Реферат- Формирование международных институтов и международных организаций - файл n1.docx

Реферат- Формирование международных институтов и международных организаций
скачать (47.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx48kb.07.07.2012 23:56скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Министерство образования Российской Федерации

Сибирский государственный индустриальный университет

Экономический факультет

Кафедра основ экономической теории

ФОРМИРОВАНИЕ МУЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Реферат

Исполнитель: Флейглер Е.Н., группа

ЭЭТ-08

Научный руководитель: Усольцева Т.А., ст.преподаватель

Зав.каф. Прохно Ю.П., к.э.н., доцент

Дата допуска к защите : _________

Новокузнецк

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………..с.3

Глава 1. Международные организации и институты. Формирование. Сущность. Классификация………………………………………….с.4

1.1. Сущность и типология международных институтов и организаций………………………………………………………….с.4

1.2. Процесс принятия решений международными

организациями……………………………………………………….с.6

1. 3. Место международных организаций в системе современного мирового хозяйства………………………………………………….с.8

Глава 2. Международные экономические организации…………..с.10

2.1. Классификация международных экономических

организаций…………………………………………………………с.10

2.2. Международные экономические организации системы

ООН………………………………………………………………….с.12

2.3. Международные организации. Их задачи и функции…с.17

Глава 3. Международные организации сегодня. Проблемы.

Пути решения………………………………………………………с.19

3.1. ООН сегодня. Вопросы реформирования……………с.19

3.2. НАТО сегодня…………………………………………..с.20

Заключение…………………………………………………с.23

Список литературы…………………………………………..с.24

Введение

Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Под институтами вообще понимают публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.

Международные организации сегодня являются важнейшими, наряду с государствами, участниками международных отношений и субъектами мировой политики. Наличие международных организаций придает международным отношениям стабильность, упорядоченность и институциональную завершенность.

Цель: рассмотреть процесс формирования международных институтов и международных организаций.

Задачи: 1) рассмотреть сущность международных институтов и организаций, процесс принятия ими решений и их место в современном мире; 2)рассмотреть международные экономические организации и их деятельность; 3) рассмотреть международные организации сегодня.

Объект исследования – международные институты и организации.

Предмет исследования – процесс формирования международных организаций, их деятельность.

1. Международные организации и институты. Формирование. Сущность. Классификация.
1. 1. Сущность и типология международных институтов и организаций
Понятие «международный институт» (от лат. institutum – установление, учреждение) включает в себя такие понятия, как «международные организации», «международные конференции» и, по мнению многих специалистов, «международные режимы». Поскольку международные организации сегодня являются самими многочисленными из всех международных институтов, сам термин «международный институт» употребляется как синоним термина «международная организация».

Первые международные институты в зачаточном состоянии сформировались одновременно с формированием социумов и возникновением государств. Это встречи и собрания вождей с целью регулирования проблем, возникающий между первобытными общинами в процессе их хозяйственной деятельности; собрания князей и правителей других государств с целью выработки правил ведения войны; церковные соборы для согласования общих правил религиозного исповедания; конгрессы правителей для подведения итогов войн, наказания побежденных и награждения победителей. В этом же ряду находятся третейские суды для разрешения споров между странами и государствами.1

Организации подобного рода особенно интенсивно формируются под влиянием развития производительных сил, расширения и углубления экономических, политических и культурных отношений между народами и государствами, складывания мирового рынка, интенсификации торговых и иных отношений между странами и народами, осознания общности интересов всех народов в том или ином вопросе глобального развития. Вначале заключаются соответствующие межгосударственные договоры, соглашения, создаются механизмы их реализации, затем экономические, культурные и иные организации.

Одним из первых институтов нового времени считается Священный союз, заключенный между монархами Австрии, Пруссии и России, а также контрольный механизм, сформированный Конференцией против рабства в 1840г. Вслед за ними были учреждены Международная ассоциация права (1873), Международный комитет Красного Креста (1875), Межпарламентский союз (1889), Международный штаб общественного здоровья и др. К началу ХХ века в мире существовало более 400 подобных организаций. В дальнейшем их число только увеличивалось.

По своей компетенции и составу стран –участников эти организации подразделяются на следующие:

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов. Компетенция международной организации – это объект или сфера предметной деятельности, определяемые полномочиями, которые даны ей государствами-участниками. Функции международных организаций могут быть регулирующими, контрольными, оперативными и др. Они ограничены сферой закрепленной за ними компетенции.
1.2. Процесс принятия решений международными организациями
Международная организация – это инструмент совместного решения международных проблем, затрагивающих интересы нескольких государств или групп граждан. Соответственно и субъектами этих организаций являются государства, их институты или объединения граждан. В уставах организаций эти субъекты именуются членами. Формально члены международной организации считаются равноправными. Так, согласно ст.3 Устава ООН, эта организация «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Первоначально решения всех международных институтов принимались единогласно. Принцип консенсуса в деятельности этих институтов был продемонстрирован на Гаагской конференции 1899г. Все ее решения приняты единогласно при некотором числе воздержавшихся. Но принцип консенсуса оказался неработающим. Особенно негативно это сказалось на деятельности Лиги Наций , устав которой определил принцип единогласия при принятии решений. Поэтому Гаагская конференция в 1930г. устанавливает принцип принятия решений «большинством голосов», которое варьируется от простого большинства до ѕ в зависимости от важности принимаемого решения.

Консенсус означает равноправие и равный вес голоса. В действительности же никакого равенства не существует. Уставы многих международных организаций, провозглашая право их членов на равенство, закрепляют фактическое неравенство. Так, вес членов МВФ при принятии решений определяется размерами внесенных ими вкладов в финансы этой организации. Все государства-члены имеют право вносить максимальную сумму, им это не запрещено, но их реальный вес в организации будет определяться фактическим взносом. Эти взносы, а соответственно вес голоса ведущих 5 членов организации, серьезно отличаются друг от друга. В то же время 43 государства – члена МВФ имеют вместе только 1%голосов.

Определителями «веса голоса» могут стать и другие, поддающиеся точному взвешиванию, факторы. На совещаниях ЕС крупные страны имеют больше голосов, чем средние и малые.

Правовая основа деятельности международной организации определяется государствами-учредителями еще до ее создания. Однако постоянно меняющиеся условия жизни требуют приведение в соответствие с задачами дня. Это делается путем пересмотра уставов международных институтов или принятия мим поправок.

Бывают случаи, когда государства – члены международной организации выступают против принятия поправок и отказываются ратифицировать принятые поправки. Практика международных организаций выработала разные пути выхода из таких положений.

  1. Несогласные с желанием конституционного большинства государств решать те или иные проблемы с помощью международной организации должны или могут добровольно выйти из нее.

  2. Государства – члены организации делают оговорки о том, что они не берут на себя новых обязательств, но в то же время не будут препятствовать другим государствам при реализации их воли.

  3. Государства могут быть исключены из международной организации за систематическое невыполнение своих уставных обязательств.3

Деятельность любой организации требует определения расходов, а деятельность международных организаций – крупных расходов (оплата труда работников исполнительных органов, печатание документов, проведение международных встреч, финансовая поддержка международных программ и т.д.). бюджет организации определяется руководящими органами и утверждается конференциями или ассамблеями государств-членов. Расходы распределяются между всеми членами организации в виде взносов. Поскольку финансовые возможности государств неодинаковы, то они классифицируются по их платежеспособности. Для каждого класса устанавливается свой размер взносов, причем само государство информирует организацию о том, в качестве члена какого класса оно желает присоединиться к ней.
1. 3. Место международных организаций в системе современного мирового хозяйства

Мировое хозяйство по определению не может обойтись без регулирующих начал на уровне всего хозяйства, которые принимают различные организационные формы.

Важную роль в регулировании мирового хозяйства играют различные международные конференции и совещания. Некоторые из них проводятся нерегулярно, другие обрели постоянный характер. Кроме того, противоречивая целостность мирового хозяйства предполагает также формирование и развитие устойчивых институциональных форм его организации, важнейшей из которых являются международные организации, в том числе экономические.

В мире насчитывается значительное число таких организацией. Некоторые из них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуществляется в отдельных сферах мирового хозяйства; третьи объединяют страны, принадлежащие к той или иной группе. Целый ряд международных экономических организаций создан по отраслевому признаку (ОПЕК).

Имеется ряд особых международных экономических организаций, представляющих собой интеграционные союзы (Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Евразийское экономическое сообщество).

Хотя большинство международных экономических организаций не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг, их роль регулирования рыночных отношений велика, поскольку глобализация объективно требует усиления регулирующих начал.

Географически деятельность международных организаций может охватывать как все мировое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи международные организации можно разделить на универсальные и региональные. Проблемы мирового хозяйства, перспективы его развития являются предметом исследования целого ряда неформальных организаций.

Центральное место в институциональной структуре современного мирового хозяйства занимают органы и организации, входящие в систему ООН.4
2. Международные экономические организации
2.1. Классификация международных экономических организаций

Международные экономические организации осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.

Классификация международных экономических организаций по организационному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие организации в системе ООН, а также принимает во внимание профиль организации и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы:

  1. Международные экономические организации системы ООН

  2. Международные экономические организации, не входящие в систему ООН

  3. Региональные экономические организации.

Классификация международных экономических организаций по сфере многостороннего регулирования предполагает их деление на следующие группы:

  1. Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства

  2. Международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли

  3. Региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства

  4. Международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности

  5. Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию международных хозяйственных связей.

Все международные и региональные экономические организации, входящие в перечисленные выше четыре категории, являются межправительственными организациями, которые именуются также межгосударственными или многосторонними. Помимо межправительственных организаций в классификацию включены международные неправительственные экономические организации и объединения.5


Схема 1. Классификация международных экономических организаций по организационному принципу


2.2. Международные экономические организации системы ООН
ООН как наиболее универсальная международная организация включает в себя целый ряд органов и международных организаций.

Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи ООН, наиболее представительного органа этой наиболее авторитетной международной организации. Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.

Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов избирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия – 11, Африка – 14, Восточная Европа – 6, Западная Европа – 13, Латинская Америка – 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член совета имеет один голос, и ни одна страна не имеет права вето. ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического), Второго (социального), Третьего (по программам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.

В составе совета имеется 5 региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссии для Западной Азии (Бейрут, Ливан). Региональные экономические организации изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-аналитического характер.

В 1964г. Генеральная ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолжности, передачи технологий развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяет положению наименее развитых стран.

В 166 странах осуществляется деятельность Программы развития ООН (ПРООН), учреждена в 1965г., штаб-квартира в Нью-Йорке. Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения. ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии человека. Одним из главных показателей этих докладов служит «индекс развития человека», в котором обобщаются данные о трех основных показателях:

а)продолжительность жизни здорового человека

б)уровень образования

в)уровень жизни

Таблица 1. Специальные учреждения ООН6

Название на русском языке

Год создания или учреждение

Местоположение

Международная организация труда, МОТ

1919

Женева

Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций, ФАО

1945

Рим

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО

1945

Париж

Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ

1948

Женева

Группа Всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития, МБРР

Международная ассоциация развития, МАР

Международная финансовая корпорация, МФК

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, МИГА

Международный центр урегулирования инвестиционных споров, МЦУИС



1946
1960
1956
1988


1966



Вашингтон
Вашингтон
Вашингтон
Вашингтон


Вашингтон

Международный валютный фонд, МВФ

1945

Вашингтон

Международная организация гражданской авиации, ИКАО

1944

Монреаль

Всемирный почтовый союз, ВПС

1874

Берн

Международный союз электросвязи, МСЭ

1865

Женева

Всемирная метеорологическая организация, ВМО

1951

Женева

Международная морская организация, ИМО

1959

Лондон

Всемирная организация интеллектуальной собственности, ВОИС

1970

Женева

Международный фонд сельскохозяйственного развития, МФСР

1977

Рим

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО

1966

Вена

Как видно из таблицы, некоторые международные организации появились значительно раньше ООН и лишь позже получили статус специализированных учреждений. Например, МОТ, ставшая первым специализированным учреждением ООН, 1946г.

МОТ осуществляет разработку международной политики и программ в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-членами, оказывает содействие в организации профессионального обучения и подготовки.

МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудящихся и предпринимателей. Главный орган МОТ – Международная конференция труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами, созывается не реже одного раза в год. Каждый делегат голосует индивидуально.

ЮНИДО статус специализированного учреждения ООН приобрела в 1985. Основные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию знаний, навыков, информации и технологий для создания новых рабочих мест, конкурентоспособности экономики и экологически безопасного и устойчивого экономического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире.

Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде:

а) интегрированных программ

б) отдельных проектов.

Основными источниками средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН.

В финансово-банковской сфере видное место занимают специализированные учреждения ООН – МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.
2.3. Международные организации их задачи и функции
В состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) входят 30 государств, главным образом с развитой рыночной экономикой, а также некоторые развивающиеся страны и ряд стран с переходной экономикой в Восточной и Центральной Европе. ОЭСР создана в 1961г. по инициативе США. Условием вступления в ОЭСР является приверженность страны принципам демократии и рыночной экономики. Государства-члены ОЭСР производят 2/3 мирового валового продукта.

ОЭСР более известна социально-экономическими исследованиями и публикациями. Она имеет одну из самых мощных баз статистических данных. ОЭСР активно сотрудничает примерно с 70 странами мира, неправительственными и общественными организациями и играет важную роль в выработке рекомендаций по вопросам решения которых требует заключения многосторонних соглашений.

В последние годы предметом исследований ОЭСР становятся проблемы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в частности глобализация и устойчивое развитие.

С ОЭСР связана деятельность Международного энергетического агентства, которое было создано в 1974 г.после начала энергетического кризиса. Членами МЭА являются 26 стран. Цель деятельности: принятие совместных действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций с поставками нефти.

С 1919г. осуществляется деятельность Международной торговой палаты. МТП видит свои основные задачи в том, чтобы содействовать улучшению экономических отношений между государствами. Она стремится к установлению и расширению международных контактов между деловыми кругами стран- членов Палаты и достижению большего взаимопонимания в сфере торговли и экономического, торгового и промышленного сотрудничества.

В 1946 г. в Лондоне была учреждена Международная организация по стандартизации. Она осуществляет разработку международных стандартов и сотрудничество в области стандартизации с целью создания более благоприятных условий для международной торговли и оказания содействия в экономической, научно-технической и интеллектуальной деятельности.

Особую роль в мировой финансово0банковской сфере играет Банк международных расчетов, находящийся в Базеле.

Целями банка являются содействие сотрудничеству центральных банков, создание благоприятных условий для международных финансовых операций. Банк также призван выступать в роли доверенного лица или агента по проведению международных финансовых расчетов своих членов.

В 1960г. была организована Организация стран – экспортеров нефти. В 70-х гг.ХХвека она добилась крупных успехов, в дальнейшем ее значение в силу ряда причин ослабло, но в настоящее время она остается важнейшим производителем и поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок.

Характерной особенностью является возрастание роли неформальных экономических организаций, в частности Давосского экономического форума, Парижского и Лондонского клубов кредиторов. Членами Парижского клуба могут быть только государства-кредиторы, в то время как Лондонский клуб объединяет частные банки. Обе организации созданы для рассмотрения вопросов урегулирования внешней задолжности государств. Широко известными начиная с середины 70-х гг. стали исследования, проводимые под эгидой Римского клуба, объединяющего ведущих экономистов мира, которые в своих совместных аналитических докладах дают прогнозные оценки будущего развития мировой экономики.7
3. Международные организации сегодня. Проблемы. Пути решения
3.1. ООН сегодня. Вопросы реформирования
Многие страны считают, то ООН сегодня должна быть реформирована, и в основе реформ должны лежать следующие принципы реформирование должно:


3.2. НАТО сегодня

Многие специалисты сходятся во мнении, что НАТО должна меняться. Альянс где-то уже пережил себя, поскольку создавался для отражения советской угрозы во времена холодной войны. Однако на Западе существует точка зрения, она является абсолютно легитимной, что НАТО представляет сегодня собой инструмент для консолидации Европы. Необходимо признать: если бы Североатлантического союза не было, то на европейском континенте каждая страна начала бы создавать национальную армию. В этом случае, пусть даже теоретически, стали бы возможны войны или противостояния. НАТО представляет собой инструмент сдерживания для предотвращения таких возможных конфликтов в будущем. Россия – это великая европейская страна, которая не входит в НАТО, но хотела бы участвовать в построении новой Европы, основывающейся на параметрах НАТО. Необходимо определить адекватное место России в Европе.

Еще один важный сегодня вопрос: как НАТО будет отражать те угрозы и опасности Западу, которые могут исходить в будущем со стороны исламского фундаментализма и экстремизма. «Третья мировая война», как назвал ее бывший президент Буш, которую НАТО должна вести против международного терроризма в Афганистане и Ираке проваливается. Данную проблему рассматривают без особого оптимизма. Если НАТО не найдет адекватного ответа, то она может действительно утратить легитимность и потерять авторитет в мире. Проигрыш в Афганистане в конечном счете грозит прекращением существования всей организации. Для отражения в будущем атак со стороны исламских экстремистов такое развитие событий не желательно.

Сегодня складывается ситуация, что НАТО фактически «подменяет» собой СБ ООН. Негласно НАТО решала свои задачи и отстаивала свои интересы, невзирая на другие международные организации, невзирая на ООН. С этим нужно было жить. Россия ничего не могла предпринять. Китай также ничего не мог предпринять. Сейчас Россия выступает против того, чтобы НАТО открыто встала во главе мирового порядка. Однако есть вероятность, что НАТО сама откажется от роли главы мирового порядка.

Ни одна организация вечной не бывает. Специалисты считают, что к своему 70-летию НАТО придет в другом составе и абсолютно измененной, реформированной. Все зависит от того, с какими реальными угрозами столкнется западное общество. Наступивший финансовый кризис затрагивает уже и политику альянса. Многие специалисты полагают, что если НАТО и будет существовать, то как инструмент сдерживания России, а скорее как союз, в который войдет и Россия. Основными же задачами альянса станет: оборонительная структура против исламского экстремизма при наличие такой угрозы. Если такая угроза исчезнет, то угрожать будет только экологическая катастрофа и миграционные потоки из Африки, но против этого НАТО бороться не в состоянии. Тогда организация перестанет существовать.9
Заключение

Таким образом институты - это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе. Международные институты и организации – это важнейшие субъекты мировой экономики сегодня, формирующие дальнейшие модели развития стран. Международная организация – это инструмент совместного решения международных проблем, затрагивающих интересы нескольких государств или групп граждан. В современном мире роль таких организаций очень велика.

Список литературы

  1. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения [Текст] / под ред. Б.М.Смитиенко. – 2 изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528с.

  2. Гречникова И.Н. Международные экономические организации : Регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности [Текст] / И.Н. Гречникова. – М.: Консалтбанкир, 2000. – 624 с.

  3. Юрченко М. Позиция США по реформированию ООН [Текст] / М. Юрченко // Мировая экономик и международные отношения. – 2009. -№1. С. 111-116.

  4. Климов Д. Саммит обреченных на успех [Текст] / Д. Климов //Эхо планеты. – 2009. - №12. С.2-3.

  5. Рар А. НАТО подменила собой ООН [Текст] / А. Рар// Эхо планеты.- 2009. - №13. С.8.




1 Смитиненко Б.М. Международные экономические отношения. – Москва, 2008. – с.445.

2 Смитиненко Б.М. Международные экономические отношения. – Москва, 2008. – с.448.

3 Гречникова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности – Консалтбанкир, 2000. – с.45.

4 Гречникова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности – Консалтбанкир, 2000. – с.48.


5 Смитиненко Б.М. Международные экономические отношения. – Москва, 2008. – с.454.


6 Гречникова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности – Консалтбанкир, 2000. – с.50.

7 Климов Д. Саммит обреченных на успех. – эхо планеты, 2009. - с.2.

8 Рар А. НАТО подменила собой ООН. – эхо планеты, 2009. - с.8.

9 Юрченко М. Позиция США по реформированию ООН. – Мировая экономика и международные отношения, 2009. С. 117.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации