Реферат - Особенности эмоциональных процессов человека - файл n1.doc

Реферат - Особенности эмоциональных процессов человека
скачать (88 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc88kb.08.07.2012 00:31скачать

n1.doc

Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………………….2-3 стр.

1. Физиологические основы эмоций и чувств…………………………………...4-6 стр.

2. Свойства и виды эмоций и чувств………………………………………………….7-13 стр.

Заключение……………………………………………………………………………………………14 стр.

Список литературы……………………………………………………………………………….15 стр.

Приложение.

Введение.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают отвращение, третьи — оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято назы­вать эмоциями и чувствами.

Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») — это переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, например ярость и страх. Однако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, то есть чувства.

Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств. Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соответствии или несоответ­ствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость, удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности. Если предметы и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворением потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, являются безразличными для него,

Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны, они имеют существенные различия. Переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, во сне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали, присущи людям и животным. Однако эмоции человека существенно отличаются от эмоций животных: они в известной степени перестроены под влиянием социального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция.

1. Физиологические основы эмоций и чувств.

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, с возбуждением определенных подкорковых областей мозга и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы.

И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.1

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где происходит их расшифровка, субъективно представленная в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и значения. Другой поток импульсов от тех же воздействий приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к нуждам организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.

Предполагается (Сперри, Газанига), что эмоции являются функцией правого, субдоминантного полушария. Если левое, доминантное полушарие контролирует вербальные, логические функции, то правое полушарие контролирует не вербальную, чувственно-эмоциональную сферу.

Эмоции, являясь побуждающими и организующими факторами сознания, вызывают различные состояния сознания. Так, эмоция интереса сосредоточивает познавательную деятельность на определенном объекте, тормозит переключение сознания на другие объекты, освобождает интеллект от побочных воздействий.

Особенно значительные изменения в состоянии сознания возникают в результате резкого нарушения привычных воздействий, когда человек не в состоянии реагировать на ситуацию привычными поведенческими комплексами. При этом возникает дезорганизация сознания, достигающая своего предела при аффектах.

Исследователи мозга обнаружили особые нервные структуры в области подкорки (в гипоталамусе), являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения. В опытах Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; после этого крыса часами не отходила от этого рычага, делая по несколько тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи.2
Дельгадо обнаружил центры агрессивности и успокоения. Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигналами агрессивность животного и даже выступал в бое с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавливалось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал "центр успокоения". 3

Эмоции и чувства всегда сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сердце не случайно считается символом чувства. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в его работе в зависимости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении следственного эксперимента и при проверке показаний на месте происшествия.

Связь эмоций с изменением деятельности желез внутренней секреции давно была эмпирически установлена и даже использовалась у некоторых народов в судопроизводстве. Так, в Древнем Китае подозреваемый во время судебного разбирательства держал во рту горсть риса. Если после прослушивания обвинения он выплевывал рис сухим, то считался виновным: сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез.

У одного из древних индийских племен был обычай — во время судебного процесса подозреваемый очень тихо периодически ударял в гонг так, чтобы эти удары слышал только судья, но не слышал стоявший позади народ. При внезапном назывании предметов, связанных с преступлением, удар в гонг становился сильнее, и весь народ его слышал, что и являлось доказательством (конечно, весьма сомнительным) виновности подозреваемого. Современные электронные приборы позволяют точно устанавливать психосоматические корреляции — зависимость органических функциональных изменений от эмоциональных состояний.

С эмоциональными состояними коррелируют биотоки мозга (электроэнцефалограмма — ЭЭГ), обертоны голоса (вокалограмма) и многие вегетативные реакции: электропроводность кожи (кожно-гальваническая реакция — КГР), изменение просвета сосудов (плетизмограмма), тонус мышц (миограмма), частота пульса, дыхания, время реакции. Комплексная аппаратура, регистрирующая эти психосоматические корреляции, называется полиграфом.

В некоторых странах он используется в целях расследования преступлений и именуется детектором лжи (лай-детектор). Предлагая подозреваемому различные тесты, следователь регистрирует его вегетативные реакции: потоотделение (влияющее на электропроводность кожи), изменение просвета сосудов и т.д. Так, например, если подозревается, что данный человек совершил кражу в доме Джонсона, то, подключив к нему соответствующие датчики приборов, предлагают прослушать ряд фамилий, среди которых называется фамилия Джонсон. Если при ее произнесении изменяется эмоциональное состояние подозреваемого, делается вывод о его возможной причастности к преступлению. Этот метод расследования преступления не исключает случайных совпадений. При произнесении фамилии Джонсон у подозреваемого действительно могут возникнуть эмоционально обусловленные вегетативные реакции, но совершенно по другим причинам (например, подозреваемый может вспомнить бывшего президента, к которому он относился отрицательно и т.п.).

Данные лай-детектора не могут использоваться как доказательство совершения преступления. Никакое техническое средство не может быть инструментом установления лжи или истины. Это функция познавательной деятельности следователя.
2. Свойства и виды эмоций и чувств.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательное), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению.

В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства.

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические (от гр. "sthenos" — сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения побуждают человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники или страха). Одно и то же чувство может оказывать различное воздействие на деятельность разных людей. Например, чувство страха может и мобилизовать и демобилизовать силы человека. Это зависит от индивидуальных особенностей личности и его волевых состояний.

Эмоции и чувства различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (кратковременные и устойчивые).

Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические,

Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности.

По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настроение;

4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

1. Эмоциональный тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения — наше отношение к качеству ощущения. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.

К отдельным раздражителям у нас возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом). Эмоциональное отношение к некоторым предметам (например, к предметам и явлениям, вызывающим боль) позволяет уже при первой встрече с вредоносным объектом принять быстрое решение. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включается в различные восприятия и представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

2. Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде. Вы увидели красивый пейзаж — возникнет эмоциональный отклик.

Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом.

Одним из видов эмоционального отклика является синтония — сопереживание эмоциональному состоянию других людей. Это одно из важнейших социальных качеств человека. Исследователи отмечают, что способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта, а также в условиях пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

3. Настроение. Каждому человеку из опыта известно, насколько велика роль хорошего настроения в нашей повседневной деятельности. Веселое и серьезное, грустное и жизнерадостное — самые разнообразные настроения постоянно чередуются в нашей жизни.

Настроение — ситуативно обусловленное доминирование определенной эмоции или чувства, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода. Непосредственно отражая значимость явлений, эмоции регулируют функционально-энергетический уровень жизнедеятельности. Настроение является особым видом эмоциональной регуляции жизнедеятельности в результате непосредственного отражения связи данной ситуации с опытом человека, его установками. Настроение вызывается различными положительными или отрицательными воздействиями: успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т.д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.).

Настроения, как и все другие эмоциональные состояния, являются положительными или отрицательными, они имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их динамизирующее влияние на деятельность человека.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоций или чувств — воодушевление, наиболее низкий — апатия. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, является состоянием расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях проявляется в стабильности или нестабильности его настроения и в работоспособности при различном настроении. Один человек при плохом настроении теряет работоспособность, другой способен взять себя в руки и продолжать необходимую работу.

В зависимости от преобладающих в опыте данного человека эмоций и чувств соответствующее настроение становится устойчивым и характерным для данного человека. Очень важно дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует нас к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая свое сознание на положительных сторонах жизни.

4. Конфликтные эмоциональные состояния

Стресс.

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения — такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители — стрессоры (например, неожиданное нападение вооруженного преступника) вначале вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т.д.) и резкое понижение способности принятия решения о правильное поведении в данной ситуации,

дезорганизацию, понижение всех психических функций. В ответ на очень сложную обстановку организм нередко реагирует пассивно-оборонительным рефлексом. Не видя выхода из стрессовой ситуации, человек нередко тормозит свою деятельность. Так, внезапно возникшая производственная авария вызывает у многих людей заторможенность реакций.

При этом возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, их пространственные и временные характеристики, сужается объем внимания, затрудняется его переключение. Затем постепенно к человеку возвращается способность к правильным действиям.

Понятие стресса (от англ. "stress" — напряжение) введено канадским ученым Гансом Селье (1936). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) резистентность и 3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора. При длительном воздействии стрессоров силы организма иссякают и наступает стадия истощения, возникают патологические дистрофические процессы (приводящие иногда даже к гибели организма).

Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психического (эмоционального) стресса.4

Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия).

Психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т.п. Так, злостный хулиганский поступок прохожего для одних людей представляется очень опасной, а для других — не очень опасной ситуацией. Сообщение о тяжелой болезни, предсмертном состоянии близкого человека на одних людей оказывает сверхсильное воздействие, на других — умеренное воздействие.

При психическом стрессе происходят сложные психические процессы оценки опасности и поиска соответствующих средств ее предотвращения. Психический стресс сопровождается чрезмерно повышенным эмоциональным напряжением. Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки степени вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т.п.).

Итак, стресс — это неспецифическая адаптационная реакция — общая тотальная мобилизация сил организма в ответ на чрезмерное требование сложной жизненной ситуации.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Этим стресс отличается от аффекта.

Аффект. Аффект (от лат. "affectus" — совершать согласно с чувством) — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.

Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это "сужение сознания" при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, "человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без... социальной покрышки при помощи больших полушарий". 5

Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, "сшибка" нервных процессов, сопровождающаяся нарушением системы упрочненных связей. Аффект сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной деятельности, химизме крови и т.д.), резкими внешними движениями (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т.п.).

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией, расстройством памяти.

Во всех многообразных аффектах (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить следующие этапы. На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, происходящее помимо воли человека, как бы навязанное извне. Однако состояние аффекта не является патологическим состоянием. Усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта этого состояния можно не допустить. Особенно важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. Одним из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятельности.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность с успехом может быть преодолена в результате самовоспитания.

Фрустрация

Фрустрация (от лат. "frustratio" - крушение планов) стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора.

Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.).

Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более ранним стадиям психического развития. Фрустрационная толерантность — устойчивость индивида к фрустрационным воздействиям.

Заключение.

Психологические познания необходимы юристу не только для решения отдельных частных юридических проблем. Такие базовые уголовно-правовые понятия как вина, личность преступника, преступное поведение имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Психологические знания являются составной частью юридического образования. Однако, осуществляемые до сих пор исследования в области юридической психологии касаются в основном так называемой судебной психологии — психологии поведения человека в условиях уголовного судопроизводства.

Между тем вся современная правовая идеология все более концептуализируется на основе сущностных особенностей человеческой жизнедеятельности. Все отрасли права все более ориентируются на общие закономерности человеческого поведения.

Эмоции и чувства являются мощным средством психического воздействия. Юрист не должен и не может постоянно скрывать своих эмоций и чувств. Его радость и печаль, досада и удивление, презрение и восхищение являются результатом его морально-оценочной деятельности, средством воспитательного воздействия. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бед и страданий случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни — все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоционального развития следователя и судьи, прокурора и защитника.

Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации юриста.


Список литературы.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

  2. Гранат Л. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии. М., 1992.

  3. Дельгадо С. X. Мозг и сознание, М., 1971.

  4. Еникеев М.И., Образцов В.А. Поведение преступника как объект криминалистики. — Теория криминалистики и методика расследования преступлений. М., 1990.

  5. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.

  6. Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения//Механизмы целого мозга. М., 1963.

  7. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования//Эмоциональный стресс. Л., 1970.

  8. Павлов И.П. Полн.собр.соч. 1.2. М.-Л., 1951. С. 461.

  9. Сундиев И.Ю. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности. М., 1990.

1 Павлов И.П. Полн.собр.соч. Т. 3. Кн. 3. М.-Л., 1961. С. 243-244.

2 Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения//Механизмы целого мозга. М., 1963.

3 Дельгадо С. X. Мозг и сознание, М., 1971.

4 Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования//Эмоциональный стресс. Л., 1970.

5 Павлов И.П. Полн.собр.соч. 1.2. М.-Л., 1951. С. 461.





Содержание.Введение… ……………………………………………………………………………………………
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации