Кац А.Л. Санитария и гигиена парикмахерского дела - файл n1.doc

приобрести
Кац А.Л. Санитария и гигиена парикмахерского дела
скачать (847.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc848kb.07.07.2012 04:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8






А.Л.Кац

Санитария и гигиена парикмахерского дела

Введение 3

Определение гигиены как науки и ее задачи. 3

Личная гигиена учащихся и гигиена питания. 6

Уход за телом. 6

Уход за одеждой. 6

Уход за обувью. 7

Гигиена питания. 7

Состав пищи. 7

ГЛАВА I. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КОЖИ, ВОЛОС, НОГТЕЙ И ГЛАЗ 10

§ 1. КОЖА 10

Строение кожи. 10

Физиология кожи. 11

Борьба с инфекционными болезнями. 12

§ 2. ВОЛОСЫ 12

§ 3. НОГТИ 14

§ 4. ГЛАЗА 14

ГЛАВА II. МИКРОБИОЛОГИЯ 16

§ 1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О РАЗВИТИИ МИКРОБИОЛОГИИ 16

§ 2. МИКРОБЫ И ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 17

§3. ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ 19

§ 4. СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ МИКРОБОВ 21

§ 5. МИКРОБЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ 22

Микробы воды. 22

Микробы почвы. 22

Микробы воздуха. 23

ГЛАВА III. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ 24

§ 1. ИНФЕКЦИЯ И ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ 24

§ 2. ИММУНИТЕТ 26

§ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ИНФЕКЦИЯМИ 28

§ 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ ГРАНИЦ РОССИИ 28

ГЛАВА IV. КОЖНЫЕ И ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА 29

§ 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ БАКТЕРИЯМИ 30

§ 2. ГРИБКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ, ВОЛОС И НОГТЕЙ 35

§ 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ЖИВОТНЫМИ ПАРАЗИТАМИ 38

§ 4. ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ 40

§ 5. СИФИЛИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОЖУ И ВОЛОСЫ 40

§ 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ 41

§ 7. ПРОЧИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ 42

§ 8. УХОД ЗА КОЖЕЙ, ВОЛОСАМИ И НОГТЯМИ 43

§ 9. ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ 46

ГЛАВА V. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА ПРОИЗВОДСТВА 47

§ 1. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ОБОРУДОВАНИЮ ПАРИКМАХЕРСКИХ 47

§ 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПАРИКМАХЕРСКИХ 50

§ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПАРИКМАХЕРСКОМУ БЕЛЬЮ 51

§ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУМЕНТАМ 52

§ 5. ТРЕБОВАНИЯ К ПАРИКМАХЕРСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РАБОТ 54

§ 6. ГИГИЕНА ТРУДА В ПАРИКМАХЕРСКОЙ 59

ГЛАВА VI. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ 62

приложения 66

Приложение 1. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПАРИКМАХЕРСКИХ 66

Приложение 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЗИНФЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ГРИБКОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (МИКОЗАХ) СТОП И КИСТЕЙ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ) 69

Приложение 3. АПТЕЧКА ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОИ ПОМОЩИ 71


Введение

Определение гигиены как науки и ее задачи.


Гигиена — это наука, изучающая влияние условий труда и быта на здоровье населения. Одна из важнейших задач современной гигиены — разработка гигиенических правил, нормативов и мероприятий по предупреждению отрицательного воздействия различных факторов внешней среды (физических, химических, биологических) и общественно-производственных отношений на организм человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Среди различных предприятий бытового обслуживания, услугами которых пользуется человек, значительное место занимают парикмахерские.

Соответствие устройства, оборудования и эксплуатации парикмахерских гигиеническим нормативам — необходимое условие сохранения здоровья посетителей и работников парикмахерских.

Основная задача гигиены в парикмахерских — предупреждение возникновения и распространения заразных заболеваний. Персонал парикмахерской должен знать основы анатомии и физиологии кожи, волос и ногтей, уметь определить инфекционное заболевание и способы его распространения в парикмахерских, уметь отличить здоровую кожу от больной, здоровые волосы и ногти от больных, знать способы предотвращения заразных болезней, а также соблюдать личную и профессиональную гигиену. Иначе говоря, каждый работник парикмахерской должен быть хорошо знаком с санитарией и гигиеной.

В санитарных правилах, утвержденных зам. Главного государственного санитарного врача СССР № 981—72 от 19.06.72 г., нашли отражение гигиенические требования, направленные на ликвидацию возможности передачи заразных болезней через парикмахерскую.

Роль русских и советских ученых и врачей в развитии гигиены (краткий исторический очерк). Гигиена — одна из наиболее древних наук. Уже в самых древних памятниках русской письменности встречаются указания на то, что при строительстве городов и деревень необходимо избегать низких и болотистых участков, особенно опасных для здоровья.

Чрезвычайно большое значение для развития гигиены имела деятельность великого ученого Средней Азии Авиценны (Абу Али Ибн Сина, 980— 1037 гг.). В знаменитом «Каноне медицины» он уделил большое внимание вопросам гигиены, в частности, соблюдению правильного режима во все периоды жизни человека. На этом основании он рекомендовал проветривать жилища, кипятить или фильтровать воду. Авиценна выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся посредством воды и воздуха.

Важное значение для развития санитарной культуры имела эпоха Петра I, сыгравшая столь большую роль в истории России. Следует отметить, что Петр I сам руководил проведением многих санитарных мероприятий. Так, он собственноручно написал наставление о предохранении войск от болезней во время похода в Персию.

Исключительную роль в развитии гигиены сыграли философские и естественнонаучные работы М.В.Ломоносова. В своем трактате «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763) он не только затронул вопросы организации труда и отдыха рудокопов, рациональной защитной одежды, удаления подземных вод и т. д., но и создал оригинальную теорию естественной вентиляции шахт.

Воспитанник Московского университета С. Г. Зыбелин (1736—1802) был первым русским профессором медицинского факультета. Он умело сочетал клиническую и общественно-гигиеническую деятельность. Последователь Ломоносова, С. Г. Зыбелин придавал большое значение влиянию внешней среды в возникновении и развитии болезней. В 1871 г. С. Г. Зыбелин — один из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. Разработал важные практические меры по борьбе с оспой, лечению детских болезней закаливанием организма.

Из других видных врачей конца XVIII в. можно назвать сподвижника А. В. Суворова, штаб-лекаря Е. Т. Белопольского. В своих «Правилах медицинским чинам» он пишет, что искать причины заболеваемости следует не в лазаретах между больными, а между здоровыми, исследовав их пищу, питье, строение казарм и землянок, время построения, пространство и тесноту, чистоту и различные изнурения.

Во второй половине XVIII в. в России издается ряд книг по различным вопросам гигиены, посвященных характеристике влияния на организм отдельных элементов внешней среды, диетике и т. д.

М. Я. Мудров (1776—1831) обобщил и разработал целую систему гигиенических мероприятий по предупреждению болезней. В 1808 г. М. Я. Мудров впервые в истории медицины начал читать в Московском университете самостоятельный курс военной гигиены. Обобщением этого курса явилась актовая речь, произнесенная им 3 июля 1809 г., — «Слово о пользе и предметах военной гигиены». В этом труде М. Я. Мудрову удалось с исключительной глубиной развернуть перед русскими врачами задачи гигиены вообще и военной гигиены в особенности.

М. Я. Мудров принимал непосредственное участие в борьбе с эпидемиями холеры (1830—1831) в Саратове и Петербурге.

И. Е. Дядьковский (1784—1841) считал, что жизнь человеческого тела есть постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних — человеческого тела. Неудивительно, что, исследуя причины болезней, он связывал их с вредным влиянием внешней среды, т. е. воздуха, воды, пищи и т. д., «вредоносное» действие воздуха он искал в его химическом составе и «примесях посторонних», а также в его температуре и влажности.

Н. И. Пирогов, Г. А. Захарьин, А. П. Доброславин, Г. В. Хлопин и др. Н. И. Пирогов сыграл огромную роль в развитии военной и школьной гигиены в России. Являясь горячим и убежденным сторонником необходимости развития профилактического направления в деятельности каждого врача, он говорил, что будущее принадлежит предохранительной медицине.

Не меньшее значение для развития гигиены имела деятельность Г. А. Захарьина, который считал эту науку частью терапии и являлся ярым поборником идеи гармонического сочетания лекарственного лечения с гигиеническими, оздоровительными мероприятиями.

Во второй половине XIX в., в период развития капитализма в России, наша отечественная гигиена стала развиваться как экспериментальная наука, чему способствовали крупные успехи русского естествознания.

А. П. Доброславин (1842—1889) был первым профессором в России, возглавлявшим самостоятельную кафедру гигиены. Определяя задачи этой науки, А. П. Доброславин писал, что помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер, почему гигиена и существует главным образом как общественная гигиена, общественное здравоохранение. А. П. Доброславин был одним из руководителей Русского общества охранения народного здоровья, одним из организаторов земской санитарии, основал и редактировал научно-популярный журнал «Здоровье». По его инициативе в Петербурге была организована аналитическая станция для исследования пищевых продуктов.

Ф. Ф. Зрисман (1842—1915) был организатором кафедры гигиены в Московском университете, специального гигиенического института в Москве и первой в России городской санитарной станции. Трехтомное руководство «Курс гигиены», написанное Ф. Ф. Эрисманом, сыграло большую роль в подготовке врачей. Его книга «Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда» фактически положила начало гигиене труда в России.

Прогрессивность научных взглядов Г. В. Хлопина (1863—1929) выражается в развитии лучших традиций русской гигиенической школы — ее общественной направленности и связи с практикой. Г. В. Хлопин сумел провести ряд законопроектов, касающихся школьно-санитарного надзора, санитарной охраны воздуха, воды и почвы населенных пунктов и др. В послереволюционный период им были написаны работы: «Основы гигиены», «Очерки профессиональной гигиены».

Для развития отечественной профилактической медицины важное значение имела критика В. И. Лениным санитарного неблагополучия царской России. Эта критика неопровержимо доказала, что опустошительные эпидемии, огромная детская и общая смертность, угроза вырождения рабочего класса и трудящегося крестьянства явились следствием существующего государственного строя и могут быть устранены лишь при его уничтожении.

К числу великих русских ученых, оказавших большое влияние на развитие некоторых разделов гигиены, можно отнести Д. И. Менделеева. Особое значение для гигиенической науки имеют его работы по санитарной охране атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Он резко возражал против спуска в водоемы неочищенных стоков.

Характеристика деятельности русских гигиенистов дореволюционного периода во многих отношениях будет неполной, если не сказать о том, в каких тяжелейших условиях приходилось им жить и работать. Для проведения любого профилактического мероприятия необходимо было преодолеть огромные препятствия и даже подвергаться угрозе административных репрессий. Поэтому далеко не все научные открытия и достижения наших отечественных гигиенистов могли быть завершены и реализованы в санитарной практике.

Развитие гигиены в СССР. После Великой Октябрьской социалистической революции наступает качественно новый этап в развитии отечественной гигиены. Наука получает широчайшие возможности для разработки основных гигиенических проблем, а главное, для претворения в жизнь всех своих достижений. В программе, принятой VIII съездом РКП(б) в 1919 г., подчеркивается необходимость решительного проведения широких санитарных мероприятий, включающих оздоровление населенных мест, постановку общественного питания на научно-гигиенических основах, организацию мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней, и создание санитарного законодательства.

Молодая Советская республика получила тяжелое санитарно-эпидемиологическое наследие. Ужасающее санитарное состояние рабочих поселков, сел и деревень царской России обусловливало высокую заболеваемость и смертность населения. Особенно были распространены инфекционные желудочно-кишечные заболевания.

Декретом Совета народных комиссаров был создан Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н. А. Семашко (1874—1949). В состав Наркомздрава входила санитарно-эпидемиологическая секция. В отделах здравоохранения Советов рабочих и крестьянских депутатов на местах были созданы санитарно-эпидемиологические отделы.

Так, в тяжелейших условиях гражданской войны, интервенции и хозяйственной разрухи было положено начало санитарной организации молодого Советского государства, законодательным оформлением которой в последующем явился декрет Совнаркома РСФСР «О санитарных органах Республики» (15 сентября 1929 г.). Главной задачей органов здравоохранения в период 1918—1921 гг. явилась борьба с эпидемиями, которая рассматривалась Советским правительством как общенародная задача.

С трибуны VII съезда Советов В. И. Ленин призывал к мобилизации на борьбу с эпидемиями всех сил страны — партийных, советских организаций, медицинских работников, широкой общественности.

Большую роль в привлечении населения на борьбу с сыпным тифом сыграли рабочие комиссии, созданные по декрету Совнаркома в начале 1919 г.

Декреты Советского правительства этого периода о борьбе с сыпным тифом, холерой, натуральной оспой, а также об улучшении банного дела, водоснабжения, канализации и очистки населенных мест, санитарной охране жилищ положили начало санитарному законодательству.

Необходимо отметить, что в эти годы был основан ряд крупных научно-исследовательских институтов: в 1920 г. был создан Государственный институт народного здравоохранения, состоявший, по существу, из 7 самостоятельных институтов (в том числе Санитарно-гигиенического института и Института питания); в 1921 г. — Московский санитарный институт имени Ф. Ф. Эрисмана, в 1923 г.— Институт по изучению профессиональных болезней имени В. А. Обуха в Москве.

Благодаря руководству и заботе партии и правительства к 10-летию Советской власти были достигнуты существенные успехи в деле охраны народного здоровья, доказательством чего явилось значительное уменьшение смертности населения. Годы первой пятилетки были также ознаменованы важными законодательными актами, сыгравшими большую роль в развитии социалистического здравоохранения: решения партии и правительства о санитарном минимуме, о мерах улучшения общественного питания и др. 23 декабря 1933г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление о создании Всесоюзной государственной санитарной инспекции. Это значительно расширило правовые основы деятельности санитарной организации, усилило ее контрольные функции.

Одним из выдающихся деятелей в области организации здравоохранения и основоположником социальной гигиены является Н. А. Семашко.

После Великой Октябрьской социалистической революции Н. А. Семашко много сделал для разрешения основных гигиенических проблем. Ему принадлежит бесспорная заслуга в законодательном оформлении ряда важнейших санитарных мероприятий, относящихся к водоснабжению и канализации городов, хлорированию воды, охране труда и др.

А. Н. Марзеев (1863—1956) всю свою жизнь посвятил делу охраны народного здоровья. После Великой Октябрьской социалистической революции он возглавил украинскую санитарную организацию. А.Н.Марзеев принимал активное участие в создании Украинского института коммунальной гигиены (1931).

Видная роль в развитии школьной гигиены принадлежит А. В. Молькову (1870—1947). По его инициативе и при непосредственном участии были организованы, первые в СССР кафедры школьной гигиены. А. В. Мольков и его сотрудники впервые в СССР начали систематическое изучение динамики физического развития детей и подростков.

В. А. Левицкий (1867—1936) начал свою врачебную деятельность в качестве земского врача. В его работе «Санитарные условия труда шляпного промысла», в которой он вскрыл причины физического вырождения кустарей, занятых изготовлением фетровых шляп с применением ртути. В течение нескольких лет В. А. Левицкий упорно боролся за внедрение безртутного способа работы, но наталкивался на сопротивление фабрикантов. Только в условиях советского строя вопрос об оздоровлении производства был быстро и успешно разрешен.

В разработке советского законодательства по охране труда огромная роль принадлежит С. И. Каплуну (1897—1943). Под его руководством разработаны многие разделы Кодекса законов о труде. В 1925 г. по его инициативе и при непосредственном участии был организован Научно-исследовательский институт охраны труда. С 1926 г. С. И. Каплун возглавлял организованную по его инициативе первую в СССР кафедру гигиены труда (ныне кафедра гигиены труда 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова).

Большое значение для гигиены водоснабжения населенных мест и санитарной охраны водоемов имеют исследования С. В. Моисеева, С. Н. Строганова, С. Н. Черкинского и др. Актуальные вопросы гигиены атмосферного воздуха освещены в работах В. А. Рязанова, Р. А. Бабаянца и других исследователей. Для развития гигиены питания большое значение имеет деятельность А. В. Рейслера, а также исследования О. П. Молчановой и Б. А. Лаврова с сотрудниками.

К концу предвоенного периода советское здравоохранение имело достаточно мощную централизованную государственную санитарную организацию, обладавшую всеми возможностями для проведения самых широких оздоровительных мероприятий среди населения. Следует подчеркнуть, что успешное осуществление этих мероприятий во многом определялось тесной связью санитарно-эпидемиологических учреждений со всей лечебно-профилактической сетью здравоохранения. Именно в эти годы стало возникать широкое общественное движение населения за чистоту и санитарную культуру. Таким образом были реализованы на практике два основных принципа социалистического здравоохранения: единое лечебно-профилактическое направление советской медицины и широкое участие трудящихся в проведении оздоровительных мероприятий.

Великая Отечественная война (1941—1945 гг.) в отличие от прошлых войн не сопровождалась тяжелыми эпидемиями инфекционных заболеваний. В послевоенные годы, выполняя задания партии и правительства, органы санитарной службы много сделали для ликвидации санитарных последствий войны, дальнейшего подъема санитарного состояния СССР и улучшения условий труда и быта населения.

В 1948 г. основными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы были признаны санитарно-эпидемиологические станции, в деятельности которых успешно сочетались контрольные функции (функции санитарного надзора) и организация проведения широких профилактических мероприятий.

Следует особо подчеркнуть, что достижения советской гигиенической науки стали возможными благодаря тому вниманию, которое уделяют Коммунистическая партия и Советское правительство охране здоровья населения и проведению профилактических мероприятий.

Личная гигиена учащихся и гигиена питания.


Содержанием личной гигиены являются гигиенические мероприятия, проводимые в круглосуточном режиме личной жизни, в труде и отдыхе, необходимые для укрепления здоровья, предотвращения заболеваний, для правильного физического развития.

Уход за своим телом, содержание его в чистоте, закаливание организма, содержание в чистоте одежды, белья, обуви, соблюдение режимных моментов (питание, сон), занятия физкультурой — все это относится к личной гигиене.

Уход за телом.


Кожа у юношей имеет анатомо-физиологические особенности: верхний роговой слой надкожицы тоньше, чем у взрослых, роговые клетки легко слущиваются. Собственно кожа богата кровеносными сосудами, имеет густую сеть широких мельчайших капилляров. Сальные железы обильно выделяют сало, потовые железы — пот. Тонкость рогового слоя и большое количество кровеносных сосудов способствуют легкой ранимости кожи и инфицированию. Защита кожи от механических и химических воздействий слабее, чем у взрослых. Дыхательная способность вследствие отмеченных особенностей строения несколько сильнее, чем у взрослых, а теплорегуляция слабее, потеря тепла больше. Загрязнение кожи выделяющимися потом, салом, слущивающимися клетками верхнего рогового слоя, а также загрязнение из внешней среды пылью, грязью, микробами ухудшает деятельность кожи, закупоривает выводящие протоки сальных и потовых желез, ведет к раздражению, воспалению и различным кожным заболеваниям. Разлагающиеся на коже пот и сало издают неприятный запах. Загрязненная кожа рук может служить источником передачи инфекции: болезнетворных микробов, яиц глистов, чесоточного клеща. Грязными руками легко внести в организм возбудителей кишечных инфекций (дизентерии, брюшного тифа и др.).

Уход за телом заключается прежде всего в содержании тела в регулярном мытье горячей водой с мылом не менее одного раза в 7—10 дней и частой смене белья. Горячая вода удаляет с кожи грязь, пот, излишек сала, очищает выводные протоки сальных и потовых желез, улучшает кровообращение и усиливает обмен веществ через кожу. Кроме того, необходимо совершать утренний и вечерний туалет: мытье с мылом рук, лица, шеи (а летом и ног перед сном), а также чистку зубов. Мытье рук, кроме того, обязательно после загрязняющих работ, перед приемом пищи и после посещения туалета.

Уход за одеждой.


Поддержание чистоты тела требует частой смены белья: нательного через 5—7, а постельного через 7—10 дней. Носки и чулки необходимо менять чаще, особенно при потливости ног. Верхнее платье — костюм, пальто надо ежедневно очищать от пыли щеткой и проветривать. Основное назначение одежды — защита тела от охлаждения и излишнего перегревания внешним теплом, от грязи, дождя и механических повреждений. Одежда содействует теплорегуляции организма, т. е. поддерживает его температуру на определенном уровне (36—37° С). Организм человека благодаря одежде сберегает в среднем третью часть всего тепла. Воздух между одеждой и телом сохраняет довольно постоянную температуру в пределах 30—35°С даже при значительных колебаниях внешней температуры. Одежда создает вокруг тела искусственный климат (микроклимат), в котором человек чувствует себя хорошо. Ткани одежды должны иметь прежде всего два основных свойства: обладать малой теплопроводностью и хорошей воздухопроницаемостью. Эти свойства обусловливаются тем, что ткань между своими волокнами заполнена значительным количеством воздуха. Ткань, содержащая большое количество пор, обладает большей воздухопроницаемостью и меньше проводит тепло, ее теплоизолирующие свойства лучше. При отсутствии пор ткань одежды становится воздухо- и водонепроницаемой. В одежде из такой ткани нет вентиляции воздушного слоя, прилегающего к телу, она не пропускает углекислоту, водяные пары и другие вещества, выделяющиеся при кожном дыхании. Такая ткань обладает малой теплоемкостью и большой теплопроводностью, не защищает тело человека от высоких и низких температур внешней среды и нарушает нормальные функции кожи. Одежда из таких тканей может быть использована только в случае необходимости: прорезиненные плащи, капроновые куртки и др.

Загрязнение одежды происходит как от окружающей обстановки (пыль, грязь, газы, микробы и т. д.), так и от человеческого тела (выделение кожного сала, пота, испарений). Загрязненная одежда вследствие разложений, впитавшихся в нее различных органических веществ, выделяет дурной запах. Болезнетворные микробы в загрязненной одежде находят благоприятную среду для своей жизнеспособности. Загрязненная и зараженная одежда может служить источником передачи таких инфекционных заболеваний, как дифтерия, скарлатина, брюшной тиф, дизентерия, туберкулез. Загрязнение белья вызывает раздражение кожи, зуд, способствует развитию болезней кожи, вызываемых животными паразитами, — чесотки и сыпного тифа.

Уход за обувью.


Обувь должна соответствовать размеру и форме стопы и не препятствовать ее развитию. Кроме того, обувь защищает ступни ног от механических повреждений, от холода, грязи, влаги. Вместе с тем обувь должна быть легкой, удобной и достаточно воздухопроницаемой. Тесная и короткая обувь сдавливает ногу, уродует ее: пальцы надвигаются друг на друга, искривляются, возникают потертости, мозоли, врастание ногтей. В дальнейшем кости стопы деформируются, форма свода стопы уплощается, развивается плоскостопие. Тесная обувь сдавливает кровеносные сосуды, вызывает застой крови и усиленную потливость ног, а в зимнее время способствует более быстрому охлаждению. Слишком свободная обувь также вредна — она вызывает потертости. Соответствие анатомическому строению стопы — обязательное гигиеническое условие, предъявляемое к обуви. Для подростков не рекомендуется обувь с узким носом и высоким каблуком: нос обуви должен быть широким, свободным, а каблук — широким, высота 1,5—2 см. Обувь с более высоким каблуком носить не следует, особенно девушкам. В обуви на высоком каблуке упор переносится на пальцы, походка становится нетвердой, туловище отклоняется назад. Это отклонение назад, когда кости таза еще не срослись, вызывает изменение формы таза, которое в будущем у женщин может отрицательно отразиться на родовой функции.

Наилучшим материалом для изготовления обуви является кожа. Она пориста, слабо проводит тепло, медленно впитывает воду. Кожа мягка, эластична и прочна. Для летней обуви рекомендуется использовать парусину, прюнель и т. п. Такие материалы обеспечивают легкость обуви и хорошую вентиляцию. Резиновая обувь, лакированная, а также обувь, изготовленная из синтетических материалов, для подростков не рекомендуется, так как эти материалы имеют низкую гигроскопичность, воздухонепроницаемы, невысокий коэффициент термического сопротивления.

Уход за обувью сводится к ежедневному проветриванию, просушиванию и чистке.

Гигиена питания.


Правильный рост и развитие организма невозможны без обеспечения полноценного питания. Оно является обязательным условием жизни живых организмов.

В процессе жизнедеятельности человека происходит непрерывный обмен веществ: кожа теряет чешуйки верхнего слоя — эпидермиса и волосы, через кожу выделяются сало и пот, в крови происходит постоянная смена красных кровяных телец (эритроцитов), организм выделяет различные соки — слюну, желудочный и кишечный и т. д.. В процессе работы, на протяжении всей жизни организм человека затрачивает значительное количество механической и тепловой энергии. Эти потери восполняются пищей. Различные вещества, поступающие с пищей в организм человека, не только используются для пополнения энергетических затрат, но и служат пластическим материалом, из которого строятся клетки различных органов и тканей.

Правильное питание — важнейший фактор нормального развития и роста подрастающего организма, так как у него расход энергии гораздо больше, чем у взрослого: более усиленный обмен веществ, большая подвижность и пр.

Установлено, что при неправильном питании молодого организма наблюдается не только замедление роста и развития, но и возникает целый ряд заболеваний: малокровие, рахит, желудочно-кишечные заболевания и т. д.

Состав пищи.


Важнейшей составной частью каждой клетки животного и растения является белок, из которого образуются и состоят клетки и ткани организма человека. Белки имеют очень сложное строение. При действии на белок пищеварительных соков в желудочно-кишечном тракте, они разлагаются на более простые вещества, одним из которых являются аминокислоты, играющие важную роль в организме человека.

Белки животного происхождения (мясо, рыба, молоко, яйца и др.) более полноценны, так как входящие в них аминокислоты более близки к аминокислотам, из которых строятся белки организма человека. Белки растительного происхождения (хлеб, крупы, горох, бобы и т. д.) не содержат всех необходимых аминокислот для организма человека и считаются менее полноценными.

Нормальные рост и развитие молодого организма возможны лишь при условии снабжения его белком, не только достаточным по количеству, но и полноценным по качеству — по его аминокислотному составу. Белки животного происхождения как более полноценные и хорошо усваивающиеся в питании подростков должны составлять 60% установленной физиологической нормы потребления белка. Рекомендуемые Министерством здравоохранения СССР физиологические нормы потребностей белка следующие: 106 г (в том числе 64 г животного белка) для юношей 14—17 лет, 93 г (в том числе 56 г животного белка) для девушек 14—17 лет. Поступая в таких количествах в организм подростка, белок через нервную систему стимулирует обмен веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, оказывает положительное влияние на умственную деятельность.

Жиры. Различают животные и растительные жиры. Жиры животного происхождения (сливочное и топленое масло, яичный желток, рыбий жир т. д.) содержат витамины А и D, липоиды (жироподобные вещества), cодержащие фосфор, азот и др. Липоиды важны как питательный материал особенно для растущего организма. Растительные жиры (масла) имеют при комнатной температуре жидкую консистенцию (подсолнечное, оливковое, горчичное, льняное и др.).

Жиры пищи — энергетический материал, самый богатый источник тепловой энергии. Наличие жира увеличивает калорийность пищи и позволяет уменьшить ее объем.

Суточная физиологическая норма потребления жиров для юношей в возрасте 14—17 лет составляет 106 г, а для девушек того же возраста — 93. При этом основное преимущество должны составлять жиры животного происхождения.

Чрезмерное употребление жиров, а также их недостаток в пище неблагоприятно влияют на рост, развитие и деятельность организма подростка.

Углеводы. При достаточном поступлении углеводов в организм подростка с пищей энергетические потребности прежде всего покрываются за их счет, так как, сгорая в организме, они выделяют тепловую энергию, которая является для организма источником механической энергии (движение, функции органов и др.).

Пищевые продукты животного происхождения бедны углеводами, но ими богата растительная пища: фрукты, овощи, особенно картофель, хлеб, сахар и др. Суточная потребность в углеводах составляет для юношей о 14 до 17 лет — 422 г, для девушек того же возраста — 367 г. Употребление избыточного количества сладостей угнетающе действует на выделительную функцию желудочных желез и ухудшает аппетит. В этих случаях другая пища съедается плохо и организм получает меньшее количество необходимых питательных веществ. В результате могут возникнуть расстройства роста и развития организма.

Минеральные вещества. Организм подростка нуждается в солях натрия калия, кальция, магния, фосфора и др., без которых рост и развитие невозможны.

Минеральные соли входят в состав продуктов питания, поэтому пpи рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Только хлористый натрий (поваренную соль) приходится добавлять в пищу, особенно растительную, так как растения бедны хлористым натрием. Суточная потребность подростков в поваренной соли составляет 10— 12 г. Соли кальция и фосфора являются главными частями костной ткани и имеют существенное значение для деятельности нервной системы. При не достатке в организме подростка солей кальция и фосфора, а также витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста.

Разнообразное питание подростков, включающее достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, обеспечивает потребности растущего организма в минеральных солях.

Витамины. Дополнительным фактором питания, совершенно необходимым для нормальной жизнедеятельности, являются витамины. Они содействуют химическим превращениям, происходящим при обменных процессах способствуя, таким образом, нормальному росту и развитию молодого организма. Недостаточное количество витаминов в пище приводит к развитию авитаминозов, характерными особенностями которых являются потеря аппетита, уменьшение массы тела, быстрая утомляемость, замедление процессов роста. Кроме того, при недостатке витаминов в пище понижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в результате кулинарной обработки (кипячения) пищи витамины разрушаются. Именно поэтому необходимо использовать больше овощей, фруктов, ягод, зелени в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них зелень, сырые соки и др.

Калорийность пищи. Не только пополнение затрат организма в отношении пластического материала и энергии, но и создание новых клеток в тканях и органах, повышенная потребность в энергетических веществах вследствие повышенного обмена и большой подвижности — вот основные характерные особенности молодого организма, которые следует учитывать в питании подростков.

Необходимая жизненная энергия для выработки тепла, дыхания, кровообращения, пищеварения, а также для механической работы, может быть учтена в виде тепловой энергии. Вследствие химических процессов при окислении, расщеплении в организме пищевых веществ, получается энергия, измеряемая единицами тепла — большими калориями. Способность вещества выделять при сгорании тепло в определенных количествах называется калорийностью. Установлено, что 1 г белка и 1 г углевода при сгорании выделяют 41 большой калории, а 1 г жира— 9,3 большой калории. Зная содержание белков, жиров и углеводов, полученных с пищей за сутки, их калорийность (по специальным таблицам), можно определить всю энергию, полученную организмом за это время.

Количество пищевых веществ, необходимых для покрытия всех затрат организма в течение суток, определяется по количеству затраченной организмом энергии.

В практической жизни при исчислении суточной калорийности питания установлено, что юношам в возрасте от 14 до 17 лет требуется 3150 калорий, а девушкам того же возраста — 2750.

При определении калорийности питания необходимо учитывать индивидуальные особенности молодого организма. Так, например, в тех случаях, когда масса тела ниже нормы, питание должно быть более калорийным, чтобы организм мог покрыть не только свои энергетические затраты, но и довести массу тела до нормы. Наоборот, в случаях чрезмерного превышения массы тела по сравнению с нормой калорийность пищи необходимо ограничивать. В теплом климате калорийность подрастающего организма должна быть меньшей, чем в условиях холодного северного климата, где потери тепла телом во много раз выше. Более высокая калорийность пищи устанавливается больным туберкулезом, повышенная калорийность необходима также спортсменам-подросткам, так как в период тренировок и соревнований энергетические затраты увеличиваются.

* Большой калорией называется количество тепла, необходимое для того, чтобы нагреть 1 л воды на 1C.

  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации