Курсовая работа - Венесуэла в современных международных отношениях - файл n1.doc

Курсовая работа - Венесуэла в современных международных отношениях
скачать (149.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc150kb.07.07.2012 04:20скачать

n1.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации



Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Дипломатическая академия
Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Факультет «Международные отношения», вечернее отделение

Кафедра внешней политики и международных отношений


Курсовая работа по курсу:

«Современные международные отношения»

на тему:

«Венесуэла в современных международных отношениях».

Выполнила: слушательница 1-го курса магистратуры в/о направления «МО» (программы «Мировая политика»)

Булатова Анастасия Алексеевна.
Проверил: заведующий кафедрой внешней политики и международных отношений ДА МИД РФ Шмелев Б.А.
Дата сдачи работы: 15 ноября 2010 г.

Подпись: __________ /Шмелев Б.А./
Москва, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..….…3 стр.

Основная часть………………………………………………………...……..5 стр.

1. Характеристика и основные особенности и направления внешней политики Венесуэлы в современный период…………………………………….……5 стр.

2. Российско-Венесуэльские отношения…………………………………...6 стр.

3. Отношения между Венесуэлой и США..........................…………….....11.стр.

4. Политика Венесуэлы в Латиноамериканском регионе…………….….15 стр.

5. Дипломатия Венесуэлы в Движении стран неприсоединения……….21 стр.

Заключение………………………………………………………………….24 стр.

Список использованной литературы………………………………………26 стр.

ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом Венесуэла играет все более заметную роль на международной арене. Во многом это связано с неординарной личностью президента страны, Уго Чавеса Фриаса, пришедшего к власти в 1998 году, который, не только существенно поменял курс как внешней, так и внутренней политики Венесуэлы, но также и стиль ее ведения. Его неординарная личность, необычный стиль ведения политики, оригинальные проекты вызывает интерес во всем мире. За последние годы существенно увеличилось количество научных публикаций, посвященных Венесуэле. Неоднозначность и неординарность Чавеса как политического лидера отметил после личного знакомства и всемирно известный колумбийский писатель Г.Гарсиа Маркес: "Внезапно я осознал, что с удовольствием побеседовал с двумя совершенно разными людьми. Одним, кому судьба дала возможность спасти свою страну. И другим - иллюзионистом, способным войти в историю деспотом".16

В данной работе сделана попытка проанализировать основные направления внешней политики Венесуэлы, дать им оценку и предложить прогнозы развития внешней политики Венесуэлы в дальнейшем, ответить на вопрос, куда же ведет Венесуэлу на современном этапе под руководством такого неоднозначного политика, как Уго Чавес Фриас. Соответственно в данной работе будет рассмотрена внешняя политика Венесуэлы в период с 1998 год по настоящее время – период правление президента Уго Чавеса.

Данная работа является актуальной в свете того, что Венесуэла оказывает значительное влияние на политику стран латиноамериканского региона и активно развивает свои внешнеполитические связи, оказывает все большее влияние на страны латиноамериканского региона. Значение Венесуэлы для России также неуклонно растет. Помимо этого, Венесуэла интересна тем, что проводит в жизнь новый социалистический проект «Социализм XXI века», который противопоставляет себя Западному капитализму в лице США. Это существенно отражается на внешней политике Венесуэлы, как в отношении США, так и в отношении стран региона.

В данной работе будут рассмотрены только основные и наиболее приоритетные направления внешней политики Венесуэлы. Структура работы следующая: вначале дана основная информация по внешней политике страны в современном этапе: названы основные направления и цели, а также международные организации, участником которых является Венесуэла. Основное внимание уделено бурно развивающимся российско-венесуэльским отношениям, затем рассмотрена неоднозначная политика Венесуэлы в отношении США и активная политика Венесуэлы в латиноамериканском регионе. Последним вопросом, который рассмотрен в работе, является дипломатия Венесуэлы в Движении неприсоединения, направление, имеющее одно из ключевых значений для страны для осуществления ее внешнеполитических целей. В данной работе выбрано для рассмотрения несколько основных направлений внешнеполитической деятельности Венесуэлы и она не претендует на всесторонний анализ внешней политики Венесуэлы, что не входит в задачу данной курсовой работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Характеристика и основные особенности и направления внешней политики Венесуэлы в современный период
Администрация У.Чавеса стремится активно участвовать в мировых и региональных делах, полагая, что динамичная внешняя политика способствует обеспечению интересов страны, укреплению ее международного авторитета, становлению в качестве одного из лидеров развивающихся стран. Каракас выступает за построение многополярного мира, отказ от применения силы в разрешении международных споров и конфликтов, незыблемость принципа национального суверенитета и территориальной целостности1, а также за мир, свободный от ядерного оружия и за использование ядерной энергии в мирных целях.

Венесуэла является членом ООН и Организации американских государств  (ОАГ) и принимает активное участие в их работе. Она была также в числе стран-основателей Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), созданной в 1960. Венесуэла входит в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции и вместе с БоливиейКолумбиейЭквадором и Перу — в Андский пакт и в Движении неприсоединения, где Венесуэла проводит активную политику, считая, что посредством своего участия в этом Движении она может повысить свое влияние на международной арене. Помимо этого, Венесуэла является участником следующих организаций и международных форумов: ВТО, Группа 77, Группа 15 и Ассоциация Карибского бассейна (Кариком).3

Энергетическая составляющая - один из главных рычагов венесуэльской внешней политики. Льготные поставки нефти активно используются для укрепления международных позиций администрации У.Чавеса. Каракас выступает за поддержание «справедливо высоких» цен на углеводороды, считая, что уровень в 50 долларов за баррель минимально достаточными в данный момент, и проводит соответствующую линию в ОПЕК.1

Каракас проводит линию на ускоренную и многоплановую интеграцию стран Латинской Америки. Президент У.Чавес выдвинул и активно пропагандирует «боливарианскую альтернативу для Америки» (взамен проекта Межамериканской зоны свободной торговли), конкретным воплощением которой должно быть формирование Южноамериканского сообщества наций.1 

Каракас продолжает наращивать свои торговые и иные связи с Кубой, рассматривая остров в качестве своего стратегического партнера3 и одного из самых близких идеологических союзников.

Политические отношения Венесуэлы с США характеризуются крайней напряженностью и взаимным недоверием. Режим У.Чавеса обвиняет Вашингтон в имперских амбициях и стремлении установить однополярный миропорядок. В то же время торговые отношения между двумя странами развиваются успешно.1

Одним из важнейших направлений своей внешней политики У.Чавес считает развитие отношений с Россией, Китаем, Индией, Ираном, которых рассматривает в качестве своих стратегических партнеров.
2. Российско-Венесуэльские отношения
Профессор Дипломатической академии К.А.Хачатуров отметил, что отношениям России со странами Латинской Америки присуща некоторая "аритмия": периоды подъема сменяются спадом. Так и в настоящее время на фоне некоторого снижения уровня отношений России (по сравнению с СССР) с государствами региона, пожалуй, лишь одна Венесуэла демонстрирует большую активность.10

На всем протяжении развития двусторонних отношений между нашими странами (двусторонние отношения были установлены в 1945 году), они характеризовались цикличностью: потепления в отношениях сменялись заметным похолоданием вплоть до полного разрыва отношений в 1952 году и восстановлены они были только в 1970 году, что было связано с потеплением в отношениях между СССР и США. Связано такая неоднозначность с тем, что Венесуэла, являясь развивающейся страной, одной и стран Латинской Америки, которые в США называли Задним двором, вынуждена была на протяжении всего XX века лавировать между двумя гигантами мировой политики – США и, на тот момент, СССР. Подробнее об этом можно почитать в статье Нила Никандрова «Дипломаты Сталина в Каракасе».9 В начале 1990-х годов, после длительного периода "холодной войны", они получили новый импульс. В годы, когда пост министра иностранных дел РФ занимал Е.М.Примаков, был подписан первый договор о дружбе и сотрудничестве с латиноамериканской страной, и этой страной была Венесуэла.10 Венесуэла рассматривает Россию как наиболее приоритетное направление внешней политики. В Венесуэле считают, что в мировом политическом процессе России предназначена особая роль, чем и объясняются частые визиты президента в нашу страну (за время пребывания в кресле президента Чавес посетил Россию 9 раз, включая его последний визит, состоявшийся в октябре 2010 года) и с каждым годом увеличивающийся размах сотрудничества. После знаменитой «Мюнхенской речи» Путина Чавес в одном из интервью объявил российского президента своим ближайшем союзником и братом, подчеркивая схожесть позиций двух стран в области международных отношений5, в первую очередь в вопросе построения нового миропорядка, основанном на многополярности. Оба государства эволюционируют в одинаковом направлении, уделяя большое внимание развитию демократии, борьбе с бедностью, противостоят терроризму и интервенционизму. Как отметил Заместитель директора ИЛА РАН В.П.Сударев пожалуй, ни одно латиноамериканское государство не высказывает такой "предрасположенности" к развитию связей с нами, как это делает в последние годы Венесуэла. Этому способствует и некоторая "общность судеб" в истории двух стран: несмотря на то, что обе являются "нефтяными гигантами", это не принесло им процветания. На разных этапах в них проводился своеобразный "исторический эксперимент" по построению "социального государства".10 Россия – страна, в которой левая политическая культура традиционно обладает значительным влиянием, что роднит ее в идеологическом плане с «полевевшей» Латинской Америкой и Венесуэлой в частности.5

Развитые политические отношения между нашими странами способствовали тому, что в 2009 году, вслед за Россией и Никарагуа, Венесуэла признала независимость Абхазии и Южной Осетии.6 Признание Венесуэлой независимости республик Южной Осетии и Абхазии является проявлением ее независимой внешней политики, заявил премьер РФ Владимир Путин в ходе переговоров в расширенном составе с президентом Уго Чавесом в Ново-Огарево в 2009 году. В свою очередь президент Венесуэлы Чавес подчеркнул, что признание независимости этих республик является необходимым шагом. "Наша поддержка независимых республик - абсолютно справедливое и необходимое решение. Оно исходит из совпадения нашего видения многополярного мира", - сказал Чавес. Путин отметил также, что он доволен тем, как на сегодняшний день развивается сотрудничество между Россией и Венесуэлой. Он отметил, что "общий объем сотрудничества не очень большой, но движение значительное". При этом Путин пояснил, что речь идет о сотрудничестве в энергетической сфере, подчеркнув хорошие перспективы в сфере электроэнергетики, развитии инфраструктуры. Отдельно премьер остановился на взаимодействии в военно-технической сфере, подчеркнув, что "конечно, это не является главным определяющим фактором сотрудничества двух стран". "Мы рады, что наши венесуэльские коллеги, друзья удовлетворены сотрудничеством в этой чувствительной сфере", - добавил Путин.11

В 2001 году была создана межправительственная российско-венесуэльская комиссия высокого уровня. С 2004 года заседания комиссии стали ежегодными.14 В том же году из числа депутатов Федерального Собрания РФ была создана и ныне действующая группа дружбы с Венесуэлой.3 Парламентские связи заметно активизировались в последние годы: венесуэльская делегация посетила Москву, наши депутаты нанесли ответный визит в Каракас в июне 2005.10 В октябре 2010 года депутаты Федерального Собрания РФ приняли участие в программе Международных наблюдателей за избирательным процессом в Венесуэле во время выборов в Парламент Венесуэлы, называемый Национальная Ассамблея, на котором представители правящей партии получили большинство мест.

В настоящее время Венесуэла - один из важных партнеров России в Латинской Америке. Регулярно проводятся взаимные консультации в ходе сессий ГА ООН, активно развиваются межпарламентские связи, осуществляются контакты представителей Верховных судов, Российской счетной и Венесуэльской контрольной палат.10

При этом нельзя не согласиться с Э.С. Дабагяном, утверждающим, что после прихода Чавеса к власти наши отношения "приобрели невиданную ранее динамику. В то же время уровень экономических контактов оставляет желать лучшего и не соответствует имеющимся потенциалам".15 На встрече в Москве в 2007 году, Уго Чавес и Владимир Путин детально проанализировали состояние и перспективы торгово-экономических отношений и согласились с необходимостью дальнейшей активизации и диверсификации двусторонних связей в этой сфере.3

В 2005 году, Посол Венесуэлы в Российской Федерации, Карлос Мендос Поттелье, говоря о российско-венесуэльских торгово-экономических отношениях особо выделил роль российских компаний "Лукойл", "Газпром" и "Русал" в реализации конкретных программ двустороннего сотрудничества, в том числе и в сфере инвестиций. Вместе с тем он отметил, что в последнее время также более активно начинают проявлять себя средние и малые российские фирмы, которые находят свои "ниши" на венесуэльском рынке. В значительной мере этому способствуют усилия представителей таких бизнес-структур, как "Деловая Россия" и "Венесуэльская нефтяная палата". Посол высказал уверенность, что в будущем отношения между нашими странами станут еще интенсивнее, поскольку это сотрудничество не только отвечает интересам правительств и представителей бизнеса, но и соответствует чаяниям наших народов.10 За три года в период с 2005 по 2007, товарооборот между Россией и Венесуэлой вырос в 7 раз и составил 517 млн. долларов. При этом доля российских товаров с высокой степенью обработки составила в 2007 году 70% экспорта в Венесуэлу.14

Имеется солидная договорно-правовая база (в частности, по таким вопросам, как борьба с незаконным оборотом наркотиков, избежание двойного налогообложения и др.). В 2005 году был подписан первый контракт в военно-технической области, большое внимание уделяется научно-техническому сотрудничеству, в том числе в топливно-энергетической сфере.10 Во время последнего визита президента Венесуэлы в Российскую Федерацию, который занял всего 2 дня (14-15 октября 2010 года), президенты подписали 16 документов в различных областях двусторонних отношений: топливно-энергетическая, сельскохозяйственная области (договоры о поставке венесуэльского кофе и маниоки в Россию), подписаны договоры о создании совместного российско-венесуэльского банка, строительстве социального жилья в Каракасе и закупке российских самолетов для нужд Венесуэлы. Как мы можем видеть, с каждым годом наблюдается диверсификация связей между Россией и Венесуэлой.

Все активнее развиваются связи между штатами Венесуэлы и городами и округами России. Как отмечает доцент Дипломатической академии Т.П.Петрова, безусловным лидером здесь является Санкт-Петербург, где регулярно проводится Иберо-Американский форум, призванный способствовать развитию прямых связей между представителями власти и бизнеса. Администрация Санкт-Петербурга выработала конкретную программу сотрудничества с Венесуэлой, которая включает такие моменты, как установление партнерских связей с одним из штатов Венесуэлы; проработка проектов в сфере гидроэнергетики, судостроения; поставка оптических приборов и медицинской техники, а также черных и цветных металлов. Не меньший интерес к развитию сотрудничества со странами Латинской Америки проявляют также Пермь, Рязань, Волгоград.10

Таким образом, из схожести политических представлений и целей начали развиваться и тесные торгово-экономические и культурные отношения между нашими странами, что представляет собой позитивную тенденцию, как для Венесуэлы, так и для России. Венесуэла является перспективным рынком сбыта для России.

Однако следует отметить и негативные черты некой идеологизированности наших отношений, и внешней политики Венесуэлы в частности. Как отметил в своем интервью каналу Rush Today в сентябре этого года нынешний посол Венесуэлы в РФ, Уго Хосе Гарсия Эрнандес, если в Венесуэле придет к власти оппозиционное правительство или президент (президентские выборы в Венесуэле состоятся в 2012 году), может произойти кардинальная переориентация Венесуэлы в международных отношениях, что существенно скажется на связях наших стран. Иными словами, отношения между нашими странами во многом зависят от направленности правительства Венесуэлы. Поэтому, как отмечают многие исследователи, в будущем не исключено новое похолодание в наших отношениях, также как и дальнейшее развитие, и укрепление двусторонних отношениях. Можно сказать, что судьба отношений между нашими странами является достаточно неоднозначной.
3. Отношения между Венесуэлой и Соединенными Штатами Америки
Несмотря на общую напряжённость венесуэльско-американских отношений времён предыдущего президента Рафаэля Кальдеры, они были стабильны и США полностью доминировала в них, беспрепятственно вмешиваясь в венесуэльские дела: начиная с контроля над нефтяным сектором и его регулирования и заканчивая предельным вниманием к борьбе с наркотиками внутри страны и контроля над колумбийской границей во избежание помощи повстанцам из FARC. С приходом же к власти Уго Чавеса тон общения с Соединенными Штатами Америки принял отчётливо антагонистический характер; не теряя при этом приоритет, традиционный для коммерческих связей. Что же касается программ сотрудничества в других отраслях, то они были приостановлены либо полностью свёрнуты. Так одним из первых внешнеполитических шагов Чавеса было требование вывода американской военной миссии из Форт Тиуна, где она располагалась достаточно долгое время. В тот момент, Чавес ещё задумывался об установлении нормальных, пусть и крайне прагматических отношений с Вашингтоном. После неудавшейся попытки государственного переворота в апреле 2002 года, Чавес начал политическое и дипломатическое наступление на США на внутреннем и внешнем направлениях.17

В настоящее время главная негативная риторика Чавеса направлена именно против США и Колумбии. Они обвиняются в подрыве стабильности Венесуэлы, империалистических происках США, заискивании Колумбии перед Вашингтоном, шпионаже.2 И это при том, что основной поставщик импорта в Венесуэлу — США (23,7 % в 2009 году), а также Колумбия 14,4 %, Бразилия 9,1 %, Китай 8,4 %, Мексика 5,5 %, а экспорт из Венесуэлы (57,6 млрд. долларов в 2009) идет в основном в США (35,2 % в 2009 году).

С точки зрения боливарийцев, США в настоящее время, являются источником мирового дисбаланса.5 Под лозунгом Боливарианской риторики борьбы против империализма, Венесуэла интенсифицирует отношения с главными конкурентами и врагами США – Ираном, РФ, Китаем (и в меньшем масштабе, но от этого не менее красноречивыми антиамериканскими режимами Беларуси, Ливии и Сирии).17

Чавес является последовательным противником создания Общеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), считая эту организацию инструментом влияния США, и в качестве альтернативы продвигает собственный проект боливарианской альтернативы для Америки (АЛБА).5

При разработке нового этапа в венесуэльской внешней политике центральное место также занимала пресловутая антиамериканская риторика не только в общевенесуэльском эфире, но и на официальных международных форумах, направленная против политики Буша и Кондолизы Райс и лично против них, также критика стран, которые связаны с «Империей».17 Образ США как национального врага в дискурсе Уго Чавеса раскрывается через метафорическую модель США – это зло. Империалистическая держава представляется как разрушительная сила, угроза, надвигающаяся на всю планету. Образ страны раскрывается через криминальную метафору: Америка предстает как вор, живущий за счет награбленного добра и страдании обнищавших людей. Согласно Чавесу, политика США – это насилие, скрывающееся под маской нравственной политики. В своей речи в ООН, Чавес сравнил США с дьяволом.8

Наиболее запоминающимися были словесные баталии с экс-президентом Мексики Висенте Фоксом, и кандидатом (а затем и главой государства) на пост президента Перу Алана Гарсии. Также продолжением данного вектора внешней политики можно назвать выход Венесуэлы из Андского сообщества, после подписания правительствами Перу и Колумбии договора о свободной торговле с США. Кроме того, на этом этапе важное место занимала доктрина "асимметричной войны" с США, идея диверсификации нефтяного рынка - дабы уменьшить зависимость от Соединённых Штатов (на роль которых приходится до 60 % экспорта ресурса), а также массовые закупки оружия, преимущественно у РФ.17

Несмотря на это, в настоящее время главными торговыми партнерами Венесуэлы продолжают оставаться Колумбия и США, товарооборот между которыми достигает больше половины всей внешнеэкономической деятельности страны. В 2005 году по поставкам нефти в США на первые три места вышли Канада, Мексика и Венесуэла. На эти три страны приходится теперь около 41,3% американского импорта нефти.13 

Венесуэла и США разорвали дипломатические отношения в сентябре 2008 года после того, как Каракас выдворил американского посла Патрика Дадди в знак солидарности с таким же решением президента Боливии Эво Моралеса. Тогда Чавес обвинил правительство США в том, что оно организует заговоры с целью свержения правительства президента Боливии Эво Моралеса. Чавес также пригрозил прекратить поставки нефти в США в случае агрессии против Венесуэлы. В свою очередь, Соединенные Штаты выслали главу венесуэльского диппредставительства Бернардо Альвареса. Однако в 2009 году Венесуэла вернула посла в Соединенные Штаты, что стало одним из результатов установившихся личных отношений между венесуэльским президентом Уго Чавесом и главой администрации США Бараком Обамой, которые впервые встретились на проходящем в Тринидаде и Тобаго саммите Америк. Тогда же Чавес выразил надежду на то, что назначение нового посла Венесуэлы в США будет способствовать началу «новой эры в политических и экономических отношениях» с Вашингтоном. Президент Соединенных Штатов Барак Обама «пообещал это, и надо ему верить», сказал венесуэльский лидер. Однако, новая эра в отношениях между Венесуэлой и США так и не наступила, уже в этом году президент Венесуэлы заявил, что он жестоко ошибся в Обаме, и его обещания при вступлении в должность наладить равные отношения со странами Латинской Америки были не более, чем фикцией. Отношения между двумя странами продолжают быть напряженными.

При этом, несмотря на всю политическую риторику Чавеса, Венесуэле, как показывают статистические данные торговых связей между двумя странами, крайне не выгодно разрывать отношения с США, и, скорее всего, все действия президента Венесуэлы не зайдут дальше словесных уколов и показных действий, как было с высылкой посла США. Разорвав дипломатические отношения, Венесуэла даже в тот момент не разорвала торговые отношения с Америкой. При этом в США существуют опасения по поводу того, что Венесуэла выполнит свою угрозу перекрыть поставки нефти в Америку, что существенно ударит по интересам США. В июле 2010 года Чавес, получив данные о возможной военной угрозе со стороны Колумбии при поддержке США, заявил: "Если произойдет какая-либо агрессия против Венесуэлы при поддержке империализма янки, мы не отправим им ни капли нефти, даже если нам придется жевать камни". Директор департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Александр Шток отметил в этой связи: "Своим заявлением Венесуэла фактически выводит проблему с Колумбией за рамки  двустороннего конфликта. Более того, Каракас практически призывает США, своего основного политического оппонента, занять свою сторону в конфликте с Колумбией. Впрочем, сделано это в ультимативной форме, что вполне соответствует политическому курсу Венесуэлы. Тем не менее, шантаж нефтью - это лишь формальность. США и Венесуэла взаимозависимы в плане нефтепоставок. Для США Венесуэла является одним из крупнейших поставщиков, для Венесуэлы США - крупнейший рынок сбыта. Маловероятно, что стороны пойдут на разрыв этих отношений". 

Согласно некоторым исследователям международных отношений, вся риторика президента Венесуэлы, направленная против США проводится только для того, что бы отыскать внешнего врага для народа страны и тем самым, объединить народ и укрепить позиции Чавеса у власти. Как бы то ни было, Венесуэла проводит крайнюю антиамериканскую политику на международной арене, делая все от нее возможное, для развития многополярности в мире, что сближает ее позиции с позицией России.
4. Политика Венесуэлы в Латиноамериканском регионе
С первых дней своего президентства, Чавес сослался на историческое призвание Венесуэлы в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Исходя из этого, он уделял значительное внимание региональным направлениям: Карибскому бассейну, Андам и Амазонке. Эти слова президента подтвердились той важностью, которую Венесуэла вкладывала на первых порах в свои отношения с Андским сообществом наций (CAN) и особенно с Колумбией.17 Венесуэла традиционно поддерживает дружественные отношения со странами Кариком. Экономические связи во многом выстраиваются через созданную в июне 2005 года по инициативе Каракаса нефтяную компанию «Петрокарибе», а также филиал ПДВСА, отвечающий за сотрудничество со странами карибского субрегиона.3 В 2004 году по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро был создан  альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна (АЛБА), куда вошли БоливияВенесуэлаКубаЭквадорНикарагуаДоминикаАнтигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Основной целью альянса провозглашено содействие торговле и кооперации между ее участниками. В 2006 г. Венесуэла присоединилась к МЕРКОСУР в качестве полноправного члена. С приходом к власти в 1998 г. президента У.Чавеса дипломатия Венесуэлы заметно активизировалась во всех важнейших объединениях Юга - ДН, Группе 15, Группе 77. В апреле 2000 г. президент, едва ли не единственный среди латиноамериканских лидеров, принял деятельное участие в первой встрече глав государств и правительств стран - участниц Группы 77 в Гаване. Он выступил там за формирование нового миропорядка, основанного на принципах многополярности, примате права в международных отношениях, повышении роли ООН как универсального инструмента поддержания мира и стратегической стабильности. У.Чавес высказался за углубление сотрудничества Юг - Юг, за более инициативную позицию развивающихся стран на переговорах с Севером по вопросам экономического развития и мировой торговли. Наступательная и поначалу конструктивная позиция Каракаса, энергичность его дипломатических усилий на направлениях Юг - Юг и Юг - Север, харизматическое подвижничество самого президента У.Чавеса в деле продвижения интересов Юга получили признание со стороны развивающихся стран и их лидеров. Это нашло отражение в том, что в 2001-2003 гг. Венесуэла председательствовала в Группе 15, а в течение 2002 г. возглавляла Группу 77. Таким образом венесуэльский президент возглавлял эти два ведущих объединений Юга.4

Реалии последнего времени, в частности то, что амбициозный проект ALCA не сработал, ставит перед Венесуэлой новые задачи. Она пытается решить их за счет построения новой геополитической конструкции "Каракас - Бразилиа - Буэнос-Айрес", к которой могут подключиться и другие латиноамериканские страны. Встреча президентов Венесуэлы, Бразилии и Аргентины в марте 2004 г. в Монтевидео свидетельствует о том, что латиноамериканская интеграция вступает в новый этап.10 Сегодня Уго Чавес с его подчеркнутым антиамериканизмом, неприятием идеи АЛКА и политики стран, разделяющих ее принципы (Мексика, Перу) стремится создать в регионе «антиимпериалистический фронт» в составе Венесуэлы, Кубы и Боливии (так называемая инициатива АЛБА – Боливарийская альтернатива для народов Америки). К уже существующему тесному сотрудничеству Венесуэлы с Кубой со временем присоединились Боливия и Никарагуа. Также, после прихода (ныне свёргнутого) в Гондурасе президента Селайи, эта страна также заявила о своём намерении вступить в этот альянс. С подобными заявлениями выступали в разное время также лидеры Эквадора, Доминиканской республики и Гаити. В итоге, первыми успехами существования ALBA можно считать социальные сдвиги, сделанные например: в деле справедливого перераспределением земельных наделов, расширения деятельности кредитных кооперативов и значительное расширение системы образования и медицинского обслуживания. Причём, эти изменения коснулись не только стран, входящих в организацию. В контексте регионального сотрудничества, президент Венесуэлы Уго Чавес подписал в 2000 году «соглашения Каракаса» в области энергетического сотрудничества с президентами 10 стран Центральной Америки и Карибского бассейна. В соответствии с этим соглашением, Венесуэла соглашалась поставить в государственные органы этих стран в общей сложности 80 тысяч баррелей сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного нефтяного газа на особых условиях. А именно, страны-участницы обязались иметь общий бюджет, до 15 лет платить за амортизацию капитала, с льготным периодом в один год и годовой процентной ставкой от 2%.17

Также, была поставлена цель - углубить сотрудничество с Бразилией, основы которого были заложены с середины 90-х годов. Несомненно после победы в 2002 году на президентских выборах Лулы да Силвы перспективы интенсификации отношений двух стран улучшились, благодаря близости политических взглядов лидеров двух государств.17
В регионе у Венесуэлы существуют как реликтовые конфликты, так и современные. К реликтовым конфликтам латиноамериканского региона можно отнести спор между Венесуэлой и Гайаной из-за территории Эссекибо, провинции Гайаны. Территориальный спор между этими странами затрагивает территорию Эссекибо площадью в 160 тыс. кв. км, которая путем арбитражного решения в 1899 г. была присуждена Британской Гвиане (ныне Гайана). В своем непризнании решений этого арбитража Венесуэла в ХХ в. традиционно рассчитывала на поддержку США, которые были недовольны антиимпериалистической политикой лидеров Гайаны. Однако после прихода к власти У. Чавеса ситуация изменилась. Понимая это, сам Чавес пошел на установление прочного modus vivendi с восточным соседом. В ходе визита в Джорджтаун в феврале 2004 г. он заявил о готовности бесперебойно снабжать Гайану нефтью и об отсутствии у него возражений против планов экономического развития Эссекибо.7 Однако на современных венесуэльских картах эта территория обозначена как «спорная зона» и находится в границах Венесуэлы.17

К современным конфликтам Венесуэлы в регионе можно отнести ее конфликт с Колумбией Стремление У. Чавеса найти для Венесуэлы иное «цивилизационное решение» (выразившееся в переименовании страны в Боливарийскую Республику Венесуэла)  наталкивается на «непонимание» со стороны соседней Колумбии, которая является привилегированным партнером США в регионе и одним из крупнейших получателей американской помощи.  Венесуэла, ориентировавшаяся вместе с Колумбией на ускоренное вхождение в НАФТА (для этого ими совместно с Мексикой в 1994 г. была создана «Группа Трех»), после 1998 г. изменила вектор своей политики, развернувшись в сторону Бразилии и Меркосур. Отношения Венесуэлы с Колумбией осложняется застарелым колумбийским внутренним конфликтом. Правительство Колумбии тесно сотрудничает с США, которые помогают ему противостоять левым и правым радикальным вооруженным формированиям, сросшимся с наркодельцами и представителями организованной преступности. За это оппозиционеры обвиняют власти в «потере суверенитета». При этом Колумбия упрекает Венесуэлу в оказании помощи леворадикальным вооруженным формированиям «Революционные вооруженные силы Колумбмии» (ФАРК) и «Армия национального освобождения» (ЭЛН), предоставлении убежища их лидерам и создании партизанских лагерей на венесуэльской приграничной территории. Эти обвинения не лишены оснований. К этому добавляются «старые обиды». Венесуэла и Колумбия с 1941 г. не могут поделить воды Венесуэльского залива, на дне которого была обнаружена нефть. После 1980 года, когда напряженность между двумя странами достигла опасного уровня, спор по решению обеих сторон был «заморожен» на неопределенное время. Наблюдатели не исключают, что в случае перехода к «горячей» фазе выяснения отношений Венесуэлы и Колумбии (за спиной которой стоят США) он может быть активизирован, но уже в более широком контексте.7 Примечателен в этой связи кризис, разыгравшийся между двумя странами летом этого года. Двусторонние контакты были заморожены около двух недель назад по инициативе Каракаса после того, как прежний президент Колумбии Альваро Урибе обвинил венесуэльские власти в укрывательстве левых повстанцев из группировки ФАРК. Две страны приняли решение увеличить присутствие военного контингента вдоль своих границ, а Чавес назвал Альваро Урибе Велеса не иначе как «мафиозой». Из уст Уго Чавеса даже прозвучал приказ военным силам своей державы готовиться к войне с Колумбией. Однако уже спустя две недели колумбийский президент Мануэль Сантос и его венесуэльский коллега Уго Чавес договорились о восстановлении дипломатических отношений. "Мы должны учиться жить вместе, - заявил Чавес. – Наша мирная революция в Венесуэле не представляет никакой опасности для Колумбии".

Особняком стоит изменение отношений с Островом Свободы. Венесуэла подписала энергетическое соглашение о сотрудничестве с условиями аналогичными «договору Каракаса» с президентом Кубы Фиделем Кастро. В свою очередь, Куба обеспечила в ответ предоставление гуманитарных услуг, в частности, в области образования и здравоохранения (благодаря направлению десятка тысячи гуманитарных специалистов), а также продуктами питания, которые были направлены для поддержки программы продовольственного развития в Венесуэле (крайне зависимой от импорта продуктов питания). Это соглашение стало краеугольным камнем, вокруг которого десятилетие спустя продолжает развиваться уникальное стратегическое партнёрство.17 Кубинские инженеры строят дороги, силовики обучают полицейских и армию, спецназ охраняет президента, а Кастро называет союз двух стран «венекубой». Однако на деле большинство венесуэльцев недолюбливает кубинцев, и жалуется на притеснение с их стороны – они заполонили всю инфраструктуру страны, заняв ключевые посты в сельском хозяйстве, нефтегазовой промышленности, медицине, телекоммуникации, таможне и, конечно же, в армии и спецслужбах.2

Таким образом, на сегодняшний момент в Латинской Америке критическим является противостояние групп государств в регионе Анд и Центральной Америки. В этих регионах идет наиболее жесткая борьба между правой и левой альтернативами развития региона. С одной стороны это ориентирующиеся на разорительную неолиберальную модель экономики и полную зависимость от США правоавторитарные правительства Колумбии, Перу, Гондураса. Панамы, Мексики, а с другой – ориентированные на независимое экономическое развитие и рост социального благополучия своих народов правительства Венесуэлы, Боливии, Кубы, Эквадора, Сальвадора, правительство Гондураса в изгнании. В этой борьбе, определяющей будущее миллионов людей, Венесуэла и Уго Чавес играют решающую роль.17 В итоге – политика Венесуэлы рассматривается многими как угроза для региональной безопасности.7

Иными словами, политика Венесуэлы в Латиноамеркианском регионе с одной стороны направлена на увеличение своего влияния в этом регионе и на углубление интеграционных процессов вплоть до введения единой валюты, но, с другой стороны, проводя довольно резкую политику в регионе, Венесуэла способствует нарастанию конфликтности в регионе, многие страны Латинской Америки выступают жесткими оппонентами линии, проводимой Чавесом. Также, в многих странах вызывает отторжение проводимая Венесуэлой политика поддержки левых движений в этих странах. В результате Америка оказывается расколота на два лагеря – лагерь сторонников Венесуэлы, с правительствами левого направления, с одной стороны и страны, направленные на развитие сотрудничества с США и построение демократии, с другой стороны. Поэтому, проводимая Чавесом политика в регионе носит как позитивный (углубление интеграции), так и негативный (раскол) характер.
5. Дипломатия Венесуэлы в Движении стран неприсоединения
Каракас также активизировал участие в Движении неприсоединения, которое расценивается там как "один из важнейших механизмов политического сотрудничества в формате Юг - Юг, приобретающий особый вес и значение в современных условиях, как мост к диалогу и взаимопониманию, как фактор равновесия и влияния в мире". Венесуэла полностью разделяет задачи и цели ДН, зафиксированные в Заключительном документе его XIII саммита, - Куала-Лумпурской декларации: укрепление мира и международной безопасности, упрочение роли ООН в международных отношениях, разоружение, противодействие новым вызовам и угрозам современности, содействие устойчивому экономическому развитию и реализации успешной социальной и гуманитарной политики в эпоху глобализации, совершенствование механизма деятельности ДН. Стратегический вопрос, который, по мнению правительства Венесуэлы, сегодня стоит на повестке дня Движения неприсоединения, - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран "третьего мира". Продвижению вперед в решении этой наиболее актуальной для них задачи подчинена деятельность ее дипломатии в ДН. Венесуэла проецирует выход на практический результат при разумном сочетании коллективных действий НС на двух направлениях: расширении взаимодействия Юг - Юг и развитии более сбалансированного диалога Север - Юг. Важнейшим для Каракаса является первое направление. Новую динамику обрела деятельность венесуэльской дипломатии в ДН по вопросам социально-гуманитарной проблематики и защиты прав человека. Каракас продвигает тезис о неразрывной связи успешной социальной политики, стабильной демократии и устойчивого экономического развития в условиях глобализации, которая, открывая "возможности для будущего развития и жизнеспособности всех государств, в ее нынешнем виде сохраняет и даже углубляет маргинализацию развивающихся стран", ведет их не к процветанию и усилению, а к "продолжению обнищания и росту зависимости от богатого и развитого мира". В этом контексте венесуэльская дипломатия на Международной конференции по финансированию развития в Мексике (Монтеррей, март 2002 г.) выдвинула инициативу создания Международного гуманитарного фонда в целях развития, ранее получившую поддержку XIII Саммита ДН, и вместе с Движением активно выступает против любых односторонних принудительных действий в международных отношениях, которые бы противоречили одному из фундаментальных прав человека - праву на развитие.4

Поначалу деятельность венесуэльской дипломатии по формированию нового многополярного мира получала признание НС, отмечаются ее усилия по укреплению сотрудничества Юга и стремление перевести глобальную дискуссию с Севером по проблематике устойчивого развития из области общетеоретических рассуждений и декларативных резолюций в практическую плоскость. Но под воздействием целого комплекса внутренних и внешних факторов объективного и субъективного характера в 2002-2004 гг. возникает постепенно нарастающая радикализация внешней политики и дипломатии Венесуэлы в Движении. Каракас подвергает сомнению сформировавшуюся в 90-е годы прошлого века философию солидарности и партнерства, в основе которой лежат принципы взаимозависимости и взаимной заинтересованности Юга и Севера в устойчивом развитии. В его действиях прослеживается тенденция к возрождению былого левого радикализма и антиамериканизма, возвращению ДН в русло внутренней и внешней конфронтации и антиимпериалистической риторики, которые, казалось бы, уже давно канули в лету. Такая трансформация внешнеполитических подходов Венесуэлы в отношениях с Севером ведет к ее изоляции на мировой арене и грозит обернуться маргинализацией в рядах Движения.4


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Линия на расширение влияния Каракаса в "третьем мире" стала основой проводимого венесуэльским президентом курса на диверсификацию политических и дипломатических связей Венесуэлы. Приоритетом этого курса является, в том числе и в многостороннем формате, развитие отношений с ведущими развивающимися государствами - Бразилией и Аргентиной, Индией, Ираном и Малайзией, ЮАР, Алжиром и Марокко, такими влиятельными мировыми державами, как Россия, КНР, Франция. Также преследуются цели плотного соучастия Венесуэлы в решении актуальных мировых проблем, достижения достаточной степени независимости от США в международных делах, повышения роли страны в межамериканской и мировой политике. В этом смысле намеченный курс полностью соответствовал внешнеполитической программе венесуэльского правительства и расценивался как средство реализации конкретных внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Венесуэлы и обеспечения международной поддержки амбициозных проектов осуществления внутренних реформ, воплощаемых в жизнь под лозунгом идей "боливарийской революции". Однако становится очевидно, что новая доктрина "боливарийской дипломатии" отражает процесс дальнейшей идеологизации внешней политики Венесуэлы. Она соответствует растущему популистскому и националистическому крену в общем курсе президента Уго Чавеса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внешняя политика Венесуэлы на современном этапе с одной стороны имеет позитивное содержание, т.е. направлена на увеличение своего влияния в мире, углубление сотрудничества Юг-Юг, Юг-Север и с другими странами, разоружение, построение многополярного мира и т.д. С другой же стороны, неоднозначный характер Уго Чавеса и его склонность к радикализму в международных отношениях приводит часто к неприятию его политики и маргинализации роли самой Венесуэлы в мире и отнюдь не ее усиления. Внешняя политика Венесуэлы носит резкий, непоследовательный характер. В этой связи, в точки зрения автора работы, необходимо проводить курс на смягчение политики Венесуэлы, оставаясь в рамках проекта «Социализма XXI века», уменьшая количество резких высказываний Чавеса, что не способствует укреплению роли Венесуэлы в мире. Также автор не считает целесообразной политику Венесуэлы экспорта социализма, осложняющую отношения Венесуэлы со странами Латинской Америки. С другой стороны, следует сохранять позитивные тенденции развития самой Венесуэлы и взаимовыгодных отношений со странами мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боливарианская Республика Венесуэла. Справка, Латиноамериканский департамент МИД РФ, июль 2007.

2. Винокуров Петр. Что я увидел в столице Венесуэлы? // Газета.ru, апрель, 2010

3. Деловая Венесуэла. Спецвыпуск VII-VIII. Справочники ПОЛПРЕД. Совет ветеранов МИД РФ, Москва, 2008.

4. Ермаков А.А., Крылов С.А. Дипломатия Венесуэлы в Движении неприсоединения. // Латинская Америка. №4, 2005.

5. Кусакина Мария. «Боливарианский проект» развития Венесуэлы. // Власть, №11, 2007

6. Лукьянов Федор. Торговля лояльностью. //Россия в глобальной политике. Сентябрь, 2009.

7. Мартынов Борис. Реликтовые и потенциальные конфликты в Латинской Америке. // Международные процессы. Том 4, №2 (11), май-август 2006.

8. Мохова Е.К. Метафорический образ Америки в политическом дискурсе У. Чавеса. // Политическая лингвистика. №1 (31), 2010.

9. Никандров Нил. Дипломаты Сталина в Каракасе. // Латинская Америка. №3, 2005.

10. Петрова Т.П. Российско-Венесуэльские отношения в прошлом и настоящем. //Латинская Америка. №6, 2005.

11. Путин: Внешняя политика Венесуэлы носит независимый характер. 10.09.2009. Официальный сайт партии Единая Россия: http://www.er.ru/text.shtml?9/7043,

12. Сальвия Габриель. Демократия или социализм? // Россия в глобальной политике. №5, сентябрь-октябрь 2009.

13. Симония Нодари. Нефть в мировой политике. // Международные процессы. Том 3, №3 (9), сентябрь-декабрь 2005.

14. Товарооборот между Россией и Венесуэлой за три года вырос в 7 раз. // Российский внешнеэкономический вестник. №11 (Ноябрь) 2007.

15. Торкунов А.В. Современные международные отношения. МГИМО МИД РФ, 2001.

16. Феномен Чавеса: новый авторитаризм или обновленная демократия? // Латинская Америка. №8, 2005.

17. Оскар Слущенко. Внешняя политика Уго Чавеса.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации