Шпаргалка по Истории Беларуси (ответы в краткой форме на 44 вопроса) - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по Истории Беларуси (ответы в краткой форме на 44 вопроса)
скачать (345.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc346kb.07.07.2012 04:42скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1. История как наука: предмет, задачи, особенности исторического знания.

Предмет исторической науки – движение человеческого общества во времени. Тема истории – судьба человека в земной жизни. Конечная цель исторического знания – познание личности человека в данную эпоху в данном обществе.

Задачи истории:

1) Описание событий и их объективная трактовка.

2) Осмысление прошлого и предвидение будущего.

3) Сохранение исторической памяти народа, как условие его выживания.

4) Патриотическая.

Подходы к историческому знанию:

Миф (греч.) – предание – символическая форма истории. Сгущенная история. В античную эпоху господствует цикличное представление об истории (т.е. все повторяется) параллельно с природой. В античную эпоху историю делали личности. В христианскую эпоху впервые ставится проблема смысла истории. Начало положено Ветхим Заветом. Христианство оформило современное восприятие истории, у которой есть начало и конец, и есть смысл. Драма истории в свободе человека.

Периодизация цивилизаций – это не просто хронология, а попытка обнаружения логики в историческом процессе.

Подходы:

1. Формационный (К.Маркс). Ставка на бытие, которое определяет наше сознание, следовательно, социально-экономическое развитие определяет политическое и духовное общества. Следовательно, смена исторических эпох обусловлена сменой способов производства. Первобытный – рабовладельческий – феодальный – капиталистический – социалистический. По Марксу все народы должны пройти эти стадии развития. Его ошибка в том, что он навязывает единую логику развития (древние славяне, германские племена не знали классического рабства; Россия из недоразвитого капитализма перешла в социализм). Сам Маркс вынужден был признать существование особого Азиатского способа развития.

2. Цивилизационный (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Суть подхода: цивилизации сменяют друг друга вследствие дряхления. Цивилизация – техногенное развитие. С этой точки зрения – это смерть древней культуры. Тойнби считал, что толчком к новой исторической эпохе является смена технологий и способов передачи информации.

3. Ценностный (Сорокин, Макс Вебер). Суть: смена исторических эпох – это смена духовных ценностей. М.Вебер доказал, что развитию капитализма в Европе предшествовала Реформация, которая поставила вопрос о богатстве церкви, изменила отношение к богатству, торговле, ростовщичеству.

2. Гипотезы происхождения человека. Историческая хронология.

Проблема возникновения человечества является предметом дискуссий. Существуют 3 гипотезы: приоционистская, эволюционная, космическая.

В основе религиозной концепции происхождения человека лежит представление о сотворении, согласно которому появление живых организмов можно объяснить только существованием всемогущего Бога, который создал вселенную и все остальные виды жизни на земле. Как утверждается в христианстве, Бог сотворил человека по своему образу с тем, чтобы человек был самим его выражением в этой вселенной и на этой земле. Как утверждается в Библии, он создал человека – Адама из земной пыли, а, затем, Еву из Адамова ребра. Религиозная концепция является выражением мировоззрения значительной части людей. Ее реальность держится на вере людей. В науке отсутствуют достоверные доказательства существования Бога.

Согласно теософской точке зрения творцом Космоса является извечно существующая бессознательная жизнь. Эта версия происхождения человека основывается на космических легендах Востока, т.е. легендах мироздания. Легенды утверждают, что из Неведомого, Непознаваемого Абсолюта возникает Первопричина Космоса – Логос. Это первое слово, раздающееся из Безмолвия. Это вибрация или движение Божественной Энергии, которая является Светом – движением Материи. Свет также означает Божественную Мысль, которая дает начало периоду создания Вселенной. Затем появляются другие великие Существа, т.н. Планетарные Духи, Создатели Миров. Логос начинает руководить целой Иерархией сознательных Божественных сил – различных Духовных Сущностей, которые и создают человека. За эволюцию планеты Земля ее должны населять 7 Коренных рас. Нынешнее поколение людей планеты считается пятой расой.

Среди большинства ученых-материалистов доминирующей является эволюционная концепция происхождения человека. С точки зрения эволюционной теории первые живые организмы развились из неживой материи. Размножаясь, они развились в разные виды живых организмов и в результате произвели все формы жизни, включая людей. И это все произошло без разумного руководства или сверхъестественного вмешательства. Против эволюции:

1) белок – сложная клетка, вероятность появления бактерии 10-40000;

2) ни одного переходного вида не обнаружено;

3) генетически доказано, что мутации получены только в рамках видов;

4) у человека 46 хромосом, у обезьян – 48;

5) теория эволюции противоречит второму Закону термодинамики;

6) синтез белка в воде невозможен;

7) нравственные законы противоречат законам природы.
3. Восточнославянские и балтские племена на территории Беларуси (VI-X вв.): расселение, образ жизни.

На территории Беларуси расселялись балты. Часть старинных балтов стала предками современных латышей и литовцев. Термин «балты» выходит из названия острова из Северной Европы. Основным занятием было животноводство и земледелие, а охота – вспомогательным.

В конце V – начале VII вв. славяне включились в процесс "Большого переселения народов". Славяне занимали земли на юг от реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Расселение славян на территории Беларуси шло с юга и юго-запада в направлении севера.

В начале раннего средневековья (VI–VII вв.) компактно они жили только в самых южных районах современной территории Б. Основной тип поселения – селища. Характерный тип жилища – полуземлянка (с прямоугольной или круглой печью в углу). У славян был обряд трупосожжения. Кремация происходила за границей захоронения. Пепел помещали в бескурганных могильниках или в невысоких округлой формы курганах с небольшими рвами вокруг.

С VI–VII вв. славяне начинают проникать на север – в балтский ареал. На речных мысах славяне строили поселки, а по соседству продолжали проживать балты. В балтском ареале в это время появляются полуземлянки с типовым славянским интерьером (полуземлянки с печами-каменками). У балтов очаг находился в центре жилища. К славянским культурным элементам относятся и каменные жернова. Балтское население пользовалось каменными зернотерками.

Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VII–IX вв. Большими группами они поселяются сначала в районах на севере от Припяти. В VIII–XI вв. славяне поселяются в Посожье (археологические памятники – круглые курганы с погребением по обряду трупосожжения). В IX в. расселились в Поддвинье (круглые (полусферические) курганы, размещались скученно, недалеко друг от друга с ровиками вокруг). К IX–X вв. славяне расселились в Верхнем Понеманье (округлые курганы). Т.о., большие группы славян поселились во всех регионах Б. Начались тесные контакты славян с местным балтским населением (было ассимилировано). В итоге славяно-балтского синтеза к IX–X вв. сформировались новые этнические сообщества – дрыговичи, кривичи, радимичи.

Дрыговичи проживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. От соседних древлян их отделяли болотистая местность. Потом дрыговичи продвинулись на север, очутились в верховьях Немана. Язык дрыговичей был славянский. Славянскими были серпы, ножи, керамика.

Такого же славяно-балтского происхождения были и радимичи, которые сформировались в Посожье и занимали эту территорию в позднее время. Язык радимичей был славянский. В культуре были и элементы балтского происхождения.

Смешанного славяно-балтского происхождения была и самое большое сообщество того времени – кривичи, что сформировались на территории на севере от дрыговичей и радимичей. Кривичи расселялись очень широко – северная граница достигла верховья Волги. Язык кривичей был славянский.

К IX-X вв. эти племена (особенно кривичи и дрыговичи) уже достигли более высокой стадии развития, поднялись на ступень раннеклассового общества и создали государства, которые можно назвать протогосударствами. Об этом свидетельствует уровень развития их хозяйства (земледелие и ремесла). В земледелии начали использовать более совершенные орудия с железными наконечниками. У кривичей и дрыговичей расширилось использование серпов нового типа (от аналогичных римских приспособлений), было усовершенствовано гончарное и кузнечное ремесла.

Ремесла начинают отделяться от земледелия. Это создает благоприятные условия для возникновения постоянной торговли. В IX-X вв. у кривичей и дрыговичей появляется устойчивый денежный оборот. В итоге таких важных перемен у кривичей и дрыговичей возникают первоначальные города (на территории кривичей Полоцк в IX в., в X в. – Витебск, на территории дрыговичей в X в. – Туров).

В это время меняется и социальный состав населения, подразделяется на знать (князей) и остальных жителей. Первые отличались своими функциями и положением, которое отражено в захоронениях. У кривичей и дрыговичей в отличие от предыдущих балтских общностей установилась другая система управления. Родоплеменное управление сменилось политическим. Возникли княжения. У полоцких кривичей и дрыговичей управление возглавляли князья, которые получали эти посты по наследству (Рагвалод – у полоцких кривичей, Тур – у дрыговичей). В княжествах был государственный аппарат для собирания дани. Все эти факты свидетельствуют о том, что ошибочно называть кривичей и дрыговичей, а возможно, и радимичей, племенами, т.к. среди них уже не было социального равенства, одинакового социального положения всех членов сообщества. У кривичей, дрыговичей и радимичей исчезло родоплеменное деление и управление. Они были культурными общностями и представляли собой первоначальные народы и относились к новому типу этнической общности, который соответствует началу цивилизации – более высокой стадии в развитии человечества, чем племена и союзы племен.

4. Восточнославянские княжества на территории Беларуси (IX-XIII вв.). Особенности государственного устройства Киевской Руси.

Киевская Русь ( первое древнерусское государство) – федерация древнеславянских княжеств, иерархическая структура из отдельных земель. Роль великого княжения то вырастала, то умалялась в зависимости от исторической ситуации.

Территория Беларуси в составе Киевской Руси слагалась из следующих земель-княжеств: Полоцкой земли, Смоленской земли, Туровской земли, Черниговской земли, Волынской земли.

В Х в. На территории Беларуси существовали 2 крупнейших княжества: Полоцкое и Туровское.

Полоцкое княжество было первым полноценным государством на белорусских землях. Полоцк впервые упоминается в 862 г. В 980 г. правит Рогволод. Наибольшего величия Полоцкое княжество достигает на рубеже XI-XII в. и связано с именами Брячеслава Всеславовича и Всеслава Брячеславовича (Чародея). Полоцкие князья были самостоятельными хозяевами в своем княжестве. Власть в Полоцком княжестве в Х-ХП вв. переходила обычно от отца к старшему сыну, если не было детей – к брату. Особенность Полоцкого княжества – наличие вече. Оно могло назначать и снимать князя, заключать договоры с другими городами и княжествами. Когда вече не поддерживало князя, он должен был покинуть город.

Туровское княжество образовалось в Южной Беларуси, бассейне реки Припяти. Туров упоминается около 980 г. Туровщина развивалась как самостоятельная государственная единица со всеми соответствующими институтами. Туровские князья ХI в. занимали великокняжеский престол в Киеве одновременно сохраняя за собой Туровское княжество, что свидетельствует о тесных отношениях Турова с Киевом. Общественный строй в Турове имел свои особенности. Они заключались в наличии посадника, вече и военного ополчения во главе с тысячником.

Государственное устройство Киевской Руси являлось раннефеодальной монархией. Во главе стоял князь, который являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая с ним дань и военную добычу. Пиры, которые устраивал князь – тоже своеобразная оплата труда дружины. Князь советовался со своими дружинниками по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться их поддержки. Старшие дружинники, наиболее опытные составляли совет (думу) и назывались боярами.

В IХ-Х вв. верховным собственником земли являлось государство.

В Х-ХП вв. происходит разложение государственной формы собственности и возникновение феодальной частной собственности на землю. Основой землевладения становится боярская вотчина, которая наследовалась от отца к сыну.
5. Социально-экономическое развитие восточнославянские княжеств.

Характер экономической жизни белорусских земель в основном определяло сельское хозяйство. Население Древней Беларуси занималось огородничеством. С развитием земледелия другие отрасли с/х – охота, рыболовство, бортничество – стали подсобным занятием. Рост производительных сил в земледелии сопровождался развитием домашних промыслов и выделение ремесла. Многие сельские ремесленники выходили из сельской общины и селились в местах, где был большой спрос на их изделия. Так возникали города.

Первоначальный город – это укрепленное поселение. Города чаще возникали среди урожайных земель, на перекрестках дорог, на берегах рек, около переправ – там, где можно было заниматься торговлей и ремеслом. Центр древнего города был укреплен стенами, рвами, валами. Возле укрепленного центра возникали новые поселения ремесленников и торговцев – посады (поселения горожан). Важным общественным местом города был рынок. Выделялись своим внешним видом соборы и церкви. В городах жили князья, дружинники, бояре и их слуги, но основное население это ремесленники и купцы. Крупные города постепенно превращались в центры ремесленного производства. Более широкое развитие получили кузнечное, ювелирное, гончарное, кожевенное, бондарское ремесло. Город имел связи с округой. С деревень привозили сельхозпродукты и сырье для ремесленников. Сделанные в городе вещи находили сбыт в деревнях.

Внутренняя торговля в Киевской Руси осуществлялась между отдельными городами по крупным рекам. Внешняя торговля велась преимущественно с Византией и странами Ближнего Востока. Т.о., развитие белорусских городов имело некоторые общие черты с развитием городов Западной Европы, но были и свои особенности – они развивались более неспешно, чем западноевропейские.

В итоге разложения первобытного общества возникали феодальные отношения. Крупные землевладельцы – феодалы все больше захватывали общинные земли. Свободные крестьяне становились зависимыми от них. Постепенно феодалы подчиняли себе целые села. Возникли усадьбы феодалов, появлялись княжеские и боярские села. Людей, которые зависели от своих хозяев, называли челядью. Среди них были люди, полностью утратившие свою свободу – холопы. Зависимые полусвободные крестьяне назывались смердами. Т.о. дальнейшее развитие имущественного неравенства постепенно вело к формированию разных групп населения.

Т.о., в экономике феодальный уклад существует наряду с рабством и даже первобытно-патриархальными отношениями и ее можно назвать многоукладной, переходной экономикой.

Достигнутый уровень хозяйственного и политического развития белорусских земель был выше, чем у литовцев. Он стал фундаментом дальнейших важных явлений в Беларуси и соседских землях.

6. Христианизация Руси. Духовные просветители Беларуси.

Язычество имело глубокие старинные корни на белорусских землях. Но в Х в. религиозные представления наших предков начали изменяться. Появилась необходимость в тесных связях с другими государствами, которые тогда становились христианскими.

Ознакомлению с христианством способствовал поход восточных славян в 907 г. в Византию. В нем принимали участие полоцкие воины. Славяне-язычники имели возможность близко познакомиться с новой для них верой. Наиболее важной исторической вехой в распространении христианства среди восточных славян был 988 г. Великий князь киевский Владимир Святославович принудил киевлян креститься, т.е. принять христианскую религию. Первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда, ее сын Изяслав и последующие князья.

С приходом христианства исчезли жертвоприношения (в т.ч. и человека), кровная месть, многоженство.

Распространение христианства содействовало развитию письменности и образованию. При церквях и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только самыми образованными людьми, но и советчиками в делах.

Принятие восточными славянами христианства имело громадное историческое значение. Последствия принятия христианства:

- христианство принесло новую мораль любви и милосердия, утверждало идею равенства всех перед Богом;

- принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, внушало уважение к власти;

- тип государственности приобретает византийскую форму, устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью;

- начинается оформление церковной юрисдикции, в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье;

- значительным культурным переворотом было введение единой письменности, а с письменностью начинается летописная история Руси;

- христианская церковь принесла свои архитектурные традиции;

- благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, она стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

В ХП в. ярким светом сверкали имена Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Клима Смолятича, Авраамия Смоленского.

Ефросинья Полоцкая основала женский и мужской монастыри, которые стали центром просвещения в Полоцком княжестве. В тяжелые для полотчан часы Ефросинья сочувствовала людям, разделяла их заботы и хлопоты, помогала им.

Кирилл Туровский известен в истории как выдающийся для своего времени писатель и оратор. Его при жизни называли Златоустом. Литературная деятельность Кирилла Туровского дает представление о высокой духовной культуре Турова.

7. Образование ВКЛ: причины, условия, особенности государственного строительства.

Существует несколько концепций относительно образования ВКЛ:

1. Консервативная: Беларусь до 1919 г. не имела своей государственности. Соответственно ВКЛ – государство чисто литовское, насильно захватившее белорусские, русские и украинские земли.

2. Левая: не Литва, а западнославянские земли (Новогрудское княжество) явились инициаторами образования ВКЛ; славянский элемент преобладает над литовским; белорусский язык государственный.

3. Центристская: ВКЛ – полиэтническое гос-во, белорусско-литовско-украинская федерация; ВКЛ эволюционировало в сторону усиления славянского элемента.

Причины – по времени совпало 3 явления: 1) феодальная раздробленность у восточных славян; 2) консолидация балтских племен; 3) общая угроза со стороны монголо-татар и немецких рыцарей.

В средние века раздробленность была характерна для многих стран мира. Белорусские земли не были исключением.

Раздробленность имела положительные и отрицательные стороны: росли города, которые стали центрами удельных княжеств, развивались ремесло и торговля, культура была в расцвете, но вместе с тем был рост внешней опасности, ссоры между боярами и князьями приводили к междоусобным войнам, дальнейшее закрепощение крестьян.

Процесс создания государства начался в середине XIII в. в разгар борьбы с крестоносцами и монголо-татарами. И закончился во второй половине XIV в., когда окончательно сформировалась его территория. Великое княжество Литовское раскинулось с севера на юг от Балтийского до Черного морей, с запада на восток от Бреста до Смоленщины. Ядром государства стали земли Новогрудского княжества вместе с соседними литовскими. В то время ВКЛ было самым крупным государством во всей Восточной Европе.

Высшей особой в государстве был великий князь. Первым князем – претендентом на роль создателя – выступил литовский князь Миндовг. Сначала власть великого князя считалась неограниченной (монархией). Важнейшей обязанностью князя была защита страны, ему подчинялись вооруженные силы всего княжества. В дополнение к обязанностям князь имел много прав. Неограниченная власть князя с течением времени начала ограничиваться деятельностью рады – законодательного и распорядительного органа власти.

Пути вхождения в состав ВКЛ были разными. При включении новых земель на договорной основе не было значительного перераспределения и ломки форм собственности. В целом расширение ВКЛ происходило мирно, потому что условия присоединения удовлетворяли влиятельные круги местного населения. Относительно условий вхождения земель не имеющих привилеев – смена местных князей литовскими не нарушила ранее существовавших социально-экономических отношений, прежних форм собственности, условий эксплуатации крестьянства.

В ВКЛ правительство дает права феодалам, расширяет права городов. Развитие городского управления по типу «магдебургского права» содействовало образованию самоуправляющихся городских общин, способных защищать права горожан в стычках с государственниками и феодалами.
8. Внешняя политика ВКЛ в XIV – н. XVI вв.

В XIV – начале XV в. отношения Великого княжества Литовского с соседними государствами приобретают характер жестокой борьбы. Военные походы сопровождаются кровопролитными битвами, опустошениями.

Армия Великого княжества Литовского осуществила успешный поход против татар к реке Дон. Витовт завладел землями в низовьях Днепра. Границы ВКЛ достигли Черного моря. Крупная победа над ардынцами-татарами была одержана в 1362 г. на реке Синие Воды (приток Южного Буга). Татары были вытеснены с украинских земель. Эти земли с городом Киевом были присоединены к Великому княжеству Литовскому. В 1399 г. Великому княжеству Литовскому довелось столкнуться с ордынцами на речке Ворскле (приток Днепра). Поражение помешало Витовту подчинить своей власти восточнославянские земли.

В это время угрозу для ВКЛ на западе представляли крестоносцы. Беспрерывно осуществляли свои набеги немецкие рыцари в литовско-славянские земли. Набеги чередовались с крупными походами и битвами. В конце XIV в. агрессия крестоносцев усилилась. Только окончательная победа над крестоносцами могла дать надежду на избавление от грозной опасности. Общая угроза склонила ВКЛ и Польское королевство к сближению. Решение о войне с крестоносцами было принято в 1408 г. на совете польского короля Ягайло и великого князя Витовта в Новогрудке. В 1409 г. началась т.н. «Великая война» между Польшей и ВКЛ, с одной стороны, и Тевтонским орденом – с другой. Утром 15 июля 1410 г. возле деревни Грюнвальд произошла решающая битва, в которой крестоносцы были вдребезги разбиты. После победы над крестоносцами значительно вырос авторитет Великого княжества Литовского и Польского королевства среди других стран.

Сложными были отношения между ВКЛ и Московским княжеством. И то, и другое государство, собирая вокруг себя города и расширяя свои территории, наконец, встретились границами в конце XVI в. Все земли былой Киевской Руси стремились объединить вокруг Москвы. Однако ВКЛ владело значительной частью этих земель. Поэтому военные стычки между 2 государствами были неизбежны. Князь Альгерд осуществил три похода на Москву (1368, 1370, 1372 гг.) и разбивал московское войско. В третьем не дошел до Москвы – был заключен мир. На некоторое время отношения между княжеством и Москвой приобрели мирный характер. Но с конца XV в. усилившееся ВКМ начинает активно и успешно вести борьбу с ВКЛ. Московское государство начало более активно склонять к себе православных феодалов, которые были недовольны засильем феодалов-католиков при великокняжеском дворе. В 1449 г. был подписан «вечный мир» с Москвой. Но мир с Москвой оказался коротким. Войны шли почти беспрестанно. В 1500 г. в битве Москва победила. С Московским княжеством были установлены мирные отношения. Новый мирный договор оказался для ВКЛ более тяжелым, чем предыдущий. Так, переживая противоречия и терпя неудачи, вступало ВКЛ в свой «золотой» XVI в.
9. Социально-экономическое развитие ВКЛ в XIV-XVI вв. Аграрная реформа 1557 г.

Основу экономического развития белорусских земель в XIV-XVI вв. составляло сельское хозяйство, с которым были тесно связаны ремесло и промыслы. Основными отраслями сельского хозяйства были земледелие и животноводство.

Право собственности на землю монопольно принадлежало классу феодалов. Крупнейшим феодалом было государство, имевшее в собственности крупнейшие земельные пространства. Основным земельным фондом хозяйственных земель владел великий князь. Все больше земельных угодий из рук монарха попадало в собственность шляхты. Поместьями на белорусских землях владели церковные учреждения и иерархи.

Сначала феодальное хозяйство носило натуральный характер, однако увеличение спроса на сельхозпродукцию в Западной Европе требовало коренной перестройки хозяйства. На смену двору приходит фольварк, ориентирующийся на рынок. Производство в таком хозяйстве ориентировано на труде крестьянина-барщинника.

Реорганизация феодального хозяйства постепенно набирала темпы. «Устава на волоки» 1557 г. явилась документом, подытоживающим определенный опыт фольварочного хозяйства. Одной из основных целей «волочной померы», вошедшей в историю под названием реформы 1557 г., было упорядочивание крестьянского землепользования, унификация размеров обложения повинностями. В соответствии с «Уставой» земля нарезалась на волоки (21,36 га). Т.о., в ходе проведения волочной померы разрушалась поземельная община. Она заменялась подворным населением земли.

Иначе протекал процесс развития помещичьего хозяйства на востоке Беларуси. Там фольварк был явлением редким. Помещичье хозяйство имело преимущественно промышленный характер (пр-во лесомат-в, дегтя, смолы). Основным производителем сельхозпродукции было крестьянское хозяйство, еще не знавшее барщины. На востоке Беларуси волочная помера не была проведена. Решающим фактором была близость русской границы. При всяком усилении гнета крестьяне «голосовали ногами». Русские власти беглецов не выдавали.

Аграрная реформа увеличила доходность государственных имений. Частные владельцы приспосабливали ее к своей выгоде, увеличивая повинности. В конце XV – первой половине XVI в. шел активный процесс закрепощения крестьянства. Прежние категории крестьян постепенно превращались в одно сословие – крепостное крестьянство. Крестьяне подразделялись на данников, тяглых и чиншевых. Натуральный оброк был главным в системе повинностей. Но по мере укрепления фольварочной системы на западе Беларуси на первое место выходит барщина – работа в помещичьем хозяйстве. В Восточной Беларуси – дань (большей частью медом дорогими мехами).

В XIV-XVI вв. в Беларуси наблюдается интенсивный процесс урбанизации. Некоторые белорусские города стали крупными центрами ремесла. Одной из основных городских функций была торговля. Рынки городов связывали между собой все регионы Великого Княжества Литовского.

Т.о., XIV-XVI вв. стали временем глубоких социально-экономических сдвигов, разрушающих вековые основы феодальных традиций, и создали благоприятную почву для развития новых производственно-общественных отношений.
10. Люблинская уния: причины, особенности государственного устройства Речи Посполитой, статус ВКЛ.

В 1956 г. на карте Европы появилось новое государство – Речь Посполитая. К объединению две независимые соседние страны – Королевство Польское и Великое Княжество Литовское – шли почти два века. 1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии.

В ряду причин унии 1569 г. одна из самых весомых – внутрисословные противоречия в лагере правящего класса Великого Княжества: средняя и мелкая шляхта хотела получить те же шляхетские вольности и то же влияние на управление государством, какие имела польская шляхта. Польские порядки были вольготнее для господствующего сословия. Но все же главной причиной заключения Люблинской унии стало тяжелое внешнеполитическое положение белорусско-литовского государства. Во-первых это борьба ВКЛ и Московского княжества за объединение земель Восточной Европы под своей властью. Кульминацией этой борьбы стала Ливонская война, начавшаяся в 1558 г. В начале 60-х гг. боевые действия перекинулись на территорию Княжества. Силы государства были на пределе, срочно требовался союзник. Надежда была на помощь Польши, т.к. Княжество имело значительный опыт уний с ней. К тому же западный сосед сам стремился к унии. На то было несколько причин. Во-первых, многочисленной польской шляхте стало тесно в королевстве и она поглядывала на земли Княжества, которые могли дать новые богатства, а с ними должности и награды. Во-вторых, Польша являлась самым сильным католическим бастионом в Восточной Европе, а потому именно ей Ватиканом отводилась главная роль в экспансии католицизма на восход.

Польша ко времени объединения находилась в лучшем положении, чем Княжество, что позволяло Короне осуществлять великодержавную политику. Однако сохранившаяся политическая мощь ВКЛ и отсутствие сильной централизованной власти в Польше не позволили последней инкорпорировать белорусско-литовское государство в свой состав. Люблинский акт был определенным компромиссом между устремлениями двух сторон, шедших на унию. Речь Посполитая была образована как конфедеративное государство с единым королем, общим Сеймом, одной Радой, общей денежной системой. Но в ВКЛ полностью сохранялись прежние административный аппарат, отдельные от Польши законодательство и судовая организация, титул и печать, а также войска. Самым мощным всплеском государственной независимости ВКЛ было принятие Статута 1588 г., который упразднял многие положения Люблинской унии. В этом законодательном акте о Люблинской унии даже не упоминается.

Но со временем ВКЛ начинает терять свою самостоятельность. Постепенно проходит ополячивание шляхты ВКЛ. Древнебелорусский язык теряет свои позиции.

Т.о., сформированная в Польше монархически-республиканская государственно-политическая система была не в состоянии объединить земли Речи Посполитой.

11. Межконфессиональные отношения в ВКЛ: православие, католицизм, протестантизм.

На территории ВКЛ существовали 3 христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм; 1 исламская.

Наиболее древней христианской церковью была православная. Православие пришло в 988 г. – крещение Киевской Руси. Еще во времена КР определились основные сферы деятельности христианской церкви, возникла крупная церковная землесобственность, оформилась ее структура. Для руководства деятельность церкви в крупных городах начали создаваться епархии: 992 г. – первая православная епархия в Полоцке, 1005 г. – Туровская Епархия. Во главе стоял киевский митрополит, который подчинялся Константинопольской патриархии. В н. XVI в. король и великий князь имеют право назначать на православные кафедры, следовательно, в православной церкви много случайных людей, это дискредитирует ее. В 1054 г. христианская церковь раскололась на православную и католическую. В 1204 г. крестоносцы разгромили Константинополь.

В отличие от православия, распространение католицизма на территории Беларуси, как и во всем ВКЛ, началось позже и прошло 2 отдельных этапа: с середины XIII в. до конца XIV в. и с конца XIV в. до второй половины XVI в.

С момента заключения ВКЛ с Польшей Кревской унии (1385 г.) началось окатоличивание. В 1387 г. Ягайло принимает католичество и польскую корону. Этот период считается временем изменения политико-правового положения белорусских земель в ВКЛ. В 1413 г. был издан Городельский привилей, по которому православные в ВКЛ лишались гражданских прав.

В XV – XVI вв. участились переходы православной знати к Москве со своими землями. В результате продолжительной борьбы православные феодалы добились в 1447 г. уравнения их прав с феодалами-католиками, но дискриминация при назначении на государственные должности сохранялась. В начале XVI в. князь Михаил Глинский организовал крупное восстание православных феодалов. Вся захватническая политика Московии происходила под идеологическим прикрытием защиты православия.

В 1534 г. православные были уравнены в правах с католиками. Положение православных в ВКЛ всегда зависело от того, кто был у власти.

Протестантизм появился в результате Реформации XV – XVII вв. На территории ВКЛ распространение получили кальвинисты, антитринитане (50-70 гг. XVI в.). Организуются десятки реформаторских общин, а при них – церкви, школы, приюты, типографии. Антитринитане требовали социальных преобразований в обществе, что привело к конфликту с кальвинистами. Протестантов в ВКЛ поддерживали магнаты в надежде, что сохранят независимость как от Москвы, так и от Польши. При всех гуманистических устремлениях протестантской интеллигенции, у протестантизма в ВКЛ и РП не было будущего. Протестантизм остался лишь эпизодом в культурной истории Беларуси.

После раскола христианства попытки вернуть былое единство предпринимались неоднократно. Новое направление христианства – униатство – было оформлено Брестским собором в 1596 г. Идея унии – союза 2 христианских церквей занимала прочное место в политической и интеллектуальной жизни Европы в XV – XVI вв. Инициаторами создания униатской церкви в РП был католический орден иезуитов, который через церковную унию хотел добиться полного окатоличивания православного населения. Идею унии поддержала и часть православных священников, которые через унию стремились вывести из кризиса православную церковь. Уния может быть действительна, если ее подпишут все патриархи. Православная церковь в РП была официально запрещена, но права и имущество отошли к униатам. Униатская церковь сохранила православные обряды. В 1620 г. иерусалимский патриарх восстановил православную церковь.

В 1720 г. Замойский Собор окончательно латинизирует униатскую церковь. На защиту православия встали миряне и священники. Уния не принесла мира ВКЛ. Результатом ее станет казацкая война 1648-53 гг.
  1   2   3   4


1. История как наука: предмет, задачи, особенности исторического знания
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации