Ответы к экзамену - файл n1.docx

приобрести
Ответы к экзамену
скачать (68.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx69kb.07.07.2012 23:33скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

КОНФЛИКТОЛОГИЯ (от лат. conflictus - столкновение и греч. logos - слово, понятие, учение) - особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Конфликтология – это теоретико-прикладная наука, что значит, что она состоит из следующих уровней знаний:

  1. Теоретическое обоснование конфликта, как социального феномена, анализа его природы, динамики и взаимосвязи со всеми общественными взаимоотношениями.

  2. Изучение конкретных видов конфликтов возникающих в разных формах социальной жизни.

  3. Технология регулирования и разрешения конфликта. На этой основе конфликтология разрабатывает необходимые ориентиры которыми можно воспользоваться в процесс управления социумом.

Цель конфликтологии – выявление и объяснение механизмов управляющих общественными процессами связанными с конфликтами и их ….

Предмет конфликтологии – то общее, что характеризует развитие, возникновение, завершение любых конфликтов.

Объект конфликтологии – это конфликт во всех его формах.

Задачи конфликтологии:

  1. Выявить сущность конфликта, причины, этапы развития.

  2. Определить методы регулирования конфликтными ситуациями, а также выработка способов предупреждения конфликтов.

  3. Установление основных форм конфликтов и их своеобразие.

Основные принципы:

  1. Принцип детерминизма,

  2. Принцип системности,

  3. Принцип развития.

Становление конфликтологии в России

В нашей стране конфликтология впервые выделилась в самостоятельную отрасль знаний в ХХ веке. С 1998 выходят монографии, защищаются первые диссертации. Весь период становления конфликтологии можно разделить на следующие этапы

1 период – с древнейших времен до 1924 года. Проблемы конфликтологии отражаются в искусстве, культуре, мифологии и т.д.

2 период – с 1924по 1989 годы. Период зарождения и развития частных конфликтологических наук.

3 период – с 1990 по настоящее время. Психология начинает занимать лидирующее положение среди отраслей конфликтологии. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта, многие ученые трактуют конфликт как столкновение. Противодействие, противоречие, другие – как вид общения, тип конкурентного взаимодействия. Но все ученые подчеркивают и признают конфликт как нормальное социальное явление.

Развитие конфликтологии зарубежом.

1 этап развития – с древнейших времен до середины XIX века,

2 этап конец - 50-х годов до наших дней.

Западная конфликтология отличается следующими особенностями:

  1. Первые попытки создать теорию конфликта относятся к ко второй половине XIX века.

  2. Существует разнообазие теоретических подходов к пониманию конфликтности общества.

  3. Конфликтология – прикладная наука.

Одно из ведущих мест в зарубежной конфликтологии занимает психология. Основные направления и подходы к изучению конфликта:

  1. Психоаналитическое,

  2. Этологическое,.

  3. Поведенческое,

  4. Социометрическое,

  5. Социотропное.

Общая характеристика зарубежной конфликтологии

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

Общая характеристика отечественной конфликтологии

Субъективный идеализм (Петр Лавров и Николай Михайловский) В центре внимания общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.

Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.

Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идеи равенства и справедливости.

Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. Представители ортодоксального направления – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин; Представители “легального” направления – П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.

Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей “социокультурной школы” в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных. Сорокин подчеркивал: “Без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, – не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека”.

Среди наших российских современников, проводивших исследования, результаты которых стали появляться у нас лишь в 80-х гг. X X в., можно отметить такие работы, как: “Внимание конфликт!” Ф.М.Бородкина и Н. М. Коряк. Им удалось показать, что конфликт является одним из средств управления; Э.А. Уткин в учебном пособии “Конфликтология: теория и практика” рассматривает основные пути и методы предупреждения конфликтных ситуаций. Заслуживают внимания работы Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, А.С. Кармина, А.В. Дмитриева, А. Зайцева и др.

Понятие конфликта: позиции, их специфика.

Конфликт ( в пер. с лат. – столкновение) – это столкновение противоположных интересов (цели, мотивы, взгляды) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по разным вопросам связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликт – это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба, устранение соперника.

Социальный конфликт – скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций, развитие социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующего порядка.

Ряд авторов утверждают, что конфликт это блага, так как он помогает выявить проблему, повышает эффективности деятельности, и иногда может сплотить коллектив. Другой взгляд – конфликт это зло. Потому что он ведет к ухудшению социально-психологического климата, повышается нервозность, приводит к стрессу. Следовательно, конфликт – это сложное и противоречивое психологическое явление.

Выделяют следующие компоненты конфликта:

Конфликт может оставаться на потенциальном уровне и не переходить на потенциальный. Для перехода необходим инцидент.

Конфликт= конфликтная ситуация+инцидент

Выделяют следующие компоненты:

В зависимости от сторон конфликта выделяют типы:

Структура конфликта и характеристика его составляющих.

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.

1.Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

2. Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участнико конфликта.

3. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

4. Объект конфликта — его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

5. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро-и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.

Стадии развития и функции конфликта

В реализации конфликта выделяю 4 стадии:

  1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Не всегда осознается участниками конфликта. Поэтому ее называют стадией потенциального конфликта.

  2. Осознание участниками объективной конфликтной ситуации. На этой стадии конфликт осознается становится реальностью. Порождает соответствующее поведение.

  3. Переход к конфликтному поведению. Конфликтное поведение направлено на блокировку достижений противоположной стороны. И конфликт переходит из потенциального в актуальный.

Конфликтное поведение может протекать в следующей последовательности:

  1. Постепенное усиление позиции участников,

  2. Увеличение количества проблемных ситуаций.

  3. Повышение конфликтной активности участников,

  4. Нарастание эмоционального напряжения,

  5. Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

  6. Стадия разрешения конфликта. ( оно может быть частичным или мнимым, полным)

Конфликт считается завершенным если устраняется его причина – конфликтная ситуация.

Функции конфликтов

конструктивные

деструктивные

Происходит полное или частичное устранение противоречия

Истощение личностных ресурсов

Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей,

Деструкция системы межличностных отношений

Позволяет ослабить психическую напряженность

Негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов

Служит источником развития личности, опыта в межличностных отношениях.

Выраженное негативное воздействие на психическое состояние участников конфликта.

Может улучшить качество индивидуальной деятельности.

Формирование негативного образа «другого».

При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих.

Закрепление в социальном опыте агрессивных способов решения проблем

Является одним из средств самоутверждения личности.

Возникновение стрессовых состояний, резкое возрастание вероятности заболеваний


Проблема типологии конфликтов. Классификации конфликтов.

Типология — в ее основе лежит существенный признак конфликта. Это наиболее ценный и сложный вид классификации. В результате типологии выделяется ряд типов конфликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Классификация — научный метод, заключающийся в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-

либо признака.

В конфликтологии авторы приводят классификации с различных точек зрения: с позиции причин возникновения, по продолжительности, по степени вовлеченности в конфликт, по форме жизнедеятельности… Широко распространена классификация по двум параметрам протекания конфликта внутри системы и вне ее, по типам субъектов.

По форме протекания их деятельности:

По времени:

По природе возникновения:

По направленности взаимодействия:

Одним из распространенных вариантов типологии конфликтов является разделение их по субъектам (или сторонам) конфликта. В рамках такого подхода конфликты делятся на:

Динамическая модель конфликта. Динамика конфликта и особенности его проявления.

Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий.

В ней можно выделить ряд периодов и этапов.

1.Предконфликт (латентный период). Он включает следующие этапы:

действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;

2. Собственно конфликт (открытый период), который включает в себя этапы:

3. Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:


Функциональность конфликтов. Функции конфликта и их характеристика

Позитивные функции социальных конфликтов

Деструктивные функции социальных конфликтов

Причины и факторы конфликтов. Объективные и Субъективные условия возникновения конфликтов.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:

Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения.

При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:

Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.

Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода можно отнести:

Кроме названных существует еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек, и т. п. Список этот будет расширяться с изменением материальных и социальных аспектов нашей жизни.

Признаки конфликтной ситуации. Образ конфликтной ситуации и причины его искажения. Роль стресса в искажении конфликтной ситуации.

Для выяснения сути конфликта важно выделить основные признаки его проявления.
Признаками конфликта являются:

Таким образом, конфликт отсутствует, если действует только один участник или участники выполняют лишь мыслительные действия (планирование цели, обдумывания плана действий, прогнозирование будущего поведения). Конфликт начинается тогда, когда стороны начинают активно противостоять друг другу, преследуя каждый свою цель. До этого мы имеем лишь конфликтную ситуацию

Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.

Поиск соломинки в глазу другого”. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодование реагирует на его действия.

Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.

Все ясно”. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.

Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нему, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

Искажение  конфликтной  ситуации  целом. В  конфликте искажено восприятие  не  только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.

-Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.

-Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения.

-Уменьшается перспектива восприятия ситуации.  Предпочтение отдается принципу "здесь"  и  "теперь".  Последствия,  как правило, не просчитываются.

-Восприятие ситуации происходит в полярных оценках - "белое и черное". Полутона используются редко.

-Происходит фильтрация информации и интерпретация  в  том русле, которое соответствует предубеждениям.

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

 А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита   чести   и  достоинства,  защита  демократии, конституционного строя и т.д.) Собственные помыслы оцениваются как благородные,  цели  -  как возвышенные и поэтому достойные реализации. Оппонент закономерно приходит  к  выводу,  что  он прав.

 Б. Мотивы оппонента.  Оцениваются как подлые и  низменные (стремление к  карьеризму,  обогащению,  подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной  очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в  оценке  мотивов.  "Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!". Далее следует подробный анализ  противоречащих  общепринятым  нормам стремлений его оппонента.

 в) Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция.  Обычно  фиксируется  нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.

-Целевая составляющая рассматривается в  русле  "Я  прав, поэтому я должен победить!".

Операциональная составляющая может восприниматься в  следующих вариантах:

я все делаю правильно;

я вынужден так делать;

по-другому в этой ситуации невозможно поступить;

он сам виноват, что мне приходится так действовать;

все так делают.

Б. Позиция оппонента.  Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной  целью  оппонента,  которая может быть признана и одобрена, является "он должен уступить,  он должен проиграть".

Операциональная составляющая  воспринимается  в  следующих интерпретациях:

это подлые поступки, это удары ниже пояса;

он делает только то, что мне во вред;

он намеренно так поступает.

г) Искажение восприятия личностных качеств.

 А. Восприятие самого себя.  Обычно выделяются положительные привлекательные черты.  Они пропагандируются в среде окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания,  упоминания о любых сомнительны и невыгодных качества личности.  Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат "хорошие люди совершают хорошие поступки".

Б. Личность оппонента. Происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное.

Интересна оценка устремлений противоборствующей  стороны. Исследования показали,  что  только  12%  участников конфликта высказали мнение,  что противоположная сторона была  готова  к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству.

Таким образом,  искажение  восприятия  личности оппонента проходит по формуле "образ врага" со всеми  свойственными  ему характеристиками, представляющими собой сочетание как истинных так и  иллюзорных качеств.  Признаки того, что в вашем сознании сформировался образ врага,  признаки,  которые должны насторожить вас  и  заставить усомниться в собственной объективности, таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии.  Последние три  свойства  особенно показательны.

Пытаясь определить собственную степень искажения ситуации или искажение  ее  оппонентом, вы можете опираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтной ситуации:

 * Состояние стресса обычно сужает и затрудняет мышление,упрощает восприятие.

* Высокий уровень  негативных  эмоций  ведет  к  резкому искажению

* Чем ниже уровень информированности  участников  друг  о друге, тем больше человек достраивает ее,  опираясь на созданный уже образ врага.

* Личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайний характер.

* Неумение  предвидеть  последствия  приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов

* Увеличение значимости мотивов и потребностей,  затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения.

* Доминирование в сознании оппонента "агрессивной концепции среды" предопределяет ошибочное восприятие конфликта.

* Негативная  установка  на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению.

* Ограниченность  во времени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.

Понятие эскалации конфликта: механизм и сущность. Тактики поведения на этом этапе.

Эскалация (от лат. scala — лестница) — это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.

Признаки эскалации в конфликтном взаимодействии

1. В действиях и поведении участников уменьшается когнитивная или рациональная составляющая.

2. На первое место в межличностных отношениях противоборствующих сторон выходит негативная оценка друг друга, восприятие исключает целостное содержание, акцентируя лишь отрицательные черты оппонента.

3. В связи со снижением управления ситуацией взаимодействия увеличивается эмоциональное напряжение у участников конфликта.

4. Доминирование субъективных выпадов и критика личностных черт оппонента взамен аргументации и доводов в пользу поддерживаемых интересов.

На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом, этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия.

Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта — наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого конфликта средств.

Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются различных целей и интересов.

Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и. потенциальной опасности.

Спиральная модель эскалации конфликта демонстрирует, что эскалация результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают подобное же поведение другой стороны. Этот ответ, в свою очередь снова провоцирует первую сторону на новые действия, что замыкает круг и выводит конфликт на новый виток. У каждой из сторон растет список прегрешений другой стороны, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса. Каждый из нас реагирует на провокацию на ее же уровне, и спираль конфликта продолжает расти.
Сильной эскалации предшествуют два обстоятельства: высокая степень осознаваемого расхождения интересов и низкая стабильность. Так, чем сильнее субъективное восприятие расхождения интересов, тем большая жесткость тактик противодействия оппоненту кажется приемлемой. Кроме того, можно определить источники стабильности:
- наличие связей принадлежности к одной группе, дружбы или взаимной зависимости между сторонами взаимодействия (варианты общее групповое членство или ситуация взаимной зависимости);
- существование третьей стороны, которая готова вмешаться в качестве посредника, миротворца;
- отсутствие возбуждения ли напряжения в предшествующем общении;
- вовлеченность в деятельность, которая находится за пределами данной системы отношений;
- страх одной или обеих сторон перед эскалацией.
Причины остановки эскалации:
- одной из сторон удалось одержать верх в противостоянии;
- первая сторона может воспользоваться односторонним преимуществом над второй и завершить конфликт в свою пользу;
- одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает добровольно уступить, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;
- одна из сторон по какой-то причине во время конфликта решает устраниться от него и начать использовать стратегию избегания, не считая более продолжение эскалации приемлемым для себя вариантом;
- наступает мертвая точка в противостоянии.
Этап баланса сил или мертвая точка (тупик) конфликта.
Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров. Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию. Причины возникновения мертвой точки в конфликте:
- провал тактики противостояния;
- истощение необходимых ресурсов (энергия, деньги, время);
- потеря социальной поддержки;
- неприемлемые затраты.
Первоначально на этой стадии ничего не происходит в объективном плане, но при этом изменяется отношение одной из сторон к происходящему. Через некоторое время обе стороны приходят к досадному выводу, что преобладание невозможно, но, тем не менее, пока нет желания отдать победу, самоустранившись, или уступить. Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов.

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

1) стремление к превосходству,

2) появление агрессивности,

3) проявление эгоизма,

4) стечение обстоятельств.

Стремление к превосходству

Проявления агрессивности

В латинском языке слово aggressio означает нападение. Агрессивность может быть чертой характера или проявляться ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

Проявления эгоизма

Слово «эгоизм» происходит от латинского ego, что обозначает «я». Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, поскольку эгоист свои личные интересы предпочитает интересам других людей, и это, конечно, становится благодатной почвой для конфликтов.

Проявления эгоизма заключаются в отношении к другому человеку как к объекту и средству достижения своих корыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются уже в детском возрасте, и с течением времени в расчет принимаются лишь собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном «я», себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит к отчуждению. «Эгоизм ненавистен, – говорил Паскаль, – и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти».
Противоположностью эгоизма является альтруизм. Это ценностная ориентация личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы других людей.

Неблагоприятное стечение обстоятельств

Конфликтогены данного типа могут возникнуть помимо чьего-либо желания. Обстоятельства, являющиеся конфликтогенами рассматриваемого типа: очередь, контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, невозможность выполнить обещанное, неожиданное изменение обстановки, скверная погода (жара, холод, гололед, сильный ветер), недостатки в работе общественного транспорта и т.д. В частности, теснота в общественном транспорте и вытекающие отсюда последствия являются конфликтогенами. Но даже и без этих нарушающих душевное равновесие факторов близкое расположение пассажиров друг к другу уже само по себе – конфликтоген.  Исследования американского антрополога Э.Т. Холла показали, что вокруг каждого человека существует территория, воспринимаемая им как личное пространство. Она является как бы продолжением тела, как продолжением дома является участок земли вокруг него, окруженный забором. Эта зона называется интимной. Радиус ее достигает 46 см. В эту зону разрешается проникать родителям, детям, супругам, любовникам. В ней выделяют подзону радиусом 15 см, которая называется сверхинтимной. И вот в нее то (без всякого на то разрешения!) проникают совершенно чужие люди, волею случая оказавшиеся попутчиками.

Знание конфликтогенов позволит вам настроить себя на невосприимчивость к ним и тем самым уменьшить количество конфликтов, участниками которых вы можете стать.

Формы и критерии завершения конфликтов

Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.

Завешение конфликта самостоятельно, или с при помощи вмешательства третьих лиц.

Используются и другие понятия. Которые характеризуют суть процесса завершения конфликта:

Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона

Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Причины затухания:

1.  истощение ресурсов обоих сторон

2.  потеря мотива к борьбе

3.  переориентация мотива

Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

Способы устранения:

1.  изъятие из конфликта одного из оппонентов

2.  исключение взаимодействия оппонентов на длительное время

3.  устранение объекта

4.  устранение дефицита объекта

Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие

Исход конфликта - результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут быть:

Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом.

Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.

Понятие управления конфликтом, факторы неуправляемости.

Управление конфликтомhttp://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/files/predmetnyi.gif — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

Управление конфликтом включает симптоматику, диагностикуhttp://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/files/predmetnyi.gif, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют также такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликта.

Управление конфликтами более эффективно, если оно осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблема, тем меньшие усилия нужны, чтобы разрешить ее. Это обеспечивается прогнозированием.

Концепции управляемости конфликта.

Существует две точки зрения на возможность управления конфликтом: первая группа авторов, коих абсолютное большинство, управлением конфликта считают любое сознательное воздействие в ответ на протекание конфликта (в более узком смысле можно говорить о стремлении к его разрешению: управление конфликтом это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения.

С.Хилл, В.Ури, Б.Л.Ерёмин утверждают объективную неуправляемость конфликта. Создание системы разрешения конфликта похоже на создание системы контролирования дождей. Как и ливень, конфликт неизбежен. Кроме того, эта деятельность не всегда возможна, а иногда вообще не стоит вести конфликт к его разрешению, иногда достаточно его завершить на како-то этапе.

Факторы неуправляемости конфликта по Л.Гринхелгу:

одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

конфликт есть верхушка айсберга, и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни;

и Л.Крисбергу:

участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

институциализация конфликта, которая его определенным образом консервирует.

Роль стереотипа ритуальной агрессивности (В.Лефевр) в культуре. Факторы использования силовых методов при разрешении конфликта (П.Карневал, Д.Пруитт):

трудности в коммуникации сторон, ведущие к непониманию друг друга;

низкий уровень доверия между сторонами;

убежденность, что методами борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров;

ответная реакция на силовые действия другой стороны;

доминирование в культуре тенденций соперничества (К.Хорни), агрессивная концепция среды.

Факторы управляемости конфликта (Р.Дарендорфу и М.Дойчу):

признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;

согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Прогнозирование конфликта.

Прогнозирование конфликтов - это обоснованное предположение о возможности их возникновения и развития. Оно основывается на исследованиях конфликтов и на практической деятельности по диагностики социальных противоречий, которые назревают.

Как показывает практика, многие внешних стимулов возникновение конфликтов можно предвидеть и устранять. Эти стимулы связано с цикличность жизнедеятельности производственной системы, ее естественным развитием и реформированием (сокращение штатов, изменением решаемых задач и т.п.). Анализируя стимулы, можно прогнозировать вероятность возникновения конфликта, а следовательно, разрабатывать пути предотвращения его возникновению.

Прогноз - это указание с определенной вероятностью места и времени возникновения будущего конфликта, основанный на психологическом диагнозе всех компонентов и содержания конфликта.

Для повышения точности прогнозов возникновения конфликтов и их развития, необходимо: разработать описательные модели конфликтов, который предполагает определение их сущности, классификационных признаков; описание структуры, функций, эволюции, динамики; сформировать объяснительные модели для выявления причин и движущих сил конфликта.







Прогнозирование основывается на анализе структурных компонентов конфликта, к которым относятся: проблема (наличие, сложность, возможность решения); конфликтная ситуация, т.е. состояние возможного конфликта, отношения между сторонами, направления развития (увеличение или уменьшение количества разногласий); сигналы, частота их возникновения и вероятность стимулирования ними возникновения конфликта; инцидентах (частота, регулярность, характеристика проявления реакции участников); состав потенциальных участников, их личностные особенности, готовность к конфликтным действиям, ценностные ориентации и мотивы поведения.

Прогнозирования, как, впрочем, и профилактика и предупреждение - это те виды руководящих воздействий, которые являются целесообразными на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилий необходимо приложить для ее эффективного решения. Функция своевременного обнаружения социальных противоречий, а также обоснованного предположения их возникновения и развития на почве конфликтных ситуаций, обеспечивается прогнозированием.

В управленческой деятельности руководителя важное значение приобретает умение спрогнозировать возможное возникновение и развитие конфликта. Это необходимо потому, что на предприятии наряду с деструктивными конфликтами, которые создают препятствия для производственной деятельности, возможны и конструктивные конфликты, развитие и своевременное решение которых повышает эффективность и слаженность работы, помогает успешно достигать намеченных целей.

В прогнозировании производственных конфликтов выделяют два блока действий: аналитический и прогностический.

К аналитическому блоку относятся следующие операции: выявление социально-психологических характеристик возможных субъектов конфликта; анализ истории и нынешнего состояния отношений между ними, выявления возможных или уже существующих компонентов противоречий между субъектами; важности этих компонентов для всех членов коллектива; определение условий, при каких дисгармония в взаимодействиях способна привести к возникновению конфликтной ситуации; уточнение социально-психологических характеристик всех сотрудников, которые могут принять участие в конфликте, и анализ их возможных отношений с вероятными участниками конфликта.

На основе проведенного анализа осуществляются операции прогностического блока. К ним относятся: определение возможных стратегий поведения непосредственных участников конфликта; выявления возможной интенсивности конфликтного взаимодействия; уточнение стратегии поведения других сторон, которые смогут принять участие в конфликте или уклониться от него; определения возможных путей разрешения конфликта, его остроты, длительности и предполагаемых последствий .

КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации