социальных условий и обстоятельств.

Если выходить с того, что психология включает социальные и физиологичные механизмы воссоздания чувств и эмоций, можно утверждать, что политическая психология охватывает такие аспекты:

специализированы чувство и эмоции, связанные с отображением интересов определенного человека и формированием мотивов ее политической деятельности (идет речь о социальном аспекте политической психологии);

индивидуально психические свойства — память, волю, умственные способности;

биохимические и физиологичные механизмы, предопределенные генетическими свойствами индивида. Они оказываются в темпераменте человека, ее вековых, демографических, половых (возбуждение, наследственность) и других характеристиках.

Достаточно часто политику ошибочно считают связанной исключительно с политическими структурами — государством, ее политической системой — и зависимой от них. Однако диапазон действия политики и его взаимодействия с многочисленными социальными политическими субъектами слишком широкий, сложный и нуждается в отдельном подробном рассмотрении.

Различают два основных подхода к определению политики как общественному явлению — во-первых, сферу человеческой деятельности в целом и, во-вторых, направление или способ деятельности человека. Первый подход называют еще общенаучным, второй — публицистическим.

Политика имеет определенные особенности, структуру, классификацию и функции.

К особенностям политики принадлежат универсальность, способность проникать во все сферы общественной жизнедеятельности, тесная связь с неполитичными общественными явлениями и процессами.

Структура политики охватывает определенные политические интересы ее субъектов, политические отношения, организации, сознание субъектов политики и политическую деятельность последних. Структурные составные политики тесно переплетаются, взаимодействуют и взаємовпливають.

Политику классифицируют так:

за сферами общественной жизни — экономическая, национальная, военная, экологическая, научно-техническая, социальная, культурная;

за объектами влияния — внутренняя и внешняя;

за субъектами политики, политического процесса — государственная, политических партий, общественных объединений, движений, групп;

за приоритетами деятельности (то есть целью) — политика нейтралитета, национального примирения, "большого прыжка", "отворенных дверей", компромиссов но др.

Основными являются такие функции политики:

обеспечение и стимулирование инновационного, поступательного развития общества;

управление общественными процессами;

уравновешивание, согласование и взаимодействие субъектов политического процесса, устранения противоречий между ними;

проявление интересов и потребностей всех социальных групп и слоев населения;

стабилизация социального состояния личности, ее социализация, саморазвитие и самореализация.

Отдельно следует рассмотреть особенности политической жизнедеятельности, ее связь с экономикой, а также специфику политических процессов и политические технологии, благодаря которым эти процессы происходят.

Выделяют четыре основных ровные политики, которые характеризуются определенными особенностями, закономерностями и конкретными субъектами.

Геополитический. Охватывает отношения, деятельность отдельных государств, международных организаций, которые создаются по большей части для координации политики на межконтинентальном, межгосударственном уровне. Непосредственные субъекты: политики — руководители государств, отдельных ветвей власти, политики — лидеры ведущих политических партий, общественных объединений, представители экономической, творческой, духовной элиты но др.

Государственный. Основой такой политики является организация публичной власти, деятельность государственных структур разных уровней (центральный, региональный), организация местного самоуправления.

Структурный. Идет речь о политике таких субъектов политического процесса, как партии, объединения, движения, отдельные авторитетные социальные формирования.

Личностный. На этом уровне осуществляется политика, связанная с деятельностью отдельных индивидов, граждан, политических деятелей, лидеров низшего уровня (в первую очередь регионального).

Больше всего участников политических процессов приходится на третий и четвертый уровни.

Среди признаков и проявлений важно значение в политике имеют символы. Они воспроизводят, фиксируют характер, особенности нации, народа, государства, являются идейными или идейно образными структурами.

Символы имеют большое значение в жизни людей вообще. Именно с помощью символов люди общаются, взаимодействуют [159, с. 135-136].

К основным политическим символам принадлежат конституции, флаги, эмблемы, праздники, отличительные знаки.

Политические символы состоят из определенных знаковых систем, которые непосредственно или опосредствовано принимают участие в политическом процессе, политической деятельности. Поскольку такие символы в наибольшей степени необходимы для влияния на широкие человеческие массы, они, как правило, лаконичные, однозначные, выразительные, простые и доступные для восприятия.

Политические символы используют для пробуждения у людей определенных чувств, побуждения к определенным действиям.

Политические символы разделяют на таких:

языковые (политическая риторика, документы, лозунги, формулы политического языка);

изображающие (плакат, картина политического характера, карикатура, политический портрет, театральная пьеса, литературный и музыкальный произведения, кинофильм, гимн, траурный марш.

Символы различают:

нескрываемые (простые и очевидные по значению);

скрытые (имеют скрытое содержание);

нейтральные (приобретают политическое значение согласно ситуации).

Политические символы имеют огромное значение для утверждения государственности. Государственными символами сызвека были клейноды, знамена, хоругви, жезлы, булавы но др.

К основным элементам государственной символики, которая является отличительными ее признаками среди других государств, свидетельством государства, принадлежат герб, флаг, гимн.

Герб государства — это отличительный знак государства, официально принята эмблема. Герб размещают как изображение на флагах государства, монетах, печатях, официальных бумагах.

Государственный гимн — это торжественная песня, которая официально признана символом государственного единства.

Государственный флаг — это официальный отличительный знак государства в виде полотнища определенных размеров, цветов (возможно, с какими-то изображениями). Его обязательно устанавливают на зданиях правительственных учреждений, во время выступлений наивысших должностных лиц государства, поднимают в честь выдающихся событий в жизни государства, отдельных личностей (спортивные и другие победы граждан государства). Флаг сопровождает высших должностных и полномочных представителей государства во время их пребывания в других странах.

Рассмотрим политическую психологию как науку.

Как явление политическая психология возникла вместе с политической жизнью. Как отмечалось, фактически политическая психология выделилась в науку из политологии лишь в 60-ые годы XX ст. Одна из причин этого заключалась в потому, что политические партии, организации, объединения вынужденные были искать новые методы эффективного управления участниками политического процесса.

Политическая психология как наука, научная дисциплина базируется в первую очередь на идеях, концепциях таких выдающихся философов, социальных и политических психологов разных времен, как Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Бетман, Грамм. Спенсер, А. Смит, Т. Петерсон, Г. Мертон.

Методологию подходов к изучению психологических, социальных процессов, основные методы их исследования политическая психология в свое время позаимствовала у социологии и социальной психологии.

Более-менее обобщенного, устоявшегося определения понятия "политическая психология", как отмечалось, не существует. Вместе с тем наведем несколько самых удачных.

Отдельные исследователи трактуют политическую психологию как научную дисциплину, которая возникла в результате политизирования психологии и психологизирования политики. При этом ее объективно считают относительно самостоятельной составляющей системы политических наук.

Самым общим и самым простым можно считать такое определение политической психологии: это наука, которая изучает психологические аспекты политической жизнедеятельности.

Многие специалисты политическую психологию определяют как систему проявлений общественной психологии (то есть сознанию), которые выражают отношение людей к политической системе, направляют и характеризуют их поведение в политической жизнедеятельности общества [175, с. 94].

По мнению специалистов по проблемам средств массовой информации, связей с общественностью, политическая психология дает возможность познать внутренние аспекты политического портрета лидера и избирателя, мотивы, которыми они руководствуются, принимая определенные решения, ре- алізуючи собственные действия. Другими словами, политическую психологию рассматривают под определенным конкретным и практическим углом зрения, что так же важно и объективно предопределенно.

Следовательно, политическая психология — это отрасль психологии, которая изучает психологические компоненты (настроения, мысли, чувства, ценностные ориентации и тому подобное) политической жизнедеятельности общества, которые формируются и оказываются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях [126, с. 27].

Современный украинский политолог В. Бебик подходяще отмечает, что политическая психология состоит из сознательных (рациональных) и подсознательных (иррациональных) элементов и потому совмещает логику социального взаимодействия с логикой инстинктов, рефлексивность (сознательное отображение действительности) и рефлекторність (безсвідому форму мышления) [19]. При этом целесообразно заметить, что в таком ракурсе политическая психология как научная дисциплина, сложное общественное явление слишком малоисследованная, особенно в странах постсоветского пространства.

Известна еще и так называемая двумерная модель политической психологии, сторонниками которой являются, в частности, психологи во главе с Т. Адорно. Эта модель предопределена историко-традиционным существованием четко определенных дуалистических партийно политических систем республиканцев и демократов (США), либералов и консерваторов, правых и левых. Конечно, в "чистом" виде такой модели практически не существует, но в политической жизнедеятельности она имеет важное значение, поскольку чаще всего политические силы разделяются на два основных противоположных лагеря.

В тоталитарном обществе психология безоговорочно и однозначно отстаивала принципы классовости. Даже признавая индивидуальность отдельно взятого человека, психологи в прежнем СССР, например, утверждали, что "в индивидуальном своеобразии любого человека в той или другой степени оказывается общеклассовое, поскольку многогранность личной судьбы имеет пределы, которые определяют принадлежность к определенному классу" [179, с. 120]. Именно на таком утверждении и основывался общий вывод о том, что "в общности психологических черт, типичных для членов класса, и оказывается реальность классовой психологии" [179, с. 121]. Дальше висновувались особенности соотношения психологии и идеологии классов, их общее и особенное, обосновывались исторический характер и динамика классовой психологии. Такой методологический подход к определению понятия "психология" был крайне необходим для коммунистической идеологии авторитарных режимов, которым вообще присущее невілювання личности, склонность к ідеологізації так называемой классовой психологии.

Безоговорочно отстаивая классовый характер психологии, В. Ленин утверждал, что есть психология буржуа и пролетария; он призывал "уметь понять особенности, своеобразие черт психологии каждой прослойки, профессии и тому подобное... массы" [91, т. 41, с. 192], доказывал, что пролетариату в условиях капитализма свойственное "настоящее влеченье к социализму" [91, т. 11, с. 386].

Основными являются такие функции политической психологии:

познавательная — дает возможность человеку четко ориентироваться в политической жизнедеятельности и выбирать способы собственных действий;

адаптационная — способствует приспособлению субъекта политики к окружающей среде;

мотивационная — предоставляет возможность воплощать намерения в определенные политические действия.

Определена ограниченность приведенного объяснения сущности политической психологии очевидная. Следует выходить с того, что ее основой является собственно психология как наука о психическом отображении действительности в процессе жизнедеятельности, внутреннего мира человека, конкретных его связей с внешним миром, о возможностях развития психики человека. Правы специалисты в отрасли политической психологии (в частности, российский ученый О. О. Яблокова), которые считают, что политическую психологию нужно рассматривать в узком и широком значениях. В первом случае это наука, которая изучает психологические аспекты политической деятельности, поведения и определенных отношений как специфической сферы социальной жизнедеятельности и особенности лиц, которые непосредственно принимают участие в политических действиях. Во втором случае политическая психология как наука рассматривает явления общественной и индивидуальной психики, связанные с политикой во всех ее особенностях и проявлениях. Именно разные подходы к пониманию сущности, а затем и объекта и предмета политической психологии в первую очередь обусловили дискуссии относительно собственно названия этой научной дисциплины. Мало того, недостаточная определенность объекта и предмета политической психологии является результатом того, что и в настоящее время сроки "политическая психология" и "психология политики" часто путают или считают почти тождественными. Учитывая изложенное очертим предмет, объект и метод политической психологии.

1.2. Предмет, объект и метод политической психологии

Предмет политической психологии — это соответствующие психические процессы, состояния и свойства человека, которые модифицируются при ее взаимодействии с властью.

Такое общее определение предмета политической психологии можно кое-что углубить, детализировать. По мнению западных ученых, предметом политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, исследования и анализ которых дают возможность применить психологические знания к объяснению собственно политики. Это определение, однако, не включает психологические компоненты политического поведения отдельных социальных и этнических групп.

Важно учитывать и на то, что в психологической науке много составляющих, которые являются предметом политической психологии, применяются в пределах социальной, педагогической и вековой психологии, социологии, экономики, философии, истории. Это, в частности, политическое воспитание, общественное сознание, политическая активность и культура.

Поскольку основными направлениями политической психологии является бі- хевіористичний, когнітивістський, психобиографический и пси- хоісторичний, в каждом из них кое-что по-разному трактуется и объект политической психологии.

Психологи-біхевіористи, например, предметом политической психологии считают определенные особенности политического поведения конкретного человека, политика, лидера, политической группы, партии, организации и тому подобное. Они утверждают, что в процессе изучения поведения ее можно не только понять, объяснить, но и соответственно смоделировать, сконструировать. Поэтому и сами политики, по мнению біхевіористів, являются объектом манипулирования. Такой взгляд нельзя однозначно отрицать.

Когнитивисти изучают и исследуют закономерности идеологического процесса как сложного, противоречивого и неоднозначного явления; их цель — на основе развития политической психологии гуманизировать политические отношения. Нельзя отбрасывать и такой взгляд.

Психологи-психоаналитика предмет политической психологии рассматривают сквозь призму в первую очередь подсознательного. С помощью своеобразного психобиографического метода они стремятся понять собственно мотивы конкретных политических поступков.

В прежнем СССР до 60-х годов ХХ ст. политической психологии как науки фактически не существовало, поскольку политическое сознание граждан отождествлялось с господствующей идеологией, а будь- какие отклонения от нее считались абсолютно недопустимыми, аполитичными. Другими словами, политическое сознание граждан сводилось исключительно к исповедуемому, соблюдения коммунистической идеологии.

В конце 90-х годов в условиях распада СССР, кризиса коммунистической идеологии, отказа от коммунистически социалистических идеалов, формирование политического плюрализма интерес к политической психологии значительно повысился, поскольку до той поры не было потребности теоретически обосновывать сложные политические явления, которых не существовало.

В последние годы интерес к политической психологии за рубежом, в частности в посткоммунистических странах, усилился учитывая такие сложные політико-психологічні явления, как внутренняя и внешняя политика, терроризм, етноконфлікти, дискриминация отдельных социальных групп, наличие конфликтного потенциала, формирования субкультуры протеста и недоверия граждан к властным структурам.

Основными объектами політико-психологічних исследований политической психологии является политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, которые влияют на политическое поведение, политическая социализация, индивидуальная, групповое и массовое политическое сознание.

В политической психологии используют такие методы исследований, как наблюдение, социологические опросы, тестирования, моделирования политических ситуаций, психосемантический анализ, экспертное оценивание, создание психологических портретов, анализ биографий политических деятелей. Большинство перечисленных методов исследования политическая психология позаимствовала у социального, клинического, когнитивного и других направлений психологии.

Рассмотрим особенности самых распространенных методов исследования политической психологии.

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологических исследований. В политической психологии — это специальное, систематическое и целеустремленное наблюдение за политическим поведением, действиями, процессами с целью выяснения их содержания, цели и направленности.

Социологический опрос — это метод, который часто используют для сбора первичной вербальной информации о явлениях индивидуального и общественного сознания, объективных факторах и процессах. Этот метод широко используют также в социологических, психологических, экономических, демографических, политологических, педагогических и других исследованиях. Поскольку в политических процессах часто задействовано много личностей, с помощью этого метода определяют психолого-політичні состояния, ориентации, прогнозируют поведение значительного количества людей, отдельных социальных, демографических групп, классов и тому подобное. В политической психологии большое значение имеют многоразовые социологические опросы (панельные), с помощью которых прослеживают динамику политических явлений и процессов. Для оперативного изучения общественного мнения применяют так называемые зондажні опросы (опитуван- ня-блискавки, опросы-голосование). Самые распространенные анкетные социологические опросы: почтовые, печатание анкет в средствах массовой информации, телетайпные. Технологию опросов политическая психология в целом позаимствовала в социологии.

Тестирование — это метод психологической диагностики с помощью заранее заготовленных стандартизированных вопросов и заданий (тестов). В политической психологии тестированиям можно обнаружить отличия в политических взглядах отдельных политиков, разных явлений, определить уровень политической культуры, образованности человека, наличие у нее определенных навыков, знаний, личностных характеристик.

Моделирование политических ситуаций — это исследование політико-психологічних процессов и состояний с помощью их реальных (физических) или идеальных (в первую очередь математических) моделей. Под моделью здесь понимают систему объектов и знаков, которые воспроизводят отдельные существенные свойства системы-оригинала. Таким способом можно смоделировать, например, прогнозируемый митинг, дискуссию, партийные сборы, избирательную кампанию.

Психосемантический анализ базируется на психосемантиці — отрасли психологии, которая изучает генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений в индивидуальном сознании (обиды, символы, символические действия).

Как правило, что более сложны политическое действие, процесс, явление, то больше методов их исследования (в сочетании) использует политическая психология как теоретическая и прикладная наука.

1.3. Особенности и формы проявления политической психологии

Можно выделить по меньшей мере шесть основных особенностей политической психологии как научно прикладной дисциплины.

Формирование политической психологии в процессе непосредственной общественно-политической деятельности, активности граждан, их практического взаимодействия между собой, разными субъектами и институтами власти. Поэтому и изучать, анализировать политическую психологию следует с учетом именно этих обстоятельств.

Воссоздание политических событий и процессов, что имеет фактически поверхностный характер. Политическую психологию нельзя воспринимать упрощенно, однозначно, без соответствующего осмысления.

Доминирующая роль чувственных, эмоциональных элементов сознания, а не рациональных. Учитывая это политические процессы трудно спро- гнозувати, предусмотреть их социальное значение.

Быстрая и чувствительная реакция человека на смену политических условий и ситуации. Такая политическая мобильность свойственна подавляющему большинству субъектов политики.

Неоднозначное влияние разных идеологий на людей, а точнее на формирование, существование политической психологии в процессе столкновения, борьбы идеологий. Без такого столкновения политический процесс вообще невозможно представить.

Отображение не перспективных, будущих, а в первую очередь сегодняшних, текущих интересов и потребностей людей. Поэтому политические процессы, события всегда детерминированы во времени.

Формы проявления политической психологии [142, с. 139]:

политические ценности, потребности, интересы, стремления, надежды, воля;

политические ощущения, эмоции, настроения, мысли, суеверия, иллюзии, мифы;

политические привычки, навыки, традиции, нрав;

политические внушения, убеждения, наследования, слухи.

Рассмотрим основные из перечисленных форм проявления политической

психология.

Политические ценности

Ценности вообще — это своеобразный объект, который удовлетворяет потребности субъекта — индивида, группы, слоя населения, этноса.

Другими словами, ценность является в то же время и свойством, и объектом, который имеет это свойство.

Ценности имеют материальную и идеальную природу.

Техногенно естественная и социальная среды имеют определенные системы ценностей, которые к тому же классифицируются за субстанцией на материальных и духовных, за субъектами потребностей — ценности человека, организации, объединения, общества, за социальными институциями — экономические, политические, культурные, педагогические, семейно семейные, религиозные но др.

В конечном итоге, различают ценности-блага и ценности-регламенты. К первым принадлежат такие потребности человека, как материальные ресурсы, "духовные продукты потребления" и услуги, к вторым — потребности, которые охватывают моральные, правовые и эстетичные нормы и идеалы, обычаи, традиции.

Ценности разделяют на таких, которые санкционируются и культивируются официально с помощью широкой сети имеющейся в государстве специальной системы средств, и такие, которые существуют на уровне бытового сознания независимо от тех, которые культивируются официально. Чаще всего между такими ценностями существует значительная несогласованность, а то и глубокие противоречия.

Стоит отдельно рассмотреть систему ценностей.

Система ценностей или отдельные ценности распространяются и пропагандируются за счет символов, символики. Идет речь о государственной символике, символы партий, организаций, объединений, социальных групп, национальностей, национальных меньшинств и тому подобное.

Символы совмещают рациональную сущность и рационально трактовано значение определенной социальной ценности с соответствующим эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.

Определенные особенности имеют и политические ценности.

Политическими ценностями можно назвать суть политически значимых действий, процессов, явлений, когда идет речь об их соответствии или несоответствии интересам общества, отдельной личности, социальных групп.

Строго говоря, политические ценности — это подведение соответствующих конкретно исторических явлений и свойств под класс абстракций (например: равенство, братство, свобода, безопасность, справедливость, демография). Идеальное представление о таких ценностях и их реально воплощение, наличие в общественной жизнедеятельности, как правило, значительно отличные, а то и противоположные. Другими словами, абсолютной их согласованности не может быть.

Политические ценности — это наивысшие принципы, которые обеспечивают согласие в обществе или отдельных его социальных группах относительно основных целей и проблем; вера в желаемый и лучший (или наилучший) тип политической системы, в политическую цель, средства ее достижения, а также представления о них.

Политические ценности мотивируют, направляют и предопределяют действия всех субъектов политики, политического процесса, воспроизводят состояние, потребности и перспективы развития общества и его основных социальных групп, хотя такое воссоздание всегда в той или другой степени субъективно, и понимание сути политических ценностей разное как для отдельного человека, так и отдельной социальной группы.

Основным средством политических действий, направленных на достижение, обеспечение политических ценностей, является власть.

Политические ценности оказываются в политических нормах.

Политическая норма — это правило достижения политических ценностей. Последние существуют в трех сферах социальной действительности: нормативных высказываниях тех, кто при власти, и тех, кто подчинен власти; социальных отношениях, которые предопределяют правила функционирования определенных политических норм; сознания как чувства или переживания политических норм.

Не следует отождествлять политические нормы и политические принципы.

Различают политические нормы основные и операціональні. Например, в тоталитарном обществе принцип руководящей роли одной из политических партий является основной политической нормой, а вот обязательная принадлежность руководящих кадров в таком обществе (стране) к этой партии является уже операціональною нормой.

На основе политических ценностей субъекты политического процесса выбирают соответствующий способ поведения.

В сложной политической жизнедеятельности ориентирами являются именно политические ценности. В конце концов благодаря ним люди познают мир политики.

В национальном обществе, как подходяще отмечает известный политолог А. Беднар, наивысшей ценностью, которая объединяет его членов, является сохранение целостности и независимости государства. Достичь этой цели достаточно трудно, поскольку это нуждается в согласовании, или консенсусе идей и мнений множественного числа субъектов общественно-политического процесса.

Консенсус между государствами крайне необходим, когда идет речь об обеспечении мира и согласия на мировом уровне. Здесь появляется проблема группового принятия решения, с чем человечество сталкивается постоянно и повсеместно.

Политические потребности

Потребность в целом — это то, которое детерминирует соответствующую активность, побуждает человека или группу людей к определенной сознательной деятельности.

Предвидением в сознании результата удовлетворения потребности является цель.

Потребности разделяются на биогенные, психогенные и соціогенні.

Последние имеют чуть ли не самый сложный механизм образования и удовольствия, поскольку зависят от знаний субъекта потребности в определенной отрасли, уровня образования, воспитания, сознания и тому подобное.

Различают потребности экономические, материальные, политические, эстетичные, этические, психологические, социальные и общественные. Политические потребности связанные с необходимостью реализации в государственной или общественной деятельности, а также в деятельности отдельных социальных групп, классов, наций, держал определенных политических интересов.

Политические интересы

Любой коллективный интерес охватывает индивидуальные и групповые интересы. Коллективный политический интерес лишь условно можно считать таким, поскольку он никогда не является искусственным сочетанием политических интересов отдельных участников политической жизни. Другое дело — попробовать отыскать в политическом интересе многих людей общее, единственное, что объединяет их на определенный, иногда достаточно короткий период.

Политические интересы — это основные побудительные мотивы политической деятельности, а также то, за счет чего субъекты политического процесса — личности, социальные группы, классы, партии, движения, объединения, — обнаруживают собственное отношение к материальной, социальной и духовной жизни. Такое отношение неоднозначно, а потому политические интересы классифицируют так: индивидуальные, групповые, классовые, национальные, общественные; государственные, партийные, отдельных общественных организаций и объединений; такие, которые возникают стихийно или на основе определенных разработанных программ; прогрессивные, реакционные, консервативные.

В зависимости от особенностей определенной страны важнейшими политическими интересами могут стать интересы классов, наций, национальных меньшинств, отдельных социальных, религиозных, этнических, демографических групп (например, молодые) но др.

Политические мысли

В узком понимании политические мысли — это одно из направлений обществоведения, а в широком — конкретный продукт политического мышления.

Политические мысли как феномен являются предметом изучения многих наук.

Политическая мысль формирует представление людей об обществе, отношения с другими людьми, индивида и коллектива, группы, государства, общества, а следовательно она является неотделимой составляющей мировоззрения человека.

Если обратиться к истории, генезису политических мыслей, можно выделить определенные системы политических взглядов, а именно материалистические и идеологические, светские и теологические, революционные, консервативные, либеральные и реакционные.

Политические мифы

В политике, политической деятельности достаточно распространены мифы, мифотворчество.

Сначала рассмотрим понятие мифа, мифологемы.

Политический миф — это реально существующее порочное представление о политических отношениях и действиях, сознательно или бессознательно дополненные разными абстрактными выдумками, выводами, фантазиями или и легендами.

Каждая страна, нация, народ имеют собственные, сформированные в определенной ситуации национальные мифы.

Поскольку политические мифы базируются на перекрученном, мистифицированном образе определенной политической, экономической или другой ситуации, они достаточно быстро распространяются. Часто мифы подносят к уровню официальной политики. Их всячески поддерживают, используют в качестве действенные средства манипулирования сознанием людей.

Мифы широко используют в политике, поскольку за ними легко скрыть настоящую цель субъекта политического процесса. Часто это удается благодаря тому, что тем, кому адресованы мифы, как правило, недостает достоверной, объективной информации о явлениях, которые неправильно интерпретируются, к тому же многим людям свойственная достаточно низкая политическая культура. Да, успешно распространяются мифы, связанные с "образом врага", "настоящей демократией", "жидомасонами" но др. Такие мифы в форме соответствующей информации проще воспринять на веру, чем попробовать разобраться в их сущности.

Мифы-обещания политики широко используют в практической деятельности, считая, что люди "проглотят" их как беспрекословную информацию.

Политические мифы по большей части персонифицированы, связанные с конкретными людьми (личностями). Поэтому их как средство манипулирования людьми (а то и обществом в целом) используют определенное время и именно такой, который они в состоянии влиять на сознание тех, для кого созданные.

Отдельные политические мифы существуют достаточно долго и успешно влияют на психологию людей. Это, например, мифы о любви подчиненных к вождю, королю, царю, лидеру партии. Или мифы о вере народа страны в определенную идею, идеологию. Такие мифы еще до недавнего времени успешно создавались и распространялись в странах так называемого социалистического лагеря, прежнем СССР. Они активно поддерживались идеологической пропагандой с помощью вигадок- манифестов наподобие Морального кодекса розбудовника коммунизма или Закона о борьбе с пьянством и алкоголизмом, а слишком многочисленных мифов о "родителях народа", "больших кормчих", "народных вождей", "избранников нации", "идеалы нации" но др. Творцами иллюзорных мифов были именно те, кого в действительности мало интересовал конкретный человек, нация, народ, "вождями" которого они стремились быть.

Политические традиции

Политические традиции — это обычаи и правила поведения в политической жизнедеятельности, которые сложились исторически и передаются от поколения к поколению. Другими словами, это уважение и соблюдение определенного политического порядка, форм политического действия, определена политическая практика. Такая практика конкретно историческая, присущая определенному народу, нации и неотделимая от них, их способа и особенностей жизни.

В сущности политические традиции являются важнейшими факторами формирования политической культуры человека (личности), социальной группы, класса, политической партии или объединения, нации, народа.

Политические традиции существуют в форме обычаев, определенных принципов и норм поведения, ритуалов и обрядов.

Различают политические традиции прогрессивные, регрессивные, консервативные и либеральные. Они передаются разными способами: устно, в письменном виде, зрительно и институционно.

Понятийный аппарат политической психологии включает такие основные (специфические) категории: субъект политики, политическая деятельность, политические отношения, психология лидерства, общественное мнение, мотивация политической власти, психология политических коммуникаций, политическое мышление.

1.4. Политическая психология и другие науки

Объективно есть все основания утверждать, что хотя политическая психология имеет существенные специфические особенности, однако есть інтегративною научной дисциплиной, поскольку много позаимствовала у других наук.

Политическая психология невзирая на специфические особенности в известной мере связана с другими науками, которые по-разному влияют на нее, детерминируют, предопределяют ее состояние, последующее развитие и перспективы.

Для того, чтобы найти общее и выделить особенное в психологии и других науках, следует постоянно совершенствовать научные задания и конкретный предмет исследования определенной науки.

Очевидно, что политическая психология имеет много общего в первую очередь с психологией и в известной мере является производной от нее наукой. Это объясняется тем, что предметом исследования психологической науки являются конкретные факты психологической деятельности, психологические свойства личности (характер, темперамент, волевые качества но др.), то есть психология изучает факты, закономерности, механизмы психики — внутреннего мира человека.

Политическую психологию целесообразно рассматривать в контексте трех основных групп психических явлений: психических процессов, психических состояний и психических свойств.

Поскольку наукой о закономерностях становления социально психологической реальности, ее структуре, механизм развития и функционирования является социальной психологией, то именно она теснее всего связана с политической психологией [43, с. 9]. Эти науки во многом совмещают предмет и задание, однако важнейшее, что обе они касаются определенным способом проблем общения, психологии личности, малой группы, принятия решений и тому подобное. Становление политической психологии, ее категориального аппарата связано в первую очередь с социальной средой, а потому такие категории, как роли, ценности, нормы, интересы, лидерство, социализация, конформизм, политическая социализация, реализация, политические факторы социализации, имеют в политической психологии доминирующее значение.

Политическая психология имеет много общего с социальной психологией еще и потому, что обе этих науки изучают закономерности поведения и деятельности людей. Отличие заключается лишь в потому, что политическая психология изучает такое поведение и деятельность в процессе политической деятельности, а социальная проникается проблемами поведения и деятельности людей, которая предопределяется их включением в социальные группы, а также исследует психологические характеристики этих групп. К тому же социальная психология как наука возникла из сочетания двух наук — социологии и психологии и фактически хранит граничащий статус. Конечно, отличаются и проблемы, которые составляют структуру обеих наук и какие они соответственно изучают.

Поскольку объектом политической психологии являются взаимоотношения субъектов политики, природа власти, механизмы и соответствующие условия достижения политических целей, то поняло, почему політико-пси- хологічні знания на протяжении тысячелетий формировались в пределах философии. Философия играет большую методологическую роль относительно политической психологии, поскольку в ее пределах раскрываются структура политического сознания, его связки с другими формами сознания (религиозной, научной но др.) и реальными политическими феноменами.

Для становления и развития политической психологии существенное значение имеет политическая антропология. Именно составляющими этой науки являются такие явления, как природа "человека политического", анализ политических отношений из позиций бытия человека.

Благодаря политологии политическая психология должна возможность исследовать психологические особенности функционирования основных категорий, субъектов политической системы, политическое участие, конфликты и консенсусы, гегемонию, политический плюрализм, демократию и другие феномены политического бытия. В политической психологии такие феномены приобретают психологическое содержание и особенности существования.

Эффективность политики зависит непосредственно от характера использования философского знания. Следовательно, политическая психология не может развиваться как научная дисциплина без учета особенностей развития такой философской науки, как философия политики, к тому же предметом этой науки является не что другое, как политическая власть во всех ее формах [43, с. 6]. Поскольку последняя имеет целью раскрыть общие закономерности политики, определить внутреннюю логику ее развития, связки с другими сферами общественной жизнедеятельности (экономической, духовной, социальной), можно считать, что философия политики изучает общее, тогда как политическая психология — особенное, а именно психологические особенности политических явлений, процессов и тому подобное.

Политическая психология функционирует и как определена составляющая социальной философии, поскольку охватывает исследование общества, социальных сообществ и слоев, социальных действий и взаимосвязей в обществе [178, с. 5].

Проблематика политической психологии тесно связана с вопросами, которые исследует социология — наука об обществе. С социологией политическую психологию соединяет изучение закономерностей, которые наблюдаются в общественных явлениях, а также поведения отдельных субъектов социально-политических процессов.

Развитие политической психологии невозможно без взаимодействия с социологией. Важнейший фактор такого взаимодействия заключается в том, что обе науки рядом с другими проблемами изучают гражданское общество, явления и процессы, которые наблюдаются в нем. И не просто наблюдаются, но и связанные с деятельностью человека, ее психологией и поведением.

Еще более тесная связь политической психологии с политической социологией, поскольку предметом последней являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политическими, социально-политическими потребностями, интересами, деятельностью личностей, социальных групп, этносов (народов), их организаций, движений и институтов [136, с. 9]. Политическая социология исследует социальные принципы политики, специфику массового сознания, ценностной системы общества, особенности и характер влияния социально экономических, демографических, социально профессиональных факторов на динамику социальных установок человека относительно политически значимых объектов.

В известной мере можно считать, что политическая психология во многом связана с конфликтологией, которая, по мнению отдельных специалистов, как специальная и фактически отдельная наука образовалась из сочетания социологии, психологии и других наук. Если считаться даже с определенной условностью самостоятельности конфликтологии как науками, необходимо помнить, что она рассматривает сущность, характер, причины зарождения и пути решения политических конфликтов; эффективно использует данные, теоретические модели и приемы кроме других наук и те, которые есть в политологии, политической психологии. В конечном итоге политику, политические процессы, политическую жизнедеятельность абсолютно невозможно представить без конфликтов, которые являются обязательным условием, атрибутом их существования.

С другими науками политическую психологию сближает определенное подобие понятийных аппаратов. Да, понятийный аппарат политической психологии достаточно близок к понятийному аппарату психологии, философии, политологии, социальной психологии и других научных дисциплин. В то же время он имеет и собственные, сугубо специфические понятия, особенность которых предопределена интеллектуально чувственными качествами. Само чувственное восприятие человеком политической ситуации приводит к тому, что в истории политики и политической деятельности существует так много логично непонятных политических действий [42, с. 91]. Именно это и следует учитывать, когда появляется потребность определить политическую психологию как отдельную, отличающуюся от других науку.

Контрольные вопросы

Содержание понятия "политическая психология", его генезис.

Предмет и метод политической психологии.

Основные направления развития политической психологии.

Предмет и метод исследования политической психологии.

Основные особенности политической психологии как науки.

Политические ценности, потребности, интересы, мысли, мифы и традиции.

Связь политической психологии с другими науками.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации