Реферат - Стили и направления в искусстве, титаны Возрождения - файл n1.doc

Реферат - Стили и направления в искусстве, титаны Возрождения
скачать (30 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc165kb.10.03.2009 18:32скачать

n1.doc

  1   2   3


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра философии
Контрольная работа по культурологии
Вариант № 9


Стили и направления в искусстве, титаны Возрождения




Выполнил:






Проверил: Готьятова Т.М.


г. Новокузнецк

2009 г.

Содержание


Вопрос1. а) Определить, о каких стилях и направлениях идет речь в следующих фрагментах. Указать признаки, по которым определили стиль или направление


3

б) Что вы узнали об этих стилях?


3

в) Привести пример произведений искусства относящихся к каждому из указанных направлений.


5

Вопрос2. Прочитать высказывания мыслителей о роли Петра I в преобразовании России и ответить на вопрос: могут ли войны положительно влиять на развитие культуры того или иного общества?

Приведите пример, подтверждающий ваши мысли.


8

Вопрос3. Кто такие титаны возрождения и что вы о них знаете?


11

Список используемой литературы

17

Ответы на вопросы варианта № 9.

Вопрос1. а) Определить, о каких стилях и направлениях идет речь в следующих фрагментах. Указать признаки, по которым определили стиль или направление

1. «Художников этого направления объединяло неприятие консерватизма и академизма в искусстве...»

Импрессионизм–основные признаки: работа на пленэре, источник света– солнце.

2. «Стиль и направление ознаменовали возвращение к античному наследию...»

Классицизм–основные признаки: возвращение к античности, идеалам.

3. «Этот стиль связан с французской аристократией времен Людовика XV...»

Рококо–основные признаки: утонченность, грациозность, деталировка, прихотливость.

4. «Для этой эпохи стиля характерны: стремление к величию и пышности...»

Барроко–основные признаки: повышенное внимание к деталировке, витиеватость.

5. «Зодчие раннего средневековья взяли за образец римскую базилику...».

Романский стиль–основные признаки: массивные формы, строгое соотношение горизонталей и вертикалей, ясность, внушительность.

6. Гете сравнивал этот стиль с «безмолвной музыкой»...

Готика–основные признаки: высокий лес сводов, легкая паутина резьбы.
б) Что вы узнали об этих стилях?
Романский стильэто стиль архитектуры и прочих отраслей искусства, возникший на Западе Европы в конце Х в. и продолжавшийся до половины XIII столетия. Он образовался вследствие перенесения элементов античного искусства вместе с христианством на север от Альп, к германским племенам, выступившим на сцену истории после падения Римской империи. Отдельные эпохи развития романского стиля подразделяются на три периода. Первыйэто ранний романский, процветал от 1000 до 1100 г. Отличительные чертымассивность всех частей построек, отсутствие украшений и т. п. За ним последовал среднероманский период, продолжавшийся от 1100 до 1180 г., в котором появляются украшения различных частей сооружений. Третий периодпозднероманский или переходный, продолжавшийся от 1180 до 1250 г., в котором очертание окон и портальных входов начинало заменяться стрельчатою, трилиственною и многолиственною формами, тремя или несколькими полукружиями, соединенными вместе и представляющими собой подобие листа трилистника или лепестков.

Готикапериод в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и Восточной Европы с XIIXV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Понятие «готика» чаще относится к архитектуре, однако она охватила и скульптуру, живопись и др. К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XVXVI в. применяется термин «неоготика». В 1980е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), а также в музыке («готическая музыка»), и сцены («готиксцена»).

Баррокостиль, в котором предметы имеют косо-круглую, неравномерную и затейливую форму бус. В этом названии заключается критика рассматриваемой художественной формы, снабженной до невозможности причудливыми украшениями. Этот стиль возник в Италии, где Микеланджело впервые дал опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства. Этим и объясняется то бурное воодушевление, с которым были приняты во всех странах формы стиля барроко. В начале развития этого стиля появляется на первом плане постройка храмов. Они выражают своеобразный архитектурный стиль, в котором конструктивные части Высокого Ренессанса представляются в виде декоративных мотивов в свободной, независимой от законов древнего искусства, обработке. Стиль барокко господствовал в Италии до 1715 г., а в других странах до 1740 г. Среди них Франция делается центром художественного развития этого стиля. Мы используем при разработке сюжетов для росписи шелка достижения художников, работающих в стиле барокко.

Рококоэто архитектурный и декоративный стиль, зародившийся во Франции во времена регентства (17151723 гг) и перешедший в другие страны Европы, где господствовал до 1780 г. Он представляет собой продолжение барокко, точнее его видоизменение, которое более всего соответствовало светскому, жеманному и прихотливому времени. Как и следовало, он не внес в архитектуру никаких новых элементов, довольствуясь лишь старыми, имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времени Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура стиля рококо стремится быть лёгкой и игривой; она не заботится ни об органическом сочетании и распределении частей зданий, ни о целесообразности их форм и распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегая строгой симметричности, варьирует разделения и орнаментные детали и не скупится расточать последние. Лепнина, заполнявшая свободные места в постройках, состояла из завитков, отдалённо напоминающих листья растений, выпуклых щитов, неправильно окружённых такими же завитками, из масок, раковин, фестонов, цветочных гирлянд и т.д.

Классицизмхудожественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXVIII вв. В основе лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменноев каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Смешение разных стилей не допускается.

Романтизмявление европейской культуры в XVIIIXX в; представляющее собой реакцию на Просвещение и на научно-технический прогресс. Этот стиль отображает утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением первой паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и т. д. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в этот период оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии.

Импрессионизмнаправление в искусстве, зародившиеся во Франции, во второй половине XIX века. Обычно под термином импрессионизм подразумевают направление в живописи, хотя его идеи нашли свое воплощение и в других видах искусства, например, в музыке. Импрессионизмэто двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизмадвижущийся мир, эфемерный, ускользающий; стало быть, акцент на этом ускользающем мгновении, на настоящем. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

в) Привести пример произведений искусства относящихся к каждому из указанных направлений.
Романский стиль. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Известные постройки в романском стиле:

Готика. Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры. Церковь монастыря СенДени считается первым готическим архитектурным сооружением. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу СентШапель в Париже.

Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. В 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, фигуры фонтана Мозе. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно заменил фресковую живопись.

На период готики пришелся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы расширился круг иллюстрированных рукописей. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского (1411–1416 гг.).

Барроко. Стиль барроко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плотскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты баррокоброская цветистость и динамичность; яркий примертворчество Рубенса и Караваджо. «Караваджо. Призвание апостола Матфея». Это итальянский художник, создавший новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные темы, создают контраст времен поздней античности и Нового времени.

Для архитектуры барроко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады, колонны, пилястры. Купола приобретают сложные формы, как у собора св. Петра в Риме. В итальянский архитектуре самым видным представителем искусства барроко был Карло мадерна, который создал свой собственный стиль. Его главное творение–фасад Римской церкви Санта–Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини. Ему принадлежат оформление площади собора св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.

Писатели и поэты в эпоху барроко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Широко используются символы, метафоры, театральные приемы, графические изображения, насыщенность риторическими фигурами. Этика барроко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни– сновидения (Ф. Де Кеведо–и–Вильегас, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона: «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно – бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон).

Рококо. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стилявечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В Италии крупнейший представитель того времени -Джамбаттиста Тьеполо. Большое внимание уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художниковквадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Кроме того, в италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиляэто ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Виды Венеции пишут Антонио Канале и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена.

Стиль рококо выразился блестящим образом во всех отраслях художественно –промышленных производств; с особенным успехом он применялся в производстве фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт –изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели, консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры.

Классицизм. Основателем поэтики классицизма является француз Франсуа Малерб, проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин, основой их творчества стал конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанрыбасня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).

Одним из ранних теоретиков классицизма считают Леона Альберти, который еще в XV в. выразил идеи, в полной мере проявившиеся в картине Рафаэля «Афинская школа». В зодчестве под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространенный в Европе в XVIII–XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично–осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Романтизм. Впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Ярким представителем английского романтизма является Байрон. Его творчество пронизано пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820–е гг, развитие его заняло весь XIX в. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии Франц Шуберт; в Германии–Т. А. Гофман, Крл Вебер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман; в Италии–Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции–Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше Фредерик Шопен; в Венгрии Ференц Лист. В России в русле романтизма работали А.А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римской–Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский. Для философии романтизма характерен агностицизм (Кант), позитивизм, иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль).

Импрессионизм. Является одним из кульминационных моментов кризиса между новой эстетикой и традиционными вкусами, между новаторами и академистами, между официальным искусством и нонконформизмом. Импрессионизм питал французскую живопись, вплоть до начала XX в. и оказал существенное влияние на живопись других стран. В России влияние импрессионизма испытали К. Коровин, ранний В. Серов, а такжеИ. Грабарь. Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолетных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов. Один из ярчайших представителей и основоположник импрессионизма в музыкеК. Дебюсси.


2.Прочитать высказывания мыслителей о роли Петра I в преобразовании России и ответить на вопрос: могут ли войны положительно влиять на развитие культуры того или иного общества?
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации