Ответы по исторической психологии - файл n1.docx

приобрести
Ответы по исторической психологии
скачать (84.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx85kb.07.07.2012 04:02скачать

n1.docx

  1   2

  1. Предпосылки возникновения исторической психологии.

Возникновение исторической психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с формированием и распространением в общественном и научном сознании гуманистического восприятия истории, идеи социокультурной обусловленности психических процессов и свойств, культурно-исторического своеобразия личности, а также с идеей исторического измерения психологических явлений. Перечисленные мировозренческие предпосылки исторической психологии сложились в результате развития в гуманитарных науках Х1Х в. определенных философских и научных тенденций.

  1. В научном сознании Х1Х в. прочно утверждается представление об истории как о процессе общественного развития и начинает активно применяться принцип историзма.

Использование исторического метода приводит к расширению временных и дисциплинарных рамок исследования социальных и психологических явлений. Важнейшим в исторической науке становится вопрос о законах исторического процесса, для чего выявляются биологические, климатические, географические и психологические факторы исторического процесса.

2. К середине Х1Х в. изменяется объект социально-исторических исследований: сфера интересов смещается в область массовых движений. Появляются представления о народе как об исторической индивидуальности, которая порождает язык, право, нравы и является аналогом личности. Отдельная личность рассматривается частица коллектива, индивид как носитель его свойства.

3. Интерес для ученых стало представлять психологическая деятельность человека, выступающая в качестве фактора общественного развития.

4. Анализ первобытных культур, открытых археологией и этнографией в Х1Х в., изучение обычаев, культуры, языка, искусства различных народов и эпох, закрепленных в научном и обыденном сознании идею культурно-исторических и психических различий людей и обществ в различные исторические эпохи.

Первые исследования принадлежат Х.Штейнталю и М.Лацарусу. Народная психология целью которой было изучение методами психологической, филологической, исторической и философской наук феномена “народного духа”. “Народный дух” рассматривался как особый склад мыслей и чувств, свойственный данному народу, и проявляющийся в народной жизни в совместных действиях людей, составляющих данную общность.

Объектами “народной психологии” считались мифология, религия, культура, наука, народное творчество и обычаи, для изучения которых проводились аналогии с психическими процессами.

Понятием “народный дух” обозначается сходство, одинаковость сознания множества людей, которое возникает “сперва из многих внешних условий одинакового происхождения и близости места жительства. Но еще важнее, - считают создатели народной психологии, - что через одинаковость рождения судьбы должны быть одинаковы”.

  1. Психологические идеи В.Вундта.

Важнейший опыт теоретического описания “психологии народов” предпринял известный немецкий психолог В.Вундт, который разработал обширную программу исследований в этой области. В фундаментальном 10-томном труде “Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев” (1900 - 1920) В.Вундт развивает идею своих предшественников о психологическом исследовании явлений народной культуры как продукта духовной деятельности народа, как проявления “народной души”.

Исторический метод, является для В.Вундта основным методом исследования в рамках народной психологии. Для решения проблемы развития психики, для обнаружения законов психического развития существует два пути: 1 - “брать одно за другим отдельные важные явления общественной жизни и рассматривать их в их развитии, подобно тому, как это обычно делает общая психология при анализе индивидуального сознания”; 2- “употребляя прежнее сравнение, проводить не продольные, а поперечные разрезы, причем мы будем рассматривать одну за другой плавные ступени народно-психологического развития и каждую из них во всей взаимной связи ее явлений.”.

Идея исторического своеобразия человека, то есть психологических различий людей в разные периоды мировой истории человечества была выражена В.Вундтом как историческая периодизация “народно-психологических явлений” по аналогии с развитием индивидуального сознания (”поскольку эволюция сознания основана на психологических законах, постольку “все возникающее из общности духовной жизни процессы эволюции становятся проблемами самостоятельного психологического исследования”).

  1. Психоисторические идеи Л. Леви-Брюля и П. Жане.

В своих работах Л.Леви-Брюль излагает теорию “пралогического мышления”, характерного для “архаической психики”. Явления “архаической психики”, свойственно не только первобытному человеку, или “отсталым” народам современности, но и цивилизованному человеку в некоторых индивидуальных и коллективных проявлениях (поведение в ситуации неопределенности, угрозы, в религиозных обрядах, в ситуации толпы). “Пралогическое мышление” отличается от логического “современного” мышления специфическим характером связи между представлениями, управляемой законом партиципации (сопричастия): ассоциация мыслительных элементов происходит путем приписывания предметам и явлениям мистических свойств, при этом несколько различных предметов мыслятся как идентичные.

Работы Л.Леви-Брюля, посвященных психологии первобытного человека: “Умственные функции в низших обществах”(1910), “Первобытное мышление” (1922), “Первобытная душа” (1927). С работами Л.Леви-Брюля связано распространение понятия “ментальность”. Именно здесь впервые слово ментальность употребляется не только как традиционное для французской психологии обозначение мышления, но как система коллективных представлений, как определенная направленность мыслей.

Объектом исследования выступают коллективные представления. Коллективные представления имеют свои законы, которые не могут быть обнаружены изучением взрослого и цивилизованного человека.

Изучение коллективных представлений и их связей в низших обществах может пролить свет на генезис наших категорий и логических принципов. Особенностью прологического мышления является непроницаемость для опыта мистичность содержания.

П.Жане. В рамках историко-генетическое понимания П.Жане, личность трактуется как формирующийся в ходе истории человеческого общества в целях, необходимых для этого общества, психологический механизм: “Личность представляется нам как конструкция, человеческое изобретение; как многие вещи, она была создана людьми, которые конструируют как придется, более или менее плохо. Вопрос о том, чтобы определить, как, в какую эпоху, посредством каких переходов могла создаваться эта конструкция” ( 9, с.179). В монографии “Психологическое развитие личности” (1929), описывая процесс становления личности, П.Жане выделяет насколько уровней индивидуального развития личности, соответствующих стадиям развития личности в истории человечества: 1 - личность как “персонаж” (усвоение и принятие индивидом определенной роли в семье и профессиональной группе); 2 - личность как “субъект” ( образование системы внутренних побуждений к активной социальной деятельности); 3 - личность как “Я” ( надстройка к системе внутренних побуждений системы интересов, определяющих поведение человека); 4 -личность как “индивидуальность” ( появление у человека чувства личной ответственности, оригинальности поведения, прогрессивных тенденций, выражающихся в стремлении содействовать социальному прогрессу).

  1. Психоисторические разработки И. Меерсона.

В 1948 году в Париже опубликована программная работа И.Мейерсона “Психические функции и творения”, в которой определяются задачи и методы исторической психологии. Тогда же под его руководством создается Центр исследований по сравнительной исторической психологии в Парижской, объединивший его учеников и последователей Ж.П.Вернана, Ф.Мальрие, М.Детьена, П.Франкастеля и других французских психологов.

Исходной теоретической позицией концепции И.Мейерсона явилось признание изменчивости психики человека в зависимости от исторически изменяющихся форм созидательной деятельности.

Предметом исторической психологии, по мнению Мейерсона, является процесс развития отдельных психических функций (восприятия, памяти, мышления, личности) в изменяющихся конкретно-исторических условиях человеческой деятельности. Теоретической основой данного научного направления является общепсихологическая концепция, согласно которой психика всегда направлена на объект, создает объект и выражается в нем

Как считает И.Мейерсон психика возникает, когда человеческое действие превращается в определенную внешнюю реальность (продукт, социальный факт), и возникнув, психика существует как предмет, подчиняющийся законам предметного мира, и ее анализ не может быть чисто психологическим. Человеческая личность всегда в чем-то объективирована: в психических реакциях, в поступках, в социальных иерархиях, творениях искусства, орудиях труда. Для обозначения продуктов человеческой деятельности (продуктов труда), в которых человек реализует свое психическое своеобразие и которые, в свою очередь, становится инструментом для развития как психических функций, так и всей личности

И.Мейерсон использует категорию “творения”: “Все человеческое объективируется и проецируется в творениях, весь физический и социальный опыт и все то, что в этом опыте и через этот опыт выступает как состояние или функция: аспекты анализа реальности, аспекты мысли, желания, чувства, личность - наиболее абстрактные идеи и наиболее интимные чувства».

  1. Основные диспозиции, выделяемые французскими учеными в психоисторическом анализе.



  1. Методические принципы французской школы исторической психологии.

В своих исследованиях французские историки реализуют следующие методические принципы:
1. Тщательного исследования заслуживают феномены обыденного сознания (системы представлений о мире, стиль мышления, особенности мировоззрения, характерные для людей прошлого), которые подвержены исторической изменчивости, наиболее ярко выражают историческое своеобразие личности и во многом определяют поведение людей в конкретную эпоху. Французские историки используют для изучения психологического уровня обыденного сознания оригинальную систему понятий, например:
-”духовный универсум” (Л.Февр) -эстетические, этические, правовые нормы, эмоциональные состояния, типичные для исторической эпохи, особенности психического склада людей данной эпохи;
-”видение мира” (Р.Мандру) - мироощущение, мировосприятие, мировоззрение, система отношений к действительности, определяющая позиции людей в частной и социальной жизни, в труде;
-”ментальность” (Л.Февр) - способ преломления интеллектуальной обработки впечатлений;
-”ментальность” (А.Дюпон) - состояние духовности, манера думать, воспринимать мир, система символов и ценностей.

2. Психологические феномены, характерные для определенной эпохи, исследуются в связи с социальными, экономическими, политическими, географическими и др. явлениями. Например, общественное сознание исследуется в непрерывной связи с состоянием общества и всей его истории.

3. Особенности коллективной психологии изучаются, главным образом, через реконструкцию знаковых систем, характерных для данной эпохи. Семантические и семиотические системы, созданные обществом в процессе его жизнедеятельности, рассматриваются как основное средство воздействия “исторического коллектива” на личность, обусловливающее историческое своеобразие личности.

4. Для воссоздания целостного облика эпохи используется герменевтический принцип “вживания в эпоху”, то есть, понимание эпохи из нее самой. По мнению французских историков, эпоху возможно понять через реконструкцию ментальности, через раскрытие повседневной жизни представителей различных социальных и возрастных групп, особенности духовной и аффективной жизни человека через изучение мотивов индивидуального и коллективного поведения, через исследование коллективных действий и коллективных эмоций.

7. Идеи З.Фрейда в психоистории.

Влияние на формирование историко-психологических представлений З.Фрейда оказала собственно психоаналитическая теория личности и терапевтический метод психоанализа, который является по существу историческим методом. Осевая аналогия, на которой строится историко- психологическая концепция З.Фрейда заключается в соотнесении истории социальной общности (человечества, социальной группы, или нации) с развитием личности.

Историко-психологическая концепция З.Фрейда содержит следующие положения:

1. Для понимания массовых социальных действий, также, как и поведения отдельной личности, необходимо исследование феноменов "бессознательного" (влечения, невротические симптомы, идентификации, либидозные связи, содержимое вытесненного сознанием).

Использование психоаналитической процедуры для объяснения группового поведения восходит к работам З.Фрейда "Тотем и табу", З.Фрейд объясняет предположением о коллективной регрессии к ранней стадии исторического развития, когда общество подавлялось отцом-тираном, тогда как современные толпы бессознательно ищут своего утраченного отца, и через механизм идентификации происходит замещение отца лидером.

2. Для понимания процессов, происходящих в психологии масс необходимо по аналогии с психоанализом исследовать опыт прошлых переживаний в истории народа. Унаследование аффективных переживаний прошлых поколений происходит путем бессознательного понимания обычаев, церемониалов и узаконений, в которых отразилось первоначальное отношение к отцу.

Особую роль в формировании массовой психологии народа и его судьбы играет "великий человек, который является выразителем массовых порывов, "производит устойчивые психологические изменения в своем народе", влияет на своих современников через свою личность .

3. Для объяснения поведения взрослого субъекта необходима реконструкция событий раннего детства. В этом случае выявляются события, оказавшие травмирующее влияние на формирование исследуемой личности (психотравмы). Для объяснения группового социального поведения выявляется общий для членов группы детский опыт. В качестве такого опыта рассматривается первобытная история,

4. Для понимания роли исторических событий в народной жизни выявляются их психологические последствия. В истории ( в жизни человеческого рода) тоже имели место события сексуально-агрессивного содержания, оставившие по себе стойкие забытые следы, которые после достаточно долгого латентного периода оказали свое воздействие и вызвали к жизни феномены, аналогичные по структуре и тенденции невротическим симптомам. З.Фрейд рассматривает религиозные феномены как симптомоподобные последствия таких событий Исторические события в жизни народа имеют психологические последствия (подобно травмам раннего детства), обусловливают психологические тенденции в жизни народа, социальной группы (подобно невротическим симптомам) и формируют народный характер. В религиозных, этических и политических идеях находят свое выражение забытые переживания и события прошлого ("историческая истина"), неизбежно приобретающие извращенный и искаженный характер.

Наиболее ярко и последовательно идея соотнесения истории человечества и отдельной личности воплощается в жанре, в котором З.Фрейд выступает в качестве основоположника, - в психобиографии.

  1. Последователи психобиографического метода. Психоистория семьи.

Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.

Первоначально психобиография, как специфическая система методов, возникла в рамках психоанализа З.Фрейда, которому принадлежат образцы психологических биографий ярких деятелей мировой культуры и истории (Леонардо да Винчи, Ф.М.Достоевский, президент США Вудро Вильсон). Дальнейшее развитие получила в трудах его последователей — неофрейдистов («Молодой Лютер» Э.Эриксона, психологический портрет Гитлера в теории деструктивности Э.Фромма). На основе психобиографического подхода сложилось особое направление — психоистория, у истоков которого стоял Э.Эриксон. К этой же группе исследований могут быть отнесены «патографии» великих людей, начиная со знаменитой работы Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство».

Психобиография призвана составить психологическое описание жизненного пути, объяснить причины действия исторической личности, используя для этой цели психологический инструментарий (психологические теории личности, психологические понятия). Психобиография является основным на сегодняшний день способом изучения влияния психологических особенностей личности исторического деятеля на ход исторического процесса. Психобиография не только выражает, но и реализует идею соотнесения истории человека и истории человечества и является адекватным методом психологической интерпретации истории.

Психобиография является наиболее распространенной практикой применения психоаналитической процедуры в психоисторических исследованиях (Б.Мэзлиш, Г.Вильсон, П.Левенберг, Р.Бинион). Для установления причинной связи между детским опытом субъекта и его поведением в зрелом возрасте, для получения сведений о перенесенных исторической личностью в раннем детстве психотравмах исследователи полагаются на информацию, содержащуюся в письмах, дневниках, биографиях и автобиографиях, в документах и медицинских картах.

Еще одним направлением психоисторических исследований является психоистория семьи, объектом которого являются исторические формы семейных отношений, предметом - влияние типа семейных отношений на становление личности в различные исторические периоды, изучение механизмов исторической социализации личности, их социальных, психологических и исторических эффектов.

По мнению Л.де Моза определенному типу семейных отношений (”модус отношений”) соответствует определенный тип личности (”психовид”) и определенные социальные изменения, как результат деятельности личности данного типа. В качестве “ключа” к пониманию исторического процесса, социальных культурных, экономических изменений в обществе представители этого направления (Д.Хант, Л.де Моз) рассматривают психологическую структуру семейных отношений. В основе этих представлений находится теоретическое положение психоанализа о роли ранней социализации в формировании личности.

  1. Концепция "базовой личности"А. Кардинера и Р.Линтона

Методология психологического, преимущественно неофрейдистского анализа и типологии личности в зависимости от исторических условий ее социализации, разработанная в рамках культурантропологии (А.Кардинер, Т.Парсонс, Т.Тернер), применяется в психоисторических исследованиях для выявления исторического своеобразия личности, объяснения ее социального поведения. Одна из авторитетных концепций исторической социализации личности - концепция “базовой личности”, сформулированная в 40-х гг. американскими психологами А.Кардинером (1946) и Р.Линтоном ( 1945).

“Базовая личность” определяется как определенная “личностная конфигурация” (свойства личности), характерная для большинства членов данного общества, как результат общего для них раннего опыта.
Данная концепция основана на следующих теоретических положениях:

Основными факторами социализации личности, в рамках рассматриваемой концепции “базовой личности” являются следующие:

  1. Материнский уход (устойчивость внимания или невнимания матери к ребенку; регулярность кормления; действия лиц, заменяющих родителей, помощь в процессах научения хождению, речи; забота до и после рождения; отнятие от груди - методы и т.д.).

  2. Отношение к ребенку (забота или невнимание; честное отношение или обман).

  3. Требование послушания, наличие или отсутствие вознаграждений (формирование Сверх-Я).

  4. Ранняя дисциплина (устойчивость требований к ребенку, система наказания и вознаграждения).

  5. Сексуальная дисциплина ( мастурбация- разрешается или запрещается, отношение к ней старших - отрицательное, снисходительное).

  6. Игры с противоположным полом (открыто или молчаливо разрешаются старшими).

  7. Институциализированные отношения со сверстниками ( подавляемое или поощряемое соперничество, самоконтроль агрессии).

  8. Включение в работу (возрастные обязанности, награды, степени участия различных полов в работе, отношение к труду).

  9. Половая зрелость (социальная обусловленность, преждевременность или запаздывание, родительская помощь в подготовке к браку).

  10. Брак (брачные обычаи, трудности, создаваемые родителями, положение женщины, свобода выбора, экономический статус супругов, требование верности, свобода развода).

  11. Характер участия личности в обществе (статусная дифференциация, жизненные цели).

  12. Факторы, объединяющие общество (образование Сверх-Я, сотрудничество и антагонизм, разрешенные и контролируемые действия, санкции).

  13. Проективные системы (религия, фольклор).

  14. Искусство, ремесла и техники.

  15. Отношения в процессе производства (дифференциация функций, участие в распределении продуктов - степени статусной дифференциации и контроль престижа).

  1. Социальная психоистория

Направление психоистории, объектом исследования которого является психоистория социальной группы, называется социальной психоисторией. В рамках этого направления психоисторических исследований изучается мотивация группового поведения (Ф.Вейнстейн, Дж.Плэтт, Р.Берингер, П.Левенберг, К.Кенистон). В исследованиях по социальной психоистории также широко используются психоаналитические модели для объяснения группового поведения, массовых социальных движений (Л.Хотт, Ю.Метвин, А.Улам ), также в этой области психоисторики пробуют возможности иных, преимущественно социально-психологических концепций, например, теории когнитивного диссонанса. Наиболее эффективным в социальной психоистории оказалось использование психоанализа для объяснения и описания социальных революций (Б.Мэзлиш, Ю.Метвин, Дж.Талмон, Р.Лифтон, Дж.Плэтт, Ф.Маунт, Р.Харлоу, В.Вольфенстейн, Г.Бичевский). Становление психоистории революции связано с психоаналитическими принципами объяснения группового социального поведения. Психоаналитический метод как основа для изучения социальных радикальных движений сводится к следующим принципам.

1.Иррациональные влечения, неосознаваемые психические состояния, бессознательные враждебные инстинкты рассматриваются как основа революционного поведения личности и социальной группы. Агрессивные реакции индивидуального и коллективного характера являются следствием массового невроза, вызванного социальным давлением на человека. Современное насилие - это, в большинстве случаев, своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей часто бывает трудно адаптироваться. Согласно психоаналитической схеме, социальные санкции и нормы ограничивают возможности удовлетворения человеческих потребностей, вызывают фрустрационные состояния - сознательное, подсознательное ощущение лишения того, к чему стремишься.

2. Движение социального протеста ( радикальные действия личности и социальной группы в политике, культуре, в быту) рассматриваются как война поколений, как поколенческий протест детей против отцов, вызванный остротой переживания детьми “эдипова конфликта”.Интерес к проблеме взаимоотношения поколений связан с попытками американских психологов объяснить культурно-исторические и причины студенческих молодёжных волнений в мае 1968 года в Париже и Нью-Йорке. Например, в работах американских психоисториков Л.Фойера, П.Левенберга, Г.Дикса, радикальные социально-политические и культурные движения рассматриваются с позиций классического психоанализа как специфические проявления конфликта поколений.

3. Причина популярности революционного лидера, массового преклонения, подчинения и обожествления политика ( эффект “харизмы”) объясняется специфичностью собственного психологического опыта революционного лидера ( повышенная агрессивность, деструктивность, фиксация на юношеской стадии развития, острота переживания “эдиповой ситуации”, перенос либидозных эффектов в область социальных отношений, на революционную идеологию ) активизирует агрессивные невротические тенденции масс.

4. Направленность революционных изменений, содержание революционной идеологии интерпретируется с точки зрения активности “бессознательного” (неосознаваемых желаний, фантазий и др.), выражающееся в системе деструктивных революционных действий, в революционной символике, языке, обрядах и революционных ритуалах. “Все революционные изменения имеют общий базис - они возникают в форме личных фантазий-желаний. Прогрессия всегда одинакова: желания, которые до этого подавлялись, становятся осознанными, сисетематически кодифицируются и ведут к социальным акциям, направляемым на фундаментальные изменения ценностей, служащих для организации поведения внутри социальной системы”

  1. Досоветский период в развитие отеч-ых идей историч. психологии (В.М.Бехтерев).

Внимание русских психологов к проблемам социального поведения людей, к вопросам о психологических причинах массовых социальных движений в значительной мере было вызвано развитием революционного движения в России. Наиболее последовательно идея психологической обусловленности исторических действий разработана В.М.Бехтеревым, который рассматривал историю общества как "главным образом, историю коллективных человеческих деяний". В его работах такая традиционная для историков проблематика, как массовые социально-политические и экономические движения, революции, восстания, войны квалифицируются в качестве групповых действий и становятся объектом психологического исследования. Интерпретация массовых социальных действий, имеющих историческое значение, согласно законам индивидуального поведения, означает, по сути, использование бихевиористской объяснительной модели. Наиболее ярко эта тенденция выражена в фундаментальном труде В.М.Бехтерева "Коллективная рефлексология" (1921 г.). Предметом изучения становятся психологические механизмы ("рефлексологическая подготовка") исторических явлений, которые не могли бы начаться без психологической подоплеки. Хотя в большинстве из 23 законов коллективной рефлексологии для объяснения исторических действий использованы психофизиологические, физические и механические модели, принципиально новым для изучения историко-психологических закономерностей являются приемы исследования исторических явлений и обнаружение некоторых психологических механизмов массовых действий.

Поведение субъекта исторического процесса (социальной группы, личности) в конкретно-исторической ситуации в значительной степени обусловлено предшествующим опытом, историей взаимодействия человека и общества, историей жизни субъекта. Это положение было сформулировано В.М.Бехтеревым как "Закон общественной наследственности", который связывает настоящую деятельность социальных коллективов с прошлым опытом, переданным через воспитание и традиции. "Закон общественной наследственности в своей основе включает в себя установление зависимых отношений между общественными событиями настоящего времени и прошлыми", - пишет В.М.Бехтерев, -"каждый социальный индивид имеет свою физиономию и свои личные особенности, которые передаются из поколения в поколение в качестве доминантных признаков (язык, религия, дух партийности, характер определенной среды, ее обычаев и привычек, коллективное выражение индивидуальных качеств коллектива). По мнению В.М.Бехтерева общественный коллектив не может быть исследован без исторического освещения.

Проявления социальной активности людей рассматриваются в зависимости от исторических условий: для понимания массовых социальных движений необходимо выявлять не только социально-психологические, но и социальные, экономические, культурные и бытовые причины. Массовидные психологические явления, характеризующиеся сходством переживаемых психических состояний, социального поведения для некоторого множества членов общетсва, - типичный для психологических исследований Х1Х в. объект.

  1. Проблема массовых психических эпидемий в работах русс психиатров (В.Х.Кандинский и др.)

Примером комплексного подхода, совмещающего психологический, социологический, исторический, этнический анализ к массовидным психологическим феноменам, являются исследований русских психиатров В.Х.Кандинского, А.А.Токарского, П.П.Якобия, Н.В.Краинского, посвященные проблеме психических эпидемий.

Речь идет о массовых невротических реакции и состояниях, которые могут распространяться в обществе (через действие механизма социально-психологического заражения) как массовые психические эпидемии. Понятие "массовые психические эпидемии" широко использовалось в психиатрии 19 века для обозначения "морального и интеллектуального движения масс, принимающего форму резкого душевного расстройства".

В работе Кандинского рассматриваются такие "факты коллективного безумия", как эпидемии религиозного бреда (демономания, шабаши, ощущение своей греховности, доходящее до крайностей) , теомания, пророчествование 16 -17 вв., мистицизм, вампиризм, бесоодержимость (14-15 вв.), тарантизм, анабализм, зооантропия (16 в.), конвульсионаризм - аскеза, самобичевание.

Ученые XIX века, обнаружившие сходство массовых реакций с невротическими проявлениями, выделили ряд характеризующих эти феномены отличительных признаков :

1) Психопатологическая "захваченность" состоянием, идеей, действием, которые неподконтрольны волевой регуляции, что указывает на невротическую природу явления.

2) Распространяемость этих массовых состояний и действий социально-психологическими способами (заражение, внушение, подражание). По мнению В.Х.Кандинского механизм заражения является основным психическим механизмом.

3) Психологическими механизмами, определяющими массовое поведение, являются состояния экзальтации и экстаза, обусловленные ослаблением умственной деятельности и общим истощением нервной системы, что также указывает на невротическую природу явления. Экзальтация - глубокое постоянное сосредоточение мысли на одном пункте. В этом состоянии человек так поглощен свой мыслью, чувством, что все его действия совершаются под влиянием этой мысли, чувства. Экстаз - состояние транса, когда вся душевная жизнь сосредотачивается на одной идее, чувстве настолько, что в это время окружающая реальность перестает существовать ( нет внешних впечатлений); этому возбуждению соответствуют ужас или восторг на лице, не вызванные внешними обстоятельствами, а стимулами для чувств и впечатлений становятся образы (галлюцинации, иллюзии) .

В качестве условий для начала эпидемических явлений в работах В.Х.Кандинского, А.А.Токарского, Н.В.Краинского, П.П.Якобия, В.М.Бехтерева выделены следующие обстоятельства :

повышенная внушаемость субъектов поведения вследствие ослабления нервной системы ( как считает В.Х.Кандинсткий, это высвобождает умственную силу, возбуждает чувства, ярко возникают забытые образы, возбуждается воображение и воспоминания);

"бедность психического содержания" -ограниченность интересов, невежество (А.А.Токарский относит это к "предрасполагающим причинам" массовых психических эпидемий);

"Господствующая идея" - аффективный интерес населения к определенным идеям, темам и сюжетам (увлеченность), что обуславливает массовое распространение определенного состояния и поведения. Идеологическая увлеченность населения.

Наличие "очага заражения" - яркого, по преимуществу аффективного образца-примера для заражения.

Кроме перечисленных факторов психологического характера выделяются также социально-исторические особенности эпохи:

  1. Исследования и идеи Л.С. Выготского в свете исторической психологии.

По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Гипотеза, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.
Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя ее, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы».
Вторая часть концепции Выготского содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических.
Третью часть концепции Выготского отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса.
Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.


  1. Концепция Б.Г. Ананьева как теоретическая основа историко-психологических

исследований.

КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ» Б.Г. АНАНЬЕВА

Содержание концепции Б.Г.Ананьева

Предметом данной концепции выступает индивидуальность, включающая индивид, личность и субъект. Основные задачи, решаемые данной концепцией:

1)Исследование человека как целого, как индивидуальности;

2)Исследование структуры личности;

3)исследование онтогенеза индивидуальности.

Определение личности: «Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция - это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

Понятийное поле концепции Б.Г. Ананьева

Индивидуальность - это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека.

Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность - это "глубина" личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Ядро личности - это ее направленность. Направленность и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.

Онтогенез индивидуальности - Онтогенез индивидуальности - внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс.

Интериндивид - В личности Ананьев различал интериндивидную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности.

Интраиндивид - или интраиндивидная структура включает пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности. Совокупность свойств интраиндивидной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер - это вершина личностных свойств.


  1. Прикладное значение исторической психологии.

Место, которое займет историческая психология в системе современного гуманитарного знания, определяется не столько научной значимостью исследования историко-психологических закономерностей, сколько их возможным прикладным эффектом. Возможны следующие варианты использования результатов историко-психологических исследований в психологической науке и практике:

1. Знания историко-психологических закономерностей могут способствовать решению комплексных научных проблем, актуальных в настоящее время: формирование и развитие современного российского гражданина, прогнозирование социального поведения людей, исследование историко-психологических тенденций развития личности в условиях экономического, политического и духовного кризисов. Большую актуальность приобретают исследования поколенческой специфики личности представителей различных поколений российских граждан, определяющей многочисленные личностные проявления, в том числе - социальное и политическое поведение различных поколений в изменяющихся социальных условиях.

2. Результаты историко-психологических исследований могут использоваться в политическом анализе, прогнозе и политической практике. Особое значение имеет историко-психологический подход к политическим явлениям в современной России. За годы “перестройки” в нашей стране сформировался определенный тип политической культуры, который характеризуется массовой политизацией. Процесс формирования массового политического поведения определяется совокупностью исторических, политических и психологических факторов, и, соответственно, психологический анализ массовых политических явлений требует комплексного психологического подхода. Например, изучение и понимание феномена массовой политизации невозможно без исторической реконструкции моделей социального поведения и мировоззрения, свойственных представителям политизированных социальных групп, без анализа историко-психологических предпосылок политического поведения, без исследования поколенческой специфики политизированных личностей. Так, например, для объяснения различия политического сознания и поведения “шестидесятников” и поколения “ветеранов” необходимо провести историко-психологическое исследование этих поколений, выявляющее специфический для представителей того или иного поколения жизненный опыт. Использование данных исторической психологии в политической науке и практике может повысить эффективность анализа и прогнозирования политического процесса.

3. Сведения исторической психологии представляют интерес для проведения практических исследований не только в смежных научных областях, таких, как политическая психология, этническая и социальная психологии, но и в более “отдаленных” отраслях психологии, например - в медицинской психологии. Речь идет о включении в практику психотерапевтических служб сведений о психологических и психопатологических тенденциях развития личности в современную эпоху, информацию о свойственных определенному историческому типу личности неврозах, о типичных деформациях личности.

4. Результаты историко-психологических исследований могут эффективно использоваться в качестве теоретической и методической базы кросс-культурных исследований. Знание закономерностей формирования исторического своеобразия личности предоставляет интересные возможности для выявления и сравнения психологических особенностей людей, принадлежащих к различным культурам, для разработки адекватных психологических и социально-психологических методик оптимизации общения представителей разных культур и понимания их друг другом.



  1. Феноменология психологии ментальности по А.Я. Гуревичу.

Мента́льность ( «разум, ум, интеллект») —это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли — диктуются культурой, а эмоции — реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида.
Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом ментальность — это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах.

В традиционном значении «ментальность» синонимична «менталитету» и подразумевает тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).
Ментальность, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.
А.Я. Гуревич определял "ментальность" как "психический инструментарий", "духовную оснастку", "специфическую структуру сознания", "осознание людьми самих себя, природного и социального окружения"; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия.
Менталитет, по мнению Гуревича, представляет собой тот уровень общественного сознания. На котором мысль не отделена от эмоций, от ментальных привычек и приемов сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, т.е. бессознательно.


  1. Формирования личности в историческом процессе по Э. Эриксону.

Эпигенетическая теория развития личности. Эрика Эриксона.

Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. По его мнению, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. "Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости".
Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З. Фрейд. Таким образом, когда мы хотим - это "Оно", когда мы должны - это "Сверх - Я", а "мертвая точка" - это "Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, "Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой совести".
Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды. Наиболее важных понятий его концепции - "групповой идентичности" и "эгоидентичности". Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э. Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.
Изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена 3. Фрейда, в конце XIX века. "Различные исторические периоды, дают нам возможность видеть во временных заострениях разные аспекты по сути своей неразделимых частей человеческой личности".Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.
Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я". Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.


  1. Признаки перехода от доистории к истории. Основные характеристики Эгейского мира.

Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин Крито-микенская цивилизация не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.

Первые центры культуры открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах, Артура Эванса на острове Крит. С XIX в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохны на острове Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита, акрополь в Микенах.

Самые известные археологические культуры этого периода — минойская, или критская, и микенская, по которым он и получил свое название, но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская.
Крито-микенский период. Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Минойская цивилизация (Крит):

Раннеминойский период. Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.

Среднеминойский период. Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности.

Позднеминойский период. Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства. Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
Элладская цивилизация:

Раннеэлладский период. Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.

Среднеэлладский период. Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.

Позднеэлладский период или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

19. От мифа к логосу. Мудрость

Схема зарождения рационального сознания в Древней Греции содержится в работе Вернана "Происхождение древнегреческой мысли". Эта небольшая книга, написанная в 1962 г. для популярной серии, сохранила значение благодаря широкой социальной исторической перспективе, в которой показано вызревание основных классов европейского человека.

Автор "Происхождения греческого мышления" исходит из таких широких культурно-исторических категорий, как "миф", "мифологическое сознание", "разум", "логос", а не из психологических понятий, что соответствует намерению показать глобальный перелом в развитии сознания, который охватывает не только мышление.

Вернан в целом разделяет точку зрения английского философа Ф. Корнфорда, который считал, что философия рационализировала миф, сохраняя его проблематику и логику оппозиций, но сообщила преданиям о сотворении мира форму обобщений.

Мудрость была важнейшим шагом в движении от мифа к логосу, ответом на разрушение архаического мировоззрения. Она скрепляла расколовшийся социальный порядок. Но мудрость и мудрецов ценили не только древние греки. Мудрость человечества рождается в той суровой схватке с хаосом, что вело человечество на рубеже истории и доистории, с хаосом, взорвавшим предыдущий порядок.

У К.Ясперса есть понятие осевого времени, которое имеет хронологический и географический смысл. По мнению мыслителя, оно охватывает время, когда на географической оси, протянувшейся от Восточного Средиземноморья до Восточного Китая, происходят примерно одинаковые явления: создаются государства с письменностью, городами, форумами, а отдельные культурные очаги, существовавшие до этого, сливаются в сплошную полосу цивилизации. Это - эпоха духовного объединения человечества: биологическое и территориальное произошли раньше.

По Ясперсу, между 800 и 200 гг. до н. э. всякий человек со сколько-нибудь выраженными умственными, культурными интересами мог чувствовать от Эллады до Китая как дома. Отправная точка умственных усилий осевого времени – это хаос. В древнейших космогониях хаос предшествует всему, с него начинается мир. Изначальное состояние мира рисуется распахнутым бездонным зевом, пучиной.

  1. От общинного человека к политической личности.

В истории Древней Греции выделяют 4 периода: гомеровский (до VIII в. до н. э.), архаический (VII-VI вв. до н. э.), классический (V-IV вв. до н. э.), эллинистический (с IV в. до н. э.). Решающий сдвиг в сознании и поведении индивида относится к концу архаической - началу классической эпохи, времени, когда произошел переход от родоплеменного строя к полисному, возникли философия, наука, литература. Обширные изменения произошли в экономике, социальном устройстве, образе жизни. В архаическую эпоху греки начинают "Великую колонизацию". Эллинские поселения и торговые фактории распространяются от Атлантовых столпов (Гибралтара) до Танаиса (Дона). Появляются зажиточные торговцы, численно увеличивается демос, растут города. Победа рабовладельческой демократии над родовой аристократией и олигархией в некоторых полисах способствует расцвету и закреплению свобод полноправных граждан; Уменьшение коллективной поруки за преступления и впервые определение принципа индивидуальной ответственности; Разделиление граждан по имущественному положению вместо деления по признаку рождения; Замена родовой организации территориальной; Государственное устройство Афин окончательно приняло форму общего дела ответственных граждан.

Направление движения греческого общества в эти века - от архаической "культуры стыда" к классической "культуре вины". Это означает, что поведение индивида все больше направляется внутренне прочувствованными решениями, чувством вины - свидетельством духовной сложности человека. У индивида устанавливаются сложные отношения к миру, в котором он живет, и ценностям этого мира. Свидетельством такого развития является греческая литература. Если эпические поэты прославляют коллективные ценности, то новое поколение сосредоточено на событиях и переживаниях отдельной жизни. Обстоятельства рождения новой эллинской индивидуальности сводятся к двум условиям: во-первых, появлению рядом с единой эпической картиной мира каких-то иных способов видения и оценки человеческой жизни; во-вторых, необходимости сделать сознательный выбор из альтернативных способов мировосприятия и поведения.

  1. Римская часть античной формулы.

История Рима рассказывает о том, как из маленького поселка на семи холмах возникла огромная империя и как она пала. Эта история делится на три периода: 1) древнейший (царский) - VIII-VI вв. до н.э.; 2) республиканский (VI-I вв. до н. э.); 3) имперский (I в. до н. э.-V в. н. э.).

В римской истории нет места эллинскому долговременному разновесию равномощных сил, нет мозаики городов-государств, которые длительно сосуществуют без объединения; нет самодостаточной игры творчества и воображения. Геополитическая дилемма маленького города в центре Апеннинского полуострова была другой: победить соседей или быть побежденным. В римском национальном характере проявляются громадная целеустремленность, дисциплинированность, организационные способности. После падения древней монархии Рим - олигархическая республика, цель которой состояла в расширении и удержании жизненного пространства.

Римляне создали государственно-юридическую систему, закрепленную в правовых статьях и кодексах. В их жизни огромную роль играл контракт.

Римское право - венец римского взгляда на мир. Оно разделялось на публичное и частное. В нем скрупулезно разработаны нормы владения. Трактуются обязательственные (контрактные) отношения, договор, отношения товаровладельцев и товаропроизводителей, правоспособность, порядок наследования и т. д. Римская юриспруденция стала основой гражданского права в современном обществе.

Римский характер, в отличие от эллинского, не созерцательный, а практичный. Собственная мифология древнейших латинян нам мало известна. Римляне после завоевания Эллады вместе со статуями богов вывезли на родин и олимпийский пантеон. Греческим богам и героям были даны латинские имена. Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Афина - Минервой, Геракл - Геркулесом и т. д. Без латинского имени из олимпийских божеств остался только Аполлон. Вместе с греческим пантеоном римляне получили то, что отсутствовало в их собственном культе: скульптуру, образ, историю богов.

Собственные же божества римлян были лишены биографии и определенного облика. Даже их пол определить трудно, и верующий обращался к предмету почитания в сомнении: «Бог ты или богиня». Впрочем, это не имело особого значения. Ведь римская мифология, в отличие от греческой, - это не сборник рассказов о происхождении, семейных делах и похождениях богов, а список правил поведения в определенных обстоятельствах. На свадьбе надо делать одно, на похоронах - другое, при рождении ребенка - третье. Римская религия - это преимущественно ритуал, объединяющий человека с хранителями его рода, фигурами прошлого и силами природы в контрактном, деловом отношении. Здесь господствует принцип «do, at des» («Я даю, если ты даешь»). Жертвоприношение богу - это плата за услугу. Если все сделано правильно, божество должно откликнуться, так как имеет соглашение с гражданской общиной. Если оно пренебрегает своими обязанностями, то рискует остаться без приношений. Культ был сух и формализован, он являлся делом общины, рода, корпорации, государства. Латинское religio (отсюда слово «религия») означает «связь». Эту связь между двумя частями мира надо поддерживать по правилам.

Конкретность, сухость, внимание к моменту и детали проявляются, кстати, в единственном изобразительном жанре, который не был заимствован у греков, - в римском скульптурном портрете. Он развился из посмертной маски и связан с культом предков. Первоначально восковая личина запечатлевала последний миг жизни, отлетающей от тела. Слепок лица магически сохранял жизненную силу и противился ее исчезновению. Изображения предков охраняли род и его социальную память. В римских скульптурных портретах почти нет типизирования, как в греческих статуях, они натуралистичны. Это искусство находится на грани запечатления мгновенного, фотографии.

Громадное место в культе римлян занимали вещие знаки (предзнаменования) и гадания. Для римской религии предзнаменования все равно что телесные символы для греческой художественной мифологии. Верование приближается к активному выспрашиванию и выслушиванию божественных сообщений о ходе дел.

Практичный и здравомыслящий римлянин был суеверен. Государственные дела и военные походы откладывались из-за неблагоприятных гаруспициев (гадательных предсказаний по внутренностям животных). Чтобы повернуть события в свою пользу, прибегали к магии.

  1. Психоисторические процессы в период падения Римской империи.



  1. Основные характеристики Средневековья.

Началом эпохи Средневековья считают падение Римской империи, т. е. V век.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Одним из характерных стереотипов при анализе Средневековья стало представление об однозначно негативном характере развития науки и общества в целом в этот период. Говоря о взаимоотношении между религией и наукой, нельзя игнорировать изменения социальной ситуации на протяжении почти десяти веков, обойти как-то положительное, что пришло в психологию с богословием, так и отрицательное влияние церковного диктата.

Этапы развития религиозной мысли: этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схоластики (XI-XIV вв.).

Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии.

С появлении христианства связана нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в.

На этапе апологетики еще одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах. Церковь в то время сурово осуждала не только УСОМНИВШИХСЯ в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры.

Новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности.

С этого времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Постоянные войны делали невозможным создание государств, не было и сильной светской власти вообще. К концу VI в. исчезли остатки римской цивилизации, при которой все состоятельные члены общества умели читать и писать, существовали светские учебные заведения, а ученые обращались ко всем членам общины.

Последующие три века (примерно до X в.) – период мрака – отсутствие стабильности, государственной власти, постоянные набеги, эпидемии делали жизнь всех людей тяжелой, полной невзгод и опасностей. Фактически единственным очагом стабильности, культуры, надежды на лучшее будущее в то время была церковь, она же объединяла в единое целое разрозненные и враждующие между собой племена. В этот период и зародилось противостояние церковной и светской власти.

В монастырях хранили книги и обучали грамоте. Единственными грамотными людьми были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать.

С укреплением государств, развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться. В это время стали появляться первые светские университеты, открывались и светские школы. Появилась сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.

Именно в это время и зародилась схоластика, она предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Но со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, так же как и церковь становилась тормозом на пути развития науки. Именно в позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

Необходимость психологии выделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Несколько позже, в XII-XIII вв., в психологии возникло направление деизм – существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Т.о., появился предмет для научного изучения.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры вопрос о происхождении общих понятий (универсалии) становится одним из центральных в период схоластики. К XI-XII вв. в науке начал возрождаться рационализм.

Психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего, к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Для того чтобы лучше понять смысл этих исследований, необходимо попытаться осознать особенности сознания средневекового человека, которое существенно отличалось от современного.

Продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием.

Еще один способ управления поведением людей – снижение их эмоциональной напряженности - это проведение карнавалов, развитие элементов того, что М. Бахтин назвал «карнавальной культурой».

  1. Психоисторические процессы эпохи Возрождения как основы перехода к Новому времени.

Период Возрождения был временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.
Огромное значение имела и Реформация, изменившая не только церковную жизнь, но и сознание людей.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т.д. Телезио считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. В его концепции впервые появилась идея гомеостаза. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с положениями последующих психологических концепций, доказывающих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности организма. О необходимости развивать естественно-научный подход к исследованиям психики писал испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес .Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.
Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т.е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, X.Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.
25. Русская душа как особое состояние массовой психологии: между Западом и Востоком.

Историки многократно отмечали влияние природы России на отдельные черты психологии ее народа, выявляя как бы отдельные слагаемые того целого, что позднее стало именоваться «русской душой». В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Само понятие «русской души» уже подразумевает иной путь познания — ведь речь идет об обобщенной, т. е. достаточно массовой душе.

«Русская душа» требует развития сознания «большого», непременно массового, которое не могло бы строить свой тесный мир и замыкаться в нем. Тут все нараспашку, все на сверхсильных эмоциях — таких, чтобы не есть, не спать, не устраивать гнезд и не беспокоиться о детях.

«Русская душа» — это душа глубоко материкового человека, что роднит ее больше с азиатской, чем с европейской психикой.

Если Европа отличается широчайшим разнообразием природных форм, окружающих человека, то главная особенность российских пространств — прямо противоположная. «Однообразие — отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма — равнина, волнообразная плоскость пространством около 90 тысяч квадратных миль... очень невысоко приподнятая над уровнем моря»

Серьезный разрыв в психологии нашего и западноевропейских народов, в развитии их сознания и поведения.

В психологическом плане главным следствием этого разрыва стало отставание в развитии индивидуального сознания. Групповое же, социальное и тем более массовое сознание, напротив, в силу условий жизни и деятельности развивалось значительно быстрее, чем в Западной Европе. Возможно, именно поэтому России удалось быстрее, чем европейским странам, преодолеть период феодальной раздробленности. Массовая психологическая общность «мы-русские» в вооруженных конфликтах оказывалась явно сильнее, чем аналогичные общности «мы-французы» или «мы-немцы».

  1. Факторы становления русской массовой психологии.

27. Виртуальные реальности. Компьютерные игры и историческая психология.
  1   2


Предпосылки возникновения исторической психологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации