Кимберг А.Н. Психология бизнеса - файл n1.doc

приобрести
Кимберг А.Н. Психология бизнеса
скачать (261.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc262kb.08.07.2012 00:56скачать

n1.doc

  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления и психологии

Кафедра социальной психологии и социологии управления


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА»

для специальности 060100 «Экономическая теория»

Рекомендован учебно-методической комиссией

факультета управления КубГУ

«____» ____________________

___________________________ председатель УМК


Утверждено на заседании кафедры

социальной психологии и социологии управления

«____» ____________________

___________________________ Зав. кафедрой

канд. психол. наук, доцент

Кимберг А.Н.

Составитель:

канд. психол. наук, доцент

Флоровский С.Ю.


Краснодар

2007

ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших тенденций современного периода общественного развития России является вовлечение все большей части экономически активного населения в сферу бизнес-деятельности. Представляя собой особую психологическую реальность, эта деятельность предъявляет специфические требования ко всем реализующим её субъектам – и предпринимателям, владельцам «собственного дела», и наёмным работникам. Значимость психологического аспекта бизнеса как целостного социокультурного феномена связана с общемировой тенденцией «усиления присутствия человека» во всех сферах социального бытия, – в т.ч. и тех, приоритет в изучении которых традиционно принадлежал экономическим наукам.

В этой связи возникает объективная необходимость повышения уровня психологической компетентности специалистов в области экономической теории, их способности адекватно понимать взаимодействие психологических и экономических факторов поведения людей в сфере социально-трудовых и экономических отношений.

Помочь студенту в этом и призван учебный курс «Психология бизнеса», который входит в число дисциплин специализации и является обязательным для изучения.

Объектом дисциплины выступает бизнес как финансовая, коммерческая или торговая деятельность, которая занимает время, внимание, работу людей и характеризуется вложениями капитала в поисках прибыли или усовершенствований, а также представляет собой особое подпространство бытия личности, социальных групп и сообществ.

Предметом дисциплины являются феноменология, закономерности и механизмы психической регуляции поведения людей при их включении в различные типы бизнес-структур, бизнес-процессов, бизнес-деятельности и бизнес-отношений, а также психологические характеристики самих этих структур, процессов, деятельностей и отношений.

Цель преподавания данного курса состоит в том, чтобы содействовать формированию будущими специалистами в сфере экономической теории базового уровня своей профессиональной компетентности в области психологических аспектов бизнеса.

Преподавание дисциплины «Психология бизнеса» ориентировано на решение следующих задач:

  1. Формирование у студентов понятия о психологии бизнеса как науке и области практической деятельности, её месте в системе современного научного знания о бизнесе и предпринимательской деятельности.

  2. Рассмотрение основных понятий, методологических и методических принципов психологии бизнеса как инструментов организации профессионального психологического мышления при решении проблем в сфере организационно-управленческой практики.

  3. Систематическое изложение представлений о закономерностях и механизмах психической регуляции поведения и взаимодействия людей как субъектов бизнес-деятельности, бизнес-отношений, участников бизнес-групп и бизнес-сообществ, а также о психологических характеристиках различных типов этих деятельностей, отношений, групп и сообществ.

  4. Обучение навыкам работы с научной литературой по психологии бизнеса и смежной проблематике, её анализу и реферированию.

  5. Повышение уровня коммуникативной компетентности, умения вести пуб­личную полемику, обосновывать и доказательно утверждать собственную точку зрения по основным проблемам психологии бизнеса, выстраивать адекватную ролевую профессиональную позицию при взаимодействии с различными категориями партнеров (работодатели, заказчики, клиенты, посредники, коллеги и др.).

Преподавание данной учебной дисциплины направлено на помощь студентам в овладении системой знаний о предмете, задачах, основных понятиях психологии бизнеса; феноменологии, закономерностях и механизмах поведения и взаимодействия людей при их включении в различные типы бизнес-сообществ и отношений; психологической сущности, структуре и функциях бизнес-деятельности, личностных и социально-психологических детерминантах её построения и реализации; формирование умений и навыков теоретического анализа психологических проблем бизнеса в различных организационных, ситуационных, событийных и интерперсональных контекстах, их распознавания, диагностики и разрешения на основе применения адекватных принципов, процедур, методик и техник психологического исследования и воздействия.

Логика учебного курса строится по принципу обеспечения междисциплинарных связей с другими дисциплинами, изучаемыми студентами в процессе обучения.

Учебный курс содержательно опирается на предметную область таких общих гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин как «Философия», «Культурология», «Политология», «Социология», «Экономическая история», «История экономических учений», «Экономика труда», «Экономика России», «Менеджмент», «Маркетинг», «Психология и педагогика», «Педагогический менеджмент».

Предлагаемый УМК учитывает требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Экономическая теория».

СТРУКТУРА КУРСА
Курс «Психология бизнеса» рассчитан на изучение в течение одного се­местра для студентов 5 курса специальности 060100 «Экономическая теория» (десятый семестр).

Изучение данного предмета предполагает лекционные и семинарские занятия, а также обязательную самостоятельную работу студентов, выражающуюся в подготовке к семинарским занятиям, конспектирование первоисточников, подготовку и защиту рефератов, разбор конкретных ситуаций, проведение проблемных «круглых столов» и деловых игр.

Контроль освоения дисциплины осуществляется в процессе приема зачета, сдаваемого студентами в завершении изучения ими данного учебного предмета.

Л е к ц и и составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала. На лекциях до студентов доводятся современные взгляды по ключевым проблемам темы, сопоставляются альтернативные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей.

С е м и н а р ы проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем в сфере бизнес-деятельности, овладение методами психологической оценки и прогнозирования процессов и явлений в различных сферах предпринимательской активности. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям и зачету. Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, написание докладов, подготовку к деловым играм и участие в них, и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Т е к у щ и й к о н т р о л ь предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме письменных проверочных работ и/или устных сообщений студентов (изложение результатов реферирования литературных источников по избранной проблеме).

И т о г о в ы й к о н т р о л ь имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме зачета.

З а ч е т преследует цель проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№№



Наименование разделов и тем



Максим. учебная


Количество аудиторных часов при очной форме обучения



самост.

работа

пп.




нагрузка студента

Лекции

Семин. и практ.

студента

1.

Бизнес как деятельность и социокультурный институт

8

2

2

4

2.

Ролевые позиции в сфере бизнеса

8

2

2

4

3.

Управленческая деятельность и бизнес

12

4

2

6

4.

Психология отношений в сфере бизнеса

8

2

2

4

5.

Организационная психология бизнеса

16

6

4

6

6.

Мотивация и отношение к труду в сфере бизнеса

10

2

2

6

7.

Личностные факторы успешности в бизнесе

10



6

4

8.

Психология денег и бизнес

8

2

2

4

9.

Этика бизнеса

8

2

2

4




Всего:

90

24

24

42


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. Бизнес как деятельность и социокультурный институт
Бизнес как деятельность. Психологическая структура деятельности.

Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт; бизнес и военное дело; бизнес и наука; бизнес и администрирование; бизнес и природа.

Бизнес как социокультурный институт. Исторические предпосылки бизнеса и их психологическое содержание (система оплаты труда в Римской империи, появление бухгалтерского учета в Италии XV в., возникновение страхования в Голландии XVI в., появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XVII в., развитие операций с акциями и биржевая деятельность в XVIII в.). Переломные моменты в развитии бизнеса (по Д. Кизеру): коммерческая революция XV–XVI вв.; индустриальная революция XVIII в.; революция «laissez-faire» XVIII–XIX вв. в странах Западной Европы. Появление бизнеса и его роль в истории.

Исторические и социокультурные корни развития бизнеса в России. Постсоветское общество и его бизнес-ориентации.

Границы бизнеса: бизнес, квази-бизнес и не-бизнес.
ТЕМА 2. Ролевые позиции в сфере бизнеса
Проблема субъекта бизнес-деятельности.

Роль и ролевая позиция как регуляторы социального поведения личности.

Предприниматель, Менеджер, Инвестор и Лидер как основные ролевые позиции в сфере бизнеса.

Ролевая позиция Предпринимателя в сфере бизнеса. Возможные варианты начала предпринимательской деятельности, основные «проблемные зоны» предпринимательской деятельности, критерии ролевого статуса Предпринимателя.

Ролевая позиция Менеджера в сфере бизнеса. Переход от роли Предпринимателя к роли Менеджера. «Пирамида развития менеджерских навыков».

Ролевая позиция Инвестора в сфере бизнеса и её отличие от ролей Предпринимателя и Менеджера.

Ролевая позиция Лидера в сфере бизнеса.
ТЕМА 3. Психология отношений в сфере бизнеса
Конкуренция и конкурентность в бизнесе. Конкуренция в бизнесе как социальный феномен и механизм экономической саморегуляции. Позиции в конкурентной борьбе («лидер», «претендент на лидерство», «последователи» /«ведомые»/, «окопавшиеся»); «правила игры» в сфере честной конкурентной борьбы. Конкуренция и партнерство. Проблема «испорченного рынка», её профилактика и разрешение. Конкурентность и психологическая природа человеческих отношений.

Учредительские отношения и отношения управления в сфере бизнеса. Психологические проблемы формирования уставного капитала фирмы и совместного владения ею. Истоки психологической напряженности в учредительских отношениях. Ответственность, доверие и недоверие. Основные пути разрешения конфликтов между учредителями.

Межличностные и межгрупповые отношения в бизнесе. Основные эффекты отношений: «мы» и «они», «старые» и «молодые», «эффект размера», «эффект бездельника».

Основные парадигмы отношения к наемному персоналу: «сменные перчатки» или «постоянные сотрудники»? Основные этапы работы по развитию персонала: работа с мотивацией, вовлечение в управление фирмой (партиципация), формирование команд.
ТЕМА 4. Управленческая деятельность и бизнес
Управление и бизнес-деятельность. Психологическая сущность управления. Субъекты и объекты управления.

Структура управленческой деятельности (ориентировочная схема анализа управления). Представление об управленческом цикле как инварианте управленческой деятельности: основные элементы управленческого цикла.

Понятие об индивидуальной управленческой концепции (ИУК) руководителя: сущность, основные функции, особенности формирования и функционирования, средства реализации. Основные «дефекты» ИУК руководителей.

Руководитель и власть. Источники власти. Типы власти в организации. Психология власти. Индивидуальные различия в отношении к власти со стороны управленцев.

Политика в организации. Понятие микрополитики. Основные формы (игры) микрополитики. Тактика руководителя.

Авторитет руководителя и его основные составляющие. Феномен псевдоавторитета. «Синдром угрожаемого авторитета».

Стиль руководства. Особенности организации групповой жизнедеятельности руководителями авторитарного (директивного), демократического (коллегиального) и либерального (попустительствующего) типов.

Понятие о «решетке менеджмента» (по Р. Блейку и Д. Моутон). «Ориентация на задачу» и «ориентация на отношения» как стили руководства.

Проблема ситуативной адаптации стиля руководства. Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера. Типология стилей руководства по П. Херси и К. Блэнчарду. Их связь с этапами «организационного развития» сотрудников.

Кооперативный, партисипативный и тренерский (коучинг) стили управления: общая характеристика и условия применения. Феномен терминаторного стиля руководства.

Сравнительная эффективность стилей руководства в стабильной социально-экономической ситуации и в условиях масштабных социальных изменений.

Личностные детерминанты успешности в управленческой деятельности. Проблема социокультурной относительности эталонных и прототипических представлений о субъектах управленческой деятельности.
Тема 5. Организационная психология бизнеса
Организация как целевая общность. Эффекты организации: кооперация, специализация, иерархизация. Модели организации по Л. Константину.

Устойчивость организации в бизнесе. «Веретено» организационной устойчивости. Идея, миссия и стратегия организации. Понятие о ресурсах организации; управление как увеличение ресурсов.

Структура организации. Основные характеристики организационной структуры: сложность, формализованность, централизация/децентрализация. Иерархические и кооперативные связи в организации.

Иерархические (функциональная, дивизиональная, гибридная) и адхократические (проектная, матричная, свободная, конгломератная) организационные структуры: их основные характеристики, достоинства и ограничения. Сравнительная эффективность иерархических и адхократических структур в «нормальных» и кризисных социально- и организационно-экономических условиях.

Технология как компонент организации. Технология как совокупность доминирующих в организации способов объединения деятельности отдельных сотрудников и/или департаментов. Влияние различных типов технологии на общение, сплоченность и социально-психологический климат структурных подразделений (департаментов). Совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая модели организации деятельности (по Л.И. Уманскому). Совместно-творческая деятельность (Т.Ю. Базаров).

Организационная культура и психологический климат. Психологическая природа организационной культуры (ОК) и источники её формирования. Символический, когнитивный, нормативный и систематический подходы к пониманию и изучению ОК.

Направленность, широта и сила как интегральные характеристики ОК. Сферы проявления ОК: отношение к работе, управление, коммуникации, мотивация и мораль («трудовая этика»). Основные механизмы и технологии формирования, поддержания, изменения ОК.

Типологии организационной культуры. «Культура задачи», «культура власти», «культура личности» и «культура ролевой определенности» (по Ч. Хенди). Культура мелких успехов, административная культура, культура перспектив, культура мгновенных побед (по Т. Дилу и А. Кеннеди). «Жесткая сетка», «миротворческая» и «авторитарная» организационные культуры (по Р. Рютингеру). Клановая, адхократическая, рыночная и бюрократические культуры организации (по К. Камерону и Р. Куинну). Подход Г. Хофштедта.

Проблема дисфункциональных изменений ОК. «Невротические» (акцентуированные, девиантные) типы культуры организации (М. Кетс де Врайс и Д. Миллер). Параноидная, компульсивная (бюрократическая), депрессивная, драматическая (истероидная), шизоидная культуры: системообразующие механизмы и организационная «симптоматика». Примитивная ОК.

Сравнительная эффективность уравновешенных и невротических корпоративных культур в «нормальных» и кризисных условиях социально- и организационно-экономического развития.

Социально-психологический климат организации и группы: содержание, проявления, критерии оценки. Потенциалы социально-психологического климата (по Б.Д. Парыгину). Основные направления оптимизации психологического климата.

Развитие организации. Жизненный цикл организации. Этапы развития организации. Основные модели организационного развития.

Инновации в организациях. Основные виды психологических барьеров и типы психологических позиций сотрудников по отношению к инновациям. Работа с сопротивлением реорганизации. Социально-психологические факторы успешности внедрения нововведений.

Оценка эффективности организационных изменений.
ТЕМА 6. Мотивация и отношение к труду в сфере бизнеса
Отношение к труду и удовлетворенность трудом как психологическая проблема.

Теории мотивации трудовой деятельности и организационного поведения в историческом развитии: концепция «экономического человека» (Ф.У. Тейлор), концепция «социального человека» (Э. Мейо), концепция «творческого человека» (Г. Оллпорт, А. Маслоу). Смена основных идей мотивации труда. «XY–теория» Д. Макгрегора. Теория «Z» В. Оучи. «Потогонная система» в начале века. Доктрина «человеческих отношений» в 60-е годы. Тенденция к опоре на высшие потребности человека в современных теориях мотивации.

Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга: мотивационные и гигиенические (средовые) факторы удовлетворенности трудом. Концепция мотивационного потенциала работы Р. Хакмана и Г. Олтхема.

Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона.

Мотивационные подходы 80-х годов. Мотивация и ожидания (В. Врум). Концепция субъективной справедливости (С. Адамс). Модель мотивации Лоулера–Портера.

Особенности мотивации трудовой деятельности в кризисные (переходные) периоды социального развития: инвертирование закономерностей. Особенности мотивации труда в современной России.
ТЕМА 7. Личностные факторы успешности в бизнесе
Личностные факторы успешности в бизнесе: специфические качества психологической индивидуальности. Активность, готовность действовать в неопределенных условиях, способность к целеполаганию. «Счетность» мышления. Маркетинговое мышление и успешность в бизнесе. «Треугольник маркетингового мышления».

Интеллект и эффективность бизнес-деятельности. Концепция «промежуточных переменных» Ф. Фидлера и А. Лейстера. «Правило Гизелли» и его выполнимость в «нормальных» и кризисных условиях социально- и организационно-экономического функционирования.

Успехи и неудачи в бизнесе: личностная позиция по отношению к ним. Мотивация достижения и мотивация избегания неудачи как регуляторы трудовой деятельности и организационного поведения человека.

Ответственность в бизнесе. Локус контроля как регулятор принятию личностью ответственности. Особенности трудового, организационного и экономического поведения лиц с интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним) типами локуса контроля.

Характерологические факторы организационно-экономического поведения человека. Типология характеров (У. Шелдон, П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард).

Типы психологической индивидуальности человека и бизнес. Экстраверсия/интроверсия, ощущение/интуиция, размышление/чувство, суждение/восприятие как детерминанты стиля поведения человека в сфере бизнеса, трудовой деятельности и организационно-экономических отношений.
ТЕМА 8. Психология денег и бизнес
Отношение к деньгам и бизнес. Изменение отношения к деньгам в исторической ретроспективе. Социокультурные особенности отношения к деньгам. Отношение к деньгам в современной России: монетарная опосредствованность большинства жизненных целей и ценностей.

Восприятие денег на различных этапах бизнеса. Предпринимательские проблемы в отношении к деньгам. Преодоление «синдрома бедности», проблема кредитования, ценовой торг, «экзистенциальный вакуум», осознание социальной ответственности.

Отношение к деньгам у разных социальных групп. Стратификация людей по отношению к величине оплаты труда и трате денег. Психологические характеристики и проблемы богатых людей. Бедность как психологический феномен.

Психологические проблемы хранения и накопления денег.

Денежные типы личности. Гендерные различия отношения к деньгам.
ТЕМА 9. Этика бизнеса
Этика бизнеса: общая психологическая характеристика. Проблема интериндивидуальной вариативности бизнес-этики.

Принцип экономической целесообразности и его реализация в повседневной бизнес-деятельности. Проблемы честного-нечестного «ведения дел», максимизации-оптимизации прибыли, взаимодействия бизнеса и государства, уплаты налогов, социальной благотворительности.

Принцип ситуативности. Ситуативная неопределенность и вариабельность как основные условия бизнес-деятельности. «Универсальный этический код» (Джеймс Пайк), ситуативная этика и «счетность» бизнес-мышления.

Индивидуальная ответственность предпринимателя и социальная ответственность бизнеса.

Девиации бизнес-этики.
ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Бизнес как деятельность и социокультурный институт



Основная литература

Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002. С.4–23, 35–58.

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998. С.17–56.

Экономическая психология: социокультурный подход / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. С.126–194.

Дополнительная литература

Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997. С.64–125.

Шорохова Е.В. Психологические особенности российского предпринимательства: исторический аспект // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. С.17–43.

Экономическая психология: социокультурный подход / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. С.58–124.
ТЕМА 2. Ролевые позиции в сфере бизнеса



Основная литература

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998. С.57–108.

Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997. С.17–41.

Экономическая психология: социокультурный подход / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. С.214–301.
Дополнительная литература

Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002. С.164–183, 257–267.

Журавлев А.Л., Сумарокова В.А. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. С.258–285.

Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Пер. с англ. М.: Республика, 1992. С.5–142.

Позняков В.П., Филинкова Е.Б. Динамика удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. С.110–126.

Филинкова Е.Б. Психологические основания самоидентификации российских предпринимателей // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. Т.2 М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С.557–576.

Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. Т.2 М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С.513–556.

Экономическая психология: социокультурный подход / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. С.183–194.
ТЕМА 3. Психология отношений в сфере бизнеса



Основная литература

Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002. С.138–203.

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998. С.223–333.

Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. С.187–201, 425–445.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. С.546–581.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. С.51–82.

Дополнительная литература

Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. М.: Генезис, 2002. С.221–251.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. С.582–623.

Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Пер. с англ. М.: Республика, 1992. С.142–304, 369–459, 481–497.

Кирюхина М.В. Отношение к собственности как регулятор экономического поведения // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. С.286–295.

Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.

Мелия М. Бизнес – это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С.269–294.

Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. С.223–292, 295–318.

Организационная психология / Сост. и общ. ред. Л.В. Винокурова и И.И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2000. С.234–243.

Позняков В.П., Титова О.И. Конкурентные и партнёрские отношения российских предпринимателей: региональные и Гендерные особенности // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. Т.2 М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. С.181–204.

Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. ред. Л.В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. С.476–500.

Шихирев П.Н., Нестик Т.А. Социально-психологические аспекты межгруппового конфликта предпринимателей и чиновников // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. С.127–145.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации