Реферат - Судебно-психологическая экспертиза аффекта - файл n1.doc

Реферат - Судебно-психологическая экспертиза аффекта
скачать (94 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc94kb.07.07.2012 04:13скачать

n1.doc

Контрольна робота

з дисципліни
«Методика проведення психологічної експертизи

в різних галузях психології»


Содержание


  1. Определение и роль судебно-психологической экспертизы в

уголовном процессе………………………………………………………….3

  1. Судебно-психологическая экспертиза аффекта………………………...5

  2. Признаки и стадии физиологического аффекта………………………...7

  3. Пример Заключения судебно-психологической экспертизы………….13

Список использованной литературы ………………………………………18

Определение и роль судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе

Судебно-психологическая экспертиза проводится на основании постановления органов суда и следствия. На раз­решение экспертизы выносятся возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств личности, особенностей психического состояния, тех или иных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля). Квалифициро­ванные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности су­дебных санкций. Судебно-психологическая экспертиза может проводиться как на этапе предварительного следствия, так и в ходе судебного процесса. В необходимых случаях могут проводиться стационарная, заочная (по мате­риалам дела), а также посмертная экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.[2;474]

Проведение судебно-психологической экспертизы поручается эксперту (или комиссии экспертов), имеющему специальное психологическое образование и владеющему специфическими для данной области знаний методами исследования. Результаты работы оформляются в виде заключения (или акта) судебно-психологической экспертизы. Заключение экспертизы должно включать в себя введение, описание результатов исследования и их обсуждение с формулировкой ответов на вопросы, поставленные перед экспертизой.

Во введении указываются время и место проведения экспертизы. Обязательна ссылка на постановление судебно-следственных органов, явившееся основанием для проведения экспертизы. Указывается фамилия подэкспертного, его отношение к делу (обвиняемый, потерпевший, свидетель), краткие обстоятельства дела. Далее перечисляются источники сведений, использованных экспертизой: изучение материалов уголовного дела, проведение клинико-психологического и экспериментально-психологического обследования подэкспертного. Этот раздел имеет важное процессуальное значение, так как доказательную силу результаты экспертизы приобретают только в том случае, если для их получения были использованы специфические, только данному виду экспертизы присущие методы исследования. В связи с этим обязательно перечисление методов и методик исследования (в том числе экспериментально-психологического), использованных при проведении экспертизы.

Изложение результатов исследования целесообразно начинать с данных психобиографического исследования, отдавая при этом предпочтение тем сведениям, которые имеют непосредственное отношение к решению вопро­сов экспертизы.

Обсуждение результатов исследования и формулировка ответов на воп­росы, поставленные перед экспертизой, могут быть объединены, если это удобно, исходя из особенностей данной экспертизы. При этом, однако, надо иметь в виду, что обсуждение результатов должно вестись целенаправлен­но, в порядке подготовки ответов на стоящие перед экспертизой вопросы. Формулировка ответов при этом должна представляться как естественное, закономерно вытекающее из предшествующего обсуждения заключение, не вызывающее сомнений в его обоснованности.[4;476]

Судебно-психологическая экспертиза аффекта

Аффект — это состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного насилием, издевательст­вом, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией и др. В зависимости от вида аффект рас­сматривается как отягчающее, смягчающее либо исключа­ющее уголовную ответственность обстоятельство. Важно установить основные признаки каждого вида аффекта и оп­ределить круг вопросов, которые могут быть поставлены при назначении судебно-психологической экспертизы.

Сильное душевное волне­ние замедляет не связанные с ним психические процессы: внимание концентрируется на источнике чувств (гнева, оби­ды, отчаяния), иные детали обстановки вообще не попа­дают в поле сознания либо но­сят характер случайно запом­нившихся. Для этого состоя­ния характерно сужение со­знания (человек не замечает, что происходит вокруг, он ви­дит только обидчика), в ре­зультате чего ослабляются его критические возможности, со­кращается стадия борьбы мо­тивов, память сохраняет толь­ко переживания, связанные с содержанием аффективного действия.

Аффект чаще всего возни­кает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, да­же агрессии или, наоборот, в задержке движений, оцепене­нии. Сильное возбуждение распространяется и на меха­низм физиологической регу­ляции, эмоций. Человек крас­неет или бледнеет, его движе­ния скованы или хаотичны, речь прерывиста.[1;189]

В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех ви­дов: физиологический, физио­логический на патологической почве, патологический.

В уголовном праве физио­логический аффект связыва­ется с внезапно возникшим сильным, но кратковремен­ным эмоциональным состоя­нием (душевным волнением), при котором происходит дез­организация психической дея­тельности. Человек не теряет полностью понимания ситуа­ции и совершаемых им дей­ствий, но практически не конт­ролирует их.

Например, на вопрос экспер­та: «Вы понимали, что произо­шло?» подэкспертный ответил: «Да, понимал». Когда эксперт попытался выяснить, почему подэкспертный ударил челове­ка, тот ответил: «Не знаю. Я не смог себя остановить».

Физиологическим на пато­логической почве является аффект, который возникает у лиц, имеющих отклонения в психическом развитии, напри­мер у психопатов, неврастени­ков и др.

Патологический аффект — кратковременное болезненное психическое расстройство, сопровождающееся глубо­ким помрачением сознания, импульсивными актами, час­тичной или полной потерей памяти (амнезией). Он харак­теризуется концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последую­щим аффективным разря­дом. Действия человека со­провождаются бессвязной речью, чрезмерной жестику­ляцией. Постаффективное состояние проявляется в об­щей слабости, сонливости или глубоком сне.

Патологический аффект, будучи предметом исследова­ния судебной психиатрии, яв­ляется исключительным со­стоянием и довольно редко встречается в судебно-экс­пертной практике. Для уста­новления аффекта в момент совершения противоправных действий лицами, страдающи­ми психическими заболевани­ями (шизофренией, эпилепси­ей, маниакально-депрессив­ным психозом и др.), прово­дятся комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы.

Лица, совершившие пре­ступления в состоянии пато­логического аффекта, при­знаются невменяемыми и ответственности за свои действия (бездействие) не несут.


Признаки и стадии физиологического аффекта

Физиологическими аффек­тами занимаются психологи. Важнейшими признаками физиологического аффекта являются:

— внезапность возникнове­ния (аффект возникает вне­запно против воли человека и как бы овладевает им);

— взрывоопасная динами­ка (за малый промежуток вре­мени состояние достигает высшего предела);

— кратковременность (аф­фект исчисляется секундами и минутами; утверждение, что аффект длится 15-20 и более минут, является преувеличе­нием: столь долгое время ли­цо может находиться в ином психическом состоянии, но не в аффективном);

— интенсивность и напря­женность протекания (в состо­янии аффекта у человека появляются дополнительные физи­ческая сила и возможности);

— дезорганизующее влия­ние на психическую деятель­ность (в состоянии аффекта наблюдается сужение созна­ния до пределов психотравмирующей ситуации, теряется гибкость мышления, снижает­ся качество мыслительных процессов, резко утрачивает­ся самоконтроль, нарушаются целенаправленность и пони­мание целесообразности дей­ствий);

—усиление двигательной ак­тивности (вследствие чего появ­ляется предположение о пре­ступлении, совершенном с осо­бой жестокостью), резкое уси­ление поведенческих актов (че­ловек совершает беспорядоч­ные движения, наносит множес­тво ранений жертве) и др.;

— вегетативные сдвиги (ха­рактеризуются изменением цвета кожных покровов (по­краснение, побледнение) и модуляции голоса, аритмией дыхания, пересыханием сли­зистой полости рта, интенси­фикацией сердечной деятель­ности и др.);

— последствиями аффекта могут быть частичная амнезия и астенический синдром (по­дозреваемый (обвиняемый) иногда не в состоянии вспом­нить отдельные детали проис­шествия, например не может сказать, где брал орудие пре­ступления, куда и как наносил удары потерпевшему и т. д.). Таковы типичные случаи час­тичной амнезии. Астенический синдром характеризуется спадом: физической и нервно-психической слабостью, повы­шенной утомляемостью и ис­тощением, снижением порога чувствительности, крайней не­устойчивостью настроения, нарушением сна.

Может наблюдаться и сни­жение адекватности поведе­ния человека. Последнее осо­бенно остро проявляется в по­пытках скрыть преступление (например, путем имитации самоубийства).

Важной проблемой являет­ся соотношение физиологиче­ского аффекта и алкогольного опьянения. Алкоголь по-разному влия­ет на поведение человека. Одни лица становятся активны­ми, подвижными, порой агрес­сивными, другие, наоборот, пассивны, безразличны к ок­ружающим и ситуации. Следо­вательно, алкоголь, с одной стороны, облегчает возникно­вение аффективного состоя­ния, с другой — способствует негативному влиянию экстре­мальных психических состоя­ний на сознание и нервную де­ятельность.

Cоверше­ние обвиняемым преступле­ния в нетрезвом состоянии не освобождает судебных экс­пертов от необходимости дать психологическую оценку его поведения, определить нали­чие или отсутствие аффекта.

Следует согласиться с И. А. Кудрявцевым, считаю­щим, что аффект на фоне ал­когольного опьянения являет­ся разновидностью «аномаль­ного аффекта» и обозначает­ся как «аффект в состоянии алкогольного опьянения».

На практике наличие «ал­когольного аффекта» у под­судимого расценивается судом как обстоятельство, отягчающее вину. Представ­ляется, что каждый случай опьянения, приведшего к воз­никновению аффекта, необхо­димо исследовать с привлече­нием экспертов, психологов и психиатров.

В динамике физиологического аффекта выде­ляют три последовательные стадии (фазы):

а) нарастание эмоциональ­ного напряжения;

б) эмоциональный (аффек­тивный) взрыв;

в) спад (угасание) аффек­тивного возбуждения.

Нарастание эмоцио­нального напряжения харак­теризуется накоплением отрицательных эмоций в ре­зультате длящейся психотравмирующей ситуации, вы­званной систематическим противоправным или амо­ральным поведением потер­певшего. Процесс накопления отрицательных эмоций может протекать в течение многих месяцев и даже лет.

Аккумуляция (накаплива­ние) аффективных пережива­ний свойственна лицам, отли­чающимся нерешительнос­тью, социальной робостью, тревожной самооценкой, ри­гидностью, склонностью к «за­стреванию» на источнике кон­фликта.

Нарастание эмоционально­го напряжения может про­изойти не только в процессе накопления отрицательных эмоций, но и в результате мгновенной психической ре­акции на раздражитель (гру­бое, циничное оскорбление).

Эмоциональный (аффек­тивный) взрыв связан с ос­лаблением контроля своих действий, сужением созна­ния, концентрацией внимания на эмоционально значимых переживаниях и объекте раз­дражения. Чаще всего такая реакция является результатом противоправного или амо­рального поведения потер­певшего. При эмоциональном взрыве (вспышке) все процес­сы происходят быстро, време­ни на оценку событий нет. Со­стояние обвиняемого харак­теризуется активным двига­тельным возбуждением, авто­матизмом в движениях.

Судебно-экспертная прак­тика анализа аффективного состояния показывает, что по­вреждения жертве наносятся «куда попало», без всякой ви­димой мотивации и цели. Дей­ствия виновного отличаются цинизмом, аморальностью, жестокостью и т. д. Воспри­ятие обидчика, окружения фактически совпадает с на­ступлением аффективной раз­рядки, практически отсутству­ет возможность оценки ситуа­ции, наблюдаются грубая аг­рессия, «слепая ярость».

При эмоциональном взры­ве у человека часто появляют­ся дополнительные физичес­кие возможности. Например, физически неразвитый чело­век наносит очень сильный и точный удар. Появляется вер­сия, что преступник очень си­лен и имеет профессиональ­ные навыки нападения и защи­ты. По ходу расследования вы­ясняется, что обвиняемый не обладает большими физичес­кими возможностями и не вла­деет боевыми искусствами, но в момент совершения проти­воправных действий находил­ся в состоянии физиологичес­кого аффекта.

Начало аффективной вспыш­ки можно предотвратить усили­ем воли. Воля — способность человека действовать в соответ­ствии с собственными целями и ценностями. Данная способ­ность зависит от степени разви­тия и устойчивости мотивационной сферы человека.

Чем сильнее развиты воле­вые качества, тем меньше че­ловек поддается аффекту (или вообще его не допускает).

При классических аффек­тах аффективные реакции мо­гут возникнуть у лиц c недоста­точно устойчивой самооцен­кой или эгоцентрическими ус­тановками, неспособных к бы­строму принятию решений в сложных конфликтных ситуа­циях.

Отвлечение и переключе­ние внимания также могут уменьшить или предупредить аффект. В специальной лите­ратуре высказывается мне­ние, что аффект может прояв­ляться как в виде кратковре­менной бурной реакции (на­пример, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное от­ношение к человеку, месту, со­бытию и т.д.).

Спад (угасание) аффек­тивного состояния.

Аффективная реакция в мо­мент совершения преступле­ния может возникнуть как у здорового человека, так и у лиц с различными нарушения­ми психики. Она достигает значительной интенсивности, сохраняя при этом характер нормальной психической ре­акции (физиологический аф­фект) или приобретая форму болезненного психологичес­кого состояния (патологичес­кий аффект). Человек в пост­аффективном состоянии нахо­дится в подавленном настрое­нии, заторможен, ослаблен, часто «казнит» себя за случив­шееся.

Спад аффективного состо­яния характеризуется следую­щими особенностями:

а) снижается функциональ­ный уровень личности (пас­сивный страх, жалость к по­терпевшему, полное раская­ние и т. д.);

б) человек стремится объ­яснить содеянное эмоцио­нальным состоянием;

в) после аффективного эмоционального взрыва чело­век не старается скрыть следы преступления, а если и пыта­ется, то делает это нелогично, сумбурно.

При анализе аффективного состояния юристы сталкива­ются с распущенным поведе­нием людей, демонстрацией душевного волнения. Распу­щенное поведение отлича­ется от аффекта. Об отсут­ствии аффекта в этом случае , свидетельствуют следующие признаки: усиление раздражи­тельности по мере нарастания конфликта (тяжкие оскорбления, применение физического насилия в ссоре между ее уча­стниками), когда сила дей­ствия соответствует силе про­тиводействия и происходит «накачивание эмоций»; коле­бания в степени выраженнос­ти душевного волнения (чело­век от сильного гнева перехо­дит к сравнительно спокойной форме реагирования, а затем вновь демонстрирует бурную реакцию); отвлечение на по­сторонние детали вне основ­ного направления эмоций; от­сутствие «физиологического аккомплемента» в виде ярко выраженных признаков некон­тролируемых реакций; актив­ная деятельность непосред­ственно после душевного вол­нения, направленная на само­сохранение, иногда на сокры­тие следов содеянного.

Чтобы определить, нахо­дилось ли лицо в аффектив­ном состоянии, необходимо выяснить следующие об­стоятельства:

— в чем состояла аффек­тивная ситуация и каков ее ха­рактер;

— каковы индивидуально-психические особенности лич­ности;

— каким было психофизио­логическое состояние лица накануне событий;

— в чем выразились дей­ствия субьекта в момент аф­фекта, включая двигательные реакции, мимику, речь и т. д.;

— как характеризовались поведение человека сразу же после совершения тех или иных действий, реакция на слова окружающих, отноше­ние к своему деянию и его по­следствиям.

Судебно-психологическая экспертиза аффекта мо­жет ответить на следующие вопросы:

Экспертное заключение о физиологическом аффекте, возникшем у обвиняемого в момент совершения преступ­ления, может служить основа­нием для признания лица дей­ствующим в состоянии вне­запно возникшего сильного душевного волнения.[4;55]

.
Пример

Заключение комиссионной

судебно-психологической экспертизы

25 января 1988 г. Ленинград

На основании постановления следователя про­куратуры Выборгского района Ленинградской области А. Н. Петрова провели в период с 18.01.88 по 25.01.88 в помещении следственного изолятора судебно-психологическую эк­спертизу гр-ну Алексееву, обвиняемому в нанесении тяжких телесных повреждений Кузнецову Н. А.

Во время проведения судебно-психологической экспертизы поставлены вопросы:

1. Каковы основные особенности личности и характера подэкспертного Алексеева?

2. Не находился ли Алексеев в период совершения инкриминируемых ему действий в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (физиологического аффекта)?

Помимо изучения материалов уголовного дела комиссия провела экспериментально-психологическое исследование подэкспертного.

При этом установлено следующее:

  1. Анализ исследуемой ситуации

Отец Алексеева страдал алкоголизмом. Брат и сестра подэкспертного умерли в детстве. Алексеев рос физически слабым, часто болел. В отношениях со сверстниками стеснялся своей физической слабости, «драк избегал, но уж если дрался, то до конца... либо я его (обидчика), либо он меня... Чаще доставалось мне». Тяжело переживал обиды, в мечтах видел себя сильным, с 16 лет с этой целью начал заниматься спортом. Проявлял большое старание, выполнил норму кандидата в мастера спорта по гребле.

Отчим подэкспертного также пил, конфликтовал с подэкспертным и его матерью. Рассказы матери о поведении пьяного отца, а также общение с отчимом, злоупотребляю­щим алкоголем, воспитали у Алексеева острую неприязнь ко всему, что связано с пьян­ством.

После окончания школы и профтехучилища Алексеев начал работать на стройке каменщиком, но вскоре был призван в армию. После увольнения в запас он вновь продол­жил работу на стройке.

По данным характеристики с места работы и по показаниям товарищей, Алексеев в работе, в выполнении порученных ему заданий и в отношениях с окружающими отли­чался добросовестностью, высоким чувством ответственности. С окружающими был доб­рожелателен, сдержан, несколько замкнут, молчалив. Отмечается высокое чувство соб­ственного достоинства, болезненная реакция на обиды и оскорбления.

В последнее время у Алексеева сложились неприязненные отношения с рабочим соседней бригады Кузнецовым, который часто допускал оскорбительные высказыва­ния в адрес Алексеева, вел себя развязно, цинично выражался.

04.12.87 днем, когда Алексеев находился в бытовом помещении на стройке, туда вошли Кузнецов и Захаров с намерением распить бутылку вина. Кузнецов в гру­бой форме потребовал от Алексеева дать или разыскать кружку для распития вина. Алексеев воспринял это требование как оскорбительное для себя — «Почему я должен искать ему кружку, чтобы они пили тут. И вообще, я не хотел, чтобы они пьянствова­ли в нашей каптерке, я не люблю, когда люди вино пьют» — и отказался выполнить это требование. Тогда Кузнецов набросился на Алексеева, сбросил его с топчана, прижал спиной к лежавшему на полу оборудованию и начал бить его. Как показывает Алексеев, за спиной оказались два электродвигателя, «они впились мне под лопатки, у меня даже дыхание сперло». Алексеев просил отпустить его, несколько раз спрашивал Кузнецова, за что он его бьет. «Я почувствовал себя страшно униженным — он меня бьет, а я должен просить его не бить меня, хотя никакой вины за мной нет». Кузнецов при этом приговаривал: «Будешь еще, чурбан?!» Отпустив Алексеева, Кузнецов сел на топчан и, как показывает Захаров, продолжал высказывать угрозы в адрес Алексеева. Алексеев встал с пола в состоянии крайней обиды и озлобленности и услышал новые угрозы и оскорбления со стороны Кузнецова в свой адрес. Как показывает Алексеев, «...у меня была страшная злоба, но я все равно сдержался бы... я не хотел драться...». В этот момент Кузнецов поднялся с места и снова крайне цинично оскор­бил Алексеева, выразившись нецензурно. О дальнейшем Алексеев помнит неотчетливо — «...меня просто взорвало... я вспомнил случай, когда меня били шесть человек за то, что я не поставил им бутылку вина... Не помню, какие мысли еще были!..». Затрудня­ется сказать, какой рукой схватил нож, лежавший на столе («Показалось, что это отвер­тка, я до этого клал на стол отвертку...»), и нанес удар Кузнецову в область живота.

Кузнецов, который после нанесения ему удара вырвал у Алексеева нож и вместе с Захаровым выталкивал его из помещения, показывает, что Алексееву был в разъяренном состоянии... Я знаю Алексеева как спокойного парня; что с ним случи­лось, я и сам не знаю, но он был слишком обижен, как я считаю, из-за пустяка».

Захаров показывает, что лицо у Алексеева при нанесении удара было «напря­женным... очень бледным...», что, когда у него отобрали нож и он увидел, что Кузнецов корчится от боли, он громко разрыдался и потом долго не мог успокоиться, плакал, выражал сожаление в связи с происшедшим.[2;476]
2.Изучение индивидуально-психологических особенностей подэкспертного Алексеева по данным экспериментально-психологического исследования

Чтоб дать ответ на первый вопрос нужно провести с подсудимым ряд методик на определение его индивидуально-психологических особенностей:

  1. Исследование темперамента, черт характера с помощью таких методик: Опросник Айзенка, Тест-опросник Я. Стреляу, методика Характерологический опросник Леонгарда (на выявленпие акцентуации характера)

  2. Исследование познавательных процессов: внимания с помощью методик «Таблицы Шульте» ( пепреключаемость,определение психического темпа, объема внимания), методика «Мюнстерберга» ( изибирательность внимания); памяти – методика «Пиктограммы» ( определение опосредованого запоминания, а также для анализа характера ассоциаций и наглядно-образного мышления, особенности эмоцилнального состояния и на выявления паталогии), методика 10 слов (Лурия) ; исследование мышления с помощью методика Векслера, Кетелла, методика «Установление последовательности событий» А. Бернштейна.

  3. Исследование функционального и эмоционального состояния с помощью методик 16-факторный личностный опросник Кетелла, САН, Теста Руки ( для определения наличия открытого агрессивного поведения), Методика «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, Тест Томаса Описания поведения Томаса ( для диагностики личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации), СМИЛ Собчик, методика измерения уровня тревожности ( Шкала Дж. Тейлора)

  4. Исследование самооценки с помощью методик Дембо-Рубинштейн, Будасси С. А.

  5. Исследование ценностных и социальных установок методиками Ценностные ориентации М. Рокича ( определение ценностно-мотивационной сферы человека), Список личностных предпочтений Эдвардса, Методика диагностики социально-психологических установок личности Потемкиной О. Ф.

  6. Исследование эмоционально-мотивационной сферы с помощью проективных методик ТАТ, Рисуночной фрустрации Розенцвейнга, Пятна Роршаха, Опросник Басса-Дарки для определения агрессивности, методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана ( в модификации В. В. Бойко), методика Уровень Субъективного контроля.


3. Феноменология эмоционального состояния Алексеева

Для ответа на второй вопрос, по мнению экспертов, имеют значение следующие об­стоятельства. Кузнецовым по отношению к подэкспертному были допущены выска­зывания и действия, грубо унижающие честь и достоинство личности Алексеева, име­ло место и физическое оскорбление Алексеева. Это вызвало у Алексеева нарастание обиды до крайней степени и озлобленности, однако Алексеев и в этих условиях был склонен к сдержанности, к уклонению от драки. Но после нанесения дополнительных оскорблений и угрозы продолжить избиение у Алексеева возник резкий эмоциональный взрыв, во время которого он нанес удар Кузнецову первым попавшимся под руку предметом. Этот эмоциональный взрыв был кратковременным и завершился расслаблением и рыданием. Все это сопровождалось частичным сужением сознания, о чем свидетельствуют элементы наблюдающейся у Алексеева амнезии на случившееся.

Вывод

В ответ на поставленный экспертизе вопрос:

Не находился ли Алексеев в период совершения инкриминируемых ему действий в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (физиологического аффекта)?

Вышеизложенные обстоятельства позволяют заключить, что Алексеев в период нанесения удара ножом Кузнецову находился в состоянии физиологического аффекта (или внезапно возникшего сильного душевного волнения). Аффект у Алексеева протекал в типичной форме, в его динамике отчетливо выделяются три фазы: фаза накопления аффективного напряжения, взрыва с разрядкой в действии и фаза расслабления, астенизации.
Список использованной литературы
1. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2006. -512с.

2. Крылова А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.- СПб, 2007.- 560с.: ил.

3. Психологическая диагностика /Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича.-СПб, 2008.-652с.: ил.

4. Сорокотягин И. Н. Судебно-психологическая экспертиза аффекта / Уголовный процесс.- 2005.- № 12.- с. 51-55

5. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология.- М.,1998. - 341 с.







«Методика проведення психологічної експертизи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации