Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том - файл n1.doc

приобрести
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том
скачать (3371.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3372kb.07.07.2012 03:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
УДК 796.011.3(075) ББК 75.09 Т11

Рецензенты:

Институт специальной педагогики и психологии

Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга;

Филиппов С.С. — доктор педагогических наук, профессор кафедры

теории и методики физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена

Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.: ил. Т11 15ВМ 5-85009-855-0

В 1 томе учебника рассматриваются введение в специальность, исто­рия и общая характеристика адаптивной физической культуры, основ­ные аспекты ее содержания и методики.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, уча­щихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую куль­туру, а также преподавателей и аспирантов, проводящих научно-иссле­довательскую работу в этой области.

УДК 796.011.3(075) ББК 75.09

15ВК 5-85009-855-0

©Коллектив авторов, 2003 © Оформление. Издательство «Советский спорт», 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 7

Методические рекомендации 8

Введение 10

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 17

Глава 1

Специальность «Адаптивная физическая культура» 17

  1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального
    образования 17

  2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального
    образования 23

  3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция

в высшей и средней школе 24

1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной
физической культуре 26

Глава 2

Основные понятия и термины адаптивной физической культуры 29

  1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая
    культура» 29

  2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни» 32

  3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры,
    се роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц

с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов 35

Глава 3

Теория и организация адаптивной физической культуры как

интегративная наука, учебная дисциплина и важная область

социальной практики 40

  1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука 40

  2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область
    социальной практики 43

Глава 4

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры 51

4 1 Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической

культуры 51

4 2 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры 54

Глава 5

Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности

в адаптивной физической культуре 61

Глава 6

Содержание и особенности деятельности специалиста

по адаптивной физической культуре 66

6 1 Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной

физической культуре 66

6 2 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре 72

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 79

Глава 7

Роль, место и значение лечебной физической культуры

в физкультурно-оздоровительном и спортивном движении

инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата 79

Глава 8

Становление и развитие адаптивной физической культуры

среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата 83

8 1 Развитие адаптивной физической культуры за рубежом 83

8 2 Паралимпийское движение в мировой практике 86

8 3 История развития адаптивной физической культуры в нашей стране 96

Глава 9

История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха 109

Глава 10

История адаптивного физического воспитания и адаптивного

спорта для лиц с поражением зрения 117

Глава 11

История адаптивного физического воспитания и адаптивного

спорта для лиц с поражением интеллекта 125

111 История адаптивного физического воспитания в нашей стране 125

11 2 История адаптивного спорта для лиц с отклонениями

в развитии интелчскта 127

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ III

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 135

Глава 12

Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации

и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии

здоровья (включая инвалидов) 135

12 1 Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной

реабилитации инвалидов 135

12 2 Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц

с отклонениями в состоянии здоровья 139

Глава 13

Воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической

культурой 144

13 1 Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным

интеллектом 147

132 Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии 160

Глава 14

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры 166

Глава 15

Функции адаптивной физической культуры 173

15 1 Педагогические функции 175

15 2 Социальные функции 186

Глава 16

Принципы адаптивной физической культуры 194

  1. Социальные принципы 194

  2. Общемстодичсскис принципы 202

16 3 Специально-методические принципы 205

РАЗДЕЛ IV

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 213

Глава 17

Педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры 213

171 Педагогические задачи адаптивной физической культуры 213

17 2 Средства адаптивной физической культуры 215

Глава 18

Методы и формы организации адаптивной физической культуры 222

18 1 Методы формирования знаний 223
182 Методы обучения двигательным действиям 226

5

  1. Методы развития физических качеств и способностей 228

  2. Методы воспитания личности 233

  3. Формы организации адаптивной физической культуры 237

Глава 19

Обучение двигательным действиям в адаптивной физической

культуре 241

  1. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения 241

  2. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных
    действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок 248

  3. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров 275

  4. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической
    помощи и страховки 294

  5. Формирование эталонной ориентировочной основы действия

в адаптивной физической культуре 305

Глава 20

Развитие физических способностей в адаптивной физической

культуре 316

  1. Основные закономерности развития физических способностей 317

  2. Принципы развития физических способностей 321

  3. Развитие силовых способностей 325

  4. Развитие скоростных способностей 332

  5. Развитие выносливости 336

  6. Развитие гибкости 344

  7. Развитие координационных способностей 348

  8. Развитие координационных способностей школьников

с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта 361

Глава 21

Врачебно-мсдицинский контроль, организация, планирование

адаптивной физической культуры 367

21.1 Организационные основы врачсбно-мсдицинского контроля лиц

с ограниченными функциональными возможностями 367

  1. Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом 375

  2. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными
    функциональными возможностями 379

  3. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической
    культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными
    функциональными возможностями 382

  4. Вопросы спортивно-медицинской классификации инвалидов

с различными поражениями 385

Заключение 391

Литература 392

Приложения 394

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической куль­туры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессио­нальных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культу­ра). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную подготовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организа­ция адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптив­ной физической культуры стоят следующие задачи:

- обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценност­ного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую куль­туру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освое­ние студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика физической культуры, психология развития, анатомия человека, фи­зиология человека, биохимия, биомеханика, общая патология и тера­тология, частная патология, специальная педагогика и специальная психология.

В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные мето­дики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для педагогических практик по специальности и специализации.

Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербургс­кой государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культу­ре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) преподавания этой дисциплины.

А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно более серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неизбеж­ности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного материала.

Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основ­ной текст), введение, заключение, библиографическое описание ос­новной и дополнительной литературы, приложения.

Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры».

В первой части изложены сведения по двум разделам:

Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, дает­ся общая характеристика адаптивной физической культуры.

Рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социаль­ной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоро­вья; воспитание личности средствами и методами адаптивной физичес­кой культуры.

Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии.

Дается характеристика функций, принципов, задач, средств и ме­тодов, организационных форм адаптивной физической культуры; рас­крываются особенности процессов обучения и развития физических ка­честв и способностей инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Завершает вторую часть учебника раздел о планировании и комп­лексном (медико-психолого-педагогическим) контроле за занимающи­мися.

В заключении изложены перспективы развития адаптивной физи­ческой культуры как интегративной учебной дисциплины, направле­ния научно-исследовательской деятельности, важнейшего института социальной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклоне­ниями в состоянии здоровья.

Каждый параграф завершается контрольными вопросами и задани­ями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработ­ки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала.

При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге.

Второй том «Организация и общие основы различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры» раскрывает вопросы органи­зации и содержания адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности.

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведен­ные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой пред­ставлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразова­нию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловле­но сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взгля­дов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уни­кальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В.Т. Пуляев, 1993—1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности.

Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.

Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукра­шивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социа­листического строя над всеми другими системами общественного уст­ройства.

Однако проблема инвалидности — это проблема мирового масшта­ба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономи­ческого развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизо­ванности.

Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличени­ем количества и интенсивности транспортных потоков, возникновени­ем военных конфликтов и террористических актов, ухудшением эколо­гических факторов, сокращением двигательной активности и увеличе­нием фармакологических средств коррекции состояния здоровья чело­века и с целым рядом других причин.

Все это приводит к необходимости разработки комплексных про­грамм по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человековедческих знаний, открытия новых учебных дис­циплин, направлений и специальностей подготовки специалистов.

10

В последние годы в России этот процесс развивается довольно бы­стрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в советский период занималась в основном здоровым населе­нием и двигательно одаренными детьми, юношами и девушками, спо­собными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями.

В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвали­дов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повы­шенного уровней), высшего (как специальность и как часть направле­ния) профессионального образования; в специальности научных ра­ботников; как сфера профессиональной деятельности (должности тре­нер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физи­ческая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образователь­ного, научного, правового и информационного пространства адаптив­ной физической культуры.

Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образователь­ную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский состав, научные работники, аспиранты и докторан­ты проводят научно-исследовательскую работу в этой области.

Однако быстрое развитие и внедрение адаптивной физической куль­туры в образовательные и научные организации и учреждения России, наличие существенно отличающихся, а иногда альтернативных концеп­ций данной сферы социальной практики в различных странах, терми­нологические трудности развивающейся интегративной учебной и на­учной дисциплины породили целый ряд объективных и субъективных проблем, обусловленных недостаточной теоретической разработаннос­тью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функ­ций, приоритетности задач и др.

Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтения­ми педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом дея­тельности представителей физической культуры, медицины, коррек-ционной педагогики, социальной работы.

В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими откло­нения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образова­нии), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивно­му физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образо­вательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Призна­вая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначен­ных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функ-

11

ций такого емкого и широкого социального феномена, которым явля­ется адаптивная физическая культура.

При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловно­му снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изыс­каний и передового опыта педагогов-новаторов.

В данном учебнике представлена попытка авторского коллектива обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физичес­кой культуре как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; раскрыть ее методологическую основу с целью обес­печения фундаментализации образования в этой области.

При этом авторы убеждены в том, что узкий, чрезмерно прагмати­ческий взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромно­го потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате вре­мени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату.

Описание сущности адаптивной физической культуры, конкрети­зация объекта, целей, задач, средств, методов, содержания, ее основ­ных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государствен­ной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где она реализу­ется уже в течение нескольких лет начиная с 1995 г.

Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему.

  1. Адаптивная физическая культура является новой для России, ак­
    тивно развивающейся интегративной областью образования, науки,
    культуры, социальной практики.

  2. Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум
    три крупных области знания - физическую культуру, медицину, кор-
    рекционную педагогику и большое количество сведений медико-био­
    логических и социально-психологических учебных и научных дисцип­
    лин. При этом в ней не только обобщаются сведения перечисленных
    областей и дисциплин, но и формируется новое знание, представляю­
    щее собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих об­
    ластей и дисциплин.

  3. Адаптивная физическая культура представляет собой значитель­
    но более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физичес­
    кой культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в раз­
    витии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адап­
    тивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное фи­
    зическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских

12

групп общеобразовательных школ и вузов, креативные (художествен­но-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной ак­тивности.

  1. В основу теории адаптивной физической культуры, определения
    ее целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функции
    и др. должно быть положено учение об естественных и социальных по­
    требностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в
    состоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность), а не только
    государства, семьи, общественных организаций и институтов.

  2. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их са­
    моценности, а также обязанностей государства по созданию особых
    условий для их воспитания и развития, творческой самореализации -
    основа для формирования отношений с данной категорией населения в
    процессе занятий адаптивной физической культурой.

  3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответ­
    ствующих мотивов и ценностных ориентации, подбор средств, мето­
    дов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с
    отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учетом
    и исходя из их конечных целей индивидуального существования, опре­
    деляющих всю систему жизненных установок (аксиологической кон­
    цепции их жизни), а также непременным выполнением правила «здесь
    и сейчас», предписывающего исходить из реалий ситуации (материаль­
    ных возможностей, возрастных особенностей, состояния занимающих­
    ся и т.п.).

  4. Человек с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе име­
    ющий инвалидность) рассматривается в адаптивной физической куль­
    туре как принципиально неделимое и целостное единство, как инди­
    вид, обладающий уникальными свойствами. Его невозможно разделить
    на биологическое и социальное, телесное и психическое и т.п. как
    в научной, так и, особенно, в практической деятельности. Принципи­
    ально неприемлемым является так называемый дихотомический подход
    к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные суб­
    станции, определяемые методами исследования конкретных наук. По­
    этому в адаптивной физической культуре акцент делается не на «физи­
    ческое совершенствование» занимающихся, «формирование физичес­
    кой готовности к жизни», а на их всестороннее развитие и совершен­
    ствование (интеллектуальное, эмоционально-волевое, эстетическое,
    этическое, физическое и др.) в процессе занятий физическими упраж­
    нениями.

  5. Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной
    физической культуре как в стране, так и в отдельно взятом регионе
    возможно только в случае учета конкретных социально-экономических
    условий, национально-этнических особенностей менталитета населе­
    ния, климато-географических и ряда других факторов.

Текст учебника подготовлен коллективом авторов. Предисловие, методические рекомендации, введение, главы: 1 (1.3 и 1.4), 2, 3, 4, 12, 13, 19, заключение, приложения 1 и 2 написаны С.П. Евсеевым, глава 1 (1.1 и 1.2) - В.Г. Щербаковым, А.В. Минаевым, С.П. Евсее-

13

вым; глава 6 (6.1) — С.П. Евсеевым, А.В. Цариком, Л.В. Шапковой; глава 11 - С.П. Евсеевым, С.В. Гутниковым; главы: 5, 14, 15, 16, 17, 18, 20 (20.1-20.7) - Л В. Шапковой; главы 7, 9, 21, приложения 5-10 -В.П. Жиленковой; глава 8 — В.П. Жиленковой, Л.Н. Селезневым; глава 10 — Л Н. Ростомашвили, В.П. Жиленковой; глава 6 (6.2) — Е.Е. Хвацкой; глава 20 (20.8), приложения 3, 4А, 4Б, 4В, 4Г - И Ю. Горской.

В связи с тем, что в нашей стране это первый учебник по теории и организации адаптивной физической культуры, авторы хорошо осозна­ют то, что он вряд ли сможет удовлетворить запросы и ожидания всех преподавателей и студентов. Поэтому авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совер­шенствованию представленных материалов.

II Часть первая

I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

I ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ

• физической культуры








456202

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 1

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования

Впервые в нашей стране специальность высшего профессионально­го образования 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была утвержде­на приказом Государственного комитета Российской Федерации по выс­шему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специаль­ности (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника - третий уровень высшего профессионального образования).

Приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02 марта 2000 г. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) включена в Перечень спе­циальностей высшей школы в группу 020000 — «Гуманитарно-социальные специальности», а 02 июня 2000 г. утвержден Государственный образо­вательный стандарт второго поколения по этой специальности.

Проект Государственного образовательного стандарта первого по­коления по адаптивной физической культуре, а также пакет всех необ­ходимых для открытия новой специальности документов были разрабо­таны на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта коллективом авторов под руководством заведующего этой кафедрой, редактора настоящего учебника. Позже, при рецензи­ровании представленных в учебно-методическое объединение по обра­зованию в области физической культуры документов, большую помощь по совершенствованию проекта Госстандарта оказали сотрудники Рос­сийской государственной академии физической культуры, которые, по

17

предложению руководителя проекта, были включены в число соавто­ров этого документа. В первой версии Госстандарта приведен перечень всех членов авторского коллектива: В.У. Агеевец, С.П. Евсеев (руково­дитель), В.Е. Каган, В.А. Лисовский, Л.В. Шапкова, Т.В. Федорова, И.К. Шац, С.Ф. Курдыбайло, Л.С. Мотылева, В.И. Панова, В.П. Жилен-кова, В.В. Кузин, А.И. Исмаилов, С.Н. Попов, Н.О. Рубцова.

Лицам, успешно освоившим основную образовательную програм­му подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной фор­ме обучения — 5 лет. Заочная форма обучения предусматривает возмож­ность увеличения сроков освоения программы на 1 год.

Госстандартом предусмотрено, что деятельность специалиста долж­на проводиться в области педагогической антропологии, где он являет­ся активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуа­лизации. Действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек - человек» должны опираться на глубокую интегра­цию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечи­вающих научно обоснованное целеполагание, конструирование и про­цессуальное развитие деятельности в различных сферах физической куль­туры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по адап­тивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также него­сударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обуча­ются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

В государственном секторе специалисты по адаптивной физической культуре наиболее востребованы в учреждениях и организациях систем социального развития (защиты), образования, физической культуры, здравоохранения. Перечислим некоторые из них:

- образовательные учреждения любых типов и видов (дошкольные,
школьные; начального, среднего и высшего профессионального обра­
зования и др.) (контингент лиц, отнесенных к специальным медицин­
ским группам);

- федеральные, республиканские, региональные государственные
органы управления физической культурой и спортом и др.

18

Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющи­ми отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов):

— спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую,
методическую);

- рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;

Основная образовательная программа подготовки специалиста по адаптивной физической культуре состоит из дисциплин федерального компонента (обязательного для всех вузов Российской Федерации), национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Она предусмат­ривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

Первые два цикла дисциплин идентичны таким же по названию циклам Госстандарта по специальности 022300 - Физическая культура и спорт.

Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими об­разовательную деятельность по специальности «Адаптивная физичес­кая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наименований (табл. 1), основные дисциплины специальности — 10 наименований (табл. 2) и дисциплины специализаций — 6 наимено­ваний (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специализаций (или из того количества, которое реализуется в конк­ретном образовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов.

Что касается содержания основной образовательной программы под­готовки специалиста по адаптивной физической культуре, то оно пред­ставлено в Госстандарте четырьмя крупными блоками (см. рисунок).

Первый блок включает в себя традиционные для физической куль­туры дисциплины: теорию и методику физической культуры, правовые основы физической культуры, базовые виды двигательной деятельнос­ти и методики обучения, биомеханику.

Второй блок дисциплин составляют дисциплины, которые исполь­зуются в медицинском образовании: комплексная реабилитация боль­ных и инвалидов, анатомия и физиология человека, биохимия, общая гигиена, общая патология и тератология, частная патология, физичес­кая реабилитация, массаж.

19

Таблица 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации