Реферат - Современный комплекс проблем безопасности - файл n1.doc

Реферат - Современный комплекс проблем безопасности
скачать (105 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc105kb.29.05.2012 22:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4

Санкт-Петербургский Государственный Университет


Факультет географии и геоэкологии

Реферат


«Современный комплекс проблем безопасности»

Выполнила студентка


кафедры геоморфологии

3 курса

Дёмина А. С.

Санкт-Петербург, 2009

Оглавление


  1. Проблемы устойчивого развития человечества и обеспечение безопасности цивиллизации..................................................................1

  2. Концепция национальной безопасности и устойчивого развития России....................................................................................................2

  3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)..............................................................4

  4. Гражданская оборона. Система обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях военного времени.........................................4

  5. Аварии и катастрофы на биологически опасных объектах. Биотеррористические угрозы и опасности............................................7

  6. Аварии и катастрофы на пожаро-взрывоопасных объектах. Взрывной терроризм..............................................................................9

  7. Мероприятия по предуперждению, предотвращению и минимизации ущербов и рисков в чрезвычайных ситуациях.............................................................................................10

  8. Основы организации и проведения спасательных работ, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и нормализации обстановки..........................................................................................12

  1. Проблемы устойчивого развития человечества и обеспечение безопасности цивиллизации.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Во многом, речь идет об обеспечении качества жизни людей.

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» — экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности — приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, хотя общее энергопотребление пока растет.

Значительное большинство международных организаций системы ООН включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост — или по крайней мере неуменьшение — во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что используется для рационального управления личной собственностью.

В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой — инвестиции в людей — один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения — путем оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения — путем учета возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание).

  1. Концепция национальной безопасности и устойчивого развития России.

Интеграция в мировое сообщество, глобальный экономический и экологический кризис, информатизация и переход к постиндустриальным формам развития ставит новые цели и задачи для Российской Федерации. В последние годы ведется интенсивная работа по исследованию и разработке концептуальных моделей развития страны в XXI веке. При этом важно учитывать постоянно изменяющиеся международные условия и место Российской Федерации в мировом сообществе. Принятые концепции и доктрины способствуют повышению степени учета изложенных в них положений как в законодательных (нормативно-правовых) актах, так и в обычной повседневной практике. Однако сложность реализации заложенных в таких концепциях и доктринах идей заключается в чрезвычайно большой разрозненности в географическом плане и в несогласованности действий различных регионов Российской Федерации. В конечном счете перспективы развития страны в целом зависят от возможностей каждого региона в отдельности. Таким образом, особенно актуальным для каждого отдельного региона, территории становится применение документов федерального уровня через их адаптацию к собственной специфике развития.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию стала первым по времени серьезным документом, охватывающим многочисленные проблемы, присущие развитию общества в современную эпоху. В концепции признается, что "человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями ... и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности". Также подчеркивается, что переход к устойчивому развитию в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов страны. Думается, такую позицию лучше трактовать как необходимость стремления каждого региона к собственной устойчивости, которая и станет ключевым фактором в движении к устойчивому развитию всей страны. Такое стремление важно, в первую очередь, на уровне отдельных городов и регионов микроуровня. Возникает необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона (на разных уровнях), а также интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

В России под устойчивым развитием стали понимать одновременное достижение всевозможных благ (экономических, экологических, социальных, моральных) и формирование стремлений к объединению на этом пути. Однако почти ничего не говорится о том, каким способом будут улаживаться противоречия в процессе достижения этих благ и как конкретно можно добиться всеобщего благоденствия в стране. Думается, близки к истине те ученые, которые представляют модель устойчивого развития как некий идеальный образ, который не может быть реализован в ближайшее время по политическим, экономическим причинам, в том числе из-за неизученности многих природных и социальных явлений. Исходя из этого, целесообразной можно считать задачу не достижения цели (устойчивого развития), а организации движения по достижению цели. Нельзя также отбрасывать мировой опыт в разработке проблемы устойчивого развития. Каждая отдельная территория (в том числе и г. Волгоград) обладает собственной логикой развития, определяющейся уникальным сочетанием факторов внутренней и внешней среды. И поэтому требуется использовать имеющиеся знания о способах достижения желаемого, в данном случае устойчивого развития. Адекватный учет местных особенностей предусматривает, например, формирование и обеспечение функционирования регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду; осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению соответствующего качества санитарно-эпидемиологической обстановки; развитие сельского хозяйства и решение проблем продовольственной безопасности города, создание системы социальной защиты населения и др.
  1.   1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации