Шпаргалка - Ответы к госам по дисциплине Социально-культурная деятельность - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - Ответы к госам по дисциплине Социально-культурная деятельность
скачать (1016.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1017kb.07.07.2012 04:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Специализация

  1. Основные прзнаки и особенности экономики социальной сферы.

Социальная сфера рассматривается как социальная система и как экономическая система. Социальная сфера как социально – экономическая система так как на любом уровне власти создаются социальные программы, социальные стратегии, социальные концепции, направленные на управление социального долга на данном уровне. Но данные перечисленные нормативные документы могут существовать на бумаге, а в практическом аспекте необходимо финансирование.

Социальная сфера как социально – экономическая система – система отношений, включающая в себя с точки зрения теоретико – методолгических подходов элементы, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга, а также объекты и субъекты.В данной системе выделяют индивидуальность т.е. личность, но акцент делантся на объектыи субъекты сциальной сферы.

Основным объектом социальной сферы – население любого государства как совокупность индивидов.

В свою очередь население делится на следующие категории: наемные работники, песионеры, инвалиды, бедные и беднейшие, безработные и пр.

Субъекты социальной сферы: государство, общественные объединения, предприниматели, специлизированные институты.

Основные принципы построения социально- экономической сферы являются:

  1. Приницип единства

  2. Приницп социальной справедливости

  3. Принцип социального партнерства

  4. Принцип автономности

  5. Принцип всеобщности

  6. Принцип обязательности

  7. Принцип контроля

  8. Принцип целостности.

Исходя из принципов социальной сферы можно выделить следующие формы:

  1. Социальные гарантии являются основной функцией лбого государства, они складываются из консттуционных и неконституционных гарантий, на основе которых осуществляется регулирование отношений между обществом и социальными правами личности: право на жизнь, труд, охрану здоровья, образование и тд.

  2. Социальное страхование основывется на идее о разделении убытков социального риска (государственное, коллективное, индивидуально)

  3. Социальная помощь определяется в денежном эквиваленте и натуральном. Адресная, дифференцированная социальная помощь нуждающемуся населению предоставляееетттсяяя с учетом государственных гарантий по социльаному обеееспечению за счет средств бюджета соответсвующего уровня, за счет средств предприятия, за счет средств небюджетного фонда, за счет средств благотворительных организаций.

  4. Социальная поддержка рассматривается с позиции создания условий способствующих формированию активной позиции труда, а также развития возможностей для улучшения собственного благосостояния.

  5. Социальные компенсации представлены в виде различных выплат, льгот, индексация доходов.

  6. Социальное обеспечение включает в себя распределение материальных благ из специальных фондов различных уровней власти с целью поддержания уровня жизнеобеспечения членов общества неспособных своим трудом заработать данные блага с учетом ном установленных в обществе и состояния экономики в государстве.

При финансировании социальной сферы основным экономическим рычагом используются субсидии, субвенции и дтации, которые перечисляются с федерального уровня на соответствующие низший уровень по прямым финансовым коридорам и имеют целевое назначение (используют субсидии на оплату жилищно – коммунальных услуг, транспорта, проезда, трансферты используются для выравнивания бюджета соответсвующего уровня.



  1. Современные модели здравоохранения, достоинства и недостатки их финансирования.

  2. Формирование современной модели здравоохранения в России, источники ее финансирования.


Переход на хоз расчет, 1 больной – баллы. Страховая медицина по страховым полисам

Отделения из бюджета,

Финнсирование: местный бюджет, федеральный (скорая помощь, наркология), бюджеты фондов страховой медицинской компании

Большие больницы – выгодно работать, больше баллов. Акушерсое отделение убыточное.

  1. Социально – экономическая сущность образования.


Среди основных задач, стоящих перед системой образования, являются:
- содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;
- специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
-   создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество, поддержка повсеместного использования информационных технологий, компьютеризация школ и создание единой информационной среды образования;


  1. Формы финансирования образовательных услуг, их характеристика.

Образование рассматривается как система организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Таковой является передача одними людьми другим людям новых знаний, развитие у них новых умений и навыков. Получение образования предстает как участии в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Традиционная технология осуществления образовательной деятельности заключается в проведении учителем (преподавателем) занятий с учащимся или группой учащихся, в ходе которых происходи передача определенным образом организованных знаний и формирование соответствующих умений и навыков. Передаваемые знания обычно структурируются в форме образовательных программ. Образовательная программа в широком понимании этого термина характеризуется определенным содержанием и направленностью передаваемых знаний, уровнем их сложности и временем, требуемым дли их освоения.

Финансирование государством образовательной деятельности осуществляется в различных формах

1.Сметное финансирование.

Государство выдает образовательным организациям бюджетные средства, разграничивая их по видам затрат. Органы управления образованием утверждают подведомственным им образовательным учреждениям смету доходов и расходов. Финансовые средства планируются и выделяются их получателю по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Размер финансовых средств рассчитывается в зависимости от категории и пропускной способности образовательного учреждении. Планирование выделяемых средств по каждой статье производится на основе фактических затрат прошлого периода и нормативов (нормативы штатного расписания и оплаты труда, расходов на учебное оборудование и инвентарь и т.д.), которые устанавливаются в расчете на показатели пропускной способности и дифференцируются ко видам и категориям учреждений.

Учреждения не вправе использовать бюджетные средства для расходов, не предусмотренных сметой, или превышать расходы по тем или иным статьям без санкции вышестоящего органа управления. Бюджетные средства перечисляются учреждениям с учетом фактическoro использования ранее поступивших средств по каждой статье. Так что экономия любого вида затрат невыгодна учреждению, оно в этом случае недополучит бюджетных средств в будущем. Сметное финансирование позволяет финансовым органам контролировать использование бюджетных ресурсов, но оно не создает у учреждений стимулов сравнивать затраты с достигнутыми результатами и оптимизировать их соотношение. Их целью является получение как можно большего объема ресурсов.

Для того чтобы соответствовать потребностям развивающейся экономики и усложняющейся социальной жизни, образовательным организациям нужна возможность самостоятельно определять основные характеристики образовательного рпоцесса, методы и технологии обучения, структуру кадров, источников доходов, направления расходования средств. В свою очередь необходимость сдерживания роста государственных расходов на социальные цели заставляет искать пути стимулирования получателей бюджетных средств к более эффективному их использованию. Сметное фи нансирование этим требованиям не отвечает.

2. Блоковые субсидии.

Данная форма государственного финансирования образовательной деятельности предусматривает выделение бюджетных средства с указанием рамок, или "блока", их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования и его эксплуатацию и т.д. В этом случае также обычно утверждается смета, но по соответствующему ограниченному перечню расходных статей.

3. Размещение заказов (контрактация).

Данная форма применяется для государственного финансирования тех ступеней образования, получение которых не гарантируется всем гражданам. Это прежде всего высшее и среднее профессиональное образование. Государство определяет то число студентов, обучение которых по различным специальностям оно готово профинансировать, и устанавливает примерную оплату за каждого подготовленного специалиста соответствующего профиля. Образовательным организациям предлагается принять участие в конкурсе на выполнение этого заказа по установленным или меньшим ценам. Каждый участник конкурса дает предложения о количестве специалистов по тем или иным специальностям, которые он готов подготовить, и о характеристиках предлагаемых учебных программ и других условий обучения. С учебными заведениями, выигравшими конкурс, заключаются контракты на подготовку соответствующего числа специалистов согласованным ценам.

В сравнении со сметным финансированием такая форма финансирования может стимулировать конкуренцию между учебными заведениями и содействовать повышению эффективности исполнения бюджетных ассигнований на образование. Однако все что в решающей степени зависит от того, как организован конкурс, по каким критериям производится выбор победителей, насколько эти критерии четки и насколько прозрачен конкурсный процесс. В противном случае конкурс может не привести к заметному уменьшению цены обучения или оказаться сымитированным. Опыт использования этой формы финансирования образовательных организаций пока очень ограничен и свидетельствует, скорее, в пользу оправданности указанных опасений.

4. Подушевое финансирование.

Выделение образовательным организациям бюджетных средств производится по нормативу, рассчитанному на одного учащегося. Сумма выделяемых средств определяется как произведение норматива на численность учащихся в данной организации. Такая система предполагает право школьников (их родителей) на выбор места обучения и должна стимулировать конкуренцию между образовательными организациями за привлечение большего числа учащихся. С1988 г. она используется для финансирования школ в Великобритании. Имеющийся опыт свидетельствует, однако, что возможности выбора учащимися школ сильно ограничены даже в этой стране с очень высоким уровнем автомобилизации семей и хорошо развитой дорожной инфраструктурой. Сохраняется локальный монополизм многих школ вследствие нежелания или трудностей для учеников совершать длительные поездки другие школы.

5. Налоговые льготы образовательным организациям.

Как правило, государство предоставляет значительные налоговые льготы государственным и негосударственным некоммерческим образовательным организациям, освобождая их полностью или частично от уплаты определенных видов налогов. Это является формой косвенного финансирования государством их деятельности.

6. Образовательные ваучеры.

Эта форма финансирования образовательной деятельности предусматривает использование специального документа (образовательного ваучера), который выдается обучающемуся и является финансовым обязательством государства оплатить обучение этого человека в размере определенной суммы. Данная форма была предложена для государственного финансирования школ. Каждому ребенку школьного возраста выдается образовательный ваучер. Учащийся (или его родители) выбирает школу и приносит в нее выданный ему документ. Школа получает бюджетные средства на основании ваучеров, предъявленных ею финансовому органу.

7. Гранты учащимся.

Эта форма государственного финансирования образовательной деятельности заключается в предоставлении учащимся субсидий (грантов) на возмещение расходов, связханных с получением образования. Они применяются в ряде стран для финансирования получения профессионального образования. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Они могут выдаваться на оплату собственно обучения, на покрытие расходов по проживанию во время обучения (для тех, кто вынужден жить вне своего дома), на питание и т.п. Формой гранта являются стипендии, предоставляемые студентам университетами, где они обучаются.

Гранты студентам могут предоставляться не только государством, но и частными компаниями или благотворительными организациями. Гранты позволяют студентам получить образование и создают условия для конкуренции вузов за студентов. Особенность грантов состоит в том, что они предоставляются не всем выпускникам школ, собирающимся продолжить образование. На них могут рассчитывать только те, кто получил необходимую образовательную квалификацию (определенный уровень оценок по окончании школы), чтобы быть принятым в университет. Размеры грантов могут также зависеть от доходов родителей учащегося. В некоторых странах возможность получить грант на обучение имеет любой гражданин этой страны, принятый в университет. В других странах гранты выдаются не всем студентам, а лишь тем, кто имеет достаточно высокие оценки. Остальные должны нести расходы по обучению за счет своих собственных средств или помощи родителей.

Гранты призваны обеспечить доступность профессионального' образования для лиц, обладающих достаточной квалификацией для продолжения учебы после школы, и предотвратить возможность дискриминации детей из малообеспеченных семей из-за неспособности заплатить за образование. Вместе с тем опыт применения этой формы финансирования показывает, что она не имеет большого выравнивающего значения в отношении получения высшего образования лицами из разных доходных групп. В числе студентов университетов большинство обычно составляют дети из семей с доходами выше среднего.

8. Образовательные кредиты.

Кредиты студентам для оплаты обучения могут предоставляться государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство выступает гарантом возврата кредитов. Образовательные кредиты могут предоставляться на разный срок. В некоторых случаях государство субсидирует выплату процентов по взятым кредитам или предусматривает возможность отсрочки возврата кредита и даже его полного списания, если заемщик имеет низкие доходы.

8. Образовательные кредиты.

Кредиты студентам для оплаты обучения могут предоставляться государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство выступает гарантом возврата кредитов. Образовательные кредиты могут предоставляться на разный срок. В некоторых случаях государство субсидирует выплату процентов по взятым кредитам или предусматривает возможность отсрочки возврата кредита и даже его полного списания, если заемщик имеет низкие доходы.

Необходимость взятия кредита для получения образования стимулирует более ответственное отношение самих студентов к учебе — ведь им придется возвращать кредит из собственных средств, уровень которых будет зависеть от качества освоения образовательных программ.

9. Налоговые льготы обучающимся.

Государство использует и косвенные формы финансирования обучающихся, предоставляя им льготы по уплате подоходного налога. Поддержка образовательной деятельности в форме предоставления налоговых льгот учащимся имеет недостатки в сравнении с прямыми грантами. Она не обеспечивает помощи бедным, которые и так платят низкий подоходный налог или вообще освобождены от его уплаты. Они все равно не могут позволить себе тратить средства на получение платного образования, даже если бы налоговые льготы компенсировали часть расходов.



  1. Основные направления организационно – экономических преобразований в сфере образования РФ.

Решение задачи обеспечения долгосрочной конкурентоспособности России в определяющей степени связано с качеством человеческого потенциала страны. Роль образования в этом процессе трудно переоценить.

С одной стороны, абсолютно недопустимо утратить фундаментальный характер образования, но, с другой стороны, условия глобальной конкуренции требуют усиления его практической направленности.

Связь содержания и структуры профессиональной подготовки с потребностями рынка труда слаба, что влечет за собой невозможность трудоустройства по специальности. Причем в большей степени это отражается на выпускниках вузов, получивших социальные специальности (учитель, специалист сельскохозяйственной сферы и др.), которые, как правило, работают не по специальности. По оценкам экспертов, не более 10% выпускников педагогических вузов работают в школах через 5 лет после выпуска.

Необходимо по-иному структурировать подготовку, резко повысить качество преподавания, точнее прогнозировать будущие запросы экономики, наладить постоянный диалог с организациями работодателей и другими структурами гражданского общества. Гражданское общество должно обеспечивать механизмы саморегуляции и самоконтроля.

Важную образовательную проблему, перерастающую уже в общесоциальную, составляет низкая доступность качественного образования для малоимущих. Формально образовательные программы, по крайней мере, на бюджетных местах вузов являются для студента бесплатными. Однако обучение сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют детям из малообеспеченных семей — особенно из отдаленных городов и сел — получить качественное образование. В результате мы имеем тяжелую и глубокую проблему, причем с долгосрочными последствиями — образование, долженствующее обеспечивать здоровое «перемешивание» различных слоев общества и смягчение социальной дифференциации, начинает усугублять, консервировать структуру социального расслоения и фактического неравенства. Это никак не способствует решению задачи по преодолению бедности в стране.

Одна из задач государственной политики в сфере образования: не имущественное положение родителей, а исключительно уровень знаний должен определять возможность поступления в вузы. Для этого требуется прозрачная для общества и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения.

Для того, чтобы выпускники вузов работали по специальности, сейчас обсуждается предложение о введении в сфере образования договорных отношений.

Интересы обеспечения конкурентоспособности страны диктуют необходимость интеграции образовательной и научной деятельности, развития ведомственной науки и научно-образовательных центров. Для этого необходимо преодолеть все еще сохраняющиеся правовые и организационные барьеры интеграции.

Процесс модернизации образования находится на очередной переломной точке. Важно подвести итоги сделанного, выработать программу конкретных действий и неуклонно ее реализовывать. В выполнении этой программы заинтересовано все общество. Поэтому важно не замыкаться в рамках профессиональной корпорации и сверять каждый шаг со всеми основными акторами — и прежде всего общественным мнением, которое должно превратиться из оппонента в союзника и непосредственного соавтора. Ведь от того, какое образование получают наши дети, зависит судьба каждого из них и судьба страны.

Программа социально-экономического развития образования РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

Цель политики в сфере образования в среднесрочном периоде состоит в обеспечении России устойчивой позиции среди мировых лидеров в данной сфере при относительно меньших затратах, соответствующих уровню ВВП на душу населения. Данная цель реализуема, если в ближайшие годы достичь лучшего соотношения затрат и качества образования и исследований по сравнению с основными конкурентами.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду задачи могут быть конкретизированы как:

1. Существенное снижение дифференциации доступа к полноценному образованию в зависимости от социальной принадлежности, доходов и места жительства граждан;

2. Последовательная ориентация образовательных программ на подготовку к успешной социальной и экономической активности;

3. Широкое использование новых форм государственных и муниципальных организаций образования в сочетании с новыми механизмами их бюджетного финансирования, а также развитие образовательного кредита;

4. Обновление и качественное совершенствование кадрового корпуса на основе стимулирования результативности труда;

5. Развитие общественных форм самоуправления, попечительства и участия работодателей в управлении образованием.

За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения:

1. изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику;

2. все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;

3. происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.

Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28 % семей платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30 % бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60 % семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.

  1. Цель и задачи создания внебюджетных фондов, источники их финансирования

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Другими словами, Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Задачи: - разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета; - дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов - Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

К числу основных социальных рисков относятся:

1) риски утраты трудоспособности с возрастом;

2) риски утраты трудоспособности по инвалидности;

3) риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

4) риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;5) риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Фонд социального страхования образуется за счет:

. страховых взносов граждан и юридических лиц;

. доходов от инвестирования части временно свободных средств;

. добровольных взносов граждан и юридических лиц;

. ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.

За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата Пенсионного Фонда (0,7%);

5) расходы по доставке пенсий (3,6%);

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

Пенсионный Фонд финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве участников медицинского страхования выступают:

1) застрахованные - все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

2) страхователи - юридические и физические лица; для работающих - предприятия, учреждения, организации, для неработающих - органы исполнительной власти;

3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;

5) Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Финансовые средства Федерального и территориального фонда ОМС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение программ ОМС;

4) добровольных взносов;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

6) средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.


  1. Система финансирования культурной деятельности в России.

К основным факторам, определяющим особый характер и специфику хозяйственной, экономической деятельности социокультурных учреждений в той ее области, которую называют предпринимательской, следует отнести некоммерческий статус социокультурных учреждений, со всеми вытекающими реалиями, а также своеобразие их продукта, который продается на рынке потребления.

В предпринимательской же деятельности некоммерческих учреждений социокультурной сферы получение прибыли не предусматривается, а доходы направляются на воспроизводство последующей деятельности. И эти учреждений по закону не могут себе позволить заниматься деятельностью, которая выходит за рамки их миссии.

Таким образом, предпринимательская деятельность социокультурных учреждений с ее ограничениями и некой половинчатостью отнесена к некоммерческой сфере и облагается налогами, применяемыми в государственном секторе.

Второй фактор обусловлен уникальностью продукта, производимого и продаваемого социокультурными учреждениями.

Своеобразие этого продукта заключается в том, что он впрямую не продается на рынке. В буквальном смысле продуктом являются билеты, которые продаются потребителю. Они продаются на концерт, выставку, спектакль и т.д.

Продажа билетов, а не продажа самого продукта или услуги определяет специфику социально-культурного маркетинга. Перенесенная в цену билета стоимость художественной программы и интенсивность проката определяют ее рентабельность.

Эффективность деятельности социокультурных учреждений во многом определяется умением продавать свой продукт.

Для улучшения маркетинговой деятельности во многих театрах и концертных организациях, например, созданы отделы и целые управления по продажам, реализации и прокату своей продукции и услуг.

В рыночной экономике ситуация изменилась на свою противоположность. Идеологические ограничения практически устранены, но, вместе с этим, и "урезано" государственное финансирование. Можно сказать, что культура получила от государства больше свободы и меньше денег.

Как и все товары, продукты культуры имеют свою цену, стало быть, в культуре не может быть ничего бесплатным, а сама культура обладает экономическим потенциалом и возможностями его реализации.

Кроме того, туризм является важной частью культуры, особенно такого его сегмента, который относится к культурному туризму.

В связи с этим возникает потребность в социальном уточ­нении экономической цены культурных продуктов и услуг, которые, как правило, продаются ниже их рыночной стоимости, за счет различных привилегий производителям и потребителям культуры, или выше ее, за счет дополнительных налогов на поп-культуру, китч, массовую культуру и т.д.

Известно, что реализация продуктов и услуг социокультурных учреждений зависит от доходов населения. С увеличением дохода все большее количество средств расходуется на образование, культуру, развлечения, туризм и т.д.

Особенностью цены на культурные продукты и услуги является высокая изменчивость спроса, а поэтому любое значительное повышение цен на культурные товары и услуги ведет к снижению спроса и потребления.

В отечественной практике со смешанным финансированием социокультурной деятельности и прямые, и опосредованные механизмы экономического развития.

К прямым экономическим механизмам культуры относятся бюджет, субсидии и дотации. В этой схеме средства поступают прямо в организации культуры, частично или полностью покрывая их рабочие расходы. Эти средства позволяют уменьшить цены на реализуемый культурный продукт или услугу.

Например, развитие музея может быть стимулировано субсидиями на конкретные новые программы развития, которые предполагают покрытие материальных расходов на зарплату работникам, или дотациями, покрывающими разницу между пол-ной экономической ценой билета и той, которую могут себе позволить большинство посетителей.

К опосредованным (не прямым) механизмам экономического развития социокультурной сферы относятся щадящая налоговая политика и благоприятные льготные кредиты с низкой процентной ставкой, отсроченной датой возврата и т.д.

Однако распределение дохода в этих подотраслях происходит не в полном соответствии с макрокорпоративными интересами социокультурной системы, а концентрируется на уровне локальных групп или отдельных личностей, что не вполне соотносится с законами большой рыночной экономики.

Тем не менее, жизненные реалии совсем иные. Под влиянием рыночной стихии социально-культурная система разделилась на две экономически полярные подотрасли: сверхприбыльные коммерческие и убыточные некоммерческие. Между ними нет прямых институциональных каналов финансового взаимодействия, кроме остатков перераспределенных налогов, поступающих в некоммерческий сектор культуры в виде мизерного бюджетного финансирования.

Большинство некоммерческих организаций вынуждены сами обращаться за поддержкой к коммерческому сектору в культуре и большому бизнесу, справедливо считая, что такое сотрудничество может представлять взаимный интерес.

С точки зрения эффективного партнерства сегодня следует говорить о сотрудничестве трех секторов финансирования социокультурной деятельности - государственного, коммерческого и общественного, потому что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, каждый имеет определенные стимулы к такому сотрудничеству.

Отечественная социально-экономическая система общества определила основные типы финансирования культуры в виде бюджетной, рыночной и смешанной.

Первый и второй типы противоположны и определяются соответственно государственной и либеральной моделями культуры. Бюджетный и рыночный типы имеют свои преимущества и недостатки, а поэтому не могут однозначно игнорироваться или приниматься.

Если бюджетный тип финансирования ориентирован на удовлетворение социально-культурных потребностей и ценностей и поддержку социально незащищенных слоев населения, то рыночный - более подходит для удовлетворения индивидуальных культурных потребностей состоятельной части населения.

Государственное бюджетное финансирование в основном носит централизованный характер и осуществляется повсеместно и равно для всех, без учета культурных и экономических условий и различий в регионах. Размеры бюджетного финансирования адресно не регулируются и не зависят от спроса населения на культурные продукты и услуги. Рыночная же система децентрализована и адаптирована к местным условиям.

В бюджетной системе финансирования государство получает прямую возможность контролировать культурные институты, тогда как контроль рыночной системы не является прямым, а осуществляется в том случае, когда возникают диспропорции между реализацией культурных продуктов и услуг и экономическим доходом от данных видов деятельности.

Следовательно, ни бюджетный, ни рыночный тип финансирования в полной мере не соответствует целям, которые определяются миссией культуры в современном обществе. По-этому-то и возникает необходимость внедрения новых оригинальных решений, которые преодолели бы недостатки обоих типов и сохранили бы их положительные качества.

  1. Цель, задачи и направления реформирования ЖКХ в РФ. Достигнутые результаты.

В реформировании жилищного сектора центральное место занимает реформа жилищно-коммунального хозяйства, в значительной степени определяющая успешность завершения процесса перехода России к рыночной экономике.

Важнейшие предпосылки успешного реформирования этой отрасли социальной сферы – равномерное распределение ответственности между уровнями государственной и местной власти; - решение проблем финансирования; - повышение ответственности и компетентности всех звеньев управления ЖК сферой; - активное вовлечение населения в решение основных задач ЖК реформы.

Проведение реформы ЖКХ обусловлено:

  1. расходы на содержание ЖКХ всегда составляли существенную часть бюджетных расходов, прежде всего местных органов управления.

  2. необходимо конкретным образом изменить отношение к имеющимся материальным ресурсам.

  3. существовавшая система обеспечения этой сферы финансовыми и материальными ресурсами непозволяла удовлетворительным образом содержать ее и обеспечить потребность населения.


Главные задачи реформы ЖКХ:

  1. сокращение бюджетного финансирования

  2. эффективное использование материальных и денежных ресурсов

  3. увеличение объема работ и их качества, позволяющих улучшить обслуживание населения

Как известно, из федерального бюджета не предусмотрено вести финансирование непосредственных расходов по содержанию ЖКХ, но часть расходов бюджет страны всегда брал на себя.

Несколько иные права и задачи имеют субъекты РФ. Они обещают заниматься региональными проблемами и регулировать те направления функционирования и развития экономики, которые им непосредственно подотчетны. Им принадлежит право в решении энергетических проблем, установлении социальных и экономических нормативов, обеспечении социальной защиты населения. Региональная власть выступает исполнителем политики государства на местном уровне. И она ответственна за формирование действенного экономического механизма управления ЖКХ и социальной защиты населения, чтобы свести до минимума негативные последствия рыночных преобразований.

Местные бюджеты обязаны финансировать затраты ЖКХ в той мере, в какой их не покрывают платежи населения за услуги, оказываемые ЖКХ.

Несколько иные задачи и права Имеют субъекты Российской Федерации. Они обязаны заниматься региональными проблемами и регулировать те направления функционирования и развития экономики, которые им непосредственно подотчетны. Им принадлежит право в решении энергетических проблем, установлении социальных и экономических нормативов, обеспечении социальной защиты населения. Региональная власть выступает исполнителем политики государства на местном уровне. В существенной мере это относится к сфере ЖКХ. И она ответственна за формирование действенного экономического механизма управления ЖКХ и социальной защиты на­селения, чтобы свести до минимума негативные последствия рыночных преобразований.

Основной же объем работ приходится на местный уровень власти. Местные бюджеты обязаны финансировать затраты ЖКХ в той мере, в какой их не покрывают платежи населения за услуги* оказываемые ЖКХ. Муниципальные органы досконально знают реальную ситуацию в экономике в своем районе, могут воздействовать на многие стороны работы ЖКХ, на обеспечение субсидиями населения, на финансирование затрат по содержанию ЖКХ и др.

В самом начале перехода к рыночным отношениям в России была разработана целевая жилищная программа «Жилье», где сформулирована общая цель программы — «обеспечение права каждому гражданину свободно... в соответствии с потребностями семьи приобре­тать в собственность или получать в пользование благоустроенное жилье...».

Рыночный характер изменений даже приведенной выдержке из программы очевиден.

Государство правовым порядком гарантирует гражданам, в отличие от прошлого, не само жилье (за исключением определенного кон­тингента граждан, имеющих льготы), а лишь право на приобретение, найм или аренду.

Ключевую роль в преобразованиях должен был сыграть Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Он предполагал в себе огромный социально-политический заряд преобразований.

Жилье — это, помимо всего другого, товар. И нет другой аналогичной потребительной стоимости, которая бы так явно и полновесно определяла благополучие положения граждан.

Изгнание этого важнейшего условия жизни из товарного мира заканчивается. Жилье со всеми своими качествами возвращается в свою собственную среду, принося свои позитивы. Появился еще один вид капитала — жилищный, который пока еще далеко не всеми принят и не может быть введен только декретом. Необходимы принци­пиальные экономические решения, в основе которых лежат финансовые отношения по обеспечению программы «Жилье» денежными средствами.

На долю жилищного сектора приходится 20% воспроизводимого национального богатства. На жилищное и коммунальное строитель­ство приходится 1/5 общего объема капитальных вложений. Но это не простой товар. Это основной капитал, часть инфраструктуры. Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.

обходимость осуществления реформы жилищно-коммунального хо­зяйства. Это было закреплено более чем 100 нормативными актами.

Этими документами намечено ускорить преобразование в ЖКХ и реализовать основные принципы реформы. Осуществить взвешенный переход этой сферы на рыночные принципы хозяйствования при значительном усилении мер социальной поддержки низкодоходных семей, гарантировании обеспечения граждан условиями проживания на уровне социальных стандартов.

Предполагается, в частности:

За время экономических преобразований 90-х гг. произошел раздел собственности по уровням владения и соответственно ответственности, в результате которого жилье и объекты коммунального назначения стали принадлежностью муниципалитетов. Это существенно изменило положение дел в управлении и механизме финансирования ЖКХ.

За время с 1991 г. по 2000 г. доля государственного сектора в жилом фонде уменьшилась с 65 до 2%, и этот процесс продолжится, пока будет осуществляться передача объектов социальной сферы от пред­приятий и организаций в ведение местного уровня управления. К концу 1996 г. в муниципальной собственности находилось 787 млн кв. м жилой площади. Только за 1996 г. передано более 160 млн кв. м жилого фонда. Возросла доля частного сектора1. Частное жилье на 01.01.2000 г. превышало 72% от общего фонда. В начале 1998 г. 42,8% государственного и муниципального жилого фонда, подлежащих приватизации, приватизировано и находится в руках граждан.

Направления дальнейших преобразований

Задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. были определены в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством РФ в июне 2000 г. В качестве ключевых направлений дальнейших преобразований в жилищном хозяйстве можно выделить следующие.

1. Завершение перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг их потребителями и ликвидации бюджетного финансирования организаций, предоставляющих эти услуги.

2. Перевод бюджетного финансирования организаций жилищного хозяйства в субсидии гражданам. В увязке с унеличепием доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг бюджетныс ассигнования должны перераспределяться в пользу адресной поддержки семей в зависимости от уровня их дохода.

3. Повышение эффективности программ субсидирования приобретения гражданами жилья. Это предполагает применение единых принципов предоставления жилищных субсидий, четкую увязку их размеров с уровнем семейного дохода, обеспечение прозрачности раепределения средств в рамках программ жилищного субсидирования.

4. Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Государство с помощью мер макроэкономического и налогового регулирования будет добиваться формирования экономических условий, стимулирующих кредиторов и заемщиков участвовать в жилищном кредитовании.

5. Стимулирование создания товариществ собственников жилья, которые рассматриваются в качестве действенного института прав индивидуальных собственников на участие в вопросах управления комплексами недвижимости и развития рыночных отношении и жилищном хозяйстве. Для решения этой задачи будут осуществляться передача в общую долевую собственность домовладельцев и многоквартирных жилых домах мест общего использования и прилегающих земельных участков и предоставление в распоряжение токариществ всех бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование содержания соответствующего жилищного фонда.

6. Создание условий для развития конкуренции организации, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом, и конкуренции поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. В качестве внедряемой государствомсхемы организации обслуживания жилищного фонда избрана такая, в которой собственник жилья, в том числе муниципалитеты, или их объединения (товарищества собственники жилья) выбирают управляющую компанию, которая берет на себя обязанности организовать обслуживание жилищного фонда. Управляющая компания в свою очередь выступает в роли покупателя жилищно-эксплуатационных услуг у специализирующихся на их предоставлении организаций либо самостоятельно обслуживается жилой фонд.

Задачей государственной политики является содействие становлению муниципальных управляющих компаний и развитию конкурепции между ними, а также развитию конкуренции организаций поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг.

  1. Роль государства в социальной защите населения, пути ее развития.

Целями государственной политики в области социальной поддержки населения являются:
     - смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
     - повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;
     - расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;
     - расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
     Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи будут необходимо решить следующие задачи:
     - обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
     - повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;
     - четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;
- конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.
     В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
  1   2   3   4   5   6


Специализация
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации