Реферат. Зона свободной торговли в СНГ - файл n1.doc

Реферат. Зона свободной торговли в СНГ
скачать (50 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc50kb.08.07.2012 00:07скачать

n1.doc

Московский гуманитарный университет
Реферат

по СНГ на тему:
«Зона свободной торговли в СНГ»

Выполнила: Абросимова Анна, студентка 4 курса

факультета международных отношений,

специальность «Международные отношения»,

группа МО-401
Принял: Володин Иван Андреевич,

доцент


Москва

2010

16 лет назад (1994) на заседании Совета глав государств СНГ в Москве подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли.
Идея формирования многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ была заложена в подписанном 24 сентября 1993 года Договоре о создании Экономического союза. Создание ЗСТ рассматривалось в качестве первого этапа создания единого экономического пространства. Подразумевалось, что ЗСТ позволит снять многочисленные торговые барьеры, будет стимулировать увеличение товарооборота и создаст предпосылки для устойчивого экономического роста России и других стран СНГ.
15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). Соглашение о ЗСТ представляет собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. В рамках ЗСТ государствами должна осуществляться беспошлинная торговля, отменяются тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле в целях обеспечения своих интересов в расширении экономических связей, бескризисного развития экономики.
Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был. Участники Соглашения, включая Россию, так и не приступили к согласованию общего перечня изъятий из режима свободной торговли, который в соответствии с условиями этого международного договора должен был стать его составной частью.
Во взаимоотношениях между Россией и партнерами по Содружеству продолжал действовать режим свободной торговли. Он был зафиксирован в двусторонних соглашениях о свободной торговле, заключенных в 1992 – 1993 годы со всеми странами СНГ (двусторонние соглашения о свободной торговле также были заключены между собой рядом других государств Содружества).
2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о ЗСТ – рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства. Протокол подписали президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Согласно Протоколу, взамен действовавшего в СНГ двустороннего режима свободной торговли вводился многосторонний, отменялись все пошлины, а также налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров во взаимной торговле государств-участников ЗСТ.
21 июня 2000 года Совет глав государств СНГ одобрил план-график реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли, в свою очередь Совет глав правительств СНГ 20 июня 2000 года утвердил план мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года.
В первом из этих документов были определены первоочередные мероприятия по формированию зоны свободной торговли, которые предусматривали:
1. Выполнение внутригосударственных процедур по введению в действие подписанных основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли.

2. Подготовку конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли.

3. Информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.
Второй документ, имеющий среднесрочный характер, предусматривал:
1. Подготовку и подписание ряда межправительственных соглашений и документов, способствующих созданию условий для свободного движения услуг, капиталов, рабочей силы, обеспечения свободного транзита, решения проблемы неплатежей, эффективного функционирования транспортных коридоров.

2. Формирование отдельных важнейших сегментов зоны свободной торговли   частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества.

3. Развитие рынков отдельных видов продукции; совместное участие в реализации крупных экономических проектов.

Повышение конкурентоспособности продукции и др.
В последующие годы Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ неоднократно принимали документы, направленные на развитие ЗСТ, однако в полной мере режим свободной торговли не был введен.
19 сентября 2003 года решением Совета глав государств СНГ о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере был утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере в 2003 – 2010 годах, состоящий из 10 разделов и охватывающий все основные направления деятельности в экономической сфере.
Мероприятия Плана направлены на поэтапное устранение барьеров во взаимной торговле, создание эффективной платежно-расчетной системы, формирование соответствующей правовой базы, позволяющей обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.
Казанский саммит 26 августа 2005 года положил начало очередному этапу реформирования Содружества. 5 октября 2007 года Советом глав государств СНГ была одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по реализации данной Концепции. При этом в экономической сфере основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:
1. Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.
2. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств – участников СНГ.
3. Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.
4. Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.
5. Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.
В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития взаимодействия государств – участников СНГ в принятой стратегии – завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества.
4 марта 2009 года Минэкономразвития России сообщило, что рабочая группа экспертов государств – участников СНГ проведет первое заседание по проекту договора о зоне свободной торговли стран СНГ до конца апреля 2009 года. Такое решение приняли эксперты семи государств – участников СНГ на совещании в Исполкоме СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины. Совещание было посвящено вопросу рассмотрения проекта договора о зоне свободной торговли, подготовленного в соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденного решением Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года.
Россия представила экспертам стран СНГ свой проект нового многостороннего договора о зоне свободной торговли. Россия предлагает заменить двусторонние соглашения между странами СНГ одним многосторонним – о зоне свободной торговли. Сейчас действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, что создает неудобства и приводит в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле.
РИА Новости. Экономика


Торговля уместна

Создание зоны свободной торговли в СНГ вышло на финишную прямую
Договор о зоне свободной торговли на пространстве СНГ почти готов, в целом согласован и может быть подписан в ближайшие месяцы. Об этом глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила 16 сентября на заседании министров экономики стран Содружества.
Это очень важный документ, который все ждут, в том числе и бизнес, сказала министр. Он обеспечит эффективность развития торговых связей, создав условия для свободного перемещения товаров в рамках Содружества. И станет началом качественно новой интеграции. Как прогнозируют эксперты, все это поможет не только расширить товарооборот, но и облегчит покупку новых технологий, а значит, сработает и на модернизацию.
Договор, пояснила Набиуллина, предусматривает для государств, подписавших его, единые правила торговли, меры торговой защиты и процедуры разрешения споров. Пока несогласованными, по ее словам, остались вопросы, которые касаются национального режима в отношении госзакупок, свободы транзита на трубо проводный транспорт и ратификации соглашения о правилах определения страны происхождения товаров. Российский министр надеется, что в ближайшее время по этим позициям будет найден приемлемый для всех компромисс. Как ранее сообщалось, в список стран-участниц предполагаемой зоны свободной торговли вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Украина.
Основные принципы соглашения базируются на правилах Всемирной торговой организации, что очень важно для Киргизии и Украины, которые являются членами ВТО. Впрочем, как и для России, стремящейся присоединиться к этому мировому торговому клубу.
Эльвира Набиуллина подчеркнула, что для нашей страны торгово-экономические связи со странами СНГ являются приоритетными. И подтвердила это цифрами. Если во время кризиса объем торговли России со странами Содружества сократился на 36,2 процента, то за семь месяцев этого года он уже вырос на 41 процент. Именно наша страна, которая в 2010 году председательствует в СНГ, стала инициатором подготовки и принятия договора о зоне свободной торговли. Существующие сегодня двусторонние договоры о свободной торговле, заключенные двадцать лет назад, уже не отвечают современным задачам интеграции.
Конечно, уровень либерализации в свободной зоне будет несколько ниже, чем в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Но здесь важно запустить сам процесс торговой интеграции. Не исключено, считают эксперты, что на базе этой свободной зоны будет создано и единое таможенное пространство. Тем более что роль региональных интегрированных рынков в мировой экономике в ближайшие годы будет возрастать.
Сейчас в мире существует как минимум семь зон свободной торговли, среди которых - североамериканская, европейская, балтийская, австралийско-новозеландская, бангкокская и альянс Колумбии, Эквадора и Венесуэлы.

Список литературы
1. РИА Новости. Экономика. «Зона свободной торговли в странах СНГ. Справка»
http://www.rian.ru/economy/20090415/168192821.html
2. «Российская газета» - Федеральный выпуск5289 (210) от 17 сентября 2010 г., статья «Торговля уместна».
http://www.rg.ru/2010/09/17/torgovlya.html

Московский гуманитарный университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации