Иванов Ю.И., Михайлов Ю.П., Ракитянская С.В. (состав.) Безопасность жизнедеятельности - файл n1.doc

приобрести
Иванов Ю.И., Михайлов Ю.П., Ракитянская С.В. (состав.) Безопасность жизнедеятельности
скачать (526.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc527kb.07.07.2012 03:58скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности


Ю.И. Иванов, Ю.П. Михайлов, С.В. Ракитянская

Б Е З О П А С Н О С Т Ь

Ж И З Н Е Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И


Учебное пособие


К Е М Е Р О В О 2002

УДК 658.382.3



Печатается по решению Редакционно- издательского совета

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Рецензенты:Заведующий кафедрой« Безопасность жизнедеятельности»

Кемеровского института повышения квалификации

МЭ РФ, академик МАНЭБ,

доктор техн. наук., А.С.ГОЛИК

Заведующий кафедрой « Аэрология, охрана труда и природы» КГТУ, д.т.н., проф. Л.А. ШЕВЧЕНКО

Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие /Ю.И. Иванов, Ю.П. Михайлов, С.В. Ракитянская : Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2002.-92с.


ISBN-5-89289-152-6


Учебное пособие включает разделы, изучающие основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности, опасности технических систем и негативные факторы производственной среды, основы пожарной безопасности, правовые основы охраны труда , чрезвычайные ситуации.

Для студентов всех специальностей заочной формы обучения дистанционного образования.
Ил.-1, библ. назв. 13.
2104000000 с -Кемеровский технологиче-

Б ------------------ ский институт пищевой про-

У50(03)- 02 мышленности, 2002

ВВЕДЕНИЕ
Реализация экономических реформ в Российской Федерации предполагает активное участие в них подготовленных специалистов, обладающих глубокими знаниями и гуманитарным мировоззрением по различным аспектам развития современного общества, в том числе и по проблемам его безопасности.

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, внедрение технического прогресса в общественно- производственную деятельность, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и распространением различных природных, биологических, технических, экологических, и других опасностей. Они требуют от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс мероприятий по защите от их неблагоприятного действия на организм человека, здоровье трудовых коллективов и населения.

Формированию такого специалиста способствует изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Раздел 1. Теоретические основы БЖД



1.1 Безопасность жизнедеятельности как наука. Классификация опасностей
Человек может получить травму на производстве, в быту, при пожаре и т. д. Любая деятельность человека потенциально опасна. Это аксио­ма. Опасность может возникнуть только при определенном соче­тании обстоятельств и условий и привести к травмам и заболева­ниям.

Труд как наиболее типичный вид деятельности служит сред­ством удовлетворения жизненных потребностей человека. Выпол­няя трудовые операции, он сам способствует возникновению опас­ных ситуаций, несущих постоянную угрозу жизни и здоровью.

Опасная ситуация — это ситуация, при которой создается доста­точно большая вероятность возникновения несчастного случая.

Опасность — ситуация, в которой возможно возникновение яв­лений или процессов, негативно воздействующих на людей и при­водящих к материальному ущербу или разрушительно влияющих на окружающую среду.

Сложность поведения человека при угрозе его жизни и здоро­вью, а также благополучный выход из тяжелых ситуаций обусловле­ны следующими факторами: своевременностью обнаружения опас­ности; правильностью ее диагностирования; выбором способа адекватного реагирования на опасность.

Человеку присущ инстинкт самосохранения. Однако число не­счастных случаев постоянно увеличивается. Причиной этого слу­жат следующие обстоятельства:

-при развитии техники растет число опасностей, а люди не успевают им противодействовать; -рост цены ошибки;

-адаптация человека к опасностям и нарушениям правил безопасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о законо­мерностях формирования опасностей и мерах по предупрежде­нию их воздействия на человека. Как учебная дисциплина БЖД включает в себя следующие составные части: БЖД на производ­стве (охрана труда); БЖД в чрезвычайных ситуациях; охрана ок­ружающей среды.

Безопасность — состояние, с определенной вероятностью ис­ключающее воздействие опасности на человека.

Цель науки «Безопасность жизнедеятельности» — максималь­ная адаптация человека в эргатических системах при полном сохра­нении его здоровья и поддержание высокой работоспособности.

Эргатические системы — системы, в которых одним из элемен­тов является человек. К таким системам относят системы «чело­век — машина», «человек — машина — окружающая среда» и т. п.

Для улучшения состояния безопасности на производстве необ­ходим анализ опасностей — выявление нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасностей. Его делят на три состав­ные части: - идентификация опасностей (распознавание, сравнение с образ­цом, обобщение и классификация); -разработка защитных мер (профилактика опасностей); -реализация мероприятий по ликвидации негативных послед­ствий проявления опасностей.

Цель анализа безопасности (или опасности) эргатических сис­тем:

- выявление факторов, влияющих на вероятностный показатель нежелательных событий;

- детальное рассмотрение обстоятельств, способствующих воз­никновению этих событий, разработка мероприятий для уменьше­ния вероятности появления этих событий.

Анализ эксплуатационной безопасности систем проводят апри­орно или апостериорно, иными словами, до или после возникнове­ния нежелательного события. Апостериорный анализ выполняют после нежелательного собы­тия (травмы, повреждения оборудования и т. п.). Цель такого ана­лиза — разработка рекомендаций на будущее, в том числе формули­рование выводов, которые могут быть полезными для последующих анализов.

Априорный анализ, проводимый до нежелательного события, на первый взгляд более ценен. Фактически же один вид анализа гармо­нично дополняет другой. Выбор анализа зависит от сложности ана-лизируемой системы и количества имеющейся информации по изу­чаемой проблеме. При выявлении опасностей прежде всего определяют их потен­циальные источники и маловероятные опасности, которые мо­гут привести к тяжелым последствиям.

Рассмотрим классификацию опасностей:

-по источнику возникновения: природные (землетрясения, из­вержения вулканов, наводнения, удары молнии, ураганы, ядовитые змеи и т. д.); антропогенные (ошибки авиадиспетчеров, операторов атомных электростанций, войны, загрязнение окружающей среды и т. д.); техногенные (недостатки конструкции машин, связанные с увеличением числа опасных факторов при их эксплуатации, низ­ким уровнем безопасности и т. д.);

-по пространственной локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

-по времени проявления отрицательных последствий: импуль­сивные; кумулятивные;

-по характеру проявления: явные, скрытые;

-по сфере проявления: производственные, непроизводственные;

-по числу пострадавших: индивидуальные, групповые;

-по распределению в пространстве: концентрированные, рассе­янные;

-по социальной ориентации: добровольные, принудительные.

По ГОСТ 12.0.003-74 все возникающие в производственных условиях опасные и вредные факторы по природе действия бывают физические, химические, биологические и психофизиологичес­кие.

Физические факторы: движущиеся машины и механизмы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; шум на рабочем месте и вибрация; повы­шенная или пониженная влажность, подвижность и ионизация воз­духа; не­достаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света и т.д.

Химические факторы по характеру воздействия на организм че­ловека подразделяют на следующие подгруппы: общетоксические; раздражающие; сенсибилизирующие; канцерогенные; мутагенные; влияющие на репродуктивную функцию; по пути проникно­вения в организм человека — на проникающие через органы дыха­ния, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические факторы включают в себя патогенные микроор­ганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, про­стейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорга­низмы — растения и животные.

Психофизиологические факторы по характеру действия подраз­деляют на физические и нервно-психические перегрузки. В свою очередь, физические перегрузки делят на статические и динами­ческие, а нервно-психические — на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, перегрузки из-за монотонности труда, эмоциональные перегрузки.

Пространство, в котором на работающих воздействуют опас­ные и вредные факторы, называют опасной зоной.
1.2.Принципы обеспечения безопасности
Основное желаемое состояние объектов - безопасное. Состояние безо­пасности достигается при условии, что действующие на объект опасности сведены до предельно допустимого минимума.

Существует четыре основных группы принципов обеспечения безопас­ности: ориентирующие, технические, организационные и управленческие.

ориентирующие:

- активность оператора;

- гуманность деятельности;

технические:

организационные:

- информации;

управленческие:

Рассмотрим более подробно некоторые из принципов.

Принцип нормирования (заключается в установлении таких пара­метров системы, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соот­ветствующей опасности). Примерами являются установление ПДК, ПДС, ог­раничения продолжительности трудовой деятельности и др.

Принцип слабого звена заключается в том, что в систему вводится элемент, который устроен так, что реагирует на изменение некоторого параметра, предотвращая опас­ность, например, плавкие вставки, предохранительные клапаны и др. Принцип информирования заключается в передаче и усвоении пер­соналом сведений, выполнение которых обеспечит соответствующий уровень безопасности: инструктаж, предупреждающие и запрещающие знаки, сигна­лы светофора и д.р.

Принцип категорирования состоит в делении объектов на классы или категории по признакам, связанным с опасностью, например, введено четыре класса вредных веществ.

Эргонометрические принципы. Эргономика - одна из наук, на кото­рую опирается дисциплина БЖД. Эргономика - наука о комфортных усло­виях труда и быта или о совместимости характеристик человека и характери­стик окружающей среды. Специалистами выделено 5 видов эргонометрических совместимостей:

  1. Информационная совместимость. В системе «Человек- Техника-Среда» оператор часто не управляет системой непосредственно. Объекты управления могут быть невидимы и неосязаемы, а оператор видит лишь пока­зания приборов, т.е. средства отображения информации. Управление осу­ществляется посредством рычагов, кнопок - сенсомоторные устройства.

2) Биофизическая совместимость. Подразумевается создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние оператора. Для многих факторов за­конодательно приняты значения характеристик, например, концентрация фе­нола в питьевой воде не должна превышать 0.001 мг/л.

3) Энергетическая совместимость. Предусматривает согласование органов управления с оптимальными возможностями оператора в отношении скорости, прилагаемых усилий, мощности.

4) Пространственно - антропометрическая совместимость. Пред­полагает учет размеров тела человека, возможности обзора пространства и др. Например, регламентируется расстояние от пульта управления до оператора.

5) Технико-эстетическая совместимость. Заключается в обеспечении удовлетворенности оператора от общения с системой.

  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации