Мишин В.М. Исследование систем управления - файл n1.doc

Мишин В.М. Исследование систем управления
скачать (786 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc786kb.08.07.2012 00:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


Мишин В.М.

исследование систем управления


Учебное пособие

для студентов заочного обучения

всех специальностей





Москва

ЗАО «Финстатинформ»

1998



Введение 3

Раздел 1 Основы методологии исследования систем управления 4

1. Системы управления как объект исследования 4

1.1 Место систем управления в организациях 4

1.2. Характеристика элементов системы управления 6

5. Определите состав параметров и показателей элементов СУ организацией. 8

2 Методологические положения исследования систем управления 8

2.1. Принципы построения и функционирования систем 8

управления 8

2.2. Состав подсистем управления 12

2.3. Основная методологическая база исследования систем управления 14

Классификационный признак 15

Вид исследования 15

Используемый метод исследования 15

Стадия исследования 15

Место проведения исследования 15

3. Методы исследования систем управления 16

3.1. Классификация и характеристика методов исследования систем управления 16

3.2. Экспертные методы в исследовании систем управления 19

4. Стадии и этапы исследования систем управления 23

4.1. Состав стадий и этапов исследования систем управления 24

Этап 25

Состав работ 25

Документация 25

4.2. Принципы определения эффективности исследования систем управления 29

Раздел 2 Методика и практика исследования систем 32

управления 32

1. Методические положения исследования систем управления (на примере целевой системы управления качеством) 32

1.1. Методические положения выполнения работ на подготовительной стадии исследования систем 32

управления качеством 32

1.2. Методические положения выполнения работ на исследовательско-проектной стадии исследования систем управления качеством 35

1.3. Методические положения реализации (внедрения) результатов исследования систем управления качеством 37

1 40

п/п 40

2 40

Полное наименование функций 40

3 40

Виды документов, форм или данных, выходящих из структурного подразделения в течение года по функции 40

4 40

Виды документов, форм или данных, поступающих в структурное подразделение для обработки или составления данного документа (формы) по функции 40

5 40

Наименование подразделения или организации, откуда поступают документы, формы или исходные данные 40

6 40

Куда направляются обработанные или составленные документы (формы) или данные по функции (перечислить все экземпляры) 40

7 40

Наименование технических средств, с помощью которых производится обработка документов, форм или данных 40

8 40

Количество технических средств и их стоимость, шт., руб. 40

9 40

Должности лиц, участвующих в обработке или составлении документа, формы или данных по функции, их месячный оклад в руб. 40

10 40

Затраты труда на обработку или составление документа, формы или данных по функции каждого исполнителя в течение года, час/год, руб/год 40

11 40

Периодичность обработки или составления документа, формы или данных в течение года, в том числе «когда», количество раз/год 40

12 40

Суммарная трудоемкость и стоимость обработки или составления документа, формы или данные по функции в течение года, час/год, руб/год 40

1.4. Документационное обеспечение систем управления качеством 40

Рис. 1.1. Состав и взаимосвязи НТД и НМД системы качества 43

1.5. Структура и порядок разработки основных документов систем управления качеством 43

2. Оценка уровня качества и конкурентоспособности продукции при исследовании систем управления 47

2.1. Показатели качества и конкурентоспособности продукции 47

Классификационный признак 50

Вид услуг 50

2.2. Показатели систем управления и конкурентоспособности предприятия, используемые при их исследовании 58

2.3. Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности продукции 59

2.4. Методы оценки систем управления 63

Приложение 1 67

Приложение 2 69

Приложение 3 70

Условные обозначения и сокращения 71

Литература 72




Введение


Значимость систем управления в достижении целей и решении за­дач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. Поэтому спе­циалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умение и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные ис­следовательские работы СУ позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функ­ционирования.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с про­граммой одноименной дисциплины, изучение которой предусмотре­но государственным профессиональным стандартом. В него включе­ны материалы по первому разделу учебной программы курса «Осно­вы методологии исследования систем управления».

«Исследование систем управления» является одной из основных дисциплин, формирующих у студентов аналитические качества. Оно основывается на материалах курсов «Статистика», «Информацион­ные системы управления», «Экономико-математические методы и модели» и ряде других, являясь базой для усвоения соответствующих специальных и ряда элективных дисциплин.

Пособие разделено на главы. Каждая их них включает вопросы и задания для повторения, которые позволят закрепить полученные знания.

Задачи исследования СУ ставятся в подавляющей части случаев применительно к хозяйственным организациям и предприятиям, по­этому в данном пособии большее внимание будет уделено объектам именно такого вида. При этом организация или предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой со­циально-экономическую систему.

Примером практического использования методологических и ме­тодических положений исследования СУ избрана наиболее важная, приоритетная подсистема - целевая система УК. Данная система наиболее типична и условиях рыночных отношений реально опре­деляет эффективность всего производственно - хозяйственного механизма любого предприятия или организации

Автор будет благодарен всем, кто сочтет возможным и целесооб­разным дать свои замечания и предложения по улучшению материа­лов данного учебного пособия.

Раздел 1 Основы методологии исследования систем управления




1. Системы управления как объект исследования




1.1 Место систем управления в организациях



В условиях рыночных отношений и конкуренции объективно воз­растает значение исследований по улучшению системы управления организациями и предприятиями. Элементы любой системы представ­ляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая из них, в свою очередь, выступает обычно как отдельный элемент более высокого порядка. Например, в СУ экономикой страны можно определить множество подсистем, которые являются частью целого — всей экономики и образуют свою систему. СУ организацией так­же представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка (например в систему управления хол­дингом).

Каждая СУ и мест определенное назначение и соответственно дол­жна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимо­действия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), меж­ду которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту — управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту — информация о состоянии объекта) каналам связи (рис. 1.1). Кроме того, должны осуществляться другие внутрен­ние и внешние связи.

Для производственной организации в качестве объекта управле­ния будет выступать его производственная подсистема, которая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслуживающее производства. На основе производственных функций и используемой технологии в этих производствах формируется производственная структура, главным звеном которой являются производственные под­разделения.

В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие основную продукцию. Например, для машиностроении это будут заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи.


1 — управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи;

2 — информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи;

3 — ресурсы на входе системы;

4 — выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства);

5 — внешние задающие воздействия;

6 — исходящая информация и документация (решения);

7 — информация о внешней среде.
Рис. 1.1. Простейшая модель системы организации (предприятия)

Во вспомогательном производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомога­тельную продукцию, потребляемую непосредственно при производ­стве основной продукции предприятия. На машиностроительном предприятии это могут быть инструментальные, штамповочные, мо­дельные и ремонтные цехи.

Обслуживающее производство включает подразделения, предназ­наченные для обслуживания основного и вспомогательного произ­водств. К ним могут относиться, например, транспортные, складские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.

Состав элементов каждой из подсистем СУ - зависит от конкретно­го содержания системы организации и может быть весьма разнооб­разным. Наиболее универсальным представляется подход к опреде­лению состава элементов СУ в зависимости от состава элементов про­изводственной системы. При этом целесообразно принимать число элементов субъекта равным числу элементов объекта при их относительно возможном соответствии друг другу.

Для условий рынка в составе как управляемой, так и управляю­щей подсистем следует (помимо целей и стратегии, а также ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систе­му) выделить результирующие, ресурсные и функционально-органи­зационные группы элементов (рис. 1.2).


П – продукция, услуги, выполненные обязательства;

ИД – исходящая информация и документация (решения), воздействующие на внешнюю среду
Рис. 1.2 Совокупность и взаимосвязи элементов системы организации (предприятия)

1.2. Характеристика элементов системы управления



Элементы производственной системы характеризуются следующи­ми параметрами и показателями:

предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплек­тующие и т.п.) — состав, объемы, динамика объемов и состава, обес­печенность, использование, затраты, запасы, периодичность поста­вок, качество поставок, материалоемкость и др.:

средства труди (машины, оборудование и т.п.) — состав и струк­тура, обеспеченность, использование, прогрессивность, фондовооруженность, выбытие и обновление основных фондов и др.;

кадры производства (основные и вспомогательные рабочие) — состав, численность, квалификация, текучесть, обеспеченность, про­изводительность, образовательный уровень и т.п.;

технология производства (совокупность взаимосвязанных про­изводственных процессов по изготовлению продукции) — прогрес­сивность техпроцессов; удельный вес основных и вспомогательных техпроцессов; удельный вес ручного труда; обеспеченность техоснасткой; уровень автоматизации техпроцессов, длительность техпроцес­сов, качество осуществления техпроцессов и др.;

производственные функции (функции кадров производства, ма­шин и оборудования, осуществляемые в процессе производства про­дукции) -- состав, содержание, структура; длительность, повторяе­мость, затраты и др.;

методы организации производства (совокупность способов орга­низации основного, вспомогательного и обслуживающего произ­водств) — структура типов производств; уровень предметной, техно­логической и подетальней специализации; уровень концентрации, кооперирования и комбинирования производства; виды движения предметов труда; периодичность запуска партий, способы передачи партий продукции; технический уровень производства, ритмичность производства и др.;
производственная структура (состав подразделения производ­ственной системы и взаимосвязи между ними в процессе производ­ства продукции) — состав цехов, участков с бригад основного, вспо­могательного и обслуживающего производств; территориальное рас­положение подразделений; внутрипроизводственные связи звеньев и производственной структуре; распределение численности работаю­щих по производственным подразделениям; обеспеченность произ­водства новыми разработками и др.;

продукция (материальный результат производства) — объем и номенклатура выпускаемой продукции; номенклатура и объемы НИОКР и услуг; качество продукции и услуг, сложность продукции, удельный все новой продукции; объем экспорта; выполнение плана поставок по контрактам; динамика объемов производства; себестои­мость, прибыль, рентабельность продукции и др.

Очевидно, что в данной работе предметом рассмотрения должны стать вопросы исследования СУ, то есть управляющих подсистем — субъектов системы организации. Определения основных терминов по исследованию СУ представлены в кратком терминологическом сло­варе (см. Приложение).

Элементы СУ можно характеризовать рядом следующих парамет­ров и показателей.

Функции управления — специфический вид деятельности по обо­снованию, выработке, принятию и выполнению управленческих ре­шений: состав и количество функций; распределение функций; уро­вень выполнения функций; уровень специализации, кооперации, де­централизации и централизации выполнения функций; количество уровней управления; уровень дублирования функций: уровень регла­ментирования функций; затраты на выполнение функций; длитель­ность выполнения функций и др.

Информация — совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по до­стижению целей и задач организации: виды, структура и объем ин­формации; уровень информационного обеспечения; периодичность поступления информации: затраты на обработку информации; схема информационных потоков; схема документооборота и др.

Технические средства управления — совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и исполь­зования информации кадрами управления; виды и количество тех­нических средств; качество технических средств: стоимость и цена потребления технических средств; удельный вес прогрессивных тех­нических средств: возрастной состав технических средств; обеспеченность техническими средствами; уровень автоматизации решения уп­равленческих задач; уровень организации рабочих мест и др.

Кадры управления — работники всех уровней управления: чис­ленность управленческого персонала, численность по подсистемам (функциям) управления; удельный вес менеджеров и исполнителей; профессиональный и возрастной состав; квалификационный и обра­зовательный уровень; текучесть управленческих кадров; заработная плата кадров управления; уровень трудовой дисциплины; условия труда; оперативность принятия решений; соответствие занимаемым должностям; уровень обеспеченности кадрами управления и др.

Технология управления — совокупность взаимосвязанных управ­ленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, при­нятие и выполнение решений управленческих процессов: состав и структура управленческих процессов, процедур и операций; длитель­ность управленческого цикла; удельный вес управленческих опера­ций рутинного и творческого характера; повторяемость и длитель­ность процессов, процедур и операций; уровень типовых технологи­ческих процессов управления; уровень регламентации процессов управления; ритмичность выполнения процессов управления; каче­ство выполнения процессов управления; затраты на выполнение про­цессов, процедур и операций управления и др.

Методы организации управления — совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение за­дач организации: удельный вес организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления; обеспеченность нормативными, методическими и другими докумен­тами; уровень учета и контроля исполнения решений; уровень каче­ства используемых методов управления; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уро­вень организации делопроизводства и др.

ОСУ— совокупность специализированных органов (подразде­лений — отделов, бюро, групп и т.п.) управления, взаимодействую­щих и взаимосвязанных для достижения целей и задач организации: состав и количество управленческих подразделений па иерархичес­ких уровнях управления; состав и соотношение целевого, линейного, функционального и обеспечивающего управления; тип существующей структуры управления; соответствие коэффициента управляемости норме управляемости; уровень качества ОСУ; затраты на управление по подразделениям и др.

Решения — акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности, направленные па достижение целей и задач организации: состав, структура и качество решений; полнота и обоснованность решений; своевременность решений; уровень исполнения решений; уровень регламентации решений; повторяемость решений; количе­ство принимаемых решений: оперативность решений; затраты па при­нятие и выполнение решения и др.

От выбора для исследования состава элементов СУ, их парамет­ров и показателей во многом зависят его конечные результаты.
Вопросы и задания для повторения

1. Что представляет собой СУ организацией?

2. Какие элементы можно выделить в СУ организацией?

3. Какие элементы входят в состав производственной системы организации?

4. Какими параметрами можно характеризовать элементы произ­водственной системы организации?
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации