Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба - файл n1.doc

приобрести
Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба
скачать (7142 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc7142kb.07.07.2012 03:24скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
С. Н. Дмитриев

Дорожно-патрульная служба

Пособие для сотрудников ГИБДД
Издание второе, переработанное и дополненное

Под общей редакцией начальника Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, Заслуженного сотрудника МВД генерал-лейтенанта милиции В. А. Федорова

Спарк Москва 2000

ББК 67.401.213

Д53

Дмитриев С. Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД. - М.: Спарк, 2000. - 656 с.

В пособии раскрываются вопросы правового регулирования, организационно-штатного обеспечения и тактики действий дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России. Пособие предназначается для сотрудников ГИБДД и других служб милиции общественной безопасности, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Оно может быть полезно широкому кругу специалистов и членов общественных организаций, занятых в сферах автомобильного транспорта, эксплуатации автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и правового обеспечения транспортного процесса.

Корректор К. В. Чегулова Компьютерная верстка Г. С. Гордиенко

Подписано в печать 25.12.99 г. Офсетная печать. Бумага газетная. Гарнитура тип Тайме. Уч. изд. л. 31,77 Тираж 8000 экз. Заказ № 817 (ю.

Издательство «Спарк». Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 063882 от 2 февраля 1995 г. 117393, Москва, Старокалужское ш., 62. Адрес для корреспонденции: 117415, Москва, а/я 47. Отпечатано с готового оригинал-макета на Государственном унитарном предприятии Смоленский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовешания и средств массовых коммуникаций. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

1 © Дмитриев С. Н., 2000

© Иллюстрации. Дмитриев С. Н., 2000 18ВЫ 5-88914-119-8 © Оформление. Издательство «Спарк», 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие посвящено вопросам организации и тактики дорожно-патрульной службы (ДПС) - крупнейшей и наиболее многофункциональной в со­ставе Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Поскольку подразделения данной службы входят в систему органов милиции общественной безопасности, правовые, организационные и такти­ческие основы деятельности которой во многом едины, основное содержа­ние пособия составляет описание особенностей реализации функций ДПС. Пропорции и объем излагаемого материала определены степенью его тео­ретической разработанности и практической значимостью. Наибольшее внимание уделено специфическим организационным формам и методам ДПС, вопросам обеспечения безопасности движения в сложных дорожных условиях, выполнению неотложных действий на местах дорожно-транспортных происшествий, тактике выявления и пресечения наиболее опасных нарушений Правил дорожного движения и задержания преступников, веде­нию розыска транспортных средств, методике анализа административно-правовой деятельности подразделений ДПС и другим, не нашедшим долж­ного отражения в литературе.

Основанием для детального рассмотрения некоторых вопросов служит их значительная доля в балансе трудозатрат подразделений ГИБДД. На­пример, несмотря на то, что производство по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения нельзя отнести к самостоя­тельному правовому институту, оно рассматривается подробно, так как ему присуща определенная специфика, а общая трудоемкость связанных с ним операций составляет свыше 50 % трудоемкости действий ДПС. Кроме того, данное направление деятельности ГИБДД в значительной степени подвер­жено влиянию немалого числа ложных стереотипов, сложившихся на осно­ве несовершенства нормативно-правовой базы и недостаточной юридиче­ской подготовки рядового и начальствующего состава ДПС.

Вопросы, относящиеся к деятельности милиции в целом, - порядок отбора и обучения сотрудников, формы и методы их участия в охране об­щественного порядка, тактика действий в период проведения массовых мероприятий и в чрезвычайных ситуациях, организация работы дежурных частей подразделения ДПС, уголовно-правовая квалификация преступле­ний, связанных с использованием автомототранспортных средств, методика выполнения следственных действий (за исключением неотложных), а также материально-техническое обеспечение работы подразделений- рассматри­ваются фрагментарно, исходя из потребности в раскрытии основных функ­ций ДПС. Для подробного ознакомления с ними необходимо обратиться к Уставу патрульно-постовой службы милиции Российской Федерации, Ин­струкции о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел, Наставлению по организации работы дежурных частей органов внутренних дел и другим нормативным актам, учебникам и учебным пособиям.

Поскольку дорожно-патрульная служба- это специфическое направле­ние обеспечения безопасности дорожного движения путем реализации ком­плекса правовых, технических и естественнонаучных знаний в определен­ной сфере, в пособии не рассматриваются вопросы, изучаемые в рамках специальных дисциплин, таких как устройство и эксплуатация автомото­транспортных средств, автомобильные дороги, правила дорожного движе­ния, медицинская подготовка, специальная техника органов внутренних дел, административное, уголовное и гражданское право, уголовный про­цесс, криминалистика, административно-служебная деятельность органов внутренних дел, боевая подготовка.

В целях сокращения объема пособия в нем без дополнительных опреде­лений и комментариев используются термины, понятия, положения и аб­бревиатуры, общепринятые в соответствующих дисциплинах, отраслях права, техники и законодательных актах. Необходимую информацию о них вы можете получить, обратившись к приведенным спискам основной и дополнительной литературы по каждому разделу пособия. Ссылки на ука­занные издания в тексте обозначаются одной или двумя группами цифр, разделенных точкой и ограниченных квадратными скобками. Когда скобки ограничивают одну группу цифр, то данный источник имеет отношение ко всем разделам пособия, его можно найти в начале списка литературы. Если же таким образом ограничены две группы цифр, разделенных точкой, то первая из них соответствует номеру раздела пособия, а вторая- порядко­вому номеру издания в списке литературы к данному разделу. Например, символ [7] соответствует Положению о Государственной инспекции безо­пасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сочетание [7.2] обозначает ГОСТ Р-50577-93 «Знаки государ­ственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные разме­ры. Технические требования», который прилагается в качестве основной литературы к разделу 7. Ссылки на зарубежные источники обозначаются индексом «И». Например, сочетание [И.К.З] соответствует книге Аnnual Rероrt. Fitchburg, Massachusetts, Роlice Dераrtment, 1996, указанной в прила­гаемом списке иностранных книг под номером 3; сочетание [И.С.17] соот­ветствует статье Dingus Т. А. Нaman Factors Field Evaluation of Automotive Headway Maintenance (Collision Warning Device), указанной в списке ино­странных статей под номером 17.

При работе с пособием необходимо учитывать, что сфера дорожного движения отличается повышенной динамичностью соответствующего ей нормотворческого процесса. Поэтому важно регулярно следить за измене­ниями текущего законодательства, стандартов, правил и инструкций, имеющих отношение к данной сфере, и вносить коррективы в списки лите­ратуры для подготовки к занятиям.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке пособия со­трудникам органов внутренних дел, дорожной полиции и научно-исследо­вательских учреждений России, Латвии, Литвы, Польши, Белоруссии, Ав­стрии, Франции, США, ФРГ, а также лично Л. Н. Игнатову, Б. В. Россий­скому, А. Н. Солдатову, В. Я. Буйленко, (Москва), Г. П Андрееву, Н. В. Бе­ликову, Н. А. Щербакову (Орел), Р. Ш. Гарипову (Казань), П. Н. Гриценко (Краснодар), А. Д. Волкову, Е. В. Мордвинову (Вологда), Р. Н. Рябову (Оренбург), А. П. Сажаеву (Каменск-Уральский), Д. С. Малыгину (Ла-бинск), В. Н. Хапкову (Красноярск), Ф. Коху, Д. Салентину, М. Семрау, Э. Мюллеру (ФРГ), Д. Рою, Г. Кисенжеру, А. Чилдерсу, Т. Даусу (США), К. Линцу (Польша), А. Наулю, А. Сеньеру, Б. Монтвилову (Франция).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АБС - Антиблокировочная система

АЗС - Автозаправочная станция

АИПС - Автоматизированная информационно-поисковая система

АСК - Автоматизированная система контроля дорожного движения

АТП - Автотранспортное предприятие (фирма, кооператив)

БДД - Безопасность дорожного движения

БСЭ - Большая Советская энциклопедия

ВАИ - Военная автомобильная инспекция

ВВ - взрывчатые вещества

ГИЦ - Главный информационный центр МВД РФ

ГК - Гражданский кодекс РФ

ГСМ - Горюче-смазочные материалы

ГУГИБДД - Главное управление ГИБДД МВД РФ

ДИ - Дорожная инфраструктура

ДПС - Дорожно-патрульная служба

ДТА - Дорожно-транспортная аварийность

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ДЧ - Дежурная часть строевого подразделения ДПС

ЖДП - Железнодорожный переезд

ИЦ - Информационный центр МВД (УВД)

КоАП - Кодекс РФ об административных правонарушениях

КПМ - Контрольный пост милиции

КПП - Контрольно-пропускной пункт

МБД - Межрегиональный банк данных

МО - Министерство обороны РФ

МРОТ — Минимальный размер оплаты труда

МЧС - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

НЦБ - Национальное центральное бюро Интерпола

ОБДД - Обеспечение безопасности дорожного движения

ОБЭП - Отдел борьбы с экономическими преступлениями

ОВО - Отдел вневедомственной охраны

ОДД - Организация дорожного движения

ОДС - Объекты дорожного сервиса

ОРД - Оперативно-розыскная деятельность

ОРМ - Оперативно-розыскные мероприятия

ОУР - Отдел (отделение) уголовного розыска

ПДД - Правила дорожного движения

ПДК - Предельно-допустимая концентрация

ППС - Патрульно-постовая служба

ПМ - Поисковые мероприятия

ПЭВМ - Персональная электронно-вычислительная машина

РТИ - Российская транспортная инспекция Минтранса РФ

РЭП - Регистрационно-экзаменационное подразделение (пункт)

СГУ - Сигнально-громкоговорящая установка

СИО - Система информации об опасности

СМИ - Средства массовой информации

СМЭП - Специализированное монтажно-эксплуатационное подразделение

СОГ - Следственно-оперативная группа

СП - Стационарный пост

СТО - Станция технического обслуживания автомобилей

ТС - Транспортное средство

УК - Уголовный кодекс РФ

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РФ

ФДС - Федеральная дорожная служба РФ

ФСБ - Федеральная служба безопасности

ФСО - Федеральная служба охраны

ЦАБ - Центральное адресное бюро

ЭКО - Экспертно-криминалистический отдел (отделение)

Три вещи делают нацию великой и процветающей: плодородная земля, пред­приимчивая промышленность и свободное передвижение людей и товаров.

Ф. Бэкон

1. СТРОЕВЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

1.1. Социально-экономические и экологические последствия автомобилизации

Перемещение людей и грузов является важнейшей социальной функци­ей жизнеобеспечения. В современных условиях она реализуется преимуще­ственно путем применения автомототранспортных средств и тракторов, обладающих высочайшей автономностью передвижения в сравнении с другими видами транспорта. Использование ТС существенно сокращает затраты общественно-полезного времени и способствует оптимизации социальной инфраструктуры. Например, развитие автомобильного транс­порта и соответствующей ему дорожной сети значительно упрощает ре­сурсное обеспечение малых населенных пунктов, уменьшает приток сель­ского населения в города, позволяет гибко и рационально использовать трудовые и материальные резервы того или иного региона. В настоящее время именно низкий уровень автомобилизации и несовершенство структу­ры автомобильного парка России являются важнейшими препятствиями развития мелкотоварного производства, торговли, сельского хозяйства и других отраслей экономики.

Нельзя не считаться и с социально-психологическим влиянием автомобильного транспорта. По оценкам автора, до 40 % жителей крупных городов не испытывают острой потребности в собственных автомобилях, как безальтернативном и практичном средстве передвижения, и вполне могли бы обойтись общественным транспортом. Однако для современного человека автомобиль - это не просто утилитарный механизм, но и средство самовыражения, самоутверждения, расширения кругозора, реализации эс­тетических взглядов и творческих наклонностей. В обладании автомобилем и в его использовании во многих случаях наблюдается элемент игры. Впол­не естественно, что автомобиль не только облегчает существование челове­ка, но и одновременно повышает для него порог определенных материаль­ных и морально-физиологических издержек, может оказать отрицательное влияние на характер и свойства личности. Владельцы дорогих автомобилей нередко испытывают чувство превосходства над другими не только из-за обладания престижными средствами передвижения, но и от возможности реализовать их скоростные и динамические качества непосредственно в процессе дорожного движения. С другой стороны, в общественном созна­нии происходит процесс ассоциативного соединения индивида с принадле­жащим ему автомобилем, мощь и технические достоинства которого свя­зываются с возможностями владельца.

В настоящее время в России идет интенсивное увеличение парка автомототранспортных средств. Однако рост численности ТС, их скорости и массы сопровождается практически неизбежным следствием - дорожно-транспортными происшествиями, каждое из которых индивидуально по характеру и последствиям, но в совокупности обнаруживает общие черты, позволяющие рассматривать их как явление- дорожно-транспортную аварийность (ДТА).

Статистические данные о ДТА и тенденциях ее изменения являются общепризнанными показателями экономического потенциала и уровня благосостояния граждан. Чем выше относительные показатели ДТА, тем ниже уровни социальной защищенности и транспортной дисциплины насе­ления. Естественно, что ни одна страна не избегает потерь (человеческих и материальных) из-за ДТА. Но их масштабы, соотнесенные с уровнем разви­тия автомобилизации, различны. В России качество решения проблемы ДТА существенно ниже мирового уровня. В расчете на 10 тыс. единиц транспорта у нас происходит в несколько раз больше ДТП, чем в развитых странах Европы и Америки. Каждые сутки на дорогах Российской Федера­ции погибают более 80 и получают ранения около 470 человек. Ежегодно в результате ДТП получают повреждения свыше 700 тыс. автомобилей и других транспортных средств. Потери рабочего времени, обусловленные только лишь непосредственным ущербом от ДТП и затратами на компенса­цию их последствий, составляют более 200 млн. человеко-дней в год. Из общего числа смертельно травмированных 70 % составляют лица трудоспособного возраста, около 18% пострадавших становятся инвалидами. При этом до 20 % водителей ТС скрываются с мест происшествий.

Вторым после ДТА, но не менее существенным фактором отрицатель­ного воздействия автомобильного транспорта является химическое, тепловое, шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение окружающей среды. Его удельный вес как источника вредного антропогенного воздействия постепенно увеличивается и в городах доходит до 80 %. За последние два десятилетия средняя величина суточного объема выбросов вредных веществ в атмосферу от автомобилей в расчете на одного жителя страны увеличилась в три раза. Причем в крупных промышленных центрах загрязнение воздушного бассейна на порядок выше, чем в сельской местно­сти и на два порядка выше, чем над океаном. На центральных магистралях городов допустимая норма содержания вредных веществ в воздухе (3 мг/м3) превышается в десятки и сотни раз. Причем это не только компоненты отра­ботавших газов автомобильных двигателей, но и твердые частицы, в том числе токсичные резиновая и металлическая пыль. Вряд ли требуются доказа­тельства глобального влияния на тепловой баланс планеты сотен миллионов ТС, энергия двигателей которых в конечном итоге превращается в тепло.

В настоящее время во многих странах мира интенсивно ведется работа по совершенствованию конструкций электромобилей, призванных снизить химическое, тепловое и шумовое загрязнение окружающей среды. Однако массовое применение электромобилей повлечет усиление электромагнитно­го воздействия на биологические объекты и, главное, потребует для зарядки аккумуляторов сооружения мощных электростанций, относящихся, как известно, к одному из основных стационарных источников загрязнения.

Автомобилизация порождает и другие неблагоприятные условия, в том числе и чисто социальные. Например, рост преступности, обусловленный автомобилизацией. Кражи автомототранспортных средств и из них по количеству занимают второе место после квартирных краж. В значительной мере этот процесс обусловлен высокой стоимостью ТС, их деталей и обо­рудования. На этой почве получили развитие нелегальный автомобиль­ный бизнес и связанные с ним мошенничество, вымогательство, банди­тизм. За последнее пятилетие ежегодно официально регистрируется не­сколько тысяч разбойных нападений на водителей и пассажиров ТС, в том числе около 1,5 тыс. с применением огнестрельного оружия. Однако латентность такого рода преступлений, по нашим оценкам, составляла на различных автомобильных дорогах от 80 до 95 %. Существенно возросло число случаев активного противодействия преступников сотрудникам ДПС и других служб милиции. Характерной особенностью преступных посягательств на автотранспортные средства является их чрезвычайно низкая раскрываемость, что порождает у населения устойчивые представления о неспособности правоохранительных органов противостоять пре­ступности.

Это далеко не полный перечень неблагоприятных последствий автомо­билизации. Многие из них, конечно же, носят универсальный характер и не являются специфичными для сферы дорожного движения. К тому же оче­редность решения указанных проблем, к сожалению, зависит от того, уда­ется ли прогнозировать тот или иной процесс. Например, в настоящее время наиболее весомым из них признается ДТА. Однако многие эксперты из западноевропейских стран и США полагают, что совокупные потери от вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду в 2-2,5 раза превышают ущерб от ДТА.
1.2. Роль и основные задачи дорожно-патрульной службы в системе

ОБДД
Очевидно, что без детального правового регулирования сферы, в кото­рой функционируют ТС - источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невоз­можно осуществлять эффективные перевозки грузов и пассажиров. Поэто­му одним из важнейших направлений деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти признается «осуществление государст­венного контроля выполнения законодательства Российской Федера­ции, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения» (см. ст. 5 [1]). Выполнение этой задачи возлагается в основном на специализи­рованные органы, наделенные соответствующими надведомственными пол­номочиями, такие как Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Гостехнадзор Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия РФ, Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ, а также ГИБДД МВД РФ.

Многообразие и большая трудоемкость задач ГИБДД, установленных Положением о Государственной инспекции БДД МВД РФ [7] (далее - По­ложение), приводят к необходимости создания в ее составе функционально самостоятельных подразделений: автотехнической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации дорожного движения, дорожной инспекции, пропаганды, информационного обеспечения, дорожно-пат­рульной службы и др. Важнейшие службы ГИБДД имеют следующие основ­ные задачи:

1. Автотехническая инспекция:

- контролирует соблюдение нормативов, устанавливающих требования к конструкции, техническому состоянию и переоборудованию механиче­ских ТС и прицепов к ним;

- организует и проводит государственный технический осмотр ТС;

- проверяет работу предприятий, фирм, учреждений, ведомств в части обеспечения БДД;

- участвует в осмотре и проверке технического состояния ТС, занятых в перевозках опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов, а также ТС, причастных к ДТП.

2. Подразделения организации дорожного движения и дорожной ин­спекции:

- контролируют соблюдение правил, нормативов и стандартов при про­ектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте авто­мобильных дорог, дорожных сооружений, ЖДП, технических средств регу­лирования дорожного движения, линий городского электротранспорта в части обеспечения БДД;

- изучают условия дорожного движения и принимают меры по совер­шенствованию организации движения ТС и пешеходов;

- согласуют проекты по организации дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах;

- осуществляют методическое руководство деятельностью специализи­рованных монтажно-эксплуатационных подразделений (СМЭП) [1.6], [1.8].

3. Регистрационно-экзаменационные подразделения:

- контролируют исполнение нормативных актов, устанавливающих требования по подготовке водителей ТС;

- принимают экзамены по ПДД и навыкам вождения ТС, а также выда­ют водительские удостоверения;

- регистрируют автомототранспортные средства, выдают их владельцам регистрационные знаки и документы;

- ведут учет автомототранспортных средств;

- осуществляют розыск ТС в процессе регистрационно-экзаменационной работы [6.5], [6.10], [12.5].

4. Подразделения пропаганды:

- осуществляют разъяснение и пропаганду ПДД и других нормативных актов по вопросам БДД с использованием СМИ;

- организуют и проводят работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- разрабатывают методические рекомендации, листовки, информацион­ные бюллетени, брошюры и другие печатные материалы по вопросам БДД;

- организуют смотры, конкурсы, рейды и другие мероприятия по про­филактике ДТА;

- проводят систематическое изучение общественного мнения о работе ГИБДД[1.9].

Рис. 1. Важнейшие факторы, определяющие безопасность дорожного движения

5. Подразделения информационного обеспечения'.

- участвуют в разработке территориальных и межрегиональных планов оперативно-поисковых мероприятий и координируют действия подразделе­ний ГИБДД;

- обеспечивают круглосуточное функционирование федеральной базы данных о ТС, находящихся в розыске;

- осуществляют сбор, обработку и оценку текущей информации о со­вершенных и готовящихся преступлениях, связанных с использованием ТС, и доводят ее по назначению [3.2].

6. Дорожно - патрулъная служба

Актуализация потребности в текущем контроле состояния ТС, парамет­ров ДИ, поведения участников дорожного движения и в немедленном вы­полнении распорядительно-регулировочных действий при возможных ос­ложнениях условий движения, а также исключительно высокая распростра­ненность и латентность правонарушений, связанных с посягательством на безопасность дорожного движения, общественный порядок и права собст­венников транспортных средств, обусловливают необходимость их актив­ного выявления, пресечения и профилактики независимо от родовых объек­тов посягательства. Качественное своеобразие данных проступков, про­являющееся в использовании ТС, в единстве сферы (дорожное движе­ние) и субъектов ответственности, позволяет рассматривать их со­вокупность как некую общность деликтов, образующих один из важ­нейших компонентов управляющего воздействия ГИБДД.

Исходя из анализа правовых, технологических, функциональных и орга­низационно-тактических взаимосвязей, сложившихся внутри и вне элемен­тов подсистемы контроля транспортного процесса, можно выделить ком­плекс задач оперативного плана, выполнение которых целесообразно воз­ложить на специализированную службу ГИБДД- дорожно-патрульную. Согласно Наставлению по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ [13] (далее- На­ставление) к основным задачам ДПС отнесены:

- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного дви­жения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

- обеспечение бесперебойного и безопасного дорожного движения ТС;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

В связи с этим на ДПС возлагаются следующие функции:

- оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи уча­стникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и инте­ресов;

- осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- регулирование дорожного движения, обеспечение организации движе­ния транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопас­ности на улицах, дорогах и иных общественных местах;
- осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;

- осуществление в соответствии с действующим законодательством производства по делам об административных правонарушениях;

- осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, со­действие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

-- проведение в соответствии с действующим законодательством дозна­ния по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуата­ции транспортных средств;

- осуществление в установленном порядке сопровождения транспорт­ных средств;

- выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

- информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;

- участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организация­ми, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профи­лактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения;

- контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площа­дях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

- участие совместно с таможенными органами в осуществлении контро­ля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Феде­рации.

Правовую основу деятельности ДПС составляют Конституция РФ, За­кон РСФСР «О милиции» (далее - Закон) [2], Федеральный закон «О безо­пасности дорожного движения» [I], конституции, законы и иные правовые акты субъектов РФ, нормативные акты МВД РФ, Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ [15], Наставление, а так­же акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полно­мочий.

Из сравнения направлений работы, указанных в Положении [7], можно легко прийти к выводу, что лишь пять из обширного перечня задач ГИБДД (проведение государственного технического осмотра ТС; выдача водитель­ских удостоверений, регистрация и учет ТС, а также согласование проектов строительства, реконструкции, ремонта элементов ДИ; выдача заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта и разрешений на осуществление деятельности по изготовлению специаль­ной продукции)1 выполняются без прямого участия ДПС2. Эта служба явля­ется крупнейшей, объединяя свыше 70 % общей численности сотрудников и материально-технических средств ГИБДД.

Несмотря на относительное многообразие задач, в отличие от других служб ГИБДД ДПС имеет такое их сочетание и формы реализации, кото­рые в наибольшей степени соответствуют набору функций и порядку действий дорожной полиции большинства стран мира.
1.3. Виды и структура подразделений
В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимуще­ственно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрирован­ных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также нали­чия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

1)группа;

2) отдельный взвод;

3) моторизованный взвод (группа);

4) отдельная рота;

5) отдельный батальон;

6) полк.

1 Подробнее см.: Положение [7].

2 Например, если работники автотехнической и дорожной инспекций занимаются контро­лем технических параметров ТС и ДИ, как правило, в рамках заранее запланированных целевых мероприятий (технических осмотров, сезонных обследований и т. п.), то сотруд­ники ДПС делают это путем повседневного оперативного контроля на постах и маршрутах патрулирования.
Наименование «отдельный» указывает на то, что подразделение не вхо­дит в состав более крупного формирования.

В соответствие с типовыми штатами строевых подразделений ДПС ГИБДД [14] группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районных и городских ОВД. Более круп­ные подразделения - отдельные роты, батальоны и полки ДПС - формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило, они подчиня­ются по вертикали- вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям ГИБДД УВД МВД субъектов Российской Федерации) и по горизонтали - тер­риториальным органам внутренних дел (УВД ГОРОВД) (см. рис. 2).



Рис. 2. Схема подчиненности строевых подразделений ДПС

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную слож­ность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация спо­собствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, по­вышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрес­сивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

б) штаб;
в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа административной практики;

е) группа дознания и розыска;

ж) группа пропаганды;

з) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба обеспечения и обслуживания;

л) группа службы;

м) роты (взводы).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


С. Н. Дмитриев
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации