Реферат - Лизинг в России: опыт, перспективы развития - файл n1.doc

Реферат - Лизинг в России: опыт, перспективы развития
скачать (35.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc138kb.01.01.2003 03:01скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

Реферат по логистике

«Лизинг в России: опыт, перспективы развития»




Подготовила

студентка 3 курса

группы Б 31

специальности

«Бухучёт, анализ и аудит»

факультета экономики



Рязань, 2009
Содержание.

Введение 4

История развития лизинга в России 5

Понятие лизинга 8

Структура и состав рынка лизинга 9

Новые тенденции на рынке лизинга 10

Виды лизинга 11

Преимущества лизинга 14

Состояние российского рынка лизинга 15

Факторы, стимулирующие развитие лизинга в России 16

Факторы, препятствующие развитию лизинга в России 18

Перспективы развития лизинга 20

Список литературы. 21

Введение



Исторические корни зарождения аренды (лизинга)

Самые ранние документы об аренде датируются примерно 2000 годом до н.э. Глиняные таблички, обнаруженные в древнем шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли и водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички (некоторые из которых были найдены лишь 1984 году) рассказывают о храмовых священниках - арендодателей, заключавших договоры с местными

фермерами.
Другие древние цивилизации, включая греков, римлян и египтян, считали

аренду привлекательным и доступным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота. Древние финикийцы, славившиеся как отличные моряки и торговцы, практиковали аренду судов, которая очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивало получения как судна, так и экипажа. Долговременные "чартерные" соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принять на себя

большей части обязательств, вытекающих из использования арендуемых

объектов. В этих древних соглашениях об аренде кораблей отражен практически тот же круг проблем, который служит предметом обсуждения и в сегодняшних переговорах между арендодателем и арендатором.
Лизинг в древности не был ограничен арендой только каких-либо конкретных типов собственности, как полагают многие. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственного и ремесленнического оборудования, но даже "венная техника". Так, например, в 1066 году два больших флота вторжения (один норвежский, другой нормандский) достигли берегов Англии. Каждый из флотов был по тем временам весьма внушительным. Но ни норвежский король, ни нормандский герцог не обладали достаточными экономическими ресурсами для финансирования столь крупных

проектов. Что бы обеспечить необходимое число судов, экипажей и снаряжения, оба они использовали особую форму финансового лизинга.
В средневековье в аренду сдавались прежде всего лошади и

сельскохозяйственное оборудование. Известно, что даже многие древние рыцари свои доспехи брали в аренду. Например, в 1248 году некий рыцарь (Бонфис Манганелла Гаэта) арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе и выплачивал за них арендную плату, которая в результате значительно превысила первоначальную стоимость снаряжения.

История свидетельствует, что прототип лизинговых отношений являются

древнейшей формой финансирования различных сделок по приобретению или получению в аренду различного имущества.
Лизинговые операции давно стали неотъемлемой частью экономики развитых стран. Упоминания такого рода сделках относятся и к XI веку: венецианцы сдавали торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам чугунные якоря, которые по окончанию плавания возвращались владельцам, чтобы вновь быть сданными в аренду. Считают, что слово лизинг (сдавать в наем) вошло в употребление в последней четверти прошлого столетия, когда в 1877 году американская телефонная компания "Белл" приняла решения не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду.

История развития лизинга в России


Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, по нашим оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.

В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса.

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. По нашему мнению, это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.

В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг. Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.

В начале 2002 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности лизингового бизнеса. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.

Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, то к 2007 году эти показатели выросли в два с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно.

Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2007 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2008 года, по-видимому, уже войдет в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.

Понятие лизинга


Термин "лизинг" произошел от английского глагола "to lease", что

соответствует значениям "арендовать" или "брать в аренду". Европейская федерация национальных ассоциаций по лизингу оборудования Евролиз определяет лизинг как договор аренды завода, промышленных товаров,

оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности.

Лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок.

Участники лизинговых отношений:

Лизингодатель (банк, лизинговая компания) - дает согласие на лизинг

оборудования и оплачивает его стоимость поставщику.

Лизингополучатель (предприятие любой формы собственности) - находит

лизинговую компанию, оформляет заявку на лизинг оборудования, при

положительном решение всех организационных вопросов получает оборудования от поставщика и осуществляет по графику лизинговые платежи.

Поставщик или производитель оборудования - поставляет оборудование

лизингополучателю.

Структура и состав рынка лизинга


Минувший год был отмечен структурными сдвигами на рынке - как по его сегментам, так и по положению ведущих компаний в рейтинге.

В лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге автотранспорта.

По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции занимает динамично развивающийся сегмент автотранспорта и подвижного состава. Так, в нашей компании заключенные договоры лизинга автотранспорта с января по май 2007 года составляют более 80% от общего количества реализованных сделок.

Эта же причина - высокая ликвидность - лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и дополнительные стимулы. Прежде всего это растущий спрос со стороны ОАО «РЖД», которое в 2005 году провело тендер на лизинг 1000 полувагонов. В 2004 году их число в этом тендере возросло до 4600, а в 2007 - до 7000. Это привело к значительному росту лизингового финансирования поставок подвижного состава. Фактором увеличения стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта стал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет.

Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту данного сегмента в лидеры рынка выдвинулись относительно недавно созданные компании, такие как «Магистраль Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл Лизинг». На сегмент делают ставку и крупные участники рынка - «Русско-германская лизинговая компания», «Альфа-Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинг железнодорожного и автотранспорта.

Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.

Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.

Для оценки ситуации с лидерами на рынке лизинга можно проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год лизинговых платежей. Этот показатель представляет собой комплексную и фундаментальную оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом деятельности за последние три - пять лет.

В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей наиболее высокие позиции у компаний, имеющих длительную историю на рынке и крупные объемы бизнеса в прошлом, - «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг», «Центр-Капитал», «КамАЗ» и «Промсвязьлизинг». Второе место лизинговой компании «УРАЛСИБ», по-видимому, объясняется процессом консолидации одноименной финансовой группы, в ходе которой в одну лизинговую структуру были объединены «Регион Лизинг», «НИКОЙЛ-Лизинг» и «Капитал», что стало крупнейшим слиянием на российском рынке лизинга в минувшем году.

Новые тенденции на рынке лизинга


Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2007 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский Arval (при банке BNP Paribas) и латвийский «Па-рекс Лизинг». До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: количество лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили». Но высокие темпы роста рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными.

У новых компаний амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн долл. США, «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд долл. США уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с нуля до 55 млн долл. США. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто- и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.

На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2007 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», лизинговая компания «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»). Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.

Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей - у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.

Значительным препятствием для развития лизингового рынка в России является не полностью сформировавшаяся инфраструктура этого рынка. Это касается и недостаточно согласованного законодательства, и неразвитости вторичных рынков оборудования, и отсутствия опыта взаимодействия по лизинговой схеме у инвесторов и лизингополучателей. Далее, рассматривая основные характеристики лизингового рынка, можно наблюдать позитивные изменения всех основных показателей - прежде всего, благодаря постепенному развитию инфраструктуры рынка.

Виды лизинга


Новые лизинговые продукты

Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись в 2007 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок автолизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будет развиваться весь российский лизинговый бизнес.

Лизинг с полным набором услуг

Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции - приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю - берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств - от услуги по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты.

Этот вид сделки пользуется широкой популярностью в развитых странах. В настоящее время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают и многие российские операторы автолизинга.

Оперативный лизинг

Если раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005 году этот продукт появился в ассортименте лизинговых компаний. От традиционного для России финансового лизинга он отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект лизинга не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочные, чем договоры финансового лизинга. Оперативный лизинг имеет свою довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые два-три года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например в строительстве или сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге.

В России сделки операционного лизинга оказались приравнены к обычной аренде и лишились налоговых преимуществ лизинга после принятия Федерального закона от 29.01.02 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге».

На практике сделки операционного лизинга в настоящее время осуществляются по следующей схеме. Предмет лизинга передается лизингополучателю (обычно на срок более шести месяцев) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот). После возврата предмета лизингодателю он передается другому лизингополучателю, но уже на условиях обычной аренды. По оценке Ассоциации «Рослизинг», в 2007 году объем сделок оперативного лизинга с автотранспортом составил не менее 30 млн долл. США (в 2005 году - только 300 тыс. долл. США). В 2005 году такие сделки заключали восемь компании, в 2007 - уже двенадцать. Это такие компании, как «Вольво Финанс Сервис Восток», «Глобус Лизинг» и «Балтийский лизинг». Рост объема сделок оперативного лизинга в условиях отсутствия налоговых льгот свидетельствует о высоком спросе на этот финансовый механизм.

Возвратный лизинг

Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях лизинговых компаний. В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду.

Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.

Лизинг для физических лиц

Этот продукт интересен прежде всего предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не сдает отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости ведения учета предмета лизинга и лизинговых платежей.

Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обусловливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки.

Несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса предмет лизинга, например грузовой автомобиль, - это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов даже ограничить себя, чтобы погасить очередной лизинговый платеж.

Перспективы лизинга для физических лиц выглядят оптимистично. В ряде стран Европы лизинг для частных лиц занимает значительную долю местных рынков лизинга. Так, в Германии на этот сегмент приходится 9,2% всего рынка лизинга, причем предметом подавляющего большинства сделок в этом сегменте становятся как раз автомобили. В России такой финансовый продукт может перетянуть на себя часть рынка автокредитования, объем которого в 2007 году уже превысил 2 млрд долл. США.

На российском рынке услуги лизинга для частных лиц предлагают пока немногие компании - «Столичная лизинговая компания», лизинговая компания «Свое дело», «Независимость Land Rover» и др.

Лизинг недвижимости

По мнению представителей ряда лизинговых компаний, сегодня начал развиваться лизинг недвижимости - коммерческой (офисы) и производственной (склады, цеха, терминалы).

Преимущества лизинга


На сегодняшний день лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. По сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит и т.д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ:

1. Лизинг дает возможность предприятию арендатору расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств.

2. Смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора.

Высвобождаются средства для вложения в другие виды активов.

3. Не привлекается заемный капитал, и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов.

4. Арендные платежи производятся после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию, и тем самым арендующее предприятие имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих от реализации продукции, выработанной на арендуемом оборудовании.

5. Лизинговые соглашения могут предусматривать обязательства арендодателя произвести ремонт и технологическое обслуживание оборудования. Это особенно важно при лизинге сложного оборудования, требующего привлечения высококвалифицированного персонала для пусконаладочных работ, ремонта и обслуживания. Практически на условиях лизинга можно получить объект "под ключ", предоставив осуществление всех формальностей лизинговой компании, и благодаря этому сконцентрировать усилия на решении других вопросов.

6. Лизинг позволяет арендатору периодически обновлять морально стареющее оборудование.

7. Ввиду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, предприятие-арендатор имеет большие возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации выпускаемой продукции, чем это имеет место, например, при купле-продаже оборудования. Все это способствует стабильности финансовых планов арендатора.

Кроме того, приобретение оборудования по лизингу позволяет рентабельным

предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу путем оптимизации налоговых отчислений.

Состояние российского рынка лизинга


По данным Госкомстата, стоимость лизингового имущества, закупленного лизингодателями в 2005 г., составила 7,8 млрд руб. (приблизительно 267 млн долл. США), что в действительности равно объемам сделок лишь двух крупнейших лизинговых компаний, "Росагролизинга" и "РТК-Лизинга". По данным Группы по развитию лизинга Международной Финансовой Корпорации, объем рынка лизинга в 2005 г. составил 1,7 млрд долл. США. Это подтверждают и данные нашего исследования.

Объем профинансированных средств по договорам лизинга пятьюдесятью крупнейшими лизинговыми компаниями России к концу этого года составит около 900 млн долл. Это составляет 171% от аналогичного показателя за прошлый год. Учитывая, что стоимость лизинговой сделки, кроме средств, профинансированных лизинговой компанией, включает в себя в среднем 20% аванса от лизингополучателя и около 10% маржи лизингодателя, а объем сделок опрошенных нами компаний составляет не более половины всего объема сделок на российском лизинговом рынке, мы предполагаем, что общий объём лизингового рынка по стоимости профинансированных сделок в России в этом году составляет около 2,5 млрд. долл. Эта цифра подтверждается и мнениями других исследователей - Группы по развитию лизинга МФК и журнала "Технологии лизинга и инвестиций" (по данным МФК - 2,3 млрд., "Технологии лизинга и инвестиций" - 2,4 млрд.).

По данным Группы по развитию лизинга МФК, на конец 2005 г. - до отмены лицензирования, были зарегистрированы 1825 лизинговых компаний, что в два раза превышает количество зарегистрированных компаний на конец 1999 г. (937 компаний). Несмотря на то, что большинство этих компаний в действительности не занимается лизингом или получает лицензии для совершения одной лизинговой сделки (по данным МФК, лишь около 25%-30% зарегистрированных лизинговых компаний реально работают на лизинговом рынке), рост количества компаний свидетельствует об увеличении интереса к механизму лизинга и намерении использовать его в будущем.

Лизинг приобретает все большее значение для экономического развития России. По данным МФК, доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства составила 3%, как в 2001, так и в 2000 гг. и, согласно прогнозу, увеличится в 2006 г. до 4%. А доля лизинга в ВВП России составляет 0,5%-1%.

Быстрое развитие лизинга в России обусловлено, в первую очередь, увеличением внутреннего спроса, порожденного экономическим ростом последних лет. Основным стимулом для развития лизинга в дальнейшем станут законодательные изменения - в первую очередь, изменения в Налоговом Кодексе и принятие в новой редакции Закона "О лизинге".

Чтобы разобраться в тенденциях развития российского лизингового рынка, мы предлагаем рассмотреть типы российских лизинговых компаний, специфику их деятельности, а также спрос на лизинговые услуги и другие основные факторы, влияющие на развитие лизинга в России.

Факторы, стимулирующие развитие лизинга в России


В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост и макроэкономическую стабилизацию. В последнее время российские банки проявляют все больший интерес к предприятиям реального сектора экономики. Вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, и, как предсказывают эксперты, процесс этот будет продолжаться: при оптимистическом варианте развития событий в экономике нашей страны за ближайший год инвестиции банковского капитала в российскую промышленность вырастут в полтора-два раза. Параллельно с этим растет заинтересованность банков в лизинговой деятельности.

Мощным стимулом для развития отрасли стало внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений, убраны лишние ограничения по содержанию и форме договора, а также ненужные с практической точки зрения определения и понятия (например, определения различных видов лизинга, помимо финансовой аренды как таковой). Фактически это новый закон, поскольку изменения весьма масштабны. Нормы данного закона, вступившего в силу со дня его официального опубликования - 2 февраля 2002 г., в своем большинстве были приведены в соответствие с Гражданским и Налоговым кодексами. Кроме того, теперь данный закон согласуется с вступающим в силу новым законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

В результате принятия нового закона большинство препятствий для развития внутреннего лизинга ликвидировано, и следует ожидать бурного развития этого вида деятельности в ближайшее время ввиду его очевидной привлекательности для лизингополучателей в качестве инструмента финансирования бизнеса и с налоговой точки зрения. В то же время международный лизинг остается малопривлекательным из-за того, что вопрос таможенного регулирования остается нерешенным.

Среди важнейших положений нового закона "О финансовой аренде (лизинге)" отметим следующие:
- Из закона исчезло понятие "лизинговая сделка", его в законе заменило другое (используемое в ГК РФ) - договор лизинга.
- Как Налоговый кодекс, так и новый закон о лизинге предоставляют участнику договора лизинга, на балансе которого находится предмет лизинга, право применять механизм ускоренной амортизации.
- Новый закон существенно расширяет спектр дополнительных услуг, включаемых в договор о лизинге.
- Новая редакция закона о лизинге сохраняет положение о льготном механизме уплаты таможенных платежей. Согласно этому закону при ввозе на территорию РФ таможенные платежи подлежат взносу в бюджет на сумму оплаченной части таможенной стоимости предмета лизинга с рассрочкой оставшейся части таможенных платежей.
- С введением последних изменений были упразднены ограничения на совмещение участниками договора лизинга своих функций и обязательств, например кредитора и лизингополучателя, что теоретически запрещало лизингополучателям осуществлять авансовые лизинговые платежи.
- В предыдущей редакции закона был определен ряд случаев, при которых лизингодатель имел право бесспорного взыскания денежных сумм, а также бесспорного изъятия предмета лизинга, что по сути является расторжением договора лизинга. Лизингодатель мог воспользоваться этим правом, если использование имущества не соответствовало условиям договора или если лизингополучатель осуществлял сублизинг без его согласия. Ранее по данному вопросу существовало принципиальное противоречие между законом и ГК РФ.
- Тем не менее, в новой редакции закона детально прописана процедура бесспорного списания лизинговых платежей лизингодателем в случае их неперечисления лизингополучателем более двух раз подряд.

К наиболее существенно стимулирующим развитие лизинга нововведениям можно отнести следующие моменты:
- С введением изменений отменено лицензирование лизинговой деятельности (что также зафиксировано в новом законе о лицензировании).
- В отличие от старой версии, новая редакция закона не ограничивает продолжительность отсрочки лизинговых платежей.
- В законе содержится новое определение лизинговых платежей, которое расширено по сравнению с предыдущим законом. Лизинговые платежи определяются как общая сумма платежей по договору лизинга, включающая возмещение затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга и оказание иных предусмотренных договором услуг, а также его доход. Кроме того, в общую сумму платежей может включаться выкупная цена предмета лизинга.

Как и прежде, существенным стимулом для развития лизинговой деятельности остается положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу. Дополнительно к этому, снижаются налог на имущество (2%) и налоги субъектов Федерации, так как используется ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом до 3.

Предприятию также нет необходимости при приобретении оборудования делать разовые капитальные вложения, а выплата лизинговых платежей, включая и стоимость оборудования, осуществляется в течение продолжительного периода от трех и более лет.

Кроме того, лизинг предполагает кредитование вплоть до 100%. И при этом не требуется немедленно начинать выплаты за кредит.

Опыт показывает, что любому предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество выступает в качестве залога.

Что же касается лизингодателя, то для него при инвестировании в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижается риск невозврата средств, поскольку сохраняется право собственности на передаваемое имущество - оно, в отличие от денег, выступает в качестве залога.

Эти факторы обуславливают значительный рост привлекательности лизинга для всех заинтересованных сторон и обуславливают ускорение темпов роста этого рынка.

Факторы, препятствующие развитию лизинга в России


Несколько крупных препятствий будут продолжать сдерживать развитие лизинга в будущем, даже после принятия поправок к Закону о лизинге. Во-первых, кредитование в России крайне ограничено, и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений.

Между тем, ожидается постоянное участие правительственных и околоправительственных кругов в лизинговом секторе, особенно, в "стратегических" отраслях, таких как сельское хозяйство, авиация и, в значительно меньшей степени, в поддержке малых и средних предприятий. Однако до сих пор бюджетные средства, выделяемые на развитие лизинга, зачастую использовались неэффективно - не на создание специальных лизинговых гарантийных фондов, а на конкретные проекты.

Во-вторых, лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности.

Существующая юридическая система и судебная практика, с учетом склонности судов принимать решения в пользу должника приводят к сокращению доступности кредитов для всех потенциальных заемщиков. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.

В-третьих, сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям).

В-четвертых, рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования. До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга.

На это уйдет больше всего времени, т.к. вторичные рынки, как часть лизингового рынка, традиционно развиваются в последнюю очередь. Кроме того, огромные масштабы технологического переоснащения в России в ходе замены старого оборудования (часто по частям в связи с нехваткой денежных средств) означают, что прогноз будущих рыночных цен на оборудование скорее сродни гаданию на кофейной гуще, чем науке. Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям "гарантии выкупа", таким образом, принимая на себя часть риска.

Несмотря на принятие закона "О финансовой аренде (лизинге)" в новой редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений.

Также принятие нового закона не устранило существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания закона "О финансовой аренде (лизинге)".

Кроме того, для России характерно малое число реально работающих на рынке лизинговых фирм из всех зарегистрированных и малая капитализация большинства из них. Однако в последнее время наметился процесс увеличения капитала лизинговых компаний, что связано с выходом на рынок иностранных компаний.

Перспективы развития лизинга


Приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса.

Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.

Список литературы.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.
3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изменениями от 29 января 2002 г.).

4. Л.Г. Ефимова «Банковское право». М.:”БЕК”, 2006.

5. В. Д. Газман «Лизинг: теория, практика, комментарии». М., 2006.
6. В. А. Горемыкин «Лизинг: Учебник для вузов». М.: «Информцентр ХХI века», 2005.

7. А. И. Ольшанский “Банковское кредитование”. М.: «Русская деловая литература», 2006.

8. Л. В. Прилуцкий “Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика”. М.: «Финансы и статистика, 2007.

9. Е.Ф. Францева «Лизинг и коммерческий кредит». М.: «Истсервис», 2006.

10. http://www.leasingplan.narod.ru.
11. http://www.rosleasing.ru.



Федеральное агентство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации