Реферат - Управление рисками - файл n1.doc

Реферат - Управление рисками
скачать (119 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc119kb.08.07.2012 01:19скачать

n1.doc


Министерство образования и науки Российской Федерации




НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «ВТУ»



РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ»


«УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ»

Студентки группы Мт 3/5-06

Направление «Менеджмент»

Ивановой Светланы Петровны

Преподаватель

Пырьев Андрей Викторович

Оренбург 2011




Содержание


Введение

1. Учет фактора риска на предприятии

2. Виды рисков, их классификация

3. Показатели риска, его анализ и методы оценки

4. Методы управления рисками, снижение рисков

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Проблема управления рисками существовала всегда. Риск неизбежной частью нашей жизни. В странах с рыночной экономикой особенно остро стоит проблема рисков предприятий в процессе их финансово-хозяйственной деятельности. Если до распада СССР государство практически принимало на себя все риски предприятий и организаций, то в рыночной России ситуация в корне изменилась – хозяйствующий субъект вынужден самостоятельно принимать меры по разрешению или снижению степени влияния предпринимательских и финансовых рисков. Согласно данным Госкомстата РФ удельный вес убыточных предприятий и организаций в российской экономике с 1992 года по 2000 г. вырос примерно в 2,5 – 3 раза. В других областях эта цифра еще выше. Это показывает, насколько актуальна для российских предприятий проблема обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности, которая напрямую связана с проблемой организации адекватной системы управления рисками и рисковыми вложениями капитала. Эта система считается необходимым элементом системы эффективного менеджмента на предприятии.

Предпринимательство всегда связано с немалым риском. Поэтому финансовое будущее является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Однако менеджер должен предусматривать дополнительные возможности для управления резкими поворотами на рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особенное внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском. Основными задачами системы управления рисками в организации является повышение финансовой устойчивости и совершенствование механизмов управления.
1. Учет фактора риска на предприятии
Риск есть вероятностная категория, с научных позиций целесообразно характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.

Анализ многочисленных определений риска позволяет выявить основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие, как:

Таким образом, категорию "риск" можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при принятии решения. По этому признаку все решения подразделяются на три группы:



2. Виды рисков, их классификация



Центральное место в оценке предпринимательского риска занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозные величины. При этом естественно желание оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удается сделать.

Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Все непредвиденные факторы порождают риски. Их можно классифицировать, так как это позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе, что дает возможность эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Риски бывают:

. Чистые — означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Эти риски с учетом причины возникновения можно разделить на:

  1. Природно-естественные — связанные с проявлением стихийных сил природы (землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия).

  2. Экологические — связанные с загрязнением окружающей среды (загазованность жилых районов, вредность производства, чрезвычайные и аварийные ситуации).

  3. Политические — связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта (забастовки, рост транспортных тарифов, пошлин, изменение цен на энергоносители, изменение системы налогообложения, отношения с полномочными органами).

  4. Социальные риски, связанные с отсутствием социальной инфраструктуры, скрытой безработицей, производственные отношения рабочих с управленческим персоналом.

  5. Транспортные — связанные с перевозками грузов грузовым транспортом (речным, морским, автомобильным, воздушным, железнодорожным).

  6. Часть коммерческих рисков (кроме финансовых), причинами которых чаще всего называют неустойчивость спроса, недооценка возможностей конкурентов, недобросовестность партнера или покупателя.

  1. Имущественные — вероятность потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения систем.

  2. Производственные — связаны с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов, а также внедрением в производство новой техники и технологии. Причинами могут быть: недостатки технологии, неэкономичная работа оборудования, его изношенность, отсутствие резерва мощности, отсутствие запчастей, внеплановые простои, нарушение режимов работы и ремонта, недостаточная надежность сырья и основных фондов.

1.6.3. Торговые риски связаны с убытком по причине неплатежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара.

2. Спекулятивные риски, которые выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам можно отнести прежде всего финансовые риски.

2.1. Связанные с покупательной способностью денег.

  1. Инфляционные и дефляционные риски.

  2. Валютные риски.

Риски, возникающие при осуществлении валютных операций, условно разделяют на 4 группы:

  1. Кредитные риски.

  2. Риск неплатежа — контрагент не может или не хочет выполнять взятое на себя обязательство, усугубляется рисками, возникающими при осуществлении расчетов (можно проверять репутацию контрагента, установить лимиты по видам операций и контрагентам, обеспечение соответствующего покрытия по лимитам).

  3. Политические.

  4. Страновые риски — когда обязательства не могут быть выполнены из-за особенностей страны контрагента (война, катастрофы, моратории). Стоит интересоваться рейтингом стран, открытие филиалов с представителями, установление ограничений и перестрахование.

  5. Риск неосуществления переводов — устанавливаемые государством ограничения на переводную конвертацию средств по экономическим причинам.

2. Финансовый риск.

  1. Риск изменения валютных курсов (потери вследствие изменения курсов). Позиция форвардная открытая, позиция своп.

  2. Риск изменения процентных ставок.

2.1. Форвардные позиции (открытые и сбалансированные, когда сроки покупок и продаж не совпадают).

  1. Операции на денежном рынке, процентные свопы, фьючерсы. Все эти сделки должны хеджироваться

  2. Позиция своп.

3. Операционный риск.

    1. Организационный риск.

2.1.3. Риски ликвидности.

2.2. Инвестиционные риски.

  1. Риск упущенной выгоды – риск наступления косвенного финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия.

  2. Риск снижения доходности возникает в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.

2.2.3.Риски прямых финансовых потерь.

При анализе риска важным моментом является выявление источников и причин, поэтому необходимо определить, какие источники являются преобладающими.

По источнику возникновения принято различать риск:

1) собственно хозяйственный;

  1. связанный с личностью человека;

  2. обусловленный природными факторами.

По причине возникновения выделяют риски, являющиеся следствием:

  1. неопределенности будущего;

  2. непредсказуемости поведения партнеров;

  3. недостатка информации.

При определении риска как вероятности определенного уровня потерь выделяют:

  1. Допустимый риск — угроза полной потери прибыли от того или иного проекта или предпринимательской деятельности в целом.

  2. Критический риск — не только потеря прибыли, но и недополучение предполагаемой выручки, когда затраты приходится возмещать за свой счет..

  3. Катастрофический риск — приводящий к банкротству предприятия, потере инвестиций или даже личного имущества предпринимателя.

Для предприятий важно знать не только вероятность определенных потерь, но и вероятность того, что потери не превысят того или иного уровня.

Практики предпочитают иную классификацию рисков при оценке капиталовложений:

  1. Деловой риск связан с крупными проблемами деятельности компании, зависит от изменения спроса на рынке, производственных затрат и технологического старения.

  2. Риск ликвидности — возникает, когда какой-либо актив не может быть быстро реализован по своей рыночной стоимости.

  3. Риск неплатежа — невозможность выплаты процентов по ценным бумагам и погашения суммы долга.

  4. Рыночный риск — изменение стоимости акций в результате колебания курсов на фондовом рынке.

  5. Процентный риск — изменение стоимости активов из-за изменения ставки процентов или условий на денежном рынке и рынке капитала. Касается ценных бумаг с фиксированной процентной ставкой, особенно облигаций и недвижимого имущества.

6.Риск покупательной способности — приобретение меньшей покупательной способности по сравнению с первоначальной (наиболее подвержены облигации).

По характеру учета это могут быть балансовые и забалансовые риски. Также выделяют риск несбалансированной ликвидности и лизинговых сделок.

В зависимости от источников возникновения и способов устранения различают риск несистематический (специфический, диверсифицируемый) и систематический (недиверсифицируемый, рыночный). Первый обусловлен доступностью сырья, успешными или неудачными программами маркетинга, получением или потерей крупных контрактов, влиянием иностранной конкуренции, воздействием правительственных мер. Так как любые события специфичны для каждой отдельной компании, то их влияние можно легко устранить за счет распределения капитала между различными видами инвестиций, компаниями, отраслями, регионами и странами. В этом случае потери одних будут перекрываться успехами других.

Недиверсифицируемый риск возникает из-за внешних событий, влияющих на рынок в целом: инфляция, война, экономический спад, высокая ставка процента и др. На систематический риск приходится от 25 до 50% общего риска по любой инвестиции, причем устранить диверсификацией его нельзя.

Для ценных бумаг выделяют несколько видов специальных рисков:

Выделяют также краткосрочный риск, связанный с финансированием инвестиций и влияющий на ликвидные позиции компании; долгосрочный, связанный с выбором направлений инвестирования и конечным результатом инвестиций.

3. Показатели риска, его анализ и методы оценки
При всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Построение кривой вероятностей (или таблицы) призвано быть исходной стадией оценки риска. Но на практике приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким показателям, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска.

Для рассмотрения главных показателей риска можно выделить определенные области или зоны риска в зависимости от величины потерь (рис. 1).



Рис. 1. Схема зон риска.

Область, в которой потери не ожидаются, назовем безрисковой зоной, ей соответствуют нулевые или отрицательные потери (превышение прибыли).

Под зоной допустимого риска будем понимать область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли.

Следующую более опасную область будем называть зоной критического риска. Она характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. Кроме критического, целесообразно рассмотреть еще более устрашающий катастрофический риск. Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.

Одним из важнейших критериев оценки выбранной стратегии предприятия является приемлемость риска, заложенного в стратегии. Поэтому очень важно при формировании стратегии уметь анализировать риск.

Анализ риска позволяет не только выявить зоны риска для данной стратегии, но и оценить его количественные и качественные параметры, то есть определить вероятность его наступления и последствия для успеха стратегии.

Для анализа риска используются следующие методы: анализ чувствительности; проверка устойчивости; корректировка параметров плана; анализ сценариев; метод "Монте-Карло", дерево решений. Особенность применения указанных методов для анализа риска состоит в следующем. Во-первых, производится формализованное описание возможных условий реализации плана в форме различных сценариев или моделей, учитывающих основные параметры плана предприятия. Во-вторых, проводится анализ возможных сценариев развития событий и их влияния на показатели риска.





  1. Методы управления рисками, снижение рисков.


Хозяйственная практика выработала систему мер, направленных на уменьшение риска до минимально возможного уровня, которые могут иметь самую различную форму и содержание. Наиболее часто при этом применяются следующие группы методов: технические, правовые, организационно-экономические.

Технические методы основаны на внедрении различных технических средств, например, систем противопожарного контроля, банковских электронных расчетов, охранной сигнализации и т. п.

К группе правовых методов относятся страхование, залог, неустойка (штраф, пеня), поручительство (гарантия), задаток.

Организационно-экономические методы включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случае возникновения потерь. Они, как правило, реализуются с помощью различных управленческих регламентов. Сюда можно отнести, например, запрет на курение в огнеопасных местах, систему поглощения риска, то есть признание ущерба в случае невозможности использования иных способов минимизации риска или в случае малой вероятности опасного события, и т.п.

Рассмотрим подробно наиболее распространенные методы снижения риска.

1. Отказ от рисков. Случается, что при предварительном анализе рисков просчитываются они чрезвычайно добросовестно и тщательно, но без учета специфики деятельности фирмы и ее рыночных возможностей. Если есть сомнение в успехе сделки, то отказаться от нее – разумное решение.

2. Страхование. Страхование, особенно в комплексе с другими методами, позволяет существенно снизить уровень хозяйственного риска при планировании и реализации стратегии предприятия.

3. Объединение рисков. Под объединением рисков понимается привлечение фирмой предприятий-партнеров по бизнесу, заинтересованных в ее стабильности и успехе ее начинаний, к проблеме управления рисками по своим сделкам и инвестициям.

4. Залог. Данный метод снижения риска относится к способам обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

5. Распределение риска. Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком). При этом каждый участник выполняет запланированный проектом объем работ и несет соответствующую долю риска в случае невыполнения проекта.

6. Резервирование средств. Наиболее ответственной процедурой является оценка потенциальных последствий риска. На производственно-хозяйственную деятельность предприятия оказывают влияние самые разные обстоятельства и связанные с ними риски. Поэтому первая задача, возникающая при оценке потерь, — ранжирование рисков по их значимости и вероятности появления. Затем определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события, определяется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение тяжести риска, рассчитываются дополнительные затраты на осуществление предложенных мер. Принятие решения о применении противорисковых мероприятий производится на основе сравнения потерь, вызванных наступлением рисковых событий, с затратами на реализацию предложенных противорисковых мер. Такая процедура выполняется по каждому виду риска, имеющего наибольшую важность.

7. Хеджирование. В финансовом секторе экономики и особенно в коммерческих банках используют, кроме того, способ диверсификации риска, получивший название хеджирование рисков. Хеджирование рисков предполагает ограничение финансовыми инструментами размера убытков. Оно проводится в форме заключения параллельных финансовых компенсационных сделок, когда возможный убыток по одной сделке компенсируется возможной прибылью по другой. Существует немало способов хеджирования рисков, но основными, наиболее употребимыми и часто встречающимися являются фьючерсы, опционы и сделки "своп".

Механизм нейтрализации рисков на основе различных форм хеджирования будет получать все большее развитие в отечественной практике риск-менеджмента в силу его высокой результативности.

8. Диверсификация. Механизм диверсификации используется прежде всего для нейтрализации негативных последствий несистематических (специфических) видов рисков. Следует отметить, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных финансовых рисков. Обеспечивая несомненный эффект в нейтрализации комплексных, портфельных финансовых рисков несистематической (специфической) группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей части систематических рисков – инфляционного, налогового и других. Поэтому использование этого механизма на предприятии носит ограниченный характер.

Управление финансовыми рисками предприятия представляет собой процесс предвидения и нейтрализации их негативных финансовых последствий, связанных с их идентификацией, оценкой, профилактикой и страхованием.

Управление финансовыми рисками предприятия основывается на следующих принципах: осознанность принятия рисков, управляемость принимаемыми рисками, независимость управления отдельными рисками, сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности финансовых операций., сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями предприятия, экономичность управления рисками, учет временного фактора в управлении рисками, учет финансовой стратегии предприятия в процессе управления рисками, учет возможности передачи рисков. Процесс воздействия субъекта на объект управления, то есть сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.
С учетом рассмотренных принципов на предприятии формируется специальная политика управления рисками. Осуществление политики управления рисками, т.е. процесс управления рисками, включает в себя следующие этапы: идентификация отдельных видов рисков, связанных с финансовой деятельностью предприятия, оценка широты и достоверности информации, необходимой для определения уровня финансовых рисков, выбор и использование соответствующих методов оценки вероятности наступления рискового события по отдельным видам рисков, определение размера возможных финансовых потерь при наступлении рискового события по отдельным видам рисков, исследование факторов, влияющих на уровень рисков предприятия (в процессе исследования факторы, влияющие на уровень рисков, подразделяются факторы внешнего характера и факторы внутреннего характера), установление предельно допустимого уровня рисков по отдельным операциям и видам деятельности, выбор и использование методов нейтрализации или снижения рисков, выбор форм и видов страхования ("передачи") отдельных рисков предприятия, оценка результативности нейтрализации и мониторинга рисков.

В настоящее время разработана система мер, направленных на уменьшение риска до минимально возможного уровня. Конечная цель управления рисками соответствует целевой функции предпринимательства: получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Заключение



Проблема рисков достаточно давно обсуждается в зарубежной и отечественной экономической литературе. Более того, некоторые крупные предприятия (в основном это крупные банковские или финансово-инвестиционные структуры) обзаводятся специальными подразделениями, состоящими из менеджеров по управлению рисками, или сотрудничают со сторонними консультантами или экспертами, которые разрабатывают программу действий фирм при столкновении с различными видами рисков.

Экономические преобразования, происходящие в России, приводят к росту числа предпринимательских структур, созданию ряда новых рыночных инструментов. Нарастание кризиса экономики России является одной из причин усиления риска в хозяйственной деятельности, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий. Значительный рост числа подобных предприятий показывает, что без учета факторов риска в хозяйственной деятельности не обойтись, без этого сложно получить адекватные реальным условиям результаты деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно.

Сейчас нет необходимости доказывать, что успех любого предпринимателя, бизнесмена, менеджера в значительной степени зависит от его отношения риску, ведь на этапе принятия решений предприятие сталкивается с выбором приемлемого для него уровня риска и путей его снижения. При этом каждое предприятие имеет свои собственные предпочтения и подходы и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержено, решает, какой уровень риска для него приемлем, и ищет способы избежания нежелательных последствий.
Список использованной литературы


  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 528 с

  2. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

  3. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  4. Основы предпринимательства. Серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.

  5. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: "Ось-89", 2001. – 128 с.

  6. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/под. ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во "Перспектива", 2005. – 656 с.

  7. Черняк В. З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 420 с.

  8. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ под. ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2002. – 601 с.

  9. "Менеджмент в России и за рубежом", 2002 г., №4: Построение системы риск-менеджмента в финансовой компании. Балашова Н.Е.

  10. "Менеджмент в России и за рубежом", 2002 г., №6: Риск-менеджмент на российских предприятиях: проблемы и перспективы развития. Проценко О.Д., Цакаев А.Х.

  11. "Финансы и кредит", 2002 г., №11: Предпринимательские риски. Гончаренко Л.П.

  12. "Финансы и кредит", 2004 г., №7: Бизнес-проблема: управление риском. Успенский В.А.




Министерство образования и науки Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации