Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие
скачать (1654.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1655kb.08.07.2012 14:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
АКАДЕМИЯ CПЕЦСВЯЗИ РОССИИ

П. И. ОБРАЗЦОВ, В. М. КОСУХИН

ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

Учебное пособие

Орел 2004

ББК 74.58

О-23-3

Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.

Рецензенты:

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

доктор педагогических наук, профессор В. П. Давыдов;

доктор педагогических наук, профессор А. И. Уман;

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы” и позволяет реализовать в Академии Спецсвязи России дополнительную профессиональную образовательную программу.

В учебном пособии с учетом достижений современной педагогики рассматриваются научно обоснованные пути и условия решения актуальных проблем дидактики высшей военной школы; в обобщенном виде излагается материал по вопросам научной организации деятельности военного преподавателя, проектирования, разработки и применения им современных технологий обучения, реализации в учебном процессе различных дидактических методов, форм и средств. При раскрытии дидактических проблем используются идеи социальных наук, находящихся на стыке с педагогикой, а также передовой опыт организации учебного процесса в военных вузах Российской Федерации.

Содержание пособия обеспечивает подготовку педагогических кадров высшей квалификации по блокам общепрофессиональных, дополнительных психолого-педагогических и специальных дисциплин ГОС ВПО. Оно адресовано адъюнктам, слушателям факультета дополнительного образования и повышения квалификации, а также рекомендовано к использованию для самообразования преподавательского состава академии.

Обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании редакционно-издательского совета Академии, протокол № 5 от 24 мая 2002 г.

© Академия Спецсвязи России, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел 1. Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе

Глава 1. Педагогический процесс как система и целостное явление

Понятие о педагогических системах. Педагогический процесс в военном вузе как система

Педагогический процесс как целостное явление

Глава 2. Обучение как способ организации педагогического процесса в военном вузе

Общая характеристика процесса обучения

Система дидактических принципов и их содержание

Глава 3. Методы, формы и средства обучения в высшей военной школе

Методы обучения: сущность, функции и классификация

Характеристика основных форм и средств обучения

Раздел 2. Дидактические основы разработки и применения в военном вузе современных технологий обучения

Глава 4. Технологии обучения в системе высшего военно-профессионального образования

Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура

Информационные технологии обучения в высшей военной школе

Глава 5. Дидактические основы информационно-технологического обеспечения учебного процесса в военном вузе

Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса

Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда как основа информационно-технологического обеспечения учебного процесса

Глава 6. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения в военном вузе

Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала как важнейшие этапы проектирования технологии обучения

Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала, обоснование системы управления познавательной деятельностью обучающихся в рамках технологии обучения

Глава 7. Дидактические основы оценки эффективности применения в военном вузе технологии обучения

Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация

Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса

Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в военном вузе

Раздел 3. Дидактические возможности применения в военном вузе различных методов обучения

Глава 8. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала

Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения

Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения

Глава 9. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей военной школе

Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в военном вузе

Разновидности семинарских занятий в вышей военной школе, особенности их проведения

Глава 10. Основы организации и проведения практических и лабораторных занятий в военном вузе

Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения

Лабораторный практикум как разновидность практического занятия

Глава 11. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей военной школе

Дидактические основы организации и проведения игрового обучения в военном вузе

Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения.

Глава 12. Метод самостоятельной работы, особенности его использования в военном вузе

Самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя

Консультирование как особая форма учебной работы в военном вузе

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие призвано восполнить дефицит учебной литературы, необходимой для повышения профессиональной психолого-педагогической компетенции преподавателей высшей военной школы. Подготовка педагогов для вузов Федерального агентства правительственной связи и информации осуществляется сегодня, как правило, в системе их профессионального образования (подготовки научно-педагогических кадров, разнообразных курсов повышения квалификации и переподготовки, путем обмена передового опыта), а также в рамках самообразования. Специальной литературы для этих целей издается мало, что в целом не способствует повышению качества профессиональной подготовки специалистов для высшей военной школы.

Авторами учтен опыт создателей подобных изданий и подготовлено учебное пособие, отвечающее государственным требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”. Это нашло отражение в содержательном и в структурном его построении. Пособие разработано в соответствии с учебной программой курса “Психология и педагогика высшей военной школы” для адъюнктов и учебной программой курса “Введение в педагогическую профессию” для слушателей факультета дополнительного образования и повышения квалификации Академии ФАПСИ.

В качестве методологических основ подготовки учебного пособия были использованы подходы, рассмотренные в работах современных отечественных педагогов-исследователей В. С. Аванесова, В. П. Беспалько, В. Н. Герасимова, В. П. Давыдова, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, И. А. Липского, В. Г. Михайловского, Н. Д. Никандрова, П. И Пидкасистого, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, С. А. Смирнова, Н. В. Талызиной, В. А Якунина и других.

Новизну книге придает включение в ее содержание раздела, в котором освещаются особенности проектирования, конструирования и применения в военном вузе профессионально-ориентированных технологий обучения. Наряду с этим в содержание глав включены инновационные педагогические сведения, призванные раскрыть перед преподавателями пространство научных поисков и побудить к включению в процесс педагогического творчества.

По своей структуре учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых имеет вполне самостоятельное назначение. Самоконтроль за ходом формирования педагогических знаний обеспечен в конце каждой главы пособия системой вопросов и заданий, корректирующих процесс усвоения учебного материала.

Авторы полагают, что содержание пособия будет использовано творчески применительно к решению многоплановых педагогических задач в военном вузе, так как научный поиск, активное овладение современной психолого-педагогической теорией и практикой являются той основой, которая может обеспечить востребованность изложенных в книге положений.

Раздел 1. Организационно-педагогические основы обучения в военном вузе

Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА И ЦЕЛОСТНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Понятие о педагогических системах. Педагогический процесс в военном вузе как система

При овладении военным преподавателем педагогическими знаниями важное методическое и практическое значение имеет рассмотрение педагогического процесса как системы. Это позволяет ему, во-первых, в комплексе представить взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов, которые в совокупности определяют весь процесс подготовки курсантов и слушателей в вузе; во-вторых, уяснить требования объективных закономерностей, проявляющихся в педагогическом процессе, присущие ему противоречия; учесть типичные трудности, которые приходится преодолевать педагогу в работе с людьми, и на этой основе научно, рационально и творчески строить свою деятельность по обучению, воспитанию и личностному развитию обучающихся; в-третьих, ясно осознать свою роль в педагогическом процессе и четко определить свое место в многогранной и сложной учебно-воспитательной работе с курсантами и слушателями. Не менее важным для военного педагога является представление педагогического процесса как целостного явления, имеющего свои закономерности, принципы, особенности и психолого-педагогические условия организации. Первая глава учебного пособия будет посвящена рассмотрению этих вопросов.

Понятие “педагогическая система” является ключевым в современной как общей, так и военной педагогике. Дело в том, что именно системный подход, избранный в качестве методологического инструмента, позволяет рассматривать педагогический процесс, при всем его своеобразии и неповторимости, как целостность, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов и подчиняющуюся общему закону организационного строения и функционирования любой системы.

Поясним смысл, вкладываемый в понятие “система”, и что следует понимать под системным подходом к рассмотрению педагогических явлений.

Система (греч. – целое) – научное понятие, выражающее совокупность элементов, выделенных на основе определенных признаков, объединенных общей целью функционирования и управления, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. В литературе встречается и более простое определение. Система – это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов. В качестве примера можно рассмотреть всем хорошо известное соединение H2O (воду), структурно состоящее из водорода и кислорода. Первый из этих элементов горюч, второй поддерживает горение, а в совокупности они образуют совершенно негорючее соединение. В любой системе обычно стремятся выделить ее системные качества (которые отсутствуют у отдельных элементов, но рождаются за счет их взаимосвязи), состав (компоненты, подсистемы, части, элементы), структуру (особый характер связи частей в целое), а также функции, связи со средой, историю, характер функционирования и развития, соотношение естественных изменений и сознательного управления.

Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, технические и социальные, статические и динамические, открытые и замкнутые. Однако все их объединяет одно общее: каждая представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.

Под структурой системы следует понимать, во-первых, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе; во-вторых, относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Обобщая сказанное, можно выделить ряд ведущих признаков, посредством которых системы могут быть описаны как целостное образование:

– наличие системных качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему;

– составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система;

– структуры, т. е. определенных связей и отношений между частями и элементами;

– функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов;

– коммуникативных свойств системы, проявляемых в двух формах: в форме взаимодействия со средой и взаимодействия данной системы с суб- и суперсистемами, т. е. системами более низкого или высокого порядка, по отношению к которым она выступает как часть (подсистема) или как целое;

– историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

При этом следует указать, что только наличие совокупности всех перечисленных признаков свидетельствует о возможности рассматривать педагогическую систему как целостное образование. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует военного педагога на раскрытие целостности изучаемого объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в одну теоретическую картину.

Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов (все их выявить и учесть невозможно, да и не требуется), установление, классификацию и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, обеспечивающих соединение разных элементов в единую систему.

Системный подход позволяет военному педагогу при изучении любого объекта выявить структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) системы, основные принципы управления ею.

К числу основных требований системного подхода относятся следующие:

– выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

– анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

– исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды;

– изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

– обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы;

– рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности.

На основании этого определяем, в чем состоит качественное своеобразие педагогических систем и их отличие от других существующих.

Во-первых, педагогические системы являются социальными системами; во-вторых, согласно теории систем, они относятся к наиболее сложным с точки зрения уровня организации, т. е. выделения отдельных компонентов (элементов, частей), и с точки зрения выявления их структуры (системообразующих связей); в-третьих, в данных системах огромную роль играет наличие специфических целей (дидактических, воспитательных, развивающих), обратных связей и управления.

Качественное своеобразие педагогических систем заключается также в следующем:

1. Педагогические системы целостны, поскольку подчинены единым законам организации деятельности в целях образования, воспитания, обучения, полноценного развития личности и в логике организации деятельности взаимодействующих субъектов систем. От общей активности и взаимодействия в решении задач и от успешности совместного использования средств обучения, воспитания, развития и психологической подготовки как сотрудничающих педагогов, так и обучающихся, взаимосвязанных между собой, зависят результаты обученности и воспитанности, уровень становления личности каждого субъекта педагогической системы.

2. Педагогические системы это социально открытые и целесообразные системы. Они адаптивны к новой информации, новым научно-методическим знаниям, социальным требованиям к образованию и человеку, нравственным идеалам. Их цели связаны с конкретным культурно-образовательным пространством, социально-экономическими потребностями общества, его “социальным заказом” на определенный тип общественного поведения, профессиональной и социальной компетентности личности. Их отличает совместимость с другими системами, устойчивость обратной (информационной) связи, наличие уровней иерархии социального управления.

Функционирование педагогических систем как целого достигается специальным управлением: анализом состояния системы; планированием приемлемых путей достижения поставленных целей; организацией относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющих подсистемах; координацией направлений деятельности в подсистемах; контролем и оценкой достигнутого.

3. Педагогические системы динамичны. Они эволюционируют во времени, изменяются и самосовершенствуются в своем предмете труда – деятельности педагогов и обучающихся, воспитателей и воспитываемых; продукте труда – информации (содержании, основных идеях, принципах, формах, средствах организации обучения и воспитания); педагогическом осмыслении социальных и организационных условий, функций, результатов воспитания, обучения, социального управления процессом развития и подготовки человека к жизни в обществе [25].

Таким образом, педагогические системы характеризуются назначением, целями, содержанием, принципами реализации, решаемыми задачами, используемыми методами, средствами и формами, функциями действия и взаимодействия, основными свойствами и динамикой связей внутри себя и с окружающим миром. Приведем обобщенное определение понятия педагогических систем.

Педагогические системы относительно устойчивые совокупности функционально связанных и упорядоченных элементов (компонентов) деятельности ее субъектов, взаимодействующих в целях достижения заранее определенных результатов образования, воспитания, обучения и развития человеческой индивидуальности и личности.

Исходя из изложенных позиций рассмотрим педагогический процесс в военном вузе как педагогическую систему.

Педагогический процесс – это целенаправленная, специально организованная система учебной и воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава, руководства вуза и общественных организаций по подготовке в нем квалифицированных военных специалистов с развитыми профессионально значимыми и личностными качествами.

По своей сущности педагогический процесс в военном вузе – это процесс социальный, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны на уровне надежной разумной достаточности.

Социальный заказ общества выражается в общей цели педагогического процесса – обеспечении всестороннего личностного развития будущего офицера, подготовленности его к успешному решению профессиональных задач в соответствии с полученной в вузе квалификацией. Указанная цель является исходным моментом, обусловливающим функционирование педагогического процесса в военном вузе как системы. При этом следует иметь в виду, что цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т. е. внешней силы по отношению к ней.

Структурными компонентами педагогического процесса в военном вузе как системы являются задачи, решаемые в высшем учебном заведении при подготовке квалифицированных специалистов, содержательная структура (составные части), организационная структура, субъекты (преподаватели) и объекты (обучающиеся) системы, а также результаты их взаимодействия (рис. 1.1).

Практика показывает, что эффективность функционирования педагогического процесса в военном вузе как системы, качество подготовки его выпускников во многом зависят от степени осознания педагогами, курсантами и слушателями задач обучения, воспитания, психологической подготовки и личностного развития будущих офицеров.

Задачи педагогического процесса вытекают из общей цели военного образования и направлены на ее достижение. Среди основных целесообразно выделить целенаправленное формирование будущего офицера как гражданина, глубоко преданного своему Отечеству, обладающего высокими нравственными и профессионально значимыми качествами, сознательно и безупречно выполняющего требования военной присяги и воинских уставов, мастерски владеющего боевой техникой и оружием, готового отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь для защиты Родины; воспитание у него гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, своей семье; обеспечение выпускника вуза системой знаний, навыков и умений, позволяющих ему успешно решать профессиональные задачи любой сложности в условиях мирного и военного времени; создание благоприятной обстановки для целенаправленного развития его духовных сил, интеллектуальных и физических качеств; выработка у будущего офицера эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя и др.

Задачи педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов и объектов этой сложной системы.



Рис. 1.1. Структура педагогического процесса

Субъекты педагогического процесса – профессорско-преподавательский, руководящий, научно-исследовательский составы учебного заведения, офицеры воспитательных структур, а также общественные организации, функционирующие в военном вузе.

Ведущая роль в организации педагогического процесса в вузе по праву принадлежит преподавателю, который активно взаимодействует с курсантами и слушателями с целью обеспечения их знаниями, навыками и умениями, формирования ценностных ориентиров, профессионально значимых и психологических качеств личности, взглядов, убеждений, способов мышления и действий в соответствии с теми задачами, которые им предстоит выполнять по роду своей будущей военно-профессиональной деятельности.

Руководящий и научно-исследовательский состав, специалисты различных отделов и служб военного вуза также участвуют в педагогическом процессе, обеспечивая все его стороны – учебную, воспитательную, служебную, общественную, материальную, укрепления дисциплины, повседневных отношений, личностного развития, быта и досуга обучающихся и т. д.

Объектом педагогического процесса и одновременно его субъектом выступает курсант (слушатель). Особенность объекта состоит в том, что обучающиеся – это взрослые люди со своими взглядами, сильными и слабыми сторонами. Их отличают большая любознательность, эмоциональная, волевая и физическая зрелость, широта интересов, смелость в суждениях и поступках, социальная активность, стремление к общению, желание утвердить себя в коллективе и т. п.

Вместе с тем у ряда курсантов и слушателей в молодом возрасте обнаруживаются завышенная самооценка своих личностных качеств и знаний, недостаточная организованность и дисциплинированность, беззаботность, эгоизм, неуважение требований воинских уставов, морали и этики. Вот почему наряду с обучением, психологической подготовкой и личностным развитием значительное внимание в педагогическом процессе отводится воспитанию данной категории обучающихся.

Особое значение в условиях высшего военно-учебного заведения приобретает такой объект педагогического процесса, как курсантский коллектив. Исходя из этого каждому педагогу приходится тщательно изучать особенности его психологии, структуру взаимоотношений и умело направлять усилия свои и курсантского коллектива на решение задач профессиональной подготовки будущих офицеров.

Характер задач педагогического процесса в военном вузе определяет содержание его составных частей – обучения (самообразования), воспитания (самовоспитания), психологической подготовки и личностного развития. Раскроем кратко сущность каждого из названных компонентов.

Обучение – целенаправленный организованный процесс совместной деятельности преподавателей и обучающихся, в ходе которого курсанты и слушатели овладевают знаниями, навыками и умениями, предусмотренными учебной программой. Преподаватели при этом руководят познавательной и практической деятельностью обучающихся, побуждают их к активной работе, развивают умение самостоятельно приобретать новые знания и навыки, ориентироваться в быстро растущем потоке научной и социальной информации.

Воспитание – целенаправленное организованное формирование у курсантов и слушателей научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, высоких морально-психологических, боевых и других профессиональных качеств, эстетического отношения к действительности, руководство их физическим развитием. Воспитание осуществляется не только во время учебных занятий, но и во внеучебное время путем проведения различного рода мероприятий, включения курсантов и слушателей в активную общественную деятельность, поддержания в вузе и учебных подразделениях порядка, предусмотренного воинскими уставами.

Развитие – целенаправленный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности курсантов и слушателей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их военной профессии и условиям службы. Развитие выражается в формировании способности анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, т. е. всего, что составляет основу творческого мышления, а также способности максимально напрягать свои физические силы. При этом осуществляется не только совершенствование у курсантов и слушателей уже существующих психических функций, но и возникновение новых структур психической деятельности, новых психических и физических качеств, соответствующих характеру решаемых задач и условиям военной службы.

Психологическая подготовка – целенаправленный организованный процесс формирования у курсантов и слушателей положительного эмоционального отношения к воинскому труду, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с их деятельностью в мирное и военное время, соответствующей эмоционально-волевой устойчивости. Психологическая подготовка осуществляется в ходе обучения и воспитания, но кроме общих требует и организации в вузе специальных учебно-воспитательных мероприятий.

Самовоспитание – целенаправленная сознательная деятельность курсанта (слушателя) по совершенствованию и формированию в себе качеств, необходимых для выполнения общественного и служебного долга.

Самообразование – целенаправленная самостоятельная работа по приобретению, углублению и совершенствованию знаний, навыков и умений.

По своему содержанию все названные компоненты педагогического процесса органически связаны между собой. Воспитание придает обучению, развитию, психологической подготовке социальную направленность и выступает в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей. В ходе обучения решаются не только образовательные задачи, но и осуществляются воспитание, развитие и психологическая подготовка обучающихся. Органическая связь и единство воспитания, обучения, образования, развития и психологической подготовки не означает тождества этих процессов. Между ними существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая взаимосвязь. Вместе с тем общность цели – подготовка в вузе профессиональных офицерских кадров – объединяет их в единое понятие: педагогический процесс.

Каждый из элементов функционально-содержательной структуры педагогического процесса представляет собой, по существу, относительно самостоятельную подсистему, имеющую свои цели, задачи, содержание, закономерности, принципы, методы, формы и средства, а также характеризующие ее результаты.

Для примера рассмотрим процесс воспитания как подсистемы педагогического процесса в военном вузе. Воспитание наряду с обучением, развитием и психологической подготовкой призвано формировать будущего специалиста как гражданина, патриота, обладающего комплексом ценностей, идей, нравственных и профессионально значимых качеств, необходимых для реализации в будущем своих профессиональных функций. Решению этих задач соответствует и содержание воспитания курсантов и слушателей военного вуза, включающее в качестве составных частей государственно-патриотическое, военно-профессиональное, духовно-нравственное, социально-правовое, эстетическое, семейное, экологическое, физическое и другие виды воспитания. Каждое из этих направлений реализуется с учетом его особенностей, непосредственных задач, средств, методов взаимодействия преподавателя и обучающихся. Процессуальная сторона воспитания как подсистемы педагогического процесса выражается характером взаимодействия между его субъектами и объектами. Причем субъекты педагогического процесса в целом и его составной части – воспитания – одни и те же. Взаимосвязи между ними сложны и многообразны. Воспитатели оказывают целенаправленное систематическое педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю воспитываемых в интересах формирования всего комплекса профессионально значимых качеств личности будущего офицера. Это воздействие может быть прямым (непосредственным), если оно обращено к конкретной личности, курсантскому коллективу, когда есть прямой контакт воспитателя и обучающегося, воспитателя и членов коллектива. Воздействие может иметь опосредованный характер, если осуществляется путем использования в интересах воспитания условий учебы, службы, быта, досуга курсантов и слушателей.

Особенность взаимодействия субъектов и объектов в процессе воспитания состоит в том, что курсанты и слушатели специфически воспринимают и реагируют на воздействия воспитателей. Восприятие и переработка ими внешних воздействий протекают под влиянием их потребностей, мотивов, убеждений, привычек и других внутренних факторов. Все курсанты и слушатели выступают одновременно и субъектами и объектами воспитательного процесса. Воспитательные воздействия они трансформируют исходя из своих взглядов, интересов, жизненного опыта. Положительно воспринятое воздействие обогащает сознание и чувства курсанта (слушателя), укрепляет его волю, развивает как индивида, личность, субъекта воспитательной деятельности, индивидуальность. В том числе осуществляется формирование нравственных и профессионально значимых качеств личности, потребностей и интересов будущего военного специалиста. Такова диалектика взаимосвязи внешних воспитательных воздействий и их отражения объектами педагогического процесса в рассматриваемой нами ее подсистеме.

Эффективность воспитательного воздействия определяется также следующими факторами: насколько полно в воспитательной практике реализуются требования принципов воспитания, как грамотно, с учетом особенностей объекта и конкретных условий подбираются наиболее рациональные методы, формы и средства воспитательной работы.

Результатом совокупности воспитательных воздействий является широкий спектр знаний и ценностных ориентаций курсантов и слушателей, которые, слившись с чувствами и волей, образуют убеждения, которые, дополненные привычками поведения, превращаются в соответствующие качества военного специалиста-профессионала. Свои особенности имеют и другие составные части (подсистемы) содержательной структуры педагогического процесса.

Основными элементами организационной структуры педагогического процесса как системы являются теоретическая и практическая подготовка курсантов и слушателей во время учебных занятий; педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и иной деятельности обучающихся; воспитательная, культурно-досуговая и спортивно-массовая работа; стажировка в частях и структурных подразделениях силовых министерств и ведомств.

Результатом функционирования педагогического процесса как системы в целом выступают знания, навыки и умения курсантов и слушателей, их военно-профессиональные (специальные), нравственные и физические качества, сплоченность учебных коллективов, здоровый нравственно-психологический климат.

Характерной чертой педагогического процесса в военном вузе является особая цикличность его функционирования. Основным циклом является учебный год, который состоит из двух периодов – зимнего и летнего. В структуре педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых с учетом специфики различных категорий обучающихся и курсантских групп решаются частные педагогические задачи, определяемые программами и планами учебной и воспитательной работы, расписаниями занятий и другими документами. Зимний и летний периоды обучения завершаются итоговыми экзаменами, которые позволяют оценить качество подготовки каждого обучающегося и курсантских коллективов.

К особенностям педагогического процесса в военном вузе как системы относятся профессиональная направленность и практический характер учебно-воспитательной работы, ее тесная связь со служебно-боевой и общественной деятельностью обучающихся; органическое единство теоретической и практической подготовки; индивидуальной и коллективной работы; многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер; ведущая роль профессорско-преподавательского состава в его осуществлении и др.

Одним из важнейших направлений повышения качества и эффективности педагогического процесса в военном вузе является его интенсификация на основе правильного сочетания традиционных и инновационных подходов, внедрения новых технических средств обучения. Это достигается за счет предельно конкретной постановки учебно-воспитательных задач; рационального планирования учебной и воспитательной работы; тщательного отбора содержания учебного материала; эффективного использования учебного и внеучебного времени; применения современных технологий обучения и методик воспитания; обеспечения четкости и высокой организованности в работе; постоянного поиска и внедрения достижений научно-технического прогресса.

К важному направлению совершенствования педагогического процесса как системы относится его гуманизация, которая призвана обеспечить каждому его участнику достойное, уважительное, благоприятное положение. Гуманизация предполагает высокое общественное признание каждого военного педагога и обучающегося, гарантию их социальной защищенности, проявление индивидуальности, внимание к их внутреннему миру, удовлетворение материальных потребностей и духовных интересов.

С гуманизацией неразрывно связана демократизация педагогического процесса, которая создает такие условия, чтобы каждый его участник стал активным действующим лицом этого процесса. Демократизация – это искоренение любых проявлений формализма, косности, пассивности, бюрократизма в обучении и воспитании курсантов и слушателей, в организации их службы, жизни и деятельности. Это повышение общественной и учебной активности обучающихся, их заинтересованной причастности к делам учебной группы, учебного заведения. И самое главное – реализация духовного потенциала всех участников педагогического процесса в интересах повышения его эффективности.

1.2. Педагогический процесс как целостное явление

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения, воспитания и развития: учитель учит, а воспитатель воспитывает и развивает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения, воспитания и развития личности. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов учебной деятельности и считал, что от комбинации основных элементов всякой школы более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.

Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н. Ф. Бунакова, П. Ф Лесгафта, В. П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.

Большой вклад в развитие понимания целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко.

Однако, начиная с 30-х годов, основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения, воспитания и развития как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями образовательной практики, возобновился в середине 70-х годов. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и другие). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и другие) едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.

Важный вклад в развитие целостности педагогического процесса в условиях высшей военной школы внесен А. В. Барабанщиковым, В. И. Вдовюком, В. П. Дывыдовым, Н. С. Кравчуном, И. Д. Ладановым, Н. Ф. Феденко, Л. Ф. Железняком и другими учеными. Ими была обоснована структура целостного педагогического процесса в военном вузе, включающая обучение, воспитание, развитие (умственное и физическое) и психологическую подготовку будущих офицеров.

Рассмотрим сущность и особенности педагогического процесса как целостного явления.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс в военном вузе предполагает такую организацию жизнедеятельности курсантов и слушателей, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям, оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю и др.

Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс в военном вузе не сводим к единству процессов обучения, воспитания, личностного развития и психологической подготовки, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, физического и других видов воспитания как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями военных педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности курсанта (слушателя) и специально организуемыми влияниями на него педагогов.

Основные аспекты целостности педагогического процесса.

В содержательном плане целостность педагогического процесса в военном вузе обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования – не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса, а также функций психологической подготовки.

В организационном плане педагогический процесс в военном вузе приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

– процесса освоения, проектирования и конструирования содержания образования и учебно-материальной базы;

– процесса делового взаимодействия педагогов и обучающихся по содержанию образования, усвоение которого обучающимися и является основной целью этого взаимодействия;

– процесса взаимодействия педагогов и обучающихся на уровне личностных отношений (неформальное общение);

– процесса освоения курсантами и слушателями содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание);

– процесса психологической подготовки обучающихся с целью формирования у них положительного отношения к воинскому труду, увлеченности, внутренней готовности к преодолению трудностей, связанных с деятельностью офицера в мирное и военное время, соответствующей эмоционально-волевой устойчивости.

Все перечисленные аспекты охватывают педагогический процесс в его целостности. Теперь рассмотрим, как проявляется это качественное своеобразие педагогического процесса через его законы и закономерности.

Наиболее общая устойчивая тенденция образования как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это главный закон реализации педагогического процесса, с которым тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Среди них целесообразно указать на зависимость эффективности педагогического процесса в военном вузе от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т. п.). Во многом эти условия определяются социально-экономическим положением в стране, а также действиями субъективного фактора – руководителей вуза, профессорско-преподавательского состава, офицеров командных и воспитательных структур. К важным следует отнести зависимость педагогического процесса в военном вузе от требований современной войны, уровня развития боевой техники и оружия, способов их применения, развития военной науки и практики. Объективной является зависимость результатов педагогического процесса от особенностей взаимодействия его участников. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям курсантов и слушателей и др.

Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются его содержанием и т. д.

Педагогический процесс в военном вузе – это сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс. На него оказывают влияние самые различные факторы – внутренние и внешние, объективные и субъективные, долговременные и ситуативные, – поэтому в этом процессе своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня и порядка. Высший уровень составляют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. В педагогическом процессе своеобразно проявляются закономерности развития общества, формирования личности и коллектива, познавательной деятельности и др. И, конечно, ему присущи педагогические закономерности, комплексно выражающие наиболее существенные связи и отношения этого процесса.

Остановимся только на специфических педагогических закономерностях.

Ведущей из них является единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и личностного развития.

Единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования), психологической подготовки и развития не означает их тождество. Каждый из этих процессов имеет свою качественную определенность. Эффективность педагогического процесса в большей степени зависит от учета специфики всех его сторон, глубокого понимания всеми субъектами их сущности и особенностей.

Единство составных частей педагогического процесса в военном вузе не возникает стихийно, его достижение требует настойчивых, систематических усилий со стороны всех участников. Важно также, что только обеспечение указанного единства в практике учебной и воспитательной работы ведет к достижению общей цели педагогического процесса – всесторонней подготовке будущего офицера к успешному решению возложенных на него профессиональных задач.

Одной из специфических закономерностей педагогического процесса является соответствие организуемых воздействий преподавателей и всех субъектов педагогического процесса характеру деятельности обучающихся, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени сплоченности курсантского коллектива. Эта закономерность выражает направленность действий всех субъектов педагогического процесса, стремление учесть внутренние силы курсантов и слушателей. Их деятельность, с одной стороны, должна максимально соответствовать задачам, решаемым учебной группой, а с другой стороны – индивидуальным и групповым особенностям ее членов, их индивидуальной и групповой деятельности, физическим и интеллектуальным возможностям, уровню обученности и воспитанности.

Раскрывая взаимодействие субъектов и объектов педагогической деятельности в военном вузе, следует подчеркнуть, что главная особенность, своеобразие объектов состоит в том, что они одновременно являются субъектами учебной и воспитательной деятельности. Поэтому одна из основных задач военных преподавателей на всех этапах формирования личности курсанта (слушателя) – помочь ему найти себя, активно включиться во все сферы жизни и деятельности учебного коллектива, сформировать активную гражданскую позицию. Наряду с этим субъект воздействия – педагог – в ходе взаимодействия с обучающимися не только учит и воспитывает их, но и сам воспитывается, учится, приобретает новые качества, совершенствует свое педагогическое мастерство.

Следующей педагогической закономерностью является моделирование (воссоздание) в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов. Эта закономерность требует, чтобы педагогический процесс в военном вузе соответствовал ее особенностям и характеру. При моделировании будущей деятельности специалистов ФАПСИ (ФПС, МВД), как свидетельствует опыт, особое внимание целесообразно уделить созданию сложной, напряженной обстановки, преодолению условностей и упрощений на занятиях.

Все закономерности педагогического процесса взаимосвязаны между собой, проявляются через массу случайностей, что существенно его усложняет. Вместе с тем, выступая в виде устойчивых тенденций, эти закономерности четко определяют направления работы военных педагогов и обучающихся, воспитателей и воспитываемых.

Наряду с общими закономерностями, целостный педагогический процесс в военном вузе находит свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в своих принципах. Они отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направления и в конечном итоге помогают военному преподавателю творчески подойти к построению целостного педагогического процесса. В данном случае необходимо указать, что речь идет только о тех принципах, которые выражают общие подходы, определяющие особенности организации процессов обучения, воспитания, психологической подготовки и личностного развития в их единстве. Каждый из указанных далее принципов имеет свои особенности реализации в рамках названных компонентов целостного процесса.

В контексте целостного педагогического процесса В.А. Сластенин выделяет две группы принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью обучающихся [74].

Принципы организации целостного педагогического процесса

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательной работы в военном вузе задачам формирования всесторонне развитой личности будущего офицера.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение к методам педагогической деятельности и деятельности обучающихся. Согласно этому педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности обучающихся, формирование у них умений и навыков научного поиска, ознакомление со способами научной организации учебного труда, чему способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора. Такое обучение позволяет обеспечить формирование у курсантов и слушателей умений наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и т. п.

Научно обоснованное построение целостного педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, сообразно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Точнее, реализация названного принципа в военном вузе требует организации деятельности, в которой курсанты и слушатели убеждались бы в истинности и жизненной силе приобретенных знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса в военном вузе является принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив, который предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации целостного педагогического процесса. Сама природа этого процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных и психологических качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.

В организации деятельности курсантов и слушателей военный педагог играет ведущую роль. Его педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у них активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда возрастает значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучающихся.

Важную роль в организации целостного педагогического процесса в военном вузе играет принцип сознательности и активности в нем самих обучающихся. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельностной сущности.

Важнейший принцип организации познавательной деятельности – уважение к личности обучающегося в сочетании с разумной требовательностью – вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности курсанта (слушателя). Здесь две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Практическая реализация этого принципа тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Успешная реализация последних двух принципов возможна лишь при соблюдении еще одного – согласованности требований военного вуза, коллектива и общественности.

В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание курсантов и слушателей, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. С этим принципом теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации их деятельности. Организующим принципом руководства деятельностью курсантов и слушателей является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания, психологической подготовки и личностного развития. Его реализация справедливо связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, введение новых знаний в структуру личностного опыта обучающихся позволяет обеспечить их прочность. Прочными, как показывает педагогический опыт, становятся только те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убеждения. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение учебного материала, выработку умений и навыков.

Реализация рассмотренных законов, закономерностей и принципов в образовательной деятельности военного вуза позволяет рассматривать педагогический процесс как целостное явление, обеспечивающее качественную подготовку будущих офицеров к профессиональной деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем сущность системного подхода к рассмотрению явлений педагогической действительности?

2. Раскройте и обоснуйте структуру педагогического процесса в военном вузе как педагогической системы. Какие функции выполняет каждый из компонентов педагогического процесса?

3. Какие характерные черты педагогического процесса в военном вузе как системы можете выделить?

4. Обоснуйте возможность рассмотрения педагогического процесса в военном вузе как целостности.

5. Как проявляется целостность педагогического процесса через его законы и закономерности?

6. Назовите и раскройте сущность основных принципов организации целостного педагогического процесса в военном вузе.

7. Охарактеризуйте основные принципы управления деятельностью курсантов и слушателей в целостном педагогическом процессе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации