Курсовая работа - Основные направления и методики досуговой деятельности - файл n1.doc

Курсовая работа - Основные направления и методики досуговой деятельности
скачать (280.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc281kb.07.07.2012 23:06скачать

n1.doc

Введение
Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека - результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования. Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить, свои потенциальные способности, т.е. на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения. Жизнедеятельность человека определяется не адаптацией к изменяющимся условиям, а ориентировкой на будущее и прогнозированием. Деятельность социальных педагогов строится исходя из тенденций развития образования, ориентированного на будущее, на собственные способности учащегося.

Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.

Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в различных учреждениях, в том числе и в школе.

Цель – основные направления и методики досуговой деятельности.

Задачи:

  1. изучить понятие и структуру досуга

  2. рассмотреть формы организации досуга

  3. рассмотреть роль социального педагога в организации досуга с детьми и подростками в современных условиях

  4. проанализировать основные направления деятельности социального педагога по организации детского досуга

  5. изучить социально-педагогическую защиту прав ребенка на развитие способностей

Объект – социальная природа досуга.

Предмет – особенности организации досуговой деятельности.

Гипотеза – роль социального педагога в организации досуга с детьми играет важную роль.


Глава 1. Социальная природа досуга
1.1 Определение досуга и его структура
Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг — это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат [15].

В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха — релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха). Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов); художественное, техническое, естественно - научное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь).

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.
1.2 Формы организации досуга
Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа — один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Как считает В. В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая — восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность [9].

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:

- игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

- разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

- возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;

- гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми);

- развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.

В содержательном плане клубная деятельность может строиться по принципам Т-группы (свободное общение, совместное проведение досуга) либо реализовывать целевые или комплексные программы (социально-педагогические, коррекционные, образовательные) [Приложение А].

К условиям эффективности клубной деятельности специалисты относят:

а) организационно-педагогические:

- изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;

- наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;

- наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;

- целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;

- создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;

б) психолого-педагогические:

- изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;

- создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;

- учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания;

- обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания клубной деятельности;

- стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников;

- реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;

в) педагогические:

- адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;

- комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;

- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;

- оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников;

- стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;

- создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между ними и педагогами;

- создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие — как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

• социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

• увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

• создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

• адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

• компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

• дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, служит Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812).

Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан».

Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности [Приложение Б].

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;

- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

- решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

- проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей [10].

Еще одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и работа). Кружок — объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.


Глава 2. Особенности организации досуговой деятельности
2.1 Роль социального педагога в организации досуга с детьми и подростками в современных условиях
В настоящее время должность социального педагога введена во многих школах. При этом чаще всего этот специалист выполняет функции либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеучебное время (ранее этим занимался пионервожатый), либо социального работника.

Однако реальная практика школ убедительно показывает, что этот специалист имеет свой специфический объем профессиональной деятельности. Социальный педагог — это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями.

Он может помочь:

а) учителю:

разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию; организовать социально-педагогическую работу с классом;

спланировать и оказать помощь в разработке методики реализации взаимоотношений с отдельными родителями;

помочь в разрешении конфликта между учителем и учеником; учителем, учеником и его родителями; учителем и классом и пр.;

б) ученику советами (консультацией):

в работе по самосовершенствованию;

как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в классе, с учителем, с родителями;

в) родителям консультацией, советом, методической помощью:

в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью);

для корректировки социально-педагогической работы со своим ребенком;

в развитии (согласовании) отношений с учителем в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

Как показывает опыт многих школ, в современных условиях социально-педагогическая деятельность специалиста может быть представлена в широких пределах. Данный факт диктует необходимость введения специализаций в социальной педагогике. Наиболее характерными специализациями социального педагога могут быть:

организатор внеучебной работы (классный воспитатель)

организатор досуга

педагог-психолог

социолог

социальный работник

методист

Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе.

Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса. Отделение преподавательской деятельности от воспитательной способствовало отчуждению учителей от воспитания и превращению их только в «урокодателей». Некоторые учителя откровенно говорят, что им за воспитательную деятельность не платят и их обязанность — только учить. Они забывают при этом совет великого русского педагога К.Д.Ушинского, который писал, что обязанность учителя, прежде всего, воспитывать, а потом учить. Если мы воспитаем ученика, то мы его и научим. Классный же воспитатель имеет возможность социально педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Если ученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказываются вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.

К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:

• разработка и внедрение социально-педагогических программ

работы со школьниками;

• организация досуговой работы со школьниками;

• социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;

• социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;

• привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;

• методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;

• индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;

• взаимодействие с различными молодежными организациями культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;

• взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.

Социальный педагог — организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру свой деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.).

Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

• организация досуга с различными категориями школьников;

• подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН;

• помощь учителю в подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;

• привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;

• организация художественной самодеятельности;

• организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;

• организация досуга учителей;

• взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.
2.2 Основные направления деятельности социального педагога по организации детского досуга
Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приемы воспитательной работы. Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. По определению игра — вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

развлекательную;

коммуникативную (освоение общения);

самореализации (игра — способ приобретения опыта и практики);

терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание);

коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

Игровой деятельности присущи четыре основные черты: свобода (играют только по желанию, ради удовольствия от самого процесса игры), творческий характер, эмоциональная приподнятость (соперничество, азарт, эмоциональное напряжение), наличие прямых или косвенных правил [10].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенными признаками — четко поставленной целью и конкретными ожидаемыми результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-воспитательной направленностью.

Приведем в качестве примера описание технологии организации деловой игры.

К деловым играм относятся имитационные игры (имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия, какого-либо события, того или иного вида работы людей), операционные игры (выполняются конкретные специфические операции), исполнение ролей (разрабатывается модель-пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с конкретными характеристиками), деловой театр (разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в конкретной обстановке), психодрама и социодрама (отрабатывается умение разрешать социально-психологические затруднения, чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, входить с ним в продуктивный контакт).

Алгоритм деловой игры:

1. Этап подготовки. Разработка сценария, в процессе которой формулируются цели и проблемы, обосновываются последовательность действий, описания процедуры игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц. Ввод в игру. Определение режима работы. Поиск ведущих экспертов, необходимые консультации. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от получения роли по жребию, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

2. Этап проведения. Процесс игры. С началом игры никто из участников не может вносить изменения в ее сценарий. Только ведущий имеет право корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от вида деловой игры выделяют различные типы ролевых позиций участников. Позиции по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

На этом этапе осуществляется групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинги, мозговой штурм, работа с игротехником) и межгрупповая дискуссия (принятие правил дискуссии, выступления групп, защита результатов, работа экспертов).

3. Этап анализа и обобщения — вывод из игры, анализ и рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации.

По мнению Ю. В. Васильковой, отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей и подростков выступают [2]:

- активное использование различных видов соревнования;

- обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения и стимулирования активности;

- использование механизмов лидерства, с помощью которых можно добиться единства группы, способствовать установлению коллективистских отношений;

- стимулирование внутригрупповой сплоченности;

- сочетание групповой и индивидуальной работы. Приоритетом в социально-педагогической деятельности является судьба конкретного ребенка.
2.3 Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей
Это направление деятельности социального педагога в большинстве случаев рассматривается как второстепенное. Между тем реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения — важное условие профилактики серьезных отклонений в его поведении.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей строится с учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:

- государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности (ФЗ РФ «Об образовании», ст. 5);

- допускается сочетание различных форм получения образования, в частности экстерната, семейного образования, самообразования (там же, ст. 10);

- образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) (там же, ст. 14);

- образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры (там же, ст. 14).

Образовательное учреждение, согласно Письму Министерства образования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», имеет право при наличии спроса, лицензии и договора с заказчиками предоставлять на платной основе такие образовательные услуги, как изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данному предмету, предусмотренной учебным планом; репетиторство с обучающимся другого образовательного учреждения; курсы по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранного языка и т.п.; кружковую работу по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству и т.п.; создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, скульптуре и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; создание различных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии, по адаптации детей к условиям школьной жизни; оздоровительные мероприятия.

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

выявляет социальную направленность личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.п.) и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;

совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска, либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам;

если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы;

проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

совместно с руководителями специализированных учреждений и коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.


Заключение
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Проблема творческого подхода к организации досуга детей это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, по нашему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление детей к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.

Выдвинутая нами гипотеза доказана.

Список используемой литературы


  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288с.

  2. Василькова Ю. В. В 19 Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. , Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.

  3. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

  4. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1994.-Ч.1.

  5. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Е.И.Комарова, А. И. Войтенко. — М., 2001.

  6. Моделирование воспитательных систем: Теория — практике / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 1995.

  7. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учёб, заведений / Под ред. В. А. Никитина. — ML: Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.

  8. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.

  9. Полукаров В. В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория — практике. - М., 1995. - С. 118. 221

  10. Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 ноября 2000 г. № 813/28-16 // Вестник образования. - 2001. - № 6. - С. 31-40.

  11. Ситаров В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. — М., 2000.

  12. Соколов Р. В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. — М., 1993.

  13. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В. А. Никитина. — ML: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.

  14. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

  15. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 572.

  16. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. —432с.

  17. Шептенко, П.А, Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.



Приложение А
Комплексные программы, используемые в практике работы клубов по месту жительства (КМЖ)

Приложение Б
Деятельность клубов по месту жительства









Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации