Шпаргалка - история психологии - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка - история психологии
скачать (258.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc259kb.07.07.2012 04:03скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3
1.Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2} тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.

Выготский: Всякое значительное научное открытие, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и вывести психологию в более широкие сферы знания - за пределы ее. Закономерность в смене и развитии может быть объяснена на почве связи этой науки с: общей социально-культурной подпочвой эпохи; общими условиями и законами научного познания; объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию природой изучаемых явлений на данной стадии их развития. Общая судьба и линия развития этих идей: фактическое открытие, имеющее то или иное значение; распространение влияния тех же идей в соседние области; при этом изменяется и сама формулировка - становиться более общей; идея, которая овладела дисциплиной, в которой она впервые возникла, попадает в сферу борьбы за господство; идея отделяется от основного понятия, поскольку сам факт этого завоевания толкает идею дальше - она теперь открыто в различные философские системы, распространяется и изменяет отдаленные для нее ранее сферы бытия; раздувшись, это открытие вступает в борьбу и отрицания со всех сторон; только развившись в мировоззрение или приобретя связь с ним, частная идея из научного факта опять становиться фактом социальной жизни - т.е. возвращается в лоно той науки, из которой она пришла. Идея перестает существовать вследствие з-на, открытий Энгельсом в области мировоззрения: собирание идей происходит вокруг 2-х полюсов - идеализма и материализма. Идеи возникают из-за наличия объективной научной необходимости, коренящейся в природе изучаемых явлений.

Ярошевский: Наука как предмет развивается в системе взаимодействия 3 факторов: а) социальные факторы. Научные теории и т.п. не являются спонтанным творением ума, а зарождаются и преобразуются под действием социальной практики и т.п. Здесь и скрыты движущие причины эволюции. На эволюцию психологии общественные потребности воздействуют как непосредственно, так и через философию и др. науки. б) предметно-логические: есть две задачи историко-научных исследований - выяснение зависимости науки от общества, производства и т.п., а также их обратное воздействие; в) личностно-психологическогие ф.: исследование творческого пути ее творцов; контекстный подход - дух того времени, а не конкретная личность. История вскрывает за множеством ответвлений единое дерево, роднящее его побеги. Она доказывает, что его ствол - категориальный аппарат науки, а его почва - культура, социальная практика.
2 Предмет и методы истории психологии

Предмет истории психологии – закономерности формирования и развития взглядов на психику, на основе анализа различных подходов понимания ее природы, функций и генезиса.

Методы истории психологии

Историко-генетический метод – согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенной исторический период

Историко-функциональный метод – в нем анализируется преемственность высказываемых идей

Биографический метод – позволяет выявиь возможные причины и условия формирования научных взглядов ученых

Метод систематизации психологических высказываний

Метод категориального анализа – введен Блоком, развит Ярошевским. Предполагает учет социально-исторических условий, определяющих появление и развитие определенной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга и др детерминант, обуславливающих появление значимых для психологии идей.

Предмет - представления о психической реальности на разных этапах развития науки. Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Рассказать об эволюции предмета психологии: душа - сознание (психика) - поведение. Конкретные методики: изучение научных школ, интервью, изучение архивных материалов, биографический и автобиографический методы. Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого; например историко-психологический анализ, или категориальный подход (разработан М.Г.Ярошевским). Заключается в рассмотрении трансформации содержания специфических конкретно-научных категорий в ходе исторического развития психологических знаний. К таковым категориям Ярошевский относил образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Принципы историко-психологического анализа: а) принцип историзма - как явление возникло, развивалось, чем стало теперь (в противовес презентизму и антикваризму); б)-принцип детерминизма - уметь объяснить способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Идея категориального анализа психологического познания складывалась в ситуации нараставшего стремления сблизит методологическое стремление изучение науки с историческим. Этот анализ возник на пересечении 2-х направлений: логико-методолог. (изучение способов построения знания) и историческом (реконструкция событий в истории науки) и стал попыткой реализации единства этих 2-х подходов. Поиск инвариантного ядра когнитивного аппарата психологии, требует категориальной редукции. Смысл в том, чтобы в тезаурусе психологии найти систему инвариант. Поскольку такая редукция может быть достигнута только в системной подходе, продуктивность этой редукции может быть достигнута только конечной целью этого сведения являются система категорий, достаточных для соединения операции сведения (редукции) с выведением. Разделение инвариантного в истории психологи - непременное условие ее исторической реконструкции, что может быть достигнута с пом . категориального анализа. Т.о. мы имеем 3 ряда концептуальных единиц: категории, теории и эмпирические единицы. Первичные представления о развитии психологического познания, определяющие характер его исторического анализа - теории и факты.
3 Этапы развития психологии

1. Донаучный, до VII-VI вв. до н.э. Душа - без раскры­тия ее конкретного содержания и функций. методов нет. достижения: Общее представле­ние об охранитель­ной и активной роли души

2. Философ­ский, VIIVI вв. до н.э. - конец XVIII-на-чало XIX в.—

Антич­ная психо­логия

Душа-источник активности тела, обла­дает функ­циями по­знания и регуляции поведения

Специальных ме­тодов нет, исполь­зуются методы других наук - фи­лософии, медици­ны, математики -при исследовании содержания и функций души. достиж.: Определение основ­ных проблем психо­логии, связанных с исследованием по­знания, активности тела, способов регу­ляции поведения и пределов свободы человека.

Психо­логия Средне­вековья

Душа, ис­следование видов ак­тивности тела и осо­бенностей познания, прежде все­го чувствен­ного позна­ния мира. Появление собст­венно психологи­ческого метода –интроспекции. Развитие психофи­зических исследова­ний и первых работ по психологии масс.

Психо­логия Возрож­дения и Нового времени

Сознание -его содер­жание и пути его формиро­вания

Интроспекция и частично логика -методы индукции, дедукции,анализа и т. д.

Развитие рационали­стического и сенсуа­листического (эмпи­рического) подхода к психике, появление первых теорий эмо­ций и теории рефлек­са, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное

3. Ассоциани-стическая психология, конец XVIII-на-чало XIX в. -середина XIX в.

Сознание, состоя­щее из ощущений, представлений и чувств. Таким обра­зом, предмет психо­логии - прежде все­го познавательные процессы, а также (в конце этого пе­риода) поведение

Интроспекция, логика, начало ис­пользования мето­дов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при фор­мировании пове­дения)

Появление первой психологической шко­лы, новых подходов к предмету и методам психологии, концеп­ции об адаптацион­ной функции психи­ки, развитие теории рефлекса, естественно­научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессозна­тельного.

4. Эксперимен­тальная психология, середина XIX - нача­ло XX в.

Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы

Эксперименталь­ный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой дея­тельности как че­ловека, так и на­рода в целом,по-явление первых тестов

Появление экспери­ментальной психо­логии, первых тео­рий «психологии на­родов», новых дан­ных о психических процессах (прежде всего памяти). По­явление новых под­ходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса

5. Методоло­гический кризис и разделение психологии на отдель­ные школы, 10-30-его­ды XX в.

Появление несколь­ких предметов пси­хологии. Вначале -элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем - глубинные структуры психики (глубинная психо­логия), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихоло-гия), высшие психи­ческие функции и деятельность (со­ветская психология)

Появление новых методов, важней­шие из которых -психоанализ и проективные мето­ды (глубинная психология), экспе­риментальное изу­чение процесса научения, формиро­вание связи между стимулом и реак­цией (бихевиоризм), экспериментальное исследование по­знавательных про­цессов и потреб­ностей (гештальт-психология), инст­рументальный ме­тод (советская пс-я)

Появление первых концепций лично­сти, теории созна­ния, в том числе и измененного созна­ния, теорий науче­ния и развивающего обучения, творче­ского мышления. Появление первых экспериментальных исследований лич­ности, введение в ее исследование куль­туры и социального окружения как но­вых парадигм. Раз­витие отраслей пси­хологии.

6. Дальнейшее развитие психоло­гических школ, 40-­60-е годыXX в.

Появление новых направлений, для которых предмет психологии связы­вается с внутренней сущностью лично­сти (гуманистиче­ская, экзистенци­альная психология), познавательными процессами, разви­тием интеллекта и этапов переработки информации (гене­тическая и когни­тивная психология)

Появление опрос­ников, новых экс­периментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусст­венного интеллекта

Дальнейшее разви­тие теоретических концепций в русле основных проблем психологии,разви-тие и совершенство­вание психотерапев­тических технологий.

7. Современная психология, 60-е годы -конец XX в

Развитие предмета психологии в рам­ках отдельных пси­хологических школ. Совершенствование методов экспери­ментального иссле­дования психики, появление разно­образных диагно­стических методик. Появление тенден­ции к объединению, синтезу наиболее значительных до­стижений отдельных школ.
4 Основные факторы и принципы определяющие развитие психологии. Категориальный строй и источники истории психологии.

Факторы:

- логика развития психол знаний – этот фактор связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии

- социальная ситуация развития науки: общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают или затрудняют развитие научных школ или направлений (реформа и антиреформа 1861-1890гг, дискуссия Каверина и Сеченова, Германия периода 2й мировой войны)

- личность ученого, ее особенности: накладывает влияние на его концепцию. Его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к научной школе определяют возможности для развития его теории. Анализ личности ученого и его биографии дает возможность понять каким образом происходит выбор научных задач, как формируются его взгляды.

Принципы:

  1. Принцип детерминизма. Подразумевает, что все психол явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все что происходит в нашей душе имеет какую-то причину, которая м.б. выявлена и изучена и которая объясняет почему возникло именно то, а не иное следствие. Целевой детерминизм, механистический, биологический, психологический.

  2. Принцип системности. Описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой образуя целостности и приобретая благодаря этому новые свойства. Этот принцип представляет психику как сложную систему, блоки которой (функции) связаны между собой. Системность психики предполагает ее активность, т.к. только в этом случае возможна саморегуляция и компенсация.

  3. Принцип развития. Утверждает, что психика развивается и поэтому наиболее правильный способ ее изучения исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Психика развивается по определенной логике становления. Развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации, соц среды, окружения и воспитания ребенка. Выделяется также и различные стороны психического развития, развития интеллекта, личтности, соц развития, которые имеют свои этапы и закономерности развития


6. Психологические концепции эллинизма.( школа киников эпикурейцы, стоики)

В период эллинизма, в котором греческая наука, культура вы­шли за рамки Греции, произошло и перемещение основных пси­хологических школ из Греции в Рим. В это время не возникли принципиально новые подходы к психике, большинство школ мо­дифицировали взгляды, высказанные учеными в предыдущие пе­риоды. Однако открылось много интересных и важных фактов, связанных с исследованием особенностей поведения, его регуляции, с проблемой оценки деятельности человека и критериев этой оцен­ки.

После появления наиболее полных и разносторонних психоло­гических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более ло­кальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности, формиро­вания нравственного поведения. Школа киников (циников) исходила из того, что каждый чело­век самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако, как подчеркивал один из ведущих ученых этой школы - Диоген Синопский (ок. 400-325 гг. до н.э.), не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться только тем, что он

В центре научных интересов Эпикура (341-270 гг. до н.э.) стоя­ла проблема исследования критериев нравственного и безнравст­венного, на основе которых можно оценивать поведение человека.

Исследовав разницу между душой животного и человека, Эпи­кур выделил четыре части души, три из которых существуют как у животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма, обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвер­тая часть - «душа души» есть только у человека и связана с чисто психическими, а не психофизическими функциями души - чувст­вами, мышлением, нравственностью.

О внутренней независимости, автономии человека говорили и стоики. Однако в отличие от Эпикура они подчеркивали необхо­димость ранней социализации, подчинения законам, действую­щим в данном обществе, говоря о том, что каждый должен честно выполнять возложенные на него обязанности, диктуемые его ро­лью. Так в психологии впервые появляется термин роль - один из наиболее важных в современной науке.

Стоики разделяли взгляды Демокрита на атомистическое строение мира, говоря о том, что начало начал - это бытие, со­стоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселен­ной, в том числе и души и тела человека. Разделяли они и идею пантеизма (всеобщего одушевления природы) первых психологов. Понимая природу как целое, они утверждали, что душа - божест­венное начало (которое отождествляется с судьбой, провидением) присуще всей природе.

5. Античная психология Классический период. Сократ, Платон, Аристотель

Психологические идеи Сократа

Сократический метод. Сократ был мастером устно­го общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впослед­ствии стали называть сократическим методом. Этот ме­тод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обна­ружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, бо­лее надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего разви­тия психологии как науки. Сократ в своем методе диа­лога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыгра­ли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

Психологические идеи Платона

Процессы познания. Платон сделал акцент не на внеш­нем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, пред­полагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутрен­няя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоми­нание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с те­лом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

Психологические идеи Аристотеля Трактат «О душе»

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшест­венников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духов­ное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходя­щее в тело в момент рождения. Способности души рас­сматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле пита­ния, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах живот­ных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь чело­веку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души: Восприятие, Осязание, Память


7. Развитие европейской психологии в Средние века (Августин Аврелий, Эриугенн, Пьер Абеляр)

Аврелий Августин (354-430) был крупнейшим христианским мыслителем эпохи Средневековья. Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма, а вмещает в себя лишь мышление, волю и память, а также близка к Богу и бессмертна. Человеческую сущность характеризует не разум, но действие, так как первый имеет всего лишь пассивный характер, а второе тесно связано с активностью и волей. Познание истины о Боге может осуществляться только с помощью веры, но не разума, т. е. утверждалось преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.

Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в душе человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриугены (810-877).

Отстаивая значение разума, Эриугена в своем трактате «О бо­жественном предопределении» доказывал, что знание, добытое че­ловеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем боже­ственное откровение. На этом основании и построены его доказа­тельства свободы, обретаемой человеком в процессе научной дея­тельности. Этот трактат, так же как и последующие работы Эриу-гены, был осужден церковными соборами, однако получил из­вестность и послужил отправной точкой для последующих поко­лений ученых.

Большое значение, которое придавал Эриугена разуму, нашло отражение и в его концепции развития человека. Он писал о том, что человек как особый мир в своем становлении проходит те же стадии, что и мир большой. Однако в отличие от биогенетического закона, устанавливавшего соответствие природного в мире и чело­веке, Эриугена связывает три ступени в развитии человека с эта­пами развития познания, называя их разум, рассудок, внутреннее чувство.

Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и известный французский ученый Пьер Абеляр (1079-1142). Он учил­ся и преподавал в Парижском университете, а впоследствии в силу личных причин стал аббатом крупного монастыря, соединив та­ким образом в своей теории концептуализма достижения и ограни­ченность как светской, так и религиозной мысли своего времени.

В теории концептуализма Абеляр возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо раз­личать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в от­личие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраня­ется в мыслях людей. Он склоняется к идее реализма Платона о том, что это значение - концепт слова - есть сущность предмета и существовало до него в божественном уме как образец для реаль­ности.

Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что крите­рий нравственности - это согласие с собственной совестью. Зна­чит, этот критерий субъективен, а потому внешней оценки дейст­вий человека быть не может, во всяком случае, она не важнее, чем его оценка самого себя. В этих вопросах позиция Абеляра сходна со взглядами Эпикура и Лукреция, которые также отстаивали субъективный, личностный критерий нравственности.
8. Арабская психология (Ибн аль Хайсам, Ибн-Сина, Ибн-Рушд)

С VIII по XII в. большое количество психологических исследо­ваний проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на фи­лософских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприя­тия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (преж­де всего к зрительной системе) определялся первой в истории пси­хологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессозна­тельно, дополнительные психические акты, благодаря которым воз­никает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д.

Большое значение для психологии имели и работы другого вы­дающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдаю­щихся врачей в истории медицины.

В своих философских трудах Ибн Сина разработал так назы­ваемую теорию двух истин, В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две неза­висимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. По­этому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно скла­дывалось два учения о душе - религиозно-философское и естест­венно-научное.

у Ибн Сины зачат­ки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизиро­ванное имя - Аверроэс, 1126-1198) Его основ­ные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочи­нениям Аристотеля.

Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изу­чать неразрывные связи между функциями организма и теми ощу­щениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в ка­честве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представ­ление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.
9. психология в позднем Средневековье (Аквинский Бэкон, Скотт, Оккам)

Наиболее значительные психологические исследования в позд­нем Средневековье связаны с именами Ф.Аквинского, Р.Бэкона, Д. Скота и У. Оккама.

Фома Аквинский (1225/26-1274) основал свою философскую концепцию понимания души на аристотелевском понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни. Различаются три типа души (по аналогии с аристотелевской): вегетативная душа, отвечающая за физиологические функции и присущая растениям; сенситивная душа, присущая животным и ведающая чувственным восприятием, произвольными движениями; разумная душа, присущая только человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную способность, и вмещает две предыдущие низшие души. Источником познания считаются не божественные идеи, но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь материал познания появляется из чувств, а интеллект, разум обрабатывает этот материал дальше

Р. Бэкон (1214–1292).
Р. Бэкон призывал освободить науку от религиозных предрассудков и перейти от умозрительных построений к правдивому и опытному изучению природы и человека.
В «Opus mayus» он писал, что выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее место отводилось физике, а точнее физической оптике. Строение и работа глаза явились для Бэкона центральным вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восприятия – это не продукты ин-тенциональных актов духовной субстанции, они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.

Одной из последних концепций средневековой психологии была теория У. Оккама (1285-1349), который продолжил изучение со­отношения общего и частного в предметах. Развивая идеи номи­нализма, У. Оккам утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее - это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие не произвольно, оно рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происхо­дит на основании сходства между предметами. Оккам также писал о существовании понятий разного уровня - одни из них являются знаками вещей, а другие - знаками понятий, т.е. знаками знаков. Отсюда и знание он делил на наглядное и отвлеченное.
10.Развитие психологии в эпоху возрождения.

Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной картины мира от «средневековых варваров». Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его пониманию души в трактате «О душе», и здесь начинаются споры и разногласия. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разделял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть души, бессмертным, а вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании.

Итальянец Леонардо да Винчи (1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.

Испанский врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.

Другой врач, Хуан Уарте (ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой -и возникновением принципиально новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, например, примат творчества и творца над всеми остальными элементами мироздания.
11. Первые теории Нового времени (Бэкон, Декарт.)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма, утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Концепция души. Выделяются два типа души и свойственные им способности.

1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.

Значение психологических идей Бэкона

1. Завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где главным предметом изучения становится сознание.

2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт, эксперимент.

3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой является психология: философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, заложил принцип междисциплинарности наук.

4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметов и задач, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.

Р. Декарта Концепция тела и души, дуализм в философии

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии.

Понятие рационализма и мышления в философии

Понятие рационализма у Декарта тесно связано с изучением содержаний сознания, в которое включено три типа идей:

1) идеи, порожденные самим человеком: рождаются из чувственного опыта человека и являются обобщением данных от органов чувств. Функция этих идей в том, чтобы давать знания об отдельных предметах или явлениях, но они не могут помочь человеку объективно познать законы окружающей действительности;

2) идеи приобретенные, основанные на опыте не одного человека, а обобщающие опыт и представления разных людей, но дают знания об отдельных вещах и областях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании окружающего мира;

3) идеи врожденные, которые могут дать человеку объективные познания об окружающем мире, так как доступны только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств. Способ получения знаний называется рациональной интуицией, а такой подход к познанию окружающей действительности -рационализмом.
  1   2   3


1.Движущие силы и причины исторического развития психологических идей
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации