Курсовая работа - Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек в условиях детского сада - файл n1.doc

Курсовая работа - Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек в условиях детского сада
скачать (195 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc195kb.07.07.2012 22:38скачать

n1.doc




Министерство образования Республики Беларусь

УО «Солигорский государственный педагогический колледж»



Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек в условиях детского сада
Курсовая работа

Выполнила:

Пилат Елена Александровна

учащаяся группы ДО-41

Руководитель:

Кузнецова Жанна Николаевна,

преподаватель педагогики


Защищена___________ 2005 года с отметкой «_________________»

Солигорск, 2005 год


Содержание


Введение





Глава 1. Теоретико-методологические основы гендерного воспитания





§1.1 Необходимость гендерного воспитания дошкольников





§1.2 Особенности поведение мальчиков и девочек





§1.3 Методы и приемы полового воспитания детей





Глава 2. Организация работы клуба как форма гендеоного воспитания детей среднего дошкольного возраста





§2.1 Изучение организации гендерного воспитания в дошкольно-образовательном учреждении





§2.2 Описание опытно-экспериментальной работы





Заключение





Список использованных источников





Приложение






Введение



Гендерное воспитание – актуальная проблема современности. Наличие гендерной проблематики в обществе является следствием развития правового статуса личности. Разнообразны пути и средства гендерного воспитания, технологии формирования у детей представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины.

Интимность половой сферы и процессов, связанных с ней, определяет особое отношение к ним: из ложного стыда многие родители и педагоги стараются не касаться этой проблемы, пуская тем самым на самотек важные вопросы развития и воспитания детей, подростков, юношества.

В то же время знания строения и функций половых органов так же необходимо и естественно, как и понимание структуры и свойств других орга-

нов. Без учета их влияния на физиологические и психические процессы нельзя правильно решать многие вопросы гигиены, проблемы нравственного воспитания, социально-демографические задачи, связанные с семейно –брачны-ми отношениями, деторождением и т.д.

В концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Бела-

Русь предусматривает воспитание гендерной культуры, включающей раскры-

тие этических особенностей девочек-девушек, мальчиков-юношей, формиро-

вание представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле

красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости.

В школьную программу для старшеклассников введен материал по поло-

Вому воспитанию и подготовке к семейной жизни. Положительно оценивая эти шаги, все же следует признать, что таким образом данная проблема может быть решена лишь частично, ибо половому воспитанию надо уделять внимание не только в старшем школьном возрасте, а гораздно раньше, уже в дошкольном возрасте. Этим и обусловлен выбор темы данной курсовой работы.

Объект исследования – гендерное воспитание.

Предмет исследования – оптимальные пути, формы и методы гендерного воспитания в период дошкольного детства.

Задачи исследования:

  1. Изучение современных подходов к гендерному воспитанию дошколь-

ников.

  1. Описание особенностей поведения дошкольников разного пола.

  2. Проектирование и апробация системы работы, направленной на воспитание гендерной культуры девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое проектирование, наблюдение, анализ документации.

Глава 1. Теоретико-методологические основы

гендерного воспитания
1.1.Необходимость гендерного воспитания

дошкольников


Половое воспитание является одной из наиболее деликатных, сложных сторон общего морального воспитания ребенка. Традиционно оно сводится к формированию гигиенических навыков, избежания раздражения эрогенных зон, организация рационального режима дня и питания, деликатности обхождения между взрослыми в присутствии детей.

Отношение к половому воспитанию столь различно, что поневоле возни-кает вопрос: а не вкладывают ли разные люди в это понятие разный смысл? Это не праздный вопрос и не «голая» теория, ибо, воспитывая, мы продолжаем себя в детях, а поэтому не можем не оглянуться на себя – на свое понимание пола и отношение к нему.

Понятие «воспитание» не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Это не только управление процессом развития личности, ее «производство», в котором есть осознанные цели, проекты, программы и соответствующие им ме-тодики воспитания, а также ответственные исполнители (родителя, воспитатели в детском саду, учителя в школах и другие). Разумеется, это бесконечно важно, но это – не все воспитание. Ребенок ведь входит в жизнь и сам он расширяет свой опыт, воспринимает влияние культуры и господствующих в обществе эти-ческих норм, “примеряет” их к себе, испытывает их в отношениях со сверстни-ками и взрослыми. Ребенок узнает о вопросах пола и отношениях полов не только из специальных рассказов воспитателей, специальных книг, но и из соб-ственных наблюдений, из разговоров со сверстниками, из не предназначенной для детских шлаз и ушей информации. Дети получают знания о мире и жизни: просвещение может быть частью и воспитания, и социализации.

Семья не только поддерживает и направляет психосексуальное развитие ребенка, но и ограждает его от плохого влияния “тайных воспитателей”. Разу-меется, немало зависит от того, что именно и как происходит в семье, какое значение придается тем или иным реальным фактам.

Половое воспитание часто рассматривается как процесс, который или не требует специального внимания и не представляет трудностей, или очень ин-тимный, который можно ожитевлять только в узком окружении.

Половое воспитание в семье – процесс противоречивый и сложный. С од-ной стороны, это желание блага и счастья для детей, как будующих женщин и мужчин, супругов, родителей. С другой, множество помех и барьеров, порож-даемых то условиями жизни, то собственным отношением взрослых к про-блемам пола и сексуальности, то неизбежными ограничениями в отношениях родителей и детей.
Нужно ли половое воспитание? Этот вопрос продиктован в основном тремя причинами.

Во-первых, требуется психолого-физиологическое обоснование необхо-димости полового воспитания в общей системе семейной педагогики, так как не все родители придерживаются той точки зрения, что оно действительно не-обходимо, Многие из них глубоко убеждены в том, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излиш-не привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем са-мым на них отрицательное бездействие. По мнению таких родителей, пол и обязательные с ним вопросы, являются той сферой, где все с течением времени, с возрастом познается и осознается само собой. Но вряд ли это соответствует действительности. Ничто в воспитании само собой не происходит.

Во-вторых, надо дать обоснование более ранних сроков начала полового воспитания. Традиционное мнение о том, что следует с подросткового возраста, базируется на одностороннем подходе к половому воспитанию, на отожествле-нии его с просвещением по вопросам пола. Сторонники такого подхода не учи-тывают особенности полового развития детей более ранних возрастов и тем са-мым упускают время и возможности для правильного и успешного решения этой важной педагогической задачи.

В-третьих, при признании необходимости полового воспитания задолго до подросткового периода, возникает вопрос: а на какие момонты следует обра-тить внимание при решении этой задачи в более раннем возрасте?

В реальной жизни ребенок развивается не просто как человек, а как пред-ставитель определенного пола. Именно половая принадлежность особы опреде-ляет ее социального поведения.

И.С.Кон считал: “все или почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, но половозростными, а самая пер-вая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я – это полоролевая при-надлежность” [5, С.131].

Современные психологические и педагогические исследования (В.Я.Ко-ган, И.С.Кон, Т.А.Репина, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский и другие) выявили, что интенсивные процессы половой социализации ребенка на ранних этапах дошкольного возраста, подчеркнули необходимость изучения психологических осо-бенностей пола воспитанников и учета их в воспитательных воздействиях.

Важный момент, на который надо обратить внимание при обсуждении данной проблемы, - различение ребенком половой принадлежности окружаю-щих его лиц и осознание им своей принадлежности к тому или иному полу. Эта задача, как правило, легко и незаметно решается родителями. Уже к концу пер-вого года жизни с их помощью ребенок может различать окружающих его лиц по половой принадлежности. А к концу ясельного – началу дошкольного воз-раста он постепенно начинает относить себя к тому или иному полу, называясь мальчиком или девочкой. Не вдаваясь в подробный анализ этих сложных про-цессов, подчеркнем главное: решение данной задачи, которую родители порой сами того не подозревая, ставят и успешно осуществляют задолго, до периода полового созревания, являются одним из важных элементов полового воспита-ния.

А известный всем интерес дошкольника к тому, откуда он взялся, вообще откуда берутся дети и другие анологичные вопросы – разве это не путь к поло-вому просвещению? Задавая подобные вопросы, дошкольники как бы указыва-ют взрослым одно из направлений рационального полового воспитания. Ведь правильные ответы, учитывающие особенности воспитания, мыслительной деятельности детей данного возраста, позволяют родителям и педагогам удер-живать ключевые позиции, оказывать решающее влияние на ребенка в этом важном разделе просвещения и воспитания. Постепенное усвоение, осмысли-вание таких сведений является одним из важных условий нормального психо-сексуального развития детей.

Ф.М. Достоевский говорил: “Ребенку можно все говорить, - все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают больщие дети, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они малень-кие и что им рано знать! Какая грустная и насчастная мысль! И как хорошо са-ми дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не по-нимающими, тогда как они все понимают” [8, С.45].

Подводя итог всему сказанному, можно утвердительно ответить на вопрос о необходимости полового воспитания дошкольников. Половое воспи-тание необходимо и начинать его надо с самого раннего возраста, учитывая во-зрастные особенности детской сексуальности, становление и развитие психики, сознания, требования морали.


1.2.Особенности поведения

мальчиков и девочек


Воспитание мальчиков и девочек не может быть успешным, если педаго-гом не учитываются психологические особенности пола детей. Анализируя природу этих различий, отечественные и зарубежные исследователи подтвер-ждают взаимодействие факторов «биологического» ( в первую очередь половые гормоны) и социального (особенности воспитания) характера. Однако ученым не удалось составить научно-обоснованный психологический портрет мальчика и девочки на разных возрастных этапах.

Психологические особенности пола дошкольников проявляется в сле-дующем:

По мнению многих ученых ( Колесов, Кон, Хрипкова и других) наиболее достоверными являются данные о преимуществе у женщин и девочек эмоцио-нального начала, а у мужчин и мальчиков – рационального, о более медленных темпах физического психического развития мальчиков в сравнении с девоч-ками.

В младших группах детского сада отношения детей преимущественно смешанные. С переходом в более старшие группы тип отношений детей меня-ется, он дифференцируется, становится более «мужским» или «женским». Воз-никают две обозначенные структуры в коллективе – структура мальчиков и девочек.

Отношения девочек более выборочные, игровые объединения устойчи-вые. Их выбор по игре и в отношениях настолько постоянный, что почти не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем многочисленные игровые объединения они образуют, но уже к старшей группе формируется женский тип отношений: отношения парные и эмоционально- интимные по содержанию. Среди девочек часто возникают конфликты, разногласия их вол-нуют больше, чем мальчиков.

Форма отношений мальчиков намного отличается от формы отношений девочек. Мальчики отдают преимущественно играм и отношениям с одногод-ками своего пола, образуют многочисленные объединения, но они не такие ста-бильные, чем у девочек.

Мальчики и девочки часто не могут играть вместе. дети нередко прояв-ляют настороженность к другому полу, особенно девочки, волнуются при необ-ходимости контактов.

Следует подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера коллектива, образо-ванная вокруг девочек и мальчиков разная. Для девочек она более благо-приятная. Они получают больше положительных оценок. Их часто хвалят, де-вочки более активны и аккуратны. Оценки окружающих взрослых создают для них более благоприятные условия. В конфликтах между девочками и мальчи-ками педагоги часто становятся на сторону девочек, сравнивая «примерное» поведение девочек с баловством мальчиков. Объясняется это незнанием специ-фики поведения мальчиков и девочек. Мальчики создают большие группы, многие нарушения ими дисциплины связаны с характером их деятельности. Они меньше склонны придерживаться установленных рамок, границ, часто их переступают.

Различие между мальчиками и девочками проявляются и в том, что де-вочки чаще обращаются к взрослым, в одинаковых ситуациях чаще обижаются на мальчиков, чем мальчики на девочек.

Также психологи подчеркивают склонность девочек к опекунской дея-тельности (нянчить, заботиться и т.д.) Вообще девочки склонны поучать, нас-тавлять, критиковать своих младших братьев или одногодков. Такого не наблю-дается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девоч-кам вообще. Склонность к опекунской деятельности, которую можно рассма-тривать, как проявление материнского инстинкта, находит отражение в выборе игрушек и характере игры. У мальчиков также ярко выражена склонность к преобразовательной и конструктивной деятельности, отсюда и интерес маль-чиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособле-ниям.

Девочки значительно сильнее мальчиков реагируют на мнение об их дру-гих людей, больше зависят от него. Влияние оценок взрослых на мальчиков снижается раньше, чем на девочек. Девочки чаще поддаются напору взрослых, чем мальчики. Они владеют большей критичностью, у них более низкая само-оценка в сравнении с мальчиками. Девочкам достаточно осознать то, как и что нужно делать, они более дисциплинированны. Мальчикам такого осознания не-достаточно, они обязательно сами должны понять секс и значение требуемого.

Во всех возрастных периодах для девочек характерна стабильность в по-нимании одногодков. Мальчики, наоборот, владеют меньшими способностями в понимании другого человека.

Круг интересов у мальчиков шире, чем у девочек, поэтому в их словар-ном запасе больше слов, которые обозначают отдельные предметы и общие по-нятия, в то же время девочки склонны к предметно- оценочной речи. Наблюда-ется повышенный интерес к внешности, также девочки очень чувствительны к оценке своей внешности другими. Мальчиков интересуют техника, игры-сорев-нования, строительные, военизированные игры, в которых они могут реализо-вать свои способности лидеров, потребность к двигательной активности.

Направленность интересов дошкольников находит отражение в тематике рисунков. По данным Репиной, Мухиной в рисунках мальчиков старшего дош-кольного возраста, преимущество отдается военной и индустриальной темати-ке. Мальчики проявляют интерес к литературным произведениям героического содержания, привлекают герои, наделенные чертами мужественности, смелос-ти, силы, отваги. Часто это представители мужских профессий (пожарные, милиция, ковбои, моряки и т.д.). Любимые игры девочек – это игры семейно-бытовой тематики, любимая роль-роль мамы, любимые игрушки-куклы.

До конца школьного возраста в поведении девочек появляются такие ха-рактерные черты, как застенчивость, элементы кокетства.

Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свиде-тельствуют о наличии определенных психических отличий мальчиков и дево-чек, которые необходимо учитывать в интимном воспитании.

[12,С.53]

1.3.Методы и приемы половоговоспитания детей



Думая, отвечать ли на связанные с полом детские вопросы и как это де-лать, мы, по существу, решаем проблему отношения к половому просвещению в этом возрасте. Проще, но и ошибочнее всего было бы разделить всех людей на «прогрессивных» и «консерваторов». Сложнее, но и правильнее попытаться понять аргументацию обеих сторон.

Один из крупнейших психологов детства Б.Беттельхайм считает совре-менное половое воспитание, которое стремится привить ребенку взгляд на сек-суальность как нечто естественное, нормальное и прекрасное, просто игнори-

рует тот факт, что ребенок может воспринимать ее как что-то отталкивающее для детской психики именно такое восприятие может иметь важную защитную функцию. Отношение ребенка и взрослого к сексуальности не может быть оди-наковым – слишком разное значение для них эта сфера жизни, так как опреде-ляется слишком разными ощущениями, эмоциями и переживаниями [3,С.108].

Этические ограничения препятствуют выяснению отношения к сексуаль-ности у детей, да и в работе со взрочлыми это отнюдь не простая задача Одно во всяком случае кажется совершенно бесспортным: никто из взрослых не в состоянии объяснить маленькому ребенку и никто из маленьких детей не в сос-тоянии понять, что такое сексуальность в ее сформированном, зрелом виде. Б.Беттельхайм, безусловно, прав, возражая против навязывания детям такой ин-формации, такого отношения, которое приемлемо лишь для взрослых. Для дет-ской психики это действительно имеет важную защитную функцию. Степень важности защиты детской психики увеличивается еще и тем, что отноше-ние взрослых к сексуальности как чему-то норальному и прекрасному на самом де-ле много сложнее и противоречивее.

Дело, думается, не в том состоит, чтобы прививать то или иное отноше-ние к сексуальности как таковой, руководствуясь при этом далекими от живого ребнека теоретическими концепсиями. Дело заключается в том, чтобы отвечать реальным запросам детского развития. И если в числе этих запросов есть по-требность узнавать о половых различиях, о появлении детей на свет и т.д., то долг взрослых эти запросы удовлетворить.

Дети не вкладывают в “острые” вопросы неприличный смысл; в этой свя-зи вспоминаются слова О.Уайльда о том, что неприличных вопросов не бывает – бывают только неприличные ответы. Задавая вопросы взрослым, ребенок про-являет безграничное доверие. Если мы не оправдываем это доверие отмахива-емся, стыдим и т.д., то вопросы не исчезают, просто ребенок учится не задавать их родителям. Порой реакции родителей на детские вопросы вообще таковы, что до пола дело и не доходит, создавая у родителей обманчивое впечат­ление, что ребенка это не интересует. Как ответят на детские вопросы случайные «зна-токи», мы не можем знать. Опыт, однако, показывает, что слишком часто они говорят как раз так и то, чего взрослые и опаса­лись. Оснований для таких опа-сений будет тем мень­ше, чем лучше взрослые подготовлены к ответам на «ост-рые» вопросы.

Первые вопросы звучат между 3 и 5 годами, не вызывая у взрослых осо-бых затруднений: «Откуда бе­рутся маленькие дети? — Они растут у мамы в жи­вотике». Одного ребенка такой ответ полностью удов­летворит, другой тут же задаст следующий вопрос. Поставив себя на место малыша, который еще знает мало, но хочет все понять, нетрудно представить себе этот вопрос: «А как он туда попадает и как потом выходит оттуда?» Рано или поздно к нему неиз-бежно приходит любой ребенок с нормально развивающимся интеллектом. Сколько в таком вопросе сексуального интереса — хорошо показывает реак-ция 5-летнего мальчика, увидевшего вмонтированную в бутылку модель парусника и спросившего: «Папа! А как ко­раблик в бутылочку попал? А как его достать?» Нор­мальная детская, да и только ли детская, любозна­тельность! Вопрос о происхождении - детей открывает широкое поле возможностей для рассказа о человече­ских взаимоотношениях — любви, супружестве и роди-тельстве, уважении к будущей матери и т. д. Самое удачное поэтому — при первом же вопросе попытать­ся вовлечь ребенка в беседу: «Ты ведь знаешь, что на свете есть мальчики и девочки. Вот ты — девочка или мальчик? Ну, конечно, мальчик. А когда ты вы­растешь и будешь уже совсем большим, ты будешь кем — дядей или тетей? Мужчиной или женщиной? Мужем или женой? Папой или мамой? А кем будут девочки, когда вырастут?..»

Здесь мы просто выясняем элементарные представ­ления о постоянстве пола и при необходимости помогаем ребенку уточнить их. Дальше попытаемся вы-яс­нить, что ему известно о различиях полов.

«А мальчики и девочки — это одинаково? Пра­вильно, они разные. А чем они отличаются? Как ты узнаешь: кто—мальчик, а кто—девочка?»

Ребенок переберет известные ему различия в одежде, длине волос, играх и т. д. Может быть, он сам укажет на известные ему анатомические различия (пусть даже на «домашнем» или «детском» языке). В таком случае похвалим его за знания. Может быть, придется помочь вопросом о том, как он различит го­леньких мальчика и девочку. Если ответа не получим (не знает или стесня-ется сказать?), придется разъ­яснить самим.

«Да, ты верно говоришь — мальчики и девочки разные. У мальчиков

внизу животика есть такая трубочка, а у девочек не так: у них нет трубочки, а вни­зу животика есть дырочка».

В зависимости от того, с мальчиком мы говорим или с девочкой, в соот-ветствующем месте беседы хорошо добавить: «Вот, как у тебя», а заодно и по-ясним, что это—то, что дома называют... (используем принятое в доме обоз-начение). Детям постарше и посмышленее можно сразу сказать, что орган-трубоч­ка у мальчиков называется «половой член», а у дево­чек его нет, но есть влагалище. Если же ребенок еще и кажется, что эти слова ему усвоить трудно, к ним можно будет вернуться в последующих беседах. А пока продолжим.

«Ты ведь и сам замечал, что мальчики и девочки устроены по-разному, правда? Только ты просто не знал – как это называется. Когда мальчики вырас-тут и станут мужчинами, а девочки – женщинами, они тоже будут разными. Когда люди уже выросли, они могут стать мамами и папами. У женщин в животике есть специальные клеточки-семечки. Называются они «яйцеклетки». А у мужчин – другие клеточки – «сперматозоиды». Чтобы появился ребеночек, нужно чтобы эти клеточки встретились и соединились вместе. Это может произойти только тогда, когда дети вырастают и становятся взрослыми. Ребенок может спросить: «А почему дети бывают только у взрослых? Я тоже хочу, чтобы у меня был ребеночек!»

«А вот - слушай! Когда мальчики и девочки вырастают и становятся взрослыми, они могут понравиться друг другу и полюбить друг друга. Им хорошо вместе. Они заботятся друг о друге и хотят жить вместе. И тогда они женятся и становятся мужем и женой. Вместе они уже семья. Они живут вместе и у них все общее – дом, вещи, друзья. Они любят друг друга и хотят, чтобы у них был ребеночек.

Мы почти ничего еще не сказали, а объяснили уже не так мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, что они – мамины и папины вместе.

«Да, они хотят, чтобы у них были дети, похожие на них. Муж тогда лас-кает жену, говорит ей нежные слова и при помощи своего органа-трубочки через ды­рочку внизу женского живота закладывает ей внутрь свою клеточку-семечко. А там уже ждет женская клеточка. Так может быть только, когда люди уже сов­сем взрослые. И вот, женская и мужская клеточки-се­мечки встречаются, соединяются вместе, и из них на­чинает расти ребеночек. Сначала он очень-очень ма­ленький,— ну, как зернышко. Внутри женского живо­та есть специаль-ное место для ребеночка. Оно назы­вается «матка». В нем ребеночку тепло и уютно, как в гнездышке, и он растет. Женщина делится с ним своими силами, и он становится сначала как ягодка, потом как яблочко, потом еще больше. Он растет, ему нужно все больше места. Поэтому женский живот растягивается, дает ему место, становится большим. Когда ребенок растет у своей будущей мамы в живо­те, это называется «беременность». Люди тогда гово­рят, что эта женщина, которая носит в животе ребе­ночка,- беременная. О ней заботятся - стараются помочь ей, уступить ей место, порадовать ее».

Хорошо привести наглядный пример беременной женщины, которую ребенок недавно видел или видит. Можно даже специально сходить в гости к знако­мым, ждущим ребенка. Можно показать ребенку бе­ременную женщину на улице.

«Когда жена беременна, муж во всем помогает ей - ведь ребеночек хоро-шо растет в животе, когда мама здоровая и веселая. И муж, и жена очень ждут ребеночка. Они радуются, представляют себе, какой он будет, придумывают, как его назвать, вообража­ют, как они будут его любить. Они даже начинают го-товить для него кроватку, одежки, игрушки. Когда ребенок там, у мамы в жи-воте, подрастет еще, он начнет шевелиться - двигать ручками и ножками. Мама это чувствует своим животом, а папа - если положит руку на мамин живот. Они очень радуются тому, что ребенок уже такой большой и может ше­велиться».

Если женщина, отвечая на вопросы первенца, ждет второго ребенка, хо-рошо дать первенцу почув­ствовать шевеление будущего брата или сестры. Пер­вый раз малыш может удивиться, а то и испугаться, но потом станет регулярно проверять: а шевелится ли? Он будет ждать малыша вместе со взрослыми вол-новаться и радоваться вместе с ними, т. е. на де­ле, а не на словах любить буду-щего младенца. Мно­го лет советуя такую тактику, я ни разу не видел, чтобы применившие ее сталкивались впоследствии с проблемой «детской ревности».

«Так вот, ребенок растет у мамы в животе и да­же уже может шевелиться. Пройдет немного време­ни, и он вырастет таким, что уже вскоре сможет сам ды-шать и кормиться молоком из маминой груди. Когда он так вырастает, то через дырочку внизу ма­миного живота выходит на свет. Ребеночек еще не слишком большой, а дырочка может растягиваться, поэтому он выходит на свет. Это на-зывается «роды». Роды бывают в специальном доме — называется «ро­дильный дом». Там доктор следит за тем, чтобы у мамы и ребенка все было хорошо, а ес-ли надо в чем-то помочь, то помогает. Ребеночек сначала высовы­вает головку, а потом вылезает на свет весь. Тогда говорят: ребеночек родился. День, когда он родил­ся,— это день рождения. Этот день — праздник для всей семьи: все рады тому, что ребенок растет, на­чинает сам разговаривать, ходить, играть... Но это- потом. А пока - пока ребеночек только родился, мама еще несколько дней по-будет с ним в родильном до­ме. Надо ведь убедиться, что все хорошо, что ребе-нок может сам сосать молоко из маминой груди. Папа ждет маму с ребеночком дома, готовит все к их при­ходу, а в назначенный день, счастливый и радостный, идет встречать маму и ребеночка. Теперь они будут жить втроем. И пока у ре-бенка не появятся зубки и он не сможет сам брать в руки чашку, ложку, не на­учится жевать, он будет кормиться молоком из ма­миной груди».

Мы рассказали ребенку о различиях по­лов, о роли отца и матери в рож-дении детей, о раз витии ребенка в животе матери его, появлении на " свет и питании после рождения.

Известно, что в жизни дошкольников значительное место занимают игры. В них ребенок разыгрывает те или иные ситуации из окружающей действитель-ности, овладевает определенными умениями и навыками. Отдавая должное вос-питывающему и развивающему влиянию игр на ребенка, не следует в то же время забывать, что в отдельных случаях они могут носить сексуальный харак-тер. В различных регионах дети называют их по-разному: это игры в «маму-па-пу», «семью», «дом» и т.п. Из них прежде всего необходимо отметить особое место и значение игры в «доктора».

Дети очень быстро улавливают, что медосмотр, медицинское обследо-вание сопровождается раздеванием ребенка, и используют это в правилах игры для углубления своих познаний о различных строениях тела девочек и мальчи-ков.

Этой же цели в какой-то мере служат игры в «папу-маму» или «дочки-матери». В процессе их дети в игровой форме отражают элементы повседнев-ной жизни семьи, в том числе и такие моменты, как уход за телом. В результате они получают дополнительную возможность для закрепления своих знаний о признаках половой принадлежности.

Главное же их значение состоит в том, что они дают детям возможность в игровой форме подражать взрослым, усваивать доступные ребенку внешние проявления ролей отца, матери и других членов семьи. Понаблюдайте со сторо-ны за ними и вы получите довольно четкое представление о том, что знают ва-ши дети о семье, как понимают суть внутрисемейных отношений и многие дру-гие вопросы, которые иными путями не всегда можно выяснить.

По признанию всех ведущих сексологов и педагогов; "тот минимум зна-ний, которым должен располагать ребенок к кон­цу дошкольного возраста. И это не «голая физиоло­гия», не «сексуальная техника», не отталкивающий ре-бенка натурализм. Это рассказ о любви, о челове­ческих отношениях, дающий ребенку вместе с отве­тами на интересующий его вопрос еще и представле­ние о супружестве и родительстве, а также, что неоценимо важно, еще и чувство ус-покаивающей, предупреждающей многие детские тревоги и страхи собствен-ной ценности, своей нужности родителям и глубиной общности с ними.

Таким образом, в дошкольном возрасте половое воспитание расширяется и изменяется соответственно возросшему уровню психического развития ре-бенка и проявляемому им интересу к вопросам пола. Эти задачи должны ре-шаться совместными усилиями семьи и работников детских дошкольных уч-реждений.


Глава 2 Организация работы клуба как форма

гендерного воспитания детей среднего

дошкольного возраста
2.1.Изучение организации гендерного воспитания в

дошкольном образовательном учреждении
На основе анализа психолого-педогогической литературы и выбора более доступных методов и форм гендерного воспитания детей-дошкольников было решено:

Во-первых, провести анализ организации гендерного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Во-вторых, найти оптимальный вариант практической работы воспитателя в исследуемом направлении гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Работу по изучению организации было решено провести на базе детского сада №7 ПО «Беларуськалий» г. Солигорска.

Изучая документацию по воспитательно-образовательной работе, было выявлено, что в разных возрастных группах (младшей, средней, старшей) нет конкретно обозначенного раздела по гендерного воспитания. Половое воспитание детей дошкольного возраста сочетается с разными разделами работы воспитателя, такими как общение, игровая учебная, трудовая деятельность.

Экспериментатор проводил беседы с воспитателями разных возрастных групп. На вопросы, какие методы и приемы вы используете в половом воспитании детей, какие дидактические пособия и литература у вас есть по данному разделу, почему в вашей возрастной группе нет конкретно-поставленных задач и не уделяется должного внимания тендерного воспитания детей; воспитатели отвечали по разному.

Воспитатель младшей группы констатировал этот факт тем, что дети 3-4 лет еще очень малы, отношения у них смешанные, объединения в игры не устойчивы, малочисленные. Наша задача развивать культурно-гигиенические навыки, а также закладывать первоначальные знания о правилах поведения детей. Более углубленно этим должно заниматься семьи.

Воспитатель средней группы (дети 4-5 лет) мотивировал свой ответ так:

«Конечно, мы обращаем внимание на взаимоотношения детей друг с другом, на отношения мальчик-девочка в конкретных ситуациях (ты - малыш, она - девочка, ей нужно уступать), со своими сверстниками, взрослыми. Все это закладывается в процессе различных видах деятельности, в игровых ситуациях. Возможно, в старшей группе есть конкретно обозначенная работа в этом направлении».

Воспитатель старшей группы (дети 5-6 лет) сказал так; «Наши дети уже достаточно самостоятельные в выборе игр и партнеров по игре. Они группируются в игры по половому признаку (девочка- девочка, мальчик- мальчик).
В некоторых играх играют все вместе. Идет разделение по трудовой деятельности, дежурству в столовой, в уголке природы, по занятиям.

Каждый ребенок знает, как должен себя вести. Обращаем внимание на взаимоотношение друг с другом, на взаимоотношение с противоположным полом. Имеют места беседы о доброте, дружбе».

Анализируя выше сказанное работниками дошкольного учреждения, можно сделать вывод, что работа по гендерному воспитанию направлена и ведется в одном направлении, а именно строится на взаимоотношениях детей друг с другом, на отношения с противоположным полом. Ведется работа по усвоению детьми принятых норм и правил поведения. Считается, что такие разделы полового воспитания, как индивидуальность каждого ребенка, ребенок и семья, ребенок и окружающие люди должны решаться в семье позднее в школе.

Подбор дидактических игр и пособий тоже не мало озадачил экспериментатора.

Во-первых, такого материала очень мало.

Во-вторых, он не интересен для детей, и поэтому не используется в работе воспитателем.

В-третьих, этот материал не рассчитан на дошкольный возраст.

Так, например, в средней группе была найдена дидактическая игра «Семья», которая предполагает собой набор карточек:

Мальчик- девочка (новорожденные)

Мальчик- девочка (дошкольники)

Мальчик- девочка (школьники)

Юноша- девушка

Мужчина- женщина

Дедушка- бабушка

В игре нет приложения: дидактических задач, правил игры и т. д. что позволяет сделать вывод о том, что воспитатели не используют эту игру в работе с дошкольниками.

В микро кабинетах нет специальной литературы по гендерному воспитанию. В некоторых книгах (по психологии, методикам) упоминается о полоролевом воспитании детей, но для разработки конкретной работы по гендерному воспитанию этой информации очень мало. Наверное, поэтому в воспитательно-образовательной работе и не обозначен конкретный раздел. « Гендерного воспитания детей в дошкольном учреждении».

Таким образом, на основании изучения работы дошкольного учреждения было решено провести опытно-экспериментальную работу уже в среднем дошкольном возрасте, выявить имеющиеся у детей знания по вопросам пола, семьи и определить пути для дальнейшей работы в старшей возрастной группе.
2.2.Описание опытно-экспериментальной работы
В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные пути,

формы и методы гендерного воспитания детей и подростков. Однако очень

мало практических наработок в области полового воспитания детей дошколь-

ного возраста.

Экспериментатор предлагает в качестве основной формы работы избрать

клуб. Подобные объединения не типичны для дошкольных образовательных учреждений. Поэтому, основная задача будет заключаться в разработке модели клуба. Цель руководителя создать первичный фундамент, направленный на формирование целостной личности мальчика-юноши-мужчины и девочки-девушки-женщины, на формирование нравственных ценностей, специфичных для мальчиков и девочек. А именно для мальчиков: благородство,готовность прийти на помощь женщине и защитить ее и др. Для девочек:доброта, отзывчивость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о слабых, больных, любовь к детям и др.

Вместе стем работа направлена на формирование нравственных ценностей, которые являются общими для мальчиков и девочек,сближают и объединяют их. К таким ценностям относятся држба, товарищество, любовь.

Было решено воспитательно-образовательную работу клуба представить

следующими направлениями

  1. Я и моя индивидуальность.

  2. Я и моя семья.

  3. Я и окружающие люди.

  4. Я и мои взаимоотношения с мальчиками (девочками).

Опишем подробно содержание работы по каждому направлению.

Я и моя индивидуальность.

Цель: формирование индивидуальных качеств личности девочки-де-

вушки-женщины, формирование индивидуальных качеств личности мальчика-юноши-мужчины.

Задачи:

  1. 1.Формировать истинно мужские и истинно женские качества.

  2. 2. Способствовать становлению личности девочки и мальчика.

3. Помогать в развитии индивидуальности.

Содержание проблемы:

Человек как носитель мужского или женского начала. Мальчик-юноша

мужчина. Девочка-девушка-женщина. Жизненное предназначение мужчины и женщины. Осознание своей индивидуальности, неповторимости.

Средства реализации проблемы.

Деятельность:

Занятия по интересам “Хозяюшка”, “Умелые руки”.

Проведение выставок “Своими руками”, “Мир моих увлечений”.

Организация конкурса, направленного на выявление лучших художников, артистов и т.д.

Разработка модели детьми “Я идеальный”, “Я идеальная”.

Укрепление веры в себя и свои способности с помощью игр “Волшебный стул”.

Беседы “Откуда я взялся”, “Хромосомы и гены”.

Общение:

Мальчик-юноша-мужчина.

Девочка-девушка-женщина.

Какие черты характера надо воспитывать в себе мальчикам (девочкам)?

Наличие характерных для мальчиков качеств: смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Наличие характерных для девочки качеств: доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям.

Я и моя семья.

Цель: формирование культуры семейных отношений мальчиков и девочек.

Задачи:

  1. Изучение прав и обязанностей мальчиков и девочек в семье.

  2. Воспитание мальчика как добытчика, защитника семьи.

  3. Воспитание девочки как будующей матери, хранительницы семейного очага.

Содержание проблемы:

Библейская легенда о появлении семьи. Роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Воспитание уважения к матери, воспитание уважения к отцу. Поведение сына и дочери в семье.

Средства реализации проблемы.

Деятельность:

Составление генеалогического древа своей семьи.

Выставка семейных фотографий.

Беседы “На кого я похож”, “Дети в семье”.

Организация семейных праздников “Папа, мама и я – дружная семья”, “У са-

мовара”.

Изготовление сюрпризов для мамы и папы своими руками.

Общение:

Для чего людям нужна семья?

Как нужно относиться к своим родетелям, к братьям и сестрам?

Можно ли пользоваться тем, что ты младший (старший)?

Какими должны быть взаимоотношения мальчиков и девочек в семье?

Я и окружающие люди.

Цель: формирование этических принципов, моральных норм поведения мальчиков и девочек в обществе.

Задачи:

  1. Формирование гармонии внешней и внутренней культуры мальчика

и девочки.

  1. Обучение этикету, правилам обхождения с людьми и поведение в об-

щественных местах, правилам поведения в учреждениях культуры.

Содержание проблемы:

Навыки сопереживания, умение становиться на позицию другого человека.

Поступки мальчиков и девочек по отношению к младшим и пожилым.

Поведение мальчиков и девочек с людьми противоположного пола.

Средства реализации проблемы.

Деятельность:

Вечера этикета «Собираемся в гости», «На день рождение у друга», «К нам

Приехал в гости цирк».

Составление детьми правил поведения мальчиков и девочек в общественных местах.

Коллективно-творческие дела «Девочки-подружки», «Рыцарский турнир».

Общение:

Как должен вести себя мальчик (девочка) по отношению к малышам, старикам, больным людям?

Зачем человеку другие люди?

Диспут «Учимся прощать».

Я и мои взаимоотношения с мальчиками (девочками).

Цель: установление принятых в обществе взаимоотношений мальчика юноши-мужчины и девочки-девушки-женщины.

Задачи:

  1. Формировать уважительное отношение к представителям противо-

положного пола.

  1. Содействовать развитию истинно мужского и женского поведения.

  2. Способствовать гендерному разделению труда в процессе совместной деятельности (трудовой, учебной).

Содержание проблемы:

Этика отношений мальчиков и девочек.

Дружба. Правила, нормы и качества, соответствующие настоящей дружбе: честность, искренность, доверие, верность, взаимная поддержка, помощь, бескорыстие, заинтересованность заботами и делами друг друга.

Поведение мальчика-мужчины по отношению к девочке-женщине.

Совместная трудовая деятельность.

Качества, способные привести к конфликтам: жадность, самовлюбленность, хитрость, эгоизм, нетерпимость.

Средства реализации проблемы.

Деятельность:

Сюжетно-ролевые игры («Моряки», «Семья», «Больница», «Салон красоты».

Чтение художественной литературы, ее анализ, направленный на отражение взаимоотношений «мальчик-девочка», «мужчина-женщина».

Составление детьми этических правил взаимоотношений мальчиков и девочек в совместной деятельности.

Общение:

Какими должны быть отношения мальчиков к девочкам, и наоборот, в семье, на улице, в детском саду?

Беседы о дружбе.

Цель: воспитывать желание быть хорошим товарищем, настоящим другом, учить понимать и оценивать добрые отношения между друзьями.

Содержание строится на материале рассказов В.Голявкиной «Настоящая дружба», З.Александровой «Про девочку «Да» и мальчика «Нет»», К.Д.Ушинского «Вместе тесно, врозь скучно».

На музыкальных занятиях разучивание песен о дружбе.

Просмотр даифильма «Крокодил Гена и его друзья».

Что вы больше всего цените в своем товарище?

Привлекать детей к анализу положительных примеров хорошей дружбы.

Исходя из перечисленных направлений, был составлен перспективный

план работы клуба на период с 22.03.05 г. по 22.04.05 г.



Я и моя индивидуаль-

ность

  • Беседа «Откуда я взялся»

  • Игра «Волшебный стул»

  • «Хромосомы и гены»

Я и моя семья

  • Составление генеалогического древа

своей семьи

- Беседа «Дети в семье»

Я и окружающие люди


  • «К нам приехал в гости цирк»

(правила поведения в общественных местах).

- «Рыцарский турнир»


Я и мои взаимоотно-

шения с мальчиками (девочками)


  • «Беседа о дружбе»

  • «Ч»


Заключение

Список использованных источников.


  1. Горбатенкова Л.М. Отец и семья. – Мн.: Полымя, 1993. – 127 с.

  2. Дошкольная педагогика: Вучэбны дапаможнiк для студэнтоу факультэта дашкольнага выхавання:/ по ред. Н.У.Лiцвiной, В.I.Мiтраш. – Мн.: БДПУ, 1994 – 168 с.

  3. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагигика, 1991. – 256 с.

  4. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М.: Советский спорт, 1990. – 48 с.

  5. Как воспитать гражданина: Сб. статей / Ред. – сост. И.Д.Чернышенко. – Мн.: Нар.асвема, 1980. – 96 с. – (Родителям о детях).

  6. Никонова Л.Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. – Мн.: Просвещение, 1994 – 93 с.

  7. Островская Л.Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

  8. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. – Мн.: Народная асвема, 1990. – 160 с. – (Семейная педагогика).

Санюкевич Л.И. Половое воспитание детей и подростков. – Мн.: Народная асвета, 1979. – 48 с. – (Родителям о детях.

Приложение

Откуда ты взялся

Программное содержание:

- уточнить и расширить знание детей о том, откуда появляется человек.

- учить проводить элементарный опыт, делать вывод

- воспитывать уважение и доброжелательность к друг другу

Материал: яйцо куриное, листочки бумаги и булавки (каждому ребенку), рисунки яйцеклетки и, зеркала сперматозоида (схематически) парные карточки для игры «Найди пару».

Ход:

  1. Игра «Посмотри в зеркало»

- покажи руки, лицо, глаза, нос, волосы, уши и т.д.

- кто ты мальчик или девочка?

- на кого ты похож? (на маму, папу, брата и т. д.)

2. Вопрос «Откуда ты взялся?»

(выслушиваю ответы детей)

- сегодня я расскажу вам, откуда вы появились.

Каждый из вас, каждый ребенок перед тем, как начать развиваться внутри своей мамы, был вначале яичком.

Как яички, начинали свою жизнь кошки, собаки, лошади и все другие животные. Но существует большая разница между человеческими яичками и теми куриными яичками, которые ты ешь на завтрак, или птичьими яичками, которые ты можешь увидеть в гнезде.

- что это? (куриное яйцо)

- кто его снес? (курица)

Курица высиживает свои яички, пока они не раскалываются и не появляются цыплята.

У людей яичко не раскалывается – оно остается внутри самой мамы и там растет, пока не превращается в ребенка, достаточно большого, чтобы появится на свет. Существует еще одно большое различие между куриным яйцом и тем, из которого вырос ты. Это размер «твоего яичка».

- возьмите булавку и сделайте маленькое отверстие в листе бумаги. А теперь поднесите бумагу к свету и посмотрите на эту дырочку. Вот так примерно выглядело яичко, из которого ты развился, в то время когда оно только начало расти.

- а как вы думаете, почему «твое яичко» было гораздо меньше, чем куриное яйцо?

Цыпленок начинает развиваться после того, как курица снесла свое яйцо, и поэтому оно должно быть большим, чтобы в нем помещалось достаточное количество всего необходимого для роста цыпленка, пока он из него не вылупится. А поскольку твоя жизнь начинается внутри твоей мамы, то «твоему яичку не нужны запасы питания для того, чтобы ты смог начать развиваться.

- Ну, а что же дальше? Что же происходит внутри «твоего крохотного яичка»?

Давайте представим себе, что мы смотрим на яичко через микроскоп, и поэтому видим все увеличенным в несколько сотен раз. Если это яичко, которое создала твоя мама, разрезать пополам, то мы увидим в центре крохотный пакетик семян(показ рисунка)

- Посмотрите на рисунок.

В пакетике семян твоей мамы содержится только половина семян, которые необходимы, чтобы вырастить из них ребенка. Другую половину должен доставить твой папа, который и вкладывает их в твою маму.

Семена папы доставляются удивительным крохотным извивающимися существами, которые во много раз меньше, чем яичко, и называются сперматозоидами (показ рисунка)

Этот рисунок тоже увеличен в несколько тысяч раз. Посмотрите, сперматозоид похож на маленького головастика, с круглой головой и очень длинным тоненьким хвостиком. Так как они очень маленькие, то их очень много, миллионы.

- А теперь давайте поиграем в игру. «Найди пару»

(один хлопок- девочка с девочкой, мальчик с мальчиком, два хлопка - мальчик с девочкой)

- Садитесь. Вот мы с вами выяснили, что для того, чтобы появился на свет ребенок, нужны две клетки - мамина и папина. Эти две клеточки соединяются, и начинает развиваться ребенок. А до появления на свет ему нужно время, целых девять месяцев. Он живет и развивается в мамином животе. Он развивается очень активно, ведь за это время с маленького зародыша формируется человек.

Министерство образования Республики Беларусь
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации