Реферат - Грузоподъемные машины. Мостовые краны - файл n1.doc

Реферат - Грузоподъемные машины. Мостовые краны
скачать (188 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc188kb.07.07.2012 03:45скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

Содержание


1. Требования, предъявляемые к строительным машинам

стр. 3

2. Классификация строительных машин

стр. 4

3. Классификация грузоподъемных машин

стр. 5

4. Строительные краны

стр. 6

5. Краны пролетного типа

стр. 8

6. Техника безопасности

стр. 13

7. Техническое освидетельствование кранов

стр. 17

Список литературы

стр. 20

1. Требования, предъявляемые к строительным машинам
Машиной называют устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда. Машины состоят из большого числа механизмов. Иногда механизмы используются как самостоятельные орудия труда. Механизмами называют систему тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких твердых тел в требуемые движения других тел.

Основным назначением строительных машин является создание строительной продукции определенного качества, которое регламентируется определенными нормами или техническими условиями. Отношение объема строительной продукции ко времени ее создания характеризует один из важных показателей машин – производительность. Поэтому повышение производительности машины, качества выполняемых ею работ и снижение стоимости единицы выпускаемой ею продукции являются одними из основных требований, предъявляемых к строительным машинам. Для увеличения производительности машин необходимо в первую очередь: сокращение непроизводительных затрат машинного времени; улучшение использования мощности двигателя; повышение надежности и универсальности машин, улучшение приспособленности их к условиям работ; применение средств автоматизации; повышение КПД и др.

Под активной безопасностью понимают комплекс эксплуатационных свойств, способствующих предотвращению аварийных ситуаций. К этим свойствам относят динамические и тормозные качества, устойчивость против заноса и опрокидывания, обзорность, обеспеченность сигнализацией и приборами, предупреждающими о критических ситуациях, надежность и долговечность элементов, разрушение которых может привести к аварии, обеспеченность звуковой и световой сигнализацией при взаимодействии с другими участниками строительных процессов, а также автоматическими устройствами безопасности и блокировки. Чаще всего потеря устойчивости в поперечном направлении при работе мобильных машин возникает при действии боковых сил, которыми могут быть: центробежная сила при движении машины на поворотах или при вращении поворотной платформы экскаваторов и кранов; боковая составляющая веса машины при движении по поверхности с поперечным уклоном; боковая составляющая внешней нагрузки.
2. Классификация строительных машин
В современном строительстве применяется большое количество разнообразных машин и механизмов, различающихся между собой конструктивным исполнением механизмов и рабочих органов, размерами и мощностью силовой установки.

По производственному (технологическому) признаку все строительные машины и механизмы могут быть разделены на следующие основные группы:

1) грузоподъемные;

2) транспортирующие;

3) погрузочно-разгрузочные;

4) для подготовительных и вспомогательных работ;

5) для земляных работ;

6) бурильные;

7) сваебойные;

8) дробильно-сортировочные;

9) смесительные;

10) машины для транспортирования бетонных смесей и растворов;

11) машины для укладки и уплотнения бетонной смеси;

12) дорожные;

13) отделочные;

14) механизированный инструмент.
3. Классификация грузоподъемных машин
В строительстве грузоподъемные машины используют для перемещения строительных материалов, монтажа строительных конструкций, погрузочно-разгрузочных работ на складах строительных материалов, монтажа и обслуживания технологического оборудования в процессе его эксплуатации. По характеру рабочего процесса все грузоподъемные машины являются машинами циклического действия.

По конструктивному исполнению и виду выполняемых работ их делят на домкраты, лебедки, подъемники, монтажные вышки и краны.

Домкраты представляют собой винтовые, реечные или поршневые гидравлические толкатели для подъема грузов на незначительную высоту (до 0,6 м). Их используют на монтажных и ремонтных работах.

Лебедками называют грузоподъемные устройства в виде приводимого вручную или двигателем барабана с тяговым рабочим органом – стальным канатом. Их применяют для прямолинейного перемещения грузов и используют как самостоятельные машины и как составные части механизмов более сложных машин.

Подъемники применяют для вертикального перемещения грузов (грузовые подъемники) и людей (пассажирские подъемники), размещаемых в кабинах или на площадках. Подъемники, которые вместе с грузами могут поднимать и людей, называют грузопассажирскими.

Вышки являются разновидностью подъемников, смонтированных на грузовых автомобилях.

Краны являются универсальными грузоподъемными машинами. Их применяют для перемещения штучных и сыпучих грузов по пространственной трассе произвольной конфигурации и различной протяженности.

Основной характеристикой грузоподъемной машины является грузоподъемность, под которой понимают наибольшую допустимую массу поднимаемого груза вместе с массой грузозахватных устройств. Кроме того, грузоподъемные машины характеризуются зоной обслуживания, в том числе высотой подъема груза, а также скоростями рабочих движений.

Требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, грузозахватных органов, приспособлений и тары определяются правилами Госгортехнадзора, которые обязательны для всех министерств, ведомств, объединений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, и граждан. Этим требованиям должны соответствовать также грузоподъемные машины и их узлы, приобретаемые за рубежом.
4. Строительные краны
Краны используют для перемещения грузов по пространственным траекториям произвольной конфигурации в различных отраслях народного хозяйства. Из них строительными называют краны, для которых строительство является основной областью применения. Их изготовляют в виде консольных и пролетных конструкций. Базовые параметры строительных кранов определяются параметрами строительных объектов и их элементов.

Консольные краны, обычно стреловые, состоят из неповоротной и поворотной частей; к последней прикреплена стрела с полиспастом на ее конце, к подвижной обойме которого подвешено грузозахватное устройство. Неподвижная обойма полиспаста может быть также установлена на подвижной каретке (тележке), перемещающейся вдоль стрелы. Груз в этих кранах всегда находится вне опорного контура крана. К консольным относятся мачтово-стреловые и башенные краны, большая группа самоходных стреловых кранов (гусеничных, рельсоколесных, пневмоколесных, на шасси автомобильного типа, автомобильных, тракторных, кранов-трубоукладчиков, мощных монтажных кранов).

Краны пролетного (мостового) типа состоят из пролетного строения и перемещающейся по нему тележки с полиспастом. Груз находится в пределах опорного контура крана. Существуют также пролетные краны с консолями, при выезде тележки на которые груз выходит за пределы опорного контура крана. В эту группу кранов входят мостовые, козловые и кабельные краны.

Кроме приведенных ранее характеристик грузоподъемности и высоты подъема груза, к основным параметрам кранов относятся:

- вылет груза – расстояние от оси вращения поворотной части крана до грузозахватного органа (для стреловых кранов);

- пролет, численно равный колее – расстоянию между продольными осями рельсов кранового пути (для пролетных кранов);

- глубина опускания груза, измеренная от уровня опорной поверхности крана до грузозахватного органа;

- колея – расстояние в поперечном направлении между срединами ходовых колес или гусениц;

- база – расстояние в продольном направлении между осями ходовых колес (осями балансиров при балансирной подвеске) или осями едущей звездочки и натяжного колеса – у гусеничных машин.

Кроме скорости подъема груза к основным скоростным параметрам относятся: скорость плавной посадки груза – наименьшая скорость опускания груза; средняя скорость изменения вылета; частота вращения поворотной части крана; скорость передвижения крана.

Производительность кранов определяют общей массой грузов, перемещенных краном в единицу времени. Для прогнозирования среднечасовой эксплуатационной производительности (в тоннах в час) пользуются формулой

Пэч = 3600 Q kг kв / tц ,

где Q – максимальная грузоподъемность крана, т; kг и kв – коэффициенты использования крана по грузоподъемности и во времени; tц – продолжительность рабочего цикла крана, с.

Коэффициенты kг и kв зависят от условий эксплуатации, организации производства и видов работ: в среднем kг = 1 при перегрузке насыпных грузов с использование грейферов; kг = 0,7 при перегрузке насыпных грузов другими устройствами; kг = 0,6 при перегрузке штучных грузов; kг = 0,5 при производстве строительно-монтажных работ. При нормальной организации производства в среднем kв = 0,5…0,6 (12…14 ч использования крана в течение суток) при расчете среднесуточной производительности и kв = 0,41…0,43 (3600…3800 ч в году) при расчете среднегодовой производительности.
5. Краны пролетного типа
У кранов пролетного типа перемещаемый груз располагается в пределах опорного контура. К этому типу кранов относятся козловые, полукозловые, портальные, мостовые краны, кран-балки и кабельные краны.

Каждый из кранов пролетного типа имеет две опоры, перемещающиеся по рельсам или на пневмоколесах, и пролетную часть, функцию которой у кабельных кранов выполняет несущий канат, а у всех других кранов – мост решетчатой или коробчатой конструкции. Пространственная траектория груза образуется из сочетания траекторий трех простых движений – подъема груза, перемещения тележки вдоль моста и перемещения всего крана.

Козловые краны используются в качестве погрузочных средств на складах предприятий строительной индустрии и как технологический транспорт на полигонах железобетонных конструкций и открытых цехов металлоконструкций. Козловые краны находят применение и при возведении строительных объектов: путепроводов, мостов и особенно при возведении сборных жилых зданий из объемных элементов (блоков-комнат).

Портальные краны применяются на строительстве гидротехнических сооружений — плотин, шлюзов, русловых зданий электростанций.

Кабельные краны применяются при строительстве мостов, шлюзов и других сооружений. Оснащенный грейферным оборудованием кабельный кран может быть использован на складах песка и щебня, лесных и угольных складах.

Мостовыми называются краны, у которых грузоподъемный механизм расположен на тележке, перемещающейся по подвижной пролетной конструкции — мосту, а мост передвигается по рельсам, расположенным на подкрановых балках, опирающихся на консоли колонн здания или колонн специальной эстакады. Применяются они в основном в цехах и на складах промышленных предприятий и предприятий строительной индустрии.

Их недостатком является то, что они привязаны к зданию или эстакаде и не могут работать без пути, поднятого над обслуживаемой поверхностью; положительно в их конструкции то, что они используют строительную высоту здания.

По конструктивному исполнению мостовые краны разделяются на кран-балки с катучей ручной или электрической талью; однобалочные мостовые краны легкого типа; краны мостовые двухбалочные с грузовой тележкой.

Кран-балки могут быть подвесными, т. е. перемещающимися по нижнему поясу двутавровых или тавровых балок, образующих подкрановый путь, а также кран-балки с ходовыми колесами, которые опираются на обычный подкрановый путь.

По роду привода различают мостовые краны с ручным или машинным приводом.

Мостовые краны обычно изготовляются с грузоподъемным крюком, реже – с одноканатным или двухканатным грейфером, с магнитной плитой и со штабелирующим устройством.

Управление мостовыми кранами осуществляется из кабины крановщика, располагаемой в большинстве случаев у края моста. Тихоходные краны могут иметь управление с пола.

Приведенные различия в основном касаются исполнения мостовых кранов общего назначения. Имеются также разнообразные конструкции мостовых кранов специального назначения. Двухбалочный мостовой кран состоит из пролетного строения (моста), опирающегося на поперечные балки, на концах которых размещены ходовые колеса, два из них приводные и два холостые. Механизм передвижения моста состоит из электродвигателя и редуктора, установленных в середине пролета, и длинного вала, соединяющего редуктор с ходовыми колесами. У кранов большой грузоподъемности применяют индивидуальные приводы ходовых колес.

По рельсам, уложенным вдоль моста крана, передвигается грузовая тележка с расположенной на ней грузоподъемной лебедкой и механизмом передвижения тележки.

Для того чтобы грузовой крюк крана при подъеме и опускании не имел поперечного перемещения, применяется уравнительный блок, грузоподъемный канат запасовывается двумя концами с противоположных торцов барабана.

При грузоподъемности мостовых кранов 15 г и выше применяют две грузоподъемные лебедки — основную и вспомогательную для подъема легких грузов с большей скоростью.

Грузоподъемный механизм грейферных мостовых кранов состоит из двух лебедок, работающих как совместно, так и порознь.

Передача электроэнергии двигателям механизмов мостовых кранов осуществляется двумя способами: с помощью гибкого подвесного кабеля на катучих поддержках (шторная подвеска кабеля) или посредством троллей, натянутых вдоль подкранового пути и по мосту крана, и токосъемников, укрепленных на мосту и на грузовой тележке.

Аппаратура управления механизмами крана размещается в кабине крановщика, подвешиваемой к мосту крана.

Изготовляются мостовые краны грузоподъемностью до 500 т и пролетами до 40—50 м. Скорость рабочих движений: подъем груза — до 60 м/мин, передвижение тележки—10—50 м/мин и передвижение моста — 40—150 м/мин.

Высота подъема мостовых кранов определяется высотой расположения подкрановых путей над обслуживаемой площадкой и канатоемкостью барабана.
Механизм подъема груза
При помощи механизма подъема осуществляют вертикальное перемещение груза, удержание его на весу и опускание в заданном месте на опорную поверхность.

Во многих случаях вертикальное перемещение грузозахватного устройства создается навиванием свободного конца канатного полиспаста на барабан, приводимый во вращение через систему передач двигателем или приводной рукояткой.

Пуск и остановка механизма должны быть по возможности плавными, с тем чтобы не вызывать динамических нагрузок, а опускание груза в конечной стадии – замедленным для обеспечения сохранности груза и установки его без удара о поверхность.

Необходимая мощность двигателя механизма подъема зависит от грузоподъемности и скорости подъема и коэффициента полезного действия механизма.

Скорость подъема выбирается в зависимости от высоты подъема и заданной грузоподъемности. Обычно при грузоподъемности 5-10 т скорость равняется 0,5-1 м/сек, а при грузоподъемности более 10 т – от 0,1 до 0,25 м/сек. Мощность двигателя прямо пропорциональна скорости подъема, поэтому при небольшой высоте подъема выбор высоких скоростей нецелесообразен.


Рис. 1 Кран мостовой однобалочный однопролетный подвесной по ГОСТ 7890-93



Рис. 2 Кран мостовой однобалочный опорный с управлением из кабины.



Рис. 3 Таль – одна из составляющих частей крана, предназначенная для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов по монорельсовому пути.



Рис. 4 Кран мостовой подвесной

6. Техника безопасности
Техника безопасности представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, т. е. таких, воздействие которых на работающего приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

Нормы и правила техники безопасности, распространяющиеся на строительно-монтажные и специальные строительные работы, независимо от ведомственной подчиненности организаций, выполняющих эти работы, содержатся в СНиП Ш-4-80 «Техника безопасности в строительстве». Инженерно-технические работники строек, а также бригадиры должны хорошо знать и строго соблюдать приведенные в СНиП указания об обязанностях и ответственности административно-технического персонала строек по технике безопасности и производственной санитарии, определяющие порядок осуществления мероприятий по охране труда.

При размещении строительных машин следует установить опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные производственные факторы.

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов, связанных с работой монтажных и грузоподъемных машин, относятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Эта зона ограждается защитными ограждениями, соответствующими требованиям ГОСТ. Под защитными ограждениями понимаются устройства, предназначенные для предотвращения непреднамеренного доступа людей в опасную зону.

К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории вблизи строящегося здания (сооружения) и этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования.

Монтажной зоной называют пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. В этой зоне можно размещать только монтажный механизм и подкрановые пути. Складировать материалы здесь нельзя.

Зоной обслуживания краном, или рабочей зоной крана, называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Зоной перемещения груза называют пространство в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Зоны определяются расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны (зоны обслуживания) крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения.

Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно СНиП.

Опасная зона подкрановых путей – это территория, внутри которой запрещено нахождение людей (кроме машиниста) и размещение механизмов, электрощитов и т. д. Она определяется суммой радиуса поворотной части механизма, половины ширины базы крана и расстояния безопасности.

Грузоподъемные машины могут быть допущены к подъему и перемещению только таких грузов, масса которых не превышает грузоподъемности машины.

На работающих грузоподъемных машинах должны быть четко обозначены: грузоподъемность, регистрационный номер и дата следующего испытания.

Строительная компания должна разработать способы правильной строповки грузов, у которых отсутствуют петли, рамы, цапфы и т. д., и обучить этим способам стропальщиков. В необходимых случаях графическое изображение строповки выдается стропальщикам и машинистам или вывешивается в местах производства работ.

При подъеме и перемещении грузов владелец грузоподъемной машины и строительная компания, выполняющая эти работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

- на месте производства работ не должны находиться лица, не имеющие к ним прямого отношения;

- при необходимости ремонта, осмотра, регулировки механизмов и электрооборудования машины должен отключаться рубильник вводного устройства;

- для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе поднимаемого груза с учетом числа ветвей и угла их наклона; угол между их ветвями не должен превышать 90°;

- подъем и перемещение мелкоштучных грузов должны осуществляться в специальной таре, исключающей выпадение отдельных грузов; подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается при погрузке и разгрузке автомашин при условии удаления людей из зоны перемещения груза;

- подъем железобетонных и бетонных изделий массой более 500 кг, не имеющих маркировки и указания о фактической массе, не допускается;

- подъем, перемещение и опускание грузов не должны производиться при нахождении людей под грузом;

- не разрешается опускать груз на автомашины или полувагоны или поднимать груз на них при нахождении людей в кузове автомашины или в полувагоне;

- запрещается пребывание людей и ведение каких-либо работ в зоне действия грейферных и магнитных кранов;

- не допускается использование крана в целях подъема людей или выполнения работ, для которых он не предназначен;

- после окончания работы или во время перерыва груз не должен оставаться в подвешенном состоянии; рубильник в кабине машиниста должен быть отключен и заперт.

При работе грузоподъемной машины не допускается:

- вход в кабину лицам, не имеющим отношения к управлению машиной или к се обслуживанию;

- вход на грузоподъемную машину во время ее движения;

- подъем груза в неустойчивом положении:

- подъем и перемещение груза с находящимися на нем людьми;

- подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;

- подтаскивание груза по земле, полу или крюком крана при наклонном положении грузовых канатов;

- освобождение с помощью грузоподъемной машины защемленных грузов, стропов, канатов или цепей;

- выравнивание поднимаемого или перемещаемого груза собственной массой, а также поправка стропов на весу;

- подача грузов в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок;

- погрузка и разгрузка автомашины при нахождении людей в ее кабине;

- работа при неисправных или невключенных приборах безопасности и тормозах;

- подъем и перемещение баллонов со сжатыми, сжиженными и; растворенными газами без специальных приспособлений.
7. Техническое освидетельствование кранов
Все вновь прибывшие в часть грузоподъемные машины до начала работы должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию. Цель его - установить:

- соответствие грузоподъемной машины правилам устройства и представленной при регистрации документации;

- состояние грузоподъемной машины;

- соответствие организации обслуживания машины правилам эксплуатации.

В зависимости от назначения различают следующие виды технического освидетельствования:

- первичное, которому подвергаются вновь изготовленные грузоподъемные машины;

- периодическое, которому подвергаются все установленные грузоподъемные машины;

- внеочередное.

Первичное техническое освидетельствование грузоподъемных машин, выпускаемых заводом и перевозимых на место эксплуатации в собранном виде, производится ОТК завода-изготовителя.

Периодическое техническое освидетельствование может быть полным и частичным, причем полное проводится не реже одного раза в три года, а частичное не реже одного раза в год. Исключения составляют редко используемые краны, у которых периодическое полное техническое освидетельствование выполняется один раз в пять лет. Отнесение крана к категории редко используемого производится по согласованию с органами Котлонадзора.

Внеочередное техническое освидетельствование грузоподъемных машин осуществляется в следующих случаях:

- после их монтажа на новом месте;

- после их реконструкции и переустройства, вызвавших изменение грузоподъемности, или – после их капитального ремонта;

- после капитального ремонта или переустройства ферм, портала, башни или стрелы;

- после смены механизма подъема, крюка, а также грузовых, стреловых, вантовых и несущих канатов.

Первичное и внеочередное техническое освидетельствования могут быть только полными.

Полное техническое освидетельствование грузоподъемных машин состоит из осмотра, статического и динамического испытаний; частичное – только из осмотра.

При осмотре грузоподъемной машины проверяются:

- ее механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, освещение и сигнализация;

- состояние металлоконструкций, сварных (заклепочных) соединений, крюка и деталей его крепления в обойме или траверсе, канатов, блоков, осей и деталей их крепления, грузового полиспаста и подвески стрелы;

- заземление электрических кранов и подкранового пути.

В результате статического испытания грузоподъемных машин проверяется прочность отдельных их элементов. Статические испытания вновь изготовленных грузоподъемных машин производятся нагрузкой, превышающей их грузоподъемность на 25%, а испытания при периодических и внеочередных технических освидетельствованиях – нагрузкой, превышающей их грузоподъемность на 10%.

Динамические испытания крана производятся максимальным грузом и имеют целью проверку действия механизмов и их тормозов. Динамическое испытание при периодическом освидетельствовании может выполняться тем же грузом, что и статическое, т. е. на 10% превышающим грузоподъемность крана.

При динамических испытаниях осуществляется многократный подъем и опускание груза с торможением, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной машины.

Лицо, проводившее техническое освидетельствование, записывает результаты в паспорт грузоподъемной машины. При наличии опасных дефектов кран к работе не допускается, о чем в паспорте делается мотивированная запись.

Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и т. д.) после изготовления подлежат техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе, а после ремонта – на заводе, где происходит ремонт. При техническом освидетельствовании они осматриваются и испытываются нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. В процессе эксплуатации должны подвергаться периодическому осмотру не позднее чем через каждые 6 месяцев – траверсы; один месяц – клещи, другие захваты и тара; каждые 10 дней – стропы.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений должны записываться в журнал учета и осмотра.

Тара после изготовления осматривается. Испытание грузом для нее не обязательно.

Для статического и динамического испытаний в парке машин должна быть предусмотрена специальная площадка с набором необходимых грузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Строительные машины. – Под ред. Д.П. Волкова. – М.: «Высшая школа», 1988.

  2. И.П. Барсов, А.П. Станковский. Строительные машины и их эксплуатация. – М.: «Высшая школа», 1989.

  3. Бетоны. Материалы, технологии, оборудование. – Стройинформ. – М.: «Феникс», 1999.

  4. Волков Д.П., Крикун В.Я. Строительные машины и средства малой механизации. – М.: «Академия», 2007,

  5. Использованы материалы с Интернет-сайтов:

www.vysota-kran.ru

http://pro-stroiki.ru

http://priskaz.ru







Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации