Бирах Альфред. Психология мимики. Как читать мысли по лицу - файл n1.doc

приобрести
Бирах Альфред. Психология мимики. Как читать мысли по лицу
скачать (595 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc595kb.07.07.2012 23:12скачать

n1.doc

  1   2   3
Альфред Бирах "Психология мимики". Методическое по­собие для слушателей курса "Эффективные коммуникации в бизнесе" М. 2000, 172 с.?.1995

© Информационный центр психологической культуры,2000

ВВЕДЕНИЕ

НАШЕ ЛИЦО И ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ

Общение в самом широком смысле этого слова — это про­цесс, благодаря которому личность передает и получает инфор­мацию.

Информация, которую мы передаем, представляет собой мысли и чувства. Это осуществляется с помощью:

речи (вербальное общение)

жестов (невербалыюе общение)

рисунков-символов

письменных знаков-символов.

В сущности язык это нечто большее, чем средство обще­ния; ему принадлежит ведущая роль в систематизировании опы­та и стабилизации мира. С помощью языка человек обеспечи­вает удовлетворение своих биологических потребностей, обра­щает на себя внимание, а также может управлять поведением других. Язык — это необходимый фактор в процессе описания и формирования, совершенствования действительности.

Язык слов и его сложная структура со своими уровнями лингвистического анализа, такими как фонемог, морфология и синтаксис, не является единственным средством, с помощью которого люди выражают свои мысли и чувства. В 1971 году МеЬгаЫап привел предварительные данные, отражающие вли-

НАШЕ ЛИЦО И ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ 3

яние каждого из каналов восприятия на общую интерпретацию передаваемой информации:

Общее чувство = 7% чувств, выраженных словами, + 55% чувств, выраженных мимикой.

Эта пропорция дает представление об относительной важ­ности этих каналов. Она показывает, что люди больше всего доверяют лицу и меньше всего словам. Кроме того, она гово­рит о том, что язык слов, так часто воспринимаемый как един­ственный способ общения, в сущности фальшив. В свою оче­редь исследования доказывают, что ежедневно мы говорим не дольше 10—20 минут, причем обычное предложе­ние длится не более 2 2,5 секунд. Это означает, что 65% инфор­мации, получаемой в процессе разговора, передается не слова­ми.

Через "вербальный канал" проходят так называемые нео­провержимые факты, а через "невербальный канал" передает­ся то, что мы окончательно хотим сказать, включая вместе с аргументацией отношение, мимику, жест и настроение.

Чтобы передать информацию своему шефу, касающуюся, например, дальнейшей стратегии фирмы, такую полезную фразу — "молчание — золото" — следует причислить к специфике жестов. Полная же информация передается с помощью потока слов, артикулируемых в соответствующей очередности. Одну из самых распространенных ошибок при интерпретации "язы­ка тела" допускают те, кто опирается на единичные жесты. Язык этот — подобно речи — основывается на специфическом под­боре "слов". Ход этого подбора типичен для вербальной ком­муникации. Он имеет собственную языковую структуру и ха­рактеризуется реальностью психолингвистического анализа. В нем есть своя грамматика и орфография. Каждый жест — это эквивалент слова. Жесты как целое воспринимаются однознач­но; правда, которую мы пытаемся передать с помощью прими­тивной "хореографии" сравнима с плохой игрой актера. Экс­-

периментальные исследования сосредоточены на четырех ти­пах невербальной экспрессии:

мимике

кипестетике

проксемике

параязыке (рага1ап§иа§с)

Наши интересы лежат в сфере чтения языка лица.

ГЛАВА 1

МИМИКА

Мимика чрезвычайно богата. Мы можем определить 3 главные направления нашей заинтересованности. Это:

— Что можно прочитать по мгновенному выражению лица? Действительно ли собеседник переживает то, о чем гово­рит?

— Какую информацию предоставляет нам повседневное, обычное выражение лица, т. е. то выражение, которое несет су­щественные данные о его характере и настроении.

— Какие элементы лица предсказывают уже сейчас его будущее выражение?

Язык лица становится особенно выразительным в тех си­туациях, когда собеседник хочет скрыть ложь- Лучше всего это видно у ребенка. Если он врет, то закрывает рот руками, когда не хочет выслушивать очередных нотаций матери затыкает уши.

Когда мы, взрослые, не. понимаем какого-то человека, то содержание его высказывания восполняем за счет выражения его лица.

Именно мимике животных Чарльз Дарвин уделил столько внимания, чтобы свои наблюдения соотнести потом с вывода­

ми о человеке в своем произведении "О выражении чувств у человека и животных ".

В языке лица, кроме его общего выражения, мы можем выделить язык:

глаз в нем взгляд: отдаляющий, искоса, сверху, сни­зу, блуждающий)

носа

губ (облизывание, покусывание)

подбородка

ушей

лба

кожи

волос (как необходимой декорации)

общих жестов держания головы).

ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ ЯЗЫКА ЛИЦА

ГЛАЗА
Глаза овальные, средней величины — руководствование в жизни здравым смыслом;

Глаза навыкате, слишком широко открытые, круглые — мечтатель, не гнушающийся ложью, ведущий распутный образ жизни и ленивый;

Глаза с удлиненными уголками — широкий кругозор;

Глаза прищуренные и впавшие — показатель здравого рассудка, большой проницательности, но вместе с тем зависти, хитрости и подозрительности;

Глаза очень узкие, твердый, изучающий взгляд—зависть, бесчувственность к страданиям других, иногда жестокость;

Глаза темные, неспокойные, пребывающие в постоянном движении — цинизм, склонность ко лжи, наглость и безответ­ственность'

Глаза светлые и блуждающий взгляд — человек нервный, стремящийся в жизни к удовольствиям;

Глаза желтые, "стеклянные", без выражения — чаще всего характеризуют людей с негативными чертами характера, способных даже на убийство;

Глаза часто слезящиеся, покрасневшие имеют обычно люди, страдающие хронической простудой;

Глаза, часто опущены вниз — стеснительность, трудо­любие и доброта, иногда умственная отсталость;

Глаза часто поднятые вверх — мечтатель, фантазер, поглощенный какой-то идеей или не совсем нормальный чело­век, пренебрегающий действительностью, избегающий физичес­кого труда.

Глаза маленькие, темные, выразительные — красноре­чие, человек, жаждущий знаний;

Глаза без блеска, полуприкрытые — у молодых людей обозначают переутомление или пресыщение, у старших признак тяжелой физической работы или длительных страданий;

Глаза красивые, открытые, с влажными уголками — склонность к распущенности и сильное сладострастие;

Глаза голубые — добродушие, согласие и умеренность в наслаждениях;

Глаза черные со стальным блеском — личность энергич­ная, волевая, не боящаяся тяжелого труда;

Глаза серые — большая доброта, честность, впечатли­тельность, нетребовательность;

Глаза молочно-голубые — человек скромный, спокойный, холодный;

Глаза зеленовато-серые — религиозность, веселость, общительность и постоянство в чувствах;

Глаза светло-серые, немного выпуклые — доброта, спо­собность прийти на помощь и посвятить себя другим;

Глаза темно-серые — человек трудолюбивый, пользую­щийся всеобщим уважением и любящий порядок;

Глаза темно-серые, немного выпуклые — человек возвы­шенный, но реалистически смотрящий на мир;

Глаза черные, выпуклые — стремление к недостижимо­му. Дополнительно — густые брови выдают ревность, жадность и злобность;

Глаза глубоко сидящие — свидетельствуют о пережитых психических страданиях, жизненных неудачах, в результате чего этот человек становится жадным, недоверчивым и хитрым или даже коварным;

Жесткий взгляд бегающих глаз — скрытые злые намере­ния;

Глаза затуманенные — плохое состояние здоровья;

Глаза широко открытые — склонность к чудачествам;

Глаза большие и выпуклые — слабый характер и низкая жизненная энергия;

Глаза налитые кровью — плохой характер, отсутствие чувства сопереживания;

Глаза широко посаженные — спокойствие и сдержан­ность, хорошая приспособляемость и высокая психическая со­противляемость, ответственность и трудоспособность;

--Глаза кошачьи — жгучий темперамент, скрытность и сильная чувственность.

  1   2   3


Альфред Бирах "Психология мимики"
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации