Реут В.Г. Обществоведение: Государство. Право. Права человека - файл n1.doc

приобрести
Реут В.Г. Обществоведение: Государство. Право. Права человека
скачать (69.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc364kb.09.04.2010 14:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Реут В.Г. Обществоведение.

ГОСУДАРСТВО. ПРАВО. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Понятие политики.

Политическая система. Государство.

Под названием «Политика» получили известность несколько работ Аристотеля, сведённые античными редакторами в один философский трактат. «Политика» была посвящена способам и формам организации власти в полисе, ведению домашнего хозяйства, происхождению семьи и воспитанию молодёжи. Аристотель называл человека существом политическим. Философ считал, что человек становится способным к реализации своих человеческих качеств только в организованном союзе с другими людьми. Государство у него выступает как общение свободных и равных граждан. Таким образом, Аристотель отождествлял понятия государства и общества. Он считал, что политика представляет собой возможность для всех членов общества пользоваться властью и подчиняться ей во имя достижения общественного блага и счастья.

В современном значении политика обозначает сферу отношений между большими социальными группами по поводу установления, организации работы и способов изменения власти в обществе и государстве.

Политическая культура – это исторически сложившаяся система политических отношений, а также процесс производства и воспроизводства составляющих её элементов в ряде сменяющих друг друга поколений.

Современная политическая типология (Г. Алмонд, С. Верба):

  1. Патриархальная политическая культура – свойственна обществу, в котором не сформировалась политическая система. Существуют жёсткие предписания

  2. Подданническая политическая культура – пассивное отношение к политической системе, когда народ признаёт особый авторитет и роль власти в жизни общества.

  3. Активистская политическая культура – отражает общественную ориентацию индивидов на активную роль в политической системе.

Совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга политических организаций, на основе которых формируется политическая власть, а также политические и правовые нормы, регулирующие отношения между ними, носят название политической системы общества. Политическая система имеет определённую структуру. В политическую систему общества входят:

  1. политические институты – государство, политические партии, общественные организации;

  2. политические действия – выборы, референдумы, митинги, войны, революции;

  3. политическое сознание – представления различных социальных групп об идеале государственного устройства и способах удовлетворения своих интересов.

Основным элементом политической системы общества является государство, которое понимают как политическую организацию, обладающую верховной властью на определённой территории. Рассмотрим теории происхождения государства, которые получили наибольшее распространение.

Теория естественного происхождения была предложена древнегреческими философами. Согласно Аристотелю, государство возникает в результате взаимодействия природных и социальных факторов. Разрастаясь, семья превращается в селение, несколько селений создают полис. Политическая власть разделяется естественным способом. Некоторые люди от рождения склонны к тому или иному поведению – к господству или подчинению. Государство представляет собой общение людей ради достижения всеобщего блага, которым является политическая справедливость.

Большинство мыслителей Древней Греции исходили из того, что человеческий разум и жизнь общества в целом подчинёны законам мироздания. По этой причине законы, которые принимаются в государстве, должны находиться в гармонии с Космосом и служить отражением всеобщего порядка вещей. Только в таком государстве граждане станут добродетельны.

Теория общественного договора возникла в Новое время. Она представляет собой учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного договора между людьми. Согласно Т. Гоббсу, до появления государства не существовало общей власти, законов и справедливости. Отношения в обществе были основаны на разуме, нравственности и естественных законах, которые сводились к общему правилу: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе». Естественные законы не обладали принудительной силой и не являлись обязательными. Они были не в состоянии гарантировать человеку личную безопасность и сохранность имущества. Свобода человека не была ничем ограничена и не предполагала установление ответственности за нарушение естественных законов. В своей работе «Левиафан», Т. Гоббс утверждал, что вследствие эгоистической природы человека, постоянным состоянием общества была «война всех против всех». В конечном итоге, люди осознали необходимость учреждения государственной власти и передачи ей части своих прав, для обеспечения общественной безопасности.

По мнению Т. Гоббса, для того чтобы обуздать человеческие пороки и установить общественный порядок, государство должно обладать неограниченной властью и держать всех граждан в страхе и повиновении. Философ сравнивает государство с библейским чудовищем Левиафаном, «пожирающим людей целиком». Лучшей формой государства он считал абсолютную монархию. В наше время, многие исследователи видят в Т. Гоббсе апологета тоталитаризма.

Другой приверженец теории общественного договора Дж. Локк считал, что договорные отношения людей с государством – это процесс, основанный на принципе согласия. Государственная власть должна быть ограничена и иметь свои пределы. Гражданами управляют не органы власти, а законы, которым подчиняется и само государство. Народ является единственным источником власти и вправе свергнуть деспотического правителя, который нарушает условия общественного договора. У Дж. Локка государство играет роль «слуги» и «ночного сторожа», охраняющего спокойствие граждан. Впоследствии, идеи философа были положены в основу теории правового государства и гражданского общества.

Теория классового происхождения была выработана К. Марксом. Согласно его концепции, государство появилось в результате изменения социально-экономических отношений, возникновения классов и обострения борьбы между ними. По мнению К. Маркса, государство выступает в качестве механизма принудительной власти богатых над неимущими. Государство и право являются закономерным атрибутами общественно-экономических формаций основанных на частной собственности: рабовладельческого общества, феодализма, капитализма. В период родового строя частная собственность ещё не сформировалась, поэтому причины для возникновения государства отсутствовали. В будущем, уничтожение частной собственности как основы социальных классов повлечёт за собой отмирание государства и права, создаст условия для перехода к бесклассовому коммунистическому обществу.

Теория классового происхождения оказывает значительное влияние на современное понимание сущности государственной власти. В исторических дисциплинах до сих пор используется деление на типы государства в соответствии со способом производства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Случается, что в учебных пособиях по обществоведению, причины возникновения государства, названные К. Марксом, приводятся как общепринятые:
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации