Рузавин Г.И. Методология научного исследования - файл n1.doc

приобрести
Рузавин Г.И. Методология научного исследования
скачать (1961.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1962kb.07.07.2012 04:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
ББК 87.25я73 Р83

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф. О.А. Митрошенков и д-р филос. паук, проф. АЛ. Никифоров

Главный редактор издательства Н.Д. Эршшвшш

Рузавин Г.И.

Р83 Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 317 с. ISBN 5-238-00085-5.

Рассмотрены процесс научного исследования, его структура и важнейшие методы, в том числе абдукгивный, гипотетико-дедукгивный и системный. Впервые в отечественной литературе проанализированы новые методы социально-гуманитарного исследования, опирающиеся на идеи и принципы системного подхода, синергетики и герменевтики.

ББК87.25я73

ISBN 5-238-00085-5

© Г.И. Рузавин, 1999

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, в которых вводится изучение новой дисциплины "Философия науки", а также читателей, интересующихся философскими проблемами и методами современной науки.

© ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 1999.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

запрещается без письменного разрешения

издательства

Введение 3

Глава 1. Научное познание как предмет методологического анализа 5

1.2. Методы научного познания 6

1.3. Критерии и нормы научного познания 9

1.4. Модели анализа научного открытия и исследования 12

1.5. Общие закономерности развития науки 16

1.6. Методология научного поиска и обоснования его результатов 19

Глава 2. Научная проблема 23

2.1. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании 24

2.2. Предпосылки возникновения и постановки проблем 27

2.3. Разработка и решение научных проблем 31

2.4. Решение проблем как показатель прогресса науки 33

Глава 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании 37

3.1. Гипотеза как форма научного познания 37

3.2. Логическая структура гипотезы 38

3.3. Вероятностный характер гипотезы 40

3.4. Требования, предъявляемые к научным гипотезам 44

3.5. Эвристические принципы отбора гипотез 49

Глава 4. Гипотетико-дедуктивный метод. 55

4.1. Исторические корни и современный взгляд на гипотетнко -дедуктивный метод 55

4.2. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании 58

4.3. Логическая структура гнпотетико-дедуктивных систем 64

4.4. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивного метода 66

Абдукция и объяснительные гипотезы 69

5.1. Место и роль абдукции как специфической формы умозаключения 69

5.2. Отношение абдукции к другим формам умозаключений 72

5.4. Абдукция и законы науки 77

6.3. Структура научных теорий 86

6.4. Методологические и эвристические принципы построения теории 91

6.5. Интертеоретические отношения 96

Глава 7. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий 99

7.1. Специфические особенности проверки научных теорий 99

7.2. Проблемы подтверждения и опровержения теории 101

Глава 8. Методы объяснения, понимания и предсказания 103

8.1. Методы и модели научного объяснения 103

8.2. Методы и функции понимания 108

8.3. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования 117

Глава 9. Методы социально-экономического и гуманитарного исследования 120

9.2. Методы социального исследования 121

9.3. Гуманитарные методы исследования 132

Глава 10. Системный метод исследования 137

10.1. Характерные особенности системного метода исследования 138

10.2. Строение и структура системы 139

10.3. Классификация систем 140

10.4. Самоорганизация и организация систем 142

10.5. Самоорганизация и эволюция систем 144

10.6. Методы и перспективы системного исследования 145

10.7. Системный метод и современное научное мировоззрение 150

Важнейшие понятия 153

Указатель имен 157

Введение



Предлагаемая книга возникла из курса лекций, прочитанных аспирантам в различных высших учебных заведениях Москвы. Ее содержание составляет кандидатский минимум по методологии научного познания, который охватывает изучение важнейших методов процесса исследования в науке. Чтобы яснее представить связь и различие между обьщенным и научным познанием, в главе 1 показывается, что научное познание возникает на основе повседневного, стихийно-эмпирического познания, которое также направлено на объективное отражение свойств и особенностей предметов и явлений окружающего мира. Истинность этого отражения проверяется практической деятельностью, успехами и результатами в достижении поставленных людьми целей и задач. Однако это познание существенно ограниченно по своим возможностям, так как опирается в основном на эмпирические обобщения наблюдаемых фактов, которые не всегда оказываются верными, ибо не контролируются теоретическим мышлением, точными методами рассуждений и строгими критериями обоснованности полученных результатов. Мир повседневного познания ограничивается конкретными вещами, явлениями и событиями, и поэтому в нем отсутствуют абстракции и идеализации, гипотезы и теории, которые характерны для науки. Сам процесс научного познания отличается особой последовательностью, система-тичностью и методичностью. Поэтому поиск истины в науке имеет организованный и целенаправленный характер специфического исследования.

Поскольку такое исследование начинается с осознания трудности, возникшей в процессе познания, а именно обнару-жения противоречия между новыми фактами и старыми спосо-бами их объяснения, постольку наш основной курс открыва-ется в главе 2 анализом научной проблемы. Разрешению такой проблемы, по сути дела, подчинена вся дальнейшая деятельность ученого или научного коллектива. После того как проблема ясно осознана и точно сформулирована, начинаются поиски ее решения. В некоторых случаях могут быть найдены алгоритмы, или точные предписания для их разрешения, например, с помощью теории принятия решений.

В период становления науки, когда она только накапливала, систематизировала и обобщала аккумулированную информа-

1

цию, выдвигались проекты создания логики открытия, посредством правил которой можно было бы открывать новые истины в науке. Однако по мере развития науки становилось все более очевидным, что никаких правил, алгоритма или логики, с помощью которых можно было бы чисто механически получать новые истины, делать открытия в науке, не существует. Научное открытие есть результат творческого поиска, в котором иcпользуются интуитивные и логические, эмпирические и теоретические, дедуктивные и недедукгивные рассуждения, эвристические и алоритмические методы и средства исследования.

Как правило, поиск решения проблемы начинается с выдви-жения гипотезы, выступающей в качестве предполагаемого объяс-нения новых фактов и явлений. Подробному обсуждению гипо-тезы посвящена глава 3 книги, в которой речь идет о методо-логических критериях, которым должна удовлетворять она, чтобы быть научной, а также о последовательных этапах ее разработки, начиная от формулирования гипотезы, ее эвристической оценки, выведения из нее эмпирически проверяемых следствий и кончая их сопоставлениями с данными опыта и практики.

Глава 4 «Гипотетико-дедуктивный метод» является естественным продолжением и развитием предыдущей, так как в ней анализируются системы гипотез, связанные между собой отношением дедукции. Именно эти системы больше всего используются в эмпирических и фактуальных науках на разных стадиях их развития. На начальных стадиях они применяются для систематизации накопленной информации, на последующих — для построения теорий. Нередко поэтому развитую гипотетико-дедуктивную систему просто отождествляют с теорией, хотя правильнее было бы рассматривать ее как завершающую ступень перехода к теории.

Долгое время дедукция и индукция в процессе познания применялись обособленно и даже противопоставлялись друг другу. Впервые задачу их объединения в рамках единого метода исследования поставил перед собой выдающийся американский логик, математик и философ Ч.С. Пирс. Он назвал его абдукцией и использовал как эвристический метод построения объяснительных гипотез в науке. Поскольку в отечественной литературе по логике этот метод почти не освещался, то мы сочли необходимым подробно обсудить его в главе 5.

Глава 6 посвящена методам анализа и построения Теорий, играющих центральную роль в современном научном познании. В ней обсуждаются различные взгляды на природу Теории и теоретических понятий, их классификацию по логиической структуре и функциям, которые они осуществляют в

научном познании. Особое внимание обращается на системный характер знания, воплощенного в теории.

С системной точки зрения можно лучше понять не только структуру теорий, но и специфические методы их проверки, подтвержения и опровержения, которые рассматриваются в главе 7. Поскольку теория является логически взаимосвя-занной системой понятий, утверждений и законов, постольку способы ее проверки существенно отличаются от проверки изолированных обобщений, эмпирических законов и утвержде-ний. Подробное их обсуждение занимает центральное место в этой главе.

Анализу важнейших функций теории посвящена глава 8, в которой наряду с рассмотрением различных моделей объяснения, значительное внимание уделено проблеме понимания, которая стала разрабатываться в отечественной философской и психологической литературе лишь в последнее время. При обсуждении' вопросов предвидения мы сочли целесообразным специально выделить прогностический и предсказательный его аспекты.

В отличие от многих работ по методологии науки, которые в целом ориентируются на естественно-научное познание, мы попытались в рамках единой ее концепции рассмотреть специфические особенности социально-экономического и гуманитарного знания. Это представляется тем более необходимым потому, что на протяжении многих веков существует тенденция к резкому противопоставлению методов социально-экономических и гуманитарных наук и методов естественных и технических наук. В значительной мере такое противопоставление стимулировалось стремлением к унификации методов познания, которое поощрялось представителями позитивистского и аналитического направлений в философии науки. Независимо от этого в социально-гуманитарном познании нельзя не учитывать субъективной стороны деятельности людей, а тем самым и ее отражения в методах познания. Особенности изучения экономической жизни, социального поведения и действия, а также духовной деятельности людей детально рассматриваются в главе 9.

Завершается книга обсуждением в главе 10 системного метода, который в настоящее время все шире используется во всех отраслях научной деятельности и с позиций которого можно глубже и лучше понять многие проблемы современной методологии науки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации