Минзов А.С. математические методы в психологии - файл n1.doc

приобрести
Минзов А.С. математические методы в психологии
скачать (8653.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc8654kb.08.07.2012 14:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Столичный гуманитарный институт

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин

Минзов А. С.




Математические методы
в
психологии

Контрольные работы и методические указания
по их выполнению

Москва
Издательство СГИ
2000


Столичный гуманитарный институт

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин
Минзов А. С.


Математические методы
в
психологии

Контрольные работы и методические указания
по их выполнению


Москва

Издательство СГИ

2000


Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Столичного гуманитарного института.

Минзов А. С. Математические методы в психологии. Контрольные работы и методические указания по их выполнению / Под ред. В. В. Грачева. – М. : Издательство СГИ, 2000. – 40 с.

Настоящий сборник содержит контрольные работы и методические указания по дисциплине «Математические методы в психологии». Он подготовлен в строгом соответствии с авторской программой и предназначается для студентов, обучающихся по специальности. 020400 – Психология. Сборник адресован преподавателям и студентам всех форм обучения Столичного гуманитарного института.

@А. С. Минзов

Заказное издание

@СГИ, 2000

Содержание

От редактора _____________________________________________________ 4

От автора ________________________________________________________ 5

Варианты заданий контрольных работ ________________________________ 6

Методические указания ____________________________________________ 8

Выбор варианта задания ___________________________________________ 8

Методика выполнения задания 1 ____________________________________ 9

Методика выполнения задания 2 ____________________________________ 11

Методика выполнения задания 3 ____________________________________ 17

Приложения _____________________________________________________ 21

Литература ______________________________________________________ 35

От редактора
На рубеже 2000 года отчетливо проявилась тенденция гуманитаризации общества и одной из популярных профессий в настоящее время стала профессия психолога. Если ранее психология как наука строилась, в основном, на применении вербальных методов исследования, что позволило создать большинство теорий личности и психотерапевтических концепций, то сегодня в наш технократический век практически любое новое открытие в психологии строится на системе точных доказательств, использующих формально-логические методы. Это позволяет перейти от научных гипотез к научным фактам и новым открытиям. В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебных планах СГИ предусматривается знакомство студентов психологического факультета с дисциплиной, позволяющей овладеть современными статистическими методами обработки результатов экспериментов, их анализу интерпретации. Концепция изучения этих методов в СГИ строится с одной стороны на широком использовании новых информационных технологий и ЭВМ при обработке результатов эксперимента, а с другой стороны на традиционном подходе к изучению методов, позволяющих использовать ручные технологии обработки данных эксперимента.

Настоящий сборник контрольных заданий разработан для студентов, изучающих дисциплину «Математические методы в психологии» всех форм обучения: очной, очно-заочной, заочной и в том числе с использованием дистанционных технологий обучения. Сборник является дополнением к лабораторному практикуму по этой дисциплине. Задания сборника охватывают наиболее значимые разделы этой дисциплины и включают: методы описательной статистики, теорию статистической проверки гипотез и корреляционный анализ. Эти разделы могут быть выполнены как с использованием обычных технологий, так и с применением пакетов статистических программ. В сборник включены подробные методические и информационно-справочные материалы, позволяющие самостоятельно выполнить контрольную работу. Автор сборника – профессор Минзов Анатолий Степанович, проректор Столичного гуманитарного института по учебной и научной работе, специалист в области статистических методов обработки результатов эксперимента. Работает и преподает в институте с 1998 года. А.С. Минзов – автор 120 научных трудов, в числе которых научные статьи, учебные пособия и учебники, монографии и другие издания. В институте читает курсы "Информатика", "Глобальная информационная сеть и ее применение в науке, бизнесе и межкультурных коммуникациях", "Математические методы и информационные технологии в психологических исследованиях", "Математические методы в экономике". "Методы решения оптимизационных задач в бизнесе", "Статистика" и др.

Методические указания включают алгоритмы вычисления статических показателей и критериев и примеры, иллюстрирующие работу по этим алгоритмам. Сборник может представлять интерес и для студентов, выполняющих курсовые и дипломные работы и использующие статистические методы для обработки результатов эксперимента.

Полагаем, что теоретические знания, полученные Вами в ходе аудиторных занятий, помогут успешно справиться с представленными в сборнике контрольными заданиями.

Грачев В. В., президент СГИ,

действительный член академии

гуманитарных наук

От автора

Сборник заданий с контрольными работами охватывает основные разделы статистики, наиболее часто используемые психологами при обработке экспериментальных данных: описательную статистику, теорию статистической проверки гипотез и корреляционный анализ. Он предназначается для студентов всех форм обучения: очной, заочной, очно-заочной (вечерней) и, в том числе, обучающихся по дистанционным технологиям. Контрольная работа по дисциплине «Математические методы в психологии» выполняются студентами заочной формы со сроками обучения 3,5 и 5,5 лет соответственно на втором и третьем курсах.

В настоящий сборник кроме заданий включены также подробные методические указания и алгоритмы, определяющие последовательность выполнения каждого задания. Все задания иллюстрированы конкретными примерами и позволяют провести обработку данных как с использованием ручных методов и обычных калькуляторов, так и ПЭВМ. Для этого в сборник включены в необходимом количестве справочные материалы и статистические таблицы. Для работы со сборником необходимо выбрать вариант задания, которые соответствует порядковому номеру студента в журнале и, ознакомившись с методическими указаниями выполнить его. Наиболее важная часть обработки результатов эксперимента – это статистические выводы. Они должны быть достаточно аргументированы и убедительны. Контрольная работа выполняется на отдельных листах бумаги, либо на ПЭВМ в ректоре WORD 7.0, либо пишется от руки аккуратным подчерком. На титульном листе должна быть полная информация о студенте (курс, филиал, вариант). Студенты очной формы обучения выполняют контрольную работу как на ПЭВМ, так и с использованием ручных и табличных методов обработки данных эксперимента. Задания построены таким образом, что обеспечивают естественную связь с изученными ранее дисциплинами по высшей математике и информатике. Студенты заочной формы обучения выполняют задания с использованием традиционных методов обработки экспериментальных данных с помощью калькуляторов и статистических таблиц.

Освоение техники статистического анализа – основы для решения более сложных и актуальных научных задач, решаемых в психологии. Если в ходе выполнения задания возникают вопросы, на которые после изучения рекомендуемой литературы вы все же не можете найти ответ, можно обратиться к автору сборника за консультацией по E-mail: antl@chi.edu.ru


Проректор по учебной и научной работе СГИ, профессор, доктор технических наук А. Минзов

Варианты заданий контрольных работ

Задание 1. В результате тестирования способностей к абстрактному мышлению групп студентов были получены следующие результаты (таблица 1). Для заданного варианта исходных данных (2 группы студентов) определить: размах выборок, минимальные и максимальные значения, рассчитать выборочное среднее, выборочную дисперсию, ассиметрию и эксцесс, определить нижний и верхний квартиль, моду. Провести классификацию по 6 классам и построить гистограммы. Сделать статистические выводы о параметрах распределений.
Таблица 1

Выборки измерений независимые





Варианты заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

Гр1

Гр2

1

23

25

25

16

24

18

20

21

30

26

20

22

16

21

19

15

24

23

18

20

2

26

24

25

29

19

20

14

22

26

28

21

26

21

27

21

20

24

22

18

29

3

24

22

24

20

20

24

25

28

26

26

15

22

20

24

17

19

16

27

19

23
































































4

23

19

27

19

19

18

25

22

19

22

13

19

12

25

23

20

23

24

13

20
































































5

25

17

29

20

16

22

19

20

30

19

13

25

15

25

19

22

23

24

17

22

6

8

2

12

12

4

10

8

3

12

5

6

19

3

9

4

13

6

6

2

9

7

34

33

35

31

31

32

36

31

33

33

28

34

29

36

31

25

32

31

24

35

8

35

32

35

35

31

32

36

31

41

33

25

38

31

37

31

30

33

34

28

29

9

24

22

27

19

25

19

14

24

27

22

17

26

16

25

21

20

25

23

19

18

10

28

21

26

27

30

26

24

29

30

28

17

23

17

26

27

18

30

24

22

28

11

17

17

18

12

9

12

13

15

22

16

7

13

11

18

13

15

13

13

7

17

12

13

8

17

9

14

14

11

12

13

8

5

7

8

12

16

10

14

9

8

8

13

25

23

31

24

17

25

25

25

21

21

20

23

17

24

22

16

20

20

20

27

14

29

31

31

31

34

26

23

30

24

26

24

23

23

29

26

22

28

25

19

30

15

34

32

40

27

30

30

30

37

39

31

31

30

26

32

33

25

37

30

33

34

16

27

23

26

27

22

21

21

26

28

24

18

28

23

27

20

18

22

24

22

25

17

17

16

18

14

16

14

16

16

22

17

8

14

7

18

16

7

15

17

8

16

18

36

32

33

36

32

35

28

30

34

34

28

34

30

36

36

31

34

38

29

31

19

25

20

26

23

13

23

18

21

29

28

16

22

21

27

24

21

18

22

19

26
































































20

33

28

35

29

37

36

27

29

38

29

26

28

30

34

32

30

33

27

22

29

21

22

23

26

22

21

17

13

17

21

19

14

16

20

22

21

17

21

19

16

24

22

21

20

24

17

24

16

17

19

26

15

18

18













16

15

15

15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Столичный гуманитарный институт
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации