Зинченко Г.П, Рогов И.И. Социальное партнерство - файл n1.doc

приобрести
Зинченко Г.П, Рогов И.И. Социальное партнерство
скачать (300.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1220kb.05.11.2009 16:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9






УДК 349.2 ББК 67.405 3-63

Рецензенты:

A. В. Понеделков — доктор политических наук, профессор;

B. А. Сологуб — доктор социологических наук, профессор.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ISBN 978-5-394-00195-6
Зинченко Г. IL, Рогов И. И.

Социальное партнерство: Учебник / Г. П. Зинченко, И. И. Рогов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Академцентр, 2009. — 224 с.

ISBN 978-5-394-00195-6

В учебнике в соответствии с Государственным образовательным стандартом на основе междисциплинарного подхода изложены тео­ретические, организационно-правовые основы социального партнер­ства, технологии регуляции партнерских отношений.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также го­сударственных служащих, предпринимателей, профсоюзных активи­стов и специалистов в сфере управления социально-трудовыми отно­шениями.

© Зинченко Г. П., Рогов И. И., 2008

© ООО «Академцентр», 2008

© ООО «ИТК «Дашков и К0», 2008

Введение 6

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Глава 1. Проблема социального партнерства: теоретические подходы 8

§ 1. Социальное взаимодействие 9

§ 2. Социальное согласие 11

§ 3. Социальное участие 16

Резюме 19

Ключевые понятия 20

Литература 20

Глава 2. Социальный обмен 21

§ 1. Социальный обмен в общественных отношениях 21

§ 2. Принципы социального обмена 29

§ 3. Проблема социального обмена во властно-управленческих

структурах 34

Резюме 36

Ключевые понятия 37

Литература 38

Глава 3. Социальное партнерство: опыт конструирования 39

§ 1. Новое качество общественных отношений 40

§ 2. Мировой опыт социального партнерства 45

§ 3. Российская модель социального партнерства 51

Резюме 61

Ключевые понятия 62

Литература 63

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Глава 4. Государство в системе социального партнерства 64

§ 1. Роль государства в организации партнерских отношений 64

§ 2. «Государство-минимум» как идеальный партнер гражданского
общества 72

3

§ 3. Социальное государство как субъект социального партнерства ... 80

Резюме 87

Ключевые понятия 88

Литература 88

Глава 5. Правовые аспекты социального партнерства 89

§ 1. Правовое понятие социального партнерства и специфика

его интерпретации 89

§ 2. Правовые принципы социального партнерства 94

§ 3. Коллективный договор, его формы, реализация

и урегулирование разногласий 104

Резюме 112

Ключевые понятия 113

Литература 113

Глава 6. Региональный аспект социального партнерства 114

§ 1. Становление и развитие социального партнерства

на региональном уровне 114

§ 2. Механизм реализации договорных отношений 122

§ 3. Региональный опыт регулирования социально-трудовых

отношений 127

Резюме 136

Ключевые понятия 137

Литература 137

РАЗДЕЛ III. ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛЯЦИИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 7. Управление партнерскими отношениями 138

§ 1. Трипартистский механизм социального партнерства 138

§ 2. Ценности, интересы и потребности в системе партнерских

отношений 144

§ 3. Переговорный процесс — неотъемлемый элемент партнерских

отношений 148

Резюме 152

Ключевые понятия 153

Литература 153

Глава 8. Трудовые споры и конфликты: методика решений 154

§ 1. Предпосылки конфликтов и споров в трудовой среде. Условия

их возникновения и протекания 154

§ 2. Понятие трудового спора. Динамика его развития 164

§ 3. Виды трудовых споров, их специфика и разрешение 177

Резюме 187

Ключевые понятия 188

Литература 188

Заключение 189


190

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ И
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ
198

Введение 198

Цель и задачи рекомендаций 199

Уровни социального партнерства в муниципальных районах 200

Возможные модели образования территориальных комиссий

по регулированию социально-трудовых отношений

в муниципальных районах 200

Территориальное распространение сферы действия правовых актов,

принимаемых органами социального партнерства

в муниципальных районах 201

Концептуальные подходы к выбору оптимального количества

муниципальных и межмуниципальных комиссий по регулированию

социально-трудовых отношений в рамках границ

муниципального района 202

Порядок документального оформления выбранной модели

социального партнерства в рамках границ муниципального района 204

Порядок формирования представителей сторон социального

партнерства в муниципальных районах 205

Организация работы органов и представителей сторон социального

партнерства в муниципальном районе 207

Заключительные положения 208

Приложения 209

ПРИМЕЧАНИЯ 222

4

Введение

Проблема формирования нового качества социально-тру­довых отношений в условиях капитализации российского об­щества относится к числу самых актуальных. Это обусловлено необходимостью решения вопросов социального порядка как основы динамического развития страны на базе частной собс­твенности, плюралистической политической и экономической демократии, происходящих стратификационных изменений, развития гражданского общества. Их решение зависит от со­гласованных связей и взаимодействий функциональных групп интересов, ориентированных на сотрудничество и социальное партнерство ключевых сил общества — государства, капитала и труда.

Группы интересов обусловливают коллективную актив­ность людей в поиске путей, способов их выражения, защиты и реализации с учетом определенных норм, обязанностей и от­ветственности. Тем самым группы интересов определяют ха­рактер содержания и направленности проявлений обществен­ных отношений в рамках от сотрудничества до противоборства субъектов социальных действий между собой и с властными государственными структурами.

В литературе социальное партнерство характеризуется неоднозначно: как тип общественных отношений между соци­альными группами, слоями, классами, общностями и властны­ми структурами (В. Кисилев и др.); как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспе­чивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализа­цию их основных интересов (Ю. Одегов и др.); как механизм взаимоотношений между государственными органами, пред­ставителями трудящихся и работодателями (В. Михеев и др.).

Предлагаемый учебник является продуктом междисцип­линарного подхода к изложению теоретических и практичес­ких знаний в этой области. В результате его освоения читатель сможет принимать обоснованные решения по регуляции соци­ально-трудовых отношений.

Авторы учебника— преподаватели Северо-Кавказской академии государственной службы, профессионально специа­лизирующиеся по данной проблематике. Первая глава написа­на при участии Т.В. Зверевой. При подготовке учебника востре­бована новейшая литература. Для наглядности и убедитель­ности использованы схемы и таблицы. В конце каждой главы указаны основные понятия и литература.

Освоению материала поможет словарь ключевых терми­нов.

Представлены методические рекомендации по формиро­ванию и организации работы органов и представителей сторон социального партнерства в муниципальных районах, разрабо­танные авторским коллективом под руководством И.И. Колен-кова.

6

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПАРТНЕРСТВА

Глава 1. Проблема социального

партнерства: теоретические

подходы

Социальное партнерство представляет собой форму взаимо­действия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, соци­альных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации.

В этой связи, во-первых, требуется анализ опыта форми­рования социального партнерства как особого социального ин­ститута в контексте не только социально-экономической, но и политической, духовной сфер общественной жизнедеятель­ности. В таком ракурсе решение данной проблемы выступает составной частью стратегического направления модернизации российского общества.

Во-вторых, решение многих социальных проблем нередко осуществляется на договорной основе. В дальнейшем подобная практика будет развиваться, расширяя круг рассматриваемых вопросов, углубляя и усложняя взаимосвязь участников этого процесса, актуализируя тем самым вопрос об укреплении вза­имодействия и взаимной ответственности участников социаль­ного партнерства на всех уровнях.

В-третьих, в условиях современной России возникает не­обходимость создания новой модели взаимодействия государс­тва и общества. Теория социального партнерства позволяет выработать эту модель, а также систему мер, способную бло­кировать негативные последствия кризисных явлений, проис­ходящих в стране.

В силу отмеченных обстоятельств проблема социального партнерства выдвигается в число приоритетных направлений теории и практики социального управления.

§ 1. Социальное взаимодействие

Приступая к анализу проблемы социального партнерства, мы заложили в фундамент нашего подхода понятие «социальное взаимодействие». Объясним почему. Социальное взаимодейс­твие — любое поведение индивида, группы индивидов, обще­ства в целом. Понятие «социальное взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социаль­ными группами как постоянными носителями качественно раз­личных видов деятельности, то есть отношений различающих­ся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям).1 Социальное взаимодействие имеет объективную и субъектив­ную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это свя­зи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона — это сознательное отношение индиви­дов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответс­твующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивида­ми, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Особое значение для исследования проблемы социально­го партнерства имеет анализ взаимодействия государства и гражданского общества. Уровень этого взаимодействия — один из важнейших критериев степени развитости социума. Чем теснее такое взаимодействие, тем больше благ (материальных и духовных) они могут предоставить своим гражданам.

Взаимодействие между основными структурами социу­ма (экономической, политической и гражданской) в демокра­тичном обществе носит многоаспектный и многомерный харак­тер, формируя социальные взаимоотношения различного типа, в том числе отношения общественного согласия (партнерства).

Под социальным взаимодействием подразумевается про­цесс обмена деятельностью между индивидами, социальными


8

9

группами, социальными институтами и т.п. В государстве это институты законодательной, исполнительной, судебной влас­ти и т.д. В гражданском обществе — различные организации и ассоциации, действующие как на постоянной, долговременной основе, так и возникающие спорадически, функционирующие в ограниченном временном масштабе2. Естественно происходит обмен деятельностью между государственными институтами различного уровня, а также взаимодействие государственных институтов с институтами гражданского общества. Впрочем, институты гражданского сообщества также были бы невоз­можны вне социального взаимодействия друг с другом.

Социальное взаимодействие выполняет в обществе различ­ные функции: стабилизирующую, консолидирующую и деструк­тивную. Как показывает анализ общественной практики развитых демократических стран, успешное функционирование обществен­ного организма возможно исключительно при органическом взаи­мопроникновении динамического и стабилизирующего начал.

Именно стабилизирующая функция социального взаи­модействия является тем механизмом, который обеспечивает гармоничное развитие демократичного общества в целом и его отдельных сфер. На современном этапе такую функцию могло бы успешно выполнять социальное партнерство как одна из форм проявления социального взаимодействия.

В силу своей внутренней взаимосвязи указанные понятия не могут рассматриваться одно без другого. Подобно тому, как соци­альное взаимодействие на каком-то историческом этапе развития демократического государства порождает социальное партнерс­тво, последнее формирует свой собственный механизм. Прелом­ление социальных норм и ценностей через сознание индивида и его реальное действие на основе осмысления этих норм и ценнос­тей определяет способ социального взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом.

Социальное взаимодействие включает следующие аспек­ты: передачу информации, ее получение, реакцию на нее, пе­редачу переработанной информации, ее получение и реакцию на нее другого участника взаимодействия.

Социальное партнерство3 уже социального взаимодейс­твия, оно есть не что иное, как одна из форм существования последнего, олицетворяющая его стабилизирующую и гармо­низирующую функции. В этом смысле социальное партнерство противостоит деструктивным и дезорганизующим процессам в обществе. Являясь одной из форм социального взаимодейс­твия, социальное партнерство носит всеобъемлющий характер в совокупности общественных связей, и следовательно, может стать приоритетной формой взаимодействия в различных сфе­рах общественной жизни.

§ 2. Социальное согласие

Идея согласия возникла в античной философии. Изначаль­ное употребление термина «консенсус» (от греч. «consensus»), означающего «согласие», фигурировала в контексте «consensus omnium» — общее согласие, согласие всех. Еще Аристотель отме­чал определенную степень упорядоченности, соотносительности, соизмеримости и организованности в мире. «Мы должны исследо­вать, — утверждал Аристотель, — каким образом природа целого имеет внутри себя слабое и лучшее, имеет ли их в себе, как нечто отдельное и само по себе существующее... Все координировано из­вестным образом, но не все координировано одинаково... Каждая система характеризуется взаимодействием единства и многооб­разия. К единому относится тождественное, сходное и равное, к множеству— разное, несходное, неравное»4. Аристотелевская трактовка координации, упорядоченности, соответственности как согласованности стала ключом для философского и социально-ис­торического понимания телеологической концепции в философии.

В учении об идеальном государстве Платона отмечена вза­имосвязь и взаимообусловленность явлений мира, потребнос­тей людей. Люди постоянно испытывают нужду в чем-либо, и по этой причине объединяются для оказания помощи друг дру­гу5. Цицерон, например, пишет о солидарности людей, о том, что люди рождаются ради людей, для того чтобы приносить пользу друг другу. Причиной единения людей он считает не их слабость, а врожденную потребность жить вместе. Цицерон


10

11

истолковал «консенсус» («consensus juris») в смысле согласия в правовой области как необходимого условия существования и сохранения Римской республики.

Согласие— наличие между двумя или более индивидами единства взглядов и сходных ориентации в каком-либо отноше­нии. В социологическом смысле согласие — это консенсус значи­тельного числа людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в дейс­твиях. Та или иная степень согласия во мнениях и согласован­ности действий необходима для любой формы социального об­щения, любой социальной организации. Поскольку социальное партнерство основано на согласии, то оно обладает всеми чер­тами последнего. И в свою очередь, социальное согласие и мир в обществе — главный результат социального партнерства.

Под согласием также понимается взаимосвязь между на­ходящимися в единстве социальными субъектами, имеющими потребности, интересы и цели, а также общие представления о способах их достижения, закрепления в правовых нормах.

Социальное согласие можно определить как вид социаль­ных отношений между индивидами внутри социальной об­щности или между различными общностями, которое характе­ризуется принципиальным единством взглядов относительно способов функционирования социальной системы (общности, института, общества в целом) и единством действий, связан­ных с ее функционированием6.

Социальное согласие охватывает единство взглядов на значимые для жизнедеятельности социальных общностей яв­ления социальной жизни (цели, ценности, нормы, распреде­ления социальных ролей, отношения к другим общностям и различным социальным институтам); формируется на основе общих интересов и ценностных ориентации людей. Решающее значение в формировании социального порядка принадлежит процессам непосредственного взаимодействия людей в процес­се их жизнедеятельности.

Социальное согласие выступает важным фактором ста­бильности и потому эффективного функционирования соци-

альной системы. Однако необходимо выяснить, на какой идей­но-политической основе формируется социальное согласие. В конкретных условиях оно может возникать на базе демок­ратических начал и служить основанием социально-правового государства, функционирование которого связано со становле­нием социального партнерства, но может формироваться и на основе разного рода реакционных идей, в результате чего ста­нет опорой тоталитаризма.

А.В. Дмитриев, в отличие от конфликта, определяет согла­сие как «основанное на полном или частичном совпадении инте­ресов, ценностей и идентичностей значимого большинства лю­дей любой группы относительно наиболее важных проблем жиз­недеятельности. Согласие обеспечивает совместные действия по их разрешению. Та или иная степень согласия необходима для любой формы социального общения, любого института и орга­низации. Поэтому социальное согласие на различных уровнях следует рассматривать не столько как состояние, но как движе­ние, как совокупность статических и динамических интересов, что свойственно всякому процессу. Проблема в том, в каком на­правлении идет это движение. В обществе, естественно, всегда присутствуют и элементы согласия и конфликта. В зависимости от того, какие из этих элементов преобладают в определенный период времени, оно будет либо относительно мирным, либо пол­ным бурных столкновений, даже военных, революционных и т.д.

М.М. Охотникова определяет социальное согласие как «состояние, признак и процесс взаимодействия между соци­альными субъектами, находящимися в единстве, имеющими сходные, совпадающие ценности, потребности, цели и интере­сы, при которой социальная система обладает солидарностью, сплоченностью, интеграцией, упорядоченностью, стабильнос­тью, устойчивостью и сохраняется как целостность».

В своем дальнейшем развитии идея согласия охватила мно­жество других сфер социума, и согласие, как и его противопо­ложность — конфликт, стали вездесущей идеей. Вместе с тем обнаруживалось, что идея согласия, как и идея конфликта, неоднозначна по своей функциональной роли. Идея согласия


12

13

ориентирована на цивилизованное разрешение противоречий, является надежным, испытанным средством преодоления соци­ально-опасных конфликтов, что удается, однако, не всегда. Со­гласие и противостояние постоянно содержат друг друга в тес­ном взаимодействии, включающем единство и отрицание, они характеризуют живой всемирный исторический процесс, под­держивая равновесие объектов и системе. Их равновесие то вос­станавливается более или менее полно, то обретает новые фор­мы, но ситуация, когда в процессах безраздельно господствовало или согласие или несогласие, возникает лишь на некотором эта­пе, чтобы затем смениться своей противоположностью.

Согласие— это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договорен­ности, участники той или иной формы взаимодействия достиг­нут консенсуса. При таком понимании поведение, основанное на согласии, отличается от поведения, основанного на «договоре». Согласие может быть вызвано самыми разнообразными моти­вами, целями и внутренними состояниями участников взаимо­действия, особую значимость имеют не психологические пере­живания индивидов, а их осознанная ориентация на достиже­ние согласия и действия, основанные на нем.

Считается, что состояние согласия по вопросам общего по­рядка (распределение авторитета, дохода, престижа) может быть достигнуто и между секторами социальной системы, находящи­мися в разногласии друг с другом по частным вопросам. При этом общий консенсус, для которого согласие по всем, даже сущест­венным вопросам не является обязательным, будет сохраняться до тех пор, пока разногласия частного порядка не разрастутся до степени, разрушающей солидарность. Это необходимый элемент макросоциального порядка, способствующего установлению со­трудничества людей в решении общих задач системы7.

Полного согласия в обществе достигнуть практически не­возможно в силу ограниченности коммуникативных процессов, связывающих центр и периферию, различные социальные слои, этнические группы. Тем не менее обычно все общества обладают достаточной устойчивостью в течение длительного периода, ха-

растеризующиеся отсутствием гражданских войн и революций, которые свидетельствуют об отсутствии согласия по ряду важней­ших параметров в обществе8. Как отмечает Т. Майер, «определен­ная минимальная форма синтеза социалистических и либераль­ных представлений о взаимоотношениях индивида, государства и общества и социальных основах индивидуальной свободы — эта форма синтеза стала своего рода базовым консенсусом (согласием) западных демократий. Этот консенсус образует рамки, в которых либерально-неоконсервативные и социалистические течения и партии борются сегодня за влияние на общественное мнение и за овладение политической властью для реализации своих собс­твенных представлений и интересов». В исследованиях по поли­тике, технологии и практике согласия преобладает конфликтоло­гический аспект согласия, его связь с социальными конфликтами. В этом плане оно рассматривается как приоритетное средство разрешения конфликтов и преодоления противоречий»9.

Согласие можно понимать не как атрибут идеального со­стояния общества, как его неотъемлемую характеристику, коль скоро оно существует и не распадается, следовательно, обладает элементарным порядком. И согласие, и разногласие правомерны в обществе, но важно, чтобы ведущую роль играло согласие. В обществе согласие понимается, во-первых, как объ­единенная общими целями сознательная деятельность субъек­тов для решения общих задач развития и совершенствования общества; во-вторых, как согласованная политика, выработан­ные сообща нормы и правила цивилизованного демократичес­кого взаимодействия различных социально-политических сил без применения насилия, проявления вражды и нетерпимости; в-третьих, как соблюдение простых общечеловеческих норм и правил в политической борьбе, поощряющих определенную уступчивость в отношениях между людьми10.

Достижение согласия возможно, когда у различных соци­альных групп имеется достаточно обширная сфера общих инте­ресов. Эта сфера может из-за несправедливой политики влас­тей или действий экстремистских сил резко сужаться, а иног­да исчезать. Сужение объективной базы общих интересов —


14

15

4о.т

одна из социальных опасностей, предупреждение которой счи­тается одной из центральных задач администрирования. Соци­альное партнерство как форма социальных отношений, обеспе­чивающая согласование целей между всеми членами общества, органами государственной и муниципальной власти, корпора­циями, различными группами населения и др., в решении важ­нейших проблем общественной жизни позволит исключить ве­роятность возникновения подобной ситуации.

§ 3. Социальное участие

Чтобы более полно раскрыть проблематику социального партнерства, обратимся к теории социального участия. В зару­бежной литературе разработаны и обобщены способы и методы изучения этого явления, высказаны прогнозы о характере про­явления социального участия в развитых странах.

Наиболее универсальное определение понятия «участие» принадлежит американскому ученому Дж. Нагелю: «действия, посредством которых рядовые члены любой политической сис­темы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятель­ности.» Этой концепции участия как деятельной вовлеченнос­ти (включенности) в политику противостоит концепция участия как некой психологической вовлеченности в процессы поли­тической жизни, принадлежащая X. Макклоски (участие как «чувство вовлеченности в процессы политической жизни»)11.

В ряде работ рассматривается понятие «гражданское учас­тие», под которым понимается один из принципов гражданско­го общества, построенного на началах конституционной демок­ратии. Идея гражданского участия предполагает включение управляемых в управление (в обсуждение и разработку поли­тических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль над их ис­полнением на «низовом» (местном) уровне.

Социальное участие — вовлечение граждан в реализацию государственных программ, решение проблем, стоящих перед обществом, с целью снижения социальной напряженности, ус­транения конфликтов. В основе взаимодействия общественнос-

Тй и органов государственной власти находится принцип кол­лективной ответственности, требующий делового партнерства и сотрудничества между населением, народными избранника­ми и органами исполнительной власти. Главная цель этого вза­имодействия — развитие гражданского сознания и создание благоприятного общественно-политического климата.

В отечественной научной литературе выделяется моно­графия Д. Гончарова и И. Гоптаревой, в которой утверждается, что участие — это инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желательные для них дейс­твия. К действиям, составляющим участие, эти авторы отно­сят: голосование, участие в демонстрациях, митингах, пикетах и т.п., внесение денежных взносов, написание писем, петиций, вступление в личные контакты с политическими и должност­ными лицами, членство в различных организациях, выдвиже­ние гражданских инициатив на местном уровне.

Участие рассматривается как влияние на процесс принятия политических решений, с одной стороны, а с другой, как воздейс­твие на характер и ход реализации тех практических программ, которые принимаются органами государственного управления. При этом авторы разделяет понятия «политическое» и «инстру­ментальное» участие, понимая под первым проявление более или менее стихийной активности, которое не всегда поддается инструментальной интерпретации, а под вторым— участие, опирающееся на процедуры социально-политической активнос­ти, имеющие инструментальный характер и эффективно осу­ществляемые в демократическом ценностном контексте.

Именно эта форма участия несет в себе элементы социаль­ного партнерства. Участие во власти не только политическое, но и социальное, а именно: вовлечение людей в реализацию государственных программ, .не только политических, но и ад­министративно-управленческих актуализирует проблематику социального партнерства.

Участие есть неотъемлемое свойство не только политичес­кой, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности


16

17

людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов. В условиях государственно-организованного об­щества вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управление в той или иной степени политизируется в социаль-ной, экономической и культурной сферах. Социальное участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического вос­питания, разрешения конфликтов.

В целом отечественные исследователи приходят к сле­дующим выводам: в постсоветской России пока отсутствуют целостная система политической социализации, развитые ин­ституты участия; налицо слабое взаимодействие политичес­ких лидеров и органов государственной власти по активизации партисипации граждан. Сознаваемую гражданами потребность в политическом участии не удовлетворяют предоставляемые политической системой возможности, более того, выражения этой потребности наталкиваются на упорное сопротивление самой власти, по-прежнему не желающей делиться прерогати­вами разработки и принятия решений.

У россиян отсутствуют (или слабо выражены) такие показа­тели «демократического участия», как субъективная уверенность в эффективности своего участия, чувство гражданской ответс­твенности и политического доверия друг к другу и к институтам государственного и местного управления, членство в различных организациях, аккумулирующих общественные интересы; не оп­ределена культура участия, под которой понимаются позитивные установки в отношении гражданского долга, гражданского дове­рия, эффективности и лояльности. Политическое участие в совре­менной России носит преимущественно конфликтный характер, при этом власть рассматривается не как партнер граждан в пред­ставительстве и защите их интересов, а скорее как противник.

Наблюдается тенденция к отчуждению все большего числа россиян от политической деятельности, обусловленная, в час­тности, их неверием в эффективность законных способов воз­действия на власть. В данных условиях внедрение методов соци­ального партнерства в процесс взаимодействия власти и обще-

ства через привлечение индивидуумов к реализации государс­твенных программ позволит снять напряженность в обществе достигнуть соблюдения баланса интересов всех слоев социума.

В этой связи актуализируется проблема партисипативно-го управления, направленного на раскрепощение творческой активности личности, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей. С развитием партисипатив-ного управления возрастает зрелость граждан, усиливается действенность реализуемых решений, обеспечивается лучшее понимание существующих проблем их реализации, повышает­ся информированность индивидуумов, улучшается коммуни­кация, повышается эффективность нововведений.

Анализ основных теоритических подходов к изучению со­циального партнерства позволяет сделать вывод, что оно пред­ставляет собой высшую форму социального взаимодействия, олицетворяет его гармонизирующую функцию, противостоит деструктивным процессам в демократичном обществе, позво­ляет организовать разумное функционирование социума, ори­ентированное на всеобщее благо.

Резюме

  1. Социальное партнерство представляет собой фор­му взаимодействия многообразных субъектов социу­ма (государственных институтов, корпораций, некоммерчес­ких организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации.

  2. В основу теоретического подхода к анализу социального партнерства положено понятие «социальное взаимодействие». Оно выражает характер и содержание отношений между людь­ми, в том числе социального партнерства.

  3. Социальное взаимодействие выполняет в обществе раз­личные функции: стабилизирующую, консолидирующую и де­структивную. На современном этапе общественного развития основным механизмом выполнения стабилизирующей функ­ции является социальное партнерство.


18

19

  1. Следующий подход к изучению социального партнерс­тва — теория социального согласия. Она отражает разновид­ность общественных отношений, характеризующихся принци­пиальным единством взглядов и действий множества людей. Согласование целей между всеми общественными силами обес­печивает институт социального партнерства.

  2. Еще один подход— теория социального участия. Она объясняет процесс вовлечения людей в решение проблем, сто­ящих перед государством и обществом. В основе взаимодейс­твия общественности и органов власти находится принцип кол­лективной ответственности, требующий делового партнерства.

Ключевые понятия

общество общественность общественные отношения социальное партнерство социальное взаимодействие социальное согласие социальное участие

Литература

Х.Авакян К.С. Социальное согласие в современном мире. Ростов-н/Д, 2005.

  1. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особен­ное. М., 2002.

  2. Модель ИМ., Модель B.C. Власть и гражданское обще­ство в России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. М., 1998.

  3. Пашенцее Е.В. Природа социальных отношений и соци­ологический вектор мирового развития // Социально-гумани­тарное знание. 2002. № 5.

Ъ.Чусовитин А.Г. Бесконфликтные социальные взаимо­действия // Социально-гуманитарное знание. 2001. № 6.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации