Реферат - Инновационные технологии в физической культуре - файл n1.doc

Реферат - Инновационные технологии в физической культуре
скачать (227 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc227kb.08.07.2012 01:03скачать

n1.doc



содержание
Введение…………………………………………………………..……3

  1. Оздоровительные дыхательные технологии……………………5

  2. Антистрессовая пластическая гимнастика………….…………8

  3. Пилатес – безопасный комплекс упражнений………………..14

  4. Олимпийское образование………………………………….….16

  5. Спартианские игры – новая модель спорта для всех…….…..18

Литература……………………………………………………………………27

Введение

В условиях интеграции отечественной высшей школы в европейскую систему высшего образования значительно возрастает роль технологического развития физической культуры, так как только своевременная смена педагогических технологий может обеспечить повышение качества физической культуры в целом.

Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности. Наметившийся разрыв между требованиями к содержанию физической культуры, наряду с ревизией ее базовых ценностей, указывают на признаки переживаемого в данной культурной сфере кризиса. Совершенно очевидной стала и слабость теории физкультурного образования, построенная на принципе рефлексии.

Основная ошибка сделанных шагов в модернизации физической культуры – их абстрактный характер. В новых условиях вузы продолжают действовать в рефлексивном режиме, ориентируясь, главным образом, на проблемы ресурсного обеспечения учебного процесса, в меньшей степени занимаясь обоснованием стратегии развития физической культуры. Поэтому сегодня необходимо критически переосмыслить современную теорию и практику физкультурного образования студентов.

Следует признать, что коэффициент отдельных компонентов физической культуры, например, студенческого спорта, остается достаточно высоким. В этой связи актуально внедрение его технологий, например, «спорта для всех» («sport for all»), «спорта для каждого» («sport for everyone»); «fitness» (с англ. быть в форме), «trim» (от глагола to trim – приводить в порядок), «new games» (новые игры, такие как стритбол, пляжный волейбол, и др.), «green sport» («зеленый спорт» - альпинизм, ориентирование, скалолазание и др.), «move for health» (движение ради здоровья), востребованных студентами многих европейских вузов.

Технология в широком смысле – это организация сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам, эффективно развивающейся системы физической культуры, отвечающей современным запросам студенческой молодежи. Она охватывает всю совокупность процессов формирования высоких физических кондиций студентов, с помощью которых реализуется целостность обучения и спортивной тренировки, регулирующих операционный состав двигательной деятельности студентов, ее структуру и развитие.

Говоря о технологии, внимание акцентировано на гарантированном конечном результате при выполнении определенного набора действий. Однако одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенно­стей контингента учащихся, их общего настроения и пси­хологического климата в коллективе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же техно­логию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.

Особое значение имеет авторская идеология, придающая содержанию учебно-тренировочного процесса личностно-ориентированный характер с учетом многообразия видов и форм физической культуры. Спортивно ориентированные технологии (например, технологии «Sports Engineering») ориентированы на дидактическое использование научного знания, научную организацию педагогического процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направлены на достижение высоких спортивных результатов.

Высокий педагогический потенциал в спортивной реструктуризации педагогического процесса имеют методические приемы, воссоздающие в тренировке конкретные ситуации соревновательной деятельности студентов - типа «Sports Case study» и «Action learning». Они позволяют объективно определить лимитирующие факторы подготовленности студентов, наметить конкретные шаги к их преодолению.

Обучающие технологии типа innovative learning направлены на коррекцию взаимодействия опорно-двигательного аппарата и сенсорных систем. Предусмотрено широкое использование комплексов специальных упражнений с заданными и вариативными параметрами, скорости и темпа. Рабочие программы аэробной направленности (с низкой - Low impact и высокой - High impact нагрузкой) могут быть представлены как в виде модульных программ, обеспечивающих не только повышение мощности гемодинамической системы организма, развитие емкости аэробного механизма энергообеспечения, но и быть частью комплексных занятий, сочетающих различные варианты аэробных и смешанных нагрузок.

Спортивная специфика учебно-тренировочного процесса предусматривает освоение более высоких объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, их оптимизацию и сбалансированность. Повышенная энергоемкость осваиваемых физических нагрузок приводит к устойчивым морфологическим изменениям, повышению мощности важнейших функциональных систем организма, и укреплению иммунных систем.

Специалисты по физической культуре все чаще пользуются терминами «инновационная технология», «авторская программа», «экспериментальная методика», а также различные сочетания этих слов.

Сегодня наблюдается повышение интереса специалистов по физической культуре к разработке новых вариантов педагогического процесса, в описании и распространении своего опыта.

Авторская программа должна быть действительно новой, то есть строиться на принципиально других позициях, а не предлагать использовать в рамках старой программы новое (модное) содержание. Принято условно считать, что привнесение в программу изменений менее 50 % является ее модификацией, то есть видоизменением в зависимости от существующих условий. Если изменения охватывают от 50 до 75 % материала - экспериментальной и лишь более 75 % (то есть, по сути, совершенно новое видение деятельности) - авторской. Рассмотрение с этих позиций программ по физической культуре, появляющихся в печати, показывает, что большинство из них - вариации известных программ.

Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация».

Новшество - это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании.

Новация - это первая реализация новшества в естест­венных условиях, т.е. новация – это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной работы.

Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования новшество.

Особенности распространения новшества заключаются в следующем: новшество адекватно осознается не сразу; готовность новшества к распространению связана с наличием образца; новшество в процессе распространения меняется, превращаясь в семейство схожих инноваций, воспринимаемых специалистами первоначально как одно и то же, и только затем дифференцируемых; общественные настроения и общественное мнение выступают катализаторами распространения новшества.

Появление и распространение инновационных технологий в физической культуре носит преимущественно стихийный характер и часто сопровождается созданием вокруг некоторых из них искусст­венной атмосферы ажиотажа и сенсационности.

оздоровительные дыхательные технологии

Дышать правильно – значит дышать глубоко. Вроде всё логично: вдыхаешь больше воздуха – организм получает больше кислорода. На самом деле глубокое дыхание не тренирует мышцы, которые обеспечивают дыхание. К тому же при глубоком вдохе организм теряет определённое количество углекислого газа, необходимого для нормального функционирования организма.

Гимнастика Стрельниковой А.Н. построена по принципу дыхания при сжатых лёгких. Самое главное в гимнастике – короткий мощный вдох, при котором лёгкие не расширяются, а сжимаются. При этом воздух заполняет их от верхушек до низа, проходя в самые дальние уголки. В упражнениях А.Н.Стрельниковой вдох выполняется при сведении рук перед грудью, т.е. в затрудненном положении дыхательных мышц, выдох – при разведении рук. Дыхательным мышцам приходится работать с полной нагрузкой, при этом развиваться и крепнуть. При таком способе дыхания активизируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управления дыханием.

При правильном применении и достаточном упорстве гимнастика А.Н. Стрельниковой помогает укрепить организм, восстанавливает обмен веществ, позволяет справиться со стрессом, снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает память, возвращает остроту зрения и слуха. Благодаря ежедневным занятиям дыхательной гимнастикой можно избавиться от нейродермита, псориаза и других заболеваний кожи. Она активизирует кровообращение соединительной ткани, благодаря чему уходит патология желез внутренней секреции.

Исследования эффективности дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой показало, что у неподготовленного человека после нескольких минут занятий жизненная емкость лёгких возрастает на 10-15%.

Комплекс, состоящий из восьми основных упражнений, следует выполнять два раза в день – до еды или через час после приёма пищи, причём каждый раз надо выполнить комплекс полностью.

  1. Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий шумный вдох носом. Темп – один вдох в секунду или чуть быстрее. О выдохе не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится ко всем упражнениям гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  2. Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

  3. Наклон головы вперед и назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

  4. Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть лёгких в момент быстрого, шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.

  5. Пружинящие наклоны вперёд. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться не следует, выпрямляться до конца тоже не нужно.

  6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.

  7. Пружинящие приседания в выпаде. Время от времени правая и левая нога меняются местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.

  8. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке наклона вперёд, а потом в крайней точке наклона назад.

При сильной близорукости, глаукоме, при очень высоком артериальном давлении дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой противопоказана. Также не следует выполнять парадоксальную гимнастику в сочетании с другими дыхательными упражнениями и йоговской гимнастикой.

Цигун - древнее китайское искусство саморегуляции - уходит корнями вглубь тысячелетий. Ци — это энергия, присутствующая на небесах, на земле и в каждом живом существе. Эти три типа энергии взаимодействуют между собой, проникая и превращаясь друг в друга. Слово «гун» в Китае часто употребляется как сокращение от «гунфу», что значит «энергия-время». Любая учеба или тренировка, требующая больших затрат энергии и времени, называется «гунфу». Этот термин применим к любому виду деятельности, на которую затрачиваются время, энергия и терпение. Таким образом, «цигун» можно перевести как «работа с пневмой-ци», «тренинг, связанный с ци и требующий значительных затрат времени и усилий».

По некоторым источникам эта система насчитывает 3 тысячи лет, по другим - более 5 тысяч. Существует несколько направлений и школ цигун, и в зависимости от их целей, различные методы практики. Традиционно их начали подразделять на Конфуцианское, Даосское, Буддийское, Медицинское (или Лечебное), Боевых Искусств (или школу Бокса). Основная цель — развитие человека как индивидуума, личности, понимания своего места в мире, своих задач. Многие упражнения направлены на поднятие иммунных свойств организма, релаксацию при стрессовых ситуациях.

Все методики цигун подразделяют на 2 типа: жесткие и мягкие. Жесткие методики используются, как правило, для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления. Но функциональную грань между ними не всегда можно четко провести. Помимо этого, по способу выполнения упражнений во всех школах, они подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). И каждый из этих трех классов упражнений выполняет определенную роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации.

Несложные упражнения помогают избавиться от астмы, пневмонии, бронхитов, почечнокаменной болезни, ишемии, аритмии и многих других недугов.

На Востоке дыханию придают огромное значение: считается, что оно задает основные ритмы организма, синхронизирует работу всех внутренних органов и систем, насыщая энергией и кислородом каждую клеточку тела, повышает иммунитет и способность адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды. Человек, освоивший дыхательные упражнения цигун, защищены от любых недомоганий.

Дыхательная гимнастика по системе цигун не требует какой-то особой физической подготовки. Для того, чтобы возник стойкий лечебный эффект выполняйте упражнения регулярно, два раза в день – утром, сразу после пробуждения, и вечером, перед сном. Делать дыхательную гимнастику предпочтительно на свежем воздухе. Одежду выбирайте из натуральных тканей, свободную и удобную.

Упражнения доступны для людей любого возраста — от детей до глубоких стариков. Многие элементы практики цигун очень сходны с теми, которые используются в традициях разных народов: славянских, южноамериканских, африканских

Расслабление и успокоение

Оставайтесь в такой позе до тех пор, пока не почувствуете, что полностью успокоились и расслабились. Переходите к выполнению упражнения.

Три глубоких вдоха и выдоха

Подышите произвольно 20-30 сек, выровняйте дыхание и повторите упражнение 2 раза, затем, не меняя положения тела, переходите к следующему упражнению.

Три открытия и закрытия

Повторите 2 раза, затем примите исходное положение – встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч, руки свободно опустите вдоль тела, локти и колени слегка согните.

Антистрессовая пластическая гимнастика

«Антистрессовая пластическая гимнастика» как новое перспективное направление массовой оздоровительной физкультуры разработано А.В. Попковым и Е.Н. Литвиновым; аттестован в 1989 году Главным управлением физвоспитания населения Госкомспорта СССР

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) основана на фундаментальных отечественных научно-практических разработках, новое направление оздоровительной работы с населением, имеющее государственное утверждение и признанное новым методом нравственного и физического воспитания. Метод прошел масштабную медицинскую и педагогическую апробацию, выявившую принципиально новый механизм адаптации организма к воздействию стресс факторов различной природы и, соответственно, новые возможности его реабилитации.

Это направление массовой оздоровительной работы создано для помощи тем, кто по каким-либо причинам лишен возможности полноценного отдыха, а значит для всех, и в особенности - детям. Проведенные фундаментальные исследования показали принципиально новые возможности ликвидации стрессов и их последствий с помощью стресстормозящего механизма, действующего как автоматическая защита от нервно-психических перегрузок.

Возможность его задействования при простейших движениях и ненасильственном подходе позволяет добиться сразу нескольких целей:

1.Сделать обычный урок по физической культуре источником прогрессирующей нервно-психической устойчивости для последующей защиты психики учащихся от накопления информационных перегрузок.

2.Обеспечить заинтересованность в таком уроке преподавателя, так как формируемое этим подходом комфортное состояние само по себе действует как лечебный фактор и потому обладает притягательной силой.

3.Гарантирует исключительно высокую эффективность (до 90% улучшений) решительно по всем системам жизнеобеспечения, так как постоянно повышает общий тонус организма.

4.Обеспечивает прогрессирующую мотивацию заниматься собой и своим здоровьем, так как неуклонно уменьшает зависимость от лекарств, поскольку ставка делается на внутренние резервы.

5.Избавляет от социального иждивенчества и, практически, обосновывает необходимость и единственность личной ответственности за свое состояние здоровья, поскольку такой инструмент самозащиты - стресстормозящий механизм - есть у каждого.

6.Показывает неоспоримое преимущество коллективного подхода к здоровью, так как эффект зависит от координированного действия и числа участвующих в одновременном обучении.

7. Делает упор на моральный фактор и качественность мышления, так как достижение результата напрямую зависит от прочности комфортного состояния, несовместимого с психологией изолированности и недоброжелательства. Тем самым ликвидируется разрыв между образованием и воспитанием.

8. Напрямую доказывает, что мораль и физиология неотделимы друг от друга, так как связаны общим понятием стабильности процесса, а в итоге - повышением общей жизнеспособности.

9. Делая упор на умение чувствовать и контролировать свое состояние комфортного восприятия, позволяет по нарастающему дискомфорту избежать кризисной ситуации.

Программа позволяет последовательно решать задачи физичес­кого и нравственного воспитания учащихся на протяжении всех лет обу­чения, формируя у них целостный подход к физичес­кой культуре как психофизической основе воспитания нравственно­сти, выявления высших возможностей, нравственной природы, а именно:

- воспитание доброжелательности, терпимости, способ­ности к бескорыстному следованию принципам общего блага, стремления к самосовершенствованию во всех сферах жизнедея­тельности;

- формирование представления о своем нравственном и физиче­ском здоровье как личном и общем достоянии;

- приобретение знаний о заложенных в человеке природой высших возможностях, проявляющихся в следовании нормам этики и нравственности, формирующих его психическое и физическое здо­ровье;

- формирование навыка плавного непрерывного движения и при­менения его в различных формах двигательной активности, умения создавать воображаемые картины (мыслеобразы) природы, ощуще­ния удовольствия, комфорта от выполняемого движения;

- укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работо­способности учащихся;

- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходи­мых понятий и теоретических сведений по физической культуре в контексте подхода, предлагаемого АПГ;

- развитие основных двигательных качеств.

Своеобразие данной программы заключается в том, что в ней от­сутствуют традиционные нормативы, а материал дается по группам классов. Это обусловлено тем, что перед учителем стоят новые зада­чи: обучить учащихся навыкам плавного непрерывного движения, ком­фортного восприятия физических и психических нагрузок и на базе этого помочь учащимся освоить традиционные формы движений.

Материал программы дается в трех разделах: «Основы знаний», «Элементы АПГ», «Двигательные умения и навыки».

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствую­щий расширению знаний учащихся о высших возможностях человека, заложенных в нем от природы, о необходимости четких нравствен­ных ориентиров, о физической культуре как неотъемлемой части об­щей культуры, о нравственном и физическом здоровье человека, о понятии целостного подхода к здоровью, об организме человека, гигиенических требованиях.

Структура знаний содержит следующие блоки:

  1. Основы АПГ.

  2. Личностно-ориентированные знания, связанные с самосовершенствованием, самовоспитанием, саморазвитием.

  3. Знания, связанные с этикой поведения и общения в коллективе.

  4. Знания, необходимые для реализации физкультурно-спортив­ной деятельности в коллективе для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т.д.

  5. Знания, необходимые для применения основ физической культуры в жизнедеятельности человека.

Материал теоретической части даётся в контексте основ АПГ с учетом возрастных особенностей учащихся. Сообщение зна­ний можно организовать в форме бесед (групповых или индивиду­альных) до, после и в процессе выполнения движения и при этом стре­миться к тому, чтобы усвоение идей, ведущих положений, принци­пов, сведений, правил и фактов опиралось на индивидуально возникающие у занимающихся ощущения, физическое и психическое состоя­ния, мышечные напряжения, необходимые для решения учебной задачи.

Занятия следует строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, делали необходимые заключения. Для этого учитель должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказы­вать так, чтобы занимающиеся сами делали основные выводы, опираясь на свой опыт, знания и понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на их индивидуальных особенностях и возмож­ностях, методах, способах достижения поставленной задачи, помо­гая проявлению творческих способностей, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует про­цесс самопознания и управления своей деятельностью.

В разделе «Элементы АПГ» представлен материал по антистрес­совой пластической гимнастике. Основной частью в АПГ являются вводная часть (разминка), суставный массаж и бег. Предусматрива­ется постепенное увеличение объема материала и его расширение по группам классов. Последовательно вводятся разделы: техника пере­мещений, упражнения на растягивание, танцевальные шаги.

При построении урока целесообразно использовать упражнения АПГ (вводный раздел) в начале и конце урока. В начале - с целью настроить процесс физического движения на плавность, непрерыв­ность, спокойствие, тем самым облегчая усвоение дальнейшего ма­териала на занятии. В конце урока - снять накопившееся напряжение, усталость, успокоиться. В основной части урока больше использу­ются упражнения для обучения двигательным умениям и навыкам, развитию физических качеств. Однако упражнения некоторых раз­делов АПГ (суставный массаж, бег) можно включать и в основную часть.

Применение упражнений комплекса АПГ помогает учащимся форми­ровать состояние спокойствия, навык равномерного распределения физических и психических нагрузок, чувствовать красоту и естествен­ность движения. Перенесение навыка плавного непрерывного дви­жения на другие формы двигательной активности осуществляется контролем состояния комфорта, удовольствия от движения, сформи­рованного при выполнении комплекса упражнений АПГ.

Упражнения АПГ отличаются выразительностью, гармонично­стью, плавностью и слитностью движений, чему способствует поточ­ный метод их выполнения без рывков в более или менее замедленном темпе в зависимости от конкретной структуры упражнений и от кон­тингента учащихся. Отдельные элементы упражнений просты, есте­ственны и встречаются в повседневной жизни человека. Но сцепле­ние их в единый двигательный акт в определенной последовательно­сти представляет собой значительную координационную сложность и зависит от степени слитности выполнения движения. Обучение комбинированию элементов на основе импровизации и фантазирования яв­ляется одной из целей антистрессовой пластической гимнастики.

Успешное овладение методом АПГ требует приобретения навы­ков образного мышления. Мышление образами является основой продвижения в АПГ и роста интереса к познавательной деятельнос­ти. В АПГ применяются естественные мыслеобразы - картины при­роды, способствующие расслаблению, возникновению ощущения комфорта, внутреннего равновесия.

Перед использованием элементов АПГ с учащимися проводится краткая беседа об основах АПГ, в ходе которой они получают воз­можность настроиться на восприятие движения как источника отды­ха, успокоения, психической разгрузки, комфорта. Учитель подго­тавливает учащихся к тому, что все движения будут носить неторопливый, спокойный характер при отсутствии специальных физических напряжений. Спокойный, ровный голос учителя подчеркивает нето­ропливый характер выполнения упражнений, успокаивает и помога­ет снять внутреннее напряжение.

Вместе с тем условия синхронности и общей слитности при вы­полнении упражнений всеми учащимися в процессе занятия одновре­менно с необходимостью следить за качеством своих движений предъявляют особые требования к дисциплине на занятиях, такие как недопустимость резких движений, сохранение принятого построения, тишины и т.д. Учитель объясняет учащимся естественность подобных са­моограничений как единственный способ добиться общей синхронности коллективного движения, облегчающей каждому учащемуся освоение навыков плавного движения.

Доброжелательный настрой учителя не должен исключать реши­тельности в действиях по поддержанию дисциплины. Только сочета­ние этих качеств позволит создать необходимую атмосферу на заня­тиях АПГ.

Используя комплекс АПГ на уроке, учитель выполняет роль ко­ординатора общих усилий учащихся, направленных на создание ат­мосферы доброжелательности, спокойствия и одновременно строгой дисциплины, в рамках которой обеспечивается согласованность, син­хронность коллективного движения.

Нагрузки, связанные с необходимостью координации усилий всей группы, непрерывность контроля качества выполнения и степени согласованности движений предусматривают активное участие учи­теля в проведении занятий АПГ с одновременной реализацией мето­да показа и объяснения. Это требует от учителя не столько физиче­ского, сколько нервно-психического напряжения, возрастающего с ростом числа занимающихся.

На занятиях целесообразно использовать музыку. Для разминки, перемещений и суставного массажа лучше использовать фоновую музыку, не привлекающую внимания, учитывая ее влияние на психо-­эмоциональную сферу. Для медленных танцевальных шагов лучше подбирать спокойную ритмизованную музыку, способствующую более глубокому расслаблению. Ускоренные танцевальные шаги и бег проводятся под музыку с четким определенным ритмом.

Упражнениями АПГ рекомендуется заниматься без обуви, в нос­ках, если нет медицинских противопоказаний. Помещение, где про­водится урок с использованием элементов АПГ, должно быть про­ветриваемым и изолированным от внешнего шума. В теплое время года желательно проводить занятия на улице.

Комплекс АПГ состоит из четырех разделов: вводный раздел (раз­минка), техника перемещений, суставный массаж и упражнения на растягивание, заключительный раздел.

Вводный раздел направлен на ознакомление и овладение режи­мом релаксации и навыками плавного слитного движения, выполня­емого в замедленном темпе, развитие умения представлять и удержи­вать в воображении картины природы, формирование и закрепление ощущения комфорта, использование воздействия синхронного кол­лективного движения и утренних «потягушек» (потягивание в плечевом поясе, которое используется как эталон комфортности восприя­тия физического напряжения).

Упражнения разминки выполняются так, чтобы между ними не было пауз, остановок, одно упражнение «переливалось» в другое. Используется замедленный темп, который позволяет почувствовать и постепенно сгладить все шероховатости и рывковый характер про­цесса движения. Дыхание произвольное. Используется построение лицом в круг (хоровод). Учитель выполняет упражнения одновремен­но с учащимися, находясь в центре круга.

При выполнении комплекса упражнений АПГ используются две основные позиции:

Аналогично принимается позиция с перемещением веса на пра­вую ногу. В обеих позициях пятки лишь слегка касаются пола.

Раздел «Техника перемещений» направлен на дальнейшее освое­ние плавности, непрерывности движения при выполнении сложных координационных движений в режиме релаксации, сохранение ус­тойчивого равновесия, развитие умения создавать и удерживать в воображении картины природы, умение формировать и закреплять ощущение комфорта при условии синхронного коллективного дви­жения.

Перемещения осуществляются в движении по кругу друг за дру­гом, не нарушая построения в круг. Учитель двигается синхронно с учащимися вокруг центра внутри круга. Используется замедленный темп. Упражнения выполняются так же, как в разминке, - плавно, мягко, непрерывно.

Раздел «Суставный массаж и упражнения на растягивание» направ­лен на освоение техники безболевого самомассажа крупных и мел­ких суставов на основе стремления к достижению максимальной ре­лаксации суставно-связочного аппарата.

На основе достигнутой релаксации осуществляется выполнение безболевого суставного массажа и упражнений на растягивание. Там, где возможно, массирующему движению предшествует предваритель­ное напряжение в плечевом поясе с последующим расслаблением (утренние «потягушки»), что вызывает ощущение отдыха и удоволь­ствия. Используется также мягкое ритмичное покачивание корпуса в такт выполняемому движению. Критерием возможности увеличения нагрузки является желание ее увеличить. При этом необходимо стре­миться к тому, чтобы не возникало признаков дискомфорта и утом­ления, обращая особое внимание на постепенность увеличения на­грузки. Следует искать наиболее удобное исходное положение для выполнения упражнения, стараясь поудобнее устроиться в исходной позиции.

Упражнения суставного массажа выполняются в медленном тем­пе. Каждый учащийся внимательно прислушивается к своим ощуще­ниям и выполняет упражнения ровно настолько, насколько позволя­ют суставы и возможности организма, ни в коем случае не допуская проявления, а тем более усиления болевых ощущений. Движения долж­ны быть мягкими, нежными, осторожными, «как бы поглаживающи­ми суставы изнутри». Дыхание произвольное. Во время максималь­ной нагрузки делается удлиненный выдох, цель которого - более глу­бокое расслабление. Упражнения этого раздела выполняются сидя на полу.

Заключительный раздел (бег и танцевальные шаги) направлен на освоение и закрепление навыков релаксации, плавности, равновесия и достижение на этой основе устойчивости в различных режимах движения и естественно­го роста скорости движения (как следствие повышения экономично­сти процесса движения и тонуса нервной системы). Медленные танцевальные шаги используются как способ снятия напряжения. Выполняются под медленную, спокойную музыку. Ускоренные танцевальные шаги можно квалифицировать как бег на месте или как переходный этап к бегу. Выполняются под музыку с четким определенным ритмом. Бег является естественным продолжением техники перемещений, выполняемым в другом скоростном режиме — среднем между ходьбой и обычным бегом трусцой. Все принципы и требования, предъявляемые к технике перемещений, сохраняются и для бега.

Антистрессовая пластическая гимнастика особенно рекомендуется при хронических стрессовых состояниях, неврозах (в том числе климактерических), эмоциональной нестабильности, неврастении, вегето-сосудистой дистонии (по гипертоническому и гипотоническому типу), остеохондрозах (при отсутствии корешковых явлений), костно-суставной патологии, миопии средней степени.

Временные противопоказания к занятиям АПГ:

Благоприятное влияние пластической гимнастики обеспечивается следующими факторами:

а) снижением до минимума повреждающего воздействия хронического стресса, достигаемым с помощью саморегуляции;

б) релаксирующим влиянием специфических упражнений пластической гимнастики, способствующих повышению чувствительности стресстормозящих и снижению чувствительности стрессреализующих механизмов;

в) замедлением прохождения сигналов, исходящих от гормонов.

Пилатес – безопасный комплекс упражнений.

Пилатес – это удивительный комплекс упражнений, созданный еще сто лет назад Йозефом Пилатесом, подходил и для реабилитации раненых на полях сражений, и для танцоров.

Чем же так хороша система упражнений Пилатес:

 Существует три вида тренировок Пилатес:

  1. Тренировки на полу.

  2. Тренировки на полу со специальным оборудованием.

  3. Тренировки на специальных тренажерах.

 Несколько правил при занятиях по системе Пилатес:

  Перед началом занятий сделайте небольшую разминку, которая поможет выпрямить осанку и восстановит естественный изгиб позвоночника.

Во время выполнения всего комплекса упражнений пилатеса постарайтесь сохранить эти главные положения.

Комплекс упражнений на полу:

  1. “Сотня”. Лечь на спину так, чтобы весь позвоночник касался пола. Руки свободно опущены вдоль тела, ладони лежат на полу. Медленно поднять колени к груди, а затем выпрямить их вверх под углом 90 градусов к телу. Подтянуть подбородок к груди, а затем поднять плечи так, чтобы прямые руки были параллельны полу. Подтянуть ягодицы и живот к пояснице. Дышать медленно через нос, делая вдох и выдох на 5 счетов. Одновременно на каждый счет выполнять небольшие, но жесткие движения прямыми руками вниз-вверх, как будто необходимо ладонями забить гвозди. Закончив, полностью расслабить все тело. Необходимо добиться того, чтобы выполнять это упражнение на 100 счетов.

  1. “Райский уголок” для позвоночника. Лечь на живот,  вытянуть руки над головой. Не поднимая головы и корпуса вверх, с помощью рук опуститься на пятки. (Если есть дискомфорт или боль в коленях, положить подушку или свернутое валиком полотенце между ягодицами и пятками.) Спина круглая, голова опущена вниз, прямые руки вытянуты вперед, ладони лежат на полу. Подтянуть ягодицы к пяткам, чтобы лучше растянуть поясницу. Дышать медленно и глубоко.

  1. Растяжка для позвоночника. Сесть на пол, выпрямить спину. Развести прямые ноги на ширину плеч. Вытянуть прямые руки перед собой на уровне плеч. Подтянуть позвоночник вверх, расправить грудную клетку. На вдохе подтянуть живот и ягодицы к пояснице и медленно опустить корпус вперед, скругляя позвонок за позвонком, будто ложитесь на большой мяч. Сделать выдох и потянуться руками и грудью вперед. На вдохе вернуться в исходное положение. Сделать выдох. Повторить три раза. Затем растянуть мышцы спины, наклонившись вперед к ногам и обхватив ладонями ступни.

  2. Поочередное сгибание коленей. Лечь на живот. Поднять корпус и опереться на согнутые руки. Локти должны быть точно под плечами. Кисти рук соединены. Расправить грудную клетку. Смотреть прямо перед собой. Согнуть правую ногу и подтянуть пятку к ягодицам. 2 раза еще сильнее подтянуть пятку к ягодицам и опустить ногу. Выпрямить правую ногу. Сделать аналогичные упражнения левой ногой. Все время втягивать живот и ягодицы к позвоночнику. Все время напрягать мышцы ягодиц. Повторить упражнение 5 раз.

  1. Крути ногой”. Лечь на спину. Руки свободно лежат вдоль тела. Подтянуть правое колено к груди, затем выпрямить правую ногу под прямым углом к туловищу. Поднять живот и ягодицы к пояснице и немного напрячь мышцы ягодиц. Наклонить правую ногу влево поперек туловища, затем по дуге опустить ее вниз и вправо, а потом поднять вверх. Описать такой круг в воздухе 5 раз. Затем той же ногой описать 5 раз круг в другую сторону. Поменять ноги и сделать упражнение левой ногой. Следить, чтобы ноги при движении описывали в воздухе треугольник со скругленными вершинами или овал и при этом были все время в пределах ширины плеч.



олимпийское образование

Одной из основных проблем модернизации физкультурного образования является его содержание, предполагающее освоение учащимися определенного теоретического материала, овладение двигательными умениями (и навыками) и развитие физических качеств. Знания по предмету учащиеся получают (согласно образовательному стандарту) в рамках базового и дополнительного образования. В учебную программу общеобразовательной школы уже более 10 лет входит олимпийское образование, преследующее своей основной целью распространение знаний по олимпизму и вовлечение детей и молодежи в олимпийское движение.

Термин «олимпийское образование» в основном употребляется в олимпийском движении, в системе образования чаще встречается понятие «основы олимпийских знаний».

Первая попытка сформировать в России на государственном уровне систему олимпийского образования и воспитания детей и юношества была предпринята в конце 80-х годов. Однако в систему школьного образования, в теоретический раздел программы предмета «Физическая культура», основы олимпийских знаний были включены позже, в 1994 году, когда Министерство образования России поддержало предложенную Олимпийским комитетом России (ОКР) общественно-государственную модель олимпийского образования школьников.

Олимпийское образование в качестве общественной модели получило свое развитие в таких городах и регионах страны как Москва, Санкт-Петербург, Смоленск и Смоленская область, Волгоград, Воронеж, Красноярск, Краснодар, Омск, Челябинск и др. Организующая роль принадлежит управлению олимпийского образования Олимпийского комитета России, Центральной и региональным олимпийским академиям. Эти организации неоднократно проводили всероссийские конкурсы знатоков олимпизма среди школьников.

Олимпийским комитетом России было написано первое в мире учебное пособие по олимпизму, предназначенное для учебных заведений России.

Раздел «Основы олимпийских знаний» был включен Министерством образования России в учебную программу по предмету «Физическая культура» для 8 классов общеобразовательной школы. Все же остальные программы в сетке академических часов являются или экспериментальными, или представляющими региональный и местный (школьный) компоненты. В Смоленске основным элементом модели олимпийского образования школьников является личностно-ориентированная учебная программа по олимпизму, включающая три блока: олимпийские знания; физкультурно-оздоровительный; художественно-эстетический.

Теоретические занятия проводятся по схеме: 10 олимпийских уроков для 5-6 классов, курс «Основы олимпийских знаний для 8 классов, проведение тематических классных часов в 10-11 классах и внеклассная работа. В Смоленской области уроки олимпийских знаний являются необходимой частью внеклассной воспитательной работы.

В Смоленске функционирует модель олимпийского образования, сочетающая в себе учебные и внеучебные формы занятий в гармоничном сочетании физкультурно-спортивной деятельности с другими видами духовно-творческой деятельности. В Уфе для школьников 5-11 классов внедрена программа по истории физической культуры, олимпийского и спартианского движения, которая реализуется либо 1 часа в неделю в рамках академической сетки часов, либо 1 часа факультативных занятий.

В общеобразовательных школах г. Омска олимпийское образование представляет собой совокупность теоретических и практических занятий. Курс «Основы олимпийских знаний» для 2-х классов дается в академической сетке часов, а в 8-х классах – это факультативные занятий. Олимпийское образование в г. Волгограде реализуется в основном в 5-х классах школы; в г. Краснодаре – в 8-11 классах.

В общеобразовательной школе №108 г. Санкт-Петербурга, с 1996 года в 10-11 спортивных классах (базовый вид спорта – плавание) в академическую сетку часов введен спецкурс «История и теория олимпизма», который является прообразом профильного обучения школьников по предмету «Физическая культура». Все вышеперечисленные модели олимпийского образования были успешно апробированы и внедрены в тех регионах или отдельных образовательных учреждениях, в которых они и разрабатывались.

В России складывается общественно-государственная система олимпийского образования. Школьное олимпийское образование поступательно развивается, однако в каждом регионе или отдельно взятом учебном заведении имеются свои учебные программы, в результате чего не может быть решена одна из основных задач модернизации физкультурного образования – создание единого образовательного пространства.

Для создания единого образовательного пространства по олимпийскому образованию школьников необходимо:

Одновременно необходимо менять отношение родителей, учителей-предметников, руководителей школ и системы образования к предмету «Физическая культура» и его разделу – «Основам олимпийских знаний».

Перечисленные мероприятия потребуют определенных финансовых затрат, однако, как показывает практика, олимпийское образование дает хорошие результаты не только в области приобретения самих олимпийских знаний, но и в других аспектах: социальном, морально-нравственном, поведенческом и т.д. Назрела потребность в том, чтобы основы олимпийских знаний получили «полноправную прописку» в школьном расписании всех школ России на едином образовательном пространстве.
СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ — НОВАЯ МОДЕЛЬ СПОРТА ДЛЯ ВСЕХ

Идея Спартианских игр как новой соревновательной модели спорта для всех впервые была сформулирована профессором, доктором философских наук, президентом Координационного комитета спартианского движения В.И. Столяровым в рамках разработанного им в 1990 г. проекта под названием “СпАрт” (“SpArt”), которое производно от трех английских слов: “Spirituality” — духовность, “Sport” — спорт и “Art” —искусство.

Данный проект основан на результатах более чем двадцатилетних исследований автора и его учеников в области философско-методологических, культурологических, педагогических и социологических проблем физической культуры, здорового образа жизни, спорта, олимпийского движения, искусства и культуры.

Основная цель проекта: содействовать возрождению и дальнейшему развитию духовно-нравственных начал спорта, его гуманизации, укреплению связей с искусством, а на основе этого — решению ряда важных социально-культурных задач:

1) формированию физически здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, а в своем отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям,

2) организации активного, творческого отдыха, общения и сотрудничества, в том числе международного, различных групп населения: детей, подростков, молодежи и взрослых, спортсменов и тех, кто занимается искусством, наукой, техническим творчеством и т.п., лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, и т.д.

Для достижения этой цели проект предусматривает использование комплекса средств и методов. Важнейшее место среди них занимают Спартианские игры. Они имеют специфические цели и задачи:

Одна из важнейших особенностей Спартианских игр состоит в том, что их программа включает в себя “спартианские агоны” (агон по-гречески — борьба, состязание, турнир) — новые, комплексные формы соревнования, в которых спорт гармонично сочетается с искусством и с другими видами творческой деятельности.

Спартианское многоборье. Программа этого спартианского агона включает в себя: спортивные соревнования; соревнования по туризму и ориентированию; конкурсы в различных видах искусства (в пении, танцах и т.д.); конкурс знатоков спорта и искусства: конкурсы технического творчества и др. Программа спартианского многоборья сходна с некоторыми Играми Древней Греции. На этих Играх кроме атлетов выступали певцы, танцоры, музыканты, которым тоже присуждались призы за победу. Программа первых современных Олимпийских игр и ряда соревнований, турниров, фестивалей, проводимых в настоящее время, также включала в себя не только спортивные соревнования, но и художественные (творческие) конкурсы.

Принципиальное отличие спартианского многоборья от всех этих Игр и соревнований заключается в том, что каждый его участник должен выступить в спортивных соревнованиях и в художественных (творческих) конкурсах, а при определении победителей участникам дается комплексная оценка с учетом результатов их выступления во всех этих соревнованиях и конкурсах.

Стартатлон (Спартианская демонстрация атлетизма). Программа данного агона включает в себя два основных элемента.

1) Демонстрацию силы, гибкости, меткости или других физических качеств, а также необычных физических упражнений: а) тем способом, который указан организаторами; б) тем способом, который придуман участниками, но с использованием предметов (приспособлений), предложенных организаторами; в) тем способом и с использованием тех предметов (приспособлений), которые придуманы самими участниками.

2) Творческую демонстрацию как можно большего числа различных физических качеств (силы, меткости и др.) с использованием тех предметов (приспособлений), которые предложены организаторами.

При оценке выступления участников учитывается: уровень развития демонстрируемых качеств, сложность упражнения, трудность его выполнения (с учетом возраста, пола, инвалидности и т.д.); творчество, фантазия, изобретательность, проявленные при выборе демонстрируемых качеств, упражнений, средств и способов их демонстрации; зрелищность и эстетичность выступления, художественное мастерство и артистизм участников; реакция зрителей на выступление.

Двигательная культура. (Искусство движений — “Орхестрика”). Участники данного спартианского агона по заданию организаторов, а также по произвольной (выбираемой ими самими) программе выполняют акробатические упражнения, танцуют под музыку, разыгрывают пантомимы или балетные сценки (прежде всего на спортивную тему).

Жюри оценивает (с учетом мнения самих участников и зрителей) демонстрируемое участниками искусство движений — двигательную культуру, показателями которой являются: 1) гибкость, ловкость, координация движения; 2) чувство ритма и музыки в движениях; 3) красота и пластика “одухотворенного движения” (способность в движениях выражать чувства, переживания, вызываемые музыкой, картинами природы и т.д.); 4) способность создавать в движениях художественный образ.

Важная особенность Спартианских Игр состоит и в том, что помимо обычных соревновательных игр, основанных на таких принципах как выявление среди участников победителей и побежденных, соперничество, конкуренция, превосходство, максимальная результативность, измерение и сравнимость результатов и т.д., в их программу включаются и такие игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество и т.д.

К числу таких не-соревновательных игр, "игр без побежденных" относятся, например, так называемые "новые игры", получившие в последние десятилетия широкое распространение в США, Канаде, Германии и других странах. Эти игры строятся на следующих основных принципах:

  1. отсутствие победителей и побежденных;

  2. не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставится задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шагов и т.д.);

  3. все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре;

  4. ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;

  5. в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.;

  6. каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.

В "новых играх" - в отличие от обычных спортивных соревнований - как правило, совместно и на равных участвуют люди разного возраста, пола, физического состояния и т.д., любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, т.е. выступать в функции руководителя игры. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Как показывает практика, наиболее интересным моментом в организации "новых игр" является их придумывание.

Все это ориентирует участников "новых игр" на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия.

Вот некоторые не-соревновательные игры, которые проводятся с участниками Спартианских Игр.

Необычный волейбол. Перед игроками обеих команд ставится задача продержать мяч в воздухе как можно дольше.

Большой мяч. Все игроки пытаются как можно выше подбросить вверх огромный мяч (диаметром до 2 м.), не давая ему упасть на землю.

Необычные прыжки. Все игроки образуют круг, положив свою левую руку на плечо впереди стоящего партнера и взяв правой рукой правую ногу того, кто стоит сзади; после этого все пытаются совместно прыгать по кругу на своей левой ноге.

Музыкальные стулья. Широко известна традиционная соревновательная игра под таким названием. Игроки сидят на стульях, которые образуют круг, Когда начинает играть музыка, игроки встают и передвигаются вокруг стульев, Когда музыка перестает играть, каждый игрок старается сесть на стул, Одному из них стула не хватает, поскольку во время музыки его убирают, Игрок, которому не удалось сесть на стул, исключается из игры. Она продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, который и провозглашается победителем.

В отличие от традиционной игры в "новой игре" под указанным названием при прекращении музыки игроки должны сесть или на стул или на колени другому игроку, и игра продолжается до тех пор, пока не будут убраны все стулья за исключением одного, и все игроки будут сидеть на одном стуле.

Обмен палкой. Два игрока занимают позицию: на коленях и лицом друг к другу. Один игрок размещает палку на правом плече, а другой кладет второй конец палки на свое левое плечо. Не используя своих рук, они должны попытаться помочь друг другу двигать палку в направлении другого плеча, постепенно перемещая ее к средней позиции. После достижения средней позиции они должны попытаться изменить направление движения и вернуть палку в первоначальное положение. Если игрок использует руки или палка падает с плеча любого из игроков, они должны начать снова с исходной позиции.

Слепой полет. Группа игроков встает друг за другом и одевает на голову бумажные пакеты. Еще один игрок (ведущий) устанавливает 4 кегли и обучает группу трем командам: а) натяжение веревки вправо - значит, колонна должна повернуть за первым игроком вправо; б) натяжение веревки влево - значит, движение колонны за первым игроком влево; в) натяжение обеих концов веревки справа и слева означает необходимость движения колонны прямо вперед. Ведущий пытается подвести колонну к первой кегли. Когда первый игрок дотрагивается до нее, он ставит кеглю на другое место и заменяет ведущего. Прежний ведущий одевает бумажный пакет на голову, встает сзади группы в качестве последнего игрока в колонне, а второй игрок теперь становится первым. Группа продолжает играть, игроки опять меняются местами. Таким образом игра продолжается до последнего игрока.

Катание. Участники садятся на пол, образуя тесный круг так, чтобы касаться соседей с каждой стороны. Затем берется мяч (футбольный, баскетбольный и т.п.) или глобус и кладется на колено одного из игроков. Цель игры - перекатить мяч по кругу, с колена на колено, но без использования рук. У каждого игрока есть возможность изменения направления движения. В течение игры один раз он может сказать: "в обратную сторону". После этих слов мяч надо катить в обратном направлении.

Существует много вариантов разнообразить эту игру. Например, можно добавить сигналы: "стоп", "медленно" и др.

Летучий голландец. В игре участвуют 10 человек. Все берутся за руки по кругу, кроме двух человек. Эти двое - "затерявшийся в море корабль". Взяв друг друга за руки, они ходят вокруг круга в поисках "порта". Когда они находят подходящее место, расцепляют руки двух участников, стоящих в круге в этом месте и продолжают "плыть" вокруг круга. Два игрока, чьи руки были расцеплены, должны, взявшись за руки, побежать с внешней стороны круга в противоположную сторону и постараться возвратиться в "порт" до "летучего голландца". Та пара, которая первой достигнет "порта", встает в круг. Двум другим партнерам приходится вновь искать пристанища.

Для разнообразия можно договориться, что во время "плавания" нужно скакать на одной ноге или прыгать, бежать спиной вперед, нести партнера на спине, бежать к "порту", закрыв глаза и т.д.

Плетеная сеть. Сначала игроки образуют широкий круг, держась руками за скакалки, которые соединяют их друг с другом. Из этого круга игроки должны образовать как можно более запутанную сеть, меняясь местами, перешагивая через скакалку и т.д. и не выпуская концы скакалок из рук. Цель игры состоит в том, чтобы потом попытаться распутать сеть, не выпуская скакалок из рук. Эту игру можно проводить и без скакалок. Сначала игроки, закрыв глаза, образуют запутанную сеть (своеобразный "гордиев узел"), а затем, открыв глаза, пытаются распутать его, не распуская рук.

Вампир и его жертвы. Игроки с закрытыми глазами передвигаются по кругу (во избежание травм они держат руки перед собой). Один игрок считается "вампиром". Он ищет свои "жертвы". Игроки могут облегчать вампиру поиски, издавая какие-то звуки. При соприкосновении с другим игроком вампир громко произносит слово "вампир" (или какой-то другой условленный звук). Игрок становится вампиром и тоже идет искать свои жертвы. Эта игра может длиться до бесконечности, так как если вампиры схватывают друг друга, они вновь превращаются в обычных игроков.

Аура. Партнеры стоят лицом друг к другу (если участников много, они могут образовать круг) и вытягивают руки вперед, пока их ладони не коснутся друг друга. Затем они закрывают глаза, опускают руки и поворачиваются вокруг себя три раза. Не открывая глаз, партнеры пытаются восстановить контакт ладоней одной или обеими руками.

Помимо соревнований программа Спартианских Игр, как правило, включает в себя и другие акции, содействующие реализации их целей и задач: встречи участников с известными спортсменами, олимпийцами, деятелями науки и культуры, изобретателями, политиками и т.д.; концерты, экскурсии, демонстрации фильмов (в том числе о спорте и спортсменах); семинары для организаторов Спартианских Игр; выставки художественной литературы, а также литературы о здоровом образе жизни, физической культуре, спорте; дискуссии по проблемам спорта и искусства и т.д.

В последние годы все шире практикуется проведение фестивалей спорта и искусства, культурно-спортивных праздников и других подобных мероприятий, программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов: танцоров, певцов, музыкантов и др. Так, в 1979 г. во Франции была создана "Ассоциация Друзей Дней Радуги", которая регулярно проводит культурно-спортивные фестивали детей из различных стран мира. Программа этих фестивалей комплексная. Она включает в себя мероприятия, имеющие чисто спортивный характер: легкую атлетику, плавание, футбол, настольный теннис, волейбол, баскетбол, а также интеллектуальные игры, такие, как шахматы и шашки. Помимо спорта программа фестиваля "Друзья Дней Радуги" предусматривает, что дети и их тренеры представляют мероприятия, свойственные культурным традициям их страны - песни, танцы, живопись, лепку, вышивание и т.п. Для заключительного гала-концерта каждая делегация готовит сценку или мини-спектакль в национальных костюмах, чтобы подчеркнуть общекультурный характер Дней Радуги. Программа фестиваля предполагает также проведение симпозиума для обсуждения специалистами различных социально-педагогических вопросов, касающихся детей, организацию художественных выставок и другие аналогичные мероприятия.

Важное значение для организации и проведения Спартианских Игр, для подготовки к ним, а также для развития спартианского движения имеют Спартианские Клубы (они могут называться также Спартианскими школами, игротеками и т.д.).

Спартианский клуб - добровольное объединение группы участников спартианского движения. Он создается на базе общеобразовательной или специализированной школы (ДЮСШ, ДЮК ФП, музыкального училища, школы-интерната и др.), Дворца творчества детей и молодежи, по месту жительства и т.д.

Клуб включает в себя учащихся одного или нескольких учебных заведений (школ, гимназий и т.д.); в нем могут быть лица разного возраста, разных увлечений, разной физической подготовки и физического состояния, в том числе инвалиды.

Спартианский клуб создается как игровой клуб. Основное направление его деятельности - организация активного, творческого отдыха и общения членов Клуба на основе включения их в разнообразные игры, забавы, развлечения и в первую очередь - в Спартианские Игры, а также другие игры, соревнования, конкурсы, объединяющие спорт с искусством и ориентированные на духовно-нравственные и эстетические ценности.

При создании Клуба и начале его работы обычно используются уже известные, традиционные игры, соревнования (включая народные игры и забавы), разработанные ранее программы Спартианских Игр и т.д. Однако в последующем члены Клуба ориентируются на придумывание своих, новых, более интересных игр и соревнований, программ Спартианских Игр и т.д.

Деятельность Клуба не сводится к организации отдыха и общения членов Клуба на основе упомянутых игр и соревнований. Еще одно важное направление его деятельности - спартианское образование (воспитание) членов Клуба.

Программа спартианского образования включает в себя:

Важные шаги в реализации программы развития Спартианских Игр сделаны в 1993 г. На Российском семинаре работников физической культуры и спорта (май, г. Хвалынск, Саратовская область), проведенном ФСО "Юность России" с участием Центра "СпАрт", были продемонстрированы и обсуждены две разные модели спартианских соревнований школьников. В них участвовали члены спартианского клуба "Возрождение" г. Хвалынск. В этом же городе в августе 1993 г. был проведен Российский турнир по спартианскому многоборью (около 200 участников - детей и взрослых - из 14 городов России). В обсуждении различных спартианских соревнований, включенных в программу турнира, приняли участие 60 специалистов в области физического воспитания и спорта, искусства, организации досуга детей и молодежи из различных регионов России. Данному российскому турниру предшествовал ряд городских и региональных турниров. Например, в г. Смоленск был проведен спартианский турнир учащихся ДЮСШ.

В июне 1993 г. в г. Набережные Челны были проведены Игры под названием "Спартианская семья". Участниками этой новой модели Спартианских игр стали дети-инвалиды вместе со своими родителями, а также дети-сироты из 8 городов Российской Федерации. Для участников Игр была организована Спартианская школа. Под руководством опытных специалистов дети и взрослые занимались в различных кружках и секциях, связанных со спортом и искусством, проходили различные тесты и испытания. Затем был проведен командный турнир, включавший в себя спортивные соревнования, соревнования по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Впервые в программу были включены "новые игры". Дети и взрослые смогли познакомиться с этими необычными играми и соревнованиями, в которых нет победителей и проигравших, акцент делается на сотрудничество, юмор.

Аналогичная модель Игр была использована при организации Российских Игр "Спартианская семья", которые были проведены в 1993 году в г. Дубна во время Всероссийской декады инвалидов в соответствии с Распоряжением Президента России. В них приняли участие 150 детей-инвалидов вместе со своими родителями. В программу Игр впервые был включен новый элемент - Спартианское шоу "Хип-Хоп" (комплекс подвижных игр, соревнований и конкурсов, проходящих под музыку "Хип-Хоп"). Впервые на Играх был использован опрос зрителей, а также участников Игр, для выявления тех из них, кто демонстрирует рыцарское поведение, волю, мужество, красоту действий и поступков.

В июле 1993 г. в г. Новосибирске были проведены самые масштабные по числу участников спартианские соревнования - Международная детская Сибириада. В этих соревнованиях приняли участие около 2 тыс. школьников из различных городов и регионов России и других бывших республик СССР.

В 1994 г. были проведены региональные Спартианские игры в городах Хвалынск, Смоленск и др., Российские Спартианские игры в г. Дубна, а также Международный Спартианский лагерь в г. Новокузнецк, а в 1995 и 1996 гг. - региональные и межрегиональные Спартианские игры в гг. Анапа, Дубна, Зверево-2 (Ростовской области), Пушкин (СПб), Новокузнецк, Смоленск, Хвалынск и др., а также финал Российских Спартианских игр в г. Москве.

В некоторых Спартианских играх принимали участие и студенты. В ряде вузов - например, в Московском химико-технологическом институте, в Новосибирском колледже физической культуры, в Кубанской академии физической культуры регулярно проводятся Спартианские Игры для студентов. А первые такие Игры прошли в Москве в 1991 г. с участием студентов Московского автодорожного института, Московского текстильного института и Харьковского политехнического института. В марте 1995 г. в Москве были проведены I Российские Спартианские игры студентов, а в апреле 1996 г. на базе Российской государственной академии физической культуры - I Открытый спартианский турнир для студентов.

Проведенные Спартианские игры позволили выявить и апробировать на практике различные варианты объединения в программе Спартианских Игр спортивных соревнований и соревнований по туризму с художественными и интеллектуальными конкурсами, организации индивидуальных и командных соревнований на основе такого объединения (с учетом состава участников, их возраста, продолжительности соревнований и т.д.), определения победителей этих соревнований, активного участия в них детей-инвалидов и т.д. Опробованы и различные варианты игр, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших.

Государственный комитет по делам молодежи в 1997 г. присудил программе развития Спартианских Игр 1-е место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью и включил спартианское движение в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Спартианская программа нашла положительный отклик и в средствах массовой информации - на телевидении, в газетах "Советский спорт", "Спорт в школе", "Русский инвалид", "Учительская газета", "Медицинская газета", в журналах "Олимпийская панорама", "Физкультура в школе" и др.

Таким образом, за период с 1991 г. удалось разработать научно обоснованную концепцию Спартианских Игр, разработать и проверить на практике разные программы и модели этих Игр с учетом состава участников, места и продолжительности Игр, целей и задач их организаторов и т.д., проверить возможность и эффективность использования Спартианских Игр в работе с различными группами населения (школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми, инвалидами), для решения различных социально-педагогических и культурных задач (физического и духовного оздоровления детей и молодежи, целостного воздействия на личность, социальной адаптации и реабилитации инвалидов и др.).
Литература:

  1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 1998. – 608 с.

  2. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М.: Сов.спорт, 1989. – 32 с.

  3. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. – М.: Творческая педагогика, 1993. – 66 с.

  4. Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов / Министерство образования Российской Федерации [рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации]. – М.: Просвещение, 1996.

  5. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. – М.: Просвещение, 1992. – 80 с.

  6. Твой олимпийский учебник: Учеб.пособие для учреждений образования России. 3-е изд., перераб.и доп. / В.С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советсткий спорт, 1999. – 160 с.

  7. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.

  8. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебное пособие / Авторы составители О.Э. Аксёнова, С.П. Евсеев / Под ред. проф.С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации