Вопросы и ответы на Государственный экзамен. Стандартизация и сертификация - файл n1.docx

приобрести
Вопросы и ответы на Государственный экзамен. Стандартизация и сертификация
скачать (2320 kb.)
Доступные файлы (10):
n1.docx139kb.21.02.2011 18:52скачать
n2.docx74kb.22.02.2011 03:04скачать
n3.docx268kb.28.02.2011 05:41скачать
n4.doc169kb.26.02.2011 18:18скачать
n5.docx316kb.19.02.2011 23:14скачать
n6.docx593kb.28.02.2011 04:43скачать
n7.docx145kb.28.02.2011 05:41скачать
n8.docx263kb.22.02.2011 01:30скачать
n9.docx214kb.28.02.2011 02:38скачать
n10.docx406kb.02.03.2011 15:57скачать

n1.docx



a.i.1.a.i.1.a.i.Дисциплина «Аудит качества»

  1. Понятие «аудит качества», виды аудитов.

a.i.1.a.i.1.a.ii.Аудит – систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита (ЗАПИСИ, изложение фактов или другая ИНФОРМАЦИЯ, которые связаны с КРИТЕРИЯМИ АУДИТА) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

a.i.1.a.i.1.a.iii.Аудит качества - постоянно действующий механизм слежения за «состоянием здоровья» СМК.

a.i.1.a.i.1.a.iv.Аудиты (проверки) (далее - аудиты) применяют для определения степени выполнения требований, предъявляемых к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов используются для оценивания результативности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения.

a.i.1.a.i.1.a.v.Аудиты, проводимые первой стороной (самой организацией) или от ее имени для внутренних целей, могут служить основой для декларирования организацией о своем соответствии.

a.i.1.a.i.1.a.vi.Аудиты, проводимые второй стороной, могут проводиться как потребителями организации, так и другими лицами от имени потребителей.

a.i.1.a.i.1.a.vii.Аудиты, проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например требованиям ИСО 9001:2000.

a.i.1.a.i.1.a.viii.Виды аудитов: Внутренний и внешний аудит.

a.i.1.a.i.1.a.ix.Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементов управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Необходимость во внутреннем аудите обусловлена: 1) усложнением организационной структуры предприятий; 2) разнообразие видов деятельности и возможностью их кооперирования; 3) удаленностью подразделений, филиалов от головного подразделения; 4) повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.

a.i.1.a.i.1.a.x.Аудиты разделяются на три вида:

a.i.1.a.i.1.a.xi.Аудит качества продукции – предназначен для определения соответствия фактических показателей её качества заданным. Аудит продукции осуществляется на различных этапах её производства.

a.i.1.a.i.1.a.xii.Аудит процесса – предназначен для оценки соответствия процесса установленным требованиям.

a.i.1.a.i.1.a.xiii.Аудит системы качества – предназначен для оценки системы установленным требованиям, а также оценки её результативности и эффективности.

a.i.1.a.i.1.a.xiv.Внутренний аудит по инициативе организации с целью оценки своей работы. Может проводиться как своими силами, так и с привлечением сторонних аудиторов. Внутренний аудит рассматривается как аудит 1ой стороны (по собственной инициативе и для себя).

a.i.1.a.i.1.a.xv.Внешний аудит (Аудит со стороны) – это аудит, проводимый компанией и направленный на внешний источник (на поставщика). Проводится представителями организации или сторонними аудиторами. Организация направляет к поставщику своих аудиторов. Внешний аудит рассматривается как аудит, проводимый второй стороной (или как аудит, проводимый от имени первой стороны - организации у второй стороны – поставщика).

a.i.1.a.i.1.a.xvi.Аудит, проводимый третьей стороной. Когда внешняя организация, не будучи вовлечённой ни в какой бизнес данной организации привлекается для проведения аудита – это рассматривается как аудит 3ей стороны или независимый аудит, который может быть внутренним и внешним. Третья сторона привлекается по контракту от имени первой для проверки собственной деятельности или деятельности второй стороны при условии согласия последней в зависимости от задач аудита.

a.i.1.a.i.1.a.xvii.Организация может:

a.i.1.a.i.1.a.xviii.- заключить соглашение с признанными сторонними специалистами по аудиту с целью оценки её системы качества с независимой точки зрения;

a.i.1.a.i.1.a.xix.- заключить договор с третьей стороной на проведение аудита у поставщиков (сих согласия) или потребовать, чтобы поставщик заказал аудит третьей стороны, с целью объективной оценки его деятельности, либо для сертификации на соответствие национальному или международному стандарту;

a.i.1.a.i.1.a.xx.- использовать аудит третьей стороны с целью обучения и компетентности своих аудиторов;

a.i.1.a.i.1.a.xxi.- иметь целью получение сертификата на соответствие стандартам ИСО. В этом случае третья сторона, проводящая аудит должна быть зарегистрирована.

  1. Аудит системы качества.

a.i.1.a.i.1.a.xxii.Аудит системы – реализуется требование: обеспечение качества затрагивает каждого, это самый трудоёмкий и громоздкий процесс. Может быть внешним и внутренним. Цель аудита системы установить действует ли СМК, оценка способности поставлять продукцию или услуги соответствующую требованиям потребителей.

a.i.1.a.i.1.a.xxiii.Аудит системы проводится для того, чтобы:

a.i.1.a.i.1.a.xxiv.- проверить целесообразность, соответствие и результативность всех мер системы качества в целом;

a.i.1.a.i.1.a.xxv.- проверить комплектность документации по системе качества;

a.i.1.a.i.1.a.xxvi.- подтвердить выполнение требований собственной системы качества или заданных нормативных документов;

a.i.1.a.i.1.a.xxvii.- найти организационные или прочие недостатки и определить меры по их устранению;

a.i.1.a.i.1.a.xxviii.- проверить выполнение мер по устранению недостатков.

a.i.1.a.i.1.a.xxix.Сфера действия: все подразделения и направления деятельности организации. Предпосылкой является наличие в организации чётко фиксированной системы качества, а также заявленное намерение, соответствовать требованиям определённого нормативного документа.

  1. Аудит процесса, продукции.

a.i.1.a.i.1.a.xxx.Аудит процесса:

a.i.1.a.i.1.a.xxxi.- менее обширный, чем аудит системы;

a.i.1.a.i.1.a.xxxii.- направлен на один или несколько процессов;

a.i.1.a.i.1.a.xxxiii.- внешний или внутренний;

a.i.1.a.i.1.a.xxxiv.- меньший по объёму планирования;

a.i.1.a.i.1.a.xxxv.- полезны для совершенствования конкретного процесса;

a.i.1.a.i.1.a.xxxvi.- менее формальны;

a.i.1.a.i.1.a.xxxvii.- проводятся за меньшее время.

a.i.1.a.i.1.a.xxxviii.Назначение аудита процесса:

a.i.1.a.i.1.a.xxxix.- оценка результативности мер по качеству при осуществлении определённого процесса;

a.i.1.a.i.1.a.xl.- подтверждение способности обеспечить требуемый уровень качества или определение мер по исправлению имеющихся недостатков.

a.i.1.a.i.1.a.xli.Основой для проведения являются:

a.i.1.a.i.1.a.xlii.- соответствующие инструкции по способам обеспечения качества;

a.i.1.a.i.1.a.xliii.- документы на осуществление, проверку и испытание процесса;

a.i.1.a.i.1.a.xliv.- установки;

a.i.1.a.i.1.a.xlv.- квалификация персонала.

a.i.1.a.i.1.a.xlvi.Сферой действия: - процесс изготовления, который нужно проверить.

a.i.1.a.i.1.a.xlvii.Аудит процесса проводится для того, чтобы:

a.i.1.a.i.1.a.xlviii.- определять возможность процесса обеспечивать требуемый уровень качества;

a.i.1.a.i.1.a.xlix.- определять требуемые признаки качества для качества процесса; - систематически дополнять контроль процесса.

a.i.1.a.i.1.a.l.В большей мере это относится к так называемым «специальным процессам», для которых характерно то, что невозможно измерить качество непосредственно в момент прохождения процесса (например: сварка, закалка, литьё, покраска и т.д.)

a.i.1.a.i.1.a.li.С помощью аудита процесса определяются возможности обеспечения качества , выясняется, можно ли управлять «изготовлением» и известны ли все параметры процесса и важнейшие воздействующие факторы. Качество процесса может быть обеспечено с помощью непосредственных или косвенных параметров процесса (например, при точечной сварке управлением сварочным импульсом).

a.i.1.a.i.1.a.lii.Аудит продукции – оценка конечного продукта. Может проводиться изнутри: на погрузочной площадке, перед отгрузкой или по операциям. Снаружи: у потребителя. Если проводится сторонними организациями, то может нанести урон (антиреклама). Необходимо обнаруживать проблему до того, как кто-то сделает это вместо вас!!

a.i.1.a.i.1.a.liii.Назначение аудита продукции:

a.i.1.a.i.1.a.liv.- оценка результативности мер по обеспечению качества для определённой продукции;

a.i.1.a.i.1.a.lv.- подтверждение качества продукции или определение необходимых мер по исправлению недостатков.

a.i.1.a.i.1.a.lvi.Основа для проведения:

a.i.1.a.i.1.a.lvii.- соответствующие инструкции по способам обеспечения качества;

a.i.1.a.i.1.a.lviii.- соответствующие документы на испытания/изготовление, процессы (изготовления).

a.i.1.a.i.1.a.lix.Сфера действия:

a.i.1.a.i.1.a.lx.- контролируемая продукция.

a.i.1.a.i.1.a.lxi.Аудит продукции проводится для того, чтобы:

a.i.1.a.i.1.a.lxii.- определить уровень качества;

a.i.1.a.i.1.a.lxiii.- обеспечить установленный уровень качества;

a.i.1.a.i.1.a.lxiv.- определить требуемые меры для соответствующего качества продукции;

a.i.1.a.i.1.a.lxv.- проверить поставленную продукцию;

a.i.1.a.i.1.a.lxvi.- определить возможности испытательной лаборатории;

a.i.1.a.i.1.a.lxvii.- определить целесообразность проведения испытаний.

  1. В чём заключается старая и новая философия проведения аудитов.

a.i.1.a.i.1.a.lxviii.А там, где проблемы, особое значение имеет:

a.i.1.a.i.1.a.lxix.- раннее выявление проблемы;

a.i.1.a.i.1.a.lxx.- её глубина;

a.i.1.a.i.1.a.lxxi.- поиск её коренной причины;

a.i.1.a.i.1.a.lxxii.- руководство программой управления для предотвращения проблем;

a.i.1.a.i.1.a.lxxiii.- их идентификация;

a.i.1.a.i.1.a.lxxiv.- предотвращение рецидивов.

a.i.1.a.i.1.a.lxxv.Проблемы, связанные с качеством порождают неудовлетворённость потребителей, снижение прибыли, ухудшение морально-психологического климата в коллективе.

a.i.1.a.i.1.a.lxxvi. Аудит качества обеспечивает руководство обратной связью, основанной на фактах, давая ему возможность принимать обоснованные решения. Первое предназначение Аудита качества быть выгодным для организации, которая проверяется:

a.i.1.a.i.1.a.lxxvii.Например:

a.i.1.a.i.1.a.lxxviii.- продукция соответствует своему назначению;

a.i.1.a.i.1.a.lxxix.- инструкции действуют и применяются и т.д.

a.i.1.a.i.1.a.lxxx.Старые методы А.К.

a.i.1.a.i.1.a.lxxxi.Новые методы А.К.

a.i.1.a.i.1.a.lxxxii.Личное предубеждение (интерес)

a.i.1.a.i.1.a.lxxxiii.Объективные данные (факты)

a.i.1.a.i.1.a.lxxxiv.Тайное проведение аудита

a.i.1.a.i.1.a.lxxxv.Предоставление информации об аудите

a.i.1.a.i.1.a.lxxxvi.Поиск виновных

a.i.1.a.i.1.a.lxxxvii.Отчёт без персоналий

a.i.1.a.i.1.a.lxxxviii.Неформальный аудит

a.i.1.a.i.1.a.lxxxix.Формальные документированные аудиты

a.i.1.a.i.1.a.xc.Внезапные аудиты

a.i.1.a.i.1.a.xci.Плановые аудиты

  1. Требования стандарта ISO 9001:2000 к проведению аудитов.

a.i.1.a.i.1.a.xcii.Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.

a.i.1.a.i.1.a.xciii.Должна быть установлена документированная процедура для определения ответственности и требований, связанных с планированием и проведением аудитов, ведением записей и составлением отчетов о результатах.

a.i.1.a.i.1.a.xciv.Записи об аудитах и их результатах должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

a.i.1.a.i.1.a.xcv.Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить, чтобы все необходимые коррекции и корректирующие действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать в себя верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации

a.i.1.a.i.1.a.xcvi.ВЕРИФИКАЦИЯ (verification): подтверждение посредством представления ОБЪЕКТИВНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ (3.8.1) того, что установленные ТРЕБОВАНИЯ (3.1.2) были выполнены.

a.i.1.a.i.1.a.xcvii.Примечания

a.i.1.a.i.1.a.xcviii.1. Термин "верифицирован" используют для обозначения соответствующего статуса.

a.i.1.a.i.1.a.xcix.2. Деятельность по подтверждению требования может включать в себя:

a.i.1.a.i.1.a.c.- осуществление альтернативных расчетов;

a.i.1.a.i.1.a.ci.- сравнение СПЕЦИФИКАЦИИ (3.7.3) на новый проект с аналогичной документацией на апробированный проект;

a.i.1.a.i.1.a.cii.- проведение ИСПЫТАНИЙ (3.8.3) и демонстраций;

a.i.1.a.i.1.a.ciii.- анализ документов до их выпуска.

a.i.1.a.i.1.a.civ. 

a.i.1.a.i.1.a.cv.3.8.5. ВАЛИДАЦИЯ (validation): подтверждение посредством представления ОБЪЕКТИВНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ (3.8.1) того, что ТРЕБОВАНИЯ (3.1.2), предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

a.i.1.a.i.1.a.cvi.Примечания

a.i.1.a.i.1.a.cvii.1. Термин "валидирован" используют для обозначения соответствующего статуса.

a.i.1.a.i.1.a.cviii.2. Условия применения могут быть реальными или смоделированными.

a.i.1.a.i.1.a.cix.

  1. Построение «блок-схемы» относительно этапов проведения аудита.

a.i.1.a.i.1.a.cx.

a.i.1.a.i.1.a.cxi.Рисунок 1 - Типовая схема проведения аудита

a.i.1.a.i.1.a.cxii.

a.i.1.a.i.1.a.cxiii.

a.i.1.a.i.1.a.cxiv.

a.i.1.a.i.1.a.cxv.

a.i.1.a.i.1.a.cxvi.Рисунок 2 - Последовательность процессов управления программой аудита

a.i.1.a.i.1.a.cxvii.1 Рисунок 2 иллюстрирует применение цикла PDCA (планирование - выполнение - проверка - действие).

a.i.1.a.i.1.a.cxviii.2 Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта.

  1. Средства и техника работы аудитора.

a.i.1.a.i.1.a.cxix.Методы работы аудитора

a.i.1.a.i.1.a.cxx.

a.i.1.a.i.1.a.cxxi.НАБЛЮДЕНИЕ

a.i.1.a.i.1.a.cxxii.

a.i.1.a.i.1.a.cxxiii.НАБЛЮДЕНИЕ (осмотр)- констатация факта, сделанная в ходе аудита и основанная на объективном доказательстве.

a.i.1.a.i.1.a.cxxiv.Наблюдение строится на ознакомлении, осмотре и изучении объекта обследования.

a.i.1.a.i.1.a.cxxv. Чтобы прийти к чётким логическим заключениям, аудитор должен быть внимательным к деталям (внешнему виду документов, условиям их хранения, к содержанию рабочих мест и др.). Наблюдения необходимы для идентификации выводов аудитора.

a.i.1.a.i.1.a.cxxvi.

a.i.1.a.i.1.a.cxxvii.

a.i.1.a.i.1.a.cxxviii.

a.i.1.a.i.1.a.cxxix.

a.i.1.a.i.1.a.cxxx.ОПРОС

a.i.1.a.i.1.a.cxxxi. Записать имена собеседников, следить за тем, чтобы был чётко определён круг задач и полномочий. Вести беседу, имея Контрольные листы (каталог вопросов), используя их как ориентир. Целенаправленно проверять ключевые моменты. Записи надо делать сразу же, а не после возвращения за стол переговоров. Отклонения должны фиксироваться с указанием на соответствующий раздел нормативных документов.

a.i.1.a.i.1.a.cxxxii. ОПРОС – метод получения первичной информации об объекте аудита в виде ответов на вопросы.

a.i.1.a.i.1.a.cxxxiii. Опрос может проводиться в форме анкетирования (посредством опросного листа) или в форме непосредственной беседы (интервью).

a.i.1.a.i.1.a.cxxxiv. Рекомендации аудитору по организации и технике беседы:

  1. Выбор собеседника надо производить из числа тех, кто непосредственно осуществляет аудитируемую деятельность.

  2. При планировании беседы необходимо, чтобы она касалась:

    1. Одного сотрудника (его обязанности и полномочия, уровень образования, профессиональная подготовка, опыт и навыки);

    2. Выполнение сотрудником процедуры (её документированность, соответствие практике работы);

    3. Средства труда сотрудника (оборудование, оргтехника, их соответствие требованиям документированных процедур, технологических или рабочих инструкций);

    4. Материалов, используемых в работе (их соответствие техническим требованиям, наличие статуса контроля и испытаний).

  3. Тема и порядок беседы должны быть сообщены сотруднику заранее.

  4. На проведение беседы следует отвести достаточно времени. Во время беседы аудитор и собеседник должны быть по возможности застрахованы от помех извне.

  5. в ходе беседы аудитор может остановить собеседника, но только в том случае, если он отвлёкся от темы. Но делать это надо таким образом, чтобы у него не сложилось впечатление о малозначительности даваемой им информации.

  6. если беседа ведётся сразу двумя (или более) аудиторами, то вопросы должен задавать преимущественно один из них, а другой-делать записи (именно в ходе беседы, а не после неё).

a.i.1.a.i.1.a.cxxxv.Для техники беседы большое значение имеет правильный выбор способа формулирования вопроса. В таблице приведены типы вопросов, которые могут возникнуть в практике любого аудитора, примеры их формулирования (выбор того или иного типа вопроса зависит от конкретной цели беседы и ситуации, в которой она ведётся).

a.i.1.a.i.1.a.cxxxvi.Тип вопроса

a.i.1.a.i.1.a.cxxxvii.Определение и примеры

a.i.1.a.i.1.a.cxxxviii.Закрытый

a.i.1.a.i.1.a.cxxxix.Вопрос, ответ на который предполагает только «да» или «нет» (В вашей работе Вы используете этот документ (метод)?»)

a.i.1.a.i.1.a.cxl.Открытый

a.i.1.a.i.1.a.cxli.Вопрос, ответ на который предполагает не только «да» или «нет». («Какие, кроме этого, методы (контрольные средства) Вы используете в своей работе?»)

a.i.1.a.i.1.a.cxlii.Разъясняющий

a.i.1.a.i.1.a.cxliii.Вопрос, требующий разъяснения, подтверждения. («Не могли ли Вы пояснить, что Вы имеете в виду?»)

a.i.1.a.i.1.a.cxliv.Наводящий (возвратный)

a.i.1.a.i.1.a.cxlv.Вопрос , наводящий на ответ или содержащий готовый ответ. («Не думаете Вы, что это так? Вы очевидно, регулярно проводите анализ, не так ли?»)

a.i.1.a.i.1.a.cxlvi.Альтернативный

a.i.1.a.i.1.a.cxlvii.Вопрос, ответом на который может быть один из двух противоположных вариантов. («Причина данного несоответствия в том или в этом?»)

a.i.1.a.i.1.a.cxlviii.Утверждающий

a.i.1.a.i.1.a.cxlix.Вопрос, содержащий утверждение. («Разве в этом случае могло быть иначе?»)

a.i.1.a.i.1.a.cl.Затрудняющий общение

a.i.1.a.i.1.a.cli.Вопрос, создающий барьер в общении. («Разве вас не предупреждали, что этого нельзя делать? Разве Вам не говорили, что именно это и будет здесь обнаружено?»)

a.i.1.a.i.1.a.clii.Персонифицирующий

a.i.1.a.i.1.a.cliii.Вопрос, ответ на который предполагает оценку деятельности личностей (персон) («Кто виноват на Ваш взгляд в этом несоответствии?»)

a.i.1.a.i.1.a.cliv.Предпочтительными типами вопросов для аудитора являются открытый и разъясняющий. Не рекомендуются: наводящий, альтернативный, утверждающий и затрудняющий общение. Недопустимым является персонифицирующий тип вопроса.

  1. В ходе беседы аудитор должен помнить о том, что свидетельства собеседника могут рассматриваться как объективные только тогда, когда они подтверждаются соответствующими фактами. В противном случае они носят субъективный характер и поэтому не могут быть использованы аудиторами для анализа и оценивания.

  2. В ходе беседы следует задавать вопросы, начинающиеся со слов «Что»-понимание, «Кто», «Где», «Когда», «Как», «Почему». Для получения доказательства соответствия аудитор может также спросить: «Не могли бы Вы мне показать, пожалуйста?», «Что если» Иногда может понадобиться прибавить к вопросу «когда» следующий вопрос «когда ещё», «где ещё»,

a.i.1.a.i.1.a.clv. Вопрос «что?» подразумевает ответ, раскрывающий понимание собеседником предмета обсуждения.

a.i.1.a.i.1.a.clvi.Вопрос «кто?» подразумевает ответ, раскрывающий, какое должностное лицо выполняет обсуждаемую работу.

a.i.1.a.i.1.a.clvii.Вопрос «где?» подразумевает место нахождения доказательства.

a.i.1.a.i.1.a.clviii.Вопрос «когда?» подразумевает ответ о времени действия.

a.i.1.a.i.1.a.clix.Вопрос «как?» подразумевает ответ о методе и способе работы.

a.i.1.a.i.1.a.clx.Вопрос «почему?» подразумевает ответ, раскрывающий причину события. Просьба «покажите» даёт возможность аудитору получить наглядное доказательство той или иной информации, которая содержится в ответах собеседника.

a.i.1.a.i.1.a.clxi.Прибавление к вопросам «когда ещё» и «где ещё» расширяет область или время действия.

a.i.1.a.i.1.a.clxii.Вопрос «что если?» даёт представление аудитору о действиях, предпринимаемых при различных нарушениях, сбоях, нештатных ситуациях.

  1. В ходе беседы не следует применять терминологию, непонятную собеседнику.

  2. Беседа, проводимая на рабочем месте, не должна быть слишком продолжительной, чтобы не вызвать нервозность собеседника. Более подробные беседы целесообразно проводить в местах (кабинетах), где ничто не отвлекало бы внимания от предмета беседы.

  3. Выявленные в ходе беседы несоответствия должны фиксироваться аудиторами в опросном листе или записной книжке со ссылкой на несоблюдаемый пункт (раздел) нормативного документа. Любая информация, которая представляется отклонением от заданных параметров, должна быть в ходе многочисленных вопросов перепроверена и записана.

  4. По завершению беседы аудитор должен подытожить полученную информацию, сформулировать главные (позитивные и негативные) впечатления и опорные моменты. Допустимо позволить собеседнику прочесть сделанные аудитором замечания в опросном листе.

  5. Информация, полученная в процессе беседы, должна анализироваться путём её сопоставления с информацией на данную тему, полученной из бесед с другими сотрудниками и личными наблюдениями аудитора

a.i.1.a.i.1.a.clxiii.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

a.i.1.a.i.1.a.clxiv.«Доказательство – это рассуждение, делающее вывод о менее понятном через более понятное»

a.i.1.a.i.1.a.clxv.Диоген Лаэрций

a.i.1.a.i.1.a.clxvi.

a.i.1.a.i.1.a.clxvii.ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – неопровержимый довод или факт, подтверждающий истинность чего-либо.

a.i.1.a.i.1.a.clxviii.Любое аудиторское доказательство состоит из тезиса и аргумента.

a.i.1.a.i.1.a.clxix.ТЕЗИС – суждение, истинность которого должна быть доказана. Например, аудитору должно быть доказано, что тезис «соблюдение требований процедуры качества прослеживается должным образом» выполняется.

a.i.1.a.i.1.a.clxx. АРГУМЕНТ – наиболее убедительное основание, приводимое для доказательства истинности тезиса. Например, сотрудники аудитируемого подразделения заявляют, что соблюдение требований процедуры прослеживается. Убедительно ли это утверждение? Аудитор считает, что неубедительно и просит, чтобы данные заявления были подтверждены документально. Лишь после того, как аудитору предъявлены протоколы и журнальные записи за достаточно длительный период времени, он после ознакомления с представленной документацией признаёт, что соблюдение требований процедуры действительно прослеживается. Это позволяет аудитору сделать заключение об аргументированности высказанного утверждения.

a.i.1.a.i.1.a.clxxi. Главными требованиями к доказательству являются его достоверность и достаточность. Доказательство считается достоверным, если оно документально или визуально подтверждается. Достаточность доказательства определяется его убедительностью, что в большей мере зависит от компетентности аудитора. Несоблюдение требований к доказательству обесценивает результат аудита.

a.i.1.a.i.1.a.clxxii. Оценка доказательств является одним из наиболее важных и сложных моментов в работе аудитора. Аудитору полезно знать:

a.i.1.a.i.1.a.clxxiii. - доказательства составляют основу аудиторского заключения и, следовательно, без необходимых доказательств такое заключение не может быть убедительным;

a.i.1.a.i.1.a.clxxiv. - доказательства могут считаться объективными, если они содержат информацию, которая может быть доказана как документированная, основанная на фактах и полученная путём наблюдения, измерения, испытаний и других средств;

a.i.1.a.i.1.a.clxxv. - принимая доказательства о соблюдении процедур (инструкций) качества, аудитор должен быть уверен, что эти процедуры будут соблюдаться и в будущем, по крайней мере, до следующего аудита.

a.i.1.a.i.1.a.clxxvi. - чем надёжнее доказательство, тем ниже уровень риска ошибочного аудиторского заключения (следует отметить, что никто не свободен от ошибочных выводов и потому определённые элементы риска присущи и аудиторскому заключению).

a.i.1.a.i.1.a.clxxvii.Примечание: Аудитор не должен подвергать сомнению достоверность представляемых документов, так как не несёт ответственности за действия, связанные с обязанностью предоставлять аудитору официальную информацию.

a.i.1.a.i.1.a.clxxviii.

a.i.1.a.i.1.a.clxxix.АНАЛИЗ

a.i.1.a.i.1.a.clxxx. АНАЛИЗ –метод изучения объекта аудита.

a.i.1.a.i.1.a.clxxxi.В простейшем виде он представляет собой разбор, последовательное и детальное рассмотрение какого-либо вопроса. Анализ позволяет аудитору, выявив структуру рассматриваемого объекта, расчленить её на более простые части и установить соотношение этих частей. Анализ даёт возможность отделить существенное, свести сложное к простому, выстроить логическую цепь рассуждений.

a.i.1.a.i.1.a.clxxxii. Для эффективного освоения анализа аудитор должен развивать в себе такие личные качества, как логическое мышление, аналитичность, способность отделять главное от второстепенного.

a.i.1.a.i.1.a.clxxxiii. В аналитической деятельности аудитора одним из главных является его умение идентифицировать и правильно квалифицировать обнаруженные в ходе аудита несоответствия.

a.i.1.a.i.1.a.clxxxiv.

a.i.1.a.i.1.a.clxxxv.ОЦЕНИВАНИЕ

a.i.1.a.i.1.a.clxxxvi. ОЦЕНИВАНИЕ – определение степени соответствия объекта аудита (обследования) установленным требованиям.

a.i.1.a.i.1.a.clxxxvii. Результаты оценивания (оценки) могут быть использованы аудитором для:

a.i.1.a.i.1.a.clxxxviii.- утверждения (суждения) в ходе аудита;

a.i.1.a.i.1.a.clxxxix.- решения о способности объекта аудита выполнять установленные требования;

a.i.1.a.i.1.a.cxc.- определения значимости обнаруженного несоответствия;

a.i.1.a.i.1.a.cxci.- заключения по результатам аудита;

a.i.1.a.i.1.a.cxcii.- решения о результативности (эффективности) корректирующих и улучшающих действий.

a.i.1.a.i.1.a.cxciii. Оценки аудитора выступают в форме логического умозаключения.

a.i.1.a.i.1.a.cxciv.При любом оценивании существует определённый риск неправильной (ошибочной) оценки и, как следствие, неточного заключения по результатам аудита. Риск никогда не может быть сведён к нулю. Задача аудитора состоит в сокращении вероятности ошибочной оценки, прежде всего по причине небрежности или некомпетентности аудитора.

a.i.1.a.i.1.a.cxcv.Последовательность проведения аудита

a.i.1.a.i.1.a.cxcvi.Методы аудита

a.i.1.a.i.1.a.cxcvii.Проверка наличия документов СМК

a.i.1.a.i.1.a.cxcviii.Наблюдение (ознакомление, осмотр), доказательство

a.i.1.a.i.1.a.cxcix.Проверка соответствия документов СМК установленным требованиям

a.i.1.a.i.1.a.cc.Анализ, доказательство

a.i.1.a.i.1.a.cci.Проверка выполнения требований документов СМК в практической деятельности

a.i.1.a.i.1.a.ccii.Опрос,(беседа), анализ, доказательство, оценивание

a.i.1.a.i.1.a.cciii.Фиксация выявленных несоответствий

a.i.1.a.i.1.a.cciv.Наблюдение (осмотр), анализ, доказательство, оценивание

a.i.1.a.i.1.a.ccv.Составление отчёта

a.i.1.a.i.1.a.ccvi.Анализ, оценивание

a.i.1.a.i.1.a.ccvii.

a.i.1.a.i.1.a.ccviii. Информация, используемая для составления отчёта, получается следующим образом:

a.i.1.a.i.1.a.ccix. - приблизительно 85%- глазами;

a.i.1.a.i.1.a.ccx. - приблизительно 10%-ушами;

a.i.1.a.i.1.a.ccxi. - приблизительно 5%- с помощью других органов чувств.

a.i.1.a.i.1.a.ccxii.

a.i.1.a.i.1.a.ccxiii.Необходимо по возможности добиваться подтверждающих свидетельств любого сделанного или записанного заявления. Никогда не забывать всё подробно записывать.

a.i.1.a.i.1.a.ccxiv. Только проверенная информация может стать свидетельством аудита. Свидетельства аудита должны быть оформлены в виде записи.

a.i.1.a.i.1.a.ccxv.

  1. Корректирующие, предупреждающие действия.

a.i.1.a.i.1.a.ccxvi.Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

a.i.1.a.i.1.a.ccxvii.Несоответствие – невыполнение требования.

a.i.1.a.i.1.a.ccxviii.Требование – документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу и по которому не разрешены отклонения.

a.i.1.a.i.1.a.ccxix.Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

a.i.1.a.i.1.a.ccxx.Предупреждающее действие предпринимают для предотвращения возникновения события, а корректирующее действие – для предотвращения повторного возникновения события.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxi.Следует различать термины КОРРЕКЦИЯ и корректирующее действие. КОРРЕКЦИЯ (correction): действие, предпринятое для устранения обнаруженного НЕСООТВЕТСТВИЯ

  1. Этапы аудита «Заключительное совещание, оформление итогового отчета».

a.i.1.a.i.1.a.ccxxii.Цель заключительного совещания, председателем которого является руководитель аудиторской группы – представить выводы и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией и при необходимости, были согласованны сроки предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель аудиторской группы должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут уменьшить доверие к заключениям по результатам аудита. Любые разногласия по выводам и/или заключению по результатам аудита между аудиторской группой и проверяемой организацией должны быть обсуждены и по возможности разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано. Если это предусмотрено целями аудита, то должны быть представлены рекомендации оп улучшению с указанием, что они не носят обязательного характера.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxiii.Во многих случаях, например, при внутреннем аудите малого предприятия, на заключительном совещании просто сообщаются выводы и заключение по результатам аудита.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxiv.В других ситуациях при аудите совещание должно быть официальным с ведением протокола и списка присутствующих.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxv.Любые разногласия по выводам и/или заключению по результатам аудита между аудиторской группой и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxvi.Если это предусмотрено целями аудита, то должны быть представлены рекомендации по улучшению с указанием, что они не носят обязательного характера.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxvii.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxviii.Оформление итогового отчета.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxix.Руководитель аудиторской группы отвечает за подготовку и содержание отчета по аудиту. Отчет должен содержать полные, точные, сжатые и понятные записи по аудиту и должен включать ответы на следующие вопросы:

a.i.1.a.i.1.a.ccxxx.

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxi.- цели аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxii.- область аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxiii.- идентификация заказчика аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxiv.- идентификация руководителя и членов аудиторской группы;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxv.- даты и места проведения аудита на месте;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxvi.- критерии аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxvii.- выводы аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxviii.- заключения по результатам аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxxxix.При необходимости включат:

a.i.1.a.i.1.a.ccxl.- план аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxli.- список представителей проверяемой организации;

a.i.1.a.i.1.a.ccxlii.- итоги проведения аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxliii.- области не охваченные аудитом, но находящиеся в области аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxliv.- неразрешенные противоречия между аудиторской группой и проверяемой организацией;

a.i.1.a.i.1.a.ccxlv.- согласованный план действий по результатам аудита;

a.i.1.a.i.1.a.ccxlvi.- перечень рассылки отчета по аудиту;

a.i.1.a.i.1.a.ccxlvii.

  1. «Значительные», «незначительные» несоответствия.

a.i.1.a.i.1.a.ccxlviii.Назначение аудита установить соответствие системы качества, процесса, продукции установленным критериям. В ходе аудита аудитор обнаруживает несоответствия. По определению ИСО 9000:2000 п. 3.6.2 Несоответствие- невыполнение требования.

a.i.1.a.i.1.a.ccxlix. Аудитор должен уметь идентифицировать и классифицировать несоответствие по его значимости. Идентификация несоответствия- установление его принадлежности к определённому виду по признаку невыполнения конкретного требования.

a.i.1.a.i.1.a.ccl. Обнаруженное несоответствие может быть отнесено к значительному или незначительному.

a.i.1.a.i.1.a.ccli. Значительным несоответствием считается невыполнение требования, установленного документом системы качества, которое оказывает отрицательное влияние на качество продукции или функционирование системы качества и должно быть устранено в кратчайший срок.

a.i.1.a.i.1.a.cclii. Примеры значительных несоответствий:

a.i.1.a.i.1.a.ccliii.- любое несоответствие, которое может привести к ухудшению качества продукции или функционирования системы качества;

a.i.1.a.i.1.a.ccliv.- использование средства измерения с истёкшим сроком аттестации;

a.i.1.a.i.1.a.cclv.- необоснованное отсутствие элемента системы качества, установленного соответствующим стандартом;

a.i.1.a.i.1.a.cclvi.- требования документированной процедуры не выполняются в полном объёме;

a.i.1.a.i.1.a.cclvii.- записи о качестве не дают представления о фактическом состоянии объекта аудита;

a.i.1.a.i.1.a.cclviii.- фактически более низкая квалификация работника, выполняющего ответственную операцию техпроцесса, чем это требуется;

a.i.1.a.i.1.a.cclix.- использование несанкционированной документации по качеству.

a.i.1.a.i.1.a.cclx. Незначительное несоответствие- невыполнение требования, установленного документом системы качества, которое может оказать отрицательное влияние на качество продукции и функционирование системы качества или привести к появлению значительного несоответствия, если оно не будет устранено. Такое несоответствие представляет собой небольшую ошибку или недочёт, но не проблему, требующую немедленного решения.

a.i.1.a.i.1.a.cclxi. Примеры незначительных несоответствий:

a.i.1.a.i.1.a.cclxii.- политика по качеству носит рекламный, недостаточно конкретный характер;

a.i.1.a.i.1.a.cclxiii.-единичные случаи невыполнения одного из положений документа системы качества;

a.i.1.a.i.1.a.cclxiv.-несоблюдение установленных сроков аттестации сотрудников службы качества;

a.i.1.a.i.1.a.cclxv.- отдельные нечёткие записи при регистрации контроля или испытаний;

a.i.1.a.i.1.a.cclxvi.- отсутствие подписи под протоколом испытаний.

a.i.1.a.i.1.a.cclxvii. Несоответствие, характеризуемое значительным расхождением между планируемым (желаемым, предполагаемым) и фактическим (наблюдаемым) состоянием объекта качества и требующее для его устранения специальных исследований, принято считать проблемой качества. Любая проблема качества может рассматриваться как несоответствие, но не любое несоответствие представляет собой проблему качества.

a.i.1.a.i.1.a.cclxviii. Наряду с установлением несоответствий, аудитор в ходе аудита делает наблюдения.

a.i.1.a.i.1.a.cclxix.Рассмотрим каким образом классифицировать выявленное несоответствие по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на конкретном примере.

a.i.1.a.i.1.a.cclxx.

a.i.1.a.i.1.a.cclxxi. Описание ситуации. После возвращения из магазина 17 декабря 2006г., перекладывая покупки в холодильник, вы обнаружили на упаковке с йогуртом просроченную дату реализации.

a.i.1.a.i.1.a.cclxxii.

a.i.1.a.i.1.a.cclxxiii. При попытке осуществить классификацию выявленного свидетельства несоответствия возникают предположения о том, в ходе каких процессов появилось это несоответствие, например не выполнены требования:

a.i.1.a.i.1.a.cclxxiv.- раздела 4 «Система менеджмента качества» стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001: возможно отсутствуют рабочие инструкции, определяющие порядок действий персонала с целью предотвращения продажи несоответствующей продукции;

a.i.1.a.i.1.a.cclxxv.- раздела 5 «Ответственность руководства»: возможно, руководство не установило политику, и цели в области качества, не определило задачи и не распределило ответственность между персоналом за управление процессами в магазине;

a.i.1.a.i.1.a.cclxxvi.- раздела 6 «Менеджмент ресурсов», в частности, может быть, персонал не был обучен и поэтому не выполняет свои обязанности, что сделало возможным продажу йогурта с просроченной датой реализации;

a.i.1.a.i.1.a.cclxxvii.- раздела 7 «Процессы жизненного цикла продукции»: были закуплены йогурты с просроченной датой, или они «залежались» на прилавке и вовремя не были проданы;

a.i.1.a.i.1.a.cclxxviii.- раздела 8 «Измерение, анализ и улучшение», в частности, п. 8.3 «Управление несоответствующей продукцией»6 работники магазина не в полном объёме осуществляют работу по контролю и своевременному изъятию продуктов с истекшим сроком реализации.

a.i.1.a.i.1.a.cclxxix. Исходя из вышеизложенного, понятно, что имеется большое число вариантов классификации выявленного свидетельства несоответствия. Однако в форме регистрации несоответствий обычно должна быть указана ссылка только на одно из требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 или один конкретный пункт внутреннего документа СМК организации. В связи с этим рекомендуется:

a.i.1.a.i.1.a.cclxxx. а) если несоответствие могло возникнуть в ходе нескольких процессов СМК, то список этих процессов следует расположить в соответствии с этапами петли(спирали) качества. Например, в рассматриваемом случае этот список может состоять из следующих процессов:

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxi.- планирование процессов жизненного цикла продукции (п. 7.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxii.- процесс закупок (п.п. 7.4.1) и верификация закупленной продукции (п.п. 7.4.3);

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxiii.- управление производством и обслуживанием (пп.7.5.1);

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxiv.- идентификация и прослеживаемость (п.п.7.5.3);

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxv.- сохранение соответствия продукции (п.п. 7.5.5);

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxvi.- внутренние аудиты (проверки) (пп.8.2.20;

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxvii.- мониторинг и измерение процессов (п.п. 8.2.4);

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxviii.- управление несоответствующей продукцией (п. 8.3);

a.i.1.a.i.1.a.cclxxxix. б) при классификации имеющееся несоответствие следует связать с последним по петле качества процессом, занимающим нижнюю позицию в этом списке. В частности, в рассматриваемом случае факт продажи йогуртов с просроченной датой реализации должен быть классифицирован как несоответствие требованию п. 8.3 «Управление несоответствующей продукцией» ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
a.i.1.a.i.1.a.ccxc.Термины и определения.

a.i.1.a.i.1.a.ccxci.

a.i.1.a.i.1.a.ccxcii. Аудит (проверка): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

a.i.1.a.i.1.a.ccxciii. Критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований.

a.i.1.a.i.1.a.ccxciv. Свидетельства аудита: Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

a.i.1.a.i.1.a.ccxcv. Выводы (наблюдения) аудита: Результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.

a.i.1.a.i.1.a.ccxcvi. Заключение по результатам аудита: Выходные данные аудита, представленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита.

a.i.1.a.i.1.a.ccxcvii. Заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшее аудит.

a.i.1.a.i.1.a.ccxcviii. Проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту.

a.i.1.a.i.1.a.ccxcix. Аудитор (эксперт): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

a.i.1.a.i.1.a.ccc. Аудиторская группа (комиссия): Один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости, поддерживаемые техническими экспертами.

a.i.1.a.i.1.a.ccci. Технический эксперт: Лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу.

a.i.1.a.i.1.a.cccii. Программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

a.i.1.a.i.1.a.ccciii. План аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

a.i.1.a.i.1.a.ccciv. Область аудита: Содержание и границы аудита.

a.i.1.a.i.1.a.cccv. Компетентность: Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.



Дисциплина «Аудит качества»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации