Билеты с ответами - Экзаменационные билеты по сольфеджио - файл n1.doc

приобрести
Билеты с ответами - Экзаменационные билеты по сольфеджио
скачать (546 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc546kb.08.07.2012 01:04скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА.


БИЛЕТ № 1.
1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.

2. Спеть G – dur ( гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4, II7,

3. Спеть от звука g: вверх: б3, ч5; вниз: м3, ч5 , мж5/3

4. Спеть № 121 (Калмыков, Фридкин 2 ч)

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 2.
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и

диссонирующие трезвучия.

2. Спеть D – dur, в ней: Т5/3- S 5/3- D5/3- Т5/3, МYII7- Ум YII7 с разр.

3. Спеть от звука d: вверх м3, м 6; вниз: б3

4. Спеть № 133

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 3.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

2. Спеть А – dur, в ней: Т 5/3, D5/3, D7 -Т

3. Спеть от звука а: вверх ч4, ч8 ,мн5/3 разв.; вниз: ч4

4. Спеть № 133 с аккомпанементом

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 4.
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.

2. Спеть В – dur, в ней: Т5/3, ум5/3 (YII,II)

3. Спеть от звука b: вверх мж5/3, мн5/3 , ч5, ч8; вниз: ч4

4. Спеть № 164

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 5.
1. Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармонически

равные тональности. Родственные тональности.

2. Спеть e – moll ( гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII)

3. Спеть от звука е: вверх: м2, б2, м3, б3; вниз: мж5/3

4. Спеть № 138

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.


БИЛЕТ № 6.
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и минорных

тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.

2. Спеть h – moll ( мелод.), в ней: Ум YII7 –Д6/5-Т, ум5/3(YII)

3. Спеть от звука h: вверх м2, б2, м3, б3, ч4, мн6/4

4. Спеть № 135

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 7.
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.

2. Спеть F – dur, в ней: Т5\3, Т6, Т6/4, II7,

3. Спеть от звука f: вверх б3, ч5, вниз: м3, ч5 , мж5/3

4. Спеть № разученный самостоятельно

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 8.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.

2. Спеть d – moll ( мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука d: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4

4. Спеть № 122

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 9.
1. Модуляция и отклонение. Пентатоника. Построить от звука: d.

2. Спеть g – moll (гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII)

3. Спеть от звука g:: вверх м2,б2, м3,б3 - вниз: мж5/3

4. Спеть № 114

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.
БИЛЕТ № 10.
1. Характерные интервалы. Энгармоническое равенство звуков, интервалов.

2. Спеть c – moll (мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII)

3. Спеть от звука с: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4

4. Спеть № по выбору

5. Определение на слух.

6. Чтение с листа.

7. Спеть песню из хорового репертуара или романс с собственным аккомпанементом.


ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.


БИЛЕТ № 1.
1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.
Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.
Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.

Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой.
Простые интервалы - это интервалы, которые образуются в пределах октавы. Их всего восемь.

Названия интервалов: 1. Прима (ч1) 5. Квинта (ч5)

2. Секунда (м2, б2) 6. Секста (м6, б6)

3. Терция (м3, б3) 7. Септима (м7, б7)

4. Кварта (ч4) 8. Октава (ч8)
Составные интервалы - это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.
Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.
Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы - звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

Диссонансы - резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.


БИЛЕТ № 2.
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия. Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)
Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3


Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на YI Ь ступени, в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.

До мажор ля минор



ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6


Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. ( ум.5/3 )

Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор



ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3


БИЛЕТ № 3.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.
Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )

Д7 = б3+м3+м3


Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и

утроенным основным тоном).
Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком

является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Д7 имеет три обращения:
YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным

основным тоном.

II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.

IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным

основным тоном.

До мажор



Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6


ля минор



Д7 t Д6/5 t 5/3 Д4/3 t 5/3 Д2 t 6

БИЛЕТ № 4.
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
Определение септаккорда (смотри Билет № 3).

Также распространенными в музыке являются вводные септаккорды.
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от YII ступени лада.

В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:

Малый вводный – если крайние звуки образуют малую септиму. ( МYII7 )

Уменьшенный вводный - если крайние звуки образуют уменьшенную септиму. ( УмYII7 )
МYII7 строится только в натуральном мажоре. УмYII7 – в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Интервальный состав:

МYII7 = м3 + м3 + б3

УмYII7 = м3 + м3 + м3
Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
До маж. нат. гарм. ля мин. гарм.



МYII7 Т 5/3 УмYII7 Т 5/3 УмYII7 t5/3
Второй способ разрешения вводных септаккордов - через Д 6|5 - в тонику.


Септаккорд II ступени - строится только в натуральном мажоре на II ступени. ( II7 )

II7 = м3 + б3 + м3

Разрешается в Т6 с удвоенным квинтовым тоном. Или через Д 4/3 - в тонику.

БИЛЕТ № 5.
1. Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармоническиравные тональности. Родственные тональности.
Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.

Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический

Натуральный – минор, в котором ступени не изменены.

Гармонический – минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и YII ступени.

При движении вниз эти повышения отменяются.
Мажор встречается натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический

(с пониженной YI ступенью).
Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, общие звуки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор;

Соль-мажор и ми-минор; Фа-мажор и ре-минор; Ре-мажор и си-минор; СиЬ-мажор и

соль минор.

Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности,

имеющие общую тонику, но разные ключевые знаки. Например: До мажор (нет знаков)

и до минор ( сиЬ, миЬ, ляЬ ). Разница в ключевых знаках всегда равна трем.
Энгармонически равные тональности - это тональности одинаковые по звучанию, но

различные по названию и написанию: Си мажор - До-бемоль мажор, Фа-диез мажор -

Соль-бемоль мажор

Для данной тональности родственными являются те тональности, тонические

трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.

К ним относятся: 1. Параллельная тональность

2. Доминантовая тональность и ее параллельная

3. Субдоминантовая тональность и ее параллельная

4. Тональность минорной субдоминанты в гармоническом мажоре

5. Тональность мажорной доминанты в гармоническом миноре.
Родственные тональности для До мажора: ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, фа минор.

Родственные тональности для ля минора: До мажор, ми минор, Соль мажор, ре минор, Фа мажор, Ми мажор.

БИЛЕТ № 6.
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и

минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.
Альтерация означает изменение.

Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и

ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении

всей мелодии.
Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Бемоли появляются в обратном порядке.


Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,

вниз по ч5 – бемольные тональности.
До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

-- 1 2 3 4 5
До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

-- 1 2 3 4 5

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в

параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или

выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.
Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь

в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #

БИЛЕТ № 7.
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

На I ступени - тоническое трезвучие ( Т 5/3 )

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие ( S 5/3 )

На Y ступени – доминантовое трезвучие ( D 5/3 )
Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.
Главные трезвучия имеют обращения.


мажор минор разрешение

Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3

Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4

Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3

S5/3 IY Т6

S6 YI Т6/4

S6|4 I Т5/3

D5/3 Y Т, Т6/4

D6 YII Т5/3

D6|4 II Т6

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:



Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4


Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.

БИЛЕТ № 8.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.
Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:

До – С,с ре – Д,д ми – Е,е фа – F,f соль – G,g ля – А,а си – Н,h сиЬ – В,b.


Диез обозначается is , бемоль - es, мажор - dur, минор – moll.
Исключение: ЛяЬ мажор - As-dur

МиЬ мажор - Es-dur.

СиЬ мажор - B- dur.

Тритоны – это интервалы, в которых содержатся три тона. К ним относятся: увеличенная

кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5). Тритоны строятся в натуральном мажоре и гармоническом миноре: ув4 на IY ступени, ум5-на YII.

При разрешении ув4 увеличивается, ум5 – уменьшается:


До мажор ля минор



ув.4 ум.5 ув.4 ум.5


БИЛЕТ № 9.
1. Модуляция и отклонение. Пятиступенные лады народной музыки; построить от

звука: d.
Отклонением называется временный переход в новую тональность.

Модуляция – переход в новую тональность и закрепление в ней музыкального

построения.

Модуляция и отклонение осуществляется с помощью аккордов доминантовой группы

новой тональности. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план

музыкального произведения.


К ладам народной музыки относится пентатоника.

Пентатоникой называется пятиступенный лад. Это лад, состоящий из пяти звуков.

Пентатоника бывает мажорной и минорной.

Мажорная пентатоника отличается от натурального мажора отсутствием IY и YII ступеней

Минорная пентатоника отличается от натурального минора отсутствием II и YI ступеней.

Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).

БИЛЕТ № 10.
1. Характерные интервалы . Энгармоническое равенство звуков, интервалов.
Характерными называются интервалы, которые появляются в гармонических ладах.

В мажоре их появление связано с понижением YI ступени, а в миноре - с повышением YII ступени. К ним относятся: ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.


Мажор г. минор г. Мажор г. минор г. Мажор г. Минор г.

Ув2 YI Ь YI ув5 YIЬ III ув4 YIЬ54 ор IY

Ум7 YII YII # ум4 III YII# ум5 III YII#
При разрешении неустойчивые звуки переходят в ближайшие устойчивые, при этом увеличенные интервалы увеличиваются, а уменьшенные – уменьшаются.
Энгармоничеси равные звуки - это звуки одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию: фа-диез и соль-бемоль, до и си-диез.
Энгармонически равные интервалы - это интервалы одинаковые по звучанию и по

количеству содержащихся в них тонов, но различные по названию и по количеству содержащихся в них ступеней.

Например: 11/2 тона - малая терция = увеличенной секунде

3 тона - увеличенная кварта = уменьшенной квинте

4 1/2 тона - большая секста = уменьшенной септиме





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации