Контрольная работа. Педагогическая инноватика в дошкольном образовательном учреждении - файл n1.doc

Контрольная работа. Педагогическая инноватика в дошкольном образовательном учреждении
скачать (110.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc111kb.07.07.2012 22:41скачать

n1.doc





Тема 19. Педагогическая инноватика в дошкольном образовательном

учреждении.
1. Дошкольное образование в России в постсоветский период.

Изменения в постсоветский период коснулись всех сфер образования, но наиболее уязвимым в переходный период оказался уровень дошкольного образования. С начала экономических реформ шло резкое сокращение детских дошкольных учреждений. Тому причиной были факторы внешней среды. Многие предприятия, колхозы и совхозы, в ведении которых в советское время находилось большинство детских садов, прекратили свое существование или не могли содержать детские дошкольные учреждения. В связи с этим число детских дошкольных учреждений сократилось с почти в 6 раз. С 1998 г. сокращение числа дошкольных учреждений приостановлено и на сегодня даже наметился их некоторый количественный рост.

Несмотря на сложные обстоятельства социального и экономического состояния республики, программы дошкольного образования в постсоветский период развивались. Прежде всего, велась работа по развитию моделей альтернативных дошкольных учреждений. Много внимания уделялось дополнительным образовательным услугам населению по программам развития детей младшего возраста.

Совершенствовалась работа в государственных детских дошкольных учреждениях. Так, в отдельных детских дошкольных учреждениях наряду с общей программой воспитания введено в порядке эксперимента изучение иностранных языков, основ музыкальной, художественной культуры.

Начата и частично осуществлена работа по созданию вариативных программ воспитания, обогащенных национально-культурным содержанием. Также идет внедрение профилактических образовательных программ (оздоровительные, эстетические, физкультурно-спортивные и др.). Особо перспективной является программа «Материнская школа», которая предусматривает расширение участия детей младшего школьного возраста в программах развития. Она внедрена во многих дошкольных учреждениях России. Благодаря программе «Материнская школа», навыкам работы с детьми обучено огромное количество родителей.

Разработана и внедряется программа «Развитие детей раннего возраста на уровне общин» (для малых народностей). Совместно с международной организацией SEMERA реализуется проект развития билингвистичекого образования внедряемый в дошкольных учреждениях с перспективой внедрения такого проекта в начальных классах.

В настоящее время Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовым положением (1995 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного, т.к., в силу различных причин экономического и не экономического характера, этот вид дошкольных учреждений перестал в массе своей выполнять основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой.
2. Инноватика, ее основные понятия, их сущность.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Приведем несколько определений этого понятия.

В «Современном словаре иностранных слов» инновация трактуется как нововведение.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Нововведение (инновация) комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Процесс (продвижение) — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

Новое может выступать в разных формах:

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
3. Типы и виды нововведений в дошкольных образовательных процессах.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);
— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений. К основным нужно отнести следующие.

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

Анализ сложившейся практики в деятельности дошкольных учреждений и их руководителей, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, защищало авторские права новаторов, стимулировало их инновационную деятельность; отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных проектов дошкольных учреждений и мониторинга качества и эффективности их внедрения; необходимость поиска принципиально новых форм взаимодействия научных центров и инновационных.
4. Нормативно-правовое обеспечение инноваций в дошкольных учреждениях.

В настоящее время дошкольное образование ощущает серьезное внимание со стороны государства и общества, в средствах массовой информации появляются позитивные материалы о дошкольном образовании, а доверие к системе растет, особенно со стороны родителей.

В соответствии с поручениями, сформированными на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 4 августа 2006 г. (протокол №9), Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки были сформулированы приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования и комплекс мер по его развитию в РФ.

В 2000 году Министерство образования РФ предложило для использования в работе ДОУ и других образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования и так далее) Программу развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.

Программа была направлена на сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях. Первоначально были открыты группы развития, а с совершенствованием нормативно-правовой базы появились новые возможности. Сегодня в дошкольных учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет родителям выбирать образовательные маршруты для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания особо выделяются такие, как: «Адаптационная группа» (от 2 до 3 лет), «Группа развития» (от 3 до 7 лет), «Играя, обучаюсь» (от 1,5 до 7 лет), «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» (от 2 до 7 лет), «Особый ребенок» (от 2 до 7 лет), «Группа для детей с отклонениями в развитии» (от 2 до 7 лет), «Будущий первоклассник» (от 5 до 7 лет), «Групп для детей, у которых русский язык неродной».

Сегодня можно утверждать, что реализация программы развития инновационных форм улучшила ситуацию, особенно в больших городах: сохранилась сеть ДОУ, а дошкольное образование стало более доступным для всех категорий граждан РФ.

Однако демографическая ситуация меняется. С ростом рождаемости увеличивается дефицит мест в ДОУ, очередность, по данным Росстата, составляет 800000 детей по РФ. По данным Рособрнадзора, на 1 сентября 2006 года охват детей услугами дошкольного образования составлял 61,3%, что приближается к показателям 1991 года (63,9%). Разброс по различным регионам составил примерно от 81% до 8%.

Нововведением начиная с 2002 года стало внедрение в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволило расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой. Сегодня ДОУ комбинированного вида организовывают интегрированное воспитание и обучение определенных категорий воспитанников. Возможно, в перспективе будет обозначен новый вид ДОУ - детский сад инклюзивного образования.

Определенную роль в этой работе сыграли психолого-педагогические-медико-социальные центры, которые ведут коррекционно-развивающую работу и тесно сотрудничают с семьей.

Новым для дошкольного образования в 2006 году стало открытие консультативных пунктов, центров игровой поддержки детей, служб ранней помощи, лекотек.

Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, и оказывает психолого-педагогическую помощь родителям, способствует развитию детей. Цели и задачи консультативного пункта достаточно объемные: от консультирования родителей до непосредственной работы по развитию ребенка, его социализации. Центр игровой поддержки детей (от 6 мес. до 3 лет) решает задачи адаптации и развития детей на основе игровых технологий. Лекотека (от шведского leco - игрушка и греческого theke - хранилище) создается для детей, которые не могут посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, то есть для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет и оказания консультативной помощи родителям. Деятельность службы ранней помощи направлена на психолого-педагогическую и социальную поддержку семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, не посещающих образовательные учреждения. В Москве за год открылось 249 консультативных пунктов, 69 лекотек, 71 центр игровой поддержки, 6 домашних детских садов, 10 служб ранней помощи. За короткий срок ситуация меняется, и здесь в большей степени мы обязаны инициативе практических работников, их мобильности в работе по открытию этих форм.

Все это очень позитивно и направлено на оказание помощи семье в воспитании детей. Результаты этой работы появятся позже, но уже сейчас можно сказать, что они требуют подготовки соответствующих кадров, серьезной предметно-развивающей среды и финансовых затрат.

Управленческая наука утверждает, что инновационный процесс можно рассматривать с позиции жизненного цикла, то есть каждое нововведение проходит определенные этапы: возникновение - освоение - диффузия (проникновение и распространение) - насыщение (освоение многими людьми) - рутинизация (достаточно длительное использование, становится обычным явлением) - финиш. Если инновационные формы дошкольного образования рассматривать с этой позиции, то ГКП находятся на стадии диффузии (проникновения и распространения), а такие новые формы, как консультативные пункты, центры игровой поддержки детей, лекотеки, службы ранней помощи, - в стадиях возникновения и освоения.

За короткий срок ситуация изменяется, и здесь в большей степени мы обязаны инициативе практических работников. Таким образом, система дошкольного образования с освоением новых ее форм становится качественно новой, она развивается, и перспективы ее развития определены - доступность и качество. И в этом направлении еще многое предстоит сделать. Продолжать работу по отбору содержания, разработке программ, развернутых планов, методического обеспечения для разных форм дошкольного образования, и эти материалы, особенно программы, должны проходить экспертизу; повышать квалификацию педагогических работников по проблеме открытия и функционирования инновационных форм дошкольного образования, развивая их общую культуру, коммуникативную культуру, профессиональную рефлексию; создавать, совершенствовать и корректировать образовательные программы учебных заведений, которые готовят кадры для дошкольного образования, включая в них и в изучаемые дисциплины темы по организации и специфике функционирования инновационных форм дошкольного образования, а также соответствующие спецкурсы. Методической службе ДОУ необходимо знакомить воспитателей с современными технологиями взаимодействия с родителями, совершенствовать их коммуникативные умения; заведующим и старшим воспитателям - координировать работу всех специалистов, улучшать предметно-развивающую среду, что, несомненно, скажется на качестве педагогического процесса. В целом необходимо повышать управленческую культуру руководителей, давать им знания по социально-психологическим методам работы с коллективом, экономическому регулированию деятельности ДОУ, развитию личности и профессиональных качеств педагогов; определиться с проблемой получения результатов дошкольного образования и технологией их отслеживания.

Включение дошкольного образования, как это планируется в 2008 году, в приоритетный национальный проект «Образование», безусловно, улучшит ситуацию в дошкольном образовании и будет способствовать повышению его доступности и качества.
5. Технологии воспитания и обучения дошкольников, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях Амурской области.

Процесс реорганизации системы образования в Амурской области, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На основе анализа педагогических технологий, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования Амурской области: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин — «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

Программа «Из детства в отрочество» (Т. Н. Доронова) задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, в своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовки к погружению в систему образования.

Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др.

Задачи программы:

развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

развитие творческой активности детей, воображения;

укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии — интеграция познания, общение со взрослыми и сверстниками, игры и другие виды детской деятельности.

Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманные отношения», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Баренцева и др.)


Разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера.

В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие — это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.). В основе программы «Развитие» — личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника.

В задачи программы входит развитие:

сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки;

способностей к наглядному моделированию;

элементов логического мышления.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности.

Технология ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.


Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Педагогика Марии Монтессори


Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения:

воспитание должно быть свободно.

воспитание должно быть индивидуально.

воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.

Обеспечение этих факторов — главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.

Вальдорфская педагогика — это международное культурно-образовательное движение, основанное философом Рудольфом Штейнером.

Целью вальдорфской педагогики является создание равных условий для детей с различными способностями и социальным происхождением, развитие скрытых способности и свойств ребенка.

Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.

Педагоги и теоретики вальдорфской школы считают, что первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию — они гораздо теснее, чем в дальнейшей жизни связаны с процессами телесного развития ребенка. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из окружающей жизни он воспринимает своими чувствами. Основная форма научения в этот период жизни — сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

Вальдорфский детский сад существует на началах самоуправления: все важнейшие организационные вопросы решаются педагогическим коллективом и родителями. Над учреждением нет верхних управляющих инстанций. Одна из особенностей функционирования учреждений — роль родителей, которые знают свои обязанности и суть работы в рабочих группах и комитетах. Поэтому говорят, что вальдорфская педагогика всегда «вырастает снизу, а не строится сверху». В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношения с государственными организациями.

Тема 19. Педагогическая инноватика в дошкольном образовательном
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации