Глоссарий - Основные понятия методологии научного исследования - файл n1.doc

приобрести
Глоссарий - Основные понятия методологии научного исследования
скачать (54.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc55kb.07.07.2012 03:53скачать

n1.doc

Глоссарий

автореферат диссертации - научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени;

аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам;

анализ – это методом научного исследования путем разложения предмета на составные части;

актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса);

аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования;

вывод - кратко и четко сформулированное заключение по конкретному направлению, вытекающее из материалов проведенных научных исследований;

гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией;

дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев;

диссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание ученой степени;

задача исследования – это краткое и четкая формулировка дейсвий, которые предринимаются для достижения цели исследования;

идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам;

инновационная деятельность – деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий определения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса;

информация:

обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний;

исследовательская специальность — (часто именуемая как направление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения;

закономерность – объективно существующая и повторяющаяся (воспроизводимая) связь между критериями оценки состояния объекта (совокупностью признаков, изменяющихся в зависимости от факторов его функционирования, на основании которых проводится оценка состояния) и факторами (внешними и внутренними) его функционирования;

замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные эле-менты методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы;

категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов;

концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения;

краткое сообщение - научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа - оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе;

магистерская диссертация - это квалификационная работа, в которой на основании авторских разработок или авторского обобщения научно-практической информации решены задачи, имеющие важное значение для той области знаний, которой посвящена тема работы;

метод исследования (греч. methodos – путь к чему-либо) - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная действительность, способ применения старого знания о способах рационального решения подобных задач для получения сведений о новом объекте или предмете исследований.

методология научного познания в целом - это учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности;

моделирование – это метод исследования, состоящий в создании и изучении модели, замещающей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал, то есть это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте;

наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания;

научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения;

научная задача – состояние противоречия между достигнутым уровнем в конкретной области научного знания и новыми объективными фактами, полученными на практике и не вписывающимися в существующие и общепринятые стандарты этого уровня;

научная проблема - это комплекс взаимосвязанных теоретических и практических научных задач;

научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы;

научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности;

научное исследование – один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний. Это целенаправленное познание, комплекс логических построений и экспериментальных операций, выполненных в отношении объекта исследования для определения свойств объекта и закономерностей его поведения;

научно-исследовательская деятельность – вид деятельности, связанный с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, пилениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике;

научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;

научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний;

научно-техническое направление научно-исследовательской работы - самостоятельная техническая задача, обеспечивающая в дальнейшем решение проблемы.

научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания;

обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития;

объект исследования – это та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется исследователем. Это то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное, в форме, непригодной для непосредственного использования. По одной и той же теме научного исследования может быть несколько объектов;

определение (дефиниция) - уточнение содержания используемых понятий, один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании;

понятие - есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними;

предмет исследования (познания) – зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах;

прикладные научные исследования – деятельно направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

принцип (лат. principium - основа, первоначало) –основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, под которым понимают то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний;

проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований;

результат научной и (или) научно-технической деятельности – объективированный результат научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или новые решения, зафиксированный на любых носителяхинформации и предназначенный для применения;

суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается;

эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) – это метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием;

теория (греч. theoria - наблюдение, исследование) - это комплекс знаний в данной отрасли науки, общественной и производственной деятельности человека, учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления;

формула изобретения - описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности;

формула открытия - описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности;

фундаментальные научные исследования – Теоретическая и (или) экспериментальная интеллектуальнаядеятельность, направленная на получение новыхзнаний об основных закономерностях развития природы, общества, человекаи их взаимосвязи;

цель защиты магистерской диссертации - дать возможность магистрантам продемонстрировать приобретенные знания при разработке конкретной темы и получить по итогам защиты степень магистра по соответствующему направлению специализации;

цель научного исследования - кратко и предельно точно формулировка, выражение того основного, что намеревается сделать исследователь; цель – это достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или качественно новое состояние, т. е. результат преодоления противоречия между должным и сущим

Глоссарий а втореферат диссертации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации