Шпоры по зоопсихологии и сравнительной психологии - файл n1.docx

приобрести
Шпоры по зоопсихологии и сравнительной психологии
скачать (124.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx125kb.07.07.2012 03:38скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5
1 Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии.

Зоопсихология и Сравнительная психология являются частью общей психологии и изучают эволюцию психики.

Зоопсихология – наука о психике животных – наука о проявлениях,  закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Зоопсихология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда зоопсихология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.

Сравнительная психология – сравнительное изучение психики на разных уровнях её развития,закономерностях происхождения и развития психики животных и человека,  об общем и различном в их психической деятельности. Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

Предмет и объект зоопсихологии: Объект — поведение, практическая деятельность животных. Предмет — их психическое отражение, т. е. психика.

Значение зоопсихологии: 1. помощь в решении коренных задач общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания. 2. помощь в выявлении биологических основ развития детской психики 3. вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение 4. без данных зоопсихологии не может обойтись антропология при решении проблемы происхождения человека 5. изучение расстройств психической деятельности животных позволяет лечить психические болезни людей 6. помощь сельскому хозяйству, рыболовству, звероводству, охотничьему хозяйству.

Проблемы, которыми занимается зоопсихология:· Происхождение психического отражения, его зарождение и периодизация его развития · Врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы) · Закономерность онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных

· Антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных.
2.Предмет и задачи этологии и бихевиоризма.  Методы исследования и основные парадигмы.

Этология (от греч. ethos – обычаи, нрав, характер и… логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное влияние анализу генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюционного поведения. Тесно связана с зоологией, эволюционным учением, физиологией, экологией, генетикой.

Предмет этологии - психика животных. По Рубинштейну, психика детерминируется (определяется) двояко: - психическое определяется органическим субстратом (мозгом у человека, нервной системой различных типов у животных), т.е. внутренним фактором; - определяется отражаемым, т.е. внешним фактором. Существует двойная зависимость психического (у животных): от органа отражения и от предметного мира.

Одна из основных задач этологии - изучение развития психики животных в процессах филогенеза и онтогенеза.

Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем; Основные проблемы (задачи) классического бихевиоризма:

Изучение поведения. Установление связей между стимулом и реакцией; Управление поведением (моделирование таких стимулов, которые позволяют получить определенную реакцию) Реакция – поведенческое изменение вызываемое внешним стимулом. S - R – единица поведения. Стимул – физическое воздействие, реакция – элементарная (безусловная, рефлекторная) двигательная реакция. Если под стимулом понимать стимульную ситуацию, то реакцией будет определенный способ поведения. Уотсон считал, что человек рождается с определенным набором врожденных реакций из которых в дальнейшем развиваются все элементы поведения. Врожденные реакции: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы. Приобретенные реакции образуются из элементарных путем обуславливания.

Эдвард Торндайк поставил в 90-х годах Х1Х века опыты, которые показали, что природа интеллекта и его функции могут быть изучены и оценены без обращения к явлениям сознания. Торндайк опубликовал в 1898 году работу "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных". Торндайк изучал научение у кошек и собак в "проблемных клетках" и сформулировал в 1911 году вывод о том. что законы, управляющие научением, одинаковы по существу для всех видов. Торндайк показал роль подкрепления в обучении и сформулировал "закон эффекта".

Главное внимание бихевиористы уделяли поведенческим актам, доступным для наблюдения. Под поведением понимали лишь совокупность реакций в ответ на определенную стимуляцию. Основатель бихевиоризма Джон Уотсон считал, что все поведение является ответом на соответствующий стимул.

Методы этологии - наблюдение и эксперимент

Предпочтительнее эксперимент в природных условиях. Оптимальный вариант - наблюдение за повседневной жизнедеятельностью животных в условиях естественного эксперимента, поставленного самой природой. Этологические методы предполагают целостный, аутэкологический и, для таксонов позвоночных животных и некоторых беспозвоночных, - синэкологический подход. Аутэкология изучает связь отдельной особи со средой обитания. Синэкологический подход предполагает, что особь живет не "сама по себе", а в популяции и, более того, в коадаптивном комплексе близких видов. Коадаптация - совместная адаптация (приспособление). Групповой опыт животных включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного и опосредованного средой обитания воздействия группы на особь. Кроме инстинкта, есть два пути передачи и группового опыта животными. Первый способ - научение посредством подражания. Второй способ - научение посредством влияния внешней Среды, видоизмененной деятельностью других животных.

Среда обитания изменяется животными, упорядочивается, структурируется в ходе их жизнедеятельности и служит для новых поколений "биологическим сигнальным полем". Понятие "биологическое сигнальное поле" ввел Н.П. Наумов. Животные обитают в природе, несущей следы обитания других животных.

Этология и бихевиоризм: разные парадигмы в исследовании поведения

Этология как наука возникла и развивалась в постоянной дискуссии с бихевиоризмом.

Этологи с самого начала выступали как оппоненты бихевиоризма. Это объяснялось целым рядом обстоятельств, прежде всего несовпадением базовых установок и подходов. Перечислим ниже основные различия этологии и бихевиоризма.

1. Объект исследования этологов - внешние проявления поведения и детальное описание процесса действий и взаимодействий между индивидами. Бихевиористы же концентрировались на непосредственной связи между стимулом и реакцией и не рассматривали поведение как сложную многоуровневую систему

2. Уже ранние этологи настаивали на необходимости проведения исследований в естественной для данного вида среде обитания или в условиях неволи, максимально приближенных к естественным. Для бихевиористов ведущим методом исследований являлись лабораторные эксперименты.

3. Если этологи доказывали необходимость сравнительных исследований, обращая внимание на видоспецифичность репертуара поведения и возможность реконструкции путей эволюции конкретного поведенческого комплекса на основе сопоставления моделей поведения у родственных видов, то Бихевиористы предпочитали работать с несколькими видами лабораторных животных, мотивируя это тем, что процессы научения у всех животных сходны.

4. Интересы этологов всегда были достаточно широкими. Это и теория коммуникации, сформулированная в работах К.Лоренца, и основы анализа социального поведения, развитые в трудах Н. Тинбергена.

Кредо этологии и ее основные задачи наиболее четко сформулированы Н. Тинбергеном под названием «Четыре почему»: 1) анализ непосредственных причин, порождающих конкретный тип поведения, и его физиологических основ; 2) функция данного поведения и его роль в жизни животного (обеспечение приспособленности); 3) изучение путей формирования разных форм индивидуального и социального поведения в онтогенезе (взаимодействие генетических и средовых факторов в развитии особи); 4) эволюционное происхождение данной формы поведения (эволюционная история вида и пути приобретения данного видового признака в филогенезе).

Бихевиористы преимущественно исследовали процессы научения и пытались разрабатывать методы целенаправленного формирования поведения в онтогенезе.
3. Методы исследования психики животных.

МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ — способы изучения поведения животных, включающие наблюдение и эксперимент. Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях; анализируются формы манипулирования этими предметами. В зоопсихологических экспериментах изучается поведение животных в ходе решения различных задач.

В зоопсихологических исследованиях наиболее часто используются следующие методы:

1.Метод “лабиринта”. Суть метода заключается в следующем: подопытному животному ставится задача – найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище). В экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях. При отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного. Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения “цели” и по количеству допущенных ошибок. Данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации. При помощи этого метода можно выяснять роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и других психических функций.

2. Метод “обходного пути”. Особенность данного метода заключается в том, что животное непосредственно воспринимает объект, на который направлены его действия уже в начале опыта. Обычно этим объектом является пища. В отличие от метода “лабиринта”, в данном методе животному приходится для достижения объекта обойти одну или несколько преград. В экспериментах с использованием метода обходного пути учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения животного, степень сложности задачи, скорость ее решения при поиске животным обходного пути и достижения результата.

3. Метод “Дифференцировочной дрессировки”. Данный метод используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно. При правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка. Последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов. Таким образом изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.

4. Метод “выбора на образец”. Данный метод является вариантом метода дифференцировочной дрессировки и применяется для изучения сенсорных систем высших животных (обезьян). Животное должно выбрать из ряда объектов тот объект, который соответствует образцу. Образец предъявляется животному в начале эксперимента, при этом в ходе эксперимента правильный выбор обычно положительно подкрепляется.

5. Метод “проблемной клетки (ящика)”. В экспериментах, когда используется данный метод, животному, чтобы получить подкрепления (корм или свободу), необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика. Этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны). При постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное). Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.
6. Метод анализа обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами.

Данный метод исследования позволяет судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу, а также позволяет проследить предысторию трудовой деятельности человека.

Этими и другими методами изучаются сенсорные и эффекторные способности, ориентировочно-исследовательское поведение, эмоции, память животных, их способность к научению, обобщению и переносу индивидуального опыта, к интеллектуальным действиям и др. Зоопсихологические исследования имеют большое значение и для других психологических наук (особенно общей и детской психологии), для философии (особенно гносеологии), антропологии (предыстория антропогенеза), медицины (моделирование на животных психопатологических состояний человека, психофармакологические эксперименты и т. п.), а также для практики животноводства, борьбы с вредителями сельского хозяйства и опасными для здоровья человека животными (например, крысами), для служебного собаководства, охраны животного мира, акклиматизации и одомашнивания диких животных, зверо- и рыбоводства, зоопаркового дела и др.
4. Движение, поведение, психическое отражение, их характеристики и взаимосвязь.

Поведение - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Поведение связано с внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение животных - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Психическое отражение выполняет на самом низком уровне своего развития в основном сторожевую функцию и поэтому отличается характерной “однобокостью”. Это проявляется в том, что сопутствующие биологически незначимые свойства компонентов среды дистантно ощущаются как сигналы появления таких компонентов лишь в том случае, если эти компоненты являются для животных вредными.Психика является формой отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

Психика неотделима от поведения, под которым понимается вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности. Психика зарождается и умирает с движением, поведением. Первопричина психического отражения – поведение, и при этом психика корректирует внешнюю активность организма.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на примитивность, поведение простейших является всё же достаточно сложным и гибким, во всяком случае, в тех пределах, которые необходимы для жизни в своеобразных условиях микромира. Малая стабильность этой среды (частое высыхание мелких водоёмов, в которых обитают простейшие), её однообразие и короткий срок жизни отдельных особей делают излишним развитие более сложных форм накопления индивидуального опыта на основе научения. Главным приспособительным элементом в данных условиях является не пластичность поведения, а пластичность самого строения простейших, лёгкость образования новых морфологических структур и отбор наиболее подходящих мутаций.

Сущность диалектического единства поведения и психики лучше всего выражает понятие “психическая деятельность”: весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности.
5. Проблема возникновения психики.  Критерии психического.

Эта проблема рассматривается в двух аспектах:

1 — на каком уровне развития материи могла возникнуть психика,

2 — в какой первоначальной форме проявляется психическое или что считать критерием психического.

1. Уровень развития материи. Существует несколько точек зрения:

ПАНПСИХИЗМ - (от пан... и греч. psyche - душа) - идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы. Исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой философии до развитых учений о душе и психической реальности как подлинной сущности мира (концепция монады у Г. В. Лейбница, философские идеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнга и др.).

БИОПСИХИЗМ - теория в естествознании, согласно коей психика приписывается всему живому, включая растения. (Гобс, Гегель, Вундт)

Анималпсихизм: все животные владеют психикой.

Нейропсихизм - теория в естествознании, согласно коей психика есть только у существ, обладающих нервной системой. (Дарвин, Спенсер)

Антропопсихизм - психика существует только у человека. Направление пошло от Декарта.

Критерии психики у растений: электрические явления в росте и способность двигаться.

Выделают следующие типы движений растений: тропизм — движение растения, которое обращено в сторону действия на него (e.g. движение листа к свету); настия — движение растения не совпадает с действием на него фактора. Различают термонастию (тюльпан раскрывается в тепле), сейсмонастию (от ударов, вибрации мимоза складывает лист, хемонастию (росянка реагирует на белковую природу).

2. Проблема критерия психического.

Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего для существа биологического значения. Такие ощущения — сигналы, сообщающие о появлении важного биологического объекта (например, сигнал о приближении хищника для актиний — вибрация, для улитки — колебание воды, для других животных — звук, запах и т. д. ).

Платонов: эмоция, переживание нужды организма в чем-либо; где есть внешнее выражение эмоции, там есть и психика. Таким образом, психикой обладают все животные.

Гальперин: в процессе эволюции способность ощущать возникает одновременно со способностью переживать воспринятое. Эмоционально окрашенные ощущения нужны для того, чтобы сигнализировать животному о положительном или отрицательном воздействии.

Симонов: поддерживал точку зрения Гальперина; он ввел понятие эмоционального тона ощущений.

Бернштейн, Вилюнас: способность организма целенаправленно действовать в ситуации с учетом конкретных обстоятельств (например, обойти забор).

Поздние бихевиористы: только организм, способный получать и использовать опыт, рассматривается как организм, обладающий психикой (способность учиться).

Необходимо использовать каждую точку зрения, т. к все они по-разному раскрывают стороны одного процесса — психического отражения. Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции.
6. Стадии эволюционного развития психики (по АНЛ и Фабри)

А. Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики, (3) стадию интеллекта.

Выделение стадий развития психики по АНЛ.

Стадия элементарной сенсорной психики:

Начальная стадия развития психического отражения. Особенности среды - предметная среда. Содержание отражения – отдельные качества и свойства среды.

Форма отражения – ощущения, еще нет отражения предмета в целом. Форма поведения - инстинкт в форме кенезов и таксисов. Научение – в форме привыкания, т.е. исчезновение ответной реакции на стимул. Потребностно-мотивационная сфера – простота потребностей и способов их удовлетворения. Разделение на: на пищевое, комфортное, территориальное и половое поведение (у высших представителей) Эта стадия присутствует у инфузорий, червей, ракообразных, насекомых.

Перцептивная психика.

Животные с двумя типами нервной системы – ганглиозной и центральной.

Особенности среды - отношения предметов. Содержание отражения - перцепция или восприятие (отражение целостных объектов). Форма отражения - различение предметов в форме образа.

Форма поведения - навыки, которые формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Общение выделяется в самостоятельную форму поведения. Научение - продолжает свое развитие факультативное научение и появляется облигатное в форме запечатления.

Потребностно-мотивационная сфера – жесткое закрепление мотива и объектов деятельности за определенными потребностями, возможность прижизненного образования некоторых объектов деятельности и переноса операции по научению. Эта стадия присутствует у моллюсков, членистоногих, хрящевых рыб.

Стадия интеллекта:

Общая характеристика – теплокровность и наличие головного мозга. Особенности среды- отношение предметов. Содержание отражения – отражаются не только объекты, но и отношения между ними. Форма отражения – чувственные представления. Форма поведения - интеллект. Выделение общения в статус поведения. Игра как развивающая деятельность, быстро формируются навыки. Способность переноса опыта в другие условия. Научение – представлено всеми предыдущими видами и новыми: запечатление и подражание, самостоятельная фаза – ориентировочная.

Потребностно-мотивационная сфера – сами стимулы становятся мотивами прижизненно. Врожденными остаются потребности, обеспечивающие основные формы жизнедеятельности, а прижизненно возникают новые потребности, в первую очередь функциональные. Стадия интеллекта присутствует у птиц и млекопитающих.

Стадия сознания:

Только один представитель – современный человек Содержание отражения – отражение существенных закономерностей мира и самосознание, представленные субъекту в форме значений и смыслов. Форма отражения – значение и смыслы, на основе овладения средствами отражения, передаваемыми другими особями. Форма поведения – мышление, сознание.

Научение – запечатление, подражание, учение, познавательная деятельность с потребностью познания мира и себя. Потребностно-мотивационная сфера – опосредована искусственными средствами и совместной деятельностью с другими людьми. Осознание предмета потребности, прижизненное формирование новых потребностей и конкретно потребностно-мотивационной сферы.

К. Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих. Затем К. Э. Фабри вводит разделение каждой стадии по крайней мере на два уровня: высший и низший, допуская возможность существования также и промежуточных уровней.
7. Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики.

* поведение животных с примитивными проявлениями психической активности. Простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - ощущение, т.е. чувствительность в собственном смысле слова. Как утверждает Леонтьев, даже низший уровень психического отражения не является низшим уровнем отражения вообще, существующего в живой природе, в частности растениям присуще допсихическое отражение, при котором имеют место лишь процессы раздражимости.

Степень и качества психического отражения определяются тем, насколько развиты способности к движению, пространственно-временной ориентации и к изменению врожденного поведения. У простейших встречаются разнообразные формы передвижения в водной среде только на самом примитивном уровне инстинктивного поведения – кинезов(элементарных инстинктивных движений). Ориентация поведения осуществляется только на основе ощущений и ограничена элементарными формами таксисов (Таксисы – генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неприятных (отрицательные) условий среды.  Термотаксисы,  клинотаксисы (изменение траектории при встрече с преградой, например), геотаксисы, хемотаксисы (в ответ на химическое раздражение), фототаксисы (изменение освещения).позволяющими животному избегать неблагоприятные внешние условия) Это значит, что поисковая фаза инстинктивного поведения у них еще крайне плохо развита и лишена сложной, многоэтапной структуры. Во многих случаях эта фаза вообще отсутствует. Во всем этом проявляется не только исключительная примитивность инстинктивного поведения на данном уровне, но и предельная скудность содержания психического отражения. Как уже отмечалось, в отдельных случаях у простейших встречаются и положительные элементы пространственной ориентации. Так, например, амеба в состоянии находить пищевой объект на расстоянии до 20-30 микрон. Зачатки активного поиска жертвы существуют, очевидно, и у хищных инфузорий. Однако во всех этих случаях положительные таксисные реакции еще не носят характера подлинного поискового поведения, поэтому эти исключения не меняют общую оценку поведения простейших, а тем более характеристику низшего уровня элементарной сенсорной психики в целом. На этом уровне дистантно распознаются преимущественно отрицательные компоненты среды; биологически "нейтральные" же признаки положительных компонентов, как правило, еще не воспринимаются на расстоянии как сигнальные. Таким образом, психическое отражение на низшем уровне своего развития выполняет в основном сторожевую функцию и отличается поэтому характерной "однобокостью". Что касается пластичности поведения простейших, то и здесь простейшие обладают лишь самыми элементарными возможностями. Это вполне закономерно: элементарному инстинктивному поведению может соответствовать лишь элементарное неассоциативное научение, представленное наиболее примитивными формами. Тем не менее при всей своей примитивности поведение простейших является все же достаточно сложным и гибким, в тех пределах, которые необходимы для жизни в своеобразных условиях микромира. Эти условия отличаются рядом специфических особенностей, и этот мир нельзя себе представить как просто во много раз уменьшенный макромир. В частности, среда микромира является менее стабильной, чем среда макромира, что проявляется, например, в периодическом высыхании маленьких водоемов, С другой стороны, непродолжительность жизни микроорганизмов и частая смена их поколений делают излишним - развитие более сложных форм накопления индивидуального опыта. Как уже отмечалось, простейшие не являются однородной группой животных, и различия между их разными формами очень велики. Высшие представители этого типа во многих отношениях развивались в своеобразных формах неклеточного строения параллельно низшим многоклеточным беспозвоночным животным. В результате высокоразвитые простейшие проявляют подчас даже более сложное поведение, чем некоторые многоклеточные беспозвоночные, также стоящие на низшем уровне элементарной сенсорной психики. К этому же уровню относятся и некоторые представители типа хордовых, например асцидии. Это служит наглядным подтверждением отмеченной выше закономерности: психологическая классификация не вполне совпадает с зоологической, так как одни представители одной и той же таксономической категории могут еще находиться на более низком психическом уровне, а другие - уже на более высоком.

*На этом уровне развития находится довольно большая группа животных.  Это и стоящие между растительным и животным миром жгутиковые, и сравнительно сложно устроенные одно- и многоклеточные животные.  У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия).

8. Изучение научения у простейших.

Попытка выяснить предельные возможности научения у инфузорий: кривая научения, по Френчу, такая же, как у более высших животных (кривая такая же, как у человека при решении трудных интеллектуальных задач). Ученые предположили, что такая картина научения обусловлена тем, что во время экспериментов происходит ими же спровоцированное усиление двигательной активности. Т.е. научения и выработки ассоциативных связей не было, а было вызванное манипуляциями ученых ускорение движений. Приспособление у низших животных происходит за счет морфологических особенностей (например, раковинные амебы, живущие в почве).

Простейшие запоминают траектории своего движения (если пересадить из сосуда с треугольным сечением в сосуд с квадратным сечением, плавать будут по треугольнику).  При постоянном воздействии вибрации инфузории перестают на неё реагировать (съёживаться).  Т.е. есть элементарная форма научения – привыкание.  Врождённые реакции на определённые раздражители постепенно элиминируются, если при многократном повторении не наступает биологически значимый эффект.  Здесь нет долговременной памяти: через час всё забывают. Привыкание необходимо отличать от утомления.  У высших представителей простейших, возможно,  уже существуют и зачатки ассоциативного научения,  т.е. устанавливается временная связь между биологически значимым и нейтральным раздражителем.  Были опыты Брамштедта по установлению связи между температурой воды и освещением (эксперименты с инфузориями), но они подверглись критике, т.к. при изменении освещения меняется химизм воды.  Изучение эффекта избегания – заплывание в освещённую зону наказывалось током (опыты Зеста).  Но всё равно вопрос о наличии у инфузорий ассоциативного научения остаётся не решённым.
9. Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики.

*наиболее низкоорганизованные формы многоклеточных беспозвоночных стоят на том же уровне психического развития, что и высшие представители простейших. Но то, что здесь не обнаруживаются существенные различия в поведении, несмотря на глубокие различия в строении, не должно нас удивлять, ибо, как уже говорилось, простейшие олицетворяют собой совершенно особую, рано отклонившуюся филогенетическую ветвь, которая до известных пределов развивалась параллельно ветви низших многоклеточных животных. Поведение кольчатых червей вполне отвечает стадии элементарной сенсорной психики, ибо слагается из движений, ориентированных лишь по отдельным свойствам предметов и явлений, которые, по Леонтьеву, оповещают о появлении жизненно важных условий среды, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Эта ориентация осуществляется на основе одних лишь ощущений. Перцепция, способность к предметному восприятию, у них еще отсутствует. Не исключено, правда, что у некоторых наземных улиток, как и у упомянутых выше свободно плавающих хищных моллюсков и полихет, уже намечаются зачатки этой способности. Так, виноградная улитка обходит преграду еще до прикосновения к ней, ползет вдоль нее, но только если преграда не слишком велика; если же изображение преграды занимает всю сетчатку, улитка наталкивается на нее. Не реагирует она и на слишком мелкие предметы. В поведении кольчатых червей еще преобладает избегание неблагоприятных внешних условий, как это имеет место у простейших. У высших представителей рассматриваемой группы беспозвоночных впервые появляются зачатки конструктивной деятельности, агрессивного поведения, общения, у них уже отмечаются зачатки сложных форм инстинктивного поведения, обеспечивающие значительно более точную и экономную ориентацию животного в пространстве, а тем самым и более полноценное использование пищевых ресурсов в окружающей среде.Давая общую оценку поведению низших многоклеточных беспозвоночных, Фабри отмечает, что, очевидно, первично главная функция еще примитивной нервной системы состояла в координации внутренних процессов жизнедеятельности в связи со все большей специализацией клеток и новых образований - тканей, из которых строятся все органы и системы многоклеточного организма. "Внешние" же функции нервной системы определяются степенью внешней активности, которая у этих животных находится на еще невысоком уровне, зачастую не более высоком, чем у высших представителей простейших. Вместе с тем строение и функции рецепторов, как и "внешняя" деятельность нервной системы, значительно усложняются у животных, ведущих более активный образ жизни. Особенно это относится к свободно живущим, активно передви-гающимся формам. *В эту группу входят кишечнополостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие.
  1   2   3   4   5


1 Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации