Найминова 3. Методика преподавания. Спортивные игры - файл n1.doc

приобрести
Найминова 3. Методика преподавания. Спортивные игры
скачать (1791 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1791kb.07.07.2012 04:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13






Э. Найминова

ФИЗКУЛЬТУРА

Методика преподавания Спортивные игры





ББК 75.59

Автор-составитель: Найминова 3.

С 73 Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001 — 256 С.

Дорогой читатель!

Книга, которую вы держите в руках, должно быть, уже заинтере­совала вас, ведь она написана об играх — неотъемлемой части жиз­ни любого ребенка, а также и взрослого человека.

В этой книге собраны игры для детей разных возрастов, начиная со школьного. Продуманное построение книги (от простого к слож­ному) окажется полезным при поиске необходимых именно вам игр.

Разделы, посвященные плаванию, помогут научить ребенка дер­жаться на воде и плавать разными стилями, а также развлекаться играми на воде. Игры на асфальте, в которые так любят играть все мальчики и девочки во время отдыха, также включены в книгу. Комплексы физических упражнений с рекомендованными музыкаль­ными сопровождениями заинтересуют учителей физкультуры, по­могут им в работе на уроках. Раздел «Русские игры» включает в себя самые известные русские игры, в том числе «Городки». И, на­конец, в приложениях даны экзаменационные требования по физ­культуре для учащихся старших классов.

Книга рассчитана на детей школьного возраста, учителей физ­культуры. Она также будет интересна для всех, кто хочет знать, что такое игра.

ISBN 5-222-01803-2 ББК 75.59

© Найминова Э., 2001

© Оформление: изд-во «Феникс», 2001

Введение

С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интерес­ным. Педагоги всех времен уверены, что игра — самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.

В настоящем сборнике предполагается показать, что иг­ровой метод комплексно воспитывает такие физические качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, гиб­кость. Вместе с тем известно, что игра наряду с перечис­ленными способностями развивает так называемую внут­реннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наи­более, по его усмотрению, целесообразную.

Пособие состоит из пяти глав. В первой главе представ­лены подвижные игры, специфичные для различных возра­стных групп школьников, они создают представление, ка­кие именно действия дети того или иного возраста лучше всего усваивают. Несложные в исполнении, они обладают известной пользой и составляют значимую часть урока физ­культуры. Во второй главе представлены игры, где исполь­зуются элементы и действия, развивающие мышцы, необ­ходимые для занятий конкретными видами спорта. Дети получают навыки гимнастики, легкой атлетики, борьбы и т. д. Третья глава посвящена подвижным играм, уместным на школьных спортивных праздниках. Данные игры чрез­вычайно привлекательны для детей, так любящих сорев­нования, они развивают смекалку и стремление к победе. В главу также включены комплексы упражнений. В чет­вертой главе уделено внимание подвижным играм с дос­тупными спортивными снарядами и любимым детским










играм на асфальте. Не забыты и зимние подвижные игры — санки и лыжи не будут пылиться в кладовках. В прило­жении с удовольствием предлагаем вам некоторые старин­ные русские игры, в первую очередь «Городки» — игру многоуровневого характера, очень популярную в советс­кий период и незаслуженно забытую в дальнейшем.

Сборник рассчитан как на преподавателей физкульту­ры, так и на широкий круг читателей.



ГЛАВА 1

Подвижные игры на уроках физкультуры в 1-3-м клас­сах занимают основное место. Дети 7-9 лет уже хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимы­ми в играх (бег, прыжки, ходьба). Мускулатура детей в возрасте 7-9 лет еще плохо развита, они быстро утомля­ются, поэтому физические упражнения должны быть стро­го ограничены, и по возможности иметь игровую форму. Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнение или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Общая длительность игры должна быть небольшой. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Правила лучше всего усваиваются, если они объясняются в форме сказки или речитатива, считалки. В этом отношении хороши игры, в которых дети хором проговаривают считалку. Они приучают детей к согласованным действиям, едино­му ритму выполнения движений, воспитывают чувство командности. Основной интерес у детей этого возраста вызывают игры, где они могут проявить быстроту и лов­кость, координацию и меткость. Также будут интересны детям этого возраста народные игры.

У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно. Поэтому для проведения большинства игр в 1-3-м классах необходим красочный инвентарь, легкий и удобный по объему. Для бросков лучше использовать во­лейбольный мяч, а мячи весом в 1 кг нужны для передава­ния. Также нужны разноцветные флажки, маленькие мячи (с расчетом каждому ребенку по мячу), несколько боль-











6

7


ших легких мячей, обручи металлические и пластмассо­вые, скакалки длинные и короткие, мешочки с песком, не­сколько повязок на глаза, а также всевозможные поощри­тельные призы, которые преподаватель сможет сделать сам (карточки с рисунками зверюшек и т. п.). Необходим и музыкальный инвентарь: бубны, свистки, колокольчи­ки или просто небольшие жестяные банки с песком. Этот инвентарь, как говорилось ранее, развивает чувство рит­ма у детей, а также придает играм более веселый и зани­мательный характер. Дети-1-3 классов весьма активны. Все хотят быть водящими, забывая о своих возможнос­тях, поэтому преподаватель должен назначать их сам, учи­тывая способности ребят или выбирать водящих путем расчета, считалки. Водящим может стать также победи­тель прошлой игры. Водящий должен часто меняться, что­бы потребность в активности была удовлетворена у каж­дого ребенка. Нельзя, учитывая большую ранимосхь де­тей, выводить их из игры за ошибки, ведь это происходит по неопытности или из-за недостаточного физического раз­вития. Физическую нагрузку нужно строго регулировать длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игры с бегом и прыжками следует прерывать короткими пере­рывами. Результаты игры не следует отдалять. Игры нуж­но подбирать с учетом общей задачи урока. Для развития быстроты и ловкости проводятся игры-перебежки, в ко­торых дети после активных движений смогут передо­хнуть. Эти игры проводятся в центральной части урока. Игры с ходьбой и легкой гимнастикой, требующие орга­низованности, лучше проводить в начале и в конце уро­ка. Методически правильно построенный урок состоит из подготовительной и заключительной частей.

Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Под-

вижная игра развивает ребенка, но, в отличие от физиче­ских упражнений, не надоедает ему благодаря своему за­нимательному характеру. Вот несколько примеров под­вижных игр для уроков физкультуры в 1-3-м классах.

Быстрые шеренги

Дети строятся в две плотные шеренги, лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и берут за руки сто­ящих напротив. По команде преподавателя «Старт!» раз­бегаются в разные стороны. По команде «Стройся!» бе­гом возвращаются в исходное положение. Выигрывает та шеренга, которая построится раньше другой.

Салки

По расчету выбирается водящий — «салка». По сигна­лу преподавателя (свисток) дети разбегаются в пределах установленных границ, а «салка» пытается догнать иг­рающих. Тот, до кого дотронется водящий, начинает во­дить, то есть ловить, а «салка» убегает с остальными. Эту игру можно разнообразить, если начертить на асфаль­те круг — «дом», где играющие ненадолго могут спря­таться от «салки». Можно также спастись от «салки», ото­рвавшись от земли, если на площадке есть спортивные снаряды, можно лечь на землю, подняв ноги вверх. Убега­ющие могут выручать друг друга, перебегая дорогу меж­ду «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-нибудь пересечет дорогу, «салка» переключается на игрока, пе­ребежавшего ее. В этой игре можно также использовать прыжки. Все участники, включая «салку», прыгают на одной ноге.

Пустое место

Участники образуют круг и заводят обе руки за спину. Водящий остается за кругом, обходит его и касается кого-нибудь рукой, затем бежит в любую сторону за кругом,

8

9


а вызванный — в обратную. Их задача — первым занять пустующее место. Оставшийся без места становится во­дящим.

Рыбы и рыбаки

Выбирается площадка длиной около 30 м и шириной около 15 м. Это «река». В центре и по сторонам площад­ки рисуются «омуты» — круги диаметром около 1,5 м. Затем определяются два «рыбака». Держась за руки, они ловят «рыб», замыкая вокруг них свои руки. Пойманная «рыба» присоединяется к двум «рыбакам», и они продол­жают «ловлю». Остальные участники игры могут пря­таться в «омуты», но с условием, что в «омуте» может находиться только одна «рыба». Задача состоит в том, чтобы переловить всех «рыб», кроме спасшихся в"«ому-тах».

Правила. Если у «рыбаков» во время ловли руки рас­цепляются, «рыбы» могут ускользнуть; также можно уво­рачиваться из-под «невода» (сцепленных рук), но не при­меняя силу. Естественно, за пределы «реки» — площадки выбегать нельзя.

Коты и мыши

На противоположных сторонах площадки чертятся ли­нии на расстоянии 10-20 м, за ними «норки». Два водя­щих становятся в центр площадки — они «коты». Осталь­ные участники находятся за одной из линий. Это «мыши». «Коты» начинают игру со слов:

- Мыши, мыши, мы вас видим,
Мыши, мыши выходите.

А мыши им отвечают:

- Не боимся мы котов,
Не боимся их зубов.

После этого все мыши выбегают из «норок» и старают­ся пробежать площадку и попасть в противоположную

«норку» так, чтобы их не задели «коты». Когда все игро­ки, исключая тех, кого поймали, уже перебежали, «коты» повторяют свои слова, а «мыши» им отвечают, как и в пер­вый раз, и бегут из норки в противоположную. Но теперь их задача — на бегу дотронуться до «потерпевших» «мы­шей» и этим освободить их. Цель «мышей» — остаться «це­лыми и невредимыми». Цель «котов» — поймать поболь­ше «мышей». Водящих меняют 3-4 раза. Отмечаются луч­шие водящие и те, кто ни разу не попался «котам».

Правила: 1. Нельзя во время бега возвращаться в поки­нутую норку. 2. Пойманный остается на месте и замира­ет, пока его не освободят.

Охотник, лис и куры

На площадке ставятся четыре гимнастические скамей­ки так, чтобы они образовали квадрат. Это «насест». Вы­бираются два водящих — один «лис» и один «охотник». Все остальные участники — «куры». Они располагаются вокруг «насеста», а водящие — по разным углам площад­ки. По сигналу преподавателя все «куры» соскакивают со скамеек и разгуливают вокруг. «Лис» в этот момент под­бирается к ним. Внезапно преподаватель дает короткий сиг­нал свистком. «Куры» должны быстро взобраться на насе­сты, а «лис» пытается в этот момент схватить одного из участников. Если ему это удается, он тащит его в «нору», а «охотник» ловит его, и тогда «лис» выпускает «курицу» и бежит в нору. Если «лис» пойман, то выбирается новый «лис». Выигрывают ни разу не пойманные игроки.

Бегущие числа

Играют 2 команды, игроки каждой рассчитываются по номерам, так что и в одной и в другой команде есть оди­наковые номера. Все становятся в общий круг, в центре кладется мяч, флажок и т. п. Ведущий называет любой

® ю ©

номер, участники под этими номерами обегают круг сна­ружи и, достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу (в одну строну), чтобы, опередив соперника, завладеть им. Тот кто первым это сделает, приносит своей команде выигрышное очко. Играют 3-5 минут. Выигрывает ко­манда с наибольшим количеством очков.

Гусеницы

Две команды, не более чем по 10 человек, становятся друг напротив друга и берутся за пояс. По сигналу пер­вый игрок одной команды пытается задеть последнего игрока другой команды. А тот, в свою очередь, пытается проделать то же самое. Так две «команды-гусеницы» пы­таются задеть друг друга за «хвост» при условии, что игроки команды не расцепляются. За каждое правильное касание начисляется выигрышное очко. Игра длится 3-5 минут. После чего определяется команда-победитель с наибольшим количеством очков.

День-ночь

В игре участвуют две команды. Они становятся на се­редине площадки спиной друг к другу на расстоянии при­мерно двух шагов. Одна команда — «день», другая — «ночь», по разным сторонам площадки у каждой коман­ды свой «дом». По неожиданной команде (для большей неожиданности можно предложить игрокам выполнить пару нехитрых упражнений) «День!» или «Ночь!» игроки названной команды бегут в «дом», а игроки неназванной пытаются их догнать и запятнать. Игра проводится не­сколько раз, после чего подсчитывается число запятнан­ных игроков и подводится итог.

Метко в цель Подготовка. В центре площадки проводится черта, вдоль которой ставят 10 булав. Игроки делятся на 2 ко-

© 11 ®

манды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой лицом к центру площадки. Игроки первой шеренги полу­чают по мячу. Перед шеренгой чертится линия старта.

Игра. По сигналу руководителя играющие первой ше­ренги бросают мячи в булавы. Сбитые булавы подсчи-тываются и ставятся на место. Ребята первой шеренги бегут и подбирают мячи, передавая их участникам дру­гой шеренги, а сами становятся позади, вновь образуя ше­ренгу. Игра проводится 2-3 раза. Выигрывает команда, сбившая наибольшее количество булав. За стартовую черту заходить нельзя, броски производятся по сигналу преподавателя.

ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕРЫ

ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Если в младших классах подвижные игры могут зани­мать основную часть урока физкультуры, то в 4—6-м клас­сах игры проводятся главным образом в основной и зак­лючительной частях урока. В 4-6-м классах используют­ся многие игры, пройденные раньше, но в них включают­ся новые движения, вводятся усложненные препятствия, удлиняется время игры.

Дети этого возраста уже имеют опыт игры в коллек­тиве. В этот период появляется значительно больше ко­мандных игр. Рекомендуются игры с быстрыми движени­ями, прыжками, лазанием. В связи с ростом физических возможностей можно использовать игры с кратковремен­ными силовыми напряжениями. Для развития быстроты и ловкости используются игры, в которых дети' все время находятся в движении. Эти игры развивают также вынос­ливость. Проводить подобные игры рекомендуется не

*

1 I

® 12 ®

дольше 10-15 минут. Делить на команды лучше по 8-10 человек — не больше, так как дети в этом возрасте очень эмоциональны. Важно, что детей в этом возрасте интере­сует не столько результат, сколько само действие, про­цесс игры. Поэтому преподаватель должен вводить в игры движения, сходные с движениями в гимнастике, в баскет­боле и т. п. Многократные повторения этих движений по­могут развить способности и навыки спортивных игр. Важно также развивать в этом возрасте чувство команд­ное™, а введение в игру неформальных элементов помо­жет воспитать смекалку и находчивость.

Подвижные игры важно проводить в сочетании с эле­ментами легкой атлетики и других видов спорта. В этом случае они (игры) должны состоять из разнохарактерных движений, способствующих решению задач преподавате­ля. Можно разделить урок на две части. В первой разучи­вать элементы спортивных Игр, во второй закреплять их соответствующими играми. Итак, в задачу преподава­теля физкультуры 4-6 классов входит: закрепление и со­вершенствование в форме игры гимнастических, легко­атлетических движений, развитие ловкости, выносливос­ти, быстроты, а также воспитание творческой активнос­ти и командности, умения быстро и правильно ориенти­роваться в пространстве и времени.

Передача мяча

Игроки делятся на две команды, и шеренги выстраива­ются параллельно друг другу. На расстоянии вытянутой руки выстраиваются игроки в колоннах. У стоящих пер­выми в руках по мячу.

По сигналу преподавателя впередистоящий передает мяч сзадистоящему, и так до конца шеренги. Последний игрок, получив мяч, обегает колонну с правой стороны и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока

© 13 ®

игрок, начавший игру, не вернется на свое исходное мес­то. По его команде «Стой!» игра заканчивается. Побеж­дает команда, первой завершившая игру. Если игрок уро­нит мяч, он должен поднять его и продолжить игру.

Бой в круге

В игре участвуют две команды. На площадке чертится круг диаметром 3-4 м. Капитаны команд посылают сво­их игроков в круг, где те, став на одну ногу, пытаются плечом вытолкнуть друг друга из круга или толчками заставляют противника стать на обе ноги. Победитель вы­игрывает очко для своей команды. Игра длится до тех пор, пока все участники не побывают в круге. Капитаны борются между собой. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Во время «боя» руки участ­ников должны быть за спиной. Эту игру можно разнооб­разить. Например, начертить три круга: первый — диа­метром 3 м, второй — 2 м, третий — 1 м. Четыре игрока, близких по физическому развитию, становятся в первый круг и «бьются» на одной ноге с заведенными за спину руками, используя в борьбе плечи. Победитель остается в круге, а трое выбывших переходят во второй круг, где после боя опять остается один победитель, а двое остав­шихся игроков переходят в следующий круг. После тре­тьего боя игра заканчивается. Победитель в большом кру­ге получает 4 очка, во втором круге — 3 очка, в третьем круге — 2 очка, а выбывший из третьего — 1 очко. Затем идет бороться следующая четверка.

Часовой и разведчик

Играющие делятся на две команды и располагаются по разным сторонам площадки, а в середине ее чертится круг. В него кладут мяч. Из каждой команды на середину площадки выходят по одному игроку. Это «часовой» и



15

@ 14 ®

«разведчик». Задача «разведчика» — схватить мяч и уне­сти его к себе в команду. Задача «часового» — не позво­лить это сделать. При этом «разведчик» делает разные движения, стараясь отвлечь «часового», а тот должен по­вторять эти движения и при этом следить за мячом. Если мяч удалось схватить «разведчику», «часовой» должен постараться запятнать его. Если ему это удается, «раз­ведчик» отправляется в плен в шеренгу к «часовым». В противном случае «часовой» попадает в плен к против­нику. Игра продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники. Команда-победитель — та, у которой боль­ше пленных. Затем команды меняются ролями.

Удочка

Игроки образуют круг, в центре которого становится водящий. У него в руках веревочка для прыжков — ска­калка, на конце которой привязан мешочек с песком или горохом. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешо­чек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игро­ков. Участники подпрыгивают в тот момент, когда ме­шочек оказывается около их ног. Задевший мешочек ста­новится в середину круга и водит дальше, а бывший во­дящий переходит к остальным участникам игры. Выиг­рывает тот, кто ни разу не зацепил веревку с мешочком.

Веселые прыжки

Игроки делятся на две команды и образуют колонны по два. Обе команды становятся параллельно друг другу на расстоянии двух метров. Все пары играющих держат в руках скакалки, растянув их на расстоянии 50 см от пола. Первая пара по сигналу руководителя бросает ска­калку на пол и бежит в конец колонны (как показано на рис. 1). Затем они должны перепрыгнуть через все ска­калки и стать в исходное положение, подняв скакалку на



50 см от пола. То же самое проделывают остальные участ­ники с учетом того, что исполнившие действия должны стать впереди колонны. Так колонна постепенно продви­гается вперед, пока первыми в ней не станут те, кто был во главе шеренги перед началом игры. Аналогичные дей­ствия совершает другая шеренга. Побеждает та коман­да, которая без ошибок первой закончит игру (рис. 1).

Борьба за огонь

Игроки становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу чертится круг, в центре которого ставятся три палки, связанные сверху. Полу­ченный «треножник» обводят чертой. В центре круга ста­новится водящий, задача которого — защищать «тренож­ник». По сигналу преподавателя игроки стараются сбить «треножник» мячом. Водящий защищает «треножник», отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удалось

16

17


сбить «треножник», становится водящим, — его защит­ником. Играют установленное время. В заключение игры отмечают лучших защитников. Играющим нельзя захо­дить за черту круга. Если защитник сам свалит «тренож­ник», его нужно поднять и продолжить игру. Эта одна из игр, развивающих меткость и быстроту реакции.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

Пятнашки

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук (рис. 2). Перед их носками чертится линия. В центре кру­га 2-4 водящих. Если играют не более 10 человек, то вы­бирают одного водящего. Стоящие по кругу получают мяч. Игроки перекидывают мяч по воздуху и перекаты­вают его по земле так, чтобы водящие не смогли до него дотронуться. Задача водящих — схватить мяч или запят­нать его. Если кому-либо из них это удается, то на его место идет игрок, при броске которого мяч был запятнан. А водящий становится на его место. Играют установлен­ное время.



Охотники и утки

Играют две команды: «охотники» и «утки». Посереди­не зала чертятся две линии на расстоянии 8-10 м одна от другой. «Охотники» выстраиваются за начерченными линиями, разделившись пополам. «Утки» произвольно распределяются в прямоугольнике (рис. 3).

По сигналу преподавателя «охотники» перебрасыва­ют мяч в разных направлениях, неожиданно бросая его в «уток». «Утки», бегая и прыгая, увертываются от мяча.



Задача «охотников» — «подстрелить» всех «уток». За­дача «уток» — избежать этого. Игра заканчивается, ког­да все «утки» будут «подстрелены». Играющие меняют­ся ролями, и игра продолжается. За время игры отмеча­ются игроки, «подстрелившие» больше «уток».

Бросая мяч, «охотники» не должны переступать за ли­нию. Если в «утку» попал мяч, отскочивший от пола, «подстреленной» она не считается. Если «утка», увер­тываясь от мяча, выбежала за линию, она считается «подстреленной».

© 1В ©

Залетный мяч

В середине площадки размером 6-10 м проводится ли­ния. По противоположным сторонам, параллельно сред­ней линии, чертятся линии плена на расстоянии 1-1,5 м от стены, образуя «коридор плена». От средней линии «ко­ридор плена» находится на расстоянии 6-10 м. Команды выбирают капитанов, и игра начинается.

Преподаватель подбрасывает мяч на средней линии меж­ду капитанами. Каждый из них старается отбить мяч в сторону своих игроков. Получив мяч, игрок стремится по­пасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Тот, в свою очередь, старается увернуться. Но если он запят­нан, он переходит за линию плена противника и находит­ся там до тех пор, пока свои игроки не перебросят ему мяч в руки. После этого он возвращается в игру. Играют 15 минут, после чего подсчитывают количество пленных.

Пионербол

Играют на волейбольной площадке, высота сетки 2 м. Игроки располагаются, как при игре в волейбол. Судей двое: один следит за игрой, другой ведет счет. По свист­ку судьи игрок одной из команд бросает мяч одной рукой через сетку с места; задача игроков другой команды — не дать мячу упасть на пол. Игрок, поймавший мяч, дол­жен с места или сделав не более трех шагов, бросить мяч одной или двумя руками на сторону противника. Он мо­жет также разыграть мяч между игроками своей коман­ды. Для этого он бросает мяч другому игроку, а тот дол­жен либо бросить мяч на сторону противника, либо пере­дать его третьему игроку. Третий игрок обязан перебро­сить мяч через сетку. Соперники разыгрывают мяч на тех же условиях. Игра продолжается, пока одна из команд не допустит ошибку. Тогда мяч переходит другой команде. Команда, набравшая 10 очков, выигрывает партию. По-

© 19 ©

беждает команда, первой выигравшая две партии из трех. После каждой партии команды меняются местами.

Правила. Команда проигрывает очко, если игрок вы­ронил мяч из рук в ходе партии или если не пойманный мяч падает за пределы площадки. Мяч передается другой команде, если после подачи он коснулся сетки или в ходе игры отскочил от сетки и упал. Однако пойманный от сет­ки мяч приравнивается к одному пасу, поэтому завладев­ший мячом должен сделать третий, последний, пас парт­неру либо сам бросить его через сетку.

ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕРЫ ИГР ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

В задачу преподавателя физкультуры в 7-9 классах вхо­дит следующее: развитие спортивных навыков, закреп­ление и совершенствование в форме игры гимнастичес­ких упражнений (кувырков, прыжков, лазания), упражне­ний по легкой атлетике ( развитие скорости, прыжки с ме­ста и разбега, метание), владению мячом.

По сравнению с младшими классами, игры усложняют­ся, по мере взросления физические возможности у подрост­ков становятся более специфичными. Девочек интересу­ют игры с элементами танцев, способствующие разви­тию координации движений; мальчикам становятся инте­ресны силовые игры с сопротивлением. Поэтому в 6-9-м классах игры можно разделить на игры для девочек и для мальчиков. Наряду с групповыми существуют игры с элементами борьбы — для мальчиков и с элементами ак­робатики, танцев — для девочек. Судейство в 7-9 клас­сах должно стать строже, к нему должны также привле­каться учащиеся. Подвижные игры используются глав­ным образом в основной части урока, иногда в заключи-

@ 20 ®

тельной. В 7-9 классах большинство уроков физкульту­ры отводятся спортивной гимнастике. В эти часы по­движные игры почти не включаются. Но в отдельных слу­чаях подвижная игра требуется как возможность увели­чить нагрузку и при этом сделать урок интересным. Вот несколько общеразвивающих игр.

Все в круг

В середине площадки чертятся два круга (один внутри другого) диаметром 1 и 2 м. Игроки, окружив большой круг, крепко держатся за руки. По указанию руководи­теля игроки начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук. По свистку игроки останавливаются и стараются втянуть за черту большо­го круга своих соседей, не разъединяя рук. Играющие, спасаясь, стремятся перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, или перешагнуть через него, но так, чтобы не разъединить рук. Игрок, попавший в большой круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем игро­ки опять берутся за руки и по сигналу продолжают игру. Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Игроки, ни разу не втянутые в круг, считаются победителями.

Игра начинается и прекращается по сигналу препода­вателя. Втягивать соседей в круг можно только руками, не прибегая ни к каким другим способам. Когда остав­шиеся игроки не смогут окружить большой круг, они вста­ют вокруг малого круга и втягивают друг друга в него. В этом случае спастись от втягивания негде.

Детям очень нравятся подобные игры. Вот еще один из вариантов игры с силовыми элементами.

Центр

Посредине площадки ставятся 3-5 булав или кеглей: 4 по углам четырехугольника (на расстоянии шага одна

® 21 ®

от другой) и одна в центре. Три булавы ставятся треу­гольником. Игроки строятся вокруг них в круг, взявшись за руки.

Ребята двигаются по кругу вправо или влево. По свис­тку начинают втягивать друг друга на булавы (кегли), не разъединяя рук. Спасаясь, они перешагивают, перепры­гивают булавы, крепко держась за руки с соседями. Тот, кто свалит булаву, выбывает из игры. Каждый раз була­ва возвращается на место. Чтобы упавшую булаву удоб­нее было ставить, можно очертить место каждой из них. Если во время перетягивания игроки разъединят руки, то выходят из игры оба игрока. Количество игроков постепенно уменьшается. Когда их станет так мало, что они не смогут окружить булавы, они встают между ними или сбоку от них.

Победителем становится последний оставшийся игрок. Каждый раз игра начинается и заканчивается по сигналу.

КТО СИЛЬНЕЕ

Посредине площадки чертится линия. Справа и слева от нее, параллельно ей чертятся еще две линии на расстоя­нии 2-3 м от средней линии. Игроки делятся на 2 равные (по числу игроков) команды и строятся в 2 шеренги, одна команда лицом к другой. Игроки, стоящие друг против друга, подходят к средней линии, берутся за правые руки, левые кладут за спину.

По сигналу преподавателя игроки тянут в свою сто­рону противников, стараясь перетянуть их за черту, на­ходящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок оста­ется на стороне противника до подсчета очков.

Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или другую сторону. Выигрывает команда, сумевшая пе­ретянуть больше игроков.

I

® 22 ®

Игру можно усложнить: перетянув своего противника, помогать товарищу по команде, взяв его за пояс, и сов­местно с ним перетягивать. Начинать перетягивание мож­но только по установленному сигналу. В противном слу­чае перетягивание не засчитывается. Перетягивать раз­решается только установленным способом: одной рукой, двумя руками, держась двумя руками за плечи и т. п.

За бортом

На площадке чертятся 4-6 кругов диаметром по 3 м. Игроки делятся на 2 равные (по количеству игроков) ко­манды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой ко­манде выбирается капитан.

Капитаны посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастичес­кой палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один ее конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из круга. Око­ло каждого круга стоит судья. Победитель получает вы­игрышное очко для своей команды. Затем в круги для выталкивания посылаются новые игроки. Команда, по­лучившая больше очков, считается победительницей. Вы­талкивать можно только нажимом палки, не отрывая от нее рук. Допустивший ошибку, а также заступивший хотя бы одной ногой за черту круга, считается проигравшим. Если из круга выйдут оба игрока, очко никому не при­суждается. Можно давать на выталкивание из круга точ­ное время (1-2 минуты).

Эстафета по кругу

Вся площадка делится по кругу на этапы по 20-30 м каждый. Небольшую площадку можно разделить на 2-3 этапа; в крайнем случае один круг на площадке будет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации