Методология научных исследований - курс лекций - файл n1.rtf

Методология научных исследований - курс лекций
скачать (493.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf494kb.08.07.2012 14:38скачать

n1.rtf

  1   2   3
Тема 1 Понятие и особенности научно-исследовательской деятельности

1.1. Наука. Основные признаки и понятия науки. Сущность научных исследований и основные формы научных исследований.

Каждый специалист должен иметь представление о методике и организации научно-исследовательской деятельности, о науке и ее основных понятиях.

Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Как специфическая сфера человеческой деятельности она представляет собой результат общественного разделения труда, обособление умственного труда от физического, преобразование познавательной деятельности в особую область занятий определенной группы людей. Необходимость научного подхода ко всем видам человеческой деятельности заставляет науку развиваться более скорыми темпами, чем любую другую область деятельности.

Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение нового знания, так и результат этой деятельности - сумму добытых научных знаний, служащих основой научного понимания мира. Науку еще понимают как одну из форм человеческого сознания. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания.

Закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамики научного знания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества изучает специальная дисциплина - науковедение.

Одним из основных заданий науковедения есть разработка классификации наук, которая определяет место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространенным является распределение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении.

Наука, возникшая в момент осознания незнания, которое в свою очередь вызвало объективную необходимость получения знание. Знание - проверенный практикой результат познания действительности, адекватный ее отражению в сознании человека. Это - идеальное воспроизведение условной формы обобщенных представлений о закономерных связях объективной реальности.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности. Научное познание - это исследования, которым характерны свои особые цели и задачи, методы получения и проверки новых знаний. Оно достигает сущности явлений, раскрывает законы их существования и развития, тем самым указывая практические возможности, пути и способы влияния на эти явления и изменения в соответствии с их объективной природой. Научное познание призвано освещать путь практике, предоставлять теоретические основы для решения практических проблем.

Основой и движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, который требует теоретического осмысления. Теоретические знания создают надежную основу понимания сущности явлений объективной действительности.

Диалектика процесса познания состоит в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности. Познание - это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Процесс познания имеет двухконтурную структуру: эмпирические и теоретические знания, которые существуют в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.

Познание сводится к ответам на несколько вопросов, которые схематично можно изобразить таким образом:

Что? сколько? Чему? Которое? Как? - на эти вопросы может дать ответ наука.

Как сделать? - на этот вопрос дает ответ методика.

Что сделать? - это сфера практики.

Ответы на вопросы определяют непосредственные цели науки - описание, объяснение и предвиденье процессов и явлений объективной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она открывает, то есть в широком значении - теоретическое воспроизведение действительности.

Истинные знания существуют как система принципов, закономерностей, законов, основных понятий, научных фактов, теоретических положений и выводов. Поэтому истинное научное знание объективное. Вместе с тем научное знание может быть относительным или абсолютной. Относительное знание - это знания, которое, будучи адекватным отображением действительности, отличается определенной неполнотой совпадения образа с объектом. Абсолютное знание - это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, который обеспечивает абсолютное совпадение образа с объектом. Беспрерывное развитие практики делает невозможным преобразование знания в абсолютное, но дает возможность отличить объективно истинные знания от ошибочных взглядов.

Наука, как специфическая деятельность направлена на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется такими основными признаками:

• наличием систематизированного знания (научных идей теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

• наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

• практической значимостью как явления (процесса), что изучается, так и знаний о нем.

Рассмотрим основные понятия науки.

Научная идея - интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но проявляет раньше не подмеченные закономерности. Наука предусматривает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть те, что имеют или не имеют значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.

Гипотеза - научное предположение, выдвинутое для объяснения любых явлений (процессов) или причин, которые предопределяют данное следствие. Научная теория включает в себя гипотезу как исходный момент поиска истины, которая помогает существенно экономить время и силы, целеустремленно собрать и сгруппировать факты. Различают нулевую, описательную, объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы. Если гипотеза согласована с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.

Гипотезы (как и идеи) имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:

• накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;

• формулировка гипотезы и обоснование на основе предположения приемлемой теории;

• проверка полученных результатов на практике и на ее основе уточнение гипотезы;

Если при проверке результат соответствует действительности, то гипотеза превращается в научную теорию. Гипотеза выдвигается с надеждой на то, что она, если не целиком, то хотя бы частично, станет достоверным знанием.

Закон - внутренний существенная связь явлений, которая предопределяет их закономерное развитие. Закон, изобретенный через догадку, необходимо потом логически доказать, лишь в таком случае он признается наукой. Для доведения закона наука использует суждение.

Суждение - мысль, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-нибудь. Суждение о предмете или явлении можно получить или через непосредственное наблюдение любого факта, или опосредствованно - с помощью умозаключения.

Умозаключение - умственная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится другое суждение, которое определенным образом связано с исходным.

Наука - это совокупность теорий. Теория - учение, система идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того ли иного явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Теорию рассматривают как совокупность обобщающих положений, которые образовывают науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют автономность и превращаются в элементы целостной системы.

К новой теории выдвигаются такие требования:

• адекватность научной теории описываемому объекту;

• возможность заменять экспериментальные исследования теоретическими;

• полнота описания определенного явления действительности;

• возможность объяснения взаимосвязей между разными компонентами в границах данной теории;

• внутренняя непротиворечивость теории и соответствие его исследовательским данным.

Теория представляет собой систему научных концепций, принципов, положений, фактов.

Научная концепция - система взглядов, теоретических положений, основных мыслей относительно объекта исследования, которые объединены определенной главной идеей.

Концептуальность - это определения содержания, сути, смысла того, о чем идет речь.

Под принципом в научной теории понимают наиболее абстрактное определение идеи. Принцип - это правило, которое возникло в результате объективно осмысленного опыта.

Понятие - это мысль, отраженная в обобщенной форме. Оно отражает существенные и необходимые признаки предметов и явлений, а также взаимосвязи. Если понятие вошло в научный оборот, его обозначают одним словом или используют совокупность слов - терминов. Раскрытие содержания понятия называют его определением. Последнее может отвечать двум важнейшим требованиям:

• указывать на ближайшее родовое понятие;

• указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий.

Понятие, как правило, завершает процесс научного исследования, закрепляет результаты, полученные ученым лично в своем исследовании. Совокупность основных понятий называют понятийным аппаратом той или иной науки.

Научный факт - событие или явление, которое служит основой для вывода или подтверждения. Он является элементом, который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отражает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией. Методология научного познания - учение о принципах, форме и способах научно-исследовательской деятельности. Исследовательский прием - это способ применения старого знания для получения нового знания. Он есть средством получения научных фактов.

Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в разных видах;

1) научно-исследовательская деятельность;

2) научно-организационная деятельность;

3) научно-информационная деятельность;

4) научно-педагогическая деятельность;

5) научно-вспомогательная деятельность и др.

Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.

В пределах научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования. Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий.

Различают две формы научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные научные исследования - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека. Прикладные научные исследования - научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей.

Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п.. Научно-прикладной результат - новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, которое введено или может быть введено в общественную практику. Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и т.п..

К основным результатам научных исследований относятся:

• научные рефераты;

• научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;

• курсовые (дипломные, магистерские) работы;

• отчеты о научно-исследовательской (опытно-конструкторской; опытно-технологической) работе;

• научные переводы;

• диссертации (кандидатские или докторские);

• авторефераты диссертаций;

• депонированные рукописи;

• монографии;

• научные статьи;

• аналитические обзоры;

• авторские свидетельства, патенты;

• алгоритмы и программы;

• отчеты о научных конференциях;

• препринты;

• учебники, учебные пособия;

• библиографические указатели и др.

Субъектами научной деятельности являются: ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями, научными работниками (научными работниками), учеными.

Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования. Научный работник - это тот, кто имеет отношение к науке, вырабатывает новые знания, является специалистом в определенной области науки. Ученый - физическое лицо, которое проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования с целью получения научных и (или) научно-технических результатов. Научный работник - ученый, который по основному месту работы и соответственно трудовому договору (контракту) профессионально занимается научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации.

Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как своими силами, так и объединяясь в научные коллективы (постоянные или временные), создают научные школы.

1.2. Основные системные признаки научного исследования.

В развитии современного общества важную роль играет •научная информация, полученная в результате научного познания. Ее получение, распространение и использование имеют существенное значение для развития науки.

Научная информация распространяется во времени и пространстве определенными каналами, средствами, методами. Особое место в этой системе принадлежит научной коммуникации. Научная коммуникация (НК) - обмен научной информацией (идеями, знаниями, сообщениями) между учеными и специалистами. Современные авторы теории коммуникации К. Шеннон и У. Вивер дают такое определение коммуникации: "Это все действия, если один ум влияет на другого".

В процессе НК выделяют пять основных элементов:

1) коммуникант - отправитель сообщения (лицо, которое генерирует идею или собирает, обрабатывает научную информацию и передает ее).

2) коммуникат - сообщение (фиксированная или нефиксированная научная информация, закодированная определенным образом с помощью символов, знаков, кодов).

3) канал (способ передачи научной информации).

4) реципиент - получатель сообщения (лицо, которому предназначена информация и которое определенным образом интерпретирует ее, реагирует на нее).

5) обратная связь - реакция реципиента на полученное научное сообщение.

Научная коммуникация начинается с коммуниканта, который генерирует научную идею или концепцию. Это могут быть как отдельные ученые, так и коллективы авторов, такие как исследовательские группы, научные школы, учреждения, институты, регионы или страны. В зависимости от научного статуса учреждения, наличия научной степени, ученого звания, количества публикаций, стажа научной работы определяется научный статус коммуниканта, уровень его влияния на НК. Особую роль в коммуникации играют выдающиеся ученые.

Сформулировав научную идею, автор непосредственно делится ею с коллегами, научным руководителем, которые помогают определить дальнейшее направление ее развития. Потом информация распространяется среди широкого круга специалистов в форме научного доклада (сообщения) на конференциях, симпозиумах, оформляется в виде научного отчета, препринта или статьи (в письменном или электронном виде).

Документированная и (или) недокументированная научная информация - это то, что передается, то есть коммуникат. Научные сообщения наиболее часто передаются с помощью языка, изображений, действий. Изображения используют как дополнение к языковым коммуникациям (графики, плакаты). Действия подтверждают словесные выводы научного работника.

Чаще всего информация передается с помощью языка - естественного (язык человеческого общения) или искусственного (язык машинного программирования). Коммуникант кодирует информацию с помощью знаков, символов кодов, а реципиент раскодирует (расшифровывает, переводит) информацию. Научная коммуникация происходит лишь при условии, что язык научного сообщения понятен реципиенту. Часто исследователи не могут использовать иноязычную публикацию, не владея соответствующим языком. Читательская аудитория бывает довольно ограниченной, если работы излагаются недостаточно распространенным языком. В этом случае помогают переводы.

Между коммуникантом и реципиентом устанавливается канал коммуникации, без которого невозможна связь (способ обмена, передачи информации). Это - встречи, конференции, радио, телевидение, Интернет, издательство, редакция журнала, библиотека и прочие каналы, которые обеспечивают возможность непосредственной или опосредованной научной коммуникации.

Научная коммуникация функционирует эффективно при условии существования обратной связи - реакции реципиента на полученное сообщение. Интерес к сообщению зависит от многих факторов: имеют значение содержание проблемы, научной идеи, доступность информации, место, время издания, тираж журнала (монографии), язык, уровень и стиль публикации. Проявлениями обратной связи реципиента могут быть цитирование, ссылка, отклик, рецензия, написание обзора, реферата, статьи, включение идей автора в соответствующую дисциплину как базовое знание и др.

Одним из основных показателей значения научного результата является индекс цитирования, который определяет количество ссылок на ту или иную статью, автора, журнал, учреждение, страну. Чем выше этот показатель, тем авторитетнейшим является автор, тем выше его научный рейтинг. Ссылки свидетельствуют об уровне распространения идеи, ее научном и практическом значении, уровне человеческих знаний, реальном осуществление научной коммуникации.

Есть много подходов к классификации научной коммуникации. Ее разделяют на прямую (непосредственное общение специалистов, занятых в научно-исследовательском процессе); опосредованную (коммуникация между учеными через их научные публикации);

вертикальную (между научным руководителем и диссертантом);

горизонтальную (связывает соискателя с представителями научной школы) и др. Однако наиболее распространенным является деление научных коммуникаций на формальные и неформальные, документальные и недокументальные, между которыми установлена тесная взаимосвязь.

Формальная НК - обмен научной информацией через специально созданные структуры для генерации, обработка и распространение научного знания. Это - издательства, редакции газет и журналов, научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, радио, телевидение, библиотеки, информационные центры, музеи, архивы и т.п.. В науковедении формальную коммуникацию часто рассматривают как публикация статьи в журнале или научной монографии и ссылки. Прямое цитирование одного автора другим свидетельствует о создании формального канала коммуникации между ними - от цитированного автора к тому, кто цитирует. Если два исследователя цитируют третьего, то создается формальная коммуникация между первым и третьим автором путем цитирования. Эффективность формальной НК определяется количеством и качеством опубликованных научных результатов.

Неформальная НК - это коммуникация, которая устанавливается между коммуникантом (отправителем) и реципиентом (получателем) путем личных контактов, встреч, бесед, телефонных разговоров, переписки и т.п.. Положительным аспектом такой коммуникации является экономия времени, обеспечение глубокого взаимопонимания. Эффективность неформальных НК определяется через самоотчеты, опрашивание, наблюдение. Отдельные неформальные обмены научной информацией становятся очевидными, если научные работники в соавторстве публикуют результаты своего исследования.

Документальная НК - коммуникация, опосредствованная научным документом, построенная на обмене документированной информацией (идеями, сообщениями, знаниями). Научный документ - это публикация результатов теоретических или экспериментальных исследований, а также подготовка научными работниками к публикации исторических документов и литературных текстов. Он содержит зафиксированную на материальном носителе научную информацию для передачи ее в пространстве и времени.

В системе НК научный документ получает статус коммуниката. Он может быть представлен в виде опубликованных тезисов, текста научного доклада, статьи, описания изобретения, монографии, отчета про НИР, диссертации, автореферата диссертации, аналитического обзора, реферата и т.п.. Научная информация может передаваться в форме книги, брошюры, журнала, дискеты и др. Преимущества таких коммуникаций:

хорошее сохранение научной информации;

• возможность изучения, многоразового перечитывания информации;

• основательность подготовки;

• возможность доведения до многих реципиентов;

• возможность установления права интеллектуальной собственности.

Недостатки документальных НК: сложность возобновления, объемность информации.

Недокументальная (устная) НК - передача научной информации в незакрепленной на материальном носителе форме. Это - телефонные разговоры, публичные выступления, совещания, конференции, симпозиумы, непосредственное общение, беседы и т.п.. Положительным аспектом устных коммуникаций является экономия времени, возможность большего согласия между научными работниками.

С развитием компьютерных и телекоммуникационных каналов коммуникации возможности свободного дистанционного обмена научными идеями расширяются. Автор может сам создать оригинальную рукопись в электронной форме, через сеть Интернет передать его непосредственно в редакцию журнала и сразу же опубликовать его. Сетевые каналы оказывают содействие оперативному формальному и неформальному обмену информацией между учеными. Некоторые электронные базы данных кроме статей (рефератов) содержат также адреса авторов. Это разрешает обратиться непосредственно к автору и установить с ним контакт. Электронный журнал является местом интегрированной НК, в которой авторы, редакторы и издатели работают в одной системе.

Научный работник должен знать преимущества и недостатки каждой формы научной коммуникации, уметь отыскать оптимальные пути ее использования и избегать возможных проблем.

1.3. Сущность и назначение функционирования научных школ.

Научная школа (НШ) - неформальный творческий коллектив исследователей разных поколений, объединенных общей программой и стилем исследовательской работы, которые действуют под руководством признанного лидера. Это объединения единомышленников, которое разрабатывает жизненно важные для общества проблемы под руководством известного в определенной области исследователя, имеет значительные теоретические и практические результаты своей деятельности, признанные в научных кругах и сфере производства.

В деятельности научной школы реализуются такие основные функции:

• производство научных знаний (исследование и обучение);

• распространение научных знаний (коммуникация);

• подготовка одаренных воспитанников (воспроизведение).

Научной школе присущи совокупность признаков, которые дают возможность идентифицировать такое творческое объединение исследователей.

Главным признаком НШ является эффективное усвоение и исследование ее членами актуальных проблем из выдвинутых руководителем научных направлений. Минимальный цикл, который дает основания фиксировать существования школы, составляет три поколения исследователей:

основатель школы - его последователь - ученики последователя.

Ключевая фигура НШ - ее лидер, именем которого названа школа. Это - выдающийся, авторитетный ученый, который разрабатывает фундаментальные и общие вопросы науки, продуцирует идеи, новые направления исследований, способные объединить вокруг себя коллектив единомышленников.

Среди других признаков НШ выделяют такие:

• многолетняя научная производительность, которая характеризуется как количественными (количество публикаций, ссылок), так и качественными показателями (лидер и члены НШ являются авторами фундаментальных научных работ, членами редколлегий ведущих профессиональных журналов и сборников);

• широта проблемно-тематических, географического, хронологического диапазонов функционирования НШ;

• сохранение традиций и ценностей НШ на всех этапах ее становления и развития, обеспечение наследственности в направлениях научных исследований, стиля научной работы;

• развитие атмосферы творчества, новаторства, открытости для научных дискуссий как в профессиональной печати, так и в общении;

• объединение в НШ определенного круга талантливых ученых, постоянное ее обновление одаренными воспитанниками - последователями лидера, способными к самостоятельному поиску;

• постоянные коммуникационные связи (горизонтальные и вертикальные) между учителем и учениками, рядовыми членами школы;

• активная педагогическая деятельность (количество соискателей, аспирантов, докторантов, учебников, учебных пособий, разработка новых курсов);

• официальное признание государством (научным сообществом) важности научных исследований НШ (число академиков, докторов, кандидатов наук, профессоров, доцентов, заслуженных деятелей и работников).

Считается, что лидером НШ является преимущественно доктор наук. В ее составе может быть не меньшее трех докторов наук по специальности. Проблематика научных исследований учеников обязательно должна быть связана с тематикой учителя - лидера школы. Иногда указывают на географическую дислокацию как одну из признаков школы. Этот формальный признак может быть использован как дополнительный в процессе идентификации НШ.

Наиболее распространенным методом идентификации НШ является изучение потока кандидатских и докторских диссертаций научных работников, которые входят в этот неформальный коллектив. Такой подход правомерный, поскольку проявляет взаимоотношения "учитель - ученик", что является в особенности существенным для НШ. Он дает возможность получить конкретные результаты, которые базируются на количественных данных о защищенных под руководством того ли другого ученого диссертации, свидетельствует о соответствии тематики диссертаций учеников проблематике диссертации лидера. Этот метод простой, поскольку сводит задачу идентификации к установлению формальных показателей.

Научные школы являются главной неформальной структурой науки, делают значительный взнос в ее развитие. Их представители, как правило, достигают значительных научных результатов.

Тема 2. Общая методология научного исследования

2.1. Понятие и основные функции методологии научного исследования. Методологическая основа.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, которая задается разными уровнями методологии науки.

Методология - учение о правилах мышления при создании теории науки.

Сущность методологии довольна сложна, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и исследовательские приемы. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о научном методе познания или как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов исследования. Чаще всего методологию толкуют как теорию исследовательских приемов, создание концепций, как систему знаний о теории науки или системе исследовательских приемов. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим материалом.

Методология выполняет такие функции:

• определяет способы получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;

• направляет, предусматривает особый путь, на котором достигается определенная научно-исследовательская цель;

• обеспечивает всесторонность получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;

• помогает введению новой информации в фонд теории науки;

• обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке;

• создает систему научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия "методология", которые определяют ее функции в науке, дают возможность сделать такой вывод:

методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях.

Методологическая основа исследования, как правило, не является самостоятельным разделом диссертации или другой научной работы, однако от ее четкого определения в значительной мере зависит достижение цели и задач научного исследования. Кроме того, в разделах основной части диссертации подают изложение общей методики и основных исследовательских приемов, а это требует определение методологических основ квалификационной работы.

Под методологической основой исследования следует понимать основное, исходное положение, на котором базируется научное исследование. Методологические основы данной науки всегда существуют вне этой науки, за ее пределами и не выводятся из самого исследования.

Методология - учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности - имеет трехуровневую структуру. Ныне различают фундаментальные, общенаучные принципы, которые составляют собственно методологию, конкретнонаучные принципы, которые лежат в основе теории той или иной дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.

Философская, или фундаментальная, методология является высшим уровнем методологии науки, который определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности.

Развитие методологии - одна из сторон развития познания в целом. Сначала методология основывалась на знаниях, которые диктовала геометрия как наука, где помещались нормативные указания для изучения реального мира. Потом методология выступала как комплекс правил для изучения вселенной и перешла в сферу философии. Платон и Аристотель рассматривали методологию как логическую универсальную систему, средство истинного познания.

Продолжительное время проблемы методологии не имели надлежащего места в науке из-за механистичности или религиозности тех или иных взглядов на мир. Образцом познания были принципы механики, разработанные Г. Галилеем и Ф. Декартом. Эмпиризм на протяжении многих столетий выступал исходной позицией при рассмотрении всех проблем.

Идеалисты Кант и Гегель дали новый толчок развитию методологии, попробовали рассмотреть закономерности в самом мышлении: восхождение от конкретного к абстрактному, разногласия развития бытия и мышления.

Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости реального мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук, при изучении любых проблем познания и практики.

Диалектика как метод познания природы, общества и мышления, рассмотренная в единстве с логикой и теорией познания, является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречащей действительности во всех ее проявлениях. Диалектический подход дает возможность обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянное разногласие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценивании действительности. Опыт и факты являются источником, основой познания действительности, а практика - критерием истинности теории. Диалектика как фундаментальный принцип и метод познания имеет огромную объяснительную силу. Однако она не подменяет конкретнонаучные методы, связанные со спецификой исследуемой сферы. Диалектика проявляется в них и реализуется через них соответственно требованиям наследственности и непротиворечия в методологии.

Философская методология выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимосвязь с другими сферами деятельности, то есть рассматривает науку относительно практики, общества, культуры человека. Это - философская проблематика. Методология не является особым разделом философии: методологические функции относительно специальных наук выполняет философия в целом. Во-вторых, методология решает задачу усовершенствования, оптимизации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опирается на разработанные ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и постулаты.

Итак, фундаментальные принципы базируются на обобщающих, философских положениях, которые отражают важнейшие свойства объективной действительности и сознания с учетом опыта, приобретенного в процессе познавательной деятельности человека. К ним относятся принципы диалектики, которые отражают взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности, детерминизма - объективной причинной обусловленности явлений, изоморфизма - отношений объектов, которые отражают тождественность их построения и др. Безусловно, содержательная интерпретация этих принципов варьируется соответственно специфике исследуемого материала (сравним, например, понимания изоморфизма в математике, геохимии и языковедении, естественных науках). От толкования философских принципов зависит обоснование методологического подхода в исследовании той или иной области.

Философские учения, ведущими идеями которых являются философские концепции научного познания, диалектический метод и теория научного творчества, определяют общий подход к изучению проблемы, направлены на решение стратегических, а не тактических задач исследования и связанные с ним опосредованно.

2.2. Общенаучная методология.

Общенаучная методология используется во всех или в подавляющем большинстве наук, поскольку любое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, является причиной критического просмотра принятого до сих пор понятийного аппарата, факторов, предпосылок и подходов к интерпретации материала, который изучается.

К общенаучным принципам исследования относятся:

исторический, терминологический, функциональный, системный, когнитивный (познавательный), моделирование и др.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность явлений и процессов, которые изучаются. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения его в возникновении и развитии, то есть применение исторического подхода к его изучению.

Прежде чем изучать современное состояние, необходимо выучить генезис и развитие определенной науки или сферы практической деятельности.

Известно, что новые научные и накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное от старого переходит в новое и предоставляет ему силы и действенность. Иногда забытое старое снова возрождается на новой научной основе и живет второй жизнью в другом, совершенном виде.

В этой связи особое значение приобретают изучение исторического опыта, анализ и оценка исторических событий, фактов, предыдущих теорий в контексте их возникновения, становления и развития. Итак, исторический метод дает возможность исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявления внутренних и внешних связей, закономерностей и разногласий.

Любое теоретическое исследование требует описания, анализа и уточнения понятийного аппарата конкретной области науки, то есть терминов и понятий, которые их обозначают.

Терминологический принцип предусматривает изучение истории терминов и обозначаемых ими понятий, разработку или уточнение содержания и объема понятий, установление взаимосвязи и субординации понятий, их места в понятийном аппарате теории, на которой базируется исследование. Решить эту задачу помогает метод терминологического анализа и метод операционализации понятий.

Определение понятий следует формулировать, базируясь на толковых и профессиональных словарях. Определение объема и содержания понятия дают через родовой признак и ближайшее видовое отличие. Как правило, сначала называют родовое понятие, к которому понятие, которое определяется, входит как составляющая. Потом указывают на тот признак понятия, который отличает его от всех подобных, причем этот признак должен быть важнейшеим.

Существуют определенные правила определения понятий. Правило размерности требует, чтобы объем понятия, которое определяется, отвечал объему понятия, которое определяет, то есть эти понятия должны быть тождественными. Второе: новое понятие не должно быть тавтологией. Третье: понятие должно быть четким и однозначным. Если при определении понятия тяжело указать один признак, называют несколько признаков, достаточных для раскрытия специфики его объема и содержания. Действительно научное определение сложных явлений и фактов не может ограничиваться формально-логическими требованиями. Оно может содержать оценку фактов, объектов, явлений, которые определяются, органически войти в действующую терминосистему науки.

К общенаучной методологии следует отнести системный подход, применения которого требует каждый объект научного исследования. Сущность его состоит в комплексном исследовании больших и сложных объектов (систем), исследовании их как единого целого с согласованным функционированием всех элементов и частей.

Каждую конкретную науку, деятельность, объект можно рассматривать как определенную систему, которая имеет множество взаимосвязанных элементов, компонентов, подсистем, определенные функции, цели, состав, структуру. К общим характеристикам системы относят целостность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, целеустремленность, самоорганизацию. С позиций системного подхода можно рассматривать любую сферу. Ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязи элементов и явлений, их соподчинение, иерархия, функционирование, целостность развития, динамика системы, сущность и особенности, факторы и условия) оправданна тогда, если есть задача исследовать сущность явления, процесса.

В системном исследовании объект, который анализируется, рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых предопределяет целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении разнообразия связей и отношений, которые имеют место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимодействии с внешней средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммарными свойствами его отдельных элементов или подсистем, сколько спецификой его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями исследуемого объекта.

Системный принцип дает возможность определить стратегию научного исследования. В его границах различают структурно-функциональный, системно-действенный, системно-генетический и прочие подходы.

Сущность структурно-функционального подхода состоит в выделении в системных объектах структурных элементов (компонентов, подсистем) и определении их роли (функций) в системе. Элементы и связи между ними создают структуру системы. Каждый элемент выполняет свои специфические функции, которые "работают" на общесистемные функции. Структура характеризует систему в статике, функции - в динамике. Между ними есть определенная зависимость.

Общенаучной методологией изучения объекта исследования является системно-действенный подход, который значительно распространен в современных научных разработках. Этот подход указывает на определенный компонентный состав человеческой деятельности. Среди важнейших его компонентов: потребность - субъект – объект - процессы - условия - результат. Это создает возможность комплексно исследовать любую сферу человеческой деятельности.

Содержание системно-генетического подхода состоит в раскрытии условий зарождения, развития и преобразования системы.

Познавательный, или когнитивный, принцип связан с общефилософской теорией познания и является методологической базой для многих наук; в особенности эффективный в изучении динамики науки и ее соотношение с обществом, в обосновании ведущего значения знания в поведении индивида. Следует иметь в виду, что для анализа формирования знания необходимо изучение практической и теоретической деятельности человека в соотношении с его социальным аспектом. В центре исследуемых проблем находится человек как член социума, представитель этноса, психологический субъект, языковое лицо, коммуникант.

Познавательный принцип в методологии не имеет четко очерченных границ, возможности его использования определяются спецификой области. Особое место занимает исследование уровня когнитивных структур социальных групп и их мотивированность при определении информационно-познавательных потребностей.

Для изучения внутренних и внешних связей объекта исследования существенное значение имеет моделирование. С его помощью изучаются те процессы и явления, которые не поддаются непосредственному изучению. Метод моделирования зарекомендовал себя как эффективное средство выявления существенных признаков явлений и процессов с помощью модели (концептуальной, вербальной, математической, графической, физической).

Под моделью понимают мысленную или материальную систему, которая, отображая или воссоздавая объект исследования, может заменить его так, что его изучение дает новую информацию об этом объекте.

Метод моделирования имеет такую структуру:

а) постановка задачи;

б) создание или выбор модели;

в) исследование модели;

г) перевод знаний из модели в оригинал.

2.3. Конкретнонаучная методология

Конкретнонаучная (или частнонаучная) методология -это совокупность идей или специфических методов определенной науки, которые являются базой для решения конкретной исследовательской проблемы; это научные концепции, на которые опирается данный исследователь.

Уровень конкретнонаучной методологии требует обращения к общепризнанным концепциям ведущих ученых в определенной области науки, а также тех исследователей, достижение которых считаются общепризнанными.

Поиски методологических основ исследования осуществляются по таким направлениями:

• изучение научных работ известных ученых, которые применяли общенаучную методологию для изучения конкретной области науки;

• анализ научных работ ведущих ученых, которые одновременно с общими проблемами своей области исследовали вопросы данной области;

• обобщение идей научных работников, которые непосредственно изучали данную проблему;

• проведение исследований специфических подходов для решения этой проблемы профессионалами-практиками, которые не только разработали, а и реализовали на практике свои идеи;

• анализ концепций в данной сфере научной и практической деятельности украинских ученых и практиков;

• изучение научных работ зарубежных ученых и практиков.

Итак, исходя из методологических основ научного исследования, необходимо четко ответить на вопрос о: предусмотренной ведущей научной идее, сущности явления (объекта, предмета исследования), разногласиях, которые возникают, стадии, этапы развития (или тенденции). Это и составляет научную концепцию исследования.

Концепция - это система взглядов, система описания определенного предмета или явления, относительно его построения, функционирования, которое оказывает содействие его пониманию, толкованию, изучению главных идей. Концепция имеет чрезвычайное значение, поскольку является единым, определяющим замыслом, главной идеей научного исследования.

  1   2   3


Тема 1 Понятие и особенности научно-исследовательской деятельности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации